Разновидности ударов в бильярде
Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача — осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях «в лоб»: выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.
Виды ударов кием по битку
Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:- Клапштос — биение в центровую зону мишени. Стартовый удар, с которого ведет начало шлифовка бильярдной техники. Остальные биения с отодвиганием от центровой точки именуют «эффе». Один из главных, дающим возможность «укласть» шар достоверно. При биении чётко по его центральной точке в плоскости, напротив поверхности бильярда, биток делает лишь ритмичное движение вперед и, соприкоснувшись с «чужим» шаром, остается на месте. Шар, что в игре отпрыгнет в заданном направлении.
- Накат — биение выше центровой отметки шара. Не редко возникает необходимость, связанная с тем, чтобы «свой» шар, минуя столкновения с «чужим» вышел вперед. Для данной цели накладывается медленный продолговатый удар в верхнюю область битка. Здесь же биток, помимо толчка в сторону от игрока, поймает колебательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на секунду, продвинется вперед. Как нельзя, кстати подходит для дебютантов, делается просто, прицел при задаваемом ударе достаточно точен.
- Оттяжка — биение ниже центровой точки шара. Отличается от наката большей сложностью, поскольку шару стоит задать противоположное горизонтальное кручение. Когда возникает надобность в отхождении «своего» шара назад, то удар направляется в нижнюю область битка. Здесь же, в противовес накатному удару, наряду с замедленным движением вперед биток будет награждён верчением вокруг горизонтальной оси в противоположный бок и, задержавшись на месте, минуя удар, скатится назад.
4. Правый боковик — удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.
5. Левый боковик — удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.
Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.
6. Верхний правый боковик либо накат вправо — удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:
— поступательное вперед;
— ускоряющее движение — накат;
— некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.
7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.
8. Нижний правый боковик или оттяжка вправо — биение в зону вправо и вниз от середины битка. Здесь шарк после столкновения «оттягивается» чуть назад и вправо.
9. Нижний левый боковик или оттяжка влево — удар в область слева и вниз от центровой точки шара. Позволяет «свой» биток «оттащить» назад и влево, при соприкосновении с играемым.
Типы ударов битком по прицельному шару
С учётом удара битка по прицельному шару, разделяют два подвида ударов: прямой и резаный.
«Прямой» удар
«Прямыми» шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.
Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется «прямой», наносящийся сквозь весь бильярдный стол, «свой» шар отдален от мишени на внушительное расстояние.
Подобный удар запрашивает огромной прицельной точности.
«Резаный» удар
«Резкой» называют игроки сыгрывание шаров, находящихся вне линии, сосредотачивающей ударные центры и лузы. «Резать» во множестве ситуаций лучше, когда видна зона цели. Если шары размещены под углом в 90 градусов, то такое положение считается «предельным».
Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:
· дуплет;
· резаный дуплет;
· круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром , пересекет траекторию его хода к лузе)
Дуплет
Шар находится, вплотную соприкоснувшись к любому из бортов. Классические удары кием здесь не помогут.
Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко «в лоб», в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.
Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.
Резаный дуплет
Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть «в лобовую». Шар необходимо «резать». От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.
Круазе-оборотный
Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.
duplet.by
Глава IV. ОСНОВНЫЕ УДАРЫ НА БИЛЬЯРДЕ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ
Зависимость движения шара от силы, угла и направления удара, точки прицеливания можно определить и посредством математических расчетов. Еще в 1835 году французский ученый-механик Гюстав Гаспар Кориолис опубликовал работу «Математическая теория явлений бильярдной игры». Это была попытка «заформулировать» и «теоретизировать» игру на бильярде. Безусловно, эта публикация внесла большой вклад в развитие и совершенствование бильярда (хотя бы потому, что именно Кориолис доказал возможность возвратного движения «своего» шара после столкновения с «чужим»), в ней нет практических рекомендаций для игроков. Поэтому обучение игре в бильярд происходит в основном в ходе практических занятий, методом проб и ошибок. Здесь именно знание теоретических основ значительно упрощает эту задачу. Но в бильярде нельзя преуспеть только в теории, сумев просчитать ходы и предусмотреть последствия каждого удара. Надо еще суметь правильно реализовать эти удары. Как это совместить? Только упорным трудом.
В бильярде возможно бесчисленное множество самых разнообразных ударов, так как удар можно нанести в любую точку шара. Каждый удар включает в себя два аспекта: удар кием непосредственно по битку и удар битком по прицельным шарам.
В зависимости от того места на битке, по которому наносится удар, все удары делятся на две категории, резко отличающиеся друг от друга:
1. удары, производимые в любую точку половины шара, обращенной к играющему;
2. удары, производимые в половину шара, обращенную от играющего. Такие удары можно наносить исключительно в верхнюю половину шара.
Теоретически этими двумя категориями ударов исчерпываются все удары кием по битку. Как правило, все эти удары влекут за собой поступательное движение шара вперед по направлению от играющего, а некоторые удары, кроме того, вызывают возвращение «своего» шара (битка) обратно после прикосновения к другому шару или постановку его на определенной точке бильярда. Обратное же движение шара зависит от силы удара и от точки приложения на шаре этого удара.
Физическая сущность бильярдной игры заключается в столкновении тел (шаров) в результате придания им поступательного и вращательного движения. Причем если удар кием приходится на геометрический центр шара, то последний, согласно физическим законам столкновения тел, движется прямолинейно. При других же ударах шары могут двигаться в различных направлениях: по прямой вперед и назад, по параболе, с перескоком. Различно и вращение шаров. Это может быть вращение вокруг вертикальной оси, вокруг оси, наклонной под разными углами к плоскости стола и т. д.
Чтобы лучше понять физическую сущность бильярдной игры, будет полезно ознакомиться с закономерностями движения шаров на плоскости бильярдного стола. В момент нанесения удара кием биток, преодолевая инерцию, начинает скользить по сукну, затем скольжение переходит в качение с заданной скоростью. При различных ударах соотношение длин путей скольжения и качения битка различно, и это необходимо учитывать при выборе того или иного удара. Разновидность ударов по битку определяется точкой на нем, в которую необходимо нанести удар кием. На шаре, мы уже знаем, имеется бесчисленное множество таких точек. Практически все удары по битку можно распределить по трем категориям:
1. удары, наиболее применяемые;
2. практически редко применяемые удары;
3. запрещенные удары.
Кроме того, удар в каждую точку шара (битка) имеет и свое определенное название.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Теоретические основы бильярдного спорта
7.1. Прямой удар в бильярде. Понятие удара на резке.Принципы взаимодействия шаров при соударении
Соударение шаров в бильярде является сутью самого процесса игры и понимание определённых закономерностей взаимодействия бильярдных шаров необходимо для успешного решения практически любой игровой задачи. В некоторых книгах и пособиях по бильярдному спорту авторами предлагаются замысловатые формулы для расчётов различных параметров, влияющих на удар. Однако новичкам бывает довольно сложно концентрироваться на сложных вычислениях. У них есть много других забот, прежде всего связанных с овладением технической стороной процесса. Опытные же игроки чаще всего не ведут сложных расчётов в голове, полагаясь в большей степени на чувство, ощущение удара, наработанное за время многочисленных тренировок. И хотя чувство удара относится в большей степени именно к технике его исполнения, квалифицированный игрок способен подсознательно чувствовать то, как после удара по битку шары будут вести себя на игровой поверхности стола, взаимодействуя друг с другом. Несмотря на то, что самая вдохновенная игра удаётся игрокам, мозг которых не загружен постоянно всесторонним и глубоким осмыслением происходящего процесса, бильярдный спорт — интеллектуальная игра, требующая знаний своих основ.
В основе всех видов бильярдного спорта лежит процесс соударения двух шаров. Как мы знаем, шары одного комплекта обладают идентичными свойствами, следовательно, в их взаимодействии можно отметить ряд закономерностей.
Существуют два вида попадания битком по прицельному шару: прямой удар (он же «удар в лоб») и удар на резке.
Прямой удар с забиванием прицельного шара в лузу (рис. 1).
Прямой удар (рис. 1) является самым несложным, так как точкой прицеливания всегда будет центр прицельного шара. При подготовке к удару по лузе необходимо представить всего одну прямую, на которой расположены три точки: центр битка, центр прицельного шара и центр лузы. При прямом ударе сначала биток, а затем прицельный шар будут двигаться точно вдоль данной прямой, по направлению к лузе. Теоретически, если удар битком выполнен идеально в центр прицельного шара, отклонение обоих шаров в сторону от этой прямой невозможно.
Прямой удар является основным элементом в программе тренировок на этапе начального обучения. Однако подавляющее большинство ударов в бильярде составляют не прямые удары, а удары на резке. Мало того, опытные игроки предпочитают не иметь дело с прямыми ударами, так как они ограничены единственной прямой, и соответственно маловариативны.
Удары на резке, то есть не в центр прицельного шара, оставляют игроку значительно большее пространство для манёвров. С одной стороны мы придаём движение прицельному шару. С другой — изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы пока рассмотрим лишь одну его сторону — придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности, если шары хорошего качества. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе резки. Закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар и биток в заданную точку игровой поверхности является важным элементом позиционной игры. Кроме того от угла резки во многом зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приёмов.(А. Л. Лошаков)
Соударение битка с прицельным шаром на резке(рис. 2).
Рассмотрим рисунок 2. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть — точкой соударения. Для того, чтобы определить эту точку, нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и провести воображаемую прямую через центр прицельного шара к центру лузы. Тогда точка соударения будет хорошо видна, визуально она должна быть чётко по центру прицельного шара. Чтобы соударение шаров произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть точка прицеливания, то есть то место, куда нужно направить биток. Точка прицеливания, таким образом, не совпадает с точкой соударения. Это принципиально важно для выполнения точного удара.
Воображаемое положение битка в момент соударения с прицельным в зарубежной бильярдной литературе называют «шаром призраком» (на рисунке он показан пунктиром). В таком случае точка прицеливания — центр шара-призрака (точка В). Шар-призрак как бы загораживает («срезает») часть прицельного шара. Естественно, что всё это нужно «увидеть» со стороны битка. (А. Л. Лошаков)
Конечно, поначалу многим игрокам бывает трудно представлять себе шар, которого не существует. Но со временем привычка формирует этот навык.
Линия а, вдоль которой движется прицельный шар, носит название «мгновенная линия центров», так как она проходит через точки Ви О2. Как известно, через две любые точки пространства может быть проведена прямая и при том только одна. В момент соударения, центры битка и прицельного шара образуют такую прямую. Точка соударения А также всегда лежит на этой линии, что хорошо видно из рисунка. При любом соударении двух шаров, шар, по которому попадает другой шар, всегда будет двигаться вдоль мгновенной линии центров.
Прямая, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется «линией прицеливания». Именно вдоль линии прицеливания должен скользить взгляд и двигаться кий при точном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Поэтому нет необходимости объяснять, какое большое значение имеет правильный прицел. Однако не следует забывать о том, что удар будет точным лишь при сочетании правильного прицела с правильным ударно — маховым движением.
В некоторых случаях бывает полезно представить, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением (параллельно) линии прицеливания.
Угол между направлением прицеливания и направлением придаваемого прицельному шару движения называется «углом резки». По мере смещения в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При прямом ударе, когда центр «шара-призрака» совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении почти вся энергия поступательного движения битка передаётся прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на предельной резке, когда шар-призрак едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток сохраняет практически всю свою кинетическую энергию.
Остальные случаи занимают промежуточное положение. При небольшом угле, резка называется «толстая», при большом — «тонкая». Представляет особый интерес резка в полшара, когда шар-призрак ровно наполовину «загораживает» прицельный шар, при этом естественной точкой прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае равен точно 30 градусам.
7.2. Основы управления битком
Центрального удара по битку вполне достаточно, чтобы освоить попадание прицельным шаром в лузу. Действительно, для многих любителей бильярд — это кладка (забивание) шаров и не более того. Они даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, что место его остановки можно предсказывать и контролировать. Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, они в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, прокатиться немножечко подальше и т.п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важны сила и точность удара, для хорошей игры этого мало. Умение забивать шар становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком. Это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в пирамиде, сколько для ведения позиционной игры, основы основ лузного бильярда, будь то пирамида, пул или снукер. Для карамболя же управление битком и вовсе является первостепенной задачей.
Между контролем и управлением битка есть небольшая разница. Контроль — умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. Управление — совокупность технических приёмов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром.(А. Л. Лошаков)
Чтобы понять закономерности поведения битка, нужно чётко представлять, что биток, двигаясь по игровой поверхности, может какое-то время вращаться вокруг своих различных осей, независимо от направления его движения. Этот эффект достигается путём смещения при ударе точки контакта наклейки кия с битком в сторону от центра битка. Все подобные удары называются децентрированными. Вообще удары в самый центр битка составляют от силы 5% от общего количества ударов, используемых в игре, несмотря на то, что центральный удар как-бы самый надёжный. Как не парадоксально, это связано с весьма ограниченными возможностями поведения битка при центральном ударе.
7.2.1. Децентрированные удары с вращением битка вокруг горизонтальной оси
Плоский удар.
Плоский удар (скользящий удар) — удар при котором биток к моменту соударения с прицельным шаром сохраняет лишь скользящее поступательное движение и не имеет вращения вокруг своей горизонтальной оси.
Плоский удар можно считать фундаментом, на котором строится вся многообразная конструкция приёмов и действий, позволяющих вести грамотную игру. Плоский улар, в отличие от центрального, наиболее хорошо поддаётся анализу и логическому осмыслению. Некоторые ошибочно считают, что плоский и центральный удары — почти одно и то же, но это грубое заблуждение. Очень наглядным примером может служить прямой удар (рис. 1). В этой позиции, удар в центр битка не даст возможности достоверно предположить, в каком месте остановится биток после соударения. Многое будет зависеть от силы удара. Очевидно, что биток не отклонится от прямой ни вправо, ни влево, но так же очевидно, что он немного прокатится вперёд. Это произойдет потому, что на биток, во время его движения, всё время неотвратимо действует сила трения о бильярдное сукно, придавая ему естественное поступательное вращение вокруг горизонтальной оси.
При выполнении плоского удара, биток должен получить некоторое вращение, компенсирующее воздействующую на него силу трения, то есть противоположное естественному поступательному вращению. Это вращение называется нижнее, поскольку получается за счёт удара наклейкой кия в область ниже центра битка. При таком ударе биток начинает движение, вращаясь вокруг горизонтальной оси в противоестественную сторону. К моменту соударения с прицельным шаром, биток теряет нижнее вращение под действием силы трения, но ещё не успевает перейти под действием той же силы в состояние естественного качения. Биток соударяется с прицельным, как бы скользя по сукну, не вращаясь ни вперёд, ни назад.
При прямом плоском ударе (шары как на рис. 1), биток, не имея к моменту соударения никаких вращений,передаёт на прицельный шар всю свою кинетическую энергию и должен чётко остановиться в месте соударения. Такой удар не только зрелищно выглядит, но и является фундаментальной основой обучения технике и тактике бильярда. Чем больше будет расстояние между битком и прицельным, тем сильнее будет нужно нижнее вращение для получения эффекта плоского соударения. При прямом ударе этот эффект и даёт остановку битка.
Если при прямом ударе к моменту соударения с прицельным шаром биток всё еще сохраняет нижнее вращение возникает эффект оттяжки и биток движется назад. Если биток имеет верхнее вращение — возникает эффект наката и биток будет катиться вслед прицельному по направлению к лузе.
Однако при плоских ударах на резке скользящий биток также подчиняется важнейшей закономерности. Это закономерность формулируется как «Правило плоского соударения».
Правило плоского соударения — правило, согласно которому при плоском соударении на резке (когда биток к моменту соударения с неподвижным прицельным шаром сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего и нижнего вращения) биток и прицельный шар всегда расходятся под углом 90 градусов.(А. Л. Лошаков)
Плоский удар на резке (рис. 3).
На рисунке 3 изображен плоский удар в правую часть прицельного шара. В этом случае прицельный шар после попадания по нему битком будет двигаться налево. Такой удар также называют «резкой налево». При резке налево, биток, согласно неумолимым законам физики, обязательно будет двигаться направо. Если же резка направо — биток движется налево. Элементарно.
Это принцип действует при любом угле резки, что позволяет рассчитать не только направление движения прицельного шара, но и направление движения битка.
Правило 90-ста градусов является основным при планировании плоского удара, однако оно также обязательно должно учитываться при выполнении таких приёмов, как оттяжка и накат. По сути, плоское соударение (без вращения битка) является промежуточным состоянием между оттяжкой и накатом. Плоский удар и оттяжка выполняются ударом в нижнюю часть битка, чтобы придать нижнее вращение. Накат выполняется в точку выше центра битка для верхнего вращения. При оттяжке и накате биток, к моменту соударения с прицельным шаром, вращается вокруг своей горизонтальной оси назади вперёд соответственно. После соударения шаров всегда возникает явление «остаточного скольжения».
7.2.2. Расчет предполагаемой траектории движения шаров после соударения
Остаточное скольжение (рис. 4)
Остаточное скольжение — скользящее движение битка после соударения с прицельным шаром при выполнении удара на резке (рис. 4). Начальный прямолинейный участок остаточного скольжения называется «отскок». Независимо от характера вращения битка, отскок происходит вдоль линии скольжения. Начало линии скольжения расположено параллельно касательной и находится на расстоянии радиуса шара от неё. Определение
касательной — одно из важнейших умений, которое должен развить игрок, чтобы быть в состоянии контролировать поведение битка. Касательная всегда перпендикулярна мгновенной линии центров -правило 90-ста градусов в действии. Чем сильнее удар или чем тоньше резка, тем дольше протяженность параллельного касательной прямолинейного участка остаточного скольжения. Другими словами, тем сильнее отскок.
При плоском ударе биток продолжает прямолинейное движение строго вдоль линии скольжения.
При накате биток сохраняет приданное верхнее вращение под углом к линии скольжения. После соударения с прицельным шаром, сначала происходит отскок битка параллельно касательной. Затем в результате поперечной пробуксовки траектория искривляется, и биток движется по выпуклой дуге. За счет трения о сукно движение неизбежно переходит в финальную стадию качения вперёд — прокатку.
Механизм искривления траектории при оттяжке тот же самый. За счёт сочетания остаточного скольжения с остаточным нижним вращением биток движется по вогнутой дуге, после чего движение переходит в стадию финального качения назад — откат. (А. Л. Лошаков)
Таким образом, удары с вращением битка вокруг горизонтальной оси служат для управления битком при его движении и контакте с горизонтальной плоскостью. Горизонтальной плоскостью выступает игровая поверхность стола.
Естественно, пройдет много времени, пока игрок научится предсказывать траекторию битка и тем самым контролировать предстоящий удар. В любом случае без знания физической подоплёки успешное решение этой важной задачи невозможно.
7.2.3. Децентрированные удары с вращением битка вокруг вертикальной оси
Рассматривая поведение битка и возможности воздействия на него, нельзя обойти тему боковика. В зарубежной литературе также часто используется термин «эффе». Понятием боковик обозначается боковое закручивание битка, то есть его вращение вокруг вертикальной оси. Удары с вращением битка вокруг вертикальной оси служат для управления битком при его движении и контакте с вертикальной плоскостью. Вертикальных плоскостей существует четыре, и ими выступают четыре упругих борта стола. С помощью боковика можно значительно изменить угол отражения битка от борта. Если биток направлен в прицельный шар с боковиком, после соударения с прицельным шаром он сохраняет почти всё своё боковое вращение, которое может не проявляться до попадания битка в борт. Когда биток попадает в борт с боковиком, угол отражения становится не равен углу падения, его будет изменять сила трения, возникающая между вращающимся битком и бортом. Правый боковик будет раскручивать биток вправо, а левый — соответственно влево. Это хорошо заметно, если ударить битком с правым или левым боковиком в борт под углом 90 градусов.
Легко себе представить, как часто биток в процессе игры вступает в контакт с бортами. Можно уверенно говорить о том, что боковики являются важнейшим элементом контроля битка. Конечно, контроль при помощи плоского удара, оттяжки и особенно наката более надёжен, но он не охватывает всех возможностей решения игровых задач, которые дают удары с боковым вращением. Значение же боковика для пирамиды вообще сложно переоценить, поскольку боковик позволяет ввинчивать в узкую лузу вращающийся в нужную сторону биток, раскрутив его от створки лузы.
Нужно особо указать, что боковое закручивание в бильярде далеко не простая тема. Детальное описание всех существующих тонкостей легко может занять целую книгу, напичканную формулами и расчётами. При ударах с боковиком возникают отбросы шаров, как битка, так и прицельного, которые могут значительно изменить реальное соударение. Опытные игроки обязательно делают поправку как минимум на отброс битка боковиком. Поправка зависит от силы (размера) удара и от силы придаваемого битку бокового вращения.
Если игрок собирается выполнить удар с правым боковиком, он должен попасть в правую часть битка. Тогда в момент контакта центр тяжести битка будет левее точки приложения силы и под действием ударного импульса в сторону своего центра, биток неизбежно будет немного отброшен влево от линии удара. Соответственно, игрок должен целиться немного правее, чтобы компенсировать этот отброс. С левым боковиком — то же самое наоборот: отброс битка будет вправо — точка прицеливания должна быть левее.
Помимо отброса битка, боковик может влиять и на отброс прицельного шара. Как правило, такой отброс больше всего проявляется при несильных ударах с сильным боковым вращением и не грозит такими критическими
последствиями, как отброс битка. Однако, чем больше игрок понимает, и самое главное, чувствует различные отбросы, тем, в перспективе, меньше погрешностей будет в его игре.
Зоны нанесения ударов по битку (рис. 5).
Зона 2 — верхняя часть битка. При ударе в эту зону, биток получает поступательное (верхнее) вращение. Данный технический приём называется накат. Накат является надёжным техническим приёмом, позволяющим выполнять удары с высокой точностью.
В зависимости от силы удара, накат может быть «естественным» или «скользящим». При естественном накате биток подходит к прицельному
шару в состоянии естественного качения, как колесо автомобиля, плавно едущего по дороге. После соударения с прицельным шаром биток переходит с состояние естественной прокатки.
При скользящем накате биток подходит к прицельному шару, скользя по сукну и имея верхнее вращение слабее или сильнее естественного. Если вращение слабее естественного, биток лишь немного прокатится дальше. Если вращение сильнее естественного, биток с пробуксовкой активно устремится вперёд. Таким образом, скользящий накат может быть выполнен с различными сочетаниями силы вращения и скорости движения битка. Однако безотносительно к типу наката при ударе на резке биток всегда отражается от прицельного шара с отскоком и по выпуклой дуге (рис. 4). Отскок происходит вдоль линии скольжения, и его длина зависит от силы соударения шаров. Движение битка вперёд по дуге зависит от силы верхнего вращения, т.е. наката.
Зона 3 — область немного ниже центра битка. Попадание наклейкой кия в эту область даёт незначительное нижнее вращение битка и может служить для выполнения плоского удара различной силы, а также «ползунка», относящегося к техническим приёмам повышенной сложности. При этом, как правило, расстояние между битком и прицельным шаром невелико. Удары в эту зону отличаются высокой надёжностью и стабильностью поведения битка.
Зона 4 — крайняя нижняя часть битка, при попадании в которую, битку придаётся сильное нижнее вращение. Оно может быть средством исполнения как плоского удара или ползунка при большой дистанции между шарами, так и оттяжки различной силы на различных расстояниях между битком и прицельным. Оттяжка считается сложным техническим элементом, и чем выше квалификация игрока, тем чаще он использует удары в эту зону. Практика показывает, что подобные удары позволяют не только надёжно контролировать биток, но наиболее стабильно забивать прицельный шар в лузу, избегая ненужных отбросов шаров.
Зона 1 — самая редко используемая точка для нанесения удара. Игроки справедливо считают удар в самый центр битка наименее надёжным, не смотря на его кажущуюся простоту. Причина в том, что при таком ударе очень сложно уловить грань между плоским ударом и накатом.
Если игроку нужен плоский удар, ему удобнее и целесообразнее ударить ниже центра (зона 3 или 4). Если же игрок хочет выполнить накат, очевидно, лучше попасть по битку в точке выше центра (зона 2).
Зона 5, зона 6 — крайние боковые (левая и правая) области битка. Попадания наклейкой кия в эти зоны позволяют придавать битку наиболее сильные вращения вокруг вертикальной оси. Левый и правый боковики активно используются для решения широкого спектра игровых задач в бильярдном спорте: выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в пирамидных дисциплинах.
Зона 7, зона 9 — накат с боковиком, комбинации верхнего и бокового вращения битка. При таких ударах на биток оказывают воздействие как накат при его скольжении по поверхности, так и боковик при касании бортов.
Зона 8, зона 10 — оттяжка с боковиком, комбинации нижнего и бокового вращения битка. При таких ударах на биток оказывают воздействие как оттяжка при его скольжении по поверхности, так и боковик при касании бортов. Подобные удары технически сложны и выполняются, обычно в случае серьёзной необходимости. Нельзя забывать об эффекте отброса при выполнении любых ударов с боковиками, который требует внесения дополнительных корректив.
Следует отметить, что варианты поведения битка и его контроля становятся наиболее понятными только при достаточном количестве практических занятий.
7.2.4. Размер удара
Размером удара на бильярдном языке принято называть скорость, с которой биток начинает своё движение после удара по нему кием. Говоря проще, размер удара зависит от того, с какой силой будет нанесён удар. Сложно переоценить влияние этого фактора на поведение битка и эффективность всех технико-тактических действий в процессе игры. По большому счёту, размер удара является не менее, а даже более важным способом контроля и управления битка, чем умение подкручивать биток вокруг различных осей. Очень часто, с помощью правильно подобранной силы удара можно сделать выход под очередной прицельный шар без использования вращений битка, с которыми связаны определённые технические сложности (отброс, вероятность кикса и т.д.). То есть, за счет контроля размера удара можно существенно облегчить техническое выполнение удара, особенно при несложных позициях на столе. Говоря уже совсем начистоту, любой хороший удар в бильярдном спорте обязательно должен выполняться с тщательно рассчитанным размером. Без контроля размера удара, ни о каком контроле битка не может быть и речи.
Можно дифференцировать размер удара по шкале с огромным количеством делений. Но для удобства мы будем использовать 4-х скоростную (уровневую) систему определения размера удара. Исходная позиция: биток располагается на линии дома, удар выполняется в сторону заднего короткого борта под углом 90 градусов. Наносить удар следует в район центра битка, обязательно без боковых вращений.
Размеры удара (рис.6) |
На рисунке 6 изображены четыре размера удара снизу вверх по возрастанию.
После удара с размером 1 биток (первый снизу на рисунке 6) не должен покинуть заштрихованную зону. Зона остановки битка — два бриллианта от заднего борта, независимо, коснётся биток заднего борта или нет. Это очень тихий удар, и опытные игроки делают такие удары только в случае острой необходимости. Когда биток катится настолько тихо, на него могут оказывать влияние всевозможные посторонние факторы, такие как неровности стола, мелкие соринки, влажность и т.д. Однако умение выполнять удары такой силы, несомненно, будет полезно для полноценно технически оснащённого игрока.
После улара с размером 2 биток (второй снизу на рисунке 6), отразившись от заднего борта, не должен покинуть заштрихованную зону в два бриллианта от переднего борта. Похожий удар используется при процедуре розыгрыша начального удара.
При ударе с размером 3 биток (второй сверху на рисунке 6) должен прийти примерно три длины стола и остановиться в той же зоне, что и при размере 1. При выполнении такого удара нужно избегать любых боковых вращений битка, иначе биток коснется одного из длинных бортов, и чистота эксперимента будет нарушена.
Удар с размером 4 (верхний биток на рисунке 6) можно отнести к разряду близких к экстремальным, и выполнять их следует, не забывая от осторожности, так как велика вероятность того, что биток может вылететь со стола. Однако, иногда, в зависимости от позиции, как и в случае с размером 1, выполнение удара такой силы является единственным способом решения игровой задачи.
7.3. Основы построения результативной серии в бильярде
Любой игрок, серьёзно и осознанно занимающийся бильярдным спортом, находит умение выполнять результативные серии краеугольным камнем успешной игры. В современном бильярдном спорте только уверенная серийная игра позволяет побеждать и достигать высоких спортивных результатов. Длина серии наиболее красноречиво может говорить об уровне квалификации спортсмена-бильярдиста. Во время проведения серии игрок полностью владеет инициативой в игре, её результат зависит от него самого. Соперник же бессилен что — либо сделать, пока серия не оборвётся и не закончится подход. Идеальная серия — это серия, доведённая до победы. Построение результативной серии требует высокого уровня различных видов подготовки.
Выбор ударов в бильярде огромен, следовательно, вариантов серии может быть несколько. Тактическая подготовка необходима для определения и выбора наиболее рационального способа построения серии. Хорошая техническая подготовка позволяет воплощать в жизнь те или иные идеи по ведению игры и построению серии. Серия в бильярде — волнительный и ответственный процесс, причём степень волнения напрямую зависит от степени ответственности, которая нарастает с геометрической прогрессией ближе к концовке партии или всего матча. В этой связи огромную роль играет психологическая готовность игрока. Проведение серии потребует также и высочайшей степени концентрации внимания и сил, что напрямую зависит от уровня общефизической подготовки и умения противостоять симптомам утомления, появляющимся после многочасовой игры.
Результативная серия в бильярде представляет собой последовательность результативных ударов, выполненных в течение одного игрового подхода. Некоторые считают, что в бильярде вообще и в серии, в частности, самое главное — это кладка, умение забить шар в лузу. Это, несомненно, важное качество, и без него никуда. Но при более пристальном рассмотрении вопроса становится очевидно, что одна только кладка не обеспечивает стабильной серийной игры. Невозможно постоянно забивать все шары подряд, это не под силу даже чемпиону мира. Чемпионская игра напрямую связана с отличным контролем битка, наравне с умением забивать прицельный шар. Контролируя биток, планируя и предвосхищая его поведение, игрок может значительно облегчить себе процесс перехода от одного прицельного шара к следующему. Придётся, конечно, выполнять удары с вращением битка и контролем силы, но это единственный путь построения серии.
Пул является лучшим способом формирования навыков серийной игры. Существует ряд важных принципов, которые следует соблюдать при построении результативной серии в пуле, которые могут быть использованы в других лузных видах бильярда.
Вот несколько отличных советов от известного специалиста Дэвида Саполиса (David Sapolis):
— Правильное видение позиции после каждого удара.
Важно правильно понимать позицию не только перед ударом, но и переосмысливать ее после выполнения каждого удара. По мере продвижения к последнему шару ситуация на столе может меняться, тем самым вынуждая нас изменять план игры, скажем, вследствие допущенной ранее позиционной ошибки. Вы можете придерживаться другого способа анализа позиции, но данный я считаю наиболее действенным для большинства. Начните с определения, какие шары можно, а какие нельзя забить из центра стола. Это поможет вам определить ключевые шары партии, к которым следует отнестись более внимательно. Я считаю, что биток следует держать поблизости от центра стола, если только нет необходимости поступить иначе.
В дальнейшем, говоря о позиционной игре, я остановлюсь на том, почему я так считаю. Большинство профессиональных игроков могут разобрать партию от начала до конца. Многие же начинающие игроки бьются над тем, как представить себе развитие позиции в дальнейшем. Это не так трудно, как можно подумать, так что если вы новичок, не отчаивайтесь и не расстраивайтесь по поводу этой составляющей игры. Вы тоже можете это делать, и со временем, при приложении усилий, вы сможете делать это лучше многих! Пока же, после разбоя биток находится или не находится в центре стола. Если он там не находится, постарайтесь доставить его туда как можно скорее, потому что именно из центра мы начнем анализ позиции. Это первое правило.
Когда вы определили маршрут, по которому вы собираетесь привести биток в центр, определите, какой шар или шары невозможно оттуда сыграть. Например, четверка оказалась на коротком борту, и поэтому нужен определенный угол резки на тройке, чтобы выйти на четверку. Делая выход на четверку, не забудьте сохранить такой угол резки, чтобы вы снова могли вернуться в центр стола. Мы можем позволить битку покинуть центр лишь по необходимости, и должны постараться вернуть его обратно при первой возможности. Биток должен оставаться в центре стола по следующим причинам:
• Оттуда вы можете рассчитывать на приемлемый удар;
• Может оказаться легче поддерживать требуемый угол резки;
• Там нет луз.
Довольно просто? Так я и думал! Определяя ключевой шар партии, разберитесь с ним с самого первого удара. После каждого удара надо подумать о следующем:
• Какие шары нельзя забить из центра стола?
• Могу ли я вернуться в центр после того, как забью следующий
шар?
• Надо ли покидать центр стола? Если да, могу ли я вернуться
туда?
Правило центра применимо ко всем видам игр, но в «Девятке» оно особенно важно, потому что большое значение имеют углы резки. Лично я не люблю, когда каждый удар прямой. Мне нравится поддерживать угол, так чтобы я мог быть уверенным в том, что могу вернуться в центр стола.
— Как можно скорее разбирайтесь с проблемными шарами и кластерами. Понимание того, как использовать кластеры с выгодой для себя, это одно, умение эффективно подбивать кластеры совершенно иное. Ознакомившись с кластерами и проблемными шарами, вы узнаете, когда подбить кластер, а когда оставить его в покое. Зная эти два момента, вы уже выиграли половину боя.
Знать подходящее время для отыгрыша одно, а правильно и эффективно его выполнить — нечто другое. В процессе тренировки вам надо выяснить свои сильные и слабые стороны в этом аспекте. В таком случае вы сможете планировать стратегию игры с соперниками, придерживающимися определенного стиля. Оставляя кластер на потом, вы просто оттягиваете неизбежное. Оставляя его решение сопернику, вы даете ему возможность перехватить инициативу. Он может подбить кластер, положить шар и закончить партию. Не к этому мы стремимся. Также он может хорошо отыграться, и этого нам тоже не хотелось бы. Мы не хотели бы ничего, что лишает нас возможности контролировать происходящее на столе. Даже если вы не видите способа подбить шары, попытайтесь отыграться. Различные ситуации требуют различного решения, но помните, мы всегда должны стремиться выбрать вариант, который сыграет за нас, а не за соперника.
— Используйте наиболее простые и эффективные маршруты для выхода.
Играйте просто! Всегда следуйте правилу центра стола. Держите биток в центре, и вы обнаружите, что все чаще легко делаете выход на шар. Всегда используйте для выхода наиболее простой маршрут из возможных. Направлять биток вокруг стола, в то время как вы могли добиться того же, затормозив его о борт обратным винтом, довольно глупо и безрассудно. Чем меньше манипуляций с битком вы совершаете, тем меньше шансов, что что-то пойдет не так.
— Принимайте правильные, обоснованные решения.
Всегда принимайте решение, которое ведет вас к победе. Удары, сделанные вследствие эмоционального порыва, малообдуманные или вовсе не обдуманные, быстро отправят вас в нижнюю сетку! В продвижении к девятому шару есть два пути… правильный и неправильный. Всегда ищите правильный путь. Он всегда есть, вам только нужно его отыскать.
Некоторые игроки пытаются действовать по принципу «что-нибудь получится». Многие начинают гонку за девяткой, будь то в эйфории или от отчаяния. Мы отвергаем разумные решения и, как я говорил ранее, становимся совершенно беспомощными и способны лишь повиноваться судьбе. Если удача не на вашей стороне, вы должны быть готовы к этому. Множество игроков всегда ожидают, что везение будет на их стороне, и когда происходит не совсем так, они расклеиваются.Ключевым моментом является концентрация. Если вы сосредоточены на различных негативных вещах, может произойти еще больше негатива. Если же вы попытаетесь сконцентрировать внимание на положительном, начнут происходить позитивные моменты. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.
— Всему свое время.
Что еще можно добавить? Поспешность в игре делает вас подверженным ошибкам. Тщательно планируйте каждый удар, равно как и каждый выход. Сбавьте темп мыслей и действий.
— Будьте хорошим снайпером!
Вот где упражнения сослужат вам добрую службу и оправдают затраченное время! Знание того, как забивать шары с различных углов, может очень помочь в планировании выхода. Есть два варианта развития событий, при которых ваш соперник может вернуться к столу:
infopedia.su
Техника ударов в бильярде: Удар кием по шару
Техника удара в бильярде состоит из нескольких этапов. Первый из них это удар кием по шару, тонкости которого мы сейчас рассмотрим подробнее.
Результативный удар кием по битку (шару) может быть разным, но он определяет характер последующего движения шара по столу. Удар наносится кием в одну из множества воображаемых точек на поверхности бильярдного шара.
Техника ударов в бильярде: Удар кием по шару
Секрет хорошего удара состоит как раз в том, чтоб верно определить эту точку и попасть в нее. Точность удара в разных видах бильярдной игры различна (в русском, например, точность высока и измеряется в долях миллиметра).
Конечно, в теории сложно описать все возможные удары по шару, однако принято выделять девять основных точек на поверхности шара, попадая кием в которые мы придаем битку требуемое направление движения.
- Центральная точка находится точно по центру шара. «Бей по центру» или «Клапштос» — хлопушка с немецкого. Ударяя в центр бильярдного шара, вы сообщаете ему поступательное движение, которое с учетом трения о сукно переходит в плавное качение по столу. Этот удар, при определенной точности, эффективен и при отсутствии помех легко выполним даже начинающими бильярдистами. Однако, в случаях, когда расстояние между шарами велико, или биток прижат к борту бильярдного стола, такой удар гораздо труднее или попросту невозможен.
Если же бьющий не попадет в центр шара, а ударит немного ниже, биток не покатится, а станет на месте, так как движение уравновесится вращением шара в обратную сторону. Такой удар называют «остановка».
Технику ударов по шару рекомендуется осваивать именно с центрального удара, а затем переходить к более сложным крученым. - Накат — удар в верхнюю центральную точку — выполняется, если биток после столкновения с прицельным шаром должен продолжать движение вперед. Этот удар тоже из разряда несложных, пригоден для начинающих. Выполнять его следует длинно и плавно.
Техника наката зависит от расположения шаров. Если расстояние от битка до прицельного шара невелико (0,5 м и меньше), бить следует вскользь, почти в верхнюю точку шара сильно и коротко. Если же биток отстоит от прицельного шара на большее расстояние (более 0,5 м), бить кием нужно примерно посередине между центром шара и его верхним краем. - Удар в нижнюю точку шара называется «оттяжка». Бить так следует, если вы хотите, чтобы биток после удара не продолжил движение, а откатился назад. Оттяжка — удар для опытных игроков, он не сразу всем удается. Бить нужно быстр и мягко. Кий держать параллельно плоскости бильярдного стола. При небольшом расстоянии между шарами кий нужно приподнять и бить под углом 45º.
- Удар в левую крайнюю точку шара — левый боковик — придает шару поступательное движение и вращение по часовой стрелке. После удара битком по прицельному шару биток уйдет влево.
- Удар в правую крайнюю точку шара — правый боковик — придает шару поступательное движение и вращение против часовой стрелки. После удара битком по прицельному шару биток уйдет вправо.
- Удар в левую верхнюю точку шара — верхний левый боковик. При таком ударе биток после соприкосновения с прицельным шаром стремительнее уйдет вперед и влево.
- Соответственно, удар в правую верхнюю точку шара — верхний правый боковик. Биток после соприкосновения с прицельным шаром уйдет вперед и вправо.
- Удар в левую нижнюю точку шара — нижний левый боковик. Выполняя этот удар, нужно понимать, что биток в силу обратного вращения станет двигаться влево и назад.
- Удар в правую нижнюю точку шара — нижний правый боковик. Биток после соприкосновения с прицельным шаром уйдет вправо и назад.
Автор: Лариса Рябоконь
Связанные публикации
бильярдтехника бильярдаударыwww.billiarder.ru
Бильярдные удары: виды
Падение шара в лузу – это главная цель игры в бильярд. Чтобы это удавалось, как можно чаще, необходимо освоить верный удар. Отработка техники удара дело нелегкое и достигается путем ежедневных тренировок. Вместо того, чтобы в свободное время разгадывать сканворд о бильярде — тренируйте удар! В бильярде существует различные виды бильярдных ударов, которые в деле познания техники удара, крайне необходимы.
Удар в бильярде: виды
Бильярдные удары. Клапштос
Является в бильярде ударом основным видом, который выполняется в самом начале партии. Чтобы сделать клапштос следует ударить кием в центр шара. Сложность его исполнения растет при увеличении расстояния от битка до шара. Результат от его исполнения очень эффективен. Основой техники бильярда является удар в центр битка. Просто не заменим клапштос при желании поставить партнера в затруднительное положение, а также когда остается последний шар партии.
Восемь видов ударов остальных объединены общим названием эффе говоря иначе, крученый удар, шар, от которого, двигаясь вперед, вращается вокруг своей оси. К ним относятся:
Удар в бильярде Накат. Самый обычный, в исполнении довольно легкий удар в точку, расположенную от центра шара к верху. Сила наносимого удара зависит от близости битка к играемому шару. При ударе накат, верными бывают, как прицел, так и удар, начинающие играть новички пользуются, поэтому исключительно накатом.
Бильярдный удар оттяжка
Красивый, но довольно сложный удар в точку, расположенную к низу от центра шара. Важными условиями для его результативности являются мягкость и стремительность удара, а также идеальный вид поверхности наклейки. Оттяжка полностью зависит от умения игрока.
Такие удары, как клапштос французом, накат французом и оттяжка французом это не что иное, как разновидность французских ударов. Принцип их состоит в том, что в рамках правил игры в бильярд удар кия производится в точки, которые находятся влево или вправо от вертикальной линии проходящей по центру шара. Основное достоинство этих ударов состоит в возможности исполнять с их помощью выход и отыгрыш. Довольно легким, в французских ударах считается накат. Оттяжка же и клапштос значительно сложнее, в них бывает трудно оценить необходимую силу удара кием в каждом отдельном случае.
Прямой удар в бильярде
По мнению многих, это самый сложный по технике исполнения удар в бильярде. Он наносится практически через весь бильярдный стол, по прямой линии, поэтому требует от игрока прицела максимальной точности.
Дуплет
В случае, когда шар находится плотно прижатым к одному из бортов, и нет возможности положить его простым ударом, тогда шар-мишень бьют строго в центр дуплетом, и он, отскочив от борта падает в лузу.
Резной удар в бильярде
Ситуация, когда прицельный шар и биток относительно лузы, в которую предполагается послать шар, находятся под углом друг к другу, применяется резной удар или резка. Довольно часто используется резной удар, когда можно видеть точку прицела.
Бильярдные удары Абриколь
В случае, когда прицельный шар находится за промежуточными шарами, биток ударом абриколь посылают в сторону от них путем отражения его от борта стола, при этом можно слегка подкрутить биток вправо или влево в зависимости от его положения.
billiard2.ru
Удар с рук в игре Поединок В игре «Поединок» ввод битка в игру ударом с рук производится с любого места игрового поля, но с запретом сыгрывать одиночных «прямолетящих» шаров – как прицельных, так и битка. Поэтому, в игре наиболее часты следующие варианты ввода битка в игру ударом с рук: дуплет в среднюю лузу, «штаны» на средние лузы, трёхбортный карамболь битка, и реже – удар третьим шаром или от третьего шара. «Штаны» ударом с рук. Вообще, заказной результативный удар на две лузы исключительно труден на строгом столе Русского Биллиарда и является признаком высокого мастерства исполнителя. Из всевозможных вариантов игры на две лузы самыми простыми являются варианты сыгрывания шаров в средние лузы в позициях, когда прицельный шар расположен близко к центральной линии стола и недалеко от одной из средних луз. Разумеется, когда прицельный шар расположен точно на средней линии или хотя бы задевает её, то такие позиции будут ещё проще для сыгрывания «штанов», даже если прицельный шар и расположен в центре поля. Исходя из этих соображений, рассмотрим три типовых позиции. Во всех позициях прицельный шар сыгрывается в дальнюю от него среднюю лузу, а биток в ближнюю. Если прицельный шар отстоит от центральной линии больше, чем на 5-6 мм, например 30-40 мм, то удар можно выполнить, выставив биток на прямую пару с таким прицелом, чтобы прицельный шар падал в лузу от губы лузы с другой стороны от центральной линии. Удар наносится выраженным, но не чрезмерным нижним винтом с добавлением боковика со стороны лузы, в которую прицеливается биток. Прицельный шар за счёт ЭОПШ отклонится и пойдёт точно в лузу, а биток также за счёт трения шаров при соударении отклонится в сторону своей лузы и на оттяжке покатится в неё. Сочетание нижнего и бокового винтов на этом ударе зависит от состояния поверхностей шаров и сукна, и его нужно подобрать на практике. Если расстояние от прицельного шара до центральной линии превышает 40 мм, то такие позиции уже труднее, и их следует играть с руки только, если прицельный шар располагается поближе к одной из средних луз, то есть искривлённая траектория движения битка будет покороче, и её легче представить и воспроизвести. В зависимости от требуемого угла отскока битка, при его установке можно ориентироваться как на сыгрывание чисто нижним винтом, так и совмещённым с обратным или прямым боковиком. При выборе ориентируются на то, что обратный боковик заужает угол оттяжки битка по сравнению с ударом чистой оттяжкой на той же резке, а прямой боковик расширяет угол оттяжки битка. При этом, сыгрывание битка на оттяжке совмещённой с боковиком усложняет сыгрывание прицельного шара, так как при прицеливании (выборе резки) необходимо учитывать отклонение прицельного шара от действия ЭОПШ. Поэтому если планируется применение прямого боковика (расширяющего угол оттяжки), то прицеливаться прицельным шаром нужно со смещением в правую губу лузы, а если наоборот, планируется применение обратного боковика (сужающего угол оттяжки), то прицеливаться прицельным шаром нужно со смещением в левую губу лузы. 3-б-каром ударом с рук. Как показывает практика Трёхбортного карамболя, профессиональные игроки могут выполнить результативный удар практически при любом начальном расположении трёх шаров на столе. Однако, как и при кладке, например, своего шара, при делании 3-б-карома существуют лёгкие позиции, позиции средней сложности и трудные. Разумеется, заказывая 3-б-каром ударом с рук, целесообразно ориентироваться на лёгкую позицию шаров для выполнения трёхбортного карамболя. Рассмотрим такие позиции. Наиболее лёгкой позицией является ситуация с «большим» шаром. Это – такая ситуация, в которой биток, отразившись от первого прицельного шара и сделав три борта, попадает по второму прицельному шару либо напрямую, либо от борта (четвёртого). То есть, ширина мишени в таком ударе увеличивается за счёт того, что второй прицельный шар стоит рядом (и желательно не плотно) с бортом. Вот такое положение второго прицельного шара-мишени и называют «большим» шаром. Ещё лучше, если второй прицельный шар располагается в углу; тогда ширина мишени становится ещё больше. Также лёгкой позицией считается ситуация, когда 3-б-каром можно сделать на одной половине стола. В этом случае, позиция второго прицельного шара мишени около борта на расстоянии 1-2 диаметра шара также увеличивает ширину мишени. Неочевидное, «парадоксальное» отражение от борта шара с обратным боковым (по отношению к борту) винтом выгодно использовать в позициях, в которых оба прицельных шара находятся недалеко друг от друга около одного борта. В таком случае три борта «находятся» около одной угловой лузы. Такую позицию шаров тоже следует отнести к лёгким для удара с рук, хотя она и требует определённого наигрыша. Даже расположение прицельных шаров далеко от бортов, но недалеко друг от друга можно использовать, делая 3-б-каром от противоположных длинных бортов. Такой приём называется «гармошка» и тоже относится к довольно простым позициям при ударе с рук. При его выполнении лучше не использовать боковых винтов, а точку соударения битка с первым бортом – рассчитывать с учётом того, что угол отскока битка от последующих бортов будет становиться всё острее. Дуплет ударом с рук. Если лёгкие позиции шаров для сыгрывания «штанов» на средние лузы или выполнения 3-б-карома встречаются редко, то лёгкие позиции для сыгрывания дуплета в среднюю лузу ударом с рук встречаются значительно чаще, что и объясняет преимущественное применение этого приёма в игре «Поединок». Дуплет в угловую лузу ударом с рук применяется значительно реже, так как он изрядно сложнее из-за большего расстояния, более узкого створа лузы и в среднем большего требуемого угла отскока от борта. Если прицельный шар стоит близко к средней лузе, то сыграть дуплет с рук, устанавливая биток на прямую пару, не получится, так как при ударе произойдёт контр-туш шаров. В этом случае биток на удар дуплетом нужно устанавливать с резкой, из такого расчёта, чтобы биток при ударе отразился в сторону и не помешал отскоку прицельного шара от борта. Такой дуплет называется «круазе». Если в результате такого удара биток возвращается на исходную половину стола, то вместо термина «круазе» нередко пользуются названием «оборотний» дуплет, подчеркивающим возврат, то есть «оборот» битка. При выполнении «круазе» целесообразно использовать прямой боковой винт с целью компенсации ЭОПШ. Прицеливаясь, при этом не нужно будет учитывать влияние на отражение от борта отклонения прицельного шара и приобретённый им вследствие ЭОПШ боковой винт. Однако, такая позиция прицельного шара около борта у средней лузы вполне удобна для сыгрывания его в среднюю лузу от двух или трёх бортов. Прицеливать такой удар, устанавливая биток на прямую пару, нужно из расчёта попадания прицельного шара от борта на расстоянии 5-7 см от губы лузы для удара триплетом, и 10-15 см для удара катрбаном. В обоих случаях удар должен быть сильным с нижне-боковым винтом со стороны, обратной по отношению к расположению средних луз. Удар с рук шаром или от шара. Варианты лёгкой игры с рук третьим шаром или от шара возникают тогда, когда прицельный шар останавливается вблизи створа лузы, или когда два прицельных шара находятся рядом, а линия их центров направлена в сторону какой-либо лузы. Исходя из этого, рассмотрим четыре типовых лёгких позиции для игры с рук третьим шаром. Когда прицельный шар находится у лузы и есть другой шар, которым можно сыграть его или от него, тогда биток выставляется сзади второго прицельного шара на прямую пару с нужной резкой в прицельный шар у лузы, чтобы играть этого свояка или чужого через шара (третьим шаром). При такой игре шаром или от шара удар целесообразно наносить несильной оттяжкой, помогая прицельному шару раскрутиться о сукно до соударения с третьим шаром. Если имеется пара касающихся шаров («зайцы»), линия центров которых направлена на какую-либо лузу или с отклонением от лузы на 3-4 градуса (1-2 шара от створа лузы), то ближнего к лузе шара из этой пары можно сыграть шаром. Для того, чтобы шар отклонился от линии центров шаров и пошёл в лузу, используется ЭОПШ, то есть битком наносят удар по второму шару определённой силы и с нужной стороны, чтобы получить требуемое направление и величину силы трения между «зайцами», которая и отклонит прицельный шар в лузу. Если требуется отклонить прицельный шар, например, влево, то по зайцам нужно бить справа. При этом целесообразно применить небольшой левый и нижний винт, для того чтобы влияние трения между битком и первым из «зайцев» было согласовано с необходимым трением между двух «зайцев». Величину отклонения при таком ударе можно регулировать силой удара; чем удар сильнее, тем отклонение меньше. Если пара шаров стоит не касаясь, а с зазором 1-2 мм, то использовать ЭОПШ тоже можно, однако в прицеливании необходимо вносить поправку, учитывающую смещение «зайцев» до их соударения. Если же расстояние между парой шаров ещё больше, то есть 5 и более миллиметров, то прицеливать их лучше строго по резке, но с учётом отклонения, которое вызовет ЭОПШ – то есть, не создавая необходимый для сыгрывания ЭОПШ, а учитывая возникающий ЭОПШ при ударе на резке. |
ru-billiards.ucoz.ru
Запрещенные удары. Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия
Запрещенные удары
Наиболее часто встречаемые запрещенные удары в бильярде — пропих и нажим.
Пропих — это такой удар, когда играющий проталкивает прямым длинным ударом вперед биток вместе с другим или другими шарами, стоящими вплотную друг к другу вблизи лузы, заставляя шар тем самым упасть в лузу.
Нажим — это удар, когда играющий, приложив конец кия к битку, стоящему вплотную к другому шару у лузы, постепенно нажимает вперед и этим заставляет последний упасть в лузу. Оба эти удара нельзя делать, однако сыгрывать шар при подобном расположении можно, используя резку. То есть биток после соударения должен или отойти назад (оттяжка) или уйти на 45° в бок от линии удара. Проверить, совершил партнер пропих или нет, очень просто: если в момент соударения битка и прицельного шара наклейка кия еще соприкасалась с битком, то это пропих, если нет — то удар совершен правильно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru