Материал для родителей: упражнения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет. | Консультация (старшая группа):
упражения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет.
Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление. Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение №1 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Инструкция ребёнку: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».
Инструкция ребёнку: Составь домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».
Словесно — логическое мышление.
Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Упражнение №2
Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Упражнение №3
«Раздели на группы».
Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов?
голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак
Предложите свои игры по теме «Посуда».
Упражнение №4.
«Найди общее слово».
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
Инструкция: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь».
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
Упражнение №5
«Найди, что общего у следующих слов»:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)»
Упражнение №6
Толкование скрытого смысла пословиц.
Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.
Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).
Упражнение №7
Логические задачи.
Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
Упражнение №8
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».
Котлета, сардельки, …
Хлеб, печенье, …
Упражнение №9
«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т.д.
Упражнение №10 «Что хорошо, что плохо?».
Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).
Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).
Развиваем логическое мышление. Для детей 6 — 7 лет
Электронная библиотека
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
— А.С. Макаренко
Автор: Козырева Л.М. | |
Название: Развиваем логическое мышление | |
Формат: PDF (в zip-архиве) | |
Размер: 19,9 Мб | |
Объём: 32 стр. | |
Аннотация: | |
Тетрадь по развитию внимания, зрительной памяти, логического мышления старших дошкольников и младших школьников. Задание на время «Назови цифры по порядку» развивает концентрацию внимания. Его усложненный вариант – одновременное называние прямого и обратного счета – направлен на развитие распределения внимания. Хорошо тренируется переключаемость внимания и с помощью упражнения на одновременное вычеркивание и подчеркивание сходных рисунков. Пространственное мышление развивается также с помощью набора геометрических фигур «Монгольская игра». Задания на развитие логического мышления – «Продолжи ряд», «Заполни недостающее», «Установи закономерность», «Реши логическую задачу». Задания: «Какая картинка лишняя?», «Чего не стало?», «Восстанови порядок», «Дорисуй правые фигуры» – направлены на развитие зрительной памяти. |
- Просмотров: 63438
Говорят Дети
«Папа, не убивай комара. Вдруг это князь Гвидон летит!» — Миша, 3 года |
Рекомендуем
Прописи для детей
Подготовка к школе | |
Развитие моторики рук | |
Обучение письму | |
Интересные задания | |
Современные методики |
Логические способности пяти- и шестилетних детей.
Измерьте все, что видите! — Математика и логикаИметь способности использовать логическое мышление означает иметь навыки справляться с проблемами и использовать их во всех жизненных ситуациях. Критическое мышление стимулирует работу мозга и может применяться для поиска альтернативных решений во многих жизненных ситуациях. Итак, вы можете себе представить, насколько важно для детей создать свои первичные основы логико-математического развития для хорошего старта в жизни. Логические способности основаны на основных принципах математики и логики, которые помогут вашему ребенку практиковать свой сенсорный опыт и позволят ему разработать понимание окружающей среды.
Тщательно планируйте свои домашние дела. Продумывая задания и упражнения, вы можете помочь малышу развить навыки логического мышления, которые позволят ему глубже познавать окружающий мир.
- В этом возрасте дети начинают понимать, как применять теорию в повседневной практике.
- Дошкольники становятся способными удерживать информацию в сознании и использовать ее для своих выводов.
- Пяти- и шестилетние дети чувствуют грань между реальностью и абстракцией.
«Мисс Браун, вы знаете, что на этом столе восемь книг, а на книжной полке девять книг? У меня семь книг, а у Майкла шесть. А тебе может быть 10! ».
Об этом рассказал Юрий из подготовительной группы, где дети 5-6 лет экспериментировали с книгами как единицами измерения. В этом детском саду они поддерживают непосредственный опыт в естественном пути развития абстрактного мышления и навыков оперативного мышления. Поскольку они свободны в выборе и не ограничены временем или способом нестандартных измерений, они начинают понимать прикладное значение теории и возможности ее использования.
В этом случае они исследовали сходства и различия между измеряемыми субъектами. Хотя книги, используемые для измерения, не были стандартными по размеру, дети постигали абстрактную связь между измеряемым предметом и используемым для этих целей инструментом. Во время выполнения этого задания у детей развивается способность сохранять информацию в памяти, а затем использовать ее для целей сравнения.
Процесс такого сравнения является важным этапом формирования абстрактного мышления. Например, осенью в этой группе в качестве нестандартной единицы измерения использовались яблоки, и дети помнили, что в росте воспитателя больше всего яблок. Они не помнили, как, но понимали, что 10 книг — это больше, чем семь, и применение этого принципа в дальнейшем — это реально работающее абстрактное мышление!
Ищите смысл в знаках и символах !
С точки зрения психологии развития, пяти- и шестилетние дети пересекают грань между конкретным и абстрактным опытом. Они не готовы все изучать с помощью карандаша и бумаги (как школьники) и механически запоминать задания, но вполне способны видеть связи между конкретным опытом и его абстрактным описанием.
Попробуйте использовать шифрование различной информации. Включая количество книг и перенося эту информацию на доску или в график, отображая ее с помощью наклеек или этикеток, зашифровывая в условном знаке, ребенок получает ключевой навык записи непосредственного опыта в виде символов и пиктограммы. Это начало письма, умение выложить информацию на стол и даже планирование будущего.
Поскольку записи основаны на личном личном опыте, пяти- и шестилетние дети также могут вернуться к схемам или знакам и с их помощью «прочитать» информацию. Их простые символы и пиктограммы похожи на алфавит и чтение. Психологи открыли, что дошкольники, самостоятельно создающие собственные символические записи, начинают читать с большей легкостью и более глубоким пониманием прочитанного.
Как учить детей (от 5 до 6 лет)?
Обучение через игры должно быть наполнено действиями и бесконечными вопросами. Также дайте ребенку возможность работать с различными материалами. Если у ребенка был опыт с наполнением разного содержимого водой, вдохновить его на повторение одних и тех же действий с песком, зернышком, мелками, пуговицами и т.п. уход за животными и растениями. Схемы, графики и таблицы могут служить мостом между реальностью и абстракцией. Побуждать детей делать элементарные прогнозы на основе их прошлого опыта. Также не забывайте записывать эти прогнозы, так интересно перечитывать эти записи, когда ваши дети вырастут.
Статью подготовила Наталья Жеребилова
на основе статьи
5 способов развития логического мышления у детей
Зачем развивать логическое мышление у детей? Это важный жизненный навык, который позволяет им различать правильное и неправильное. Это помогает им принимать лучшие решения и осознавать последствия своих решений. Самое главное, говорят эксперты, дети не могут научиться этим навыкам самостоятельно, эти навыки нужно воспитывать в них.
Что такое логическое мышление?Логика определяется как изучение правильных рассуждений. Навык логического мышления — это способность понимать ситуацию, наблюдая факты и доказательства с разных точек зрения. Тренирует левое полушарие мозга. Человек с навыками логического мышления демонстрирует лучшее рассуждение, решение проблем, критическое мышление и коммуникативные навыки.
Как развивать логическое мышление у детей?Для этого не нужно из кожи вон лезть. Вы можете превратить повседневную работу в возможности для обучения.
Вот пять способов улучшить навыки логического мышления у детей: 1) Задавайте открытые вопросыВы можете начать с открытых вопросов, на которые нет ответов, состоящих из одного слова, таких как да или нет; открытые вопросы обычно имеют поясняющие ответы.
Может вращаться вокруг общих разговоров.
Например, ваш ребенок расстроен, так как вы не разрешаете ему выходить на улицу и играть из-за погоды. Они спрашивают вас: «Почему вы не разрешаете мне выходить?» Вместо прямого ответа на вопрос спросите их: «Как вы думаете, почему я не позволяю вам выйти?» Дайте им подумать и ответить.
Вы можете дать им почитать истории с открытым концом. У таких рассказов нет определенного конца, и они могут делать свои выводы на основе прочитанного. Предложите им закончить рассказ.
2) Поощрение творческого мышленияТворческое мышление стимулирует правое полушарие мозга, позволяя вам мыслить новаторски или иначе. Как вы будете прививать ребенку творческое мышление? Лучший способ — не предлагать ребенку решения, когда он застрял в ситуации.
Позвольте им решить эту проблему. Это интересный процесс обучения, включающий творческое мышление и решение проблем, поскольку они будут придумывать идеи или варианты решения ситуации. Не удивляйтесь, если они предлагают нестандартные решения.
3) Поощряйте логическое мышлениеЛогическое мышление является неотъемлемой частью процесса логического мышления. Если ребенок попал в ситуацию, предложите ему объективно проанализировать проблему и найти рациональное решение. Это убережет их от принятия импульсивных решений и они узнают о причине и следствии действия или события.
Логическое мышление оптимизирует навыки наблюдения; если практиковать регулярно, можно получить долгосрочные выгоды.
4) Поощряйте любознательностьРодители часто подавляют любознательность своих детей, когда они проходят этап «почему», потому что практически невозможно ответить на все их вопросы. Это может показаться обременительным занятием, но позвольте ребенку задавать вопросы, дайте ему возможность сформировать и проверить свои теории, позвольте ему экспериментировать и т. д.
Это поощрение приведет к исследованию и поможет ему понять, что он думает или делает » имеет ли это смысл».
Так вы будете способствовать их интересам. Если что-то интересует детей, они с удовольствием экспериментируют, и это вложение расширяет их знания.
5) Научите их оценивать информациюМы живем в век информации, когда любая информация находится на расстоянии одного клика. Его подают на блюде, и мы поглощаем его, не оценивая, что является неправильным способом потребления информации. Поэтому мы должны учить наших детей оценивать информацию, чтобы определять ее достоверность.