Настольные игры древнего мира | Игры
- Подписка на 2019 год
- Спецпроекты
- Лучшая фантастика 2018
- Лучшие фантастические сериалы
- Лучший киберпанк
- Новости
- Книги
- Кино
- Сериалы
- Миры
- Комиксы
- Наука
- Игры
- Настольные игры
- Рассказы
- Юмор
- Архив номеров
- Форум
- Где купить?
- О нас
- Стримы и подкасты «Мира фантастики»
Поиск
- Общение
- Спец
- Лучшая фантастика 2018
- Лучший киберпанк
- Фантастические сериалы
- Календарь конвентов
- Лучшая фантастика 2017
- Новости
Избранное
Последнее
- Кино
Избранное
Последнее
8ХОРОШО
7ДОСТОЙНО
- Обзоры кино
- Классика кино
- Наше видео
- Короткометражки
- Главные фильмы месяца
- Сериалы
Избранное
Последнее
www.mirf.ru
Древние и самые важные настольные игры. ТОП-10
На протяжении тысячелетий, настольные игры являлись развлечением для многих людей во всём мире. Факты свидетельствуют, что настольные игры предшествовали развитию письма и во многих культурах они даже имели религиозное значение. Вот список десяти древних и самых важных настольных игр в истории, в которые люди играют и сегодня.
Хнефатафл (Tafl)
Хнефатафл — настольная игра, которая была очень популярна среди викингов. Впервые о ней упоминается ещё в III веке н. э. Однако благодаря распространению в Скандинавии шахмат в X–XI веках — об игре Хнефатафл забыли.
Чёрные ходят первыми. Игроку, играющим белыми для того, чтобы выиграть, нужно дойти королём (Hnefi) из центра доски к одному из угловых квадратов. Чёрным же, для победы нужно захватить короля соперника.
The Landlord’s Game
Игра была придумана в 1903 году Элизабет Мэги, которая хотела продемонстрировать негативные экономические последствия монополизма. Принцип и правила The Landlord’s Game, очень похожи на те, что и у очень популярной настольной игры — Монополия. Но дело в том, что игра Элизабет Мэги, была запатентована на три десятилетия раньше, чем Чарльз Дарроу изобрёл «Монополию» и продал её Parker Brothers.
Vaikuntapaali
Индийская игра Vaikuntapaali была изобретена в XVI веке и служила инструментом для преподавания нравственности и духовности. Восхождение по лестнице, должно было показать игрокам значение добрых дел и поиск просветления, змеи же символизировали, что пороки, такие как воровство, и убийство принесут духовный вред грешнику. Но после того как Vaikuntapaali в конце XIX веке попала в Англию, нравственные учения были изменены на просто добиться «успеха». А с приходом игры в Америку, в 1943 году, основной целью игры стала гонка до финиша.
Девять (Nine)
Игра Девять, считается предшественником игры в крестики-нолики. Первые упоминания о ней датируются ещё 1440-м годом до н. э. Игровые поля были высечены в скалах Шри-Ланки, Ирландии, древней Трои и на юго-западе США.
Особняк Счастье (The Mansion of Happiness)
Данная игра, была придумана, дочерью священника и детской писательницей Anne Abbott в 1843 году. Вероятно, является второй игрой, которая была опубликована в США. Суть игры — дойти первым до финиша.
Сенет (Senet)
Сенет — древнеегипетская, возможно, самая старая настольная игра, известна, как светское развлечение. Датируется приблизительно 3500-м годом до н. э. Но уже к эпохе Нового царства разметка игрового поля изменилась со светской на религиозную. Квадраты были отмечены различными символами, представляющие богов и другие аспекты загробной жизни древних египтян.
Первые наборы для Сенет были обнаружены в гробницах в начале XX-го века — в том числе четыре в гробнице Тутанхамона. Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице Хеси-ре (Hesy-re), находка датируется 2686-м годом до н. э.
Точные правила сенета неизвестны. Существует несколько предполагаемых реконструкций, но нельзя утверждать, что какая-либо из них стопроцентно верна. Как и игра королей Ур, считается предшественником современных нард.
Манкала (Mancala)
Манкала семейство настольных игр, которые широко распространены в Африке и Средней Азии. До сравнительно недавнего времени, игра была мало известна в Европе и Америке.
Точное место и дата происхождение игры неизвестно (возможно Африка), но имеются некоторые основания полагать, что Манкала может быть старше Сенет, так как доску для игры в манкала обнаружили в Пирамиде Хеопса.
Чопат (Chaupat)
Чопат — индийская настольная игра, которая широко распространена в Саураштре, регион штата Гуджарат, в Индии.
Принцип игры в Чопат, схож с игрой в кости. Игроки стремятся первыми довести все свои 4 фишки (людей), в центр креста (дом). Сколько делать шагов фишкой, определяется бросанием 7 раковин каури.
Чатуранга (Chaturanga)
Ещё одной древней и самой важной настольной игрой в истории человечества является “Чатуранга” — настольная игра, которая датируется ещё VII веком нашей эры — является общим предком всех современных версий шахмат.
К сожалению, точные правила игры — забыты.
Игра королей Ур (The Royal Game of Ur)
Игра королей Ур, является одной из старейших известных настольных игр. Наборы для игры датируемые приблизительно 2600-м годом до н. э., были обнаружены в Ираке в 1920 году. Один из двух наборов выставлен в коллекции Британского музея, в Лондоне.
Так же, как и игра в сенет представляет собой гонку, в которой бросают кости, чтобы переместить одну фишку к цели. Считается предшественником современных нард.
Поделится в соц. сетях
decem.info
Сенет — самая старая настольная игра в мире
- История
- Быт и жизненный уклад
- Войны
- Изобретения
- Личности
- События
- Мифы
- Моя планета
- Общество, культура, традиции
- Удивительные места
- Флора и фауна
- Явления
- Наука
- Археология
- Естественные науки
- Космос
- Технологии
- Рекорды
- В мире
- Животные
- Люди
- Новости
- Открытия
Поиск
Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru- История
- ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия
Клара — самый знаменитый носорог 18 века
Модная римская обувь возрастом 2000 лет
Откуда в русском языке появился мат?
Шер Ами — голубь-герой, получивший боевую награду
- ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия
- Мифы
Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?
Правда, что мухомор убивает мух?
Правда ли, что носороги топчут огонь?
«Правило пяти секунд» — правда или вымысел?
Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?
- Моя планета
- ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления
Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий
Почему в Тихом океане часто возникают ураганы и тайфуны?
«Драгоценности в ночном море» — фотографии планктона у побережья Японии
Ученые показали на видео, как растения передают сигнал о нападении
- ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления
- Наука
- ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии
Ученые обнаружили возможные следы предыдущей Вселенной
Когда люди начали есть сыр?
Все эти предметы удалось найти на дне реки
Почему радиация ассоциируется с зеленым цветом?
- ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии
- Рекорды
Самая высокая статуя в мире
Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире
Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире
Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире
Самый большой комар в мире
- В мире
mydiscoveries.ru
Королевская игра Ур. Самая древняя настольная игра
Королевская игра УрThe Royal Game of Ur |
История игры
Игровые доски найдены в древнем Шумере, в Королевской гробнице в Уре (~ 2500 до н.э). Оригинальное название этой древней игры не известно.
На фото представлено самое древнее игровое поле, которое когда либо находили. Именно этот экспонат сейчас находится в Британском музее.
Королевская игра УрThe Royal Game of Ur |
Правила игры
Как играли в эту игру 2500 лет до н.э. — история умалчивает, но археологи обнаружили клинописные таблички с правилами к более поздним версиям игры с похожими досками. Сравнивая находки, было отмечено, что во всех вариантах досок неизменным остается рисунок на пяти квадратах — своеобразные розетки. На некоторых найденных досках кроме этих розеток других картинок и орнаментов вообще не было. Одни историки предполагают, что именно эти розетки являются значимыми в игре, другие утверждают, что и другие ячейки несли какой-то смысл, так как символы на них выглядят больше чем просто узор. В любом случае, по разнообразию найденных досок можно догадываться, что правил у этой игры было несколько.
Самый спорный вопрос который остался на сегодняшний день — по какой траектории передвигались фишки. Есть несколько вариантов пути фишек по доске, два самых интересных из которых мы зарисовали на нижней картинке.
Вариант А: Вывод фишки но доску начинается с четвертой площадки, затем фишка движется до угла, поворачивает и проходит по центральному ряду в обратном направлении, дойдя до предпоследней ячейки в ряду делает разворот по малому прямоугольнику (2х3) и также возвращается по центральному ряду к себе домой. Путь фишки- 27 квадратов, и еще один ход, чтоб убрать ее с доски.
И в том и другом варианте — каждый четвертый квадрат — розетка.
Мнения, о действиях игроков, попавших фишками на поля с розетками, тоже разошлись. Одни считают, что площадки с розеткам нужно обходить — так как они принуждали вернуть фишку на исходную позицию или выплатить штраф в общий банк. Другие предполагают, что именно на такой розетке твоя фишка в безопасности. Это тоже спорно, так как розетки встречаются и на пути, где фишкам и так ничего не угрожает со стороны соперника. Третья догадка, что попав на розетку игрок может сделать дополнительный ход.
В игре участвовало 14 фишек, по семь на каждого и три игральных кости. Вместо привычных для нас кубиков играли тремя тетраэдрами. Две из четырех вершин тетраэдров были отмечены, и при выпадении трех костей результат был либо — “0″ (ни одной отметины), либо “3″ (три отметины). И если предположить, что бросок “0″ позволяет игроку передвинуться на 4 квадрата вперед, а при многократном выпадении “0″ есть шанс пройти всю доску по розеткам за один ход .
Купить игру
На сайте Британского музей есть возможность купить картонную версию игры Royal Game of Ur за £14.99.
На нашем сайте в ближайшем будущем можно будет скачать игровое поле бесплатно. Следите за новостями.
По материалам и источникам: The Royal Game of Ur — The Online Guide to Traditional Games
The British museum — Британский музей (англ).
www.printplay.ru
Настольные игры древности : «Мельница»
Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
Начнём с древнейшей — с «Мельницы»!

Игра, которую в России называют «Мельница», – дальняя родственница крестиков-ноликов.
В Германии её называют «Mühle», в Дании – «Møller» или «Møllespil», в Голландии – тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» – «девять палочек»), в Швеции – «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии – «Mylna» или «Mylla», в Чехии – «Млын», в Венгрии – «Malomsdi», во Франции – «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии – «Mulinello», в Индии – «Tule paid», в Бангладеш – «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне – «Nerenchi keliya», в Армении – «Рез», в Молдавии – «Куран», а в Туркмении – «Дызым» или «Дюз-дюм».
Происхождение Мельницы теряется во тьме веков.
Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились :).

Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт.
Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое-I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).
Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие — что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».
Есть и другие теории, но эти самые популярные.


Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.

Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне — либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками.
Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви»:
Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.
Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).

В точности по такому же принципу устроены: «Shisima» из Кении, «Tsoro yemutatu» из Зимбабве, «Achi» из Ганы, «Fanoron-telo» с Мадагаскара, «Tapatan» с Филиппин, «Luk tsut k’i» из Китая, «Padavettu», «Nira» и «Kallukali» из Индии, «Pitarilla тewas»; американских индейцев — и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу).
Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» — по 4).
В ней нет захвата — игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает.
Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна:
на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.


В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k’i», откуда попала в Корею под названием «Gonu», и — немного видоизменённая — к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj» («золотая ласточка»).
В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу — круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.
В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels».
Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь» нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:
The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men’s morris is fill’d up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.
(То же самое в переводе М.Лозинского):
Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.
Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish» («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки».
Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги.
При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13×13, а другая — для 9-шашечной Мельницы.
Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.

«Mylna», как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой.
На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги — там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.


С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве — древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием.
Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).
Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей — это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же — третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья).
Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1» в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей — на другой и нардами внутри, на развороте.
В Европе подобные наборы популярны до сих пор.


Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.

Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере — монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы — «Nine holes» («Девять дырочек»).
Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.
Наверное, пора перейти к правилам.
Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
* В игре три этапа:
1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле — на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд — «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах — ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя — выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
* Ходы обязательны, если они возможны.
* При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
* Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника — против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
* Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
* Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты – в обеих случаях он не может построить «мельницу».
Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd’s mills» («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США — Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико – Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками».


В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной).
В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм» был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.


…Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки — обереги от зла. Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.

На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале — их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.).
Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости — так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата.
Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки.
По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее:
«Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. […] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».
В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно — то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.


В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными:
в центре располагался святой «котёл» — символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра.
В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.


У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона — Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хель»: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени.
Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.

Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно — вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки.
В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули, японские Хасами Сёги) — на доске с клетками.
Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию:
от египетской игры «Qirkat» — в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat»), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску).
На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana», полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.


Современное французское и испанское название шашек — «Dames» сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра» из Мавритании, «Дали» и «Доки» из Судана, «Вали» из Сонгаи, «Болотуду» из центральной Африки и некоторые другие.


Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно.
Доска на 5 или 6 фишек — это два квадрата, один в другом.
Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.


На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) — это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.
Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле — «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии.
Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.


Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками.
Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница — классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей — только прямые углы.


На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка» — справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек.
Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью.
Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения — на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц».

9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка» с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка» на основе, скажем так, усложнённой свастики:


«Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.


Вообще, главная изюминка этой игры — колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.


Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» — малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея.
В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.
История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: «Военные» игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.
enigmatic-past.livejournal.com
ДРЕВНИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ( И «НАПОЛЬНЫЕ») ИГРЫ НАРОДОВ МИРА.
ДРЕВНИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ( И «НАПОЛЬНЫЕ») ИГРЫ НАРОДОВ МИРА.
УР ХАЛДЕЙСКИЙ, ЕГИПЕТ, КРИТ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, ВИЗАНТИЯ……. Далее ВЕЗДЕ!
Краткое ВВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ. А почему собственно краткое??? Отвечаю сразу! Тема не подъёмная, многогранная, и во многом запутанная. Сразу необходимо оговорить некоторые аспекты проблематики и попытки сузить рамки рассматриваемой информации.
Я постараюсь полностью (по возможности) исключить ШАХМАТЫ и всё, что касается региона ИНДОКИТАЯ. Это отдельные темы для специалистов.
Постараюсь выстроить логическую информационную цепочку от Игр древнего мира к артефактам Римск. – Византийского периода, найденным археологами на территории Ближнего Востока в границах современных государств: ИЗРАЙЛЬ и Королевства ИОРДАНИЯ.
Информация предлагается в форме фотоальбома со ссылками на источники, сайты и форумы, многие из которых имеют расширения и библиографические ссылки.
НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТОТ ФАКТ, что одни и те же артефакты в разных источниках именуются по разному и датируются с разбросом в 1000 лет и более лет.
Во внешне схожих играх правила, и приёмы могли быть совершенно разные.
Тему о СОКРАЛЬНОМ назначении игр опускаю для желающих расширить пост.
ИТАК! Всеобъемлющий ИНТЕРНЕТ, сообщает, что древнейшая игра найдена при раскопках трипольского поселения близ села Озаринци. Возраст находки 7000 лет.
Артефакт хранится в Одесском историческом музее. Предлагается название «хнефатафл». (http://myseo.com.ua/06200904.html )
К сожалению, фотография отсутствует., но есть, аналогичные, в других музеях. На пример в британском музее. http://www.flickr.com/photos/lenkapeac/2750196904/ . Названия могут быть: Ouija Game, Ouija Mehen, лабиринт – спираль – улитка – змея.
К сожалению, в Британских и Египетских музеях не довелось побывать.
Специализированный музей карточных игр видел в восточной Германии. Ну а теперь переходим к Серу Леонарду Вулли.
Фото № 01. The Royal Game of Ur. В 1920 году, в ходе раскопок древнего УРА Сером Леонардом Вулли были обнаружены две великолепные игральные доски. Находки датируются до 2600 г. до н.э. Доска великолепной сохранности хранится в коллекции Британского музея в Лондоне. Вторая в Багдадском музее. В коллекции Британского музея можно увидеть вариант на керамической пластине, явно не для царской семьи : под номером MS 3223/2 http://www.schoyencollection.com/smallercollect5.html
Описание способа игры можно почерпнуть в книге известного русского «шашечника» КУЛИЧИХИНА (смотри рис. № 7. предисловия.)
http://www.bezlikii.narod.ru/Shashki/kulitchihin1.htm
Фото № 02. «ЗАТРИКИЯ» Фантастически красивая игра найденная при раскопках дворца в Кноссе. По графическому построению напоминает часть дворцового ансамбля –пропилеи с большой лестнице
й. Декоративные элементы имеют сходство с фресками дворца и алебастровыми деталями. http://www.mlahanas.de/Greeks/Minoan/MinoanImage13.html
Фото № 03. Четыре игровые фишки из камня, двух размеров, в форме конусов для игры «ЗАТРИКИЯ».
Фото № 04. Ну вот! Добрались до древнего Египта. Игра СЕНЕТ из гробницы ТУТАНХОМОНА. Практически все находки из единственной не потревоженной усыпальницы отреставрированы. Недавно поступило сообщение о начале работ по реставрации собственно усыпальницы. Ссылок множество. Привожу две:
http://www.touregypt.net/museum/tutl69.htm
http://www.gamesmuseum.uwaterloo.ca/Archives/Piccione/index.html
Фото № 05. Продолжение. СЕНЕТ. . A Senet game from the tomb of Amenhotep III — the Brooklyn Museum, New York City http://en.wikipedia.org/wiki/Senet http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/3536
http://www.photographersdirect.com/buyers/stockphoto.asp?imageid=1024050
http://heritage-key.com/egypt/tutankhamuns-ivory-senet-board
Фото № 06.А, вот и иллюстрация к теме «Игра в СЕНЕТ» Фреска из усыпальницы НЕФЕРТИТИ. «ЗЕМНАЯ БОГИНЯ ИГРАЕТ САМА С СОБОЙ?» Конечно, нет! Видимо со своими БОЖЕСТВЕННЫМИ ПОКОВИТЕЛЯМИ……. Nefertari playing Senet. Painting in tomb of Egyptian Queen Nefertari (1295–1255 BC) http://www.aerobiologicalengineering.com/wxk116/Roman/BoardGames/senet.htm
Фото № 07. И еще одно похожее изображение из британского музея. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:ReliefOfRahotep-BritishMuseum-August21-08.jpg
Фото № 08. А на этой фреске, все то же, но попроще, как-то обыдино…. http://goddesschess.blogspot.com/2008/08/senet-image-from-6th-dynasty-tomb.html
Фото № 09.Il Senet. САБАКА И ШАКАЛ. Hounds and Jackals. Этот вариант больше подходит для жрецов. Ну так мне представляется. Просто фантазия… В маленькой храмовой сторожке, приютившейся у подножья пирамиды скучают два храмовых сторожа, скучно и страшно!!! ЖУТЬ. Вот и играют в САБАКУ И ШАКАЛА….! Прокричал шакал — один ход, тявкнула собака – ход другого игрока, итак, кто быстрей закончит, тот и получит ужин проигравшего!!!! КИРКИДУ. А, как же внутренняя стража… Наверно играет в Белую сову и кобру…. Ведь в глубины пирамиды не доносится собачий лай и вой шакалов…. НУ ПРОСТО ФАНТАЗИЯ…
http://www.xmission.com/~psneeley/Shareware/houndsja.htm http://www.difossombrone.it/curiosita/main011senet.htm
Фото № 10. Ну а теперь к Римско-Византийским играм. Этот великолепный экземпляр из ЭФЕСА. Судя по крестам, он относится или к позднее — римскому периоду или уже к византийскому. Найденные в РИМЕ, образцы, имеют существенные отличия. Возможно, что правила и смысл игры то же были иными. http://ablemedia.com/ctcweb/showcase/boardgames4.html Roman Board Games
by Wally J. Kowalski. Римский вариант игры имеет интересное название: Felix Sex
Более поздний вариант игры и условно схожие варианты игр у разных народов на сайте с форумом http://ludus123.blogspot.com/2007/09/jeu-de-senet-ebne-ivoire-argent-qustul.html -около 100 комментарий за несколько лет.
Граффити с игрой также был найден в ЭФЕСЕ -http://pics.livejournal.com/levakov/pic/001yc47f
Ну вот, мы и подобрались к Ближнему Востоку в границах современных государств ИЗРАЙЛЯ и Королевства ИОРДАНИИ, но об этом в продолжение….
levakov.livejournal.com
История настольных игр. Первая часть
В последнее время очень часто натыкаюсь в Живом Журнале на описание настольных игр. Люди играют, люди рассказывают свое мнение после игровых партий. И это прекрасно. Но откуда они пошли настольные игры? Где, кто и когда придумал этот популярное (снова) развлечение? С удовольствием прочитал статью Питера Аттиа, перевод которой я здесь и привожу:
Королевская игра Ур, 2600 лет до н.э.
За последние несколько лет индустрия настольных игр пережила взрывной рост.
В 2012 издание The Guardian назвало наше время «золотой эрой настольных игр» в рассказе о том, что год за годом рост рынка настольных игр увеличился до 40 %, становясь одной из самых финансируемых категорий на Kickstarter.
Возрастающий интерес также воодушевил Уила Уитона и Фелицию Дэй начать популярное шоу на Youtube, называющееся Table Top. Это шоу, которое стравливает за игровым столом интернет-знаменитостей друг против друга, а каждый выпуск набирает до нескольких сотен тысяч просмотров.
Так как же что-то настолько архаичное стало настолько популярным? И с чего всё началось?
Первые настольные игры
(5000 лет до н.э.)
Некоторые люди и не догадываются, что настольные игры появились в доисторические времена ещё до появления письменности. Так что же было первой настольной игрой?.. Кости! Неотъемлемая часть большинства современных настольных игр была основой древнейших игр человечества.
Набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден во время раскопок 5000-летнего кургана Башур Хаюк на юго-востоке Турции. Они являются самыми древними игровыми компонентами, найденными археологами. Схожие экземпляры были найдены в Сирии и Ираке и могут указывать на то, что настольные игры пошли из «Плодородного полумесяца». Полумесяц включает регионы вокруг Нила, Тигра и Евфрата на Среднем Востоке. В том же регионе были изобретены выпивка, папирус, мятные леденцы и календари, также полезные в организации вашей игровой вечеринки.
Другие ранние примеры игровых кубиков представляют собой плоские палочки, одна сторона которых была покрашена. Эти палочки подбрасывались все вместе, и количество палочек, упавших покрашенной стороной вверх, определяло результат броска. Месопотамские кубики были сделаны из различных материалов, включая кости фаланг пальцев, дерево, покрашенные камни и черепаший панцирь.
Месопотамские четырёхгранные кубики и кубики-палочки
Кубики из костей V–III вв. до н.э. из Греции / Фракии
Кубики со временем стали делать из широкого спектра материалов, таких, как
медь, латунь, стекло, слоновая кость и мрамор. Кубики из Древнего Рима очень похожи на шестигранные кубики, которые мы бросаем по сей день. Были также кубики с обрезанными углами (можно увидеть на изображении выше), дающие дополнительные возможности при броске. Они очень похожи на многогранные кубики, используемые в Dungeons & Dragons и других ролевых играх.
Настольные игры становятся королевским развлечением
(3100 лет до н.э.)
Настольные игры стали популярным развлечением среди фараонов в Древнем Египте. В первую очередь игра Сенет. Игра была найдена в захоронениях додинастической эры и эры Первой Династии. Сенет можно было увидеть на фресках древнеегипетских гробниц. Ко времени Нового Царства в Египте (1550–1077 гг. до н.э.) игра стала чем-то вроде талисмана для путешествия в мир мёртвых.
borman-b.livejournal.com