Бридж в музыке (как написать музыку часть вторая)
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжим писать музыку в ля мажоре, которую начали в предыдущей части статьи и узнаем что такое бридж в музыке.
В этой части мы добавим красивый отрезок, для развития полученной ранее музыки. А также постараемся красиво соединить новую часть с предыдущими так, чтобы музыка была чем-то целостным.
Итак, вот новая часть музыки, которую мы вставим в уже написанное ранее:
рис. 1
Послушаем как это звучит.
слушать музыку
А что мы там играем? Самые первые ноты (фа бекар и ля) — это просто обращение минорной субдоминанты (аккорда Ре минор) для тональности Ля мажор.
Далее мы переходим в аккорд До мажор как будто бы (ноты до бекар и ми). Ну его можно например рассматривать как замену для аккорда Em (минорная доминанта для нашей тональности), обычная терцовая замена.
Ноты соль бекар+ре — составные звуки созвучия Em7. Далее через проходящую ноту ля переходим в Соль бекар+ми — это тоже можно отнести к Em. Да, нота ля — это 11-ая ступень для Em.
За вторым разом мы заканчиваем новый музыкальный отрезок на Ре+ми+соль бекар (8-ой такт). Это тот же самый Ми минор семь с нотой ре в басу.
Поэтому после мы можем легко пойти в трезвучие Ля мажор (это просто будет переход из доминанты в тонику и звучать будет нормально).
Но просто так сыграть две части одну за другой не всегда получается. Поэтому можно использовать связующее звено, которое логически приведёт один музыкальный отрезок в другой (такую связующую часть называют бридж (или мост в переводе с английского)).
Помните в первой части статьи мы играли вот так:
рис. 2
Давайте «свяжем» её с новой (показанной на рисунке 1). Бриджем у нас будут следующие ноты:
рис. 3Послушаем как звучит музыка с рисунка 3:
слушать музыку
А что функционально мы играем? Вообще первые два звука (Си плюс ми) можно отнести к аккорду E (ми мажор)? Просто обращение доминантового трезвучия с квинтовым тоном в басу (нота си): D64.
А далее звуки До бекар+си и соль диез можно отнести к тому же аккорду (ноты си и соль диез есть в Ми мажорном трезвучии), а ноту до бекар можно рассматривать как добавочную к основному аккорду (получается у нас Eadd+5). Да +5 у нас будет называться не до бекар, а си диез, но это два одинаковых звука, как мы знаем.
А теперь сыграем то, что мы получили в предыдущей статье вместе с новой частью (изображённой на рисунке 1).
рис. 4
слушать музыку
gorstorehov.com
Как создавать партии Bridge в аранжировке Pop музыки
Дата: 24.08.2018 18:23 | Автор: Павел Уоллен | Категория: Аранжировка
Приветствую, я Алексей Дворцов и добро пожаловать на новый урок от нашего проекта.
В музыке, а если говорить конкретно, именно в песнях у аранжировщиков бытует такое понятие как мост или Bridge.
В этом уроке я хочу как-раз рассказать тебе что это такое, для чего это нужно и, как обычно, закреплю всё практической частью, где я прямо на твоих глазах создаю именно эту часть композиции и показываю как всё это можно делать.
Как создавать партии Bridge в Pop треках
Первый вопрос: Нужно ли это вообще мне знать? Мой ответ — обязательно нужно! Любой музыкант должен знать об этом. А особенно, если ты занимаешься созданием не просто музыки, а именно делаешь песни, где чётко выражены куплеты и припевы.Но даже если ты не занимаешься созданием песен, а делаешь чисто композиции без вокала, то тебе тоже эти знания пригодятся.
Что такое Bridge?
Бридж — это некий мост, который связывает две части композиции. Это небольшой кусок музыки, состоящий всего лишь из нескольких тактов, его обычно ставят на переходе с первого припева на второй куплет. То есть, он не является основным проигрышем, который идёт уже после второй половины песни.
А какой вообще смысл в создании бриджа?
Есть две главных проблемы которые решает Бридж:
- Во-первых, он вносит разнообразие в обычную структуру композиции.
- Во вторых, он помогает удержать внимание слушателя и сделать более интересным и красивым переход с припева на второй куплет.
Обращаю твоё внимание на то, что в традиционной поп музыке бридж не является основным проигрышем. Основной длинный проигрыш делают обычно после второго припева, и этот проигрыш обычно является самой насыщенной частью всей песни. А Bridge — это немного другое, его не надо путать с главным проигрышем. Он, в отличии от проигрыша, звучит на переходе с припева на куплет.
А теперь расскажу про звуковое инструментальное наполнение этого бриджа. Потому что, если ты думающий человек, то наверно уже сейчас задаёшься вопросом, из чего должна состоять это часть композиции, из каких элементов.
Сейчас тебе нужно хорошо запомнить, что самое важное для Bridge то, что он должен заметно отличаться от припева и куплета. Нужно сделать так чтоб в момент бриджа слух на небольшое время переключился с основного звучания на что-то новое, а потом опять вернулся к первоначальному основному звучанию — которое будет уже во втором куплете.
Чем именно бридж должен отличаться от припева и куплета?
Я покажу тут два варианта композиции с использованием бриджа.
Первый вариант, это когда куплет и припев звучат более насыщенно, а бридж наоборот менее насыщенно.
Второй вариант диаметрально-противоположный, когда куплет и припев менее насыщены, а бридж наоборот более насыщен. Второй вариант довольно часто начали использовать в последнее время. То есть там где звучит вокал, в куплетах и припевах делают акцент больше на пространство, делают музыку более мягкой и легкой, а мощная и тяжелая драм секция вступает как-раз в Bridge. То есть делают бридж небольшим дропом, кульминацией. А потом второй куплет опять идёт с более лёгким и пространным звучанием.
Во втором нашем варианте вокальная часть композиции звучит более разгружено и легко, потому что тут лидирующей инструмент это вокал. Я уже примерно представляю как тут звучит такой классный парящий вокал с качественной реверберацией.. в таких стилях без вокала всё звучит как-то не полноценно, потому главную роль тут играет именно он..
Когда заканчивается вокальная часть композиции и начинается бридж. Как я и говорил бридж более мясистый чем вокальная часть потому что это такой стиль. Здесь же вступают полностью все элементы драм секции и бочка тут другая и снейр, бас тоже и помимо всего этого новые гармонические звуки также появляются. Суть этого варианта Bridge в том, что он тут идет как дроп, а потом после него снова начинается вокальная часть и опять в прежнем лёгком стиле.
И снова обращаю твоё внимание, главная задача этого небольшого проигрыша — сделать так чтоб слух на небольшое время отвлёкся от привычного звучания вокальной части трека и перестроился на несколько новую музыку и новое звучание, перед тем как перейти к второй вокальной части. И в результате такой трек звучит более интересно, потому что бридж как раз удерживает внимание и разбавляет привычное звучание.
Ещё обычно в этом стиле берут какие-то фразы из основного вокала и делают из этих вокальных кусков лидирующую мелодию для Bridge (Vocal Chops), я думаю ты уже не раз такое слышал, но так как у меня тут не было вокала то я наиграл мелодию вокальным семплом из контакта.
Значит сейчас мы рассмотрели второй вариант, когда эти части где поёт человек звучат менее насыщено, а сам бридж наоборот максимально отличается и звучит более «мясисто» и наполнено.
Как я и говорил, есть ещё один вариант диаметрально противоположный этому. Когда в первом припеве уже вступает полная, насыщенная драм секция, а бридж делается наоборот гораздо более лёгким, пространным и мягким. Я это показываю уже на другом примере. это уже такой более традиционный русский поп, но для примера подойдёт. В нем уже вступает бочка. И тут уже с начала припев, и в этом случае припев уже идет как дроп, то есть максимально насыщенная часть композиции, а бридж уже будет наоборот более легким и разгруженным.
В таком случае Bridge, в отличии от вокальной части, уже без основной драм секции и вообще более разгружен по звукам. И очень важно чтобы тут появились какие-то новые элементы.
Можно сказать главная цель достигнута, слух отвлёкся от привычного звучания, перестроился на что-то новое и дальше опять пошла основная привычная тема.
Мы сейчас рассмотрели 2 типа Bridge, один звучит как дроп а другой наоборот как небольшая яма. Я думаю ты усвоил эту практическую информацию и теперь будешь активно применять полученные знания на практике в своих проектах и композициях. А пока я прощаюсь с тобой и до встречи в следующем видео-уроке!
Вам так же очень понравится:
Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)
Получай новые видеоуроки моего блога, прямо на свой эл. ящик! Рекомендую посмотреть! Комментарии
fl-studiopro.ru
Структура Музыки и ее Элементы
В одной из своих предыдущих статей “16 Эффективных Способов Заканчивать Треки”, я коснулся очень важной проблемы структурирования музыки. Дело в том, что многие новички выстраивают структуру своих треков «на ощупь», не осознавая в полной мере зачем они применяют тот или иной структурный ход в своей композиции.
В результате их треки часто звучат неубедительно и аляповато не потому, что что-то не так с саундом или со сведением, а потому, что по своей структуре трек не раскрывается в полной мере, в нем нет нескольких необходимых спадов и подъемов напряжения, своеобразной контрастности в некоторых моментах. Другими словами, слушатель не получает всю палитру эмоций и переживаний, не запоминает трек, у него не возникает желание качать его или делиться им с друзьями.
Одно ясно, для того, чтобы усвоить премудрости структурирования музыки, требуется большое количество времени и терпения. Чтобы вникнуть в этот процесс, нужно слушать как можно больше музыки и внимательно запоминать эффектные и удачные структурные ходы, учится применять их на практике. Важно также уметь выдержать некоторое время перед добавлением тех или иных музыкальных событий.
Мне потребовалось около трех лет для того, чтобы самому нащупать и начать применять годные структурные шаблоны для своих композиций. (Правда, тогда у меня не было интернета. Если бы был — я не потерял бы столько времени зря). Конечно же три года – это целая прорва времени.
Поэтому, желая сэкономить время новичкам, я покопался в теории, сам для себя уяснил много полезного, а результатом моего исследования стала вот эта статья.
В ней я подробно расскажу об элементах структуры треков, условиях их применения, расскажу как быстро и эффективно научиться организовывать свои треки при помощи нескольких простых упражнений.
Итак, для начала я предлагаю вам ознакомиться с перечнем главных структурных элементов треков:
1. Introduction (Начало, вступление, интро) — это музыкальная часть, находящаяся в самом начале песни, первые отголоски трека, которые нередко появляются из тишины, постепенно нарастая.
Вступление может состоять как из последовательности аккордов, мелодии, так и из простой барабанной партии.
Оно создает эффект напряженного ожидания перед следующей частью (перед куплетом или припевом). В конце последнего такта интро могут весьма эффектно вступать барабаны в виде «брейка» (см. 7 пункт).
Следующей за интро структурный элемент аранжировки должен создать у слушателя либо эффект расслабления или удивления, в общем — цеплять.
2. Verse (куплет) — а это часть в которой раскрывается основная музыкальная тема композиции. Если вы начинаете ваять какой-то набросок трека, в большинстве случаев вы ваяете как раз “куплет” будущего трека. В песенном жанре поверх куплета поются слова, в инструментальном — разворачивается основная мелодия. Когда две и более частей песни имеют в основном одинаковую музыку и разные слова, каждая из этих частей все равно рассматривается как один куплет.
Куплеты в совокупности могут занимать от 40 и более процентов всей структуры трека. Так что это своеобразный — фундамент, от которого и нужно “плясать”.
3. Pre-chorus (Предверие Припева) — это не обязательная, но довольно часто употребляемая часть песни, которая по своей сути является развитием куплета (verse). Она также может называться «build» («развитие») или «transitional bridge» («переходный мостик»).
Суть ее в том, чтобы нагнетать напряжение перед ярким припевом, мелодически разнообразить куплет песни, чтобы припев явился перед слушателем с гораздо более ярким чувством новизны.
В пред-припеве обычно используются доминирующие или очень схожие с ними переходные мелодии, однако могут также использоваться и совсем иные гармонические последовательности. В таком случае в пред-припеве может быть использован эффект “коллизии” (столкновения). Это когда поверх привычных слушателю последовательностей нот появляется еще одна, которая вместе с ними создает, доселе неслыханное сочетание.
Pre-chorus — эффектный ход, но требует от композитора определенного умения.
4. Сhorus (Припев) — он же “рефрен”. Чаще всего он резко отличается от куплетов как по ритму, так и гармонически.
Припев более динамичен и ярок, в нем также могут использоваться добавочные инструменты (Например, подключаются струнные, появляется иной синтезатор, бэк-вокал, и т.п.)
Структура припева, также как и куплетная, зачастую состоит из повторения одной формальной части (такта, квадрата). Припев подводит слушателя к следующему куплету, бриджу, либо им же завершается песня.
Само слово “припев”, конечно отсылает нас к песенному жанру. Но не стоит смущаться — данное понятие употребляется и для сугубо инструментальных композиций.
Рассмотрим любой трек как повествование. Последовательность структурных элементов трека доносит до слушателя некий абстрактный, эмоциональный посыл в музыкальных фразах. Вы как будто произносите предложение… И если куплет взять за “подлежащее” нашей фразы, то припев — это “сказуемое”. Это тот гвоздь, который окончательно закрепляет песню или трек в голове у слушателя. Если с припевом беда — трек можно считать неудавшимся.
5. Bridge (Бридж, Мост) — бридж является небольшой вставкой, соединяющей две весомые части песни (куплет с припевом, к примеру). Он призван создать между ними гармоническую связь и при этом заинтриговать слушателя неожиданным ходом.
Поэтому бридж отличается от куплета или припева по гармонической структуре (мелодии, последовательности аккордов).
В песнях бридж не всегда предназначен для пропевания слов, однако если слова в бридже есть, то они должны вносить несколько иной взгляд на проблематику в тексте.
До бриджа куплет чаще всего используется дважды. В таком случае бридж заменяет 3-й куплет, либо следует за ним, либо предшествует ему. В последнем случае он специально задерживает ожидаемый слушателем припев. Это опять же — эффект неожиданности для слушателя, который ожидает появление припева.
Дальнейший припев после бриджа, как правило, является последним и часто повторяется, тем самым подчеркивая, что это — финал трека.
Просто усвойте правило: если в песне ожидается либо куплет, либо припев, и вдруг вместо ожидаемого возникает фрагмент чего-то музыкально или по тексту отличающегося от куплета и припева, тогда этот структурный скорее всего и является бриджем. Кроме того, в бридже обычно гораздо меньше инструментов, чем в куплете, и уж тем более, припеве. Бридж менее массивен.
Я упомяну здесь также и такую разновидность бриджа, как middle eight (Миддл-эйт, “серединка”, это международное название). Понятие мидл-эйт весьма схоже: это также мелодическая вставка, обычно длиной 8 тактов, в которой мелодия в большей или меньшей степени контрастирует с остальным треком. (На практике она часто расположена не по середине, а где-то ближе к концу трека).
Данная разновидность бриджа широко употребляется во всякого рода попсе.
Суть Мидл-Эйта в том, что перед последним забойным припевом пускается восемь тактов немного другой музыки, отличающейся от общего задора песни. Чаще всего это довольно лирическая вставка. Это сделано для того, чтобы выгодно сыграть на контрасте между лирикой и сугубой прямолинейностью хита.
Вот здесь старая статья с десятком примеров: http://www.noto.ru/st/14 (Осторожней, берегите ухи!) Послушав эти примеры, вы вникните как в идею и мидл-эйта, так и бриджа =)
6. Instrumental solo (Инструментальное соло) — это часть, предназначенная для исполнения какого-либо соло. Либо на гитаре, либо на клавишных, либо на барабанах… на чем вздумается! Бывает так, что соло исполняется двумя музыкантами сразу.
Сольная часть основана на той же гармонии, что и основные части трека (такие как куплет, припев, или бридж). Чаще всего играются те же самые ведущие мелодии, которые были слышны на протяжении трека, но с приукрашиваниями, отступлениями, техническими изворотами. Приветствуются сочетания ладовых проходов, арпеджио, рифов и т.п.
7. Brake (Брейк) Брейк — это барабанная «сбивка» в конце такта. Небольшой «перерыв» в завершении музыкальной фразы, который обычно маскируется замысловатой барабанной пробежкой и одной-двумя нотами ведущих инструментов трека.
Брейки являются некими «шарнирами» песен. Они часто свидетельствуют о стыке двух музыкальных фраз или структурных элементов трека.
Использовать брейк нужно аккуратно. Начинающие музыканты очень любят вставлять брейк чуть ли не в каждом такта. Это далеко не всегда работает на слушабельность композиции. Есть простой совет, который позволяет нащупать баланс: чем больше инструментов используется в треке, тем меньше в нем должно быть брейков.
Иногда замысловатый барабанный брейк с одним-двумя инструментами используют где-то ближе к концу трека в качестве бриджа. Он длится четыре-восемь тактов и резко перетекает либо в припев, либо в пред-припев.
8. Outro (Coda, аутро, завершение) — также называемая «extro» — это заключительная часть песни, в которой все инструменты постепенно сходят на нет, затихают, или же резко обрываются (в зависимости от задумки композитора).
Самый простой тип outro просто повторяет несколько тактов тонического аккорда или использует «набор» аккордов многократно повторяющейся в треке последовательности. За основу также могут браться последовательности куплета, припева, реже — бриджа.
Аутро также без проблем реализуется барабанной партией с любой примесью, которая только взбредет в голову композитору. В общем, как и со всеми составляющими трека четких правил для аутро нет.
С основными элементами всё.
Давайте теперь поговорим о том, как лучше научиться применять на практике все эти структурные ходы.
Я по-прежнему утверждаю, что лучший путь — учиться у своих кумиров. Слушать их треки, анализировать их, а затем пытаться повторить и комбинировать услышанные структурные комбинации в собственных треках.
Например я многому учился у горячо любимых мною Nine Inch Nails. Очень здорово, что исходники некоторых их песен доступны для скачивания с их сайта http://remix.nin.com/ (нужна регистрация, раздел “multitracks”). При наличии Ableton, вы сами можете их пристально изучить.
Вот как, к примеру, выглядит структура трека “Nine Inch Nails — God Given”
(Как звучит сама песня, можно послушать, например, на youtube: http://www.youtube.com/watch?v=DbeMZzBc83w):
По маркерам с надписями вверху экрана видно, что структурные элементы расставлены в следующем порядке:
[интро] — [куплет 1] — [припев 1] — [“шепот”(бридж)] — [куплет 2] — [припев 2 + припев 3] — [“шепот” 2] — [куплет 3] — [аутро (припев 4)]
Опознав схему, можно быстренько начертить ее в блокноте, и в дальнейшем применять для составления уже своих собственных треков.
Вы мне справедливо можете возразить, что большинство исполнителей не публикуют исходники своих треков, а поэтому совершенно непонятно, как же вникнуть в структуру трека “со стороны” не имея исходников?
Отвечаю: теперь, когда вы знаете об основных структурных элементах трека, вы уже подготовленный слушатель! =) Слушая полюбившиеся вам треки, делайте пометки в блокноте. Когда вы отмечаете элементы во время прослушивания любимых треков, вы закрепляете в памяти структурные ходы. (Для начала вы отметите [Интро], затем наверняка будет [Куплет], [Припев]… [Бридж]… и т.д.)
Такие упражнения не займут у вас много времени. Особого разнообразия в структурах треков нет. Все они базируются на десяти-двадцати расхожих шаблонах (Есть, конечно, стили, типа IDM, которые их из принципа не соблюдают). Проанализировав всего несколько треков, вы будете уже с уверенностью будете разбираться со всеми собственными структурными ходами, примерять их на практике. Ступора, который часто возникает у начинающих композиторов больше не будет возникать.
А если все-таки затруднения с организацией музыкального материала есть? Тогда я рекомендую вам вспомнить по аналогии схожий трек какого-нибудь исполнителя из вашей фонотеки. Когда вы проанализируете его структуру, вы сможете применить почерпнутые ходы в своем собственно треке .
Я рекомендую для наглядности загружать мп3-файл анализируемого трека к в свой любимый аудиоредактор (в моем случае это Ableton), синхронизировать с темпом (в Ableton это делается автоматически при помощи Warping’a), а затем прослушивая, отметить специальными маркерами все необходимые структурные элементы:
После этого можно удалить трек с дорожки, и, основываясь на оставшихся маркерах, делать уже собственное произведение.
Тем самым вы заимствуете у профессионалов годную, готовую к употреблению структуру. Ее наполнение же остается целиком за вами. Вы экономите время, и при этом усваиваете методы, которые помогают профессионально и интересно структурировать ваши треки.
Итак, самое главное — разобраться с функциями кирпичиков (интро, куплет, пред-припев, припев, бридж, брейк, инстр. соло, аутро), научиться выделять их прослушивая чужие треки, а затем уже, на практике, внимательно вслушиваясь в канву произведения, применять их. При этом композиторское чутье к музыкальным переходам воспитывается при прослушивании любимой музыки.
Если вы будете доверять своему чутью, и действовать уверенно, со знанием дела, то структура вашего собственного трека будет лепиться как бы сама собою и звучать гармонично, четко, с достоинством.
С Уважением, Wolfframe
wolfframe.com
Структуры успешных песен • Сочинение музыки • Шоу-бизнес Лекса Мьюзик
Структуры успешных песен
Как известно, существует ограниченное количество структур песен, которые используются в большинстве хитов. Эти структуры можно выучить и впоследствии эффективно их использовать. Кроме того, можно взять идею, рожденную из сердца, и выразить ее в рамках одной из этих структур, без потери искренности идеи и смысла песни.
Существует такая теория, что, написание песен основано на искусстве общения и выражения. Использование наиболее распространенных песенных структур аналогично использованию знаков препинания в предложении и позволяет слушателю лучше понять и почувствовать то, что автор пытается выразить.
Обучение использованию структур песен – это далеко не самая волнующая, творческая или интересная часть процесса написания песни, но, тем не менее, очень важная его часть. За редким исключением, в большей части всех хитов, написанных авторами, которые не являются одновременно исполнителями этих песен, продюсерами и никак по-другому не вовлечены в проект, используются одна из следующих структур или их вариации:
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев
- Куплет-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев
- Куплет-Куплет-Бридж-Куплет
Коммерчески успешные песни строятся из сочетания следующих элементов:
- Куплеты
- Пред-припевы
- Припевы
- Бриджи
Каждый из этих компонентов имеет свою задачу в песне. Перед тем, как попытаться собрать их в песню, давайте рассмотрим каждый из этих ее компонентов.
Куплет
Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие. У каждого куплета песни одна и та же мелодия и новые слова.
В первой строке первого куплета желательно то же количество слогов, что и в первой строке второго и третьего куплета (если он есть). То же правило применяется ко всем остальным строкам куплетов. Небольшие вариации могут иметь место, но если будет большая разница в длине соответствующих строк в разных куплетах, будет невозможно петь все куплеты с одной мелодией.
Чаще всего куплет состоит из восьми строк, которые выражены восемью или шестнадцатью тактами. У некоторых хитов куплеты состоят из четырех, шести и двенадцати строк.
Приемлемо, если количество строк в первом куплете в два раза больше, чем количество строк в следующих куплетах (например, первый «двойной» куплет состоит из шестнадцати строк, а следующие – из восьми).
В песнях с припевом, название песни в куплете обычно не появляется.
Пред-припев
Внутри куплета может также быть «пред-припев» — две или четыре строки, длительностью не более четырех тактов, которые стоят непосредственно перед припевом. Пред-припев используется для того, чтобы с помощью мелодии и слов подготовить слушателя к восприятию припева. Использование пред-припева необязательно. Если первый куплет включает пред-припев, то, как правило, все остальные куплеты тоже будут его содержать.
Все пред-припевы в песне имеют одну мелодию.
Для каждого пред-припева допустимо иметь одни и те же слова, либо каждый раз новые.
Припев
Мелодически, припев является повторяющейся и самой «цепляющей» частью песни, которой в первую очередь хочется подпевать. С точки зрения слов песни, задача припева – выразить в целом идею всей песни и выразить ее название. В идеале, слова припева должны быть написаны так, чтобы они звучали естественно, когда они повторяются после каждого куплета или бриджа. Припев должен быть таким, чтобы его можно было быстро запомнить. В припеве не нужно вносить какую-то новую информацию, новые детали, для этого существуют куплеты. Относительно структуры песни, в припеве обычно четыре или восемь строк, которые выражаются, как правило, в восьми тактах. Написание песен не является какой-либо точной наукой, это ведь, в первую очередь – чувства, поэтому могут быть и есть хиты, у которых припев состоит из двенадцати или шестнадцати строк.
У каждого припева в песне – одна и та же мелодия, и, как правило, одни и те же слова.
Название песни желательно озвучить в припеве. Нет жестких правил, в каком месте припева должно звучать название песни – оно может находиться в первой, первой и второй, в первой и последней строках куплета. В некоторых случаях, куплет может начинаться с названия, повторяться в припеве несколько раз, и заканчиваться названием. Припев может целиком состоять из повторяющегося названия песни, за исключением последней строки. Название может также звучать только в конце припева, тогда все предшествующие слова в припеве должны быть достаточно сильными, цепляющими, чтобы поддержать внимание слушателя на протяжении всего припева. И, наконец, в припеве может не быть других слов, кроме названия песни.
Бридж
Бридж в песне применяется как своеобразное отступление от основной темы, небольшая передышка. Он может состоять из двух или четырех строк, и четырех или восьми тактов. Задача бриджа – перенести песню в новое измерение, перевести ее на следующий уровень, а также дать слушателю возможность по-другому услышать припев и название песни. Когда применяется структура, включающая куплеты и припевы, единственное место для бриджа в песне – между вторым и третьим припевами (Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев).
Когда применяется структура А-А-В-А, бридж будет между вторым и третьим куплетом. (Куплет-Куплет-Бридж-Куплет). С точки зрения слов, бридж нужен, чтобы добавить новую перспективу рассказываемой в песни истории.
Вот средства, которые помогут вам сделать так, чтобы бридж отличался от всей остальной песни в плане текста:
- Внесение в историю нового элемента, который будет выступать в качестве связующего звена.
- Изменение повествования от первого лица на повествование от третьего, либо как-то еще.
- Переход от подробного описания к общим, философским высказываниям (или наоборот).
- Изменение временных рамок (оглядываясь на прошлое, если остальная часть песни происходит в настоящем).
С точки зрения музыки, эффективный бридж может добавить элемент контраста с помощью:
- Внесения аккорда или аккордов, которые до этого в песне не использовались.
- Изменения ритма.
- Использования нот, которые выше, либо ниже нот, используемых в остальных частях песни.
Дополнительные советы:
- Не включайте в бридж название песни.
- Ограничьтесь двумя или четырьмя строками (четыре или восемь тактов).
- Иногда бридж может быть инструментальным.
Бридж является последней новой частью, которая может представить песню слушателю. Это последний шанс сделать так, чтобы слушатель полюбил вашу песню, так что бридж должен быть сильным.
Конструирование успешной песни
Для того чтобы создать песни, которые люди ожидают услышать по радио, потребуются знания как лучше объединить в песню куплеты, пред-припевы, припевы и бриджи.
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев.
В такой структуре песню открывает куплет, в котором автор рассказывает историю, представляет действующих лиц. Припев резюмирует идею песни в целом. Второй куплет развивает историю, снабжает слушателя дополнительной информацией.
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев.
Возможно, самая распространенная сейчас структура песни.
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев.
Каждый следующий куплет содержит дополнительную информацию и развивает историю далее. Лишь небольшой процент успешных песен имеет эту структуру. Возможно, это из-за того, что куплет не предназначен для того, чтобы быть самой запоминающейся частью песни, и есть риск утомить слушателя длинной историей.
- Куплет-Куплет-Бридж-Куплет.
Данная структура не содержит припева, название песни может появляться либо в первой, либо в последней строке каждого куплета. Вариант: добавляется еще один бридж и один куплет. В результате получается: Куплет-Куплет-Бридж-Куплет-Бридж-Куплет. В дополнительном бридже могут быть те же слова, что и первом бридже, либо новые. Очень небольшое количество хитов начинается с припева. Если вы решили начать песню с припева, вы можете использовать одну из следующих структур:
- Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев
или
- Припев-Куплет-Припев-Куплет-Бридж-Припев
Иногда авторы начинают с припева, чтобы сразу же привлечь внимание слушателя. Но, если вашим мотивом для этого являются опасения, что ваш куплет недостаточно хорош, чтобы заинтересовать слушателя, — перепишите куплет.
Вступления (интро) и инструментальные соло
Музыкальные вступления и инструментальные соло скорее являются частью аранжировки, нежели структурой песни. Тем не менее, некоторые советы по поводу вступлений.
На демо никто не захочет слушать длинное музыкальное вступление. Оно должно быть по продолжительности четыре или восемь (не больше) тактов. Когда песню оценивает профессионал, он в первую очередь оценивает мелодию и текст. За исключением случая, когда инструментальная часть включает интересные новые аккорды и мелодию, необходимые для песни. Тогда, возможно, эту часть действительно стоит включить в демо. Есть случаи, когда инструментальная часть является одной из причин успеха песни. Пример: «Layla» Эрика Клэптона, «Звезда По Имени Солнце» группы «Кино».
Инструментальное соло может быть важно для песни, предназначенной, в первую очередь, для танцевального рынка. В структуре Куплет-Припев-Куплет-Припев инструментал может находиться после второго припева, и после него может идти дополнительный припев.
В структуре Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев место инструментальной части – либо после второго припева, либо после бриджа.
Если используется Куплет-Куплет-Бридж-Куплет, то соло обычно идет после третьего куплета, а песня дополняется еще одним бриджем и четвертым куплетом.
Перед тем, как включать инструментальную часть в песню, спросите себя, является ли она решающей для восприятия песни. Если ответ – «нет», то вместо того, чтобы тратить деньги и время на продюсирование соло, вам проще сказать певцу, чтобы тот произнес в микрофон: «теперь можете выключать песню». Профессионалам музыкальной индустрии часто нужно отслушать целую гору демо, поэтому, скорее всего, они прекратят слушать вашу песню как раз на начале инструментальной части.
Структура песни. Контрольный список вопросов
Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что структура песни отвечает этим пунктам:
1) Используется одна из наиболее распространенных для успешных песен структур или их вариации:
- Куплет-Припев-Куплет-Припев
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев
- Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев
- Куплет-Куплет-Бридж-Куплет
2) У каждого куплета новые слова, но та же мелодия.
3) Соответствующие строки в каждом куплете содержат одинаковое количество слогов.
4) Каждый куплет включает 8 строк текста (8 или 16 тактов).
5) Если у первого припева есть пред-припев, то он будет и у всех последующих припевов.
6) Каждый припев включает 4 или 8 строк текста (8 или 16 тактов).
7) У каждого припева одинаковые слова и мелодия.
8) Название песни появляется в припеве хотя бы один раз.
9) Если есть бридж, то он включает 2 или 4 строки текста (4 или 8 тактов).
10) Бридж не включает название песни.
11) Если есть инструментальное соло, то оно не длиннее 8 тактов.
Об авторе.Александр Шульгин — композитор, артист и путешественник. За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций. Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.
Еще о сочинении музыки
www.lexamusic.com
6 плохих привычек в написании песен
Эта статья — отрывки из книги «Настольная книга звукорежиссера» Бобби Овсински.
Центральная составляющая любого музыкального продакшна — это песня. Я посвящаю целую главу этой книги анализу структуры песни. Разумеется, никто не может предугадать, что именно в ваших песнях затронет сердца поклонников, однако есть некоторые вещи, на которые стоит обращать внимание, и которые были важны с тех пор, как вообще появилась звукозапись. Согласитесь, лучше всего знать, что работает, а что нет, до того, как приметесь что-то делать.
Эта книга — не пособие по сонграйтингу, но я хочу указать на некоторые ошибки, которые то и дело появляются у не очень опытных исполнителей. И учтите, что говорить здесь я буду о песнях абсолютно всех жанров. Неважно, что вы играете — от готик-рока до электроники, от кантри до инди-попа — вам наверняка хочется, чтобы ваши песни были интересны определенной аудитории. Так что держите в уме возможные ошибки и старайтесь их избегать:
Песни слишком длинные
Я довольно часто встречаю «затянутость» в песнях: двухминутные вступления, трехминутные гитарные соло, или пятиминутные аутро — все это в 99% случаев довольно скучно. Идея в том, чтобы держать внимание слушателя. Если у вас есть вариант сделать какую-то часть короче, всегда делайте этот выбор. Единственное исключение — это когда вы можете сделать длинную часть по-настоящему интересной, и это требует хороших навыков в аранжировке. Да и то это работает не всегда.
Есть одно очень крутое длинное аутро у легендарных Lynyrd Skynyrd в песне «Free Bird», и оно работает, потому что аранжировка постоянно меняется, и на каждом 16 такте есть акцент.
Отсутствие фокуса
Иногда у молодых сонграйтеров встречаются песни, в которых нет четкого фокуса: переход от одного аккорда к другому, от одной секции песни к другой совершенно непонятны, даже не профессиональному музыканту или продюсеру, но и простому слушателю. Зачастую это следствие того, что над песней недостаточно хорошо поработали и посчитали, что она закончена, в то время как над ней нужно еще работать и работать. Иногда от песни нужно «отделить» несколько слоев и переделать аранжировку, но лучшим решением чаще является возвращение к самому началу и серьезные перестановки в самой структуре.
Слабый припев
Во многих песнях, написанных неофитами, иногда довольно сложно понять, где кончается куплет и начинается припев — они просто почти не отличаются друг от друга. У хорошего припева всегда должны быть ощутимые отличия от куплета. Можно действовать мягко: добавлять бэк-вокал, еще один инструмент или сразу несколько инструментов — вариантов очень много. Можно же делать очень сильные различия: совершенно другие аккорды и изменение мелодии вкупе с иной аранжировкой — как в «Vertigo» U2, «This Kiss» Faith Hill, или классике Eagles «Hotel California».
Как бы то ни было, необходимо, чтобы припев был энергетически накаленным, суммировал все, сказанное и сыгранное в куплетах, и этим сильно отличался от других частей песен, хорошо запоминаясь.
Отсутствие бриджей
Еще одна общая ошибка новичков — это пренебрежение бриджем в написании песни. Бридж связывает части песен, создавая гармоничный переход от одной к другой, снижая или повышая напряжение между ними. Зачастую мы слышим куплет два раза, прежде, чем появляется бридж. Он может заменять третий куплет или же стоять перед ним. В последнем случае, бридж «задерживает» ожидание припева.
Припев после бриджа обычно является последним в песне, иногда повторяясь для того, чтобы создать правильное напряжение. Если вы ожидаете услышать куплет или припев, но в песне идет что-то, отличающееся музыкально и лирически, то, скорее всего, это бридж.
По сути, явления, похожие на бридж, можно найти во всех видах искусства: напряжение и разрядка — в музыке это переход, например, от громкого к тихому, в фотографии — переход от света к тени, и т.д. Чередуя напряженные и расслабленные части, вы сохраняете интерес публики. Бридж иногда может являться и кульминацией песни (например, «Rope» Foo Fighters).
Или же, наоборот, может быть самой тихой и спокойной ее частью («Baba O’Riley» The Who, где Пит Таунзенд поет «It’s only teenage wasteland»).
Почти в каждой хорошей песне есть бридж, однако есть и исключения. Песни, построенные на стандартном 12-тактовом блюзовом паттерне зачастую не имеют бриджей. Например «Tush» ZZ Top, где после второго куплета звучит рабочий барабан, после чего следует финальное гитарное аутро. Другой пример — это «American Woman» GuessWho/Lenny Kravitz, где мы слышим всего несколько тактов другого гитарного ритма и остановку.
Бледная аранжировка
Эта проблема случается даже у очень хороших сонграйтеров. Под бледностью аранжировки я подразумеваю то, что гитара или синтезатор делают один и тот же набор аккордов или ритмических рисунков на протяжении всей песни. Иногда это может прекрасно работать как прием, но таких случаев единицы — в большинстве случаев это просто скучно. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что песня звучит интересно, и если уж гитара выделывает одно и то же от начала до конца песни, то вы это должны понимать, что этот прием сработает, и выбран он не из-за лени, а как концептуальное продуманное решение.
Отсутствие хуков в начале и конце
Если мы говорим о современной популярной музыке (не о джазе или классике), то весьма распространенное явление — это хук, инструментальная строчка во вступлении, которую по ходу песни мы сможем слышать и в других частях песни. Яркие примеры — гитарный рифф в «Satisfaction» Rolling Stones, свист в «Moves Like Jagger» Maroon 5 или фортепиано в «Clocks» Coldplay. Если ваша песня уже написано, подумайте, какую мелодию из нее вы могли вставить в начало песни.
www.realmusic.ru
Intro, verse, chorus: из чего состоит песня?
Среди песен любого жанра можно найти интересные мелодии и запоминающееся исполнения. Но есть все же в них что-то общее, особенно в популярной музыке. Как во всех велосипедах есть колеса, рама и педали, так и песни сделаны по похожим шаблонам. Давайте посмотрим, на них, а заодно узнаем, как отдельный части называются по-английски.
Начинается все издалека – меланхоличный перебор гитарных струн, легкие ритмы перкуссии. Это intro – вступление, настраивает слушателя на нужный лад.
Затем verse – куплет. Основная часть песни, стихи, положенные на музыку. Именно здесь и находится смысл и содержание. Здесь главные герои предстают перед слушателем, здесь идет рассказ о том, что с ними произошло. И хотя бывают песни без вступлений или без припевов, но совершенно точно во всех есть verses, куплеты.
Куплет заканчивается, скоро будет припев. Но подождите немного, сначала специальная часть – bridge. Это подготовка слушателя к припеву, подведение к нужному настроение и, если надо, нужной тональности. Добавим инструментов, подкрасим голос парой бэков, и…
И вот он – chorus, припев (на всякий случай – читается через К). По названию можно догадаться, что задуман для исполнения хором, у кого есть. Другое название припева – refrain, от латинского «повторять» – и действительно, повторен он будет еще не раз. Именно припев – это самая catchy, привязчивая часть песни, именно ее посвистывают, прогуливаясь по парку, ее напевают, моясь в душе.
Но это еще не все. Чтобы показать публике, что высокого исполнительского мастерства добился не только вокалист, но и музыканты в группе, в песне есть instrumental solo. Кто-то из музыкантов обыгрывает основную тему припева или куплета в своей сольной партии. Перед соло вокалист может крикнуть в микрофон что-нибудь лихое, например «Take it away, boys» или «давай, кудрявенький». Слово solo, кстати, пришло из итальянского и означает «один», в смысле без ансамбля.
Во многих современных песнях есть еще одна часть – middle eight. Это вторая мелодия, не похожая ни на куплет, ни на припев – обычно противопоставленная настроению всей песни. В тихой балладе это может быть самый драматичный и насыщенный фрагмент, в бодрой рок-композиции – наоборот, это может быть кусок, спетый вполголоса с аккомпанементом одной лишь гитары.
Иногда эту вставку исполняет специально приглашенный другой музыкант, причем в совсем другом жанре – rap. Такая приглашенная звезда упоминается со словом feat. (featuring, дополняя) после имени основного исполнителя.
В некоторых классификациях часть с другой мелодии в середине называется как раз bridge, а часть перед припевом – pre-chorus. Не запутайтесь.
Ближе к концу композиции возникает ситуация, когда надо в очередной раз повторить припев, а поднять накал добавлением инструментов уже невозможно. Выход есть – key change, изменение тональности, на музыкальном языке modulation, модуляция – спеть то же самое, но полтона или тон повыше.
Подходит к концу песня, вот и последняя часть – outro, она же coda (coda – это «хвост» по-итальянски). Громкие финальные аккорды, или наоборот медленно затухающее (fade away) повторение какого-то фрагмента.
Вот и все – слушайте на здоровье любую музыку, лишь бы она вам нравилась, ищите в ней bridge и chorus, учите слова и пойте в свое удовольствие – это действительно может помочь выучить английский язык.
На дорожку, иллюстрируя сегодняшние термины – клип от авторов “40+ песен на 4 аккордах“, группы The Axis of Awesome – “How to Write a Love Song“:
english99.ru
Структура Музыки и ее Элементы
В одной из своих предыдущих статей “16 Эффективных Способов Заканчивать Треки”, я коснулся очень важной проблемы структурирования музыки. Дело в том, что многие новички выстраивают структуру своих треков «на ощупь», не осознавая в полной мере зачем они применяют тот или иной структурный ход в своей композиции.В результате их треки часто звучат неубедительно и аляповато не потому, что что-то не так с саундом или со сведением, а потому, что по своей структуре трек не расскрывается в полной мере, в нем нет нескольких необходимых спадов и подъемов напряжения, своеобразной контрастности в некоторых моментах. Другими словами, слушатель не получает всю палитру эмоций и переживаний, не запоминает трек, у него не возникает желание качать его или делиться им с друзьями.
Одно ясно, для того, чтобы усвоить премудрости структурирования музыки, требуется большое количество времени и терпения. Чтобы вникнуть в этот процесс, нужно слушать как можно больше музыки и внимательно запоминать эффектные и удачные структурные ходы, учится применять их на практике. Важно также уметь выдержать некоторое время перед добавлением тех или иных музыкальных событий.
Мне потребовалось около трех лет для того, чтобы самому нащупать и начать применять годные структурные шаблоны для своих композиций. (Правда, тогда у меня не было интернета. Если бы был — я не потерял бы столько времени зря). Конечно же три года – это целая прорва времени.
Поэтому, желая сэкономить время новичкам, я покопался в теории, сам для себя уяснил много полезного, а результатом моего исследования стала вот эта статья.
В ней я подробно расскажу об элементах структуры треков, условиях их применения, расскажу как быстро и эффективно научиться организовывать свои треки при помощи нескольких простых упражнений.
Итак, для начала я предлагаю вам ознакомиться с перечнем главных структурных элементов треков:
1. Introduction (Начало, вступление, интро) — это музыкальная часть, находящаяся в самом начале песни, первые отголоски трека, которые нередко появляются из тишины, постепенно нарастая.
Вступление может состоять как из последовательности аккордов, мелодии, так и из простой барабанной партии.
Оно создает эффект напряженного ожидания перед следующей частью (перед куплетом или припевом). В конце последнего такта интро могут весьма эффектно вступать барабаны в виде «брейка» (см. 7 пункт).
Следующей за интро структурный элемент аранжировки должен создать у слушателя либо эффект расслабления или удивления, в общем — цеплять.
2. Verse (куплет) — а это часть в которой раскрывается основная музыкальная тема композиции. Если вы начинаете ваять какой-то набросок трека, в большинстве случаев вы ваяете как раз “куплет” будущего трека. В песенном жанре поверх куплета поются слова, в инструментальном — разворачивается основная мелодия. Когда две и более частей песни имеют в основном одинаковую музыку и разные слова, каждая из этих частей все равно рассматривается как один куплет.
Куплеты в совокупности могут занимать от 40 и более процентов всей структуры трека. Так что это своеобразный — фундамент, от которого и нужно “плясать”.
3. Pre-chorus (Предверие Припева) — это не обязательная, но довольно часто употребляемая часть песни, которая по своей сути является развитием куплета (verse). Она также может называться «build» («развитие») или «transitional bridge» («переходный мостик»).
Суть ее в том, чтобы нагнетать напряжение перед ярким припевом, мелодически разнообразить куплет песни, чтобы припев явился перед слушателем с гораздо более ярким чувством новизны.
В пред-припеве обычно используются доминирующие или очень схожие с ними переходные мелодии, однако могут также использоваться и совсем иные гармонические последовательности. В таком случае в пред-припеве может быть использован эффект “коллизии” (столкновения). Это когда поверх привычных слушателю последовательностей нот появляется еще одна, которая вместе с ними создает, доселе неслыханное сочетание.
Pre-chorus — эффектный ход, но требует от композитора определенного умения.
4. Сhorus (Припев) — он же “рефрен”. Чаще всего он резко отличается от куплетов как по ритму, так и гармонически.
Припев более динамичен и ярок, в нем также могут использоваться добавочные инструменты (Например, подключаются струнные, появляется иной синтезатор, бэк-вокал, и т.п.)
Структура припева, также как и куплетная, зачастую состоит из повторения одной формальной части (такта, квадрата). Припев подводит слушателя к следующему куплету, бриджу, либо им же завершается песня.
Само слово “припев”, конечно отсылает нас к песенному жанру. Но не стоит смущаться — данное понятие употребляется и для сугубо инструментальных композиций.
Рассмотрим любой трек как повествование. Последовательность структурных элементов трека доносит до слушателя некий абстрактный, эмоциональный посыл в музыкальных фразах. Вы как будто произносите предложение… И если куплет взять за “подлежащее” нашей фразы, то припев — это “сказуемое”. Это тот гвоздь, который окончательно закрепляет песню или трек в голове у слушателя. Если с припевом беда — трек можно считать неудавшимся.
5. Bridge (Бридж, Мост) — бридж является небольшой вставкой, соединяющей две весомые части песни (куплет с припевом, к примеру). Он призван создать между ними гармоническую связь и при этом заинтриговать слушателя неожиданным ходом.
Поэтому бридж отличается от куплета или припева по гармонической структуре (мелодии, последовательности аккордов).
В песнях бридж не всегда предназначен для пропевания слов, однако если слова в бридже есть, то они должны вносить несколько иной взгляд на проблематику в тексте.
До бриджа куплет чаще всего используется дважды. В таком случае бридж заменяет 3-й куплет, либо следует за ним, либо предшествует ему. В последнем случае он специально задерживает ожидаемый слушателем припев. Это опять же — эффект неожиданности для слушателя, который ожидает появление припева.
Дальнейший припев после бриджа, как правило, является последним и часто повторяется, тем самым подчеркивая, что это — финал трека.
Просто усвойте правило: если в песне ожидается либо куплет, либо припев, и вдруг вместо ожидаемого возникает фрагмент чего-то музыкально или по тексту отличающегося от куплета и припева, тогда этот структурный скорее всего и является бриджем. Кроме того, в бридже обычно гораздо меньше инструментов, чем в куплете, и уж тем более, припеве. Бридж менее массивен.
Я упомяну здесь также и такую разновидность бриджа, как middle eight (Миддл-эйт, “серединка”, это международное название). Понятие мидл-эйт весьма схоже: это также мелодическая вставка, обычно длиной 8 тактов, в которой мелодия в большей или меньшей степени контрастирует с остальным треком. (На практике она часто расположена не по середине, а где-то ближе к концу трека).
Данная разновидность бриджа широко употребляется во всякого рода попсе.
Суть Мидл-Эйта в том, что перед последним забойным припевом пускается восемь тактов немного другой музыки, отличающейся от общего задора песни. Чаще всего это довольно лирическая вставка. Это сделано для того, чтобы выгодно сыграть на контрасте между лирикой и сугубой прямолинейностью хита.
Вот здесь старая статья с десятком примеров: http://www.noto.ru/st/14 (Осторожней, берегите ухи!) Послушав эти примеры, вы вникните как в идею и мидл-эйта, так и бриджа =)
6. Instrumental solo (Инструментальное соло) — это часть, предназначенная для исполнения какого-либо соло. Либо на гитаре, либо на клавишных, либо на барабанах… на чем вздумается! Бывает так, что соло исполняется двумя музыкантами сразу.
Сольная часть основана на той же гармонии, что и основные части трека (такие как куплет, припев, или бридж). Чаще всего играются те же самые ведущие мелодии, которые были слышны на протяжении трека, но с приукрашиваниями, отступлениями, техническими изворотами. Приветствуются сочетания ладовых проходов, арпеджио, рифов и т.п.
7. Brake (Брейк) Брейк — это барабанная «сбивка» в конце такта. Небольшой «перерыв» в завершении музыкальной фразы, который обычно маскируется замысловатой барабанной пробежкой и одной-двумя нотами ведущих инструментов трека.
Брейки являются некими «шарнирами» песен. Они часто свидетельствуют о стыке двух музыкальных фраз или структурных элементов трека.
Использовать брейк нужно аккуратно. Начинающие музыканты очень любят вставлять брейк чуть ли не в каждом такта. Это далеко не всегда работает на слушабельность композиции. Есть простой совет, который позволяет нащупать баланс: чем больше инструментов используется в треке, тем меньше в нем должно быть брейков.
Иногда замысловатый барабанный брейк с одним-двумя инструментами используют где-то ближе к концу трека в качестве бриджа. Он длится четыре-восемь тактов и резко перетекает либо в припев, либо в пред-припев.
8. Outro (Coda, аутро, завершение) — также называемая «extro» — это заключительная часть песни, в которой все инструменты постепенно сходят на нет, затихают, или же резко обрываются (в зависимости от задумки композитора).
Самый простой тип outro просто повторяет несколько тактов тонического аккорда или использует «набор» аккордов многократно повторяющейся в треке последовательности. За основу также могут браться последовательности куплета, припева, реже — бриджа.
Аутро также без проблем реализуется барабанной партией с любой примесью, которая только взбредет в голову композитору. В общем, как и со всеми составляющими трека четких правил для аутро нет.
С основными элементами всё.
Давайте теперь поговорим о том, как лучше научиться применять на практике все эти структруные ходы.
Я по-прежнему утверждаю, что лучший путь — учиться у своих кумиров. Слушать их треки, анализировать их, а затем пытаться повторить и комбинировать услышанные структурные комбинации в собственных треках.
Например я многому учился у горячо любимых мною Nine Inch Nails. Очень здорово, что исходники некоторых их песен доступны для скачивания с их сайта http://remix.nin.com/ (нужна регистрация, раздел “multitracks”). При наличии Ableton, вы сами можете их пристально изучить.
Вот как, к примеру, выглядит структура трека “Nine Inch Nails — God Given”
(Как звучит сама песня, можно послушать, например, на youtube: http://www.youtube.com/watch?v=DbeMZzBc83w):
По маркерам с надписями вверху экрана видно, что структурные элементы расставлены в следующем порядке:
[интро] — [куплет 1] — [припев 1] — [“шепот”(бридж)] — [куплет 2] — [припев 2 + припев 3] — [“шепот” 2] — [куплет 3] — [аутро (припев 4)]
Опознав схему, можно быстренько начертить ее в блокноте, и в дальнейшем применять для составления уже своих собственных треков.
Вы мне справедливо можете возразить, что большинство исполнителей не публикуют исходники своих треков, а поэтому совершенно непонятно, как же вникнуть в структуру трека “со стороны” не имея исходников?
Отвечаю: теперь, когда вы знаете об основных структурных элементах трека, вы уже подготовленный слушатель! =) Слушая полюбившиеся вам треки, делайте пометки в блокноте. Когда вы отмечаете элементы во время прослушивания любимых треков, вы закрепляете в памяти структурные ходы. (Для начала вы отметите [Интро], затем наверняка будет [Куплет], [Припев]… [Бридж]… и т.д.)
Такие упражнения не займут у вас много времени. Особого разнообразия в структурах треков нет. Все они базируются на десяти-двадцати расхожих шаблонах (Есть, конечно, стили, типа IDM, которые их из принципа не соблюдают). Проанализировав всего несколько треков, вы будете уже с уверенностью будете разбираться со всеми собственными структурными ходами, примерять их на практике. Ступора, который часто возникает у начинающих композиторов больше не будет возникать.
А если все-таки затруднения с организацией музыкального материала есть? Тогда я рекомендую вам вспомнить по аналогии схожий трек какого-нибудь исполнителя из вашей фонотеки. Когда вы проанализируете его структуру, вы сможете применить почерпнутые ходы в своем собственно треке .
Я рекомендую для наглядности загружать мп3-файл анализируемого трека к в свой любимый аудиоредактор (в моем случае это Ableton), синхронизировать с темпом (в Ableton это делается автоматически при помощи Warping’a), а затем прослушивая, отметить специальными маркерами все необходимые структурные элементы:
После этого можно удалить трек с дорожки, и, основываясь на оставшихся маркерах, делать уже собственное произведение.
Тем самым вы заимствуете у профессионалов годную, готовую к употреблению структуру. Ее наполнение же остается целиком за вами. Вы экономите время, и при этом усваиваете методы, которые помогают профессионально и интересно структурировать ваши треки.
Итак, самое главное — разобраться с функциями кирпичиков (интро, куплет, пред-припев, припев, бридж, брейк, инстр. соло, аутро), научиться выделять их прослушивая чужие треки, а затем уже, на практике, внимательно вслушиваясь в канву произведения, применять их. При этом композиторское чутье к музыкальным переходам воспитывается при прослушивании любимой музыки.
Если вы будете доверять своему чутью, и действовать уверенно, со знанием дела, то структура вашего собственного трека будет лепиться как бы сама собою и звучать гармонично, четко, с достоинством.
С Уважением, Wolfframe
Другие статьи о создании и продвижении музыки: wolfframe.com
audio-manual.blogspot.com