Задания для детей 6-7 лет на логику и мышление
Во время подготовки детей к школе специалисты советуют уделить особое внимание развитию логики и мышления, ведь эти познавательные процессы крайне важны для успешного освоения школьной программы. Для этого используются разнообразные задания, загадки и развивающие игры на развитие логического мышления как для девочек, так и для мальчиков.
Особенности
Логическим называют такой вид мышления, при котором ребенок использует логические понятия и взаимосвязи. Он рассуждает, учитывает разные доказательства и в результате получает обоснованный вывод. Предпосылки для развития логики возникают в раннем возрасте. Так, формирование логически-образного мышления начинается с полутора лет. У детей постарше логическое мышление также бывает словесным (вербальным) и абстрактным. Для его развития нужно приложить немало усилий и освоить много информации.
Чтобы тренировать логическое мышление в 6 и 7 лет, следует доступно разъяснять детям сложные темы, научить, как связывать понятия между собой, как правильно оценивать ситуации и делать выводы.
В этом возрасте развивать логику самостоятельно у ребенка не получится, поэтому требуется помощь родителей и педагогов. При этом крайне важно организовать занятия так, чтобы дети были заинтересованы. Для этого используют игровую форму, различные наглядные пособия, связь с увлечениями ребенка.
Загадки и задачи
Задания, которые побуждают детей мыслить логически, довольно разнообразны. С помощью упражнений, подходящих для детей 6-7 лет, можно:
научить детей анализировать и сравнивать предметы, систематизировать их, находить закономерности;
приучить к работе с рисунками и схемами;
развивать речь;
освоить порядковый и количественный счет;
дать понимание взаимосвязей природных явлений.
Для развития логики полезно много беседовать и обсуждать, создавать что-то своими руками. Значительное место отводится и работе с наглядными пособиями – рисунками, книжками, распечатками, раскрасками, фото, разнообразными игрушками.
В 6 и 7 лет уже можно активно использовать математические задачи. К примеру, считать лапы у животных, фрукты или овощи на столе. Много заданий можно придумать с геометрическими фигурами, например, сортировать их по форме или размеру. Существует также немало упражнений с использованием картинок. К примеру, ребенку предлагают несколько карточек с изображениями предметов, а он должен выбрать, какие из них опасны, съедобны, могут двигаться.
Рассмотрим несколько интересных загадок.
У Антона большое кислое яблоко, у Ани – большое сладкое. Чем они похожи, а что разное?
Света и Оля рассматривали картинки в журнале и в книге. Где рассматривала картинки Света, если это не книга?
У Даши есть 3 пары носков. Сколько всего у нее носков?
На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько теперь детей на площадке?
По двору ходят утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько всего уток?
В коробке лежит 7 машинок. Сколько мне нужно забрать, чтобы там осталось 3 машинки?
На дереве висит 6 груш.

В плитке шоколада есть 6 долек. Сколько раз ее надо разломать, чтобы поделить всю плитку на отдельные дольки?
Денис принес 3 кубика, а Максим – 4. Сколько кубиков будет в башне, которую вместе построят ребята?
В кошельке есть деньги, на которые можно купить 2 пачки печенья или 1 коробку конфет. Что стоит дороже?
На двух полках стоит одинаковое количество книг. С одной забрали 2 книги и поставили на вторую. Сколько книг стало на каждой полке?
В тарелке лежат 3 апельсина, а в коробке – вдвое больше. Сколько апельсинов находится в коробке?
Торт разрезали на половины, а потом каждую из них – на 3 части. Сколько кусков получилось?
Диме 10 лет, Маша на 5 лет младше. Сколько лет Маше?
Мама испекла к завтраку 12 кексов. Все съели, кроме двух. Сколько осталось?
На столе лежало 3 яблока. Одно разрезали на половинки. Сколько яблок на столе теперь?
Развивающие игры
Игр, во время которых дошкольники активно развивают логику, довольно много. Они делятся на несколько групп в зависимости от направления и используемых методик. Рассмотрим самые интересные и популярные.
Графические
Этот тип развивающих заданий на логику стимулирует мелкую моторику и готовит руку ребенка к письму, поэтому графическим играм в 6-7-летнем возрасте стоит уделить достаточно внимания. К ним относятся все занятия, во время которых ребенок рисует или пишет. К примеру, можно предложить дошкольнику раскрасить картинку, ориентируясь на цифровые обозначения, соответствующие определенному оттенку.
Многим детям нравится писать графические диктанты. Для них используют листы в крупную клетку, взрослый диктует, на сколько клеточек провести линию и в какую сторону, в результате чего возникает какое-то изображение, например, кошки, домика или кораблика.
С помощью подобных диктантов ребенок учится не только проводить ровные линии, но и ориентироваться в пространстве.
Не менее популярны и задания «продолжить узор», «соединить точки», разные прописи и раскраски. Все такие игры активно развивают и логическое мышление, и внимание. Они учат ребенка концентрироваться на задаче, воспитывают усидчивость.
Речевые
Такие игры одновременно с развитием логики стимулируют речевой аппарат. Их использование делает речь ребенка более четкой и чистой, увеличивает словарный запас. Они особенно важны, если ребенку нужны занятия с логопедом из-за каких-либо дефектов речи.
В ходе речевых игр ребенок должен проанализировать информацию, которую услышал, а затем выполнить задание. К примеру, взрослый начнет называть несколько разных слов, а задачей дошкольника будет отыскать между ними различия или что-то общее.
Хорошей речевой игрой является составление рассказа по картинке, ведь он должен быть логичным и последовательным. Эффективны также описания заданных предметов, придумывания ассоциаций, поиск слов, у которых противоположное значение.
Настольные
Эти игры интересны большинству детей. Психологи относят их к самым эффективным для развития мышления и логики, ведь в ходе игры ребенок планирует и размышляет, обдумывает общую стратегию и ходы. Если же привлечь к занятию несколько участников, это будет дополнительно улучшать коммуникативные навыки и учить, как работать в команде.
Ассортимент настольных игр в наши дни довольно большой, поэтому одновременно с освоением таких традиционных вариантов, как нарды, лото или шашки, можно подобрать для ребенка с учетом его интересов и множество других игр. Кроме того, можно использовать и разнообразные подручные материалы, например, спички или счетные палочки.
Головоломки
Такие игры тоже являются весьма полезными и увлекательными. Среди них стоит упомянуть известный кубик Рубика, логический шар, змейки, металлические и деревянные головоломки. С их помощью можно надолго занять ребенка, развивая одновременно и логику, и внимательность. Они также часто выручают в поездках.
Компьютерные
Эта группа игр, пожалуй, наиболее востребована у современных детей. Хотя многие родители и педагоги относятся к таким занятиям настороженно или негативно, но компьютерные игры имеют определенные плюсы, если контролировать их длительность (до 30 минут в день) и контекст (это не должны быть «стрелялки» или «бродилки»).
Полезные советы
Стараясь развить у ребенка логическое мышление, занимайтесь регулярно. При планомерном подходе, отсутствии длительных перерывов и подборе соответствующих возрасту заданий успехи будут наиболее выраженными.
При этом тренировки логики не должны быть слишком длинными, иначе они быстро наскучат ребенку. Дошкольник потеряет интерес и перестанет воспринимать новую информацию, что лишь затруднит дальнейшее развитие. Для детей 6-7 лет продолжительность занятий составляет 20-30 минут.
Подбирая подходящую игру, руководствуйтесь интересами и наклонностями дошкольника. Занятие, которое больше будет привлекать его внимание, непременно станет стимулом к размышлениям и отложится в памяти. К примеру, увлеченному автомобилями мальчику можно предложить задания с использованием разных видов транспорта, а интересующимся пони девочкам отлично подойдут раскраски и головоломки с Пинки Пай, Искоркой и другими любимыми персонажами.
Если задание незнакомое и новое, убедитесь, что перед выполнением ребенок правильно понял его суть. Если его размышления зашли в тупик, задайте несколько наводящих вопросов.
Будьте терпеливы и не ругайте, если упражнение оказалось сложным, или ребенок отказывается его выполнять. В такой ситуации лучше отложить занятие ненадолго, вернувшись к нему позже, когда дошкольник будет в хорошем расположении духа.
Помните также о том, что хорошую работу мозга обеспечивают правильно спланированный режим дня и полноценное питание. Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, следите за длительностью ночного сна, ограничивайте время у телевизора или компьютера. Ежедневные прогулки, сбалансированный рацион, достаточный отдых – это крайне важные факторы, способствующие лучшему развитию мышления и других психических процессов.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Материал для родителей: упражнения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет. | Консультация (старшая группа):
упражения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет.
Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление. Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение №1 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Инструкция ребёнку: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».
Инструкция ребёнку: Составь домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».
Словесно — логическое мышление.
Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Упражнение №2
Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Упражнение №3
«Раздели на группы».
Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов?
голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак
Предложите свои игры по теме «Посуда».
Упражнение №4.
«Найди общее слово».
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
Инструкция: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь».
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
Упражнение №5
«Найди, что общего у следующих слов»:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)»
Упражнение №6
Толкование скрытого смысла пословиц.
Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.
Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).
Упражнение №7
Логические задачи.
Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
Упражнение №8
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».
Котлета, сардельки, …
Хлеб, печенье, …
Упражнение №9
«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т.д.
Упражнение №10 «Что хорошо, что плохо?».
Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).
Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).
Развитие навыков вычислительного мышления для детей 4-7 лет | Tech Age Kids
NEWS$show=/search/label/news
Здесь вы найдете все последние новости о технологиях для детей. Мы любим следить за новыми крутыми изобретениями на Kickstarter и ищем все последние объявления о технических игрушках и гаджетах к предстоящим рождественским праздникам. Вы также узнаете нашу версию детских историй о технологиях в средствах массовой информации.
ОБЗОРЫ$show=/search/label/review
Наши обзоры продуктов для детей призваны помочь вам решить, подходит ли игрушка, гаджет или набор для вашего ребенка или семьи. Есть много классных вещей, но правильный ли это выбор для ребенка или подростка, для которого вы покупаете? Мы поможем вам сделать правильный выбор и получить лучшее соотношение цены и качества.
ПОДАРОЧНЫЕ РУКОВОДСТВА$show=/search/label/gift%20guide
Собираются родители, бабушки и дедушки, тети, дяди и друзья. Мы создаем списки подарков, чтобы помочь вам сделать правильный выбор для детей, которые помогут им развить правильные навыки в будущем. Мы изучаем лучшие игрушки и игры для кодирования, инструменты и наборы для изготовления / рукоделия, подарки, связанные с STEM / STEAM, программируемые роботы, комплекты электроники и гаджеты для детей и подростков Tech Age.
PROJECTS$show=/search/label/project
Будьте изобретательны с технологиями. Здесь мы будем публиковать все наши идеи и проекты с использованием технологий для творчества и творчества с детьми. Вы найдете что угодно, от изготовления лимонной батареи до светящегося в темноте меча Minecraft. Наши проекты опробованы на наших собственных детях или на мероприятиях, которые мы проводим, поэтому мы уверены, что вы сможете попробовать их дома со своими детьми. В некоторых наших проектах используются определенные технические гаджеты, которые мы предоставляем вам по ссылкам для покупки.
STEM$show=/поиск/метка/основа
STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, and Mathematics. В последние годы этим направлениям исследований уделяется повышенное внимание. Нам также нравится включать Искусство и Дизайн, поэтому мы часто говорим о STEAM (A означает Искусство). В Tech Age Kids мы верим, что программирование — это новая грамотность, и дети должны понимать, как работают технологии, практиковаться в создании навыков и расти в своем любопытстве, чтобы создать лучшее будущее для всех нас.
КОДИРОВАНИЕ$show=/search/label/coding
Программирование все больше признается важным навыком для обучения детей. Некоторые научатся программировать в школе или в кружке кодирования, но будет здорово, если они получат поддержку и дома.
ЭЛЕКТРОНИКА$show=/search/label/electronics
Мы считаем, что детям очень важно получить практические навыки работы с электроникой и научиться создавать схемы и писать код для управления оборудованием.
Маленькие дети могут начать с токопроводящего пластилина. Для детей, которые любят совмещать ремесло и технологии, LittleBits отлично подойдет. И мы любим компоненты беспроводной электроники SAM Labs за то, что они позволяют детям легко создавать изобретения для Интернета вещей.
Многие наборы электроники для детей поддерживают микропроцессорную среду Arduino. DuinoKit Jr — один из наших фаворитов. Arduino — это потрясающий навык для детей старшего возраста и подростков.
ROBOTICS$show=/search/label/robotics
Мы любим роботов в Tech Age Kids, особенно программируемых. У нас их много, и мы пишем обзоры и проекты, которые их используют. Наше руководство по покупке программируемых роботов для детей — хорошее место для начала, если вы не уверены, что есть в наличии. Робот-собака Roby the mBot Meccano — один из наших популярных проектов, он был с нами на многих мероприятиях. Наш трейлер Ozobot LEGO идеально подходит для детей, которые любят LEGO и роботов.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМЕСЛО$show=/search/label/making
Мы сторонники творческого использования технологий, но это должно быть сбалансировано с развитием физических навыков, таких как изготовление бумаги, работа по дереву, лепка из глины, техническое рисование и пайка. Если дети не развивают эти навыки по мере взросления, то физические проекты могут стать скорее разочаровывающими, чем забавными.
Сообщество Maker использует термин «изготовление» как широкий термин, включающий все виды ремесленных навыков или ремесленных занятий. Способность делать вещи может привести к увлечению на всю жизнь или даже к карьере. Это прекрасное чувство — иметь возможность превратить проект из идеи в вашей голове в реальный объект, который что-то делает.
Мы особенно заинтересованы в изучении продуктов, которые сочетают в себе навыки производителя с техническими навыками, такими как электроника, но другие сосредоточены исключительно на физических навыках изготовления, которые по-прежнему важны для современного производства.
Вычислительное мышление — это набор навыков, необходимых для того, чтобы заставить компьютеры выполнять полезные действия. Он включает в себя логическое мышление, планирование наперед, работу с данными, способность давать точные инструкции и делать прогнозы. Существует множество занятий, которые могут помочь маленьким детям в возрасте 4-7 лет развить эти навыки.
Навыки вычислительного мышления можно развить с помощью программирования, но есть и множество других полезных занятий. Многие из них не имеют экрана, что помогает развивать современные навыки, а также развивать другие важные навыки, включая моторику и общение.
Некоторые из представленных здесь идей являются классическими детскими играми и занятиями, которые вы, возможно, уже пробовали, но они отлично подходят для развития навыков вычислительного мышления.
Головоломки
Головоломки и задания, такие как «Найди отличия», кроссворды и головоломки, отлично подходят для развития вычислительного мышления. Вы можете найти их на листах с заданиями для детей в ресторанах, фаст-фудах и коробках с хлопьями, на листах с заданиями в музеях и в дни мероприятий, а также в детских журналах и ежегодниках. Поощряйте детей пробовать и помогайте им с более сложными головоломками, чтобы улучшить их технику.Приложения
Большинству детей нравится проводить время за телефоном или планшетом. Многие компьютерные игры на самом деле развивают вычислительное мышление. Дети должны предсказать, что произойдет, и придумать стратегии для решения проблем и победы в играх. Некоторые приложения специально развивают навыки логического мышления. Обратите внимание на игры, которые требуют использования логики, памяти или планирования наперед. А также игры, которые побуждают детей экспериментировать и создавать в цифровом виде. Мы рекомендуем приложения Tinybop и Toca Boca. Прочитайте наш обзор приложений Tinybop.Логические игры
Есть несколько отличных практических логических игр, которые могут помочь детям развить навыки решения задач. Smart Games предлагает ряд логических игр, предназначенных для детей младшего возраста, которые развивают навыки логического мышления во время игры.Игры с козырными картами
Игры с козырными картами и коллекционные карточные игры отлично подходят для обучения работе с данными.Детям, которые играли в игры в стиле Top Trumps, намного легче понять концепции данных и работы с базами данных. Доступно множество различных наборов, поэтому вы сможете найти что-то, что соответствует интересам вашего ребенка.
Обзоры и коллекции
Опросы — отличный способ заставить детей задуматься о работе с данными. В зависимости от времени года вы можете найти опросы о бабочках, деревьях или других диких животных, в которых вы можете принять участие. Следите за результатами или просмотрите результаты опросов за предыдущие годы. Объясните, что компьютеры очень хорошо справляются с большими объемами данных, но люди должны думать о том, какие вопросы задавать.Прикоснитесь к интересам детей, чтобы узнать о данных. Дети часто действительно интересуются фактами и данными об их любимых предметах. Это может быть статистика их любимой футбольной команды, знание всех подробностей обо всех наборах LEGO в их любимом ассортименте или знание всех подробностей о персонажах их любимых книг или телешоу.
Вопросы о самом большом, самом маленьком, самом старом, первом, самом быстром отлично подходят для размышлений о данных.
Угадай, кто
«Угадай, кто» — это классическая детская игра, которая развивает понимание данных и логики во время игры. Он отлично подходит для того, чтобы научиться находить сходства и различия и помогает понять, как правильно задавать вопросы о данных. Детям не нужно беспокоиться об этом, пока они играют!Вы можете найти тематические версии «Угадай, кто» и даже версию для детей младшего возраста.
Клуедо-младший / Clue Jr
Cluedo (Clue в США) — классическая игра на логическую дедукцию. Существует младшая версия игры, разработанная для детей от 5 лет.Младшая версия по-прежнему использует логическую дедукцию, но в ней нет ужасного сеттинга оригинала. Вместо этого тайна включает в себя торт!
Секретные коды
Все, что связано с кодированием сообщений и взломом секретных кодов, отлично подходит для вычислительного мышления.Мелисса и Даг составляют набор заданий «Секретный декодер», который включает в себя множество заданий, которые познакомят детей с основами криптографии. Набор рекомендуется для детей от 7 лет, поэтому он относится к старшему возрастному диапазону, но некоторым детям он понравится и в более раннем возрасте, особенно если к ним присоединится родитель.
Физические игрушки-головоломки
Есть много физических игрушек-головоломок, которые развивают навыки решения проблем и планирования. Просто скажите детям, что это игрушки-непоседа! Мяч-головоломка — популярный вариант — вам нужно перемещать шарики по одному, чтобы они совпадали по цвету с лункой и шариком. Если дети собираются целую вечность ерзать, они могут делать это с игрушкой, которая развивает полезные навыки.Дети, которые хотят настоящих испытаний, могут попробовать кубик Рубика 2 x 2. На самом деле собрать кубик 2 x 2 сложнее, чем вы думаете!
Ремесла на основе узоров и правил
Многие ремесленные занятия включают работу с шаблонами или соблюдением правил.Хорошими примерами являются наборы для нанизывания бисера и мозаика в стиле пиксель-арт. Существуют также наборы для раскрашивания по номерам, которые включают сопоставление числа с цветом, вы можете найти версии для рисования, наборы, в которых используются карандаши и мозаика, и есть даже приложения, позволяющие раскрашивать по номерам. Нам особенно нравятся крошечные пластиковые кубики, похожие на головоломки, сделанные Simbrix.
Что это такое и как они используются?
Кем был Пиаже и каковы этапы его развития?
Жан Пиаже был швейцарским психологом, изучавшим развитие детей в начале 20 века. Его теория интеллектуального или когнитивного развития, опубликованная в 1936 году, до сих пор используется в некоторых областях образования и психологии. Он фокусируется на детях от рождения до подросткового возраста и характеризует различные этапы развития, в том числе:
- язык
- мораль
- память
- рассуждение
При разработке своей теории Пиаже сделал несколько предположений о детях:
- Дети строят свои собственные знания на основе своего опыта.
- Дети учатся чему-то самостоятельно, без влияния взрослых или детей старшего возраста.
- Дети по своей природе мотивированы к обучению. Им не нужны награды в качестве мотивации.
Всего четыре этапа:
- сенсомоторная стадия
- предоперационная стадия
- конкретная операционная стадия
- формальная операционная стадия
Стадии охватывают диапазон возрастов от рождения до 2 лет и юношеской взрослой жизни.
Стадии Пиаже зависят от возраста и отмечены важными характеристиками мыслительных процессов. Они также включают цели, которых дети должны достичь по мере прохождения определенного этапа.
В своей теории Пиаже использует множество терминов для объяснения когнитивного развития и того, как оно достигается на разных этапах.
Схема — это термин, который он использовал для представления строительных блоков знаний. Вы можете думать о схемах как о различных каталожных карточках внутри мозга. Каждый из них информирует человека о том, как реагировать на новую информацию или ситуации.
Например, представьте себе человека, который идет в продуктовый магазин за молоком. В этом случае схема представляет собой запомненный образец поведения, который можно применить к данной ситуации. Человек помнит, как проходить между рядами, находить молоко, выбирать предпочтительный вид, а затем платить на кассе. Всякий раз, когда человеку поручают получить молоко, этот конкретный «сценарий» или схема вызывается из памяти.
Другие важные термины:
- Ассимиляция — это использование существующей схемы и ее применение к новой ситуации или объекту.
- Адаптация меняет подходы, когда существующая схема не работает в конкретной ситуации.
- Уравновешивание — это движущая сила, которая продвигает вперед все разработки. Пиаже не верил, что развитие идет устойчиво. Вместо этого он двигался семимильными шагами в соответствии с опытом.
Как лица, осуществляющие уход, могут использовать схемы?
Родители и учителя могут помочь ребенку разработать различные схемы, чтобы способствовать обучению и развитию на всех этапах. Это может быть достигнуто путем предоставления детям большого количества контактов с внешним миром. Знакомство с разнообразным опытом обучения на практике с раннего возраста может помочь создать эти внутренние каталожные карточки. Затем, когда дети становятся старше, речь идет о расширении опыта и применении его к новым, даже гипотетическим ситуациям.
Итак, как именно этапы Пиаже можно применить к образованию? По сути, речь идет о том, чтобы распознать стадию, на которой ребенок находится в настоящее время, и приспособиться к этому уровню развития.
Учителя и родители могут помочь, предоставив детям различный опыт или способы исследовать и экспериментировать с окружающей их средой. Благодаря этому опыту дети могут получить практическое понимание различных концепций.
Для маленьких детей, поступающих в дошкольные учреждения и детские сады, теории Пиаже больше соответствуют игровым школьным программам или средам, в которых детям предлагаются возможности для проб и ошибок и взаимодействия с реальным миром.
Философию Piaget можно включить в любую образовательную программу.
Примеры:
- Возможность проб и ошибок. Сосредоточьтесь на процессе обучения, а не на конечном результате.
- Предоставление детям наглядных пособий и другого реквизита, например моделей, для иллюстрации различных идей и концепций.
- Использование примеров из реальной жизни для рисования сложных идей, таких как текстовые задачи по математике.
- Предоставление возможности классифицировать или группировать информацию. Контуры и иерархии являются хорошими примерами и позволяют детям создавать новые идеи на основе предыдущих знаний.
- Предлагает задачи, требующие аналитического или логического мышления. В этом случае в качестве инструмента можно использовать головоломки.
Вы также можете помочь своему ребенку на всех этапах, придерживаясь его особого стиля обучения в то время:
Сенсомоторный
- Используйте настоящие предметы в игровой деятельности.
- Подключите игру к пяти чувствам.
- Внедрение распорядка для самых маленьких детей. Они предсказуемы и могут быть очень полезны для развития коммуникации.
Предоперационная
- Дети лучше учатся на практике. Позвольте им активно взаимодействовать с различными вещами в их окружении, включая книги, людей, игры и предметы.
- Задавайте вопросы, пока дети занимаются повседневными делами, и дайте им возможность придумать собственные идеи.
- Указывайте на новые вещи и поощряйте детей задавать вам вопросы об этих вещах.
Работа с бетоном
- Создание графиков времени, трехмерных моделей, научных экспериментов и других способов манипулирования абстрактными понятиями.
- Используйте головоломки и загадки для развития аналитического мышления.
- Сосредоточьтесь на открытых вопросах.
Формальная операционная
- Предлагайте пошаговые объяснения концепций и используйте диаграммы и другие наглядные пособия.
- Исследуйте гипотетические ситуации. Вы можете связать их с текущими событиями или социальными проблемами.
- По возможности расширяйте понятия. Например, если вы говорите о Гражданской войне, обсудите другие вопросы, разделившие страну с того времени.
Есть некоторые критические замечания по поводу стадий Пиаже. В частности, исследователи 1960-х и 1970-х годов утверждали, что Пиаже мог недооценивать способности детей, используя в своих наблюдениях запутанные термины и особенно сложные задачи. В других исследованиях дети успешно продемонстрировали знание определенных понятий или навыков, когда они были представлены в более простой форме.
Теория Пиаже также предполагает, что дети определенной стадии в первую очередь будут находиться на этой стадии по всем направлениям со всеми поставленными перед ними задачами. Другие исследователи обнаружили, что существует целый ряд способностей, связанных с когнитивными задачами. Другими словами, некоторые дети могут преуспевать или бороться в одной области по сравнению с другой.
Теория Пиаже также объясняет, что попытки научить детей особенно сложным понятиям не увенчались бы успехом. Тем не менее, в некоторых случаях дети могут усвоить передовые идеи даже при кратком обучении. Дети могут быть более адаптируемыми и компетентными, чем это предполагают стадии Пиаже.
Наконец, Пиаже в своей работе в первую очередь изучал белых детей среднего класса из развитых стран. В результате его результаты могут быть искажены для этой подгруппы людей и могут не применяться напрямую к другим группам или местам.
Лев Выготский разработал свою теорию детского развития в то же время, когда Пиаже разрабатывал свою собственную теорию. Как и Пиаже, Выготский считал, что дети развиваются поэтапно. В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение и развитие связаны с социальными взаимодействиями и культурой.