Карамболь | Игра в бильярд
Карамболь:
Карамболь – это одна из разновидностей бильярдной игры, а еще так называется удар, после которого шар (биток) по которому наносится удар кием, поочередно соприкасается с двумя прицельными шарами.
Инвентарь для игры в Карамболь:
Стол
На столе для игры в карамболь отсутствуют лузы. Стандартная длинна игрового поля составляет 2840 (± 5)мм., а ширина 1420 (± 5) мм. В основе игровой поверхности стола лежит грифельная плита толщиной от 45 мм. Высота резиновых бортов ограничивающих игровое поле равна 37 (± 1) мм.
Сукно
Сукно для карамболя грубое, изготовленное из чистой камвольной шерсти, такое сукно дает наименьшее сопротивление качению и придаваемому вращению шара. цвет сукна, как правило, зеленый.
Шары
Набор шаров для карамболя состоит из трех шаров (один белый шар, один белый шар с черными или красными точками или чисто желтый шар, а также красный шар). Размер шаров для игры в карамболь равен 61 – 61,5 мм в диаметре, вес шара 205 – 220 граммов. Различие в массе между шарами из одного набора не должно превышать два грамма.
Кии
Кии для игры в карамболь могут быть любого размера и конструкции (цельный, составной), они могут быть изготовлены из любого материала. В одной встрече игрок может играть несколькими киями.
Общие правила игры в карамболь:
Расстановка шаров
При расстановке шаров шар красного цвета выставляется на заднюю отметку, биток оппонента ставится на переднюю отметку, а биток игрока выставляется на переднюю линию на расстоянии не больше 15 сантиметров от передней отметки.
Начальный удар в карамболе
Начальный удар должен быть выполнен так, чтобы биток вначале соприкоснулся с красным шаром. Во всех последующих ударах биток может соприкасаться с красным и белым (желтым) шаром в любой последовательности.
Отыгрыш в карамболе
При выполнении отыгрыша нужно, чтобы после касания битка и прицельного шара хотя бы один из них соприкоснулся с бортом. Правилами запрещено отыгрываться два раза подряд.
Выставление шаров в карамболе
В случае, когда биток после удара останавливается за пределами игровой поверхности стола, его выставляют на переднюю отметку, если передняя отметка занята биток ставится на заднюю отметку, если заняты и передняя и задняя отметки шар выставляется на среднюю отметку. Если после удара за пределами игровой поверхности стола оказывается белый (желтый) прицельный шар его выставляют на стол по тому же принципу, что и биток. Если после выполненного удара за пределами игровой поверхности стола оказывается красный прицельный шар, его выставляют на стол в зависимости от занятости отметок по принципу задняя отметка – передняя отметка – средняя отметка. Когда после выполненного удара за пределами игрового поля оказываются два шара (биток и прицельный шар), биток выставляется в первую очередь, а затем выставляется прицельный шар, выставление происходит по вышеуказанным правилам. В том случае, когда после произведенного удара за пределами игрового поля оказываются оба прицельных шара, их выставляют на стол в соответствии с указанными выше правилами. При этом если место одного из прицельных шаров занимает биток, то сначала выставляется тот прицельный шар, место которого не занято, а затем на среднюю отметку выставляется второй прицельный шар. Ну а в случае если после совершенного удара пределы игрового поля покидают сразу все три шара, их выставляют на стол как при выполнении начального удара.
Биток вплотную к прицельному шару
Когда после удара биток останавливается вплотную к прицельному шару игрок, выполняющий следующий удар может:
— выставлять соприкасающиеся шары: красный на заднюю точку, свой биток на переднюю точку, а биток оппонента на центральную точку. Когда соответствующая отметка занята, шар выставляется на точку, которая предназначена мешающему прицельному шару;
— выполнить удар в сторону от прицельного шара, другими словами биток должен соприкоснуться с бортом или свободным прицельным шаром, после чего соприкоснуться с прицельным шаром, с которым до этого стоял вплотную.
Биток вплотную к борту
Когда после удара биток останавливается вплотную к борту игрок, выполняющий очередной удар может играть от этого же борта, но если правилами предусмотрено обязательное количество соударений с бортами, то первое соударение с этим бортом не засчитывается. Все последующие соударения с этим бортом учитываются.
Смысл игры заключается в наборе определенного количества очков быстрее своего оппонента. За каждый правильно выполненный удар игроку прибавляется одно очко. Удар считается результативным и за него начисляется очко если:
— биток соприкоснулся, по меньшей мере, с одним бортом, после чего поочередно соприкоснулся с двумя прицельными шарами;
— биток вначале соприкоснулся с одним из прицельных шаров, после чего отразился от борта и коснулся второго прицельного шара.
Основные правила: Каждый результативный удар дает право на выполнение еще одного удара. За каждый не правильный удар у игрока его исполнившего забирается одно очко.
Трехбортный карамболь
Цель игры аналогична с игрой в однобортный карамболь.
Удар считается результативным и за него начисляется очко если:
— биток соприкоснулся, по меньшей мере, с тремя бортами, после чего поочередно коснулся двух прицельных шаров;
— биток ударился о первый прицельный шар, после чего коснулся, как минимум, трех бортов, и затем соприкоснулся со вторым прицельным шаром;
— биток ударился о борт, после чего соприкоснулся с одним из прицельных шаров, а затем, отразившись еще, как минимум, от двух бортов, коснулся второго прицельного шара;
— биток отразился от двух бортов, ударился о прицельный шар, после чего коснулся еще одного борта и другого прицельного шара.
Основные правила трехбортного карамболя: В том случае, когда в результате совершенного удара за пределами игровой поверхности стола оказываются один или несколько шаров объявляется штраф. При выполнении отыгрыша, когда прицельный шар расположен вплотную к борту необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром тот бы дошел до другого борта или же сам биток коснулся любого борта. Результативный удар дает право на следующий удар. Если игрок совершил ошибку, право удара переходит к его оппоненту, при этом очки с его счёта не списываются.
Открытая партия
При ударе битку не обязательно касаться бортов. Каждый результативный удар приносит игроку одно очко. По углам стола отчерчены зоны треугольной формы, в границах одной зоны разрешается сделать только один карамболь, после чего нужно выполнить удар, при котором хотя бы один из прицельных шаров покинет эту зону для возможности дальнейшего продолжения серии ударов. В том случае если один из прицельных шаров после удара не выкатился за пределы зоны, удар переходит к другому игроку, штраф не накладывается.
Кадре 47/1 или зонный карамболь
Игровая поверхность стола разделяется на девять квадратных зон (шесть квадратов 47×47 сантиметров у каждого из коротких бортов) и три прямоугольные зоны. В каждой отдельной зоне играется исключительно один карамболь собравшимися в ней шарами, при этом один из прицельных шаров обязан покинуть эту зону. Затем покинувший зону шар можно вернуть в ту же зону для игры очередного (и вновь только 1-го) карамболя. Разметка игрового поля стола на зоны во время проведения официальных турниров может быть выполнена начертанием на сукне тонких линий, но все же, на практике делается это редко. Для чисто визуального определения границ зон вполне достаточно специальных меток ( бриллиантов) в виде кружков или ромбов, нанесенных на окантовку бортов стола.
Кадре 74/2
Игровая поверхность стола разделяется на шесть зон (одна продольная линия разделяет стол на две равные половины, еще две линии проходят поперек стола параллельно коротким бортам на расстоянии 74 сантиметра от них). В каждой отдельной зоне подряд разрешается играть уже два карамболя.
Карамболь с фишками
Карамболь с фишками весьма популярен в Италии и других средиземноморских странах. В целом, правила карамболя с фишками очень похожи на правила однобортного карамболя. Главной особенностью этой разновидности карамболя являются пять фишек используемых в игре. Фишки представляют из себя деревянные кегли 7 – 9 миллиметров в диаметре, высота фишек 25 — 30 миллиметров. Одна из фишек называется «король», она выделяется другим цветом или немного крупнее остальных фишек. Кегли устанавливаются в центре стола в форме креста (вдоль осевых линий), расстояние между фишками немного превышает диаметр шаров, в центр креста ставят «короля». Очки набираются не только по принципу однобортного карамболя, но еще и за счет сбивания при этом фишек. Больше всего очков можно заработать, умудрившись сбить «короля» не задев при этом остальные фишки. Сбитые фишки перед очередным ударом заново выставляются на стол.
Артистический карамболь
Артистический карамболь отличается от всех остальных видов карамболя тем, что при игре в артистический карамболь игрок обязан производить удары с четко обозначенным, для каждого конкретного удара, числом и поочередностью соударения битка с прицельными шарами и бортами. Перед каждым ударом шары на столе выставляются определенным образом. В определенных ситуациях на игровую поверхность стола могут быть выставлены одна или несколько фишек, которые определяют траекторию движения шаров.
На выполнение удара игроку отводится 3 попытки, за каждый удачно выполненный удар ему начисляется 4 – 11 очков, точное количество очков зависит от сложности того или иного удара. Собрание позиций для отдельного соревнования определяется путем случайного выбора из 76 обязательных. В случае, когда во время удара выполнены все его условия, но при этом какой-либо из шаров остановился за пределами игровой поверхности стола, удар не засчитывается.
Для удачного выполнения ударов во многих позициях игрокам приходится использовать приемы (невероятные резки, сильные вращения битка), которые не часто применяются в остальных видах карамболя и других разновидностях бильярдной игры. Именно из за этого такие удары часто именуют трюковыми или артистическими, отсюда и название самой игры.
Для наглядности посмотрите видеоролик с чемпионата мира по артистическому бильярду:
Карамболь | Лига любителей бильярда
Стол
Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.
Сукно
Сукно используется для покрытия бильярдных столов с 15 века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с 16 века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию. Зелёный цвет не раздражает глаза человека, что позволяет проводить более долгие матчи, не вызывая усталости глаз.
Шары
Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине ХХ века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.
Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамм. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или черными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.
Кии
Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче.
Общие правила
Расстановка шаров
Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
Начальный удар
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.
Отыгрыш
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.
Выставление шаров
Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.
Биток вплотную к прицельному шару
- В этом случае игрок имеет право:
- Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
- Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.
Биток вплотную к борту
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
Разновидности карамболя
Однобортный
Цель игры — набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.
- Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Трёхбортный
Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.
- Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
- биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
- биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Открытая партия
Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.
Кадре 47/1
Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя.
Кадре 74/2
Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.
Артистический карамболь
Удар массе вокруг фишки
В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе́), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986-го года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, 374, заработал француз Жан Ревершо в 1992-м году. В финале чемпионата 2008-го года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.
www.llb.su
Правила игры в бильярд — карамболь
Французский бильярд или как он еще именуется, карамболь существенно отличается от привычного нам всем снукера или русского бильярда. Пожалуй, самое важное его отличие заключается в размерах и форме игрового стола. Дело в том, что в данном случае используется стол небольшой, да и сами шары значительно мельче, чем предполагают правила игры в московскую пирамиду, помимо этого здесь отсутствуют лузы, что само по себе непривычно для русского человека. Однако, не смотря на все эти отличия, в России данный тип бильярда завоевал достаточно большую популярность, и сегодня правила игры в бильярд – карамболь (французский бильярд), знакомы многим.
Основные правила игры Карамболь
Здесь стоит отметить, что данная игра имеет несколько разновидностей, например:
• Однобортовый карамболь предполагает то, что прицельный удар, принесший игроку победу позволяет ему провести целую серию дополнительных ударов. Но при этом важно чтобы биток до момента удара по прицельному шару ударился об один из бортов поля, если же этого не происходит, игроку назначается штраф, за каждую такую ошибку снимается одно очко.
• Трехбортный карамболь, его цель заключается в том, чтобы набрать как можно быстрее оговоренное с соперником количество очков, например 30 или 60. За каждый результативный удар назначается по одному баллу, за ошибку один балл снимается. Каждый верно осуществленный удар позволяет провести последующую серию, если шар выскакивает за пределы поля, назначается фол, в случае, когда целевой шар прижат к одному из бортов стола, необходимо произвести удар таким образом, чтобы он коснулся противоположного борта, либо непосредственно биток коснулся любой стенки стола.
Есть и другие разновидности французского бильярда, это «Открытая партия», «Кадре 47/1», «Кадре 74/2» и так далее, каждая из них имеет свои правила и свою систему оценки победителя, но сейчас хотелось бы поговорить об общих правилах игры во французский бильярд.
Итак, интерес представляет даже розыгрыш права первого хода, в данном случае все шары выстраиваются на столе, противники становятся у противоположных коротких бортов и одновременно бьют по биткам, цель – заставить шар коснуться противоположной стенки стола и вернуться обратно. Тот, чей шар оказался ближе к исходной точке удара и становится победителем. Но это еще только начало, в игре участвуют три шара белый, красный и желтый, так же здесь присутствуют два битка. При этом у каждого участника матча свой биток, его цель, при каждом ударе отразиться от трех стенок стола и коснуться двух цветных шаров, что сделать не просто, зато за каждый верный удар начисляется одно очко.
В самом начале матча, бильярдные шары выстраиваются на столе, и тот, кто выиграл право первого ходя, обязательно должен попасть битком по красному шару, далее по усмотрению игрока. Если в ходе игры совершается какая-то ошибка, за нее назначается штраф в виде лишения одного балла. Безнаказанно проходит лишь вылет за борт чужого шара, в этом случае просто на столе восстанавливается изначальная комбинация, если же за борт вылетает шар бьющего, то он теряет право хода и далее бьет его соперник. Есть и еще несколько тонкостей, если, к примеру, биток примкнул вплотную к прицельному шару, по нему можно бить наискось, то есть таким образом, чтобы он сперва ударился о борт стола и только потом достиг своей цели. Либо можно произвести перестановку шаров, что так же не возбраняется правилами. В сущности, правила игры предельно просты и доступны всем, вот только мастерства в данном деле добиться не просто, однако, проявив должное упорство, каждый желающий сможет покорить себе кий и шары, с которыми уже спустя несколько матчей можно научиться обращаться просто виртуозно.
billiard2.ru
Карамболь — бильярдная игра
Карамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.
Игра в бильярд Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудован. ВСА стандартам.
Шары, используемые в игре Карамболь, один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнен. удара битком. Красный же шар битком не может быть.
В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.
Правильным будет считаться удар по битку, если наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющ. удар, выбирается следующим образом:
1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальн. соревнованиях).
2. Жребием.
Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальн. удар или уступает его противнику.
Раскат, т.е. розыгрыш начальн. удара в игре «Карамболь».
На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к задн. борту и обратно к борту переднему. Выигрывает право перв. удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен хоть однажды коснуться. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:
1. Шар оказался на половине стола соперника.
2. Шар не коснулся задн. борта ни разу.
3. Шар выскочил за пределы стола.
4. Шар дотрон. до красного шара.
Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определ., какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронн. может и не быть).
Выбор битка в игре «Карамболь».
Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбир. биток (помеченн. или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).
Первый прицельный шар в игре
Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре «Карамболь с четырьмя шарами») и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре «Карамболь с четырьмя шарами»), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.
Нога на полу при игре Карамболь.
Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.
Вы когда-нибудь задумывались, как вы воспринимаете внешний мир? Прежде всего вы должны начать с себя и понять самого себя в этом мире.
Удар во время движения шаров
Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте, движущимся считается.
Завершение удара.
До тех пор удар считается не завершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).
Фол при соприкос. шаров.
Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.
Фол при двойном ударе в игре Карамболь.
Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка долее одного раза. Решение судьи о том, что наклейка кия соприкасалась с битком во время его прикосновения к прицельному шару — считается фолом.
Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением.
Фол при пропихе
Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.
Выскочивший биток.
Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.
Общие правила при фоле.
Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:
-У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
-Не засчитываются ранее набранные очки.
Неправильный перескок в игре «Карамболь».
Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.
Наказание при умышленном фоле.
Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия (наконечником, шафтом и т.д.) и ничем более. Согласно правил такие удары — нарушение.
Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что, повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.
Самопроизвольно двигающиеся шары в игре «Карамболь».
Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть оставлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.
Ответственность игрока за нарушение правил в игре
Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.
Выскочившие шары.
Выскочившими считаются шары, которые после удара вышли за пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.
А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.п. «Выставление выскочивших шаров»).
Вмешательство, которое не вызвано игроком.
Если во время созтязания произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.
Определение правильного отыгрыша в игре Карамболь.
Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).
Ограничение на количество отыгрышей.
Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Будет нарушением это правило не выполнить. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы.)
Удар после отыгрыша
Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).
Выставление выскочивших шаров.
Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
Если передняя отметка занята, то на заднюю отметку выставляется, а если и она занята, то на среднюю выставляется.
Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку. (Если она занята, то биток на заднюю отметку выставляется, если и она занята, на среднюю выставляется).
Если красный прицельный шар выскочил, то он на заднюю отметку выставляется. (Если же она занята, шар на переднюю отметку выставляется, если и она тоже занята, то на среднюю).
В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.
Виды карамболя.
1. Однобортный.
Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков.
Результативным считается удар, если
а) биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.
В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.
2. Трёхбортный.
Цель аналогична цели однобортного карамболя.
Результативным считается удар, если
а) биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
в) биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
г) биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар до другого борта дошёл).
Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.
3. Открытая партия.
Особенности открытой партии.
Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.
4. Кадре 47/1.
Особенности.
На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь., потом биток или красный шар соперника зону должен покинуть. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.
5. Кадре 74/2.
Особенности.
На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.
6. Артистический карамболь.
В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.
Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.
Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других играх бильярдных, в иных видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.
По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).
billiards-games.ru
Карамбольный бильярд. Бильярд
Карамбольный бильярд зародился на Западе, во Франции. Появившись в России, этот вид спортивного состязания сразу же полюбился многим отечественным бильярдистам. Однако вследствие официального запрета на игру российский карамбольный бильярд не получил дальнейшего развития.
Первые сведения о карамбольном бильярде датируются 1775 годом. Именно тогда и состоялся первый турнир, участники которого разыграли трехшаровую карамбольную партию.
Достаточно долгое время для карамбольного бильярда использовали лузные столы. Однако в 1827 году знаменитый мастер кия Манго создал специальный игровой стол без луз для проведения карамбольных партий.
К настоящему моменту карамбольный бильярд получил довольно широкое распространение по всему миру. Это доказывают и периодически проходящие в ряде западных стран спортивные турниры по карамбольному многоборью. Программа таких состязаний достаточно обширна. В число обязательных игр входят: «Открытая партия», «Кадре 47/1», «Кадре 74/2», «Карамболь от одного борта» и «Карамболь от трех бортов».
Карамбольный бильярд значительно отличается от лузного. Прежде всего, в карамбольной игре необходимо отметить больший динамизм и более быструю смену игровых ситуаций. Поэтому от игрока во время выполнения ударов и проведения серий требуется большое внимание, сосредоточенность, умение анализировать и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации и, несомненно, превосходное знание и владение техникой проведения основных ударов и приемов.
В карамбольном бильярде используется два вида ударов: наклонные и горизонтальные. Наклонными называются удары, во время нанесения которых кий располагают под некоторым углом по отношению к поверхности стола. Горизонтальные удары – это удары, при проведении которых кий держат строго горизонтально к поверхности бильярда.
Кроме того, в карамбольном бильярде применяются несколько иные термины и названия. Так, «единицу» называют битком (или «своим» шаром), а шары с номерами «2» и «3» – прицельными (шары-мишени, «чужие»).
Игру в карамбольном бильярде ведут только тремя шарами. При этом целью игрока является нанесение удара, в результате которого произойдет последовательное соударение шаров, находящихся в игре. Задача усложняется еще и тем, что после очередного столкновения шары должны всякий раз останавливаться близко друг к другу. Только так спортсмен может обеспечить себе возможность проведения целой серии ударов.
Как уже было сказано выше, в карамбольном бильярде используются только три шара. Однако число возможных игровых ситуаций и комбинаций взаимного расположения шаров невозможно сосчитать.
Несмотря на то что карамбольный бильярд значительно отличается от лузного, существуют общие правила положения корпуса игрока, стойки у игрового стола, а также способы владения кием и выполнения ударов.
Стоять у карамбольного стола в момент нанесения удара по битку нужно таким образом, чтобы правый глаз располагался на линии кия, а линия кия, в свою очередь, являлась бы продолжением линии, условно соединяющей центры двух шаров: битка и первого прицельного. При этом одну ногу следует немного выставить вперед для устойчивости.
В карамбольном (так же, как и в лузном) бильярде важно не только правильно стоять у стола, но и уметь владеть кием. Перед тем как нанести удар по битку, необходимо сделать два–четыре пробных движения кием в направлении «своего» шара. Однако опытные игроки не рекомендуют совершать более шести подобных движений. Затянувшаяся подготовка к удару приводит к расслаблению мышц, ослаблению и рассеиванию внимания, что может стать причиной промаха.
Для того чтобы научиться правильно готовиться к нанесению удара, на тренировочных играх необходимо выполнять следующее упражнение. Нужно, взяв кий, согнуть руку в локтевом суставе так, чтобы кисть и предплечье находились по отношению к плечу под углом примерно 90°. Во время выполнения упражнения кий следует обхватывать расслабленной кистью и держать свободно.
При выполнении горизонтального или наклонного удара точкой опоры о стол является вторая рука, между большим и указательным пальцами которой лежит тонкая часть кия. При нанесении любого из наклонных ударов нужно помнить о том, что нельзя сразу же после удара быстро убирать со стола руку. В противном случае может произойти незапланированный туш шаров или двойной удар.
Во время выполнения горизонтального удара нужно стараться держать локоть как можно ближе к корпусу. Кисть при этом не сильно охватывает кий.
Особенно важно следить за правильным положением рук во время проведения отвесного удара (когда угол между кием и плоскостью игрового стола составляет более 35–40°). Во время выполнения удара спортсмен может либо стоять на обеих ногах, либо опереться согнутой в колене ногой о борт стола.
В карамбольном бильярде существуют и применяются три основных приема охвата кия:
1) охват турняка большим и указательным пальцами сверху вниз;
2) охват турняка большим и указательным пальцами снизу вверх;
3) охват рукоятки кия наподобие охвата карандаша.
С течением времени в карамбольной игре сформировался ряд общих правил нанесения ударов по «своему» шару.
1) Удар по битку нужно наносить только наклейкой, но не турняком или боковой частью кия.
2) Во время исполнения удара нельзя отрывать обе ноги от пола.
3) При расчете силы удара необходимо учитывать размеры игрового стола, степень упругости бортов и жесткости наклейки кия, качество сукна и величину расстояния между битком и прицельными шарами.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
sport.wikireading.ru
Карамболь – бильярд с французским шармом
Исторический экскурс
Играть с шарами человечество научилось настолько давно, что в истории не сохранилось никакой, даже приблизительной, даты их возникновения. Многие исследователи истории бильярда считают, что эта игра в Европу пришла из Азии.
Существует огромное количество способов игры в бильярд. Есть американка, есть русский бильярд, есть английская разновидность бильярда – снукер, а есть французская – карамболь. Вот о нем-то мы и поговорим, поскольку это нестандартная игра, требующая особых умений и навыков.
Любители бильярда связывают его популярность в Европе с французским королем Людовиком XI, поскольку уже в конце 15 столетия тот заказал себе персональный бильярдный стол. Однако, впервые зафиксированное упоминание об игре в три шара (один красный и два белых с цветными метками), относится к 1775 году. Сначала в карамболь играли на обычных бильярдных столах с лузами, но уже в начале 19 века для этой игры были сделаны специальные безлузовые столы.
Женщины получили право играть в бильярд гораздо позже мужчин. И скорее всего, благодаря любви к этой «мужской» игре коронованных особ женского пола. Как известно, в бильярд любила играть Мария Стюарт (королева Шотландии), императрица Анна Иоанновна, при которой бильярдные столы стояли в гостиницах, трактирах и даже казармах. Собственно, в России бильярд появился при Петре I, который привез первый стол именно для карамболя из Голландии. И лишь намного позже в России стали играть на столах с лузами, после чего появилась «русская пирамида».
Основные виды и правила игры
Итак, карамболь, как, впрочем, и другие разновидности бильярда, имеет несколько подвидов. Хотя общая цель игры – набрать наибольшее количество очей, способы их набора зависят от вида.
В «Однобортном карамболе» используют обычно белый, жёлтый и красный шар. Игра ведется до 30 или 60 очков.
Игроки проводят по серии ударов, каждый из которых должен завершиться соприкосновением битка с прицельным шаром либо после попадания в один или несколько бортов, либо после попадания по прицельному шару коснуться борта и попасть во второй прицельный шар.
В «Трехбортном карамболе» также нужно набрать от 30 до 60 очков. Каждый результативный удар приносит очко, которое присуждается, если биток задел прицельный шар, затем коснулся трех или нескольких бортов и попал во второй прицельный шар. Также возможны варианты, когда биток попадает по трем или более бортам, а затем касается двух прицельных шаров. Или биток бьет прицельные шары вперемешку с касанием бортов.
Карамболь «Открытая партия» ведется до 400 или 500 очков. Она отличается тем, что на бильярдном столе выделены угловые зоны, в которых можно делать только один карамболь, после чего красный шар или биток партнера обязательно должны быть выбиты из этой зоны.
Отличие следующих двух видов карамболя «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» в разметке стола и количестве карамболей, которые можно делать в каждой зоне (размеры зон и количество карамболей понятны из названия). Игрок должен набрать в каждой партии15 очков для победы, а счет партий — до трех побед.
В странах Средиземноморья популярна игра «Карамболь с фишками», смысл которой заключается в том, что очки набираются не только за счет выполнения правильных ударов, но и за сбивание фишек.
Наиболее интересной и зрелищной разновидностью игры является «Артистический карамболь», который приобретает все большую популярность. С 1986-го года проводятся даже чемпионаты мира в этом виде бильярда. В этом виде карамболя существует 76 обязательных позиций, для каждой из которых нужно выполнить удар со строго регламентированным количеством соприкосновений битка с прицельными шарами и бортами. Очки начисляются за каждый правильный удар от 4 до 11 (в зависимости от сложности). Для достижения результата применяют удары (экстремальные резки, удары массе́), которые не используются в других видах бильярда.
Особенности бильярдного стола для карамболя
Особенность столов для игры в карамболь заключается в том, что они делаются с подогревом плиты. Для чего? Поскольку при ударах в карамболе шар совершает вращательные движения по фантастическим траекториям, скольжение его по сукну должно быть безупречным, а подогрев увеличивает скорость раската в три раза. Размеры стола для игры в карамболь стандартные — 9-ти или 10-футовые, высота — 74,9 см.
Бильярдные шары для карамболя могут весить от 198 до 220 гр, и иметь в диаметре от 60 до 62 мм. Бильярдный кий для карамболя может быть как цельным, так и составным, весом — 480-520 г, длиной от 1350 до1500 мм и изготавливаться из любого материала.
Где играют в карамболь?
Карамболь получил наибольшее распространение в Европе (Испания, Голландия, Греция, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Австрия), России, Северной и Южной Америке (США, Колумбия, Венесуэла, Эквадор), Египте и Турции, Вьетнаме, Корее, Японии.
В этом году Антверпен принимал 66-й чемпионат мира по трехбортному карамболю, а первый состоялся в 1928 году во Франции (Реймс). Первый титул чемпиона мира по карамболю принадлежит Эдмунду Сусса (Египет).
www.goroddosug.ru
КАРАМБОЛЬ — это… Что такое КАРАМБОЛЬ?
карамболь — я, м. carambole f. 1. В бильярдной игре удар своим шаром в несколько чужих. СИС 1954. Со вчерашнего то, понимаете, в голове какие то вольты, маневры, карамболи черт знает, что такое. Н. Новосильцев Обломки старого барства. // Дело 1877 3 1 196.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРАМБОЛЬ — (фр. carambole). Красный шар в биллиардной игре, а также прикосновение играющего шара к другому. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРАМБОЛЬ 1) в биллиардной игре такой ход, при котором игральный шар… … Словарь иностранных слов русского языка
Карамболь — вышелъ (иноск.) столкновеніе, шумъ, кутежъ (намекъ на карамболь въ биліардной игрѣ ударъ игрового шара по двумъ другимъ отскокомъ). Ср. Хозяинъ сталъ у дверей и съ довольнымъ видомъ оглядѣлъ весь свой кабинетъ. Чѣмъ бы ни кончился споръ, только… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
карамболь — крупное столкновение, скандал, происшествие (ССРЛЯ, т. 5) См … Словарь синонимов
КАРАМБОЛЬ — муж. в биллиардной игре: удар игрового шара по двум другим, отскоком. Карамбольный, к карамболю относящийся. Карамболить, сделать карамболь, бить шар караболем. Карамоблыщик муж. кто делает карамболи. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
КАРАМБОЛЬ — (от франц. carambole красный бильярдный шар) ..1) в бильярдной игре удар своим шаром в несколько чужих2)] Бильярдная игра в три шара; партия из 48 очков с карамболем … Большой Энциклопедический словарь
КАРАМБОЛЬ — КАРАМБОЛЬ, я, муж. В бильярде: рикошетный удар в шар шаром, к рый отскочил от другого шара. Сделать к. | прил. карамбольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
карамболь — Два последовательных соударения шаров. [http://www.coolreferat.com/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F %D0%B2 %D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%B4%D0%B26] Тематики бильярд … Справочник технического переводчика
Карамболь — Столы для игры в карамболь У этого термина существуют и другие значения, см. Карамболь (значения). Карамболь разновидность би … Википедия
КАРАМБОЛЬ — я; м. [франц. carambole] Удар в бильярдной игре, когда шар, отскочив от другого, попадает рикошетом в третий. Сделать к. // Бильярдная игра в три шара с применением такого удара. Сыграть в к. ◁ Карамбольный, ая, ое. К ая партия. * * * КАРАМБОЛЬ… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru