Заказать Звезда 6176 Битва за Дунай (ВОВ)
Первый расширяющий набор для игры «Великая Отечественная. Лето 1941» — «Битва за Дунай». Используя его, вы сможете разыграть противостояние на Дунае между советскими пограничниками и румынскими войсками. В набор входит 11 эксклюзивных отрядов, которые будут доступны только в этом наборе.
Игровые поля и дополнительные гексы полностью совместимы с игровым полем стартового набора «Лето 1941». В дополнение включены правила игры Второй редакции, в которых описаны новые приказы, такие как Десант, Мощная атака, Поджог, Разведка и другие. Кроме этого вы найдете описание новых типов местности, изменения и дополнения первой редакции правил.
Новые, захватывающие сценарии для разного уровня игры, от небольших столкновений, в которых используются отряды и карты только из дополнения, до масштабных сражений, где дополнение используется вместе со стартовым набором и дополнительными отрядами.
СОСТАВ НАБОРА:
Немецкий штаб.
11 Советских и Немецких отрядов
2 фишки огня
3 двусторонних игровых поля
15 двусторонних элементов местности
6 элементов высот
11 игровых карточек
2 карточки складов
1 карточка хода
10 игровых кубиков — красные, маленькие
2 фломастера
правила игры
книга сценариев — публикую развороты в каталоге под статьёй
Для игроков от 10 лет.
Основной интерес — это наличие уникальных отрядов, таких как советские пограничники и румынская пехота. Также в наборе есть поезда (красивая миниатюра!!) и сопутствующие им карты с железными дорогами, станциями, и бронепоезда.
Советский штаб.
Итак, здесь мы собираем такую миниатюру: 2 отряда пограничников, 2 отряда румынской пехоты (каждом по 4 солдата), 2 бронепоезда, 2 гражданских поезда, 4 фигурки советских штабных офицеров, 4 фигурки немецких штабных офицеров, пластмассовые фишки дыма и огня (они очень украшают игровое поле!), дополнительные части игрового поля, карточки отряда, два катера.
Также есть дополнительные фишки советского штаба, ж/д моста (взорванного и целого), железной дороги, ж/д станции, озера, реки, оврагов, гор.
Прилагаются правила игры.
В комплект с фигурками солдат входит крошечная фигурка собаки (хрупкая, собирать надо аккуратно).
10 игровых кубиков, поезда, бронепоезда, отряды солдат. Битва за Дунай.
Крепления, как всегда у Звезды, при аккуратной сборке надежные. Миниатюры получаются на удивление крепкие, ими удобно играть.
Очень рекомендуется ребятам лет от 10-11, подросткам, молодым людям. И сборка увлекает, и игра, и рассмотрение сценариев.
xn--b1aedkcreoc9a.xn--p1ai
официальные правила игры ВОВ — лето 1941. Битва за Дунай на русском
расширение игры
Нет в наличии
1 500 руб
Цена на момент, когда товар был в наличии
2 игрока
от 10 лет
от 45 до 90 минут
27х35х5
Начало игры
Игра проводится на игровом поле, которое состоит из шестиугольных клеток — гексов, на каждом из которых изображен определенный вид местности. Каждый гекс имеет свой номер, который указывается в приказах, отдаваемых отрядам.При стыковке отдельных полей игрового поля некоторые гексы могут иметь два и более номеров. В этом случае в приказе указывается любой из номеров. Выберите один из сценариев. Для начинающих игроков мы рекомендуем выбирать из сценариев, прилагаемых к обучающим правилам игры. Подготовьте игровое поле, как указано в сценарии.Аккуратно отделите детали от литников и соберите модели отрядов, как показано в схемах сборки. Расставьте отряды согласно выбранному сценарию. Игра предназначена для двух и более игроков. Для игры вдвоем оба игрока командуют разными армиями. Для большего числа игроков отряды одной армии делятся между игроками.
Ход игры
Игра длится несколько ходов согласно сценарию. Один ход игры состоит из четырех фаз:
- Отдача приказов;
- Радиоперехват;
- Выполнение приказов;
- Тесты на стойкость.
Фаза хода считается завершенной, если все игроки закончили выполнение действий.Пока первая фаза не будет закончена, никто не может начать выполнение действий второй фазы.
Как играть в и полную версию правил можно скачать здесь ВОВ — лето 1941. Битва за Дунай
За Родину! За Дунай!
1 500 руб
www.mosigra.ru
«Битва за Дунай» — новый набор в серии «Великая Отечественная» — Настольные игры: Nастольный Blog
Компания Звезда выпустила первое масштабное дополнение для игры Великая Отечественная. Лето 1941. Аддон называется Битва за Дунай и посвящён сражениям между советскими и румынскими войсками.
Официальный анонс дополнения:
Рады представить вам первый расширяющий набор для игры «Великая Отечественная. Лето 1941» — «Битва за Дунай». Используя его, вы сможете разыграть противостояние на Дунае между советскими пограничниками и румынскими войсками. В него входит 11 эксклюзивных отрядов, которые будут доступны только в этом наборе. Кроме уникальных отрядов штабов в дополнении представлены два отряда советских пограничников, два отряда румынской пехоты, два советских бронекатера, советский бронепоезд и два транспортных поезда.
Помимо новых отрядов в наборе вы найдете три двусторонних игровых поля и 15 дополнительных двусторонних гексов, которые включают ряд новых элементов местности: овраги, камни, озеро, железная дорога, железнодорожная станция, железнодорожный переезд и железнодорожный мост через реку. Игровые поля и дополнительные гексы полностью совместимы с игровым полем стартового набора «Лето 1941». Вы сможете расширить свое поле боя или создать еще больше разнообразных и неповторимых игровых карт.
В дополнение включены правила игры Второй редакции, в которых описаны новые приказы, такие как Десант, Мощная атака, Поджог, Разведка и другие. Кроме этого вы найдете описание новых типов местности, изменения и дополнения первой редакции правил.
Так же вы сможете найти новые, захватывающие сценарии для разного уровня игры, от небольших столкновений, в которых используются отряды и карты только из дополнения, до масштабных сражений, где дополнение используется вместе со стартовым набором и дополнительными отрядами.
В отличие от множества предыдущих микро-допов, представляющих собой новые модели военной техники, Битва за Дунай — это полноценное дополнение с новыми картами, типами войск и правилами.
Итак, к уже имеющимся различным видами пехоты, бронетехники и авиации в ВО добавились локомотивы, катера, пограничники, а также правила огня и дыма. Мне кажется, это сделает игру ещё более комплексной и уведёт её дальше в сторону сложных настолок. Мне и базу-то было освоить непросто, а теперь правила станут ещё объёмнее.
Нужно ли это дополнение Великой Отечественной в принципе? По моим ощущениям — нет. Игра и без того достаточно сложна, а многочисленные мини-дополнения и так предоставили игрокам большой простор для отыгрыша собственных боёв. Единственный неоспоримый плюс, который я вижу — это новые сценарии. Но, опять же, много ли таких, кто сыграл во все мисии базового набора?
Великая отечественная. Лето 1941, Новости
Похожие записи
boardgamer.ru
Настольная игра Битва за Дунай
Категории …ИнструментКраска, химия, материалыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиКаталоги, Книги, ЖурналыРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси
Производители …78artAbrexAbteilung502AcademyACEAdvanced ModelingAFV clubAHC ModelsAiresAirFixAK InteractiveAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanAlfAlmostrealAltayaAmercomAmerican Heritage ModelsAMKAMMO MIGAmodelAmourAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)ARK modelsArmoryARS ModelArt ModelART-modelATCAtlasAurora HobbyAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahnautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotimeAvanstyle (Frontiart)Avart ArhivAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBingBizarreBM-ToysBobcat dealerBrekinaBroncoBrooklin ModelsBrummBuschby AKBy VolkCar BadgeCararama (Hongwell)CarlineCBModelsCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsChina ModelsClassic 43ClassicbusCMCColibri DecalsCollector’s ClassicsConradCorgiCult Scale ModelsCursorD.N.K.Daimler-MARDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDong GuanDragonEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERTLEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)ExcelExotoEXPRESSO WINGSFalcon ModelsFallerFine MoldsFirst 43 modelsFirst ResponseFly Car ModelForward-68FoxtoysFranklin MintFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiGAMAGarageGartexGearboxGeminiJetsGems & CobwebsGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGorky ModelsGreat Wall HobbyGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGuisvalHachetteHartoy Inc.HasbroHasegawaHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61Hobby BossHobby DesignHobby MasterHobby PlanetHobbyCraftHomerHot Wheels EliteHPIHumbroli-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IlarioInterusISTItaleriIXOJ-CollectionJada ToysJadiJASJB ModellautosJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityKadenKatoKAV modelsKeng Fai ToysKESS ModelKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKorean modelsKOVAPKremlin Vehicle parkKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLIFE in SCALELion-ToysLionRoarLledoLooksmartLouis SurberLS CollectiblesLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MacadamMaistoMake UpMAKSIPROFMarklinMarsh ModelsMaster BoxMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMaxichampsMaxModelsMD-modelsMengMetroMicro Scale DesignMIG productionsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMiniArtMiniaturmodelleMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMIRAMirage HobbyMirror-modelsModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelProModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMoremMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMR CollectionMr.HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONew PenguinNew RayNickelNik-ModelsnonameNorevNorscotNorth Star ModelsNostalgieNVANZG ModelleOld CarsOLFAOne by One ProductionONYXOTTO ModelleOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPaniniPANTHEONPanzerstahlParagonPaudi ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPG-decalsPhoenix MintPinKoPlatzPMSPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium Scale ModelsPremium XProDecalsProgetto KPrommodel43Provence MoulagePSTPt ModelsQuartzoRacing Champions inc.RastarRBA CollectiblesRecord — M.R.F.Red LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsRevellRextoysRickoriddikRietzeRIORMZ CityRoad ChampsRoad KingsRodenROSRossoRPG-modelRTMRussian collectionRye Field ModelS-ModelSaicoSC Johnson (USA)SchabakSchucoSEAT (дилер.)SECShurikenSignatureSIKUSKIFSmerSMMSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSparkStarlineStart Scale ModelsSunnysideSunstarSuper AS_BT.R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TechThunder ModelTiger ModelTin WizardTins’ ToysTomicaTop MarquesTop Model CollectionTopSpeedTraxTriple 9 CollectionTristarTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUniversal HobbiesUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43vanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVector-ModelsVictoriaVIPcarVitesseVoka-ГРАНЬVrudikWasanWeiseWellyWhite BoxWhite RoseWikingWilderWinModelsWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZebranoZip-maketZISSАвтоисторияАвтопаркАГАТАиФАканАнтонюкАрсеналартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВосточный экспрессГараж на столеДекали BerlДекали NikolaevДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММастер Дровишкинмастер КолёсовМастер СкаляровМастерская «Знак»Мастерская «КИТ»мастерская JRМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМир МоделейМодел.лабМОДЕЛИСТМоделстройМодельхимпродуктМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрестиж КоллекцияПромтракторРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСделано в СССРСергеевСМУ-23.SСоветский автобусСПБМСТАРТ 43Студия МАЛТАРАНТемэксТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСХерсон МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭлеконЮный коллекционер
Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDESOTODEUTZ DIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVIEM SCAMMELSCANIASCIONSEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВАЗВИСВНИИТЭ-ПТГорькийЕрАЗЗАЗЗИЛЗИМЗИСЗИУИЖКАЗКамАЗКИМКРАЗКубаньКурганский автобусЛАЗЛенинградЛикинский автобусЛуаЗМАЗМЗКТМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловский автобусПЕТРОВИЧРАФРуссобалтСаранский самосвалСемАРСМЗСТАРТУАЗУралЗИСУральский грузовикЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ
Типы товаров …ДекалиЗапчасти, аксессуарыФигуркиЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобусМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбус
Масштаб …1:31:61:81:91:101:121:141:161:181:201:221:241:251:261:271:281:301:321:331:341:351:361:381:401:421:431:451:461:481:501:541:561:571:601:641:691:721:751:761:801:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1201:1211:1251:1261:1301:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2501:2881:3001:3501:4001:4501:5001:5501:6001:7001:7201:8001:12001:12501:15001:2700
unomag.ru
Битва за Дунай настольная игра
Информация о товаре
Поиск настольных игр по российским интернет-магазинам / Losigros.ru
Вы можете найти нужную настольную игру, воспользовавшись поиском или тематическим каталогом
Производитель: Звезда
Категория: Битвы и сражения
Первый расширяющий набор для игры «Великая Отечественная. Лето 1941» — «Битва за Дунай». Используя его, вы сможете разыграть противостояние на Дунае между советскими пограничниками и румынскими войсками. В набор входит 11 эксклюзивных отрядов, которые будут доступны только в этом наборе.
Игровые поля и дополнительные гексы полностью совместимы с игровым полем стартового набора «Лето 1941». В дополнение включены правила игры Второй редакции, в которых описаны новые приказы, такие как Десант, Мощная атака, Поджог, Разведка и другие. Кроме этого вы найдете описание новых типов местности, изменения и дополнения первой редакции правил.
Новые, захватывающие сценарии для разного уровня игры, от небольших столкновений, в которых используются отряды и карты только из дополнения, до масштабных сражений, где дополнение используется вместе со стартовым набором и дополнительными отрядами.
СОСТАВ:
11 Советских и Немецких отрядов
8 фишек дыма
2 фишки огня
3 двусторонних игровых поля
15 двусторонних элементов местности
6 элементов высот
11 игровых карточек
2 карточки складов
1 карточка хода
10 кубиков
2 фломастера
правила игры
книга сценариев
Для игроков от 10 лет.
Эту игру можно купить в интернет-магазинах
Другие игры из категории Битвы и сражения
О категории Битвы и сражения
В этот раздел вошли настольные игры, в которых главным событием является битва или сражение.
О производителе Звезда
Компания ООО «Звезда», основанная в 1990 году, является крупнейшим российским производителем сборных моделей и настольных игр. Её продукция известна во всех регионах России и во многих странах мира. Большую часть ассортимента компании составляют масштабные копии военной и гражданской техники, авиации и флота, сборные модели техники от античности до наших дней, а также настольные игры различных направлений. Продукция компании «Звезда» не раз была отмечена наградами на международных выставках игрушек. На счету компании более 40 медалей «Модель года» в самых различных номинациях. «Звезда» — это неизменно высокое качество и разумные цены.
О сайте
На сайте нашей поисковой системы Losigros.ru Вы можете узнать о наличии в интернет-магазинах настольной игры Битва за Дунай. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить настольную игру на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина может отличаться, в виду задержки обновления информации.
losigros.ru
Битва за Дунай. Ч. 2 » Военное обозрение
Турецкая Дунайская флотилия из-за ошибок османского командования и неудовлетворительной боевой подготовки экипажа не смогла оказать серьёзного сопротивления русской армии во время форсирования Дуная.Находившийся у Мачина отряд турецких кораблей особой активности не проявлял, лишь время от времени обстреливал русские позиции. 29 апреля (11 мая) 1877 г. от навесного огня русских браиловских береговых батарей погиб броненосный корвет «Лютфи Джелиль», не имевший бронированной палубы. Он получил одновременно два попадания, из 24-фунтовой пушки и 6-дюймовой мортиры, и после сильного взрыва затонул на 22-метровой глубине. Потопление турецкого корабля стало свидетельством высокого искусства русских артиллеристов. Командованием были награждены: поручик С. И. Самойло (орденом Владимира 4-й степени с мечами) и наводчики рядовые Роман Давидюк и Иван Помпор (знаками Военного ордена).
Гибель «Лютфи Джелиль» деморализовала турок. Дунайская флотилия отошла в глубь Мачинского рукава. Используя благоприятную обстановку, русские моряки заградили минами северный выход из рукава, а также русло Дуная у Браилова. Турецкие корабли были изолированы. В результате русские смогли установить своё судоходство на участке Рени — Браилов. Против вражеских судов, которые укрылись в Мачинском рукаве, решено было действовать минными катерами, предварительно закрыв южный выход. Из-за нехватки мин решили пойти на военную хитрость, демонстративную постановку: с катеров сбрасывали мешки с песком. Османы были введены в заблуждение.
Взрыв турецкого броненосца «Лютфи-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года. А. П. Боголюбов
15 (27) мая началась операция. Четыре минных катера малым ходом вошли в Мачинский рукав. Они держались у берега, чтобы обеспечить скрытность движения. В 2 часа 30 минут они обнаружили турецкий отряд. В середине стоял монитор «Сейфи» (Сельфи») водоизмещением 410 тонн, а по его бортам — колесный пароход «Килиджи Али» и броненосная канонерка «Фехтхуль Ислам». Основным объектом атаки был монитор. К нему пошёл катер «Царевич», поддерживаемый катерами «Ксения» и «Джигит». Катер «Царевна» был в резерве. На дистанции 126 м катера дали полный ход. Первым атаковал «Царевич» под командованием лейтенанта Ф. В. Дубасова. Турки заметили катер, когда до монитора оставалось не более 60 метров, и попытались открыть по нему орудийный огонь, но все спешные попытки произвести выстрелы из пушек дали осечку. Катер ударил своей шестовой миной в корму турецкого корабля, но тот, хотя и получил пробоину, остался на плаву. Во время атаки катер при взрыве набрал воды и едва смог обойти на небольшое расстояние. Он временно лишился хода и выкачивал воду, чтобы поднять пар в котлах. В это время турецкий корабль атаковал катер «Ксения» под началом лейтенанта А. П. Шестакова и ударил миной в середину корабля. Произошёл взрыв и «Сейфи» пошёл ко дну. После атаки русский катер едва не погиб, запутавшись винтом в снастях тонувшего корабля.
«Джигит» в это время получил пробоину в корме от осколка снаряда, а взрыв второго снаряда почти полностью залил катер водой. Экипажу пришлось приткнуть его к берегу, заделывать дыру и вычерпывать воду. Четвертый участник операции — катер «Царевна» — не смог под ожесточённым огнем двух оставшихся турецких кораблей приблизиться к ним на расстояние шеста. Катера легли на обратный курс. Среди русских экипажей не было ни убитых, ни раненых.
Боголюбов А. П. Взрыв турецкого монитора «Сейфи» на Дунае
Первые Георгиевские кавалеры войны 1877-1878 годов лейтенанты Дубасов и Шестаков. 1877 год
Таким образом, атаки «Сейфи» стала первым в истории военно-морского искусства успешным примером ночного группового боя минных катеров. Атака производилась под ожесточенным артиллерийским и ружейным огнем противника, в целом беспорядочного, иначе бой мог завершиться иначе. Этот бой свидетельствовал об исключительной выдержке и мужестве русских моряков. За потопление «Сейфи» лейтенанты Дубасов и Шестаков были награждены орденом Георгия 4-й степени. Награды получили все офицеры, участвовавшие в атаке. Нижние чины были отмечены знаками Военного ордена. Успешная атака вражеского корабля с помощью шестовой мины не ограничилась тактическим успехом. Гибель монитора вызвала панику среди личного состава турецкой флотилии и повлияла на весь ход битвы за Дунай. Турки были окончательно деморализованы, их корабли бежали вверх по реке под защиту батарей Силистрии.
5 (17) мая минное заграждение было поставлено у южного выхода Мачинского рукава, 28 мая (9 июня) — севернее Гирсово. В результате весь район Нижнего Дуная от Рени до Гирсово был очищен от противника и контролировался русской армией. Всего на Дунае поставили более 500 мин. 28 мая 1877 года, на рейде румынского порта Сулин катера Макаров взрывом мины-крылатки повредили турецкий броненосец «Иклалие», а 8 июня они потопили там бриг «Османие» и 3 небольших парохода.
Борьба за господство на Среднем Дунае началась с выходом русской армии к реке. Русские начали возводить батареи. Им ставилась задача не допустить прохода турецкой флотилии к району главной переправы и бомбардировать Рущук и Никополь, прикрывать минирование реки. Одновременно моряки приступили к устройству минных заграждений. Действовавший там отряд гвардейского экипажа был разделен на две части для одновременной постановки мин на обоих флангах намеченного участка переправы — у острова Мечка и у деревни Корабия. Попытки противника помешать постановке минных заграждений отражались огнем береговых батарей и атаками минных катеров.
Так, 8 (20) июня противник выслал вооруженный пароход, который открыл по русским минерам огонь. Командир русского отряда катеров капитан 1 ранга М. Д. Новиков дал сигнал «Шутке» атаковать его. Катером командовал лейтенант Н. И. Скрыдлов. В качестве добровольца помощника минера на нем находился русский художник В. В. Верещагин. На полном ходу катер вышел из засады в зарослях камыша, подошёл к правому борту парохода и ударил его шестовой миной позади гребного колеса. Из-за повреждения взрыватель не сработал, а сильное течение прижало катер к вражескому борту так, что минный шест сломался. Опомнившиеся турки стали в упор расстреливать «Шутку» из ручного оружия и ранили командира и одного из матросов. Несмотря на стрельбу с борта парохода, русские моряки смогли упёршись руками в борт парохода оттолкнуть катер и дать задний ход. Русские моряки не смогли уничтожить вражеский корабль, но они дали возможность минерам закончить свою работу по установке заграждений. К середине июня удалось оградить минами участок главной переправы с обоих флангов. Корабли турецкой флотилии были оттеснены под защиту артиллерии Рущука и больше не появлялись в этом районе.
Таким образом, несмотря на неравенство в силах, и наличие у турок сильных «козырей», умелое использование русскими минного оружия, катеров, артиллерии позволило русской армии овладеть великой рекой. Это позволило создать благоприятные условия для форсирования Дуная. Минное оружие выступило самым доступным и сильным оборонительным и наступательным оружием. Английские морские специалисты были уверены в безусловном превосходстве турецкого броненосного флота, считая, что русские моряки, в лучшем случае смогут только обеспечить некоторую защиту своих баз и побережья. Однако русские моряки смогли парализовать действия сильной турецкой Дунайской флотилии и турки не смогли использовать свое преимущество на реке, чтобы сорвать или хотя бы серьёзно задержать наступление русской армии.
Боголюбов А .П. Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 года
Подготовка форсирования
Русское командование решило сначала переправить передовой (десантный) отряд в составе усиленной 14-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора М. И. Драгомирова. Дивизию подкрепили другими частями: 4-й стрелковой бригадой, сводной ротой почетного конвоя, двумя сотнями пластунов, 23-м Донским казачьим полком, 14-й и 9-й артиллерийскими бригадами и 2 горными батареями (всего более 16 батальонов, 6 сотен, 64 орудия). Для переброски выделили 4 понтонных батальона, парк парусиновых понтонов, команду моряков в 334 человека и сотню уральских казаков (выбирали самых искусных гребцов и пловцов).
Командир 3-й саперной бригады генерал-майор А. К. Рихтер, на которого возлагалось инженерное обеспечение форсирования, установил следующий порядок: пехоту переправлять на железных понтонах, артиллерию и конницу — на паромах. Всего имелось 36 полуторных и 32 обычных понтона и 6 паромов. На полуторном понтоне размещалось 45 пехотинцев, на обычном — 30. В каждом батальоне выделялось по 2 обычных понтона в резерв. На них находились санитары и пловцы со спасательными кругами и тросами. Понтоны, расположенные в Зимнице, надлежало спустить на воду в протекавший южнее городка проток и по нему провести их в Дунай к пункту посадки. Затем понтоны должны были обойти с востока остров Адду и держать направление на устье ручья Текир-Дере, где намечалась высадка войск.
Переправа планировалась в 7 рейсов. На один рейс, включая высадку десанта и возвращение понтонов, отводилось 2 часа. На каждом эшелоне должно было переправляться по 12 рот, 60 казаков и 8 орудий. Первый эшелон составляли 2 батальона и все стрелковые роты 53-го пехотного Волынского полка, сотня пластунов, 60 казаков и горная батарея. Общая его численность — 2,5 тыс. человек. Первый эшелон должен был обеспечить высадку последующих эшелонов захватом рубежа западнее устья ручья Текир-Дере. Общая задача передового отряда была в захвате плацдарма и обеспечении переправы главных сил Дунайской армии. Также предусматривалась артиллерийская и стрелковая подготовка десанта. Две роты 35-го пехотного Брянского полка заняли остров Бужиреску, прикрывая район посадки войск в понтоны. Остальные роты этого полка и шесть батарей 14-й и 9-й артиллерийских бригад (48 орудий) были скрытно расположены вдоль левого берега Дуная с целью поддержки десанта по захвату и расширению плацдарма. Часть артиллерии выделялась для непосредственной поддержки боя пехоты на плацдарме.
Большую роль в выполнении подготовительной работы по форсированию Дуная сыграл талантливый генерал М. И. Драгомиров. Он считался специалистом в этом деле. Драгомиров был автором труда «О высадках в древние и новейшие времена». Драгомиров тщательно готовился к высадке своего отряда. 9 — 12 (21 — 24) июня войска провели учения по посадке в понтоны, преодолению реки, действий на правом берегу. Была проведена рекогносцировка с командирами рот 53-го Волынского полка, назначенного в первый рейс.
Все мероприятия по подготовке форсирования Дуная старались проводить скрытно. В Турции, Англии, Австро-Венгрии и других странах внимательно следили за действиями русской армии. Противник и западные «партнеры» использовали агентурные данные и информацию прессы. Несмотря на предупреждения русского командования, британские корреспонденты с большой точностью приводили данные о численности и дислокации русских войск. Изучалось положение на железных дорогах, особое внимание уделяли десантным средствам. Чтобы обмануть противника, русское командование применяло дезинформацию. В частности, чтобы отвлечь внимание турок от направления главного удара, в ночь на 10 (22) июня 1877 г. в районе Галаца и Браилова начал форсировать Дунай Нижнедунайский отряд (14-й армейский корпус) генерала А. Е. Циммермана. Попытка османских войск помешать этому провалилась. Преодолев Дунай и сломив сопротивление противника, русские войска к исходу 10 (22) июня прочно заняли Буджакский полуостров. Турки отошли к Мачину, а затем на линию Черноводы, Кюстенджи. Местное население восторженно встречало русских. Потери русских войск в этой операции были сравнительно невелики: 139 солдат и офицеров убитыми и ранеными.
Почти одновременно с форсированием Дуная Нижнедунайским отрядом был распространен слух о том, что переправа главных сил русской армии произойдёт у Фламунды. Командиру 9-го корпуса генералу Н. П. Криденеру приказали начать переправу в районе Никополя 15 (27) июня. Русская и румынская артиллерия на левом берегу Дуная получила задачу 12 — 15 июня вести огонь по турецким позициям и крепостям. Рущук и Никополь обстреливались днем и ночью. Здесь впервые были применены прожекторы («электрические фонари»). Особенно активно обстреливали Никополь, в районе которого якобы должны были форсировать реку главные силу русской армии. Штаб главнокомандующего демонстративно покинул район форсирования. Войска подошли к Зимнице только в ночь на 14 (26) июня, тщательно соблюдая маскировку. Район сосредоточения охранялся казаками.
Таким образом, турецкое командование ввели в заблуждение. Посетивший Систово главнокомандующий Дунайской турецкой армией Абдул Керим-паша, показав на ладонь, заявил свите: «Скорее тут у мены вырастут волосы, чем русские здесь переправятся через Дунай». В итоге переправа русских войск у Систово стала для многих внезапной, не только для османов, но и для русских и представителей прессы.
Командир 14-й дивизии Михаил Иванович Драгомиров
Переправа главных сил
К 14 (26) июня 1877 года подготовительные мероприятия по форсированию Дуная главными силами русской армии были проведены. Предназначенные для наступления четыре корпуса русской армии (8-й, 9-й, 12-й и 13-й) были сосредоточены в районе севернее и северо-западнее Зимницы. Передовой отряд был готов к переправе. 11-й корпус получил задачу оборонять рубеж Дуная от Зимницы до Калараша, поддерживая связь с Нижнедунайским отрядом.
В полночь с 14 на 15 (26 — 27) июня 1877 года началась посадка войск первого эшелона. Около 2 часов 15 (27) июня началась переправа. В темноте из-за ветра и большой скорости течения движение понтонов расстроилось, и первые две роты высадились несколько западнее ручья Текир-Дере. Около 3 часов эшелон завершил переправы, сбил турецкие посты и занял позицию. С рассветом передовой отряд начал расширять плацдарм. Тем временем к месту переправы подходили турецкие войска от Вардама и Систово. Когда русские войска переходили Текир-Дере и частично вышли на высоты на восточном берегу, они были атакованы противником во фланг и тыл. Русские пошли в штыковую атаку и при поддержке шести горных орудий отбросили врага. Русские солдаты заняли высоты. Однако вскоре турки, усилившись подошедшими подкреплениями, снова атаковали и стали теснить наши войска к ручью. Положение передовых русских отрядов было крайне сложным.
Прибывший в район переправы командир 8-го корпуса генерал-лейтенант Ф. Ф. Радецкий приказал переправить остальные части усиленной дивизии Драгомирова не полными эшелонами, а поротно, по мере возвращения понтонов. Место посадки войск было перенесено на 2 км вниз по реке (против устья Текир-Дере), что ускорило переправу и обеспечило быструю поддержку первому эшелону. Попытка турок помешать переправе артиллерийским огнем успехом не увенчалась. Русские батареи с северного берега Дуная начали обстрел турецких позиций, и сорвали попытку противника вести сосредоточенный огонь по переправлявшимся войскам. В итоге к 6 часам все атаки турецких войск были отбиты и османы отступили. Русские войска захватили и удержали плацдарм.
В 8 часов 30 минут подошел пароход «Аннета» с двумя буксируемыми баржами. Это судно, ранее намеренно затопленное у Никополя, в ночь форсирования было поднято из воды и доставлено в район переправы. Пароход вели моряки гвардейского экипажа. Переброска войск пошла быстрее. Вскоре весь передовой отряд оказался на левом берегу Дуная. Чтобы расширить плацдарм, необходимо было взять Систовские высоты. Эту задачу Драгомиров возложил на 2-ю бригаду 14-й дивизии и 4-ю стрелковую бригаду. 1-я бригада 14-й дивизии обеспечивала плацдарм с юго-востока. Наступление началось около 11 часов и к 15 часам Систово и окружающие высоты были заняты русскими войсками. В этот же день Дунай стали форсировать и главные силы русской армии. К вечеру 15 (27) июня на плацдарме было 29 батальонов и 30 орудий. Утром 16 (28) июня русские войска заняли Вардам.
«Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года». Н. Д. Дмитриев-Оренбургский
По данным А. Б. Широкорада, русские потери составили 748 человек убитыми, утонувшими и ранеными, и два утонувших орудия. Военный историк А. А. Керсновский приводит немногим большую цифру — 1100 человек, из них 320 погибших.
После захвата плацдарма началось сооружение мостов. Необходимые для этого понтоны и другие материалы были доставлены от устья Ольты к Зимнице. Постройка первого моста завершилась 19 июня (1 июля). Мост проходил через о. Адда и состоял из двух частей общей длиной около 1200 м. С 20 июня по нему начали переправляться войска и грузы. Второй мост, выше первого, вступил в строй 29 июня (11 июля). Его назвали верхний. Мост, проходивший через острова Бужиреску и Адда, состоял из трех частей общей длиной свыше 1200 метров. Наводка мостов обеспечила быструю переброску главных сил Дунайской армии.
Таким образом, в целом операция по форсированию Дуная прошла на высоком уровне. Этот опыт длительное время служил успешным примером при изучении методов преодоления крупных водных преград. Успех операции был достигнут благодаря правильному выбору района переправы, мужеству и самоотверженности русских моряков, солдат и офицеров. Личный состав — моряки, артиллеристы, инженеры и пехотинцы, показали высокую боевую выучку. Особую роль сыграли русские моряки. Также стоит отметить ошибки турецкого командования, которое не смогло использовать сильные стороны Дунайского рубежа (большая водная преграда, сильные крепости, Дунайская флотилия).
topwar.ru