«Повесть о разуме». Поиски себя.: irina_sbor — LiveJournal
О книге, овеянной загадочной славой, запретом на публикации и гонением на автора, я много слышала и очень мечтала её прочитать.
Я думала, что она открывает невероятные тайны человеческого разума и способы управления им.
И учит гармоничному сосуществованию.
Потому что в 30 лет я с прискорбием поняла, что мне существовать с собственным разумом … немного… проблематично.
В конце 80-х в России впервые была издана «Повесть о разуме», которую я быстро купила, быстро прочитала и …быстро разочаровалась.
Зощенко не дал ответа на мои вопросы.
Но он чётко обозначил мою проблему.
«Повесть о разуме» я прочитала в период своих долгих и маниакальных поисков гармонии с окружающим миром и с собой. Всё было в моей жизни сложно, надрывно, трагично-драматично.
Тянулась эта канитель не один год и порядком мне надоела. Я мечтала вырваться из трясины вялотекущих страданий, но не знала, как это сделать.
Читала Елену Рерих и её Агни-Йогу.
Читала Шри Ауробиндо и его Жизнь Божественную.
Мне очень хотелось «внутренне преобразиться, раскрыть способности, овладеть космической энергией, чтобы приблизиться к более высоким формам космического бытия».
Приблизиться никак не удавалось. Что-то мешало…
Теперь я понимаю, что это был инстинкт самосохранения. Он не допустил моего слияния с высшим разумом и полного погружения в Интегральную йогу.
Окончательно от этих религиозно-философских учений меня отвратила смерть знакомого молодого, полного сил и здоровья человека. Он активно практиковал Интегральную йогу и однажды… не вернулся в физическое тело.
Да, в 90-х годах молодежь упорно искала истину и таким путём…
Я помню, как меня поразила его смерть!
«… разум должен позволить сознанию погрузиться внутрь, осознать внутреннюю реальность, поверить в опыт невидимого и сверхчувственного».
Шри Ауробиндо.
Я поняла, что подобные игры с разумом — это игры со смертью. И этот «опыт невидимого и сверхчувственного» меня не устраивал категорически.
В таком пытливом состоянии ума я схватилась за книгу Зощенко.
«Писатель признаёт, что именно к ней он шёл на протяжении всей своей творческой жизни. Основную мысль повести можно выразить так: «Сила разума способна победить страх, отчаяние и уныние».
Он считал этот страх своей душевной болезнью и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости. И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжёлых, трагических и уязвляющих»
(Википедия)
Да, я это понимала.
И мне в 30 лет жизнь частенько казалась мрачной, наполненной страхами и безнадежностью. По совету автора я попробовала детально разобрать свои ощущения и попытаться найти их истоки в детстве…
У меня ничего не получалось. Мои взрослые страхи никак не были связаны с детством, потому что кроме ясного солнечно-радостного пятна я ничего из детства вспомнить не могла.
Значит, методом Зощенко мне было не суждено избавиться от страхов.
Кроме того.
Эти прогулки по подсознанию интуитивно вызывали во мне ужас. Я понимала, что без проводника, в одиночку, этими делами заниматься нельзя.
Кроме того.
Да ведь и сам писатель лишь на время освободился от собственных страхов. Потом они вернулись к нему.
Итак.
Метод борьбы, предложенный писателем, оказался не эффективным.
Но кое-что я поняла. И это потрясло меня.
Прежде чем сливаться в экстазе с мировым разумом, неплохо было бы изучить саму себя, разобраться в себе.
И здесь Зощенко очень чётко определяет проблему.
«…можно управлять своими чувствами. Не дело, чтобы низшие силы одерживали верх. Должен побеждать разум»
(М. Зощенко)
Осталось только понять – что такое эти низшие силы?
Как в моих собственных мозгах, мозгах взрослого умного человека завелись эти низшие силы?
Кто их пустил в меня?
Я, лично, ничего низшего в себя не пускала никогда!
Да и как это возможно – я полностью контролирую свой разум, своё тело, я царь природы, я кузнец своего….
Иллюзия.
Обман.
Чудовищное самоуспокоение.
Оказывается, я не контролирую разум, не контролирую тело, я не царь и не кузнец…
… во мне со страшной силой беснуются низшие силы…
Нагло, утончённо, хитро, безжалостно беснуются, заставляя меня делать то, что я совсем не собиралась делать.
Я с ужасом обнаружила, что очень часто не властна над своим настроением. Что мне бывает беспросветно хреново, когда обстоятельства вокруг меня складываются чрезвычайно удачно и хорошо. А в период глубоких потрясений и тревог я могу испытывать вдруг и неожиданно состояние совершенно безоблачного счастья. Почему?!?
Это не поддавалось никакой логике.
Это вообще ничему не подавалось…но…
«Повесть о разуме» поставила передо мной ясную задачу.
Надо добиться контроля высшего уровня психики над низшим.
Но как??? Как этого добиться???
Прошло много лет, пока я нашла ответ на этот вопрос.
Но это совсем другая история, не имеющая к повести Зощенко никакого отношения….
Два письма Зощенко Сталину • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсРусская литература XX века. Сезон 2ЛекцииМатериалыОт «моя книга нужна в наши дни» до «я пишу Вам с единственной целью несколько облегчить свою боль»
Подготовила Мария Котова
Вариант черновика первого письма Михаила Зощенко Иосифу Сталину © Государственный литературный музей «ХХ век»История литературы советского периода насчитывает десятки телефонных, личных и письменных обращений к Сталину, среди которых хранятся два написанных в похожих обстоятельствах, но очень разных письма Михаила Зощенко.
Первое письмо
Первое обращение к Сталину было связано с публикацией в 6–7-м (август)
и 8–9-м (октябрь) номерах журнала «Октябрь» первой части автобиографической психоаналитической повести «Перед восходом солнца», которую Зощенко считал главным делом своей жизни.
В середине ноября Зощенко узнает, что в редакцию «Октября» из Агитпропа ЦК пришло распоряжение остановить публикацию повести. Никаких подробностей нет, в газетах молчание, кто именно отдал распоряжение — неизвестно. Понимая, что запрет шел из ЦК, с самого верха, он решает обратиться к Сталину напрямую, чтобы прояснить дальнейшую судьбу повести, и 25 ноября из номера гостиницы «Москва» отсылает свое первое письмо:
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Только крайние обстоятельства позволили мне обратиться к Вам.
Мною написана книга «Перед восходом солнца».
Это — антифашистская книга. Она написана в защиту разума и его прав Об этом Зощенко прямо писал в предисловии к повести: «Я снова укладывал мои тетради на дно кушетки. И, лежа на ней, прикидывал в своем уме, когда, по-моему, может закончиться война. Выходило, что не очень скоро. Но когда — вот этого я установить не решался. — Однако почему же не пришло время взяться за эту мою работу? — как-то подумал я. — Ведь мои материалы говорят о торжестве человеческого разума, о науке, о прогрессе сознания! Моя работа опровергает „философию“ фашизма, которая говорит, что сознание приносит людям неисчислимые беды, что человеческое счастье в возврате к варварству, к дикости, в отказе от цивилизации.
В августе 1942 года я положил мои рукописи на стол и, не дожидаясь окончания войны, приступил к работе»..
Помимо художественного описания жизни, в книге заключена научная тема об условных рефлексах Павлова. Эта теория основным образом была проверена на животных. Мне, видимо, удалось доказать полезную применимость ее и к человеческой жизни.
При этом с очевидностью обнаружены грубейшие идеалистические ошибки Фрейда. И это еще в большей степени доказало огромную правду и значение теории Павлова — простой, точной и достоверной.
Редакция журнала «Октябрь» не раз давала мою книгу на отзыв академику А. Д. Сперанскому и в период, когда я писал эту книгу, и по окончании работы. Ученый признал, что книга написана в соответствии с данными современной науки и заслуживает печати и внимания Зощенко очень осторожно и нейтрально пишет о восторженном отзыве Сперанского. В одном из писем жене он кратко пересказал его: «Редакция „Октября“ дала книгу на проверку Сперанскому. Тот дал наивысший отзыв. Сказал, что с точки зрения науки это точно. Не сделал никаких поправок. Звонил мне и сказал, что это поразительная книга»..
Книгу начали печатать. Однако, не подождав конца, критика отнеслась к ней отрицательно Зощенко и здесь очень аккуратен в выражениях: повесть не понравилась не критикам (ни единой отрицательной рецензии еще не было напечатано в прессе), а кому-то из чиновников в ЦК, но кому — писатель не знал. . И печатанье было прекращено.
Мне кажется несправедливым оценивать работу по первой ее половине, ибо в первой половине нет разрешения вопроса. Там приведены лишь материалы, поставлены задачи и отчасти показан метод. И только во второй половине развернута художественная и научная часть исследования, а также сделаны соответствующие выводы.
Дорогой Иосиф Виссарионович, я не посмел бы тревожить Вас, если б не имел глубокого убеждения, что книга моя, доказывающая могущество разума и его торжество над низшими силами, нужна в наши дни. Она, может быть, нужна и советской науке.
Ради научной темы я позволил себе писать, быть может, более откровенно, чем обычно принято. Но это было необходимо для моих доказательств. Мне думается, что эта моя откровенность только усилила сатирическую сторону — книга осмеивает лживость, пошлость, безнравственность.
Я беру на себя смелость просить Вас ознакомиться с моей работой либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно и, во всяком случае, проверить ее целиком Примечательно, что Зощенко не упоминает о том, что в мае 1943 года его специально вызывали читать готовые главы повести в ЦК, где книга была одобрена и поддержана.
Он старается представить дело так, будто неведомые критики ругают повесть, а он призывает разобраться в ней, не указывая на противоречие в действиях чиновников Агитпропа..Все указания, какие при этом могут быть сделаны, я с благодарностью учту.
Сердечно пожелаю Вам здоровья.
Мих. Зощенко
Москва, гостиница «Москва»
Письмо Сталин, скорее всего, не прочитал — в это время он уехал в Тегеран, и Зощенко задним числом на допросе в июле 1944-го признал, что ему «не повезло» и письмо попало в руки Щербакова: «А Щербаков, понятно, распорядился иначе, чем распорядился бы товарищ Сталин».
Действительно, письмо было сразу спущено в Отдел агитации и пропаганды при ЦК, и, хотя никаких официальных писем Зощенко не получил, ответ прозвучал незамедлительно. Спустя неделю, 2 декабря 1943 года, Маленкову и Щербакову была направлена докладная записка за подписью начальника Агитпропа ЦК Г. Александрова, его заместителя А. Пузина и А. Еголина, в которых критиковалась редакционная политика журналов «Знамя» и «Октябрь», а главными мишенями стали Зощенко с его повестью и поэт Илья Сельвинский.
В тот же день Секретариатом ЦК ВКП(б) было принято постановление «О контроле над литературно-художественными журналами», направленное не только против журналов и Зощенко, но против Агитпропа, позволившего увидеть свет первой части «вредной повести»: «Только в результате слабого контроля могли проникнуть в журналы такие политически вредные и антихудожественные произведения, как „Перед восходом солнца“ Зощенко».
Далее, 4 декабря, как обычно происходило в такого рода кампаниях, появилась установочная газетная статья Л. Дмитриева с уничтожающей критикой повести («мещанский хлюпик, нудно копающийся в собственном интимном мирке») и выпадом против редакции: «Остается недоумевать, как этого не поняли редакторы солидного литературного журнала, поспешившего напечатать это вредное и пошлое произведение».
Следующим шагом в уже отработанном сценарии травли стало расширенное заседание президиума ССП Союз советских писателей., единодушно осудившего «антихудожественное, чуждое интересам народа» произведение. Напечатанный в газете отчет пестрел фамилиями друзей Зощенко — Маршак, Фадеев, Шкловский и др.
Пораженный Зощенко, еще не очень понимая масштаб катастрофы, 8 января 1944 года пишет письмо Щербакову: «Постараюсь, чтобы и впредь моя работа была полезной и нужной народу. Я заглажу свою невольную вину. В конце ноября я имел неосторожность написать письмо т. Сталину. Если мое письмо было передано, то я вынужден просить, чтобы и это мое признание стало бы известно тов. Сталину. В том, конечно, случае, если Вы найдете это нужным. Мне совестно и неловко, что я имею смелость вторично тревожить тов. Сталина и ЦК».
Но это письмо только усугубило ситуацию: 11 января А. Маханов в специальной записке спрашивал, можно ли опубликовать в «Ленинградской правде» статью «О вредной повести», и получил ответ А. Жданова: «1. Лучше сказать: об одной вредной повести. 2. …Еще усилить нападение на Зощенко, которого нужно расклевать, чтобы от него мокрого места не осталось. 3. Это должно пойти не в „Ленинградскую правду“, а в „Правду“».
В феврале 1944 года эта статья появилась в журнале «Большевик» и сигнализировала о начале большой антизощенковской кампании: снова состоялись собрания писателей, на которых друзья Зощенко клеймили повесть и автора. Больше всех Зощенко расстроил Тихонов: «…Напуган еще больше, чем я думал. Ведь он читал книгу в рукописи и весьма одобрил. Конечно, я не требую, чтобы он славословил, но уж ему-то бранить книгу не следовало бы, неловко получилось. Ну, Бог с ним» (из письма жене от 15 февраля 1944 года). Одновременно Зощенко был выведен из состава редколлегии журнала «Крокодил», причем не по указанию сверху, а по решению струсившей редакции.
Кампания начала стихать только в 1945 году, но относительная тишина продлилась недолго.
Второе письмо
Страница журнала «Мурзилка» № 12 за 1945 год с рассказом Зощенко © Государственный литературный музей«ХХ век»
1946 год внешне был для Зощенко благополучен — кампания 1943–1944 годов осталась в прошлом, 26 июня 1946 года его ввели в состав редколлегии журнала «Звезда», 6 июля в «Ленинградской правде» опубликована «подозрительно хвалебная» (в позднейшей оценке ЦК) статья о Зощенко, в конце месяца выходит 5–6-й номер «Звезды» с рассказом Зощенко «Приключения обезьяны» (В.
Все складывалось благополучно, но вдруг, неожиданно для всех, в первую очередь для самого писателя, случилась катастрофа: 14 августа 1946 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» — главными мишенями стали Ахматова и Зощенко, а главным гонителем снова Жданов.
15 августа состоялось собрание партактива Ленинграда, на котором было зачитано постановление и писатели публично отрекались от Зощенко, затем последовала волна писательских собраний, публикаций в газетах, разгневанных писем «читателей» и т. д. Зощенко был абсолютно ошеломлен и подавлен неожиданностью этого удара и его внешней беспричинностью — было решено написать письмо Сталину, которое жена Зощенко перепечатала и отправила в Кремль:
27 августа 1946 года.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Я никогда не был антисоветским человеком В отличие от первого обращения к Сталину, когда Зощенко знал, что именно вызвало гнев в ЦК, и пытался опровергнуть конкретные обвинения, в этот раз он не понимал причину катастрофы (настолько смехотворным был повод) и написал письмо-исповедь, лишь косвенно затрагивающее злополучный рассказ «Приключения обезьяны». . В 1918 году я добровольцем пошел в ряды Красной армии и полгода пробыл на фронте, сражаясь против белогвардейских войск. Я происходил из дворянской семьи, но никогда у меня не было двух мнений — с кем мне надо идти — с народом или с помещиками. Я всегда шел с народом. И этого никто от меня не отнимет.
Мою литературную работу я начал в 1921 г. И стал писать с горячим желанием принести пользу народу, осмеивая все то, что подлежало осмеянию в человеческом характере, сформированном прошлой жизнью Зощенко благоразумно умалчивает о своем героическом прошлом, орденах и сражениях во время Первой мировой войны. Но об этом все равно было сказано в докладной записке МГБ в ЦК ВКП(б) от 10 августа 1946 года..
Нет сомнения, я делал ошибки, впадая иной раз в карикатуру, каковая в двадцатых годах требовалась для сатирических листков. И если речь идет о моих молодых рассказах, то следует сделать поправку на время. За четверть столетия изменилось даже отношение к слову. Я работал в советском журнале «Бузотер», каковое название в то время не казалось ни пошлым, ни вульгарным.
Меня никогда не удовлетворяла моя работа в области сатиры. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. Но это сделать было нелегко, так же трудно, как комическому актеру играть героические роли.
Однако шаг за шагом я стал избегать сатиры, и, начиная с 30 года, у меня было все меньше и меньше сатирических рассказов.
Я это сделал еще и потому, что увидел, насколько сатира опасное оружие. Белогвардейские издания нередко печатали мои рассказы, иной раз искажая их, а подчас и приписывая мне то, что я не писал. И к тому же не датировали рассказы, тогда как наш быт весьма менялся на протяжении 25 лет.
Все это заставило меня быть осмотрительней, и, начиная с 35-го года, я сатирических рассказов не писал, за исключением газетных фельетонов, сделанных на конкретном материале.
В годы Отечественной войны с первых же дней я активно работал в журналах и газетах. И мои антифашистские фельетоны нередко читались по радио. И мое сатирическое антифашистское обозрение «Под липами Берлина» играли на сцене Ленинградского театра «Комедия» в сентябре 1941 года.
В дальнейшем же я был эвакуирован в Среднюю Азию, где не было журналов и издательств, и я поневоле стал писать киносценарии для студии, находящейся там.
Что касается моей книги «Перед восходом солнца» (начатой в эвакуации), то мне казалось, что книга эта нужна и полезна в дни войны, ибо она вскрывала истоки фашистской «философии» и обнаруживала одно из слагаемых в той сложной сумме, которая иной раз толкала людей к отказу от цивилизации, к отказу от высокого сознания и разума Зощенко не без оснований предполагал, что Сталин так и не увидел его первого письма, и, спустя три года, еще раз вернулся к важнейшей для него книге..
Я не один так думал. Десятки людей обсуждали начатую мной книгу. В июне 43-го года я был вызван в ЦК, и мне было указано продолжать эту мою работу, получившую высокие отзывы ученых и авторитетных людей.
Эти люди в дальнейшем отказались от своего мнения, и поэтому я не сосчитал возможным усиливать их трусость или сомнения своими жалобами. А если я сейчас и сообщаю об этом, то отнюдь не в плане жалобы, а с единственным желанием показать, какова была обстановка, приведшая меня к ошибке, вызванной, вероятно, каким-то моим отрывом от реальной жизни.
После резкой критики, которая была в «Большевике», я решил писать для детей и для театров, к чему всегда у меня была склонность.
Этот маленький шуточный рассказ «Приключения обезьяны» был написан в начале 45-го года для детского журнала «Мурзилка». И там же он и был напечатан.
А в журнал «Звезда» я этого рассказа не давал. И там он был перепечатан без моего ведома Саянов, видимо, действительно не предупредил Зощенко, но публикация рассказа была вызвана исключительно желанием помочь писателю — поэтому был выбран самый безобидный, уже одобренный цензурой и напечатанный рассказ. .
Конечно, в толстом журнале я бы никогда не поместил этот рассказ. Оторванный от детских и юмористических рассказов, этот рассказ в толстом журнале несомненно вызывает нелепое впечатление, как и любая шутка или карикатура для ребят, помещенная среди серьезного текста.
Однако в этом моем рассказе нет никакого эзоповского языка и нет никакого подтекста. Это лишь потешная картинка для ребят без малейшего моего злого умысла. И я даю в этом честное слово Ранее в «Звезде» публиковались и другие детские рассказы Зощенко из цикла «Леля и Минька». Но рассказ, действительно, был настолько очевидно прост и не опасен, что на заседании Оргбюро Сталину пришлось приложить усилие, чтобы продемонстрировать его вредоносность: «Это же пустейшая штука, ни уму ни сердцу ничего не дающая. Какой-то базарный балаганный анекдот. Непонятно, почему, безусловно, хороший журнал предоставил свои страницы для печатания пустяковой, балаганной штуки». Попутно он проявил неосведомленность, поинтересовавшись у Саянова: «А почему в детский журнал не поместили?» Саянов не посмел возразить, что рассказ был уже не раз опубликован, в том числе и в «Мурзилке». .
А если бы я хотел сатирически изобразить то, в чем меня обвиняют, так я бы мог это сделать более остроумно. И уж во всяком случае не воспользовался таким порочным методом завуалированной сатиры, методом, который вполне был исчерпан еще в 19 столетии.
В одинаковой мере и в других моих рассказах, в коих усматривался этот метод — я не применял сатирической направленности. А если иной раз люди стремились увидеть в моем тексте какие-либо якобы затушеванные зарисовки, то это могло быть только лишь случайным совпадением, в котором никакого моего злого умысла или намерения не было.
Я ничего не ищу и не прошу никаких улучшений в моей судьбе. А если и пишу Вам, то с единственной целью несколько облегчить свою боль Неизвестно, прочитал ли Сталин это письмо. С ним точно ознакомились А. Жданов, А. Кузнецов, Н. Патоличев, Г. Попов и Г. Александров.. Мне весьма тяжело быть в Ваших глазах литературным пройдохой, низким человеком или человеком, который отдавал свой труд на благо помещиков и банкиров. Это ошибка. Уверяю Вас.
Мих. Зощенко
Невероятный поток обвинений в постановлении и докладе Жданова («подонок литературы», «пошляк», «литературный хулиган», «злостный клеветник») и ничтожность повода (публикация уже не раз апробированного в печати детского рассказа) заставляют задаться вопросом: почему именно Зощенко? И почему именно сейчас?
По-видимому, как показал исследователь Денис Бабиченко, Зощенко стал почти случайной фигурой в борьбе Маленкова с могущественным «ленинградцем» Ждановым. Все делалось в страшной спешке — докладная записка о неудовлетворительном состоянии журналов «Звезда» и «Ленинград» была подана Жданову 7 августа, а уже 9-го состоялось специальное заседание Оргбюро ЦК ВКП(б), на котором присутствовали Жданов, Сталин, Маленков и другие, утвердившие окончательный текст постановления. В нелитературной части постановления стараниями Маленкова появился пункт о «грубой политической ошибке» ленинградского горкома. Действительно, включение Зощенко в редколлегию «Звезды» прошло без согласования с ЦК ВКП(б), и Маленков ухватился за этот повод, чтобы обвинить косвенно и Жданова, курировавшего ленинградские дела. Жданов пытался, как мог, смягчить нападение, но для него это был явный удар. В перерыве заседания, как вспоминал писатель П. И. Капица, «подошли секретари ленинградского горкома, а потом присоединился и Жданов, решивший, видимо, нас подбодрить: „Не теряйтесь, держитесь по-ленинградски, мы не такое выдержали“. <…> В дверях показался Сталин. Видя толпящихся ленинградцев, шутливо удивился: „Чего это ленинградцы жмутся друг к дружке? Я ведь тоже питерский“. Жданов отошел от нас».
Словно пытаясь отвести удар от ленинградских властей, Жданов обрушился с самыми невероятными ругательствами на писателей и редакции журналов. Таким образом, Зощенко и Ахматова оказались случайно втянуты во внутрипартийные интриги и борьбу недавно утратившего влияние Г. Маленкова с захватившим ключевые посты в ЦК ВКП(б) А. Ждановым и его «ленинградцами».
У нас есть другие материалы о писателе
Лекция «Зощенко. „Аристократка“»
Что общего между юмористическими рассказами и детскими страхами, как высмеивать обывателей, оставаясь одним из них, и что значит фраза «Ложи взад»
Письма читателей Михаилу Зощенко
Советские люди — о жизни за решеткой, меланхоличных дегенератках и советских девчатах
Неизвестные лики Зощенко
Декадент, пародист, психоаналитик и не только
Единственная запись Михаила Зощенко
Как звучали голоса великих писателей и поэтов
Рассказы для детей или кушетка Фрейда?
Тайные смыслы цикла Зощенко о Леле и Миньке
Источники
- Бабиченко Д. Жданов, Маленков и дело ленинградских журналов.
Вопросы литературы. 1993, № 3.
- Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917–1953.
М., 2002.
- Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 2, 3.
СПб., 2001–2002.
Теги
Документ
СССР
ГусьгусьКандидат игрушечных наук
Когда появились первые стеклянные игрушки? Что нужно сделать, чтобы игрушка блестела? Как английская королева Виктория ввела моду на елочные украшения из стекла? Во втором эпизоде нового детского подкаста химик Иван Сорокин рассказывает про елочные игрушки
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
11 минут
1/6
Брюсов. «Творчество»
Почему предельно рационального поэта обвиняли в бессмыслице, сумасшествии и алкоголизме и как он сделал из своего манифеста заклинание
Читает Олег Лекманов
Почему предельно рационального поэта обвиняли в бессмыслице, сумасшествии и алкоголизме и как он сделал из своего манифеста заклинание
12 минут
2/6
Чехов.
«Вишневый сад»Чем последняя чеховская пьеса отличается от всех предыдущих и каким писателем мог быть Чехов в XX веке, если бы не умер в 1904 году
Читает Лев Соболев
Чем последняя чеховская пьеса отличается от всех предыдущих и каким писателем мог быть Чехов в XX веке, если бы не умер в 1904 году
12 минут
3/6
Зощенко. «Аристократка»
Что общего между юмористическими рассказами и детскими страхами, как высмеивать обывателей, оставаясь одним из них, и что значит фраза «Ложи взад»
Читает Александр Жолковский
Что общего между юмористическими рассказами и детскими страхами, как высмеивать обывателей, оставаясь одним из них, и что значит фраза «Ложи взад»
12 минут
4/6
Маяковский. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое…»
Когда в поэзии появилась пропаганда, кто первым придумал, что город — будет, а саду — цвесть, и как об этом узнал Маяковский
Читает Геннадий Обатнин
Когда в поэзии появилась пропаганда, кто первым придумал, что город — будет, а саду — цвесть, и как об этом узнал Маяковский
13 минут
5/6
Заболоцкий.
«Прохожий»Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение
Читает Александр Архангельский
Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение
13 минут
6/6
Стругацкие. «Пикник на обочине» (18+)
Как братья-писатели определили суть советского эксперимента, какой ценой мы платим за счастье и отчего у сталкеров мутируют дети
Читает Дмитрий Быков*
Как братья-писатели определили суть советского эксперимента, какой ценой мы платим за счастье и отчего у сталкеров мутируют дети
Материалы
Узнайте писателя по детской фотографии
Физиогномический тест
Неизвестные лики Зощенко
Декадент, пародист, психоаналитик и не только
Твиттер Чехова
Яркие цитаты от автора фразы «Краткость — сестра таланта»
Заболоцкий за 10 минут
Подборка от Александра Архангельского
Аркадий Стругацкий
против пришельцев
Писатель дает совет на случай контакта со сверхцивилизацией
Как понять Серебряный век?
10 лучших книг об эпохе Блока и Дягилева
Два письма Зощенко Сталину
«Я пишу Вам с единственной целью несколько облегчить свою боль. ..»
Маяковский для продвинутых
15 отличных стихотворений, которые обычно не читают в школе
Восемь научно‑технических прогнозов Стругацких
Что должно было произойти до 2000 года
Рассказы для детей
или кушетка Фрейда?
Тайные смыслы цикла Зощенко о Леле и Миньке
Главные постановки «Вишневого сада»
От Станиславского до Някрошюса
Что такое поэзия?
Отвечают сами поэты
Маяковский от А до Я
Л — «лесенка», М — «морковь», Н — «непонятность» и так далее
Взлеты и падения Маяковского
От «мерзости» до «лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи»
Брюсов, Цветаева и Блок — чиновники
Где поэты Серебряного века служили в советское время
Так говорил Заболоцкий
Удивительные мысли великого обэриута
Чем Стругацкие обогатили русский язык
Пять слов и пять фраз, пришедших из книг фантастов
Продакт-плейсмент в литературе
Кубики «Магги» и фотоаппараты «Кодак» у Маяковского и Мандельштама
Основатели символизма: the best
Целая эпоха в 10 стихотворениях
Тест: поэтесса или поэт?
Разберитесь в гендерных экспериментах Серебряного века
Философия Стругацких
Рассказывает литературовед Илья Кукулин
Песни на слова Заболоцкого
От Тихонова и Фрейндлих до Звездинского и группы «Круиз»
Что Чехов увидел на Сахалине
Фотопутешествие в 1890 год
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Mind Games USA — магазин для творческих умов за игрой
Сетка продуктов
Покемон
Увидеть всеPokemon – Trainer’S Toolkit 2022
Превратите свою коллекцию карт в игровые, веселые и конкурентоспособные колоды Коллекционной карточной игры Pokemon! Внутри этой коробки вы найдете множество карт тренера и карты энергии, а также руководство по составлению колоды, чтобы собрать их все вместе, чтобы создать колоду, демонстрирующую вашего лучшего покемона!
Вы найдете все необходимое, чтобы помочь вам сделать выбор, с которым сталкивается каждый собиратель колоды: Больше больших покемонов? Больше стратегических карт тренера? Сколько Энергии слишком много?
Следите за совершенно новыми колодами, оригинальными комбинациями и получайте удовольствие от состязаний один на один с Pokemon TCG: Trainer’s Toolkit!
Артикул: 75967
Pokemon — Премиум-турнирная коллекция профессора Джунипер
Профессор Джунипер направляет новых тренеров покемонов, когда они начинают свое путешествие, а в ККИ «Покемон» ее углубленное исследование может помочь вам найти карты, необходимые для успеха!
В этой премиум-коллекции вы получите полный игровой набор карты «Поддержка профессора-исследователя» с изображением профессора Джунипера, а также защитную коробку для колоды, конверты для карт, монеты и другие аксессуары для турниров.
Вы также найдете стопку бустеров Pokemon TCG и код, который открывает еще один полный игровой набор «Исследования профессора» в Pokemon TCG Live!
Артикул: 75035
Сетка продуктов
Пазл
Модели и комплекты
Увидеть всеLEGO Marvel The Avengers Quinjet, Космический корабль — Железный человек, Черная вдова, Локи, Капитан Америка
LEGO Marvel The Avengers Quinjet представляет собой аутентичное воссоздание легендарного самолета Super Hero с легендарными персонажами
Коллекционный космический корабль «Мстители» с открывающейся кабиной, пассажирским салоном, задней частью, убирающимся шасси и регулируемыми крыльями. insignias
Включает в себя 5 минифигурок LEGO Marvel Avengers: Черная вдова, Тор с молотом, Железный человек, Капитан Америка со щитом и Локи со скипетром
Артикул: 78133
LEGO Friends Парикмахерская, игрушечный парикмахерский набор с мини-куклами Пейсли и Олли
В этом творческом наборе LEGO для детей от 6 лет есть зоны для мытья и укладки, множество классных аксессуаров и 3 мини-куколки
Дети могут сопровождать Пейсли кто хочет постричься и создать новый образ, но боится результата; К счастью, Олли готов помочь!
Включает в себя 2 стула, один с феном, раковину, кассу и подставку, а также парковую скамейку с уличным фонарем, табличками на дверях и игрушечным самокатом
Артикул: 78244
Фургон-спасатель LEGO Friends, набор для игры со щенком, игрушка-животное
Фургон-спасатель LEGO Friends для детей от 6 лет с мобильным спасательным центром и всем, что нужно детям для ухода за собакой Пикл
Крыша игрушечного фургона поднимается, открывая спасательный центр, наполненный принадлежностями для ухода за домашними животными: собачьей ванночкой, верстаком, щеткой, мылом и мусорным ведром
Дети могут дать Пиклу еду и воду, искупать его, а затем изменить лицо Новы с грустного к счастью, когда она делает набор колес, чтобы помочь Пиклу ходить
Артикул: 78243
Мобильный крошечный домик LEGO Friends, набор для кемпинга в лесу, открывающийся кукольный домик с игрушечной машинкой
Этот набор для кемпинга LEGO Friends для детей в возрасте от 7 лет включает игрушечный автомобиль с прикрепляемым игрушечным домиком на колесах, который открывается, открывая внутреннее пространство
Включает в себя кухню с холодильником, духовкой и ящиками, ванную комнату, кровати для каждой мини-куколки, скворечник, почтовый ящик, солнечные батареи, растения и многое другое!
Аксессуары включают лампу, сосиски, сковороду с яйцом, палочки и многое другое; а также угощения для кролика, кота, белки и хамелеона Животные LEGO Friends
Артикул: 78239
Игровой набор LEGO Friends Heartlake International School, строительная игрушка
Этот набор LEGO Friends Heartlake City School для детей от 8 лет включает классы, столовую, открытую площадку и аксессуары
Эта модульная школа на тему классной комнаты конструктор состоит из съемных секций, которые дети могут собирать и переставлять по своему усмотрению
Дети могут заниматься творчеством в художественной комнате, отдыхать в столовой, гулять на свежем воздухе, кататься на скейтборде, кататься на велосипеде или играть в баскетбол
Артикул: 78236
Классические игры
TradeOpia 3-в-1 Змейки и лестницы, классические людо и китайские шашки 12,6″ семейный игровой набор
НАБОР НА МАГНИТАХ: Подарочный набор изготовлен из прочного пластика и имеет магнитные элементы для непрерывной игры; Размеры платы 12,6 х 12,6 х 0,9 дюйма.
Это семейная игра для детей и взрослых. Она будет стимулировать мышление игроков и улучшать концентрацию. Для детей это улучшает логические способности, а для взрослых может уменьшить усталость и снять стресс.
Набор для игры в Людо / змеи и лестницы изготовлен из высококачественного материала, гладкой доски, безопасной и прочной.
Артикул: 70298
Mind Games (сериал 2014).
1.6K
ВАША ОЦЕНКА
В центре внимания сложные отношения между братьями Эдвардс: Кларком, биполярным гением в человеческой психологии, и Россом, ловким бывшим заключенным, которые решают проблемы своих клиентов, используя настоящие … Читать всеСосредоточено на сложных отношениях между братьями Эдвардс: Кларком, биполярным гением в области человеческой психологии, и Россом, ловким бывшим заключенным, которые решают проблемы своих клиентов, используя настоящую науку о человеческой мотивации и манипулировании.Сосредотачивается на сложных отношениях между братьями Эдвардс: Кларком, биполярным гением в области человеческой психологии, и Россом, ловким бывшим заключенным, которые решают проблемы своих клиентов, используя настоящую науку о человеческой мотивации и манипулировании.
- Creator
- Kyle Killen
- Stars
- Christian Slater
- Steve Zahn
- Megalyn Echikunwoke
Episodes14
Browse episodes
TopTop-rated1 Season2014
Фото28
Лучшие актеры
Кристиан Слейтер
- Росс Эдвардс
Стив Зан
- Кларк Эдвардс
Megalyn Echikunwoke
Gregory Marcel
- Miles Hood…
Cedric Sanders
- Latrell
Jaime Ray Newman
- Sam Gordon
Katherine Cunningham
- Beth Scott
Wynn Everett
- Клэр Эдвардс
Келли Каревич
- Зритель боксерского матча…
Луис Гусман
Наташа Лоус Мик
- Boxing Fan…
Al Luis
- Airport traveler…
Lisa Kolb
- Pedestrian…
Vinnie Jones
- Isaac Vincent
John Bauer
- Bar Patron…
Дэвид Генри
- Эллиот
Стерлинг Сулиман
- Оливер…
Мэтью В. Аллен
- Судебный пристав…
0099 Создатель
- Kyle Killen
- All Cast & Crew
- Производство, касса и многое другое в IMDBPRO
больше, как эта
Mind Games
MID
.
Игры разума
HP: The Wolf — True Alpha
Пробуждение
Взлом
Злонамеренные игры разума
Застрявший
Забытый бархат
60009
Сюжетная линия
Обзоры пользователей25
ОбзорИзбранный обзор
Я не могу дать ему оценку.