Математические игры и другие игры для дошкольников
Рада приветствовать вас на математических страничках моего блога!
Я создала этот раздел для родителей, вернее для необычных родителей, которые хотят:
- играть с ребенком в развивающие игры, а не выступать в роли строгого учителя;
- читать сказки и энциклопедии, а не включать малышу мультики;
- учиться вместе новому, а не ругать современное образование.
Если вышесказанное про вас, то давайте знакомиться. Меня зовут Несютина Ксения.
В-первую очередь, я мама, поэтому мне интересно все, что связано с детьми, особенно с их обучением и развитием. Во-вторых, я программист и математика для меня − неотъемлемая часть профессии. В-третьих, будучи блогером со стажем, я с удовольствием делюсь с другими наблюдениями и выводами, почерпнутыми из собственного жизненного опыта.
Я люблю математику, почти так же как шоколад =)) Это началось с детства: может с 3-4 лет. Наверное, когда я еще и самого слова “математика” не знала. Мы жили в селе и добираться до детского сада приходилось больше часа, в переполненном автобусе. Моя мама нашла замечательный способ сократить это расстояние: мне казалось, что мы доезжаем за 5-10 минут. А все благодаря небольшой коричневой книжечке с математическими задачками. Я очень хорошо помнила ее обложку и задачки. А вот название забыла, а может и не знал никогда — ведь я тогда не умела читать.
Недавно все же я нашла ее в одной интернет библиотеки и теперь могу сказать “Игровые занимательные задачи для дошкольников”.
Тогда моими любимыми задачами были “магические квадраты”, но не с числами, а с фигурками человечков, котиков, шариков. Надо было догадаться, какой котик должен быть в нижней правой клетке, так чтобы форма его головы, туловища, усов, ушек и хвоста не повторялась.
До сих пор помню, как я напряженно думала одну минуты, две минуты, три… пять, а потом быстро выпаливала ответ, чтобы не забыть! И самым незабываемым был не тот момент, когда мама улыбалась и одобрительно кивала головой, а тот, когда получалось ухватить правильную логическую цепочку «за хвост»!
Потом была школа. Помню, как у старшего брата я брала какие-то задачники и пыталась решать квадратные уравнения и неравенства (учась в начальных классах). Я не знала алгоритмов или формул, мне хотелось опять почувствовать “момент напряжения извилин”.
Однажды я сама прочитала об отрицательных числах и квадратных уравнениях в математическом справочнике. Это была чистой воды магия: я никак не могла понять, как извлекать квадратный корень. Поэтому пыталась нарисовать квадратную табличку, так чтобы строк было столько же сколько столбцов. Затем я начинала ее заполнять точками и считать сколько получается. Ох, таблицу квадратов до 25 я вывела почти сама, изрисовав не одну тетрадку
Суммируя свой собственный подход к многотрудному делу развития и воспитания детей, я пришла вот к таким выводам:
- Математика не просто сухие цифры и строгие формулы, это ключ к логическому мышлению, сообразительности и острому уму.
- Математика не какая-то далекая от нас наука. Она порой гораздо ближе, чем география, биология или даже родной язык;
- Математика для дошколят должна быть осязаемой, они приемлют только игры и наглядные задания;
- Оказывается с дошкольниками можно изучать даже те разделы математики, которые “проходят” в школе . Парадоксально, но это факт!
- Родители тоже обязаны полюбить математику. Поверьте, если у вас есть счеты с этим предметом со школьных времен, оставьте их в прошлом. Скорее всего, это лишь претензии к учителям или системе образования.
Рада знакомству и вперед к веселым играм!
ideas4parents.ru
Математика для дошкольников
Приветствую всех читателей моего блога. Математика для дошкольников – понятие очень обширное. Давайте сначала поговорим об этапах развития дошколят, поймем какие занятия подходят под каждый возраст. Затем я поделюсь с вами несколькими занимательными заданиями, которые легко подготовить своими руками. Поделюсь замечательной математической игрой, которую вы можете скачать. И дам свой отзыв о тетрадях с примерами, по которым занимается мой ребенок.
Возраст дошкольников конечно разный, да и возможности в математике у малыша трех лет будут сильно отличаться от пятилетки. Всё, что будет описано в данной статье, вы сможете изменить под уровень своего ребенка.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:- младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Источник Wikipedia
Занимательная математика для дошкольников
Все родители знают, что чем интересней проходит обучение, тем больше ребенок из него осознает. Математика не всем дается одинаково легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. Не важно если это будут игры, задачи, логические задания, нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме. Чтобы настроить малыша на занятие можно провести с ним веселую физкультминутку.
Занимательная игра – Готовим оладушки
Начну с игры, которая имела большой успех у моего сына, сейчас ему 4 года 11 месяцев. На подготовку материала у меня ушло 10 минут.
Мне понадобилось:
- Плотный картон;
- маркер;
- ножницы;
- предмет помогающий нарисовать круг;
- кухонная лопатка.
Я взяла лист картона от коробки, который разрезала на круги. Это наши оладушки, я даже позолотила их края маркером . На лицевой стороне написала примеры, а на обратной стороне ответы. Ребенку предлагается приготовить маме вкусные оладушки, но вкусными они будут только если он назовет правильный ответ.
Я была активным участником этой занимательной игры по математике и конечно же бурно реагировала на качество приготовленных оладий . Скажу, что наблюдая за ребенком, я осознала еще один навык, который здесь отрабатывается. Не сразу получилось у моего дошкольника перевернуть оладушки кухонной лопаткой. Будьте уверены, что в этой веселой игре развивается и координация движений.
После того как все оладушки были готовы, Александр решил продолжить игру по своим правилам. Он взял оставшуюся часть коробки и сообщил мне, что это моя тарелка. Аккуратно кухонной лопаткой, ребенок перенес все оладушки на воображаемую тарелку. Затем маме нужно было их кушать. Вот тут-то я и познала память моего сына! Он предлагал попробовать каждый кружок называя его разным именем.
– Мама, это кулебяка с рисом, мясом и чуть-чуть жаренного лучка. А это ромовая баба с шоколадной подливкой.
И так со всеми 12 кружками, которые мне предлагалось отведать . Интересно вот что – ребенок никогда не ел тех блюд, которые называл. О них он узнал из прочитанных нами книг и из занятий по английскому или французскому языку.
Занимательные занятия на математической доске
Увидев в Ютубе вот это видео, мне очень захотелось сделать нечто подобное, и я не ошиблась! Мой сын воспринял подобную математику очень занимательной.
У меня в наличии была досточка, которая покупалась для работы с пластилином, но не использовалась по назначению. Ее цвет коричневый и я решила не красить черной краской. Подготовка игры составила 5 минут.
Мне потребовалось:
- Тонкая досточка;
- молоток;
- канцелярские гвоздики;
- мелок;
- канцелярские резинки.
Как видно на фотографии, пользовались мы этой доской много, много раз. Поначалу я писала примеры только на сложение, затем только на вычитание, потом стала их чередовать.
Математика для дошкольников с досточкой, как и с игрой в оладушки имеет огромный потенциал. В обоих случаях мама может написать примеры по уровню знаний собственного ребенка. Доску можно легко использовать с двумя детьми – стер, написал для второго. Помимо математических способностей тренируем мелкую моторику с резиночками и гвоздиками . А самое главное, что обучение проходит в занимательной форме и ребенок получает от него удовольствие.
Занимательные задачи – Собери цветок
Мой сын очень любит канцелярские гвоздики. Сделав доску, описанную выше, я поняла, что интерес ребенка будет еще больше, если ему самому придется втыкать гвоздики. Уже имея практику подобных занятий, я взяла кусок пенопласта, в нем не остаются следы от острия и можно использовать множество раз. На изготовление материала ушло 15 минут.
Мне потребовалось:
- Цветная бумага;
- кусок пенопласта;
- канцелярские гвоздики;
- синельная проволока;
- горячий пистолет;
- маркер,
- рукавица для натирания машины (можно обойтись цветной бумагой).
На момент занятия у нас были подготовлены сердцевинки 80, 90 и 100. Ребенку предлагается одна сердцевинка и множество лепестков и листиков. Дошкольник вполне способен найти примеры, ответом которых будет номер написанный в центре. Таким образом он собирает цветок.
Для занимательных задач можно делать лепестки на сложение, вычитание, в будущем я планирую делать на умножение и деление. Тут все зависит от уровня дошкольника в математике.
Советую, не делать каждый цветок разного цвета, иначе ребенок просто соберет цветовую гамму не утруждая себя в счете.
Вот готовый цветок, который легко разбирается и можно собирать следующий. Я дополняю номера по мере возможности и храню все бумажные части в zip пакете.
Наша математика для дошкольников в играх описана в отдельной статье. Очень советую прочитать о подвижных и настольных играх.
Вспомогательный материал для таблицы Зайцева
Многие пользуются таблицей Зайцева и наступает момент, когда родителю уже отказывает фантазия в ее занимательном использовании. У нас появилась, правда ненадолго, вспомогательная таблица. На ее изготовление у меня ушло 10 минут.
Мне понадобилось:
- Лист цветной бумаги;
- маркер;
- линейка;
- ножницы;
- ламинатор (можно взять картон, тогда ламинатор не понадобится).
Измерив размер отсеков на таблице Зайцева, я начертила пять прямоугольников. Середина остается открытой. Номера слева, справа, вверху и внизу открываются в виде окошек. Ребенку предлагается, поставить открытое окошко на любое выбранное им число, и постараться посчитать какие числа находятся в остальных четырех окошках.
У меня была идея, на следующий день сделать такую же занимательную таблицу, только с номерами -2, +2, -20, +20. Мне понадобилось бы перевернуть лист цветной бумаги горизонтально, чтобы уместить окошки. Но делать этого не пришлось, так как Александр заявил:
– Мама, это глупая игра!
Вот какую тенденцию
www.millionairekids.ru
Занимательная математика для дошкольников
14053 (162 за неделю) / 20.09.16 09:00Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у детей логическое мышление, закладывают в детские головы основные математические понятия, а это чрезвычайно полезно в плане подготовки к школе.
Что входит в понятие «занимательная математика»?
Неожиданные сопоставления чисел и предметов, хитрые головоломки, ребусы, нестандартные решения тривиальных задач способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке. Но нужно правильно донести базовые математические закономерности и принципы до детского сознания.
У дошкольников увлекательные и интересные занятия занимательной математикой проходят в форме дидактических игр. Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения вначале цифр, а потом чисел – базы, которую необходимо заложить ещё до школы. Ведь чтобы ребёнок успевал за современной школьной программой, он уже должен иметь элементарные представления о математике. В рамках урока учитель не имеет возможности, учитывая скорость освоения материала и умственные способности каждого ученика, объяснять ему базовые понятия. Поэтому со стороны родителей необходима соответствующая помощь как в дошкольный период, так и в начальных классах.
Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в 4-летнем возрасте, поэтому самая первая математика должна появиться дома. Малыш должен понять, что количество предметов обозначается числом, что их можно посчитать. Также родителям следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими геометрическими фигурами, уча угадывать эти фигуры в окружающих предметах и сравнивать их с предметами (мячами, кубиками, пирамидками).
Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с одинаковыми предметами. Под руководством взрослых в игровой форме он должен научиться сначала складывать и вычитать, потом умножать и делить, осваивает понятия размеров (длина, ширина, высота).
Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме познавательной продуманной игры, то и математика становится для них увлекательной и интересной. При решении логических задачек они с интересом ожидают таящейся в описании условий задачи «закавыки», и поиск таких подвохов начинает их захватывать.
Математические игры
Таковыми называются игры, моделирующие математические закономерности, отношения и построения. Обычно чтобы найти решение, требуется предварительно проанализировать условия, вспомнить правила. Ход решения требует применения умозаключений и методов, присущих математике.
«Цепочка примеров»
Эта игра подходит для индивидуальной работы с 6-7-летними детьми, которые уже хорошо усвоили базовый уровень элементарной арифметики. Цель заключается в упражнениях дошкольников в арифметических действиях.
- В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга на стулья.
- Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу, например, 2+1, после чего бросает мяч кому-то из соперничающей группы.
- Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде соперников
- Поймавший мяч должен придумать новый пример, где участвует ответ из первого примера и т. д.
- Если кто-то даст неверное решение, задаст нерешаемый пример или дающий в результате не целое число, то он выбывает из игры. Побеждает та группа, где «уцелело» больше участников.
«Отгадай число»
Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их способности сравнивать числа.
- Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или числа меньше 6, но больше 4; больше 7, но меньше 9 и т. д.
- Если ребёнок справился, то получает флажок.
- Если детей разделить на две группы, то можно проигравшего исключать из игры.
Обе приведённые игры имеют простую задачу – участники должны осуществить математическую операцию или назвать число, основываясь на знании последовательности чисел и отношении между ними. Интереса и занимательности играм добавляет бросание мяча, приёмы стимулирования работы мозга, игровая постановка цели.
6 3 Опыты с водой для дошкольниковДетей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти занятия совместить, в результате чего получится инте …
Логические игры
В математические игры входят также логические упражнения и задачи, направленные на тренировку мыслительного процесса путём выполнения логических операций.
«Только одно свойство»
Материалом этой игры для старших школьников служат геометрические фигуры (треугольники, круги, прямоугольники и квадраты) двух размеров и четырёх цветов. Набор этих фигур нужно изготовить заблаговременно. То есть, на каждого участника игры должно приходиться по 64 фигуры разных цветов и размеров. Целью игры является закрепление у дошкольников знаний о свойствах геометрических фигур, развития способности моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей характеристику.
- Например, у двух участников игры имеется полный комплект вышеупомянутых фигур.
- Первый участник кладёт любую фигуру на стол. Второй участник должен выложить на свою половину стола фигуру, которая отличается от первой лишь одним каким-нибудь признаком. Например, если первый игрок выложил маленький красный квадрат, то второй может предложить большой красный квадрат или маленький красный круг и далее по такому же алгоритму.
- Ошибкой будет считаться то, если второй участник выложит либо точно такую же фигуру, либо отличающуюся двумя или всеми тремя признаками. В таком случае игрок лишается этой фигуры.
- Проигрывает тот игрок, который первым лишится всех фигур, но можно придумать и другие варианты исхода игры.
Эта игра напоминает принцип домино. Процесс игры требует быстрой ориентации участников в формах, цветах и размерах фигур, что помогает развиваться обоснованности действий, мышлению и развитию логики.
Дидактические игры
Занимательными могут быть и разные дидактические игры, форма и содержание которых выглядят занимательно. Эти игры предназначены для развития у разновозрастных дошкольников пространственных представлений, логического мышления, позволяют упражняться им в вычислениях и счёте.
«Числовой ряд»
Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста является закрепление запоминания последовательности ряда натуральных чисел.
- В игре принимают участие двое детей, которые сидят за одним столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной карточки с числами от единицы до десяти.
- Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество карточек (например, 13), поскольку на некоторых из них цифры повторяются.
- Каждый игрок по очереди должен брать карточку, открывать её и класть перед собой.
- Когда открывается следующая карточка, то игрок смотрит на указанное на ней число: если оно оказалось меньше, чем число на первой карточке, то он кладёт вторую карточку слева от первой, а если больше – то справа.
- Если же откроется карточка с числом-дубликатом, то он кладёт её на прежнее место, а ход переходит к соседу.
- Выигрыш за тем участником, который первым составил свой ряд.
Игры на смекалку
«Назови число»
Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать устные вычисления. Старший ребёнок или взрослый в ходе игры говорит: «Задумай число, которое я попытаюсь разгадать. Прибавь 6 к задуманному числу, затем отними 2 от суммы, потом также отними задуманное число, а к остатку прибавь единицу. Должно получиться 5, правильно?». Эта загадка на смекалку, ведь задуманное число в ней роли не играет, но здесь важно уметь вычислять устно, чтобы не запутаться.
При решении логических задачек специальной математической подготовки не требуется, здесь нужны лишь сообразительность и находчивость.
2 Пальчиковая гимнастика для дошкольниковУчёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро …
«Сколько конфет взять?»
Целью данной игры является научить детей соотносить с результатом условия задачи. Нужно в начале игры сформулировать условия задачи: «В непрозрачном пакете находятся два сорта конфет. Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из пакета наугад, чтобы среди них обязательно оказались две конфеты одного вида. Путём логического размышления ребёнок должен найти правильный ответ (минимум три).
Аналогичное решение имеет задача про яблоки: «В блюде было три яблока. Мама угостила яблоками трёх детей, дав каждому по яблоку. При этом одно яблоко осталось в блюде. Как так получилось?». Для того чтобы найти ответ, решающий задачку, ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с результатом. Тогда он поймёт, что один из детей взял яблоко вместе с блюдом.
С помощью занимательной математики у дошкольников должны закрепляться первые математические знания, навыки счёта по порядку и количеству. Здесь дети учатся делать первые вычисления, используя операции вычитания и сложения. Но и увлекательной математикой не следует заниматься долее 15 минут в день. При этом учиться счёту можно не только сидя за столом, но даже и во время прогулки: можно, например, пересчитывать ступеньки лестницы, детей, играющих во дворе, а за обедом можно посчитать число пирожков в вазе.
Занимательные игры на развитие памяти
Занимательная игра на развитие памяти «Фотография».
На стол раскладываются различные геометрические фигуры и малышу предлагается выполнить интересное задание. Ребёнок смотрит на расположение фигур секунд 10, а затем отворачивается. Расположение фигур на поверхности меняется. Малыш должен восстановить предыдущее расположение фигур.
Игра «Лапки, рожки, хвост».
Сколько лапок и ножек у божьей коровки? А у лягушки? А сколько всего лапок у божьей коровки и у лягушки?
Сколько всего крылышек у бабочек на рисунке?
В лесу живёт три зайчонка. Посчитай, сколько всего у них лап? А хвостиков? А ушей?
Занимательные задачки на внимательность и логику
- На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось?
- У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?
- В пакете находится 4 яблока. Как раздать эти яблоки четырём девочкам, чтобы в пакете осталось одно яблоко?
- Если взять лист бумаги, сложить пополам и разрезать, как показано на рисунке, сколько листочков бумаги получится?
- Сколько концов у трёх палок? А у трех с половиной палок?
У Лены было 3 ленты. Одну из них она разрезала пополам. Сколько лент стало у Лены?
Занимательные задачки на воображение и логику
1. Это длинный фрукт. Когда он не спелый, он ещё зелёный. Когда ты хочешь его съесть, ты должен снять с него шкурку. Назови его.
2. Он маленький, красненький и внутри него есть косточка. Это ягода или фрукт?
3. Он не круглый и не гладкий, но очень вкусный и сладкий. Что это?
5 Развитие мышления у детей дошкольного возрастаДети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н …
4. Посмотри внимательно на картинку и найди на ней фрукты и овощи. Назови их.
5. Найди на картинке животных и насекомых. Назови их.
Занимательные считалки
1. Найди правильные соответствия между числами и картинками.
2. Найди правильные соответствия между числами и картинками.
3. На какой строке нарисовано 8 карандашей?
4. На какой строке нарисовано 5 муравьев?
4. На какой строке нарисовано 4 бабочки?
Оцените статью!
12 | 1 |
Вы можете оставить здесь свой комментарий.
blogs.bebeshka.info
Математика для дошкольников
Занимательная геометрия В этой статье мы хотим рассказать вам об оригинальном пособии для изучения геометрии, которое любой родитель или педагог может сделать своими руками. Речь пойдет о т.н. «геометрической доске». Геометрическая доска — замечательное приспособление для веселого и занимательного изучения c ребенком основ геометрии, а также для овладения им школьными навыками, такими как действие по … читать дальше
Математика для дошкольников Почти в каждом доме, наверно, есть такой предмет как прищепки. Но не все мамы знают, что, манипулируя с прищепками, дошкольник прекрасно тренирует пальчики рук. Игры с прищепками развивают мелкую моторику у детей. Малышам можно предложить дополнить картонные картинки с помощью прищепок. Например, приделать солнышку лучики, осьминогу – щупальца, морковке – хвостик, человечку … перейти к урокам
Игры по математике Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по математике. Каждый урок включает в себя 6 математических игр. Часть игр направлена на развитие математических способностей и способностей к количественному анализу. Другие игры по математике обучают счету до 10, помогают ребенку выработать помятия множеств, учат сравнению величин … перейти к урокам
Учимся считать Раздел содержит несколько интересных игр для обучения счету. Вот пример одной из них. Когда ребенку наскучат счетные палочки можно использовать «счетные бусы». Заранее заготовьте бусы, состоящие из 1, 2, 3 …10 бусин, нанизав крупные бусины на толстую нитку или проволоку. Распечатайте карточки с цифрами. Ребенок должен подобрать к каждой … перейти к разделу
Обучение счету В заданиях на обучение счету этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть предложенную карточку, сосчитать количество изображенных на ней предметов и положить на каждый из них по специальной фишке. Вам понадобится игральная кость с точками или цифрами на гранях (игральный кубик). Распечатайте таблицу и раздаточные карточки к ней. Ребенок бросает … перейти к урокам
Учим цифры Учить цифры с помощью игры в лото для ребенка и полезно и интересно. Распечатайте два экземпляра игрового поля и карточек — фишек. Вырежьте фишки. Играют двое, каждый берет себе по одному игровому полю и по одному комплекту карточек-фишек. Фишки переворачиваются цифрами вниз. Ходят по очереди. Игрок открывает одну из фишек своего комплекта и ставит ее на … перейти к урокам
Устный счет это выполнение арифметических действий без применения дополнительных приспособлений. Овладение ребенком навыками устного счета одна из главных задач начального этапа обучения математике. Для детей старшего дошкольного возраста вполне достижимо умение устного счета в пределах десяти. Предлагаем вам готовые материалы для организации занятий с детьми по обучению навыкам устного счета. … перейти в раздел
games-for-kids.ru