Чайный дом на Мясницкой: путешествие во времени
Джанджугазова Е.А.
Путешествие по Москве, как и в прочем по любому древнему городу не только познавательно, но и чрезвычайно интересно. К счастью в нашей столице, несмотря на разрушительные тенденции нового времени, пока еще остаются «островки» старой Москвы, обладающие удивительно притягательной силой.
Сегодня, речь пойдет об особом направлении в московской архитектуре, которое наиболее ярко проявилось в конце XIX и в начале XX в.в. В этот период времени стремительно богатеющая Москва обустраивалась усилиями купцов и промышленников, предпочитавших дома, соединяющие воедино, казалось бы, совершенно разные архитектурные стили. Так в дополнение к уже существующему «дому-комоду» на Покровке, появился особняк Морозова на Воздвиженке в мавританском стиле, прозванный москвичами «домом-игрушкой»
Однако последующие архитектурные веяния двадцатого столетия были столь радикальны, а главное разрушительны, что сегодня «архитектурные опыты» московского купечества искренне радуют глаз и даже удостоены очень лестного определения – романтическое направление в московской архитектуре. Не случайно, что своеобразной экспериментально Именно на Мясницкой, напротив Главпочтамта, сохранившегося и поныне, стоит «Чайный дом» купца Перлова, прозванный в народе «китайской шкатулкой».
Знаменитый «Чайный дом» на Мясницкой
«Чайный дом» купца Перлова, расположенный по адресу: улица Мясницкая 19 — овеянный легендами знаком, пожалуй, каждому москвичу с детства. Да и разве можно забыть сладковато-пряны
Поколение 1960-70-х, выросшее в эпоху безликих «стекляшек», олицетворявших «расцвет» советской торговли, с замиранием сердца заходили в «китайскую чайную», где можно было заворожено рассматривать причудливые фигуры драконов «стерегущих» вход в этот «чайно-кофейный рай»; гигантские фарфоровые вазы, украшающие высокие стеклянные прилавки; яркие бумажные веера и необыкновенно романтические китайские фонари, освещавшие зал мягким лимонно-желтым светом.
Китайские фонари и вазы в интерьере «Чайного дома»
Китайские фонари и вазы в интерьере «Чайного дома»
Сегодня сухие строки реестра достопримечатель Москвы описывают объект культурного наследия РФ № 7710456000 как строение выполненное в архитектурном стиле Шинуазри, архитекторами Клейном и Гиппиусом в середине 1890-х годов по заказу известного российского чаеторговца С.В.Перлова.
Этот яркий и необыкновенно заманчивый дом — пагода в китайском стиле неожиданно хорошо и прочно вписался в экстерьер старинной московской улицы, добавив свою легенду к этому интересному и в полной мере мистическому месту, хорошо известному москвичам еще со времен, когда на нем стоял дом известного масона генерал-майора Льва Измайлова.
Вслед за ним в доме поселилась чета Кусовниковых, которые, войдя в одну из зал, обитую черным сукном и украшенную скелетом в углу, безумно испугались и распорядились наглухо заколотить все помещения с масонскими атрибутами. Супруги Кусовниковы, известные как своим богатством, так и феноменальной скупостью оставили этому месту свою легенду. Как гласила народная молва, они панически боялись ночных грабителей и каждую ночь забирали шкатулку с ценностями и колесили до утра по московским улицам на своем обшарпанном кабриолете, спасаясь от воров.
Но однажды захворав, они остались на ночь дома, а шкатулку спрятали в камине. Сторож, боясь, чтобы старики не замерзли, развел в камине огонь, и все их сбережения сгорели дотла. Узнав об этом, жена Кусовникова скончалась на месте от горя, а старик Кусовников долго еще хлопотал у городских властей, чтобы ему восстановили сгоревшие ассигнации, но тщетно. Эта неравная борьба с бюрократами свела его в могилу, но великое огорчение от потери богатства не дает покоя душе скряги и бывалые люди говорят, что время от времени в полнолуние у магазина появляется призрак старика в нелепом пальто и пристает к ночным прохожим с вопросом: «Где же мои денежки, где они?»
Говорят, встреча с ним ничего хорошего не сулит, и предвещает непредвиденные расходы или потерю денег. Никто не знает, конечно, как выглядел на самом деле старик Кусовников, но его образ легко вписывается в известный типаж гоголевского Плюшкина, олицетворяющего, наверное, скупердяев всех времен.
Гоголевский персонаж скупердяя
Вместе с тем история дома на Мясницкой продолжалась и через некоторое время часть домовладения перешла к известному чаеторговцу Перлову, по заказу которого и был построен этот удивительный «Чайный дом».
«Чайная империя» купцов Перловых
Сергей Васильевич Перлов был представителем четвертого поколения известной купеческой династии Перловых, отпраздновавших 1-го января 1887 года столетний юбилей своей семейной фирмы. В этот же день всей семье Перловых было пожаловано потомственное дворянство.
«Чайная империя» Перловых к концу 1890-х годов уже имела 130 фирменных магазинов по всей России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась на пожертвования. Род Перловых в купеческой среде был уважаем за энергичную деятельность, порядочность и благородство.
Такую же характеристику снискал себе и владелец «чайного дома» на Мясницкой. О Сергее Васильевиче говорили, что «это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельност
Влияние новых веяний
Участок под строительство дома для чайной торговли был куплен Сергеем Перловым на имя жены в 1875 году. До Перловых его владельцами были известные дворяне: Никон Волков, капитан Григорий Волконский, княжна М.Вяземская и уже упомянутые генерал-майор Лев Измайлов и супруги Кусовниковы. В 1891 году на этом месте после сноса старых построек архитектором Р. Клейном было начато строительство нового каменного трехэтажного дома в стиле позднего ренессанса. Однако связь чайного бизнеса Перловых с Китаем, побудила владельца к переделке фасада в китайском стиле, что придало строению удивительное своеобразие и в дальнейшем сделало его чайному бизнесу отличную рекламу.
Кроме того в этот период времени в России стало чрезвычайно модным новое архитектурное направление — романтический историзм, отличающееся с возвратом в эпоху готики, романского или древнерусского стиля, а иногда и к древней архитектуре Востока.
Работы по созданию будущего «чайного дома» были поручены известному мастеру декоративного оформления домов в национальном стиле К. Гиппиусу, который и осуществил этот проект в 1895-1896 годах.
Фасад здания преобразился, он заиграл разноцветными красками на многочисленных стилизованных накладных керамических деталях. Разнообразные китайские орнаменты, причудливо переплетающиеся с мистическими драконами, полностью изменили внешний вид дома, который стал похож на красочную диковинную шкатулку, привезенную из дальних странствий. Особенное восхищение вызывала двухъярусная башенка «пагода», венчающая здание по центру фасада, она казалась, бесспорно, китайским атрибутом. Заслуживали внимание и рельеф стены с выносными кровельками из черепицы, кованые ворота, ограда крыши и балконов, которые гармонично завершали этот яркий архитектурный образ.
Двухъярусная башенка «пагода»
Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи: «Чай, сахар, кофе», в картуше над входом «Сергей Васильевич Перлов», «Главный магазин». Внутренний интерьер магазина оформлялся одновременно с фасадом и для этого из Китая были завезены фарфоровые вазы, скульптура, мебель, а также громадный напольный ковер работы китайских мастеров. Все это сделало чайный дом уникальным памятником архитектуры, который украсил старую московскую улицу неповторимым восточным колоритом.
Мистические драконы на фасаде «чайного дома»
Вместе с тем появился причудливый дом не случайно. Весной 1896 года Москва готовилась к коронации Николая II. На торжества ожидали прибытия и канцлера Китайской империи Ли-Хунь-Чжана, которого особенно ждали московские чаеторговцы, надеясь заключить с ним выгодные контракты по поставкам китайского чая, так полюбившегося москвичам. Ждали его и конечно братья Перловы – семейная конкуренция, среди которых в этот период обострилась до предела. Каждый старался сделать все возможное для привлечения высокого гостя, чтобы оказать ему должные знаки внимания и получить за это необходимые преференции.
На 1-й Мещанской здание, которым владел старший брат — Семен Перлов специально к приезду высокого гостя декорировали в китайском стиле, задрапировали фасад тканями с иероглифами, означавшими «Добро пожаловать», водрузили на него государственный флаг Китая и одели служащих в яркие красные и желтые одежды – в тон китайским национальным цветам. Младший Перлов — Сергей поступил иначе, он на самом деле превратил свой дом на Мясницкой в декоративную китайскую пагоду. При этом следует отметить, что Сергей Перлов был действительно страстно увлечен искусством Поднебесной, он разместил в жилых покоях дома на Мясницкой свою коллекцию китайской живописи и фарфора. В доме постоянно проходили музыкальные вечера, был устроен домашний театр, которым руководил сам хозяин, слывший личностью яркой и неординарной.
Однако никакие красоты нового «чайного дома» Сергея Перлова не помогли привлечь высокого китайского гостя. Доброжелатели доложили ему, что Семен Перлов является главным наследником всей «Чайной империи» и именно к нему на Мещанскую Ли-Хунь-Чжан и отправился. Однако младший Перлов в этом своеобразном поединке все равно не проиграл, потому что москвичам так полюбилась «китайская шкатулка» на Мясницкой, что вскоре центр чайной торговли переместился именно туда. К сожалению, за советское время «чайный дом» сильно обветшал и в начале 1990-х годов представлял собой весьма печальное зрелище. Но дому как всегда повезло и его удалось спасти при активном участии потомков рода Перловых и общественности, усилиями которых была проведена научная реставрация здания, позволившая сохранить этот замечательный памятник московской архитектуры, соединивший красоту и изящество художественных линий древнего Китая с легендами старейшего московского уголка – улицы Мясницкой.
Литература
1. Лебедева Е. Чайная сага дома Перловых. http://www.pravo
2. http://www. capitalstyle.ru.
1 Так в советское время называлась ул. Мясницкая
Чайный дом на Мясницкой улице в Москве
На Мясницкой улице есть дом, фасад которого сразу навевает китайские мотивы, хотя в народе он известен больше как «чайный дом» купцов Перловых. Но если углубиться в историю этого здания, то на вопрос, «а вы любите чай?», вы всегда сможете ответить: «Да, мне нравится. А еще я знаю, что общего между жемчугом, Николаем II и архитектурным ренессансом». Все подробности в нашем очередном путешествии в прошлое Москвы.
Улица Мясницкая
Первое упоминание об улице Мясницкая встречается в документах за 1482 год. Тогда она брала свое начало от Никольских ворот Кремля, а к XVI веку уже доходила до сен Белого города, сейчас он бы располагался на границе Бульварного кольца. Москва постепенно строилась, и к концу столетия она уже вышла за пределы Белого города и тогда же получила свое название – Мясницкая полусотня. Дело в том, что в дальней ее части появилась слобода мясников, они застроили район мясными лавками и жилыми домами. В конце XVII столетия торговля мясом переместилась ближе к Земляному валу, но название улицы осталось – Мясницкая.
Когда здесь купил земли князь Меньшиков, то земли начали облагораживать, даже начали расчищать пруды, позже получившие название – Чистые. Кардинально сменился состав населения, теперь этот район полюбили дворяне и представители высшего духовенства.
Первые упоминания о территории, где позже построили чайный дом относится к началу XVIII века. Тогда это было несколько дворов, один из которых принадлежал дьяку Федору Мироновичу Сорокину, служивший в Приказе военных дел. В 1719 году участок купил князь Григорий Волконский, но из-за проблем с деньгами вынужден был заложить земли со всеми постройками княжне Марии Вяземской. Через шесть лет она продала имение Льву Васильевичу Измайлову. Потом у участка было много хозяев, они что-то строили, но все изменилось в 1875 году, когда имение на Мясницкой улице не приобрел русский чайный магнат Сергей Васильевич Перлов.
Существует немного другая версия, что еще до этого землю купил его отец Василий Алексеевич Перлов, и лишь после смерти здание перешло младшему сыну, который в этом же году переоформил все документы на усадьбу на имя своей супруги. Тогда так поступали многие, не считая это чем-то зазорным.
Перлов – значит жемчуг
Род Перловых в России впервые упоминается в 1752 году. Есть предположение, что в это время семья занималась добычей речного жемчуга. Родоначальником оказался купец из Рогожской слободы Иван Михайлович (1700 – 1759). Его сын Алексей в 1787 году открыл в Москве розничные лавки, торгующие чаем, а в 1807 году принял загадочную фамилию – Перлов. Историки до сих пор спорят о ее происхождении, но скорее всего фамилия напрямую связана от французского слова perle – что в переводе означает «жемчуг», не от слова – перловка. Недаром позже, когда Перловы получили дворянский титул у них на гербе были изображены жемчужины.
История чая в России
О чае в России узнали еще в XVII веке. Конечно, о нем слышали, когда служивые люди при Иване Грозном побывали в Китае, то они рассказывали о тамошнем ароматном напитке, но никто даже предположить не мог, какое влияние на культуру россиян чай окажет впоследствии. И даже на экономику и мифы о России, которые до сих пор бродят в Европе.
Все началось с того, что в 1638 году монгольский хан Алтан Кучкун принимал русского посла, бояринова сына Василия Старкова. Посол привез богатые подарки: соболя, золото, сукно и дикий мед, как и положено было в то время. Хану подношения пришлись по душе, и он решил ответить тем же – отправил московскому царю богатый караван. И вот там, среди знаменитых монгольских атласов и прочего, лежали свертки с сухими листьями. Кстати, Старков с опасением, но все же принял этот незнакомый дар, ведь эта сушеная трава могла вызывать гнев государя.
В Москве Михаил Федорович приказал боярам попробовать заморской травы. Спустя несколько часов отрапортовали, «Пробовали всяко – трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая». Царь подумал, прежде чем обидеться на такой странный подарок и спросил Старкова, а как в Монголии с травой поступают. Тот объяснил, что «варят их в воде». Когда чай заварили, то все поминали подарок хана только добрым словом, настолько понравился необычный аромат и вкус.
Вскоре запасы закончились и про чай в Москве стали забывать. Только в 1665 году, когда уже другой царь, Алексей Михайлович, как-то занемог желудком. А тут удача, совсем недавно из Китая вернулся очередной посол, Иван Перфильев и у него был запас чая.
Придворный лекарь сначала с большим опасением сам попробовал отвар, но быстро дал заключение: «питие это доброе». Дали царю попить и ему полегчало, а слух о новом лекарстве быстро распространился по царскому двору, а потом по всей Москве. Люди заметили, что чай облегчает похмелье, бодрит во время долгих служб в церкви и заседаний в боярской Думе. Когда хан Алтан приехал в Москву, то этот ароматный напиток уже начал занимать достойное место на богатых столах. Но до всенародной любви оставалось пройти еще много лет.
Купцы Перловы – поставщики Его императорского двора
Надо отметить, что в то время чай был дорог, у него были высокие закупочные цены, плюс риски при доставке, поэтому чаепитие долгое время оставалось привилегией высшего общества. Даже в XVIII столетии его могли себе позволить только дворяне и купцы побогаче. Именно тогда начался чайный бизнес Перловых. Видимо они быстро смекнули, что конкурентов нет, а барыши неплохие. Алексей Перлов решил рискнуть и стал продавать в Москве чай в розницу.
В 1787 году Перлов открыл первые магазины, торгующие чаем на развес. Цены там были божеские, покупать можно было в любых количествах. До этого чай продавался в аптеках как лекарство, денег стоил много.
Таким образом Перлов стал приучать москвичей к новой культуре – чаепитью. Чтобы снизить цену он открыл свое представительство в Кяхте, в одном из центров торговли чаем между Китаем и Россией. Покупая там товар напрямую, минуя посредников он неплохо экономил. А москвичи тем временем покупая новый напиток, все больше к нему привыкали. Следуя за ними чай получил свое благословение и во всей Российской империи. Многие поверили в его чудодейственные свойства, например, «чистит кровь». Но надо отметить, что Православная церковь «китайскую травку» считала «бесовским снадобьем», приравнивая чай к табаку и кофе.
Сыновья Алексея Ивановича – Василий, Михаил и Иван продолжили процветающий бизнес отца. Например, в 1816 году они открыли в Гостином дворе амбар, где продавали чай оптом и снабжали сотни небольших лавок по всему городу. Так «Перловский» чай стал известной и популярной маркой чая, его начали покупать не только дворяне, но и купцы и мещане, а со временем они стали официальными поставщиками императорского двора. Надо сказать, что сортов чая Перловы покупали и завозили много: от элитных, которые даже в Китае не все могли себе позволить купить, и до дешевых. Но любой вкус чая нравился всем. Напиток вытеснял исконно русские взвары и настойки.
Василий Перлов открыл товарищество «В. Перлов с сыновьями», а дела у него пошли настолько хорошо, что он стал продавать чай в Европе и вполне конкурировал с фирмами Англии и Голландии, где тоже полюбили чай. Он даже смог поставлять чай ко двору Габсбургов.
Знаменитый русский литературный критик В.Г. Белинский как-то написал:
«В Москве много трактиров и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».
В 1887 году Перловы в Москве отмечали столетие семейного чайного дела. К этому времени у этой семьи работало около 90 магазинов в России и в Европе, считая 14 магазинов в Москве. Они торговали всеми сопутствующими товарами, в том числе сладостями и даже кофе. За их работу император Александр III пожаловал титул потомственных дворян, как было записано в документе «во внимание к столетней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг».
На гербе поместили чайный куст, который украсил нашлемник герба, шесть крупных жемчужин в честь фамилии, а девиз на гербе гласил: «Честь в труде». Кроме фамильного герба Перловы получили вожделенное звание – Поставщик Дворе Его Императорского Величества. Отметим, что это звание надо было подтверждать практически каждый год. Кроме этого семья Перловых удостоилась почетного звания поставщика чая ко двору императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и Великого Герцога Нассауского.
За кланом Перловых надолго закрепилось звание «чайных королей». Даже после революции они продолжили этот бизнес, но уже в других странах.
Чайный дом на Мясницкой
Братья Семен и Сергей при разделе бизнеса отца не стали конкурентами, каждый выбрал свою нишу в торговле импортным напитком, ставшим, в итоге, национальной особенностью. Хотя бы вспомним самовар, а ведь без чая это был просто нагреватель для воды. На самоваре и чае выросла целая плеяда русских писателей.
Семен Васильевич продолжил направление отца – чай должны покупать все слои населения. А вот Сергей сделал ставку на состоятельных москвичей, для них чай был только элитных, дорогих сортов. Аристократы и купцы оценили этот подход.
Родительский дом на Мясницкой достался Сергею. Надо особо отметить, что Семен Перлов был страстным поклонником азиатской культуры. В его коллекциях было собрано много ценностей из Китая: вазы, живопись, и конечно же, знаменитый китайский фарфор. Многие предметы можно было увидеть в его магазине, даже сегодня их выставляют, но уже в музейных витринах. А это его увлечение в дальнейшем привело к тому, что в Москве появился дом «китайская шкатулка».
В отличие от других московских домов, построенных на рубеже XIX – XX веков, когда их внешний вид продумывался еще на этапе проектирования, со зданием Перловых на Мясницкой все получилось иначе. К тому же здесь вмешалась политика и иностранные торговые партнеры.
Сергею Перлову пришлось перестраивать всю усадьбу. С 1890 по 1893 годы он снес все старые строения и построил новый трехэтажный дом. Архитектором был Роман Клейн, тоже знаковая фамилия в московской архитектуре. Как бы сейчас сказали эксперты, стилем нового здания он выбрал поздний ренессанс.
Дело в том, что в это время в Российской империи возродился интерес к истории страны. Архитекторы исследовали наследие, чудом сохранившееся в веках, и на этой основе разрабатывали свои стили и подходы. А потом предлагали заказчикам, которых эта мода тоже не оставила в стороне.
На первом этаже нового дома работал магазин, торгующий чаем и сопутствующими товарами. На втором и третьем этажах жил хозяин с семьей, была выделена комната для домашнего театра, а в другой молились. Между прочим, там проводил службы сам Иоанн Кронштадтский.
Кроме этого чайная компания Сергея Перлова управляла десятком чайных магазинов в Москве, ему принадлежала чайно-развесочная фабрика на Каланчевке, кстати, она была оснащена по последнему слову техники «с электрической передачей силы», то есть работали электромоторы.
Кроме этого в здании были квартиры, которые сдавались в наем, то есть это был еще и доходный дом. Его внешний облик не особо выделялся среди других зданий, построенных в эти годы, мода диктовала свои порядки, в том числе и в архитектуре.
1896 год для Российской империи был особенным – должна были пройти коронация Николая II Романова. На это мероприятие ждали много гостей, в том числе из Китая должен был приехать Ли Хунь Чжан, он практически руководил в это время внешней политикой Китая.
Историк Москвы Петр Васильевич Сытин писал:
«С Китаем торговали две московские чайные фирмы: С.
Перлова и В. Перлова с сыном. Стало известно, что Ли Хунг-Чанг остановится в доме чайного торговца Перлова, но какого – не знали. С. Перлов ожидал его у себя и поэтому заранее отделал фасад дома и магазина в китайском вкусе. Но гость остановился у В. Перлова на 1-й Мещанской (ныне проспект Мира) улице, и затея С. Перлова себя не оправдала».
Отметим, что именно Ли Хунь Джан подписал союзнический договор между Россией и Китаем в 1896 году.
К его приезду активно готовились и братья Перловы, Сергей решил украсить фасад здания магазина в традиционном китайском стиле. Конечно же, он надеялся, что посол будет у него в гостях и это будет отличным рекламным ходом.
Чтобы кардинально изменить фасад своего дома Сергей Васильевич пригласил знаменитого архитектора Карла Гиппиуса. Тот, осмотрев здание, выслушав требования и пожелания заказчика, решил привнести некоторые изменения. В итоге центральная часть фасада увенчала двухступенчатая пагода с колокольчиками. Это традиционный элемент для всей китайской архитектуры. Рельеф здания стены был оформлен выносными кровельками из черепицы. Вывески для магазина были стилизованы под восточные надписи. На них было написано: «Чай, сахар, кофе», а над главным входом повесили рекламу «Сергей Васильевич Перлов» и «Главный магазин». Это должно было привлечь внимание не только посла, но и покупателей.
Для придания китайского духа, штукатурка на фасаде была разных цветов, применили разные накладные керамические детали. Все это сбыло сложено в сложные китайские орнаменты и фасады дома преобразились до неузнаваемости. Для полного преобразования были установлены кованые ворота с соответствующими рисунками, ограды балконов и крыши дополнили и полностью завершили архитектурный образ, о котором мечтал Сергей Перлов.
Надо отметить, что все скульптурные элементы и прочее, были привезены из Китая, Перлов не поскупился на расходы. Отметим, что Сергей Перлов был не только поклонником китайской традиции, но и ее знатоком. Поэтому принимал самое непосредственное участие при проектировании и создания нового, оригинального дома на Мясницкой. Поэтому ни один из элементов, будь то фигура дракона или китайский фонарик, не появились на фасаде здания просто так. Все было строго подчинено китайским культурным канонам. Все керамические плитки, украшающие до сих пор здание, были сделаны китайскими мастерами.
Большую роль сыграл архитектор Карл Гиппиус. Кстати, он оформлял здания для обоих братьев. Сейчас доподлинно неизвестно, был зодчий в Китае, но во всяком случае, ему удалось очень точно воспроизвести китайские народные мотивы не только на фасаде, но и внутри зданий. Он наделил дом яркими, выступающими объемами кровли, как в китайских пагодах, но в то же время смог сохранить симметрию уже существующего здания. Парадный вход в магазин был сделан из темно-фиолетового мрамора. А сверху двери были сделаны морды животных и рельефное панно с позолоченным павлином. Маленькие китайские колокольчики, только дополнили колорит зданию. Не считая китайские иероглифы.
Гиппиусу удалось совместить черты готики, романского стиля и восточные мотивы, превратив дом чайного купца Сергея Перлова в жемчужину московского градостроительства.
Магазин был оформлен тоже в китайском стиле. Деревянные прилавки были украшены фигурной позолоченной резьбой. В зале стояли большие фарфоровые вазы, украшенные китайскими рисунками. А на пол положили ковер ручной работы. Для привлечения покупателей перед входом поставили две деревянные скульптуры китайцев, которые как бы приглашали заглянуть в магазин чай Перловых. Для удобства гостей в зале были мягкие пуфики и столики, где можно было неспешно дегустировать чай. Кстати, в магазине впервые стали продавать чай в жестяных банках, а для особых покупателей, ценный товар выносили в хрустальных шкатулках.
Но все пошло не так, как надеялся Сергей Васильевич. Посол из Поднебесной предпочел остановится у Семена Перлова, как более старейшего и известного представителя клана Перловых. Его торговый дом «В. Перлов и сыновья» к этому времени в Европе был заслуженно известен. Но магазин на Мясницкой, благодаря стараниям Сергея Васильевича, сохранился до наших дней.
XX век – судьба чайного дома
После Октябрьской революции у магазина и дома началась новая жизнь. В здании сделали коммунальные квартиры. Кстати, вдова Сергея Перлова жила здесь до самой смерти в 1918 году. А число коммуналок было равно количеству окон, в других столичных коммуналках это было излишней роскошью.
Кстати, магазин по продаже чая и кофе продолжал работать, хотя и даже этот магазин «Чай-Кофе стал статусным, получив номер один. Его приравнивали Елисеевскому гастроному. Но несмотря на все усилия, здание ветшало, приходило в упадок. К началу 90-х годов XX столетия один из красивейших домов не только Москвы, но и всей Европы, как утверждают специалисты, требовало полнейшей реставрации.
Потомки Перловых, живущие за границей, обратились к мэру Москвы, Юрию Лужкову, о передаче здания в аренду, так как в России закон о реституции не действует. Вторая жизнь Чайного дома на Мясницкой началась с церковной благотворительности. Сейчас мало кто знает, но братья Перловы вкладывали очень значительные средства в меценатство. Правнучка Сергея Васильевича Жанна Киртбай поставила перед собой две цели: восстановить исторический облик здания на Мясницкой и возобновить в России фамильное дело – чаеторговлю.
Пока искали инвесторов, а все желали только контрольный пакет акций, вышли все сроки. Пришлось Жанне Юрьевне обратится за помощью в Русскую Православную церковь. Те, в свою очередь снова обратились к руководству. Сейчас здание восстановили в первоначальном виде, даже отказались от странного проекта возведения дух этажей, который предлагали некие инвесторы. Для этого пришлось бы укреплять фундамент и кардинально изменять фасад.
Жанна Киртбая в одном интервью сказала:
«Максимально все, что можно было сохранить, мы восстановили в первозданном виде. Оказалось, множество утраченных элементов фасада. Когда я взялась за дело, они просто падали вниз, на тротуар. 148 таких элементов мы заказывали в Китае. Кстати, когда из Китая приехала известный архитектор, она пришла в восторг от этого здания и сказала, что аналогов ему нет ни в Китае, ни в Европе. Дом самобытный, московский, фантазии в нем много, надо его непременно сохранить. А все остальное делала русская реставрационная компания.
Причем нам снова помогал Шамординский монастырь, с которым издавна была связана семья Перловых».
Сейчас воссоздана изначальная расцветка фасада, восстановлены детали декора. А на пагоду вернули утерянные китайские колокольчики.
Внутри здания постарались реставрировать все, что сохранилось: потолок, прилавки, шкафы, и даже шелковое китайское панно. Работы завершились в 2012 году.
Как доехать до Чайного дома
Адрес: Москва, улица Мясницкая, д. 19.
В шаговой доступности от станций метро:
«Чистые пруды» 210 метров пешком;
Станция «Тургеневская» – 160 метров;
Станция «Сретенский бульвар» – 240 метров.
Рекомендуем взять хороший фотоаппарат и прогуляться до Чайного дома на Мясницкой. Посмотреть на него, а заодно окунуться в ароматы элитных чаев. Кстати, в магазине сохраняется атмосфера, которую культивировал Сергей Перлов. В этих волшебных стенах проходят различные тематические встречи и мини-спектакли. Кроме чая и кофе здесь можно купить отличные сувениры.
Вопросы и ответы о Москве. Задайте свой вопрос в интересующей рубрике!
Для Тионе Трайс эта старинная китайская шкатулка стоила того, чтобы ее подождать, а не хранить на полке
Что делает покупку «стоящей»? Ответ у всех разный, поэтому мы спрашиваем одних из самых крутых и сообразительных людей, которых мы знаем — от владельцев малого бизнеса до дизайнеров, художников и актеров **— ** , чтобы рассказать нам историю одной из самых ценных вещей.
Кто? Тионе Трайс — коллекционер и дизайнер винтажных вещей из Бруклина, штат Нью-Йорк. Он начал коллекционировать винтажные вещи и работать с местными продавцами, когда учился в старшей школе в Атланте. Вдохновленный семейными архивами, чернокожими дизайнерами, такими как Шейла Бриджес, и шоу HGTV, на которых он вырос, Трайс начал работать в таких компаниях, как Shabby Chic и HomeStories. В 2021 году Трайс открыл свой физический дизайнерский магазин Of the Cloth, в котором представлены современные и антикварные предметы ручной работы в Краун-Хайтс, Бруклин.
Тионе Трайс несколько месяцев работал вместе с торговцем антиквариатом из Атланты, чтобы приобрести его любимую шкатулку.
Miranda Levingston
Первоначально задуманный как одномесячное всплывающее пространство, посвященное бабушке Трайс, Of The Cloth стал процветающим центром продуманно подобранных предметов. «Будучи афроамериканцем, мне очень сложно быть минималистом, — говорит Трайс. «Потому что мы несли так много нашей истории через предметы — через лоскутное одеяло, через бабушкины кастрюли, фотоальбомы. Поэтому я всегда чувствую, что как черный человек я эссенциалист, потому что у меня есть то, что важно для меня в данный момент и для моей семьи в то время».
Что? Самая ценная вещь Трайса — круглая лакированная шкатулка, созданная в Китае в XIX веке. Шкатулка изготовлена из елового дерева и восходит к провинции Шаньси.
Лакированная шкатулка Трайс стоит на полках магазина «Одежда» среди других сокровищ, которые можно найти в бруклинском магазине.
Марко Галлоуэй
Когда и где?«Атланта в начале 2000-х была заполнена торговцами винтажными предметами, — говорит Трайс. «Все были блестящими. И я пытался понять, как это сделать, действительно пытаясь построить карьеру из воздуха». Трайс начал собирать свою антикварную коллекцию, связавшись с этими дилерами, торгуя часами за небольшими предметами домашнего декора, которые позже были включены в предложения Of The Cloth. «Для меня это забавная история, потому что она показывает, на что я пошел, чтобы создать эту коллекцию. Дело не только в том, что я получил немного денег и что-то купил. Было много: «Я спроектировал пространство, и мне дали стол», — добавляет он.
В 2004 году, когда Трайс пытался начать свою дизайнерскую карьеру и работал на нескольких антикварных дилеров в Атланте, один продавец каждую неделю открывал свой киоск, где перед местной молочной королевой выставлялся многовековой антиквариат. Красная лакированная шкатулка была частью коллекции этого продавца, и ее яркий цвет и нарисованный дизайн сразу же привлекли внимание Трайса. Он работал месяцами, чтобы заплатить за коробку. К концу сезона Трайс провел в винтажном киоске недостаточно часов, чтобы покрыть полную стоимость коробки, но продавец все равно продал ее ему. «Были отложены и другие продукты, над которыми я действительно работал», — вспоминает Трайс. «Одним из них был большой сосновый сундук, а внутри сундука была [лакированная] шкатулка. И он сказал: «Ты знаешь, я собирался дать тебе этот проклятый кусок».0019
Первоначально коробка привлекала Триса как эстетический и полезный объект. «Я люблю все, у чего до меня было много-много жизней и что может иметь функциональные жизни», — объясняет он. «Много раз в этом античном мире нам просто нужно положить [вещи] на полку. Когда я увидел [коробку], я представил себе, что в нее можно складывать вещи, засовывать под кровать, класть туда свои любимые книги. Меня также привлекают глубокие цвета, эти техники, которые существовали всегда, и насколько они неподвластны времени. находятся.» Для Трайса лакированная шкатулка олицетворяет его подход к дизайну и выбору предметов для дома. «Самый важный аспект того, чем я занимаюсь, — это то, что я коллекционер, который делится», — отмечает он. «Все, что я собираю, функционально».
китайский винтажный красный лакированная коробка документов с латунным оборудованием
$ 290 на 1stdibs
Античный китайский красный лак -бокс
$ 695 $ 625
$ 695
$ 625$ 695
$ 625$ 695
$ 625 на$ 695
$ 625$ 695
$ 625.Определение и примеры в бизнесе и финансах
Что такое китайская стена?
Термин «китайская стена», используемый в деловом мире, описывает виртуальный барьер, предназначенный для блокировки обмена информацией между отделами, если это может привести к сомнительной с этической или юридической точки зрения деловой активности. В Соединенных Штатах корпорации, брокерские фирмы, инвестиционные банки и розничные банки использовали китайские стены для описания ситуаций, когда необходимо сохранять конфиденциальность для предотвращения конфликта интересов.
На протяжении многих лет крупные финансовые учреждения использовали политику китайской стены как средство саморегулирования своих деловых операций путем создания этических границ между отделами. Однако эти усилия не всегда были эффективными. Таким образом, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ввела в действие правила, регулирующие обмен информацией между финансовыми учреждениями. SEC ввела штрафы, санкции и юридические последствия для компаний, которые нарушают эти правила.
Основные выводы
- Китайская стена — это деловой термин, используемый для описания виртуального барьера, установленного для блокировки обмена информацией между отделами компании.
- Стена не физическая, а этическая, предназначенная для предотвращения обмена информацией, которая может привести к этическим или правовым нарушениям.
- В финансовой отрасли потребность в таких барьерах возросла с введением в действие Закона Грэмма-Лича-Блайли 1999 года (GLBA), который отменил федеральные законы, запрещающие компаниям любое сочетание банковских, инвестиционных и страховых услуг.
Как устроена китайская стена
Политика строительства китайской стены внутри компании распространена в инвестиционно-банковской сфере. Благодаря своим отношениям с клиентами инвестиционные банкиры часто имеют доступ к закрытой существенной информации о компаниях, котирующихся на бирже, или компаниях, которые собираются стать публичными посредством первичного публичного предложения (IPO). Инвестиционные банкиры несут ответственность за разработку информационных барьеров, которые контролируют конфиденциальную информацию от одного отдела банка к другому и к другим бизнес-подразделениям внутри банка.
Потребность в китайской стене в финансовой индустрии стала более острой после принятия Закона Грэмма-Лича-Блайли 1999 года (GLBA). Закон отменил федеральные правила, запрещающие компаниям предоставлять любую комбинацию банковских, инвестиционных и страховых услуг. GLBA отменил ограничения на такие комбинации, которые действовали со времен Великой депрессии. GLBA также позволила создать сегодняшних финансовых гигантов, таких как Citigroup и JPMorgan Chase.
В последнее время использование термина «китайская стена» было осуждено как культурно нечувствительное. Один судья предложил в качестве альтернативы «стену этики».
Примеры китайской стены
Фирма, предоставляющая финансовые услуги, может иметь корпоративное инвестиционное подразделение, которое действует от имени публичной компании, планирующей поглощение конкурирующей компании. Переговоры носят строго конфиденциальный характер, не в последнюю очередь из-за возможности незаконной инсайдерской торговли информацией. Тем не менее, в той же фирме есть консультанты по инвестициям в другом подразделении, которые могут активно консультировать клиентов о покупке или продаже акций участвующих компаний. Предполагается, что китайская стена не позволит информации о переговорах о поглощении дойти до инвестиционных консультантов.
Необходимость в политике китайской стены была усилена в 2002 году принятием Закона Сарбейнса-Оксли (SOX), который предписывал компаниям более строгие меры защиты от инсайдерской торговли.
Понятие китайской стены существует и в других профессиях. Они могут быть временными или постоянными. Например, если юридическая фирма представляет обе стороны в продолжающемся юридическом споре, между двумя группами юристов может быть установлена временная стена, чтобы предотвратить фактический или предполагаемый сговор или предвзятость.
Особые указания
Китайская стена получила свое название от Великой китайской стены, непроницаемой конструкции, возведенной в древние времена для защиты Китая от врагов. Этот термин вошел в обиход вскоре после краха фондового рынка в 1929 году, когда Конгресс начал обсуждать необходимость установления регулятивных барьеров между брокерами и инвестиционными банкирами.