Логические игры для детей 4, 5, 6 лет
На этой странице тебя ждет логическая игра «Части и целое». В этой игре ты должен выполнить 4 задания, в каждом из которых нужно соединить пары по смыслу, а именно перетащить части объектов к…
- Hits: 62
Сегодня мы подготовили для тебя игру «Покорми животного — Лошадь, свинья, собака». В этой игре нужно предлагать животному только ту пищу, которую он ест, перетаскивая продукты ко рту животного…
- Hits: 41
Игра «Холодное — Горячее» обязательно понравится малышам.
- Hits: 40
Игра «Логические пары» разработана для детей 5-6 лет. Игра развивает логическое мышление дошкольника, помогая ему объединять предметы между собой на основе какой-либо логической связи между ними….
- Hits: 29
Развивающая игра «Легкое-Тяжелое» предназначена для детей от 4-5 лет. К этому возрасту ребенок должен уже понимать, что у каждого предмета или живого существа есть свой вес. Чем больше размер…
- Hits: 44
Игра «времена года» для детей от 4 лет — это прекрасный онлайн тренажер для запоминания основных признаков времен года — зимы, весны, лета и осени. Игра разработана не только с целью проверки…
- Hits: 53
Новая замечательная онлайн игра от Бибуши «Героям нужна твоя помощь» не оставит наших юных посетителей равнодушными, ведь ребятам предстоит выполнить три интересных задания, безошибочно пройти…
- Hits: 16
Развивающая онлайн игра от Лисёнка Бибуши «Помоги героям» — Выбери нужные предметы — подойдет детям от 3-х лет, включает она в себя 3 уровня, в которых ребятам необходимо выполнить три интересных…
- Hits: 20
Очаровательная онлайн игра «Кто где живет?» несомненно понравится всем малышам, ведь здесь животные ищут свои домики! К тому же, после попадания в домик, каждое животное произносит свой звук. В…
- Hits: 55
Здесь Лисёнок Бибуша подготовил для вас новую развивающую игру, направленную на развитие пространственного мышления детей, которая подойдет ребятам дошкольного, а также младшего школьного возраста….
- Hits: 49
Развивающая игра «Профессии» разработана для детей от 5 лет и предназначена для расширения кругозора ребенка и развития логического мышления. В игре вы встретите представителей 11 профессий -…
- Hits: 31
- Hits: 20
Логическая игра «Что сначала, а что потом?» разработана для детей от 5 лет и направлена на развитие логического мышления и установление последовательных связей между событиями. В этой игре ребенку…
- Hits: 23
- Hits: 16
Здесь вы найдете увлекательную и красочную игру онлайн «Найди детенышу маму» для детей дошкольного возраста. В игре несколько заданий, в каждом из которых ребенок должен внимательно посмотреть…
- Hits: 43
Логическая игра «Подбери недостающий предмет» предназначена для детей от 4 лет и старше. Игра развивает логическое мышление дошкольников. Здесь ребенку необходимо логическим путем определить,…
- Hits: 19
В этой игре ты должен помочь повару приготовить 3 блюда: компот, овощное рагу и ягодное варенье. Для этого в первом задании тебе нужно перетащить на табличку все продукты, которые понадобятся…
- Hits: 26
В этой развивающей игре нужно выполнить 3 задания, руководствуясь логическим мышлением. В первом задании нужно выбрать, что понадобится заболевшему мальчику для лечения. Это могут быть не только…
- Hits: 19
Мы подготовили для вас викторину про животных для детей от 4 лет. В процессе игры ребенок должен отвечать на вопросы, которые касаются образа жизни и питания различных животных. Знаешь ли ты…
- Hits: 18
Задания и задачи на логику для дошкольников
Развитое логическое мышление является очень важным показателем интеллекта растущего ребёнка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями, которые помогут развить у них логику, необходимо принимать во внимание их возраст, уровень развития речевых навыков и особенности темперамента.
СодержаниеРаскрыть
- Приступаем к обучению
- Возрастной период 2–4 года
- Закончи цепочку
- Кто был сначала?
- Что у кого есть?
- Что лишнее?
- Возрастной период 4–6 лет
- Ранжирование
- Общее – частное
- Задачи для всех
Приступаем к обучению
Чем меньше возраст детей, в котором вы начинаете занятия логикой, тем больше у них будет потребность в наглядности. В раннем возрасте (2–3 года) многие дети ещё не очень хорошо владеют навыками связной речи, не могут объяснить и аргументировать ход своих мыслей. К тому же сам образ их мышления в этом возрасте требует высокого уровня наглядности.
Поэтому используйте на занятиях больше дидактического материала, выбирайте те задачи и упражнения на логику, в которых используются карточки лото, счётные палочки, макеты геометрических фигур, мозаика и пазлы.
По мере роста ребёнка и развития у него логического мышления, наглядность будет иметь все меньшее значение, и со временем нужно повышать количество тех упражнений на логику, решения которых ищется в «уме», а аргументация выстраивается путём построения словесно-логических заключений. Хорошо развитые навыки поиска решений в «уме» говорят о высоком уровне развития логического мышления у детей.
Возрастной период 2–4 года
В этом периоде ребёнок начинает осваивать базовые операции, необходимые для развития логики, такие, как анализ, сравнение и классификация. Самым необходимым на этом этапе дидактическим материалом будут карточки детского лото (на картинках могут быть изображены животные, предметы обихода, геометрические фигуры). Карточки можно сделать, нарисовать или распечатать самим.
Закончи цепочку
Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающих предметы одного класса, например, несколько хорошо знакомых ему животных: собака, кошка, мышь, лиса. Рядом положите несколько карт с любыми другими картинками, среди которых должна быть одна карта, изображающая животное. Предложите ребёнку выбрать из второй группы карточек, ту, которая, на его взгляд, должна дополнить первый ряд картинок. Попросите его обосновать свой вывод.
Этот тип задания хорош своей универсальностью, можно предлагать детям классифицировать предметы, изображённые на карточках по разным признакам. Это могут быть животные, птицы, мебель, еда и т.д. В процессе выполнения этого задания отлично тренируется и развивается внимание, а также необходимые для развития логики навыки: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Кто был сначала?
Для этого упражнения необходимы карточки лото с изображением детёнышей млекопитающих – щенками, котятам, цыплятами, утятами и т.д. Положите перед ребёнком карточки лото с изображением «взрослых» животных. А потом предложите ему из имеющихся карточек с детёнышами подобрать соответствующие «родителям» карты. Объясните ребёнку суть процесса – что из маленького детёныша (цыплёнка, утёнка, щенка) со временем вырастает взрослая курица, утка, собака.
В дальнейшем усложняйте задания, обыгрывая противопоставление «сначала – потом». Рассмотрите внимательно картинки из хорошо известной малышу сказки «Теремок». Потом выберете какую-то одну картинку из этой сказки и обсудите с ребёнком последовательность действий – что произошло сначала (то есть перед тем, что изображено на текущей странице), и что произойдёт потом.
Это задание будет любимым у тех детей, которые любят сказки, так как построение в них сюжетной линии всегда предполагает наличие временной категории «сначала – потом».
Ближе к 4 годам необходимо вводить задания, ориентированные на развитие словесно–логического типа мышления. Нужно создавать условия для развития у детей умения пользоваться словесной аргументацией в процессе выполнения заданий на логику.
Для начала используйте простейшие задания, позволяющие производить анализ предметов и явления.
Что у кого есть?
Предложите ребёнку самостоятельно сформировать набор признаков, присущих тому или иному классу предметов:
Например:
У цветка всегда есть… (стебель, листок, лепестки, корень.)
У машины всегда есть… (колёса, фары, двери, кузов.)
У лисы всегда есть… (голова, лапы, хвост, усы.)
У дома всегда есть… (двери, окна, крыша, стены.)
Что лишнее?
Необходимо найти в ряду перечисленных предметов лишний, причём желательно, чтобы ребёнок мог обосновать свою точку зрения. Уточните, по какому признаку он отделил этот предмет или понятие от группы других, почему он собрал остальные предметы в отдельную группу?
Ручка, карандаш, фломастер, расчёска
Река, озеро, песок, лужа
Кукла, стол, петрушка, мишка
Зима, лето, осень, непогода
Жёлтый, голубой, фиолетовый, грустный
Укроп, петрушка, зелёный лук, тыква
Бегать, прыгать, приседать, спать
Кислый, горький, сладкий, варёный
Также уже можно пробовать вводить в задания не только конкретные предметы, но и абстрактные явления, например, ощущения, переживания, состояние окружающей среды.
Возрастной период 4–6 лет
В этом возрасте наглядность обучения всё больше теряет свою актуальность, хотя нельзя говорить о её полном вытеснении. Поэтому желательно уделять больше времени тренировки мыслительных операций, производимых в уме. Старайтесь на занятиях использовать по максимуму задания, направленные на проработку и построение словесных умозаключений.
Ранжирование
В этом возрасте большое значение приобретают задачи на ранжирование как однородных, так и разнородных предметов.
Сущность ранжирования заключается в определении значимости предмета по какому-либо признаку. Можно объяснить суть этого явления на следующем примере:
Муха – бабочка – голубь – ястреб – страус. Объясните ему, что эта цепочка проранжирована по такому признаку, как размер существа, от самого маленького (муха) до самого большого (страус).
Предложите следующие цепочки для самостоятельного ранжирования:
Семечка – вишня – горошина – тыква – мандарин
Снежинка – сосулька – снежок – снеговик – айсберг
Младенец – женщина – девочка – бабушка – девушка
Ноготь – глаз – палец – рука – нога
Пузырёк – бидон – бутылка – стакан – бочка
Желательно, чтобы у детей не возникало проблем с аргументацией во время выполнения этого задания. Всегда уточняйте, по какому именно признаку они производят ранжирование, почему выбрали этот признак, а не какой-либо другой.
Общее – частное
В этом возрасте дети уже должны хорошо различать понятия «общее» и «частное», легко справляться с упражнениями на эту тему.
Пусть ребёнок назовёт одним словом следующие предметы:
Мандарины, апельсины, яблоки, груши – это… (фрукты)
Стул, стол, диван, табурет – это… (мебель)
Стакан, ложка, вилка, тарелка, нож – это… (посуда)
Береза, дуб, каштан, липа, ель – это… (деревья)
Сентябрь, январь, март, декабрь, май – это… (месяцы)
Если ребёнок хорошо справляется с такими заданиями, то для него не составит труда и отделение конкретных, исчисляемых величин, от величин обобщающих, неисчисляемых. Другими словами, он сможет легко ответить на следующий вопрос: «Чего будет больше: дубов или деревьев, ягод или клубники, жуков или насекомых?
Во время выполнения заданий обязательно уточняйте у детей, какие моменты вызвали у них затруднения. При необходимости повторите задание несколько раз.
Задачи для всех
Самый хороший способ сохранить интерес к занятиям логикой у детей – это заниматься вместе, всей семьёй. Задачи на тренировку смекалки и логику для ребёнка 5–7 лет доставят приятные минуты не только детям, но и их родителям, предоставляя им возможность провести анализ своих логических способностей.
Более того, иногда родители становятся свидетелями ситуаций, когда ребёнок ищет решение задания на логику быстро и без проблем, в то время как им понадобилось время, чтобы найти правильное решение.
Тренируйте логику у детей, тренируйтесь вместе с ними и тогда занятия, столь необходимые для интеллектуального развития ваших детей, станут приятными и полезными для всей семьи.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Предлагаем родителям видео сюжет с заданиями для малышей на развитие логического мышления:
Яркие горизонты | Развитие навыков критического мышления у детей
Развитие навыков критического мышленияОбучение критическому мышлению может быть одним из самых важных навыков, которые сегодняшним детям понадобятся в будущем. В сегодняшнем быстро меняющемся мире дети должны уметь делать гораздо больше, чем просто повторять список фактов; они должны быть критически мыслящими, способными осмысливать информацию, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и генерировать навыки мышления более высокого порядка.
Развитие навыков критического мышления у вашего ребенкаРазвитие навыков критического мышления происходит в ходе повседневного общения, когда вы разговариваете с ребенком, задаете открытые вопросы и позволяете ребенку экспериментировать и решать проблемы.
Вот несколько советов и идей, которые помогут детям создать основу для критического мышления:
- Обеспечьте возможности для игр . Строительство из кубиков, разыгрывание ролей с друзьями или игра в настольные игры — все это развивает у детей критическое мышление.
- Пауза и ожидание. Очень важно предоставить ребенку достаточно времени, чтобы подумать, выполнить задание или сформулировать ответ. Это дает вашему ребенку возможность обдумать свой ответ и, возможно, уточнить его, вместо того чтобы отвечать своей первой интуитивной реакцией.
- Не вмешивайтесь сразу. Детям нужны испытания, чтобы расти. Подождите и посмотрите, прежде чем броситься решать проблему.
- Задавайте открытые вопросы. Вместо того, чтобы автоматически давать ответы на вопросы, которые поднимает ваш ребенок, помогите ему мыслить критически, задавая вопросы в ответ: «Какие у вас есть идеи? Что, по вашему мнению, здесь происходит?» Уважайте их ответы независимо от того, считаете ли вы их правильными или нет. Вы можете сказать: «Это интересно. Скажи мне, почему ты так думаешь».
- Помогите детям развить гипотезы. Выдвижение гипотез во время игры — это упражнение на критическое мышление, которое помогает развивать навыки. Попробуйте спросить своего ребенка: «Если мы это сделаем, как вы думаете, что произойдет?» или «Давайте предскажем, что, по нашему мнению, произойдет дальше».
- Поощряйте мыслить по-новому. Позволяя детям мыслить иначе, вы помогаете им оттачивать свои творческие навыки решения проблем. Задавайте такие вопросы, как: «Какие еще идеи мы могли бы попробовать?» или предложите ребенку придумать варианты, сказав: «Давайте подумаем обо всех возможных решениях».
Конечно, бывают ситуации, когда вам как родителю необходимо вмешаться. В таких случаях полезно смоделировать собственное критическое мышление. Работая над процессом принятия решений, вербализуйте то, что происходит у вас в голове. Дети учатся, наблюдая за тем, как вы думаете. Выделение времени для того, чтобы позволить вашему ребенку ориентироваться в проблемах, является неотъемлемой частью развития навыков критического мышления вашего ребенка в долгосрочной перспективе.
Подробнее по этой теме
- Получите идеи, как улучшить взаимодействие ваших детей с наукой, технологиями, инженерией и математикой.
- Критическое мышление часто возникает, когда у детей есть время попрактиковаться в принятии решений, планировании своего времени или создании из ничего. Узнайте, как увеличить количество свободного времени для своих детей.
ПОДКАСТ BRIGHT HORIZONS, ЭПИЗОД 3: В поисках исполнительной функции
Послушайте, как Рэйчел Робертсон, вице-президент по образованию и развитию, и Рут Фидино, директор по обучению и развитию, обсуждают, как вы можете внедрить возможности развития навыков исполнительной функции в свою повседневной жизни и поддерживайте своих детей, помогая им научиться делать что-то самостоятельно.
TPL Episode 3
Обучение критическому мышлению: руководство, основанное на фактах
© 2009-2012 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Обучение критическому мышлению? Вы можете задаться вопросом, справятся ли дети сами.
В конце концов, многим умным людям удавалось мыслить логически без формального обучения логике. Более того, исследования показывают, что дети лучше учатся, когда их заставляют объяснять как они решают проблемы. Так что, возможно, дети спонтанно откроют для себя принципы логики, обсуждая свои идеи с другими.
Но исследования указывают и на другое.
Возможно, самый эффективный способ развития навыков критического мышления — это обучение этим навыкам. Явно. (Абрами и др., 2008).
Исследования показывают, что учащиеся значительно лучше решают задачи, когда мы учим их
- анализировать аналогии
- создавать категории и соответствующим образом классифицировать элементы
- определять релевантную информацию
- конструировать и распознавать действительные дедуктивные аргументы
- проверять гипотезы
- распознавать распространенные ошибки в рассуждениях
- различать доказательства и их интерпретации
Подавляют ли такие уроки творчество? Нисколько. Критическое мышление связано с любознательностью, гибкостью и непредвзятостью (Quitadamo et al 2008). И, как утверждал Роберт ДеХаан, творческое решение проблем зависит от навыков критического мышления (DeHaan 2009).
Фактически, исследования показывают, что четкое обучение критическому мышлению может сделать детей умнее, более независимыми и более творческими.
Вот несколько примеров и несколько советов экспертов по обучению детей критическому мышлению.
Обучение критическому мышлению может стимулировать изобретательность и повысить IQ
Ричард Херрнштайн и его коллеги дали более 400 семиклассникам подробные инструкции по критическому мышлению – программа, которая включала проверку гипотез, базовую логику и оценку сложных аргументов, изобретательность, принятие решений , и другие темы.
После шестидесяти 45-минутных уроков дети были протестированы на различных заданиях, включая тесты Школьный тест способностей Отиса-Леннона и Прогрессивные матрицы Равена (оба использовались для измерения IQ). Проект оказался удивительно эффективным.
По сравнению со студентами из контрольной группы, дети, получавшие уроки критического мышления, добились существенных и статистически значимых улучшений в понимании речи, изобретательском мышлении и даже IQ (Herrnstein et al 1986).
Обучение критическому мышлению на уроках естествознания может помочь детям решать повседневные проблемы
В ходе другого экспериментального исследования исследователи Анат Зохар и его коллеги проверили аналитические способности 678 семиклассников. Затем они случайным образом назначили некоторым ученикам уроки критического мышления в рамках их учебной программы по биологии.
Студенты экспериментальной группы были специально обучены распознавать логические ошибки, анализировать аргументы, проверять гипотезы и различать факты и их интерпретацию.
Учащиеся контрольной группы изучали биологию по тому же учебнику, но не проходили специальной подготовки по критическому мышлению.
По окончании программы студенты прошли повторное тестирование. Учащиеся с обучением критическому мышлению продемонстрировали большее улучшение своих аналитических навыков, причем не только в решении задач биологии. Дети, обученные критическому мышлению, также лучше справлялись с решением повседневных задач (Zohar et al 1994).
Советы по обучению критическому мышлению: Что должны делать родители и учителя?
Короткий ответ: сделать принципы рационального и научного мышления явными.
Филип Абрами и его коллеги проанализировали 117 исследований по обучению критическому мышлению. Подход к обучению, получивший наибольшую эмпирическую поддержку, представлял собой явную инструкцию 9.0072 – т. е. обучение детей определенным способам рассуждать и решать проблемы. В исследованиях, в которых учителя просили учеников решить задачи без четких инструкций по , учащиеся не добились значительных успехов (Abrami et al 2008).
Получается, что дети больше всего выигрывают, когда их учат формальным принципам мышления. И эксперименты, упомянутые выше, показывают, что ученики средней школы не слишком молоды, чтобы изучать логику, рациональность и научный метод.
Если в вашей школе вашего ребенка не учат этим вещам, возможно, было бы неплохо найти некоторые учебные материалы и поработать над навыками критического мышления дома.
Меня также интересует необходимость противодействия силам иррациональности. Как я уже писал в другом месте, телевидение, книги, «образовательные» программы и дезинформированные авторитетные лица могут препятствовать критическому мышлению у детей.
Что еще мы можем сделать?
Недавние исследования показывают, что наши школы могут улучшить навыки критического мышления, обучая детей искусству ведения дебатов.
Дома родители могут рассмотреть эти рекомендации, сделанные Питером Фасионе и группой экспертов, созванной Американской философской ассоциацией (Фасьоне, 1990).
Советы Американской философской ассоциации по обучению критическому мышлению
• Начинайте рано. Маленькие дети могут быть не готовы к урокам формальной логики. Но их можно научить аргументировать свои выводы. И их можно научить оценивать причины, приводимые другими. Хотите знать, с чего начать? Если у вас есть маленький ребенок, ознакомьтесь с этими основанными на исследованиях советами по обучению дошкольников критическому мышлению и научным рассуждениям.
• Не навязывайте догмы. Когда мы говорим детям делать что-то определенным образом, мы должны обосновывать это.
• Поощряйте детей задавать вопросы. Родители и учителя должны воспитывать в детях любознательность. Если объяснение не имеет смысла для ребенка, его следует поощрять высказывать свое возражение или затруднение.
• Попросите детей рассмотреть альтернативные объяснения и решения. Приятно получить правильный ответ. Но многие проблемы поддаются более чем одному решению. Когда дети обдумывают несколько решений, они могут мыслить более гибко.
• Попросите детей разъяснить смысл. Дети должны практиковаться в написании слов своими словами (с сохранением смысла). И детей следует поощрять делать значимые различия.
• Поговорим о предубеждениях. Даже ученики начальной школы могут понять, как эмоции, мотивы и даже наши пристрастия могут влиять на наши суждения.
• Не ограничивайте критическое мышление чисто фактическими или академическими вопросами. Поощряйте детей рассуждать об этических, моральных и общественных вопросах.
• Заставьте детей писать. Эта последняя рекомендация исходит не от Facione или APA, но в ней есть смысл. Как известно многим учителям, процесс письма помогает учащимся прояснить свои объяснения и отточить аргументы. В недавнем исследовании ученые распределили студентов-биологов в одну из двух групп. Группа писателей должна была сдать письменные объяснения своей лабораторной работы. Вместо этого контрольная группа должна была ответить на короткие вопросы. К концу семестра студенты письменной группы значительно улучшили свои аналитические способности. У студентов контрольной группы их не было (Quitadamo and Kurtz, 2007).
Дополнительная информация
Для получения дополнительной информации об улучшении навыков решения проблем вашего ребенка обязательно ознакомьтесь с моими статьями об интеллекте детей и естественнонаучном образовании для детей.
Ссылки: Советы по обучению детей критическому мышлению
Абрами П. С., Бернард Р.М., Бороховски Э., Вадем А., Суркес М.А., Тамим Р., Чжан Д. 2008. Учебные вмешательства, влияющие на навыки и склонности к критическому мышлению: этап 1 метаанализ. Преподобный Образ. Рез. 78:1102–1134.
ДеХаан Р.Л. 2009. Обучение творчеству и решению изобретательских задач в науке. CBE Life Sci. Образовательный 8: 172-181.
Facione PA и Американская философская ассоциация. 1990. Критическое мышление: Заявление об экспертном консенсусе в целях образовательной оценки и обучения. В: Результаты исследований и рекомендации, Millbrae, CA: Insight Assessment.
Herrnstein RJ, Nickerson RS, Sanchez M и Swets JA. 1986. Обучение навыкам мышления. Американский психолог 41: 1279-1289.
Китадамо Дж. Дж., Файола К. Л., Джонсон Дж. Э. и Курц М. Дж. 2008. Общественные исследования улучшают критическое мышление в общей биологии. CBE Life Sci. Образовательный 7: 327-337.
Китадамо И.Дж. и Курц М.Дж. 2007. Обучение совершенствованию: использование письма для повышения эффективности критического мышления в общеобразовательной биологии CBE Life Sci Educ 6 (2): 140-154.