Методическая разработка на тему: Методика Пятибратовой «Игры с кубиками Зайцева»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Методика Н.В. Пятибратовой
«Игры
с использованием
кубиков Зайцева»
Воспитатель:
Т.М. Таюнда
Наталья Владимировна Пятибратова — не только является последователем Зайцева, но и сама дополняет своими разработками эту «нетрадиционную методику обучения чтению»: книга «Учимся читать с удовольствием»( 32 занятия).
Методика очень подвижна — «можно научить читать не присев на стул».
Задачи:
-развитие речи;
— обучение чтению.
Отличительные особенности:
- Складововой метод(не звук и буква, т.к.это фонемный метод).А склад, не слог- согласный присоеденивший к себе гласный, а теоретическая единица- открытый слог. Склады могут быть как двубуквенные- МА, РА ,так и однобуквенные- А, К ….
- Обучение с 3,5- 4 лет от естественного интереса «что написано, прочитай мне». Возможно и раньше – манипуляции с кубиками.
- Профилактика речевых нарушений и осанки, усталости глаз и гиподинамии.
- Пение обязательно – лучше усваивается и с логопедической точки зрения развивается мелодико — интонационная и ритмическая сторона речи — заикание и другие речевые нарушения. Да и просто веселее.
- Не обязательно знать буквы — лучше полное незнание, так как знание букв предполагает распадание слогов на буквы (фонемное слияние – не складываются слоги и буквы знают, а читать не выходит). Здесь же этот этап – звуко — буквенного слияния минуем и сразу выходим в открытый слог – склад. Но если очень хочется, чтобы сначала были все таки буквы, то есть картинки — ассоциации: жук-ж; папа-п; мама-м; автомат-д; молоток-т; мяч-с; стрекоза-з; барабан-б; кашляющий мальчик-к; рот и зубы-в; самолет-у; леопард-ш; штанга-ы. В них и логопедический аспект- четкие жесты и звукопроизношения. Здесь можно использовать игры:
«Картинка — буква»- буквы закреплены на фланелеграфе, картинки — ассоциации разложены на полу или столе. Ребенку предлагается выбрать соответствующую букве картинку, показать ассоциативное движение, произнести звук и прикрепить картинку к букве.
«Картинка-кубик» — из разложенных картинок — ассоциаций ребенок выбирает любую, показывает движения и произносит звуки, а воспитатель просит «давай подберем картинке кубик» (все разложены на столе).
- Обучаем не занудствуя — 5-10 мин. Играем и меняем действия.
Основные элементы методики:
— кубики, с различными наполнителями: большие железные — звонкие, твердые; большие деревянные — глухие; большие золотые — гласные. Все маленькие кубики — мягкие слияния, а пустые — знаки препинания.
— таблицы, со складами: по ним поют в нужной последовательности — лу, ла, ло,лэ…Они крепятся на уровне головы педагога и используются в начале дня или в образовательной деятельности (1-2 мин.)Здесь можно использовать игры:
«Споем вместе песенку» — пение вместе по таблице и можно дополняя выполнением ассоциативных движений.
«Найди кубик» — воспитатель поет по таблице и затем предлагает ребенку самому спеть. Затем просит найти нужный кубик.
— Складовые картинки, без них обучение не может считаться полноценным, так как схватывается все слово сразу. Они есть цветные или черно-белые (силуэтные). На них изображена картинка и слово (черные буквы показывают ударный склад), а с оборотной стороны слово без картинки (уже при обучении чтению). Происходит развитие наглядно-образного и зрительного мышления.
— Домашняя рабочая тетрадь с заданиями.
Этапы обучения:
1-подготовительный, даже для самых маленьких или знакомство с кубиками:
кубики используются все сразу и выполняются манипуляции с ними.
Игры:
«Классификации» — на полу лежат два обруча и детям дается задание «девочки кладут в свой красный обруч все большие кубики, а мальчики в свой синий обруч-все маленькие кубики»; «девочки кладут в свой обруч все железные кубики, а мальчики – все деревянные». Возможны и другие усложненные варианты.
«Какой кубик звучит»- железный — звонкий, деревянный — глухой…
«Чудесный мешочек» — детям предлагается наощупь узнать большой или маленький кубик; по звучанию – железный или деревянный- глухой или звонкий.
«Назови и покажи» — выбирается картинка –ассоциация «Что это? Скажи, как стучит молоток? (т-т-т) Как играет барабан?(б-б-б) А коготочки?(ш-ш-ш)».
2- пение по таблицам и кубикам.
Игры:
«Баскетбол» -ребенок выбирает кубик, пропевает склады и если все верно бросает в игрушечную баскетбольную сетку.
«Найди пару» — воспитатель выбирает большой кубик и просит ребенка найти ему пару- такой же маленький кубик.
3- выкладывание складов – одно — двубуквенных и затем слов.
Используемые игры:
«Паровозик» — воспитатель показывает гласную букву – паровозик «А» или др. и предлагает детям принести кубики с такой же буковкой. Если дети затрудняются помочь им: «А» — паровозик, а ваши будут вагончики, только тогда поезд поедет!
«Напиши слово» — воспитатель предлагает выложить слово. При затруднении подсказывает поскладовое выкладывание с их проговариванием, возможно сопровождение движениями – ассоциациями. И затем ребенок читает слово.
«Я придумала, а ты отгадай» — воспитатель показывает и называет первый кубик — склад и предлагает ребенку угадать его слово и выложить дальше. Если затрудняются пропеть весь ряд по таблице, вспомнить ассоциативные движения.
4- игры, используются везде.
Основные правила:
— «везде и всегда» — встречаются в развивающей среде и бытовых и в режимных моментах: выкладываем из кубиков — перед едой «что будем кушать?»; «что всем скажем?»; перед прогулкой «куда идем?»; «что возьмем с собой?» и т.п.
— «ритуальность» — из кубиков выкладываем — утром «что скажем друг другу?»; вечером «как будем прощаться?» и т.п. Используем пение по таблицам и кубикам.
— «мотивация» — должно быть желание к обучению. Не хочет сейчас, а в зоне доступа всегда — сам взаимодействуя.
— «запрет на фонемный метод» — убрать все азбуки и звуко-буквенное восприятие, только склад, как единица чтения.
— «печатание после» — когда сформирован механизм чтения «читаем по кубикам любой склад» — если до чтения, то слоги будут распадаться на буквы. Использовать чистоговорки, скороговорки возможно после выработки «механизма чтения».
— «занятия 2-3 р. в неделю» — длительность 30-40 мин. Научились читать и совершенствуемся без кубиков, затем понимание смысла читаемого, знаки препинания и выход в книгу. При этом кубики уже не нужны, а таблицы еще используются.
«С- ПА-СИ-БО»
nsportal.ru
Пятибратова Н.В. Изучаю и запоминаю буквы (набор) [IMAGE]
Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,…
- 517,68 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. «Нарушение звукопроизношения у детей». Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ…
- 77,29 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от…
- 34,23 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка…
- 72,07 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
М. : Робинс, 2013. — 45, [3] с. : ил. — ISBN 978-5-4366-0177-9. Незаменимое пособие для постановки самых сложных звуков, новый и эффективный способ увлечь ребёнка речевыми занятиями. В книге вы найдёте 20 объёмных занятий, по 3-5 заданий в каждом. Это пособие вы также можете использовать как дополнительный материал к домашним заданиям логопеда, с которым занимается ваш…
- 7,54 МБ
- добавлен
- изменен
М.: Генезис, 2009. — 56 с. «Домашняя тетрадь» является первым материалом, по которому можно работать с «кубиками Зайцева» в плоскостном варианте. Тетрадь является приложением к книге «Учимся читать с удовольствием!», но может использоваться и как самостоятельное пособие. Главное условие — ваш ребенок должен обучаться чтению и письму по методике Н.А.Зайцева. Тетрадь можно…
- 43,42 МБ
- добавлен
- изменен
Пятибратова Наталия Владимировна | сайт логопеда-дефектолога
Не стыдно не знать. Стыдно не учиться.Здравствуйте. Меня зовут Наталия Пятибратова. Человек я, как говорят, «широко известный в узких кругах». Давно и глубоко занимаюсь проблемами коррекционной педагогики, так как по образованию являюсь деошкольным дефектологом. Другими словами, знаю, что и как нужно делать, если у малыша любого возраста есть те или иные отклонения в развитии. Несмотря на то, что вот уже 15 лет я работаю в большей степени логопедом, остальные направления дефектологии всегда где-то рядом. Мне вообще кажется, что в нынешнее время логопеду крупно повезет, если к нему приведут ребенка с нарушением речи — и только. Приходится сталкиваться и с умственной отсталостью, и с ДЦП, и с аутизомом, а уж про деток с СДВГ я и не говорю — их легион. Поскольку я возглавляю коррекционное направление в детском центре, в мою компетенцию входит помощь не только деткам, но и специалистам: логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям. Всем тем, кто сталкивается с ЛЮБОЙ проблемой воспитания и обучения ребенка и не знает, что с этоим делать. Кроме этого, я активно внедряю в жизнь инновационные технологии и обучения детей с нарушениямти речи. Прежде всего — это мое детище «Логопедическая Монтессори-группа», очень и очень востребованный проект в нашем центре, немотря на то, что центр у нас коммерческий. Детки пришли в логогруппу и с алалиями, дизартриями, общим недоразвитием речи, где третьим уровнем и не пахло, с ЗПР, СДВГ, были и малыши с эпилепсией и нарушением зрения. Как преподаватель на курсах повышения квалификации логопедов я работаю также очень давно, поэтому имею возможность внедрять свои идеи в общелогопедическую практику довольно широко. Так, обучение детей с ОНР по кубикам Зайцева давно стало моим «коньком». Разбудите меня ночью — прочитаю пятичасовую лекцию без запинки:). Моя любовь к вышеозначенным направлениям в логопедии нашла выражение в книгах и статьях, их нетрудно найти в Интернете. Надеюсь, что и мои выступления в СМИ не останутся без вашего внимания (радио «Маяк», «Детское радио», ТВ). Мне нравится помогать своим коллегам. Нередко я консультирую по телефону, бесплатно, и по мэйлу. Кстати, задать свой вопрос относительно совего ученика или ребенка вы всегда можете на форуме журнала «Лиза.Мой ребенок», где я бессмено работаю экспертом вот уже пятый год, а также в бесплатной детской консультации на сайте www.razvivalki.ru И, о чудо, скоро, очень скоро, состоится защита моей диссертации! Моя нетленка уже написана, дело за малым. Пожелайте мне удачи, потому что это ужасно страшно — защищать диссертацию… Человек я публичный, тыщу раз выступала и на конференциях, и семинары веду на 30-50 человек, а перед научным сообществом трясусь, как студентка:) Вобщем, пишите, спрашивайте, заходите на мою страничку в соц.сети «Мой мир». Я всем рада!
С уважением, Пятибратова Наталия.
О себе
Здравствуйте. Меня зовут Наталия Пятибратова. Скоро мне стукнет 36 лет (о ужас!)
Человек я, как говорят, «широко известный в узких кругах». Давно и глубоко занимаюсь проблемами коррекционной педагогики, так как по образованию являюсь деошкольным дефектологом. Другими словами, знаю, что и как нужно делать, если у малыша любого возраста есть те или иные отклонения в развитии. Несмотря на то, что вот уже 15 лет я работаю в большей степени логопедом, остальные направления дефектологии всегда где-то рядом. Мне вообще кажется, что в нынешнее время логопеду крупно повезет, если к нему приведут ребенка с нарушением речи — и только. Приходится сталкиваться и с умственной отсталостью, и с ДЦП, и с аутизомом, а уж про деток с СДВГ я и не говорю — их легион. Поскольку я возглавляю коррекционное направление в детском центре, в мою компетенцию входит помощь не только деткам, но и специалистам: логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям. Всем тем, кто сталкивается с ЛЮБОЙ проблемой воспитания и обучения ребенка и не знает, что с этоим делать. Кроме этого, я активно внедряю в жизнь инновационные технологии и обучения детей с нарушениямти речи. Прежде всего — это мое детище «Логопедическая Монтессори-группа», очень и очень востребованный проект в нашем центре, немотря на то, что центр у нас коммерческий. Детки пришли в логогруппу и с алалиями, дизартриями, общим недоразвитием речи, где третьим уровнем и не пахло, с ЗПР, СДВГ, были и малыши с эпилепсией и нарушением зрения. Как преподаватель на курсах повышения квалификации логопедов я работаю также очень давно, поэтому имею возможность внедрять свои идеи в общелогопедическую практику довольно широко. Так, обучение детей с ОНР по кубикам Зайцева давно стало моим «коньком». Разбудите меня ночью — прочитаю пятичасовую лекцию без запинки:). Моя любовь к вышеозначенным направлениям в логопедии нашла выражение в книгах и статьях, их нетрудно найти в Интернете. Надеюсь, что и мои выступления в СМИ не останутся без вашего внимания (радио «Маяк», «Детское радио», ТВ). Мне нравится помогать своим коллегам. Нередко я консультирую по телефону, бесплатно, и по мэйлу. Кстати, задать свой вопрос относительно совего ученика или ребенка вы всегда можете на форуме журнала «Лиза.Мой ребенок», где я бессмено работаю экспертом вот уже пятый год, а также в бесплатной детской консультации на сайте www.razvivalki.ru И, о чудо, скоро, очень скоро, состоится защита моей диссертации! Моя нетленка уже написана, дело за малым. Пожелайте мне удачи, потому что это ужасно страшно — защищать диссертацию… Человек я публичный, тыщу раз выступала и на конференциях, и семинары веду на 30-50 человек, а перед научным сообществом трясусь, как студентка:) Вобщем, пишите, спрашивайте, заходите на мою страничку в соц.сети «Мой мир». Я всем рада!
С уважением, Пятибратова Наталия.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Братья Стругацкие (ПСС), «Джейн Эйр», А.П.Чехов, Шолохов («Тихий Дон» — огромное впечатление произвел), «Наталья» (автора забыла), и многие, многие другие..
Мой взгляд на мир
Оптимистический.
Мои достижения
Мои публикации:
Список опубликованных работ Н.В. Пятибратовой
1. Обучение чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Развитие и коррекция. М., 2000. — N 7. — С. 29-34.
2. Учимся читать с удовольствием! (пособие для логопедов) // изд-во «Гном и Д». М., 2006.
3. Использование кубиков Зайцева при обучении грамоте детей с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2006. — N 1 — С. 20-23.
4. Возможности сочетания кубиков Зайцева с элементами Монтессори-педагогики в средней логопедической группе //мат-лы конференции «Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева». Минск, 2006 — С. 26-31.
5. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева» // изд-во «Унисерв», М., 2007.
6. Чудесные кубики // «Лиза. Мой ребенок.» М., 2007. — N 4 — С. 130-136.
7. Сыпь песок, лей водичку! // «Лиза. Мой ребенок». М., 2007. — N 8 — С.66-70.
8. Каша во рту // «Лиза. Мой ребенок». М., 2007. — N 10 — С. 146-149.
9. Что такое логосад? // «Лиза. Мой ребенок». М., 2007. — N 11 — С. 162-165.
10. Живчик с моторчиком // «Лиза. Мой ребенок». М., 2007. — N 12 — С. 32-36.
11. Сами с усами! // «Лиза. Мой ребенок». М., 2007. — N 12 — С. 158 -162.
12. Что поможет? Компьютер! // «Лиза. Мой ребенок». М., 2007 — N 12 — С. 164-166.
13. Один дома // «Лиза. Мой ребенок». М., 2008 — N 2 — С. 106-108.
14. Игра по правилам // «Лиза. Мой ребенок». М., 2008 — N 4 — С. 126-132.
15. Как разговорить молчуна? — DVD для родителей детей 2-3 лет. Компания «Полезное видео», апрель, 2008 г.
16. Как помочь малышу красиво говорить – DVD для родителей детей 4-6 лет. Компания «Полезное видео», апрель, 2008 г.
17. Помощь отстающим // «Здоровье школьника». М., 2008 — N 5 — С. 62-65.
18. Давайте почитаем! // «Лиза. Мой ребенок».М., 2008 — N 6 — С. 100 -106.
19. По словечку // «Лиза. Мой ребенок». М., 2008- N 6 — С.168- 172.
20. Любая непогода нам нипочем! // «Лиза. Мой ребенок». М., 2008 — N 10 — С. 206 — 207.
21. Эврика! // «Лиза. Мой ребенок». М., 2008 — N 11- С. 264 — 267.
22. Лесные тропинки (логопедическая спортивная игра), ноябрь, 2008.
23. Учимся читать и писать — DVD для родителей детей 3-7 лет. Компания «Полезное видео», декабрь, 2009.
24. Отвечает логопед (книга для родителей) // Изд. «Унисерв», М., 2009.
25. Мама всегда с тобой! // «Лиза. Мой ребенок». М., 2009 — № 4. С. 142-144.
26. Волшебные кубики Зайцева // «Няня», М., 2009 — № 4.С. 69-71.
27. Готовим руку к письму // « Лиза. Мой ребенок», М., 2009 — № 8.С. 88 – 90.
28. Изучение состояния процессов внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР // «Дошкольное воспитание», 2009 — № 6. С.82-88.
29. Элементы Монтессори-педагогики в работе логопеда // «Логопед», М., 2009 — № 5.
30. От рождения до года // «Лиза. Мой ребенок», М., 2009 — № 11. С. 66 – 70.
31. Особый путь для ребенка // «Лиза. Мой ребенок», М., 2009 — № 11. С.180 – 184.
32. Складовой метод обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век, 2009 — № 3.
33. Первое слово крохи // «Лиза. Мой ребенок», М., 2010 — № 3. С. 128 – 130.
34. Это что за детский лепет? // Лиза, М., 2010 — № 3.
35. Комплексный подход к обучению чтению дошкольников с ОНР (старшая группа) //Логопед, М., 2010 — № 3.
36. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори (для детей 4-6 лет). Пособие для логопедов. — изд-во «Сфера», М., 2010.
37. Развиваем ручки // «Лиза.Мой ребенок», М., 2010 — № 9.
38. Учим великий и могучий // «Лиза.Мой ребенок», М., 2011 — № 7.
39. Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век, М., 2011 — № 2.
40. Учимся говорить красиво. DVD для родителей детей 3-4 лет. Ноябрь, 2011.
41. Учусь говорить правильно. Книга для родителей с DVD. Ноябрь, 2011.
Выступления в СМИ.
1. Телеканал «Столица»: гость в программе «Вопрос дня». Тема «Дисграфия, дислекия», 2008 г.
2. Телеканал «Мать и дитя»: гость в программе «Бэби бум». Тема «Развитие речи малыша», 2009 г.
3. Телевидение юго-восточного округа г. Москвы: гость в программе «Осторожно: дети». Тема «Дисграфия», 2011 г. Ссылка: http://video.mail.ru/mail/nata_757575
4. Телевидение юго – восточного округа г. Москвы: гость в программе «Осторожно: дети». Тема «Заикание», 2011 г. Ссылка: http://video.mail.ru/mail/nata_757575
5. Телеканал «ТДК»: гость в программе «Наши дети». Тема «Кубики Зайцева», 2011 г. Ссылка: http://video.mail.ru/mail/nata_757575
6. Радиостанция «Маяк»: гость в программе «No smoking show» с ведущими А.Комоловым и О. Шелест. Тема «Речевые нарушения», 2011 г. Ссылка: http://www.radiomayak.ru/tvp.h.
7. Радиостанция «Маяк»: гость в программе «No smoking show» с ведущими А.Комоловым и О. Шелест. Тема «Готовность к школе», 2011 г.
8. «Детское радио»: гость в программе «Только для взрослых». Тема «Ребенок плохо учится», 2011 г. Ссылка: http://deti.fm/programs/tdv
Моё портфолио
Здравствуйте. Меня зовут Наталия Пятибратова. Человек я, как говорят, «широко известный в узких кругах». Давно и глубоко занимаюсь проблемами коррекционной педагогики, так как по образованию являюсь деошкольным дефектологом. Другими словами, знаю, что и как нужно делать, если у малыша любого возраста есть те или иные отклонения в развитии. Несмотря на то, что вот уже 15 лет я работаю в большей степени логопедом, остальные направления дефектологии всегда где-то рядом. Мне вообще кажется, что в нынешнее время логопеду крупно повезет, если к нему приведут ребенка с нарушением речи — и только. Приходится сталкиваться и с умственной отсталостью, и с ДЦП, и с аутизомом, а уж про деток с СДВГ я и не говорю — их легион. Поскольку я возглавляю коррекционное направление в детском центре, в мою компетенцию входит помощь не только деткам, но и специалистам: логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям. Всем тем, кто сталкивается с ЛЮБОЙ проблемой воспитания и обучения ребенка и не знает, что с этоим делать. Кроме этого, я активно внедряю в жизнь инновационные технологии и обучения детей с нарушениямти речи. Прежде всего — это мое детище «Логопедическая Монтессори-группа», очень и очень востребованный проект в нашем центре, немотря на то, что центр у нас коммерческий. Детки пришли в логогруппу и с алалиями, дизартриями, общим недоразвитием речи, где третьим уровнем и не пахло, с ЗПР, СДВГ, были и малыши с эпилепсией и нарушением зрения. К слову, для меня нет проблем выстроить работу с дисграфиком и дислексиком,а также со взрослым клиентом. Как преподаватель на курсах повышения квалификации логопедов я работаю также очень давно, поэтому имею возможность внедрять свои идеи в общелогопедическую практику довольно широко. Так, обучение детей с ОНР по кубикам Зайцева давно стало моим «коньком». Разбудите меня ночью — прочитаю пятичасовую лекцию без запинки:). Моя любовь к вышеозначенным направлениям в логопедии нашла выражение в книгах и статьях, их нетрудно найти в Интернете. Надеюсь, что и мои выступления в СМИ не останутся без вашего внимания (радио «Маяк», «Детское радио», ТВ). Мне нравится помогать своим коллегам. Нередко я консультирую по телефону, бесплатно, и по мэйлу. Кстати, задать свой вопрос относительно совего ученика или ребенка вы всегда можете на форуме журнала «Лиза.Мой ребенок», где я бессмено работаю экспертом вот уже пятый год, а также в бесплатной детской консультации на сайте www.razvivalki.ru И, о чудо, скоро, очень скоро, состоится защита моей диссертации! Моя нетленка уже написана, дело за малым. Пожелайте мне удачи, потому что это ужасно страшно — защищать диссертацию… Человек я публичный, тыщу раз выступала и на конференциях, и семинары веду на 30-50 человек, а перед научным сообществом трясусь, как студентка:) Вобщем, пишите, спрашивайте, заходите на мою страничку в соц.сети «Мой мир». Я всем рада!
С уважением, Пятибратова Наталия.
Добавить грамоту в портфолиоУчимся читать: три методики — Летидор
Методика обучения чтению по Зайцеву основана на складовом принципе — то есть читать детей учат не по слогам, не по буквам, а по складам. Зайцеву удалось создать стройную, логичную и красивую систему обучения чтению, которая не только удобна для преподавателя, но учитывает интересы и потребности ребенка.
Склад — это фонема, которую образует отдельно стоящая буква (П, В, Б, А, Я и т.д.) , сочетание согласной с гласной (БУ, МУ, ЛО, РО, ВЫ), а также согласная с твердым или мягким знаком (пь, мь, вь, сь, шь). «По слогам читать непросто – от одной до десяти букв в них бывает, — пишет Зайцев, — «Псков, вскользь, встрянь, всласть». Другое дело – склады. Даже длинное слово «КОМПЬЮТЕР» легко раскладывается на «КО — М- ПЬ- Ю- ТЕ-Р». Девять букв и всего шесть нажатий на таблице – клавиатуре. Такой «экономный» способ письма позволяет много писать, не напрягая руку малыша упражнениями в тетрадках.
Как и Монтессори, Зайцев считает, что путь к чтению лежит через письмо. Поэтому с самого первого занятия с малышами много пишут: слов, словосочетаний, предложений — кубиками или указкой по таблице.
Таблица складов Зайцева, по Шаталову, является типичной опорным конспектом учителя – предметника, который талантливо систематизировал материал. Выделены цветом гласные и согласные, размером – твердые и мягкие, звуком и цветом — глухие и звонкие. Звонкие кубики звенят, а глухие – гремят. Принципиально то, что ребенок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению.
Выход в чтение через пение – неотъемлемый принцип методики. Поэтому склады поются. Поются, а не проговариваются на кубиках (одновременно показываем и называем), поются по таблицам (слева направо, сверху вниз), поется и «Алфавит», с которым знакомятся чуть позже. Отслеживание песенок глазами помогает малышам запоминать склады, а также готовит к будущему чтению: глазки ребят скользят по строчке слева направо.
Чтобы научить ребенка чтению по Зайцеву, понадобится несколько пособий. Самое важное — набор «Кубики Зайцева», включающий в себя таблицы, развертки кубиков, аудиодиск с попевками и методичку. Сегодня также можно купить собранные кубики, готовые к работе. Они, в отличие от классических картонных, из пластмассы, таблицы меньшего размера легко расположить на стене любой квартиры.
Очень хорошо дополняет кубики музыкальное пособие «Читай и пой» — русские народные и авторские песенки Г. Струве, которые можно петь с листа. Слова песен набраны крупным шрифтом по складам, с выделением ударного склада.
«Складовые картинки», на мой взгляд, полезно иметь не только для обучения чтению, но и речевому развитию, расширения кругозора. Картинки с крупными подписями объединены в тематические группы: «Кто вокруг меня живет?», «Что вокруг меня растет?», «Продуктовый магазин», «Детский мир».
Научить ребенка читать можно по любой методике, особенно если малыш к этому готов и хочет научиться, но с помощью кубиков Зайцева это можно сделать гораздо быстрее, легче и эффективнее.
Первые занятия по Зайцеву
Пение по таблице
Пропевать попевки по таблице желательно каждый раз, когда вы занимаетесь. Позвольте ребенку двигаться, а сами пойте попевку и показывайте на склады. Очень помогает игра «сели – встали». Когда поем «большие» склады, встаем на носочки, когда поем «маленькие» — приседаем.
Поедем через железную страну
Я сажаю малышей в поезд на стульчики и говорю, что сейчас поедем по «железной стране», пою только звонкие склады. Внимание держится до конца строки.
Сортировка
Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, сюда – железные. Послушай: эти звенят, а эти – гремят.
Классифицировать можно не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще и по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).
Меткий стрелок
Если кубики у вас новые, из плотного картона, да к тому же заклеены скотчем, можно поиграть в меткого стрелка. Для этого вам понадобится корзина и кубики. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все деревянные пусть лежат на полу.
Кегли
Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. В середине сделайте отверстие. В отверстие положите кубики. А теперь приготовьте небольшой мягкий мячик. Будем сбивать кегли. Как только сбили бутылку с кубиком, кубик надо вытащить, он «споет» малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все четыре кубика не будут пропеты.
Поющие башенки
С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. Так, одной полуторагодовалой девочке, с которой я играла, очень нравилось строить огромную башню. Каждый новый этаж восхищал ее. А потом все склады башни я ей пропела.
Паровоз
По квартире на полочках и столах раскладываем кубики. Говорим малышу: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: чух-чух-чух, а когда подъезжает к станции — «ту-ту». Все пассажиры готовы? Двигаемся держа друг за друга за талию (мама, разумеется, вприсядку), а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его. Мы приехали на станцию – БУ.
Неси кубик!
Дети очень хорошо отзываются на такую игру. Неси мне кубик, я спою тебе песенку. Спели – отложили в сторону, неси другой. Даже если кроха не пытается за вами повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.
Как тебя зовут?
Этот пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев: «Как тебя зовут? — Ка-тя. Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи папе, бабушке, братику. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?»
Читайте также:
Отгадай загадку!
Тренируем творческое мышление
Система Монтессори: опыт педагога
Ехал Грека через реку: скороговорки и развитие речи
letidor.ru
Обучение чтению по методике Зайцева
Обучение чтению по методике Зайцева — Все для студентаТеги, соответствующие этому тематическому разделу
Файлы, которые ищут в этом разделе
Доверенные пользователи и модераторы раздела
Активные пользователи раздела
- Без фильтрации типов файлов
Методическое пособие для педагогов и родителей. — Москва, 2000. Пособие составлено на основе опыта работы с детьми дошкольного и школьного возраста по методике Н.А. Зайцева. Книга является сборником игр, составленным в определенном порядке, удобна для семейного и группового педагогического творчества. «Игротека…» также содержит в себе попытку проанализировать необычные…
- №1
- 96,14 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
М.: Олма Медиа Групп, 2007. Обучение с пелёнок. Как заниматься с малышом. Как научить ребёнка читать. Как делать складовые игры и пособия.
- №2
- 9,50 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Учебное пособие. — 6-е изд. — СПб., 2007. Пособие предназначено для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие успешно используется при обучении детей и взрослых, для которых русский язык…
- №3
- 8,06 МБ
- добавлен
- изменен
www.twirpx.com
Наш оригинальный способ — как научить читать ) — запись пользователя Алла (Nirida) в сообществе Детские книги в категории Читаем после азбуки. Книги для первоначального чтения
пусть говорят вконтактеДля начала скажу, что выучив все буквы за месяц с помощью игры ЗВЕРОБУКВЫ (а было это еще в далекие три годика) я думала - все, сейчас зачитает!...Ах это святая наивность мамочек первенцев))
в 3.8 она могла складывать слоги по букварю Жуковой
Могла прочитать пару слов
но все это шло так туго и медленно, я видела, что даже пятимянутные занятия ей не нравятся, ей просто приходится очень сильно напрягаться ради совершенно непонятного результату, абстрактного "научиться читать".
Кажется, потом, на просьбы почитать она начала убегать в другую комнату....))
Проблема была еще в том, что домашние книги вообще не воспринимались как объект для самостоятельного чтения. эти книги как бы априори родители читают и не было понимания и желания читать их самой.
Потом я придумала самодельные книжки
купила наклейки с принцессами диснея, пустые блокнотики - клеила наклейку и писала простенький текст на каждой странице, буквально 3-4 слова. эти книжечки до сих пор любимы дочкой.
Прочитали набор книжек от татьяны руситы и Пипа
и опять стопор - возвращаться к букварю желания никакого, мелкие книжки закончились)
и тут появилась идея - уже давно у нас в ходу разные самодельные плакаты
-календарь
-время
-утренние дела
-как собрать вещи на занятия
-самостоятельное одевание (ну это старичок совсем,наш первый плакатик, так и не сняли))
нужно было что-то похожее,но все стены уже заняты
и тут пришло озарение где человека ничего не отвлекает, отойти он не может и смотрит в одну точку?? ну конечно, в ТУАЛЕТЕ!)))
там у нас тоже есть плакат)) но его подвинули ради такого дела)
нужны были короткие рассказы, чтоб на 1 зубок - но еще и с картинками - а то не интересно!
первые я нарисовала, а дальше вспомнила про тексты с картинками вместо слов, которые используют на начальных этапах чтения.
ОНИ то нас и спасли! облазив интеренет я нашла около 100 штук
от простых до вполне полноразмерных рассказов
я думаю деткам, которые еще не могут читать предложения будет достаточно слов в сопровождении картинки.
И пошло! а самое главное - это самостоятельное чтение, к которому никто не принуждает.!
вот так выглядит это на нашей двери
таким способом от еле еле по слогам за пару месяцев мы пришли к быстрому чтению, без просьб "Давай почитаем" и вообще без моего участия( ну кроме распечатывания и смены текстов)
кстати дочка сама просит новую историю -Поменяй, пожалуйста - говорит- а то эту я уже 3 раза прочитала)))
Кому интересна тема обучения чтению, заходите в группу Вконтакте , там выложила ссылку на архив с текстами! (в обсуждениях)
www.babyblog.ru