Времена года. Последовательность времён года. | Методическая разработка на тему:
Тема занятия: «Времена года. Последовательность времён года».
(занятие, проводимое у дошколят при подготовке к школе)
Цель занятия: повторить основные признаки всех времён года, умение различать их по характерным признакам.
Задачи:
— наблюдать особенности сезонных явлений;
— расширять кругозор детей о природе; прививать любовь и бережное отношение к ней;
— обогащать словарь на основе представлений об окружающем мире.
Оборудование:
картинки с изображением времён года; волшебные мешочки с предметами; минусовка с песней «Осень-раскрасавица».
Ход занятия:
— Сегодня, ребята, мы начнём наше занятие со сказки. Но сказка будет необычная. Во время сказки мы будем выполнять разные задания.
— Готовы?
— А как начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были…)
— Итак, начнём! Слушайте!
— Жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а имена дочерей вы сами мне назовёте, послушав дальше нашу сказку. Отец очень любил дочерей, хоть и разные они были. Поехал отец как-то в дальние страны и привёз своим дочерям подарки.
— А подарки разложил в 4 мешочка. Почему? (т.к. дочерей ку него было 4)
Показываю мешочки.
— Давайте узнаем имя 1-ой дочери по содержимому этого мешочка.
1 мешочек (дети запускают руку в мешочек и достают предметы)
снежинка
варежка
елочная игрушка
снеговик
— Догадались. Как зовут первую дочь Года? (зима)
— Как дыхнёт зима своим холодом. Многие птицы и звери её побаивались: кто в тёплые края улетал, кто на всю зиму укладывался спать, чтобы на глаза ей не попадаться.
— Какие птицы улетают от нас на зиму?
— Какие звери ложатся в спячку?
— Зима любила чистоту и порядок. Всё укрывала белым одеялом.
— Что это за одеяло? (снег)
— Оглядывалась Зима вокруг и радовалась.
Вывешивается картинка с изображением зимнего пейзажа.
— Второй дочери Год привёз тоже мешочек с подарками.
— давайте определим имя этой дочери ( дети достают по предмету из мешочка).
2 мешочек
сосулька
бумажный кораблик
картинку с изображением одуванчика
веточку дерева с почками
— Ребята, как зовут вторую дочь Года? Кто догадался? (весна)
— Весна растапливает снег солнышком, звенит капель (показываю сосульки), бегут ручьи (показываю кораблик).
— Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез на солнышко погреться. Возвращаются птицы.
Украшает Весна землю. А как? (появляются первые цветочки, травка, почки…)
Вывешивается картинка с изображением весны.
— Давайте посмотрим, как зовут следующую сестрицу.
— А для этого заглянем в 3 мешочек (дети достают предметы)
солнечные очки
панамка
цветочек
маска для плаванья
— Как зовут ещё одну дочь Года? (лето)
— Посмотрите (вывешиваю картинку с изображением летнего пейзажа), всё вокруг зелено, много цветов, небо синее, солнце светит ярко. Характер у этой дочери весёлый и радостный. Она очень любит петь (включается запись песни лета, на которой звучит пение птиц, шелест листвы, звон ручья)
4 мешочек
— И, наконец, подарки от отца 4-ой дочке (достают из мешочка подарки)
осенний листик
зонтик
яблоко (или колосок)
морковку (или грибок)
— Как зовут 4-ую сестру? (осень)
— Осень тоже жалеет, что лето закончилось и поэтому часто и долго плачет.
— Что тогда происходит на земле? (идут дожди)
— А потом перестаёт плакать сестрица Осень и думает: «Моя сестра Лето всю землю нарядила в разные цвета, а я чем землю украшу? Подумает, подумает и оденет всё в золото. Недаром говорят «Золотая осень» (вывешивается картинка с изображением «золотой осени»)
— А что значит «золотая осень»?
— Молодцы, ребята! А теперь послушайте песню «Осень-раскрасавица», которые вам приготовили четвероклассники (звучит песня «Осень-раскрасавица).
— Угадил отец Год своим дочерям подарками. С тех пор так и стали меняться сестрички друг за другом.
— А вы поняли, что сестрички эти ни кто иначе, как ВРЕМЕНА ГОДА.
— Давайте посмотрим на картинки и назовём ещё раз последовательность времён года друг за другом. Дети хором повторяют: зима, весна, лето, осень.
— Молодцы!
Вивальди. «Времена года» (Le quattro stagioni)
Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года. Они входят в состав собрания (Op. 8), озаглавленного «Il Cimento dell’Armonia e dell’Inventione» («Спор Гармонии с Изобретением»). Полное название: «Le quattro stagioni» («Четыре времени года»).
История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).
«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Даже в сравнении с другими концертами того же опуса эти концерты демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта. Присмотримся к каждому из четырех концертов. И с самого начала отмечу, что каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Итак…
«Весна» (La Primavera)
На редкость естественным получается разговор о «La Primavera» Антонио Вивальди после рассказа о «La Primavera» Сандро Боттичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Вот как он звучит (здесь и далее сонеты приводятся в переводе Владимира Григорьева):
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Концерты этого цикла — это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений. Но в них их «программа» формулируется лишь в названии, и программой это может быть названо весьма условно. Таковы концерты «Щегол», «Кукушка», «Соловей», «Охота», «Ночь» (на эту «программу» Вивальди написал четыре концерта). Во «Временах года» мы имеем дело действительно с самой настоящей программой: музыка точно следует за образами стихов. Сонеты так хорошо соответствуют музыкальной форме концертов, невольно возникает подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже написанной музыке? Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее. (Автор русского перевода, стремясь сохранить точность смысла, что, конечно же, очень важно, особенно, когда речь идет о программности, отошел от формы сонета и перевел его, как и остальные, четырьмя четверостишьями.)
Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста — главный (напомню, что все концерты этого цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром) и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Даже без имеющейся в партитуре ремарки — «Canto de gl’ Ucelli» — ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют ее (весну. — А.М.) птицы своим пением»). Как чудесно это передано звучанием скрипок!
Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях (дословно: «бегут ручьи со сладким журчаньем в дуновении Зефира»). И опять рефрен. Следующий эпизод — гремит гром («чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом»). Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах (требуется огромное мастерство всех участников ансамбля, чтобы добиться идеальной точности исполнения стремительных пассажей, исполняемых одновременно тремя солистами). В следующие разы они переданы пассажами у главного солиста, графикой своей напоминающими ту изломанную стрелу, которой обозначают опасность высокого напряжения в электросети. Грозу сменяет музыка рефрена — неомраченная радость прихода весны. И вновь — в следующем эпизоде — поют птицы («Потом он (гром. — А. М.) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»). Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц. О том, как завершается первая часть, я уже сказал.
Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов (басы, то есть виолончели и контрабасы, а, следовательно, и клавесин и орган, дублирующие их, здесь не играют) парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. — «все время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. Все эти детали литературной программы необходимо знать самим исполнителям, в первую очередь, и — во вторую — слушателям. Тогда удастся найти интересную краску и характер звучания, и в альтах будет слышаться резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное «бай-бай», что само по себе красиво, но для «другой программы».
Третья часть («Танец-пастораль»). Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. В литературе о Вивальди можно встретить утверждение, что «основным ритмом в этой части выступает поступь быстрой сицилианы». Никак не могу согласиться с этим утверждением. Это, безусловно, разновидность жиги, тоже старинного танца: в данном случае он представлен во французской своей разновидности и отождествляется с канари (особый род жиги). Удивительно, как Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде)!
«Лето» (L’Estate)
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть. Форма концерта, которую Вивальди культивировал и довел до совершенства, подразумевает, что концерт, как я уже отмечал, состоит из трех частей: быстро — медленно — быстро. Надо было обладать талантом и фантазией Вивальди, чтобы в первой, то есть, быстрой, части отразить настроение и состояние лени и истомы, о которых говорится в первых двух четверостишиях, являющихся программой этой части. И Вивальди это блестяще удается.
«Изнеможение от жары» — такова первая ремарка композитора. Музыка звучит pianissimo (итал. — «очень тихо»). Вивальди делает небольшую уступку настроению: темп этой части, хотя и Allegro (в данном случае это означает именно «быстро»), но non molto («не очень»). В музыкальной ткани много разрывов, «вздохов», остановок. Далее мы слышим голоса птиц — сначала кукушки. (Сколько «кукушек» знает история музыки! Сам Вивальди, как уже отмечалось выше, написал отдельный концерт, в котором имитируется эта птица; знаменита, например, клавесинная «Кукушка» Дакена). Затем щегленка (и вновь, оказывается, что у Вивальди есть еще один концерт, где изображена эта птица). Голоса птиц в музыке — это могла бы быть отдельная тема для разговора…
И вот, первый порыв холодного северного ветра — борея, предвестника грозы. Его изображают все скрипки оркестра (включая солиста), тогда как у альтов и басов, согласно ремаркам в партитуре, «резкие порывы ветра» и просто «разные ветры».
Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары (рефрен этой части, та музыка, с которой начался концерт). Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас (его линия проводится виолончелью и аккомпанирующим органом, как указано в партитуре, хотя часто и даже, как правило, аккомпанемент во «Временах года» поручается клавесину). У скрипки слышатся интонации жалобы. Вы не ошиблись: это «жалоба пастуха», поясняет свое намерение Вивальди. И вновь врывается порыв ветра.
Вторая часть замечательно строится на резком контрасте мелодии, олицетворяющей пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Это, быть может, самый впечатляющий образец динамического контраста в музыке добетховенского периода — образец, который смело можно назвать симфоническим (сравнить с подобным эпизодом грозы в «Пасторальной» симфонии Бетховена). Ремарки Вивальди чередуются здесь с категоричностью армейской команды: Adagio e piano (итал. — «медленно и тихо») и Presto e forte (итал. — «быстро и громко»). И никаких разнотолков! Кончается вторая часть затишьем — затишьем перед бурей. ..
Третья часть. И вот буря разражается. Почти зримы потоки воды, низвергающиеся с неба. И как вспышки молнии в «Весне» передаются мелодией с характерным рисунком (см. выше об этом), так и здесь потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммаобразными пассажами и арпеджиями (аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно), устремляющимися вверх и вниз. Цельность всему концерту придают некоторые особенности композиции, которые обнаруживаются лишь при внимательном вслушивании в музыкальную ткань всего произведения: например, в середине, когда быстрые пассажи поручаются альтам и басам, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру, родственную эпизоду с «разными ветрами» из первой части. Завершается эта часть (и этот концерт, но еще не весь цикл!) грозным унисоном всего оркестра, оставляя слушателя в некотором замешательстве: что же будет дальше, после этой страшной грозы?..
«Осень» (L’Autunno)
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Первая часть. Вивальди мастер сюрпризов: после грозы, разразившейся летом, мы попадаем на осенний веселый праздник урожая. «Танец и песня крестьян» — поясняет авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом, кстати, напоминающим ритм первой части «Весны». Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и объяснить одну особенность инструментального концерта эпохи барокко. Когда я обращаю внимание на эпизоды у Вивальди, где играет весь оркестр, то подразумевается, что всегда с оркестром играет и солист: он такой же участник этого музыкального сообщества, только лишь с развернутой и виртуозной партией. И сегодня эту партию может исполнять один оркестрант, а завтра — другой. Такова особенность барочного инструментального концерта. Положение дел постепенно меняется в концертах более позднего времени. В фортепианных концертах Моцарта солист уже отнюдь не член оркестра. Правда, в моцартовских концертах еще остаются эпизоды, в которых, согласно замыслу композитора, пианист перестает быть солистом и превращается, в сущности, в аккомпаниатора оркестру, исполняя на рояле гармонический каркас того, что играет оркестр. (Наши современные пианисты-солисты не хотят выполнять этой роли, и попросту игнорируют эти эпизоды, позволяя оркестру играть одному). Надо сказать, что Моцарт писал свои фортепианные концерты для самого себя, то есть сам их исполнял в качестве одновременно дирижера и солиста; по этой причине, кстати, очень многое им даже не было записано в нотах и импровизировалось прямо во время исполнения. Дальше — больше. В концертах романтиков (Мендельсон, Шуман, Шуман, Шопен, Лист) солист — «мировая звезда», он никогда не «из оркестра», его партия никогда не дублирует оркестровую партию, а наоборот, конкурирует с ней. Теперь в «конфликте» и «борьбе» солиста с оркестром заложена психологическая интрига и, следовательно, дополнительный интерес для слушателя. Таково одно из направлений эволюции формы и жанра инструментального концерта.
Но вернемся к Вивальди. Новый раздел первой части — забавная жанровая сценка: «Подвыпившие» (или «Захмелевшие»). Солист в струящихся у скрипки пассажах «разливает» вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой, изображают захмелевших поселян. Их «речь» становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон (скрипка замирает на одном звуке, тянущемся пять тактов!). И все это изображено Вивальди с неизменным юмором и доброй ироничной улыбкой. Завершается первая часть тем, с чего она и началась — ликующей музыкой веселого празднества.
Вторая часть. Но бороться со сном все-таки не возможно, к тому же на землю опускается ночь. Об этом повествует второе четверостишие сонета. И небольшая, всего на две страницы партитуры, часть рисует звуками состояние крепкого сна и тихой южной ночи. Особый колорит звучанию придает способ исполнения своих партий струнными инструментами: Вивальди предписывает музыкантами играть с сурдинами. Все звучит очень таинственно и призрачно. При исполнении этой части особая ответственность ложиться на клавесиниста (в наше время, повторяю, именно клавесину поручается партия аккомпанемента; у Вивальди указан орган): его партия не выписана композитором полностью, и предполагается, что клавесинист ее импровизирует. Эта импровизация должна в идеале быть конгениальной музыке самого Вивальди.
Третья часть («Охота»). Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. — качча, «охота») культивировался в Италии еще в XIV — XV веках. В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает «выстрел и лай собак» — так поясняет этот эпизод сам Вивальди.
«Зима» (L’Inverno)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Концепции, которые выражают авторы, обращаясь к аллегории времен года, могут быть разными, а порой и прямо противоположными. Зима, судя по всему, как раз то время года и тот период — если говорить аллегорически — человеческой жизни, который допускает наиболее разнящиеся трактовки. Если у Шуберта в вокальном цикле «Зимний путь» это крайняя степень пессимизма, то у Вивальди, притом, что природный годичный круг явлений завершен, конец зимы является одновременно и предвестником новой весны. И если у Шуберта в последней песни цикла — «Шарманщик» — надежды нет, то Вивальди и музыкой и стихом утверждает совсем другое: «дарит нам зима и свои наслажденья». Коли так, то драматический элемент, который, как ни крути, в зиме присутствует, отодвинут у Вивальди от самого конца концерта, и весь цикл завершается вполне оптимистично.
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.
Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает — в забавных «кувыркающихся» пассажах скрипки — как можно «легко поскользнуться и упасть» или как «ломается лед» (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) — предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство — бурная драматичная сцена. Это и есть завершение — почти симфоническое — «Зимы» и всего цикла «Времен года».
Александр Майкапар
Иллюстрация: «La Primavera» Сандро Боттичелли
Публикации
О новом диске камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» 02.05.2015 в 15:23
«Antonio-orchestra» дебютировал в Москве 30.04.2015 в 21:39
Четыре времени года: весна, лето, осень (осень) и зима
Живая наука поддерживается своей аудиторией. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот почему вы можете доверять нам.
Сезоны – это периоды года с различными погодными условиями и продолжительностью дня. (Изображение предоставлено RADsan через Getty Images)Сезоны — это периоды года с различными погодными условиями и продолжительностью дня.
Четыре времени года — зима, весна, лето, осень — могут значительно различаться по своим характеристикам и вызывать изменения в окружающем мире. Здесь мы рассмотрим эти четыре сезона более подробно.
Атрибуты времен года могут различаться в зависимости от местоположения, но все же существуют широкие определения, которые пересекают большинство границ.
Весна
Весной семена укореняются и начинают расти растения. Погода теплее и часто влажнее. Животные просыпаются или возвращаются из более теплого климата, часто с новорожденными. По данным Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA), таяние снега предыдущего сезона, а также увеличение количества осадков могут вызвать наводнения на водных путях.
Лето
Летом температура может подняться до самой жаркой точки года. Если они поднимутся слишком высоко, аномальная жара или засуха могут причинить вред людям, животным и растениям. Например, летом 2003 года высокие температуры унесли более 30 000 жизней, согласно Британской энциклопедии . В некоторых районах также может увеличиться количество осадков. Другие могут получать меньше воды, а лесные пожары могут стать более частыми.
Связанный: Лесные пожары: причины, затраты и локализация
Осень (Осень)
Осенью или осенью температура снова снижается. Растения могут начать впадать в спячку. Животные могут готовиться к предстоящим холодам, запасая пищу или отправляясь в более теплые регионы.
Различные культуры отмечали обильные урожаи ежегодными праздниками. День благодарения — хороший пример. «День благодарения в Соединенных Штатах является историческим праздником, но он имеет духовное измерение, тесно связанное с возвращением домой и восхвалением того, что было нам даровано», — сказала Live Science Кристина Де Росси, антрополог из колледжа Барнет и Саутгейт в Лондоне.
Зима
Зимой часто бывает холодно. В некоторых районах может быть снег или лед, а в других — только холодный дождь. Животные находят способы согреться и, возможно, изменили свой внешний вид, чтобы приспособиться. «Как и в случае с осенней темой, зимние фестивали празднуют возвращение света во времена глубочайшей физической тьмы», — сказал Де Росси. Индийский праздник Дивали, например, который проходит с октября по ноябрь, празднует торжество праведности и света над тьмой.
Времена года не везде одинаковы
Сроки и характеристики времен года зависят от местоположения на Земле. В регионах вблизи экватора наблюдается довольно постоянная температура в течение всего года, а мягкая зима едва отличима от теплого лета. Это связано с тем, что он получает довольно постоянный свет от Солнца из-за своего положения на внешней кривой Земли, согласно программе измерения атмосферного излучения (ARM).
В районах к северу и югу времена года могут меняться более значительно. Люди, живущие ближе к полюсам, могут испытывать более холодные зимы, а те, кто ближе к экватору, могут страдать от более жаркого лета.
Даты метеорологического сезона: Северное полушарие
В зависимости от времени и даты:
– Весна: с 1 марта по 31 мая;
– Лето: с 1 июня по 31 августа;
– Осень (осень): с 1 сентября по 30 ноября
– Зима: с 1 декабря по 28 февраля (29 февраля в високосный год).
Другие факторы также могут влиять на погоду и температуру в зависимости от времени года; в некоторых районах лето бывает засушливым из-за скачков температуры, в то время как другие могут называть лето своим «сезоном дождей». По данным Метеорологического бюро, сезон дождей — это когда выпадает большая часть годового количества осадков в стране или регионе. В горных районах может быть больше снегопадов, чем на равнинах в пределах той же широты, в то время как в собственности на берегу океана может увеличиться количество сильных тропических штормов по мере изменения погоды.
Время года в регионе зависит от того, находится ли он в северном или южном полушарии. Южное полушарие переживает зиму, а его северные соседи — лето; север видит медленное цветение весны, а юг приносит осенний урожай.
Что вызывает смену времен года?
Смена сезонов вызвана наклоном Земли к Солнцу. (Изображение предоставлено KajaNi через Getty Images)(открывается в новой вкладке)
Цикл времен года вызван наклоном Земли к Солнцу. Планета вращается вокруг (невидимой) оси. В разное время года северная или южная ось находится ближе к солнцу. По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), в это время полушарие, наклоненное к звезде, переживает лето, а полушарие, наклоненное от Солнца, переживает зиму.
В других точках годового путешествия Земли ось не наклонена к Солнцу или от него. В это время года полушария переживают весну и осень.
Астрономическое определение времен года связано с конкретными точками обращения Земли вокруг Солнца. Летнее и зимнее солнцестояние, самый длинный и самый короткий день в году, происходит, когда земная ось находится либо ближе всего, либо дальше всего от солнца. По данным NOAA, летнее солнцестояние в Северном полушарии происходит примерно 21 июня, в тот же день, что и зимнее солнцестояние в Южном полушарии. Летнее солнцестояние на юге происходит около 21 декабря, зимнее солнцестояние на севере. В обоих полушариях летнее солнцестояние знаменует собой первый день астрономического лета, а зимнее солнцестояние считается первым днем астрономической зимы.
Равноденствия — еще один важный день во время обращения Земли вокруг Солнца. В эти дни ось планеты направлена параллельно солнцу, а не к нему или от него. День и ночь во время равноденствий должны быть примерно равными. Весеннее, или весеннее, равноденствие для северного полушария происходит около 20 марта, в тот же день, что и осеннее равноденствие на юге. Весеннее равноденствие в южном полушарии происходит примерно 20 сентября, когда жители севера празднуют осеннее равноденствие. Весеннее равноденствие знаменует собой первый день астрономической весны для полушария, а осеннее равноденствие знаменует собой первый день осени.
Истории по теме:
Но перемены в погоде часто предшествуют этим знаменательным моментам. Метеорологические сезоны сосредоточены на этих изменениях, подгоняя сезоны к трем месяцам, которые лучше всего предвещают их. С декабря по февраль отмечают метеорологическую зиму в северном полушарии и метеорологическое лето в южном. Март, апрель и май считаются весной или осенью, в зависимости от местоположения, а с июня по август — это месяцы лета на севере и зимы на юге. По данным NOAA, сентябрь, октябрь и ноябрь завершают цикл, открывая осень в северных регионах и весну в южных.
Времена года могут привнести в год большое разнообразие в тех местах, где они ощущаются в полной мере. Погода в каждом из них может позволить людям заниматься тем, что они не могут делать в других — кататься на лыжах зимой, плавать летом. Каждое время года приносит с собой свои потенциальные опасности, но также и свою особую красоту.
Дополнительные ресурсы
Узнайте больше о временах года с помощью этого учебного материала от Lumen Learning (откроется в новой вкладке). Земля — не единственная планета со временами года. Если вы хотите узнать больше о временах года на других планетах, ознакомьтесь с этой статьей НАСА (откроется в новой вкладке). Узнайте, что вызывает смену сезонов, с помощью этого информативного материала Национальной метеорологической службы (откроется в новой вкладке).
Библиография
- De Paor, Declan G., et al.
- Хаврус, Вячеслав и Игорь Шелевицкие. «Геометрия и физика времен года. (открывается в новой вкладке)» Physics Education 47.6 (2012): 680.
- Йолен, Джейн. Кольцо Земли: Детская книга времен года (откроется в новой вкладке). StarWalk Kids Media, 2014 г.
Нола Тейлор Редд — автор статей для Live Science и Space.com. Она совмещает свои дипломы по английскому языку и астрофизике, чтобы писать о науке, уделяя особое внимание всему, что связано с космосом.
Четыре времени года: весна, лето, осень (осень) и зима
Живая наука поддерживается своей аудиторией. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот почему вы можете доверять нам.
Сезоны – это периоды года с различными погодными условиями и продолжительностью дня. (Изображение предоставлено RADsan через Getty Images)Сезоны — это периоды года с различными погодными условиями и продолжительностью дня.
Четыре времени года — зима, весна, лето, осень — могут значительно различаться по своим характеристикам и вызывать изменения в окружающем мире. Здесь мы рассмотрим эти четыре сезона более подробно.
Атрибуты времен года могут различаться в зависимости от местоположения, но все же существуют широкие определения, которые пересекают большинство границ.
Весна
Весной семена укореняются и начинают расти растения. Погода теплее и часто влажнее. Животные просыпаются или возвращаются из более теплого климата, часто с новорожденными. По данным Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA), таяние снега предыдущего сезона, а также увеличение количества осадков могут вызвать наводнения на водных путях.
Лето
Летом температура может подняться до самой жаркой точки года. Если они поднимутся слишком высоко, аномальная жара или засуха могут причинить вред людям, животным и растениям. Например, летом 2003 года высокие температуры унесли более 30 000 жизней, согласно Британской энциклопедии . В некоторых районах также может увеличиться количество осадков. Другие могут получать меньше воды, а лесные пожары могут стать более частыми.
Связанный: Лесные пожары: причины, затраты и локализация
Осень (Осень)
Осенью или осенью температура снова снижается. Растения могут начать впадать в спячку. Животные могут готовиться к предстоящим холодам, запасая пищу или отправляясь в более теплые регионы.
Различные культуры отмечали обильные урожаи ежегодными праздниками. День благодарения — хороший пример. «День благодарения в Соединенных Штатах является историческим праздником, но он имеет духовное измерение, тесно связанное с возвращением домой и восхвалением того, что было нам даровано», — сказала Live Science Кристина Де Росси, антрополог из колледжа Барнет и Саутгейт в Лондоне.
Зима
Зимой часто бывает холодно. В некоторых районах может быть снег или лед, а в других — только холодный дождь. Животные находят способы согреться и, возможно, изменили свой внешний вид, чтобы приспособиться. «Как и в случае с осенней темой, зимние фестивали празднуют возвращение света во времена глубочайшей физической тьмы», — сказал Де Росси. Индийский праздник Дивали, например, который проходит с октября по ноябрь, празднует торжество праведности и света над тьмой.
Времена года не везде одинаковы
Сроки и характеристики времен года зависят от местоположения на Земле. В регионах вблизи экватора наблюдается довольно постоянная температура в течение всего года, а мягкая зима едва отличима от теплого лета. Это связано с тем, что он получает довольно постоянный свет от Солнца из-за своего положения на внешней кривой Земли, согласно программе измерения атмосферного излучения (ARM).
В районах к северу и югу времена года могут меняться более значительно. Люди, живущие ближе к полюсам, могут испытывать более холодные зимы, а те, кто ближе к экватору, могут страдать от более жаркого лета.
Даты метеорологического сезона: Северное полушарие
В зависимости от времени и даты:
– Весна: с 1 марта по 31 мая;
– Лето: с 1 июня по 31 августа;
– Осень (осень): с 1 сентября по 30 ноября
– Зима: с 1 декабря по 28 февраля (29 февраля в високосный год).
Другие факторы также могут влиять на погоду и температуру в зависимости от времени года; в некоторых районах лето бывает засушливым из-за скачков температуры, в то время как другие могут называть лето своим «сезоном дождей». По данным Метеорологического бюро, сезон дождей — это когда выпадает большая часть годового количества осадков в стране или регионе. В горных районах может быть больше снегопадов, чем на равнинах в пределах той же широты, в то время как в собственности на берегу океана может увеличиться количество сильных тропических штормов по мере изменения погоды.
Время года в регионе зависит от того, находится ли он в северном или южном полушарии. Южное полушарие переживает зиму, а его северные соседи — лето; север видит медленное цветение весны, а юг приносит осенний урожай.
Что вызывает смену времен года?
Смена сезонов вызвана наклоном Земли к Солнцу. (Изображение предоставлено KajaNi через Getty Images)(открывается в новой вкладке)
Цикл времен года вызван наклоном Земли к Солнцу. Планета вращается вокруг (невидимой) оси. В разное время года северная или южная ось находится ближе к солнцу. По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), в это время полушарие, наклоненное к звезде, переживает лето, а полушарие, наклоненное от Солнца, переживает зиму.
В других точках годового путешествия Земли ось не наклонена к Солнцу или от него. В это время года полушария переживают весну и осень.
Астрономическое определение времен года связано с конкретными точками обращения Земли вокруг Солнца. Летнее и зимнее солнцестояние, самый длинный и самый короткий день в году, происходит, когда земная ось находится либо ближе всего, либо дальше всего от солнца. По данным NOAA, летнее солнцестояние в Северном полушарии происходит примерно 21 июня, в тот же день, что и зимнее солнцестояние в Южном полушарии. Летнее солнцестояние на юге происходит около 21 декабря, зимнее солнцестояние на севере. В обоих полушариях летнее солнцестояние знаменует собой первый день астрономического лета, а зимнее солнцестояние считается первым днем астрономической зимы.
Равноденствия — еще один важный день во время обращения Земли вокруг Солнца. В эти дни ось планеты направлена параллельно солнцу, а не к нему или от него. День и ночь во время равноденствий должны быть примерно равными. Весеннее, или весеннее, равноденствие для северного полушария происходит около 20 марта, в тот же день, что и осеннее равноденствие на юге. Весеннее равноденствие в южном полушарии происходит примерно 20 сентября, когда жители севера празднуют осеннее равноденствие. Весеннее равноденствие знаменует собой первый день астрономической весны для полушария, а осеннее равноденствие знаменует собой первый день осени.
Истории по теме:
Но перемены в погоде часто предшествуют этим знаменательным моментам. Метеорологические сезоны сосредоточены на этих изменениях, подгоняя сезоны к трем месяцам, которые лучше всего предвещают их. С декабря по февраль отмечают метеорологическую зиму в северном полушарии и метеорологическое лето в южном. Март, апрель и май считаются весной или осенью, в зависимости от местоположения, а с июня по август — это месяцы лета на севере и зимы на юге. По данным NOAA, сентябрь, октябрь и ноябрь завершают цикл, открывая осень в северных регионах и весну в южных.
Времена года могут привнести в год большое разнообразие в тех местах, где они ощущаются в полной мере. Погода в каждом из них может позволить людям заниматься тем, что они не могут делать в других — кататься на лыжах зимой, плавать летом. Каждое время года приносит с собой свои потенциальные опасности, но также и свою особую красоту.
Дополнительные ресурсы
Узнайте больше о временах года с помощью этого учебного материала от Lumen Learning (откроется в новой вкладке).