|
Страны и племена |
|
Карты и схемы |
|
|
Военное искусство
|
|
Новости истории |
|
|
Личности |
|
Хрестоматия |
|
|
Общие статьи |
|
Экскурсии |
|
|
Хронология
|
|
Словарь античности |
|
|
Новые теории
|
|
Форум «Новый Геродот» |
ancient.gerodot.ru
Ancientcivs.ru — загадки истории, древние цивилизации, археология, тайны космоса, легенды, мегалиты, культуры, карты кладов. | |||
ЦИВИЛИЗАЦИИ | АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ | ||
ДОИСТОРИЯ | НОВОСТИ КОСМОСА | ||
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ | ||
ЦИТАТНИКЦитаты древнегреческих мудрецов, мыслителей, военачальников, государей, султанов, ханов, монархов, конунгов, властителей, повелителей. Изречения, записи, выдержки, песнопения, стихи, произведения, поэмы. ↩ | ЭРА ДИНОЗАВРОВЭпоха огромных ящеров: диплодоки, бронтозавры, тираннозавры, птеродактили, зауроподы, стегозавры, карнозавры, анкилозавры, тарбозавры, трицератопсы, аллозавры, амигдалодоны, апатозавры. ↩ | ||
⚜ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МИРА • АРХЕОЛОГИЯ • ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ⚜ | |||
ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЖДУРЕЧЬЯ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ БРИТАНИИ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ БАНГЛАДЕША | ЦИВИЛИЗАЦИИ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЗОАМЕРИКИ | АПЕННИНСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ПАКИСТАНА | ГИМАЛАЙСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОЛИНЕЗИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАКАВКАЗЬЯ | ||
ДРЕВНЯЯ РУСЬ | ЦИВИЛИЗАЦИИ МАКАРОНЕЗИИ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ СКАНДИНАВИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИМогучая Кхмерская держава сформировала уникальную цивилизацию. Древний Боробудур построен яванским государством Матарам. Брунейское государство налаживало торговые связи, строя мощные укрепленные порты. ↩ | ||
ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | ВОСТОЧНО-АЗИАТСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИВажную историческую роль занимает Китай, колыбель конфуцианства. История Китая насчитывает тысячелетия. Китайцы изобрели компас, бумагу, порох, бумажные деньги, шелк, культивацию сои. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ БАЛТИИ | НАРОДЫ ЗАПОЛЯРЬЯСогласно древнейшей легенде: небесный лось похитил солнце, настала тьма. Охотник Мани, преследуя злого лося, поднялся ввысь, вернул солнце людям. Участники космической охоты сформировали скопление звезд. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ | ЦИВИЛИЗАЦИИ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ЭГЕЙСКОГО МОРЯ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ИРАНАПерсидское государство наследница ассиро-вавилонской империи. Тахириды славились ирригационной системой каналов, грамотным налогообложением населения. Город Исфахан — сельджукская столица. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ МИКРОНЕЗИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ЮЖНОЙ АФРИКИ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ АНАТОЛИИОтправная точка Хеттское царство. Государство Хатти, образовано царями, правившими гористой местностью. Подземные пещеры Каппадокии, прорытые вглубь, стали пристанищем христиан, после нашествия мусульман. ↩ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ИОНИИ СИЦИЛИИГомер сказывает: правитель Итаки — Одиссей, странствовал, возглавляя аргонавтов, посещая острова, встречая мифических созданий. Сицилийский Эмират производил апельсины, культивировал тростниковые плантации. ↩ | ||
ГАЛАПАГОСДревняя история: Галапагос, Кокос, Ревилья-Хихедо, Клиппертон, Чаннел. Hадиоуглеродный анализ найденных Туром Хейердалом горшков, указал датировку времен заселения местности южноамериканцами. ↩ | ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИШестое столетие: быстрый экономический подъём. Восьмое столетие: после жестоких сражений, вторглись арабы. Монгольский полководец Чингисхан уничтожил государство Хорезм. Саки — участники марафонской битвы. ↩ | ||
ХАНААНСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА | ||
БАЛКАНСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЛАНЕЗИИАрхеологи находят немало керамической посуды Лапита. Мегалиты. Тробрианцы проводили древнейшие магические ритуалы, выращивал бананы, ямс. Канаки ловили черепах, собирали моллюсков, крабов вдоль побережья. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ АРАВИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯТалайоты Балеар, кораблеобразные древнейшие циклопические башни нураги Корсики, построенные великанами. История Пелагского архипелага. Пещеры Бону-Игину Сардинии. Сицилийские дома Ведьм Арцакена. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИИстория султаната: Вадаи, Багирми, Дарфур. Древнейшие африканские народности: Котоко, Сара, Загава, Тубу, Мпонгве, Монжул, Гбайя, Маса, Буби, Фанг, Мору-Мангбету. Королевства: Конго, Орунгу. ↩ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНАИстория архипелага: Эпарсе, Занзибар, Сейшелы, Ментавай, Коморы, Килинг. Древнейшие государства Мадагаскара: Имерина, Бецимисарака, Аласура, Антананариву. Менгриы озера Итаси Вазимба. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИИстория Эфиопии: христианские скальные монастыри Лалибэлы. Мероитская династия нубийских фараонов Куш. Племенные этносы Африки: Шамбала, Вахехе, Батва, Джагга, Агау, Хадзабе, Сандаве. ↩ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИДрагоценные украшения Моче. Перуанские цивилизации: Чиму, Паракас, Сикан. Таинственное небесное пристанище инков Мачу-Пикчу, изобилующее полигональной кладкой. Загадочные геоглифы плато Наска. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ АВСТРАЛИИ | ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИАфриканские государства: Сонгай, Бенин, Хауса, Такедда, Нупе, Каниага. Металлические орудия, терракотовые статуэтки, фигурки животных селения Нок. Культы предков, ритуалы, шамманизм. ↩ | ||
ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ | ЦИВИЛИЗАЦИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИИстория североамериканских индейцев, палеонидейцев, палеоэскимосов. Монументальная архитектура Миссисипи: Кахокия, Хохокам, Плакемин, Поверти-Пойнт, Хоупвелл, Фолсом, Адена, Анасази. ↩ | ||
⚜ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ • ДРЕВНИЕ МЕГАЛИТЫ • ТАЙНЫ КОСМОСА • МИФЫ ⚜ | |||
ТАИНСТВЕННЫЕ НАРОДНОСТИКосмические знания Догонов. Необычные постройки Торайя. Мистические инициации Айнов. Супермарафонцы Тараумара. Колдуны Банту. Гнездовые жилища Голубых гор. Странный птичий язык Вадома. ↩ | ПАЛЕОКОНТАКТЫВысокоразвитые расы пришельцев. НЛО. Изучение марсианской, лунной поверхности. Послание — Агроглифы. Палеоконтакты. Гипотеза Панспермия. Летательные аппараты виманы. Фаэтон. Наги. ↩ | ||
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИПодземная Шамбала. Посещение Н.Рериха Беловодья. Ненайденные сокровища короля Зигфрида Нибелунгов. Поедающие лотосы — Лотофаги. Великаны: Циклопы, Лестригоны, Нефилмы, Рефаимы. Нартский эпос.↩ | ЗАТЕРЯННЫЕ ГОРОДАПрародина Ацтеков Ацтлан. Семь городищ конкистадоров. Пиратское убежище Либертатия. Порт Офир. Долина Корицы. Пятиградие равнины Сиддим: Адма, Бела, Цебоим. Замок Артура Камелот. ↩ | ||
ЗАГАДКИ АНТАРКТИДЫАнтарктическая база нацистов Новая Швабия. Засекреченные неудобные находки. Картографирование. Манускрипты. Тайны. Смена полюсов. Доледниковая працивилизация. Земля королевы Мод. ↩ | ДОПОТОПНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИБиблейский райский сад Эдем. Атлантида, Гиперборея. Континент Пацифида. Затонувшие хоромы Клеопатры. Библейское колено — Хаимиты. Суперконтинент Лемурия. Научные поиски, исследования. ↩ |
ancientcivs.ru
|
www.ancientcity.ru
Выставка «Золото Сарматов» или Искусство, что пронзает тысячелетия. Часть 1.
Культура древних кочевников-сарматов, сарматов-воинов меня всегда чрезвычайно и живо интересовала. Золотые украшения, предметы культа, древнее оружие и, вообще все, что связано с самим определением сарматов (савроматов) мощно возбуждали во мне какие-то смутные неосознанные воспоминания и будили архетипную память о былом. Я не могу спокойно и бесстрастно смотреть на эти проникновенные облеченные в золото послания из нашего прошлого, прошлого нашей Родины, возможно прошлого моих предков или прошлых жизней – это не важно, но важно другое — сейчас передо мной откроется и станет явью еще одна малая часть истории этого древнего и таинственного народа, что населял с IV в. до н.э до IV в. н.э. степные пространства от реки Тобол на Востоке до водораздела Тисы и Дуная на западе.
Вот уж чего не хочется — так это подробно углубляться кто такие сарматы и чего нам о них не известно) Однако, я понимаю, что необходима хотя бы минимальная объективно-субъективная информация о них для погружения в тот исторический контекст, что поможет легче и глубже принять то, что мы с вами сейчас увидим.
Об этой культуре существует совсем мало исторических сведений и часто одни противоречат другим. Оно и понятно – ведь сарматы — это обобщенное название кочевых скотоводческих ираноязычных племен, что не приняли в давние времена зорооастризм и, покидая территории нынешнего Ирана, расселяясь, неуклонно двигались на запад из-за необходимости все новых пастбищ, ресурсов, стремясь приблизиться к большим городам с целью грабежа и торговли.
Главным предметом культа – как у сарматов, так и скифов – был меч, олицетворявший бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Акинак. IV-V в. до н.э. Железо; ковка. Астраханская область. Красноярский район. пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1988 г.
10.
Вот как он реально примерно выглядел в то время.
11.
Обкладки стенки деревянного сосуда. V в. до н.э. IV в. до н.э. Золото; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Соленое Займище. Курган 2. Раскопки В.П. Шилова. 1963 г.
12.
В IV-II в. до н.э. штампованные бляшки в виде стилизованной головы барана с двумя загнутыми рожками часто украшали костюм мужчины.
Накладка. IV в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ XVII, к.15, п.2. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1976 г.
13.
Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
14.
Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине – покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.
Зеркало и бляхи. IV-V в. до н.э. Бронза; литье. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987-1988 гг.
15.
Подвески полые в виде вытянутой усеченной пирамиды со вставками из стекла служили украшением.
II-III в. н.э. Золото; стекло, литье, филигрань, зернь, пайка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Старица. Курган 26, п.2 Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
16.
17.
Подвески серповидные гешированные (гагатовые) с золотой обкладкой. IV в. до н.э. Золото, гагат; ковка, шлифовка. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ VI, к.1, п.14. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1973 г.
18.
19.
Обращает на себя внимание обилие в погребениях золотых кастов (каст-основа и способ закрепления) с каменными и стеклянными вставками кабошонов круглой, овальной и ромбической форм, предполагающих наличие крупной золотой основы. Цвет каменных вставок зеленый, вишневый, охристый, стеклянные – фиолетовый.
20.
Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
21.
Накладка в форме бутона лилии. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
22.
Браслет спиралевидный 12-и витковый. IV-III в. до н.э. Золото; ковка, тиснение, пайка. Астраханская область. пос. Черный Яр. К.3, п.2. Раскопки В.П.Шилова, А.Н. Мелентьева. 1970 г.
23.
В сарматские богатые погребения часто клали ткани расшитые золотой фольгой и нитями. В погребении недалеко от села Косика расшитые золотом ткани были положены на перекрывающий погребение настил. Вполне возможно эти ткани служили балдахином для погребенного. Нашивные бляшки, трубочки, накладки в виде трех лепесткового рифленого древовидного бутона, проволока, возможно, были частью единого украшения.
Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
24.
Пектораль, относится к IV в. до н.э. Создана мастерами по заказу сарматских скифо-сарматской знати. Золотая пектораль состоит из трех частей – пустотелой основы, на лицевой пластине которой изображены сцены терзания двумя грифонами быка.
Гривна (пектораль) со сценами терзаний. Золото; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
25.
26.
Слева расположена сцена терзания двумя львами лежащего головой вправо барана.
27.
Справа от центральной сцены представлена композиция со львом и львицей, терзающими оленя.
28.
29.
Подвижные конечности представляют собой головки баранов с длинной декоративной шейкой.
30.
Среди вещей воина выделяется золотой браслет-поруч. Поруч состоял из двух подвижных соединенных частей. Одна половина браслета состоит из пяти фризов – интересен второй – ажурный состоящий из четырех растянутых гладких шкур, обрамленных тонкой финифтью. В центре каждой шкурки глубоко оттиснута тушка барана. Очевидно, здесь представлены жертвенные животные – баран как символ небесной благодати. Предположительно такие браслеты должны были предохранять руку при стрельбе из лука.
Поруч. I в. н.э. Золото, эмаль; тиснение, скань, штамповка, пайка, зернь. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
31.
Для ручной доводки режущих инструментов сарматы использовали оселки. Оселок с головой льва-львицы изготовлен из нефрита. Золотая головка, изображает верхнюю часть морды хищника семейства кошачьих, глаза и уши которого представляют собой глубокие касты. За ушами припаяно кольцо из проволоки. Подобные оселки относятся к предметам культа и довольно редко встречаются в сарматских погребениях.32.
Оселок. I в. н.э. Золото, нефрит, шлифовка; литье, пайка, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
33.
Слева — серебряная бляшка-накладка — предположительно с изображением головы сарматского бога неба. Изображена голова пожилого лысого человека. Лицо с приплюснутым носом и покатым лбом. Глазное яблоко выражено слабым рельефом, зрачок углублен, длинные прямые усы расходятся внизу в разные стороны, борода клинообразная. Накладка. I в. н.э. Серебро; штмповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
Бляшка в форме головы человека с длинными волосами. Изображение человеческого лица с прямым носом, покатым лбом, рельефно обозначенными ресницами, глазами, бровями и ноздрями. Его лицо и шея с зачесанными назад волосами, уложенными в пряди. Возможно, здесь изображена голова Апполона. I в. н.э. Золото; литье, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
34.
В сарматских захоронениях встречаются не только дары, трофеи, но и диковинные вещи, привезенные издалека. Так в руках сармата I в. н.э. оказались две древние ассирийские печати XVI-XIX в. до н.э., представлявшие тогда для них чрезвычайную ценность.
Печать цилиндрическая со сценой борьбы царя со львами. V в. до н.э. Халцедон; резьба. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
35.
Печать цилиндрическая с клинописным текстом – «Мардук Великий». XVI-XIX в. до н.э. Халцедон; резьба. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
36.
ЖЖ, к сожалению не принял этот пост целиком, поэтому пришлось его разделить на две части (вторая часть). Во второй части вы продолжим осмотр этой восхитительной выставки и узнаеи как крепилась сарматская одежда, украшались сарматские лошади и рассмотрим внимательно серебряный клад ритуальных сосудов из сарматского кургана из погребения сарматской жрицы.
ancient-ru.livejournal.com
ancient_ru — Profile
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Log in
No account? Create an accountRemember me
Forgot password Log in Log in Facebook Twitter Google No account? Create an accountancient-ru.livejournal.com
Древний восток — Обзор стран и городов
JarikМогущественный и богатый Карфаген почти 3 тысячи лет назад основали финикийцы на месте современного Туниса. Спустя 500 лет после основания он стал не только столицей одноименного царства, но и единственным городом, не побоявшимся бросить вызов активно расширявшемуся Риму.
Читать далее » JarikКак известно практически всем на земле, существует всего 7 чудес света. Но самое первое и, наверное, великое чудо света – это Пирамида Хеопса. Несомненно, Пирамида Хеопса является одной из самых известных и великих построек на планете Земля. Процесс сооружения этой великой достопримечательности кажется практически невозможным.
Читать далее » JarikЗа 3500-летнюю историю, которую Сузы делили с Месопотамией, столица эламитов не раз переживала упадок и подъем. Ей предстояло возвыситься снова, когда сам Ашшурбанипал обратился в прах, а его царские города разграбили враги — и среди них войска страны, известной теперь как Иран.
Читать далее » JarikРазгромив в 301 году до новой эры своего соперника Антигона, Селевк I через год основал в Сирии новый город и назвал его в честь своего отца Антиох-на-Оронте. В последующее десятилетие он станет столицей Селевка. На повестке дня стояло предъявление притязаний на Сирию, южная часть которой была оккупирована прежним союзником Селевка — Птолемеем Египетским.
Читать далее » JarikКерала один из штатов юго-западной Индии, живописный уголок, словно созданный невидимой кистью маститого художника. Местность богата удивительными природными пейзажами, редкими растениями, золотистыми пляжами, чистыми озерами и голубыми лагунами.
Читать далее »ancient-east.ru
Августовское искусство. Райский сад — Древние цивилизации
Фрески триклиния виллы Ливии, супруги императора Августа, в Прима Порта – одно из главных чудес Римского национального музея (палаццо Массимо). Росписи были обнаружены в 1863 году. Они украшали комнату-грот, где в прохладе пировали гости Ливии. Сейчас фрески демонстрируются в полумраке, снимать их очень сложно. Но так хочется сохранить память об этом райском саде:М.В.Алпатов просто и точно описывает эти фрески: «Все четыре стены большого зала (11,75X5,90 метра) украшены фресками, изображающими сад. Высота росписи около 3 метров. Таким образом, попадая в это помещение, начинаешь ощущать себя как бы внутри пышного плодового сада, где растут гранатовые деревья, лавры и кипарисы, цветут розы, висят на ветках спелые плоды, а между деревьями порхают птицы.
Вся живопись выполнена в легких, прозрачных тонах, где преобладает голубой цвет неба и несколько оттенков зеленого в листве.
http://www.flickr.com/photos/mm38/3523336166/sizes/o/in/set-72157616516833914/
Деликатные вкрапления розовых, оранжевых, желтых пятен лишь оттеняют и усиливают общую атмосферу идиллической гармонии, безмятежности. Можно не сомневаться, что к работе над украшением резиденции любимой супруги всемогущего императора были привлечены лучшие мастера. И действительно, живопись эта выполнена с самым изысканным артистизмом. Чтобы нарушить монотонность стелющейся по стенам росписи, художник в центре каждой стены изображает неглубокую нишу с низкой оградой, как бы отделяющей воображаемое пространство сада от реального пространства зала, помещает в этой нише дерево, создавая тем самым необходимый ритмический акцент.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Villa_di_livia,_affreschi_di_giardino,_parete_corta_meridionale,_pianta_con_uccelli.jpg
Отдельные детали изображены вполне достоверно. Среди цветов мы без труда узнаем розы и маргаритки; тяжелые плоды заставляют сгибаться ветки; птицы разных пород воспроизведены так, что удовлетворят любого орнитолога.
http://www.flickr.com/photos/mm38/3469446076/in/set-72157613018741371/
Масштабы достаточно точно соразмерены с человеческим ростом. Казалось бы, все сделано для того, чтобы создать иллюзию подлинного куска природы. Но никакой иллюзорности, расчета на обман зрения здесь нет. Мы все время ощущаем (и это входило в замысел художника), что перед нами не настоящая природа, а ее идеальный образ, призванный не обманывать глаз, но ласкать взор гармонической ясностью колорита, ритма, пространственного построения.
Фреска не лишена трехмерности. Но глубина пространства в ней очень незначительна. Художник «отсчитывает» ее двумя окаймляющими сад заборчиками, создавая своеобразную авансцену. Затем — ниши с отдельными деревьями; они отмеряют новое неглубокое пространство второго плана и, наконец, пышная растительность по всему фону воспринимается как плоскостный ковер. В целом получается очень тонкое сочетание естественности и декоративной условности. По этому же принципу построен и колорит росписи. Мягкие тона живописи, казалось бы, передают легкое колебание воздуха. Но здесь нет ни источника света, ни натуральной плотности цвета. Светоносная живопись, построенная на звучных чистых тонах, создает ощущение скорее поэтического образа природы, нежели ее правдоподобного воспроизведения.
Рафинированное наслаждение натурой, а отнюдь не ее пристальное штудирование двигало кистью художника, познавшего вкус к утонченным переживаниям». http://www.smirnova.net/articles/iskustvo/113
К этому описанию стоит добавить лишь следующее. Прохладная роща, являющаяся для любого жителя юга образом рая, изображена в сумерках, именно тогда, когда и происходили римские обеды. Пейзаж пленяет своей естественностью. Посмотрите, как изгибаются ветки сосенки или молодого платана, как расположены плоды граната или айвы, как порхают или копошатся в кустах птицы. Мы любуемся тем, что близко, а мир природы кажется нам бесконечным:
Перед нами возделанный человеком сад, сохранивший очарование естественной природы. Здесь нет ни статуй, ни фонтанов, лишь резная мраморная и решетчатая бронзовая ограды – напоминание о человеке:
http://www.flickr.com/photos/mm38/3522527101/in/set-72157616516833914/
«Какой восхитительной свежестью дышат все эти деревья и трава, — писал о фресках Бернард Бернсон, — какой удивительной они сбрызнуты росой! Как аппетитны и красивы фрукты – гранаты смотрятся так, как будто их написал Ренуар! Пение птиц радует наши уши, но расстояние между нами и ими остается магически непреодолимым». (См.: М.Сиблер. Римское искусство. М., 2008, с.42)
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/3556999670/in/set-280031/
Наслаждение природой, стремление соединить жилое пространство и пространство пейзажное мы находим и в письмах Плиния Младшего. Вот фрагмент из описания его виллы в письме Домицию Аполлинарию: «Из портика, в самом начале его выступает столовая; из дверей ее видны край цветника, луга, широкий деревенский простор: из окон по одной стороне часть цветника и выступающие вперед постройки; из окон по другой — густолиственные купы деревьев на соседнем ипподроме. Против середины портика, отступая назад, флигель с маленьким внутренним двориком, осененным четырьмя платанами; между ними фонтан, переполняющий мраморный бассейн, освежает платаны и траву под ними мелкой водяной пылью. В этом помещении есть спальня, куда не проникают ни свет, ни звук; рядом обычная столовая, где обедают в дружеском кругу; она смотрит на дворик, портик и на все то, на что и портик. Есть и другая спальня, в которой от соседнего платана стоит зеленый полумрак; она отделена мраморными панелями: живопись, изображающая ветвистые деревья и птиц на ветвях, не уступает в красоте мрамору. Тут есть маленький ключ, вода которого с очень приятным ропотом падает через множество трубочек в чашу.
Эта планировка и эти удобные помещения ничто перед ипподромом. Он весь на виду, и вошедшие сразу и целиком охватывают его взглядом. Он обсажен платанами, а их увивает плющ, и они зеленеют своей листвой вверху и чужой внизу. Плющ пробирается по стволу и ветвям и, перекидываясь с дерева на дерево, соединяет платаны; между ними низенький букс; букс с наружной стороны обсажен лавром, добавляющим свою тень к тени платанов. Прямая широкая дорожка вдоль ипподрома в конце его изгибается по полукругу; его окружают кипарисы; от них ложится густая черная тень; дорожки, идущие внутри кругами, залиты светом; тут растут розы, тут прохладно в тени и приятно на солнце.
Около беседки, напротив нее, комната; это соседство делает еще краше и беседку и комнату. Комната сверкает мрамором; двери открываются в зелень листвы; из одних окон смотришь вверх на зеленый склон, из других вниз. Маленькая, выступающая вперед веранда, кажется частью той же самой комнаты и особой комнатой. Здесь стоит ложе, окна есть со всех сторон, но в комнате полумрак от тени: роскошная лоза, захватив всю крышу, поднимается до самого конька. Ты лежишь там словно в лесу, только не чувствуешь, как в лесу, дождя. Тут есть фонтан, вода в котором то появляется, то иссякает. В парке всюду расставлены мраморные скамьи, на которых, устав от ходьбы, отдыхают, как в спальне. Около скамей фонтанчики. По всему ипподрому журчат ручьи, текущие туда, куда их направила рука садовника; они поливают то одну часть парка, то другую, а иногда весь парк целиком».
http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=95
Впрочем, то, что описывает Плиний Младший, скорее похоже на другой райский сад. Мне посчастливилось его увидеть тоже в палаццо Массимо через два года на выставке фресок из собрания Национального археологического музея Неаполя. Этот сад когда-то украшал зал в доме Золотого браслета в Помпеях:
http://www.flickr.com/photos/bob_cates/3130286124/
Он похож и не похож на сад из Прима Порта. Здесь тоже растения, цветы, птицы. Но только здесь гораздо больше от моды, поскольку сад обильно украшен скульптурой. Любопытно, что это близкий, более реальный сад: все внимание сосредоточено на первом плане, за которым нет манящей глубины как на вилле Ливии. К тому же – это дневной, а не сумеречный пейзаж:
<
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Casa_del_bracciale_d’oro,_pompei,_particolare_di_una_parete.jpg
Мода на подобные сады пришла в Рим после покорения Греции и восточных царств в конце 2 – 1 в. до н.э. «Сад становится символом изысканного эстетства и требует союза мрамора, знака греческой цивилизации, и зелени, которой рука мастера придает величие садов Востока. Разнообразные птицы с ярким оперением прогуливаются и оглашают воздух криками». (Робер Жан-Ноэль. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой. М., 2004, с. 140)
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pompeii_-_Casa_del_Bracciale_d’Oro_-_Garden_Room_1.jpg
Очень интересно, что фрески дома Золотого браслета донесли до нас подлинный вид римской скульптуры. Она не монохромная, а цветная! Мы видим раскраску герм и рельефов:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pompeii_-_Casa_del_Bracciale_d’Oro_-_Garden_Room_.jpg
Еще одно изображение идеального сада можно найти в самих Помпеях. Это фрески дома Венеры в раковине. Плющ, кустарники, цветы, птицы, фонтан и статуя Марса обрамляют центральную фреску с Венерой:
http://www.rome101.com/pompeii/Misc/pages/051112_0923LM.htm
http://www.rome101.com/pompeii/Misc/pages/051112_0921LM.htm
Фрески находятся на воздухе, и сохранились они гораздо хуже тех, что еще столетие назад были перенесены в музейные залы. Но и здесь есть необыкновенно трогательные фрагменты:
Сравнение фресок из Помпей с римскими позволяет понять художественное значение последних. Подлинный шедевр – это не мода. Модное может быть безумно любопытным и интересным, оно может нас забавить и умилять. А по-настоящему волнует лишь то, что создано словно сейчас. Фрески виллы Ливии именно такие:
http://www.flickr.com/photos/mm38/3523333268/in/set-72157616516833914/
ancient-ru.livejournal.com