Экономические игры для детей дошкольного возраста

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры.
Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.
Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.
ИГРА «РАЗЛОЖИТЕ ТОВАР»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1
Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением.
Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2
Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении.
После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1
Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2
Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «ОЦЕНИ ПОСТУПОК»
Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Ход игры
Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.
Задачи:
а) найти ошибку в действиях;
б) обосновать свой ответ;
в) дать оценку действиям.
Ориентировочные рассказы ведущего
Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.
Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1
Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2
Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3
Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.
С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1
Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2
Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
ИГРА «ЧЕЙ ТРУД ВАЖНЕЕ?»
Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.
Ход игры
Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.
Задание 1
Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).
Задание 2
Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.
podrastu.ru
Дидактические игры экономического содержания
Игра «Дороже – дешевле».
Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;
1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот
2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Игра «Потребности».
Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.
1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.
2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.
Игра: «Что можно купить, что нельзя»
Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам
1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;
2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.
Игра «Профессии»
Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.
1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;
2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.
Игра «Супермаркет»
1–й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.
2–й вариант. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который находится в группе.
3–й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.
Игра «Товарный поезд»
Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.
1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.
2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.
Игра «Товары – услуги»
Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.
1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.
2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.
Игра «На необитаемом острове»
Участникам игры предлагается следующее задание: «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит караблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках) и предметы.
Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники разделяются на команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля. Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.
Игра «Прием гостей»
Это коллективная игра, цель которой обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема.
Вначале организатор игры предлагает участникам разделиться на группы по 4—5 человек, условно образующие семью. Затем он выдает группам следующее игровое задание: «Предположим, что ваша семья отмечает день рождения одного из детей, сына или дочери. На дне рождения будет присутствовать вся ваша семья и, конечно, приглашенные друзья того, чей день рождения отмечается. Если вы отмечаете день рождения сына, то придется пригласить семь мальчиков и три девочки, а если отмечается день рождения дочери, то наоборот. Исходя из этих условий, установите, что и в каком количестве вам придется закупить для угощения гостей и участников торжества и сколько примерно денег понадобится для этого.
Следует обратить внимание участников игры на то, что в предлагаемое меню для угощения достаточно включить 5—6 блюд, а стоимость определять приблизительно.
После того, как все группы составят список необходимых закупок, организатор игры предлагает выслушать детей и обсудить предложенные варианты.
При выступлении представителей группы следует дать им возможность высказаться, обосновывая необходимость покупок, целесообразность предлагаемого угощения, его доступность по стоимости.
Побеждает та группа, чей список будет признан лучшим.
vscolu.ru
Город профессий в домашних условиях или Экономическая игра для детей
Города профессий нынче стали довольно популярным развлечением для детей. Почти в каждом крупном городе (и не очень) можно найти свой КидБург, ФэнтазиГрад, Талантику и т.п. Мы с Таисией, конечно, тоже в таких городах бывали. Для дочери это полнейший восторг и море полезного, для меня – настоящая сказка, о который мы в детстве даже и не мечтали.
Как-то после очередного похода в город профессий мне пришла в голову мысль, что ведь можно попробовать сделать что-то подобное в домашних условиях… и понеслось! Теперь домашний город профессий – наше излюбленное развлечение! Конечно, это не значит, что Таисия больше не просится в ФэнтазиГрад, который ждет ее в торговом центре, но, скажу я вам, домашний город профессий она тоже обожает, ведь он имеет немало своих преимуществ И низкая цена – далеко не главное из них.
Для тех, кто еще не был в городе профессий, коротко объясню, что он из себя представляет и какая от него польза.
Что такое город профессий?
Итак, город профессий – это воссозданная в миниатюре модель города – здесь есть парикмахерские, пожарные станции, магазины и прочее. Ребенок может попробовать себя в качестве работника каждой из организаций и за свой труд получить некоторую плату. Ну а потом и потратить заработанные деньги. В результате ребенок начинает лучше понимать градоустройство, роли каждого человека в обществе, формирует свое отношение к той или иной профессии, усваивает некую простую экономическую модель (прежде чем потратить – заработай), начинает понимать ценность деньгам. Интересно все это примерно с 4 лет.
В настоящем городе профессий можно увидеть много красивых реалистичных декораций, переодетых актеров и интересный реквизит. Я, конечно, не призываю вас шить костюмы и строить у себя дома сложные декорации. На самом деле реализовать такую экономическую игру можно и из имеющихся у вас дома игрушек и подручных материалов. Ваша игра превратится в настоящий город профессий вовсе не благодаря красивому реквизиту, а если вы сможете соблюсти основные принципы (читайте ниже).
Как сделать город профессий в домашних условиях
Итак, вот основные моменты, которые должны присутствовать в вашей экономической игре:
- Возможность выбора профессии
В вашем городе должно быть несколько «работ» на выбор (я для одной игры готовлю около 10 профессий), ребенок сам выбирает, на какую из них подрядиться – он может побывать доктором, парикмахером, ученым и т.п. Все «организации» располагаются в разных местах комнаты или квартиры, рядом с каждой указывается ее название и размер заработной платы, которую здесь можно получить за свои труды. Чуть ниже вы найдете идеи профессий, подходящие для домашнего города профессий.
- Оплата работы
После выполнения каждой «трудовой задачи» ребенку выплачивается установленная заработная плата в условной валюте. Вашей валютой могут быть игрушечные деньги из настольной игры или специально напечатанные из интернета.
Мы начинали играть, когда дочь еще не очень хорошо складывала числа с переходом через десяток, поэтому я добавила на наши купюры точки, которые помогали ей вести подсчет своих сбережений (например, на купюре в 5 денежных единиц нарисовано 5 точек и т.д.). Предлагаю и вам воспользоваться нашим шаблоном денег, его можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
Оплата работы «деньгами», конечно, здорово мотивирует ребенка, но есть еще один важный момент, который привлекает детей в работе (собственно как и взрослых) – достижение каких-то «карьерных» целей и получение опыта. Чтобы отмечать повышение профессиональной квалификации ребенка в городах профессий, как правило, используется специальный паспорт. В паспорте можно увидеть, сколько раз ребенок успешно «отработал» в той или иной должности, какого уровня профессионализма достиг
В зависимости от ваших художественных способностей вы можете оформить свой паспорт самыми разными способами. Главное, чтобы в нем можно было отмечать, сколько раз ребенок побывал представителем каждой профессии. Каждая успешная «служба» отмечается в паспорте маленькой наклейкой или печатью.
Желательно также помимо такой таблички с профессиями в конце паспорта вести еще и общую шкалу, на которой будет видно, как далеко ребенок продвинулся по «карьерной лестнице». По прохождении всего пути (это не за одну игру, конечно) можно пообещать получение какого-то подарка и изобразить его на финише.
Ни для кого не секрет, как дети любят что-нибудь копить, а здесь для них двойной интерес получается – и денежный доход, и наклейки! Но самое главное, ребенок сам решает, каким способом их заработать! А для детей это очень важно — свобода выбора!
- Покупки и развлечения
В вашем городе профессий помимо мест, где деньги можно заработать, обязательно должны быть и места, где их потратить! Это ведь самая основная мотивация работать У нас такими местами были кинотеатр (где за некоторую плату можно посмотреть желаемый мультфильм) и магазин (в котором можно приобрести разные интересности). Кинотеатр, правда, так ни разу и не был выбран Таисией, видимо, товары в магазине оказались куда более привлекательны
Подбирая варианты платных развлечений, важно ориентироваться на интересы ребенка. Если это магазин, то желательно продавать там то, что ребенок действительно любит или давно хотел. И это вовсе не значит, что нужно наполнить магазин дорогостоящими игрушками. Это могут быть интересные материалы для творчества (если ребенок любит рисовать и клеить), маленькие игрушки, которых не хватает для коллекции, любимые сладости, книжки, небольшие, но заманчивые игрушки, которые дети часто выпрашивают на прогулке (вроде мыльных пузырей). Стоимость тоже, желательно, установить разную – на маленькие сладости поменьше, на игрушки – побольше.
Я удивилась, но у Таси одной из самых желанных покупок в магазине были новые фломастеры, потому как рисовать она очень любит, а незадолго до игры у нее как раз перестал писать самый важный фломастер – красный!
Вообще полезность магазина трудно переоценить. Ребенок учится копить деньги на желанный товар. Учится принимать решение – купить сейчас недорогую сладость или набраться терпения, пойти еще поработать и накопить-таки на долгожданные фломастеры / машинку
Варианты профессий для детской экономической игры
Здесь я приведу различные варианты работ, которые вы можете предложить ребенку в вашей экономической игре. На мой взгляд, это довольно простые и быстрые в реализации варианты, их я и использовала. Готова поспорить, что вы и сами сможете придумать немало интересных профессий, которых здесь нет. Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими идеями.
Важный момент – организуйте задание на каждой работе так, чтобы оно занимало не слишком много времени (не более 10 минут). Иначе игра слишком растянется, и ребенок устанет раньше, чем успеет попробовать себя на разных поприщах
Итак, поехали
Задача ребенка в парикмахерской – сделать красивые прически «клиентам» парикмахерской (для усложнения задания можно попросить ребенка сначала сделать сами волосы). Клиентами могут быть обычные втулки от туалетной бумаги и бумажные одноразовые тарелки с заранее подрисованными лицами.
Когда ребенок справляется с поставленной задачей, вы выдаете ему установленную плату и наклейки для паспорта.
На этой работе ребенку предстоит приготовить что-нибудь вкусненькое. Здесь речь не идет о сложной выпечке или ужине для родителей. Подойдут рецепты, не требующие термической обработки, например, канапе, бутерброды, простые и веселые «поделки» из фруктов. У нас есть книжка «Кулинарные проделки» (Ozon, My-shop), черпаю из нее подходящие идеи.
В рамках одной игры достаточно приготовить одно небольшое блюдо.
Дайте ребенку задание построить из кубиков или конструктора что-то конкретное – дом, машину, лестницу и т.д. Можно предложить выполнить какую-то схему из пособия, прилагающегося к конструктору. Как вариант, можно воспользоваться логической игрой «
На этой работе ребенку нужно будет представить себя ученым-математиком, перед которым будут стоять задачи на счет и логику. В качестве задания для ребенка можно взять, к примеру, одну из тех математических игр, о которых я писала здесь (когда-нибудь я обязательно напишу статью и с играми посложнее ), а если не хотите заморачиваться, то можно просто взять какое-то математическое пособие (например, «Kumon. Задачи») и предложить ребенку выполнить из него несколько заданий на счет.
Тут, думаю, все понятно. Докторский набор, наверно, найдется дома у каждого ребенка. Сгодятся также бинты, шприцы без иголок, пустые коробки от лекарств, медицинские маски и т.д.
Задача простая – вылечить больного (родителя или игрушку) – наложить повязку, сделать уколы, дать «лекарства», записать больного в журнал, выписать рецепт (если ребенок уже умеет писать) и т.д.
Это одна из любимых профессий у Таисии – разносить письма игрушкам. Мне она тоже очень нравится, ведь это отличная тренировка навыков чтения в игре. Ребенок читает на конвертах, кому из игрушек предназначены письма, и разносит их.
От вас здесь потребуется заранее подготовить стопочку подписанных конвертов (внутрь письма вкладывать не обязательно, ведь почтальон читает только то, что написано сверху ), можно также подготовить сумку почтальона. У нас еще остался от прошлых игр почтовый ящик, он тоже здесь пригодился.
Если ребенок читает еще неуверенно, то достаточно написать на конвертах только имена игрушек – МИШЕ, КАТЕ и т.д. Если же уровень чтения более продвинутый, то можно как-то «зашифровать» имя получателя. Напишите на конверте короткую характеристику игрушки, по которой ребенок догадается, о ком идет речь – «Братику Симки», «Тому, кто любит носить красивые ошейники» и т.д.
Ну а эта профессия просто хит! Танцуем и веселимся
Основная задача, которая стоит перед танцором на работе, — повысить свое мастерство. Для этого он должен повторять различные танцевальные движения за вами, либо за зажигательным видео. Конечно, видео с ютуба с участием детей, на мой взгляд, пользуются бОльшим успехом, поэтому рекомендую их вам. Вот парочка удачных роликов:
Кто такой дизайнер? Правильно, человек, который из ничего может сделать красоту! Вариантов у этой работы много. Например, можно предложить ребенку сделать какую-то незамысловатую поделку (заранее подготовьте для нее все необходимое), которая станет украшением для вашего дома. Либо создать красивый узор из отдельных фрагментов. Для этого как нельзя лучше подойдут логические игры «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom) или «Цветовой код» (Ozon, My-shop, KoroBoom).
Думаю, здесь все ясно. Цель работы – нарисовать заданное изображение или выполнить творческое задание (например, порисовать льдом, ватой, на клее ПВА и т.п.).
У актера задание не менее интересное – он должен показать своим благодарным зрителям маленький спектакль. Заранее подготовьте весь реквизит, продумав какую сказку малыш будет показывать. Если ребенок не первый раз участвует в сценических постановках, ему, скорее всего, будет интересно придумать сюжет самому.
Для спектакля можно использовать любые игрушки, самодельные или готовые домашние театры. У нас чаще всего это театр теней (кстати, его можно показывать и днем, если сесть напротив солнечного окошка).
Чтобы побывать в роли ученого, ребенку нужно будет поставить настоящий эксперимент. Сейчас нет дефицита идей опытов для детей, на эту тему написано много книг (например). У меня тоже уже готовы материалы для статьи про первые опыты с водой, в скором времени опубликую.
После проведения каждого опыта мы с Таисией обычно записываем ход эксперимента и результаты в блокнот в виде картинок и коротких предложений. На мой взгляд, так информация гораздо лучше усваивается, а по прошествии времени можно еще и просматривать дневник, освежая в памяти пройденный материал.
Здесь все ясно. Задание – слепить что-то из пластилина / теста. Немного идей для лепки можно взять здесь и здесь.
Что если вам дома создать из подручных средств полосу препятствий, преодолев которую, ребенок сможет спасти какого-нибудь своего игрушечного друга? В ход можно пустить диванные подушки, обручи, скакалки и пр. Получится очень активная подвижная игра.
Если желания осуществлять масштабные спасательные операции нет, можно реализовать профессию с помощью логической игры (Вообще домашний город профессий тем и замечателен, что играя, незаметно для себя, ребенок решает кучу задач на развитие мышления и логики). Bondibon «Камелот» (Ozon, My-shop, KoroBoom) отлично подходит для этой цели. Правильно располагая логические блоки, ребенок поможет рыцарю спасти принцессу (Игра совсем не девчачья, мой 7-летний племянник играл так, что за уши не оторвать) На мой взгляд, это одна из самых интересных игр этого производителя, рассчитана она на детей от 4 лет.
Я немного учу Таисию музицировать , поэтому заданием для нее на этой работе является исполнение пары-тройки коротких песенок по цветным ноткам. Но здесь возможны и другие варианты реализации этой профессии, например:
Простой вариант этой профессии – перевезти какой-либо груз (кубики, игрушки и т.п.) на игрушечном самосвале из одного места квартиры в другое.
Продвинутый вариант – решаем логическую задачу по оптимальному размещению груза в грузовике. Для этого здорово сгодится логическая игра Bondibon Грузовички (Ozon, My-shop, KoroBoom). Если нет желания покупать игру, можно поискать в интернете подобные задачи на размещение деталей в ограниченном пространстве.
Иными словами, вариантов профессий, которые вы можете предложить ребенку в вашем городе профессий огромное количество. При выборе опираться, прежде всего, стоит на интересы вашего ребенка и на то, какие материалы есть у вас дома. Смелее фантазируйте. Не забывайте выплачивать за «детский труд» символическую плату и отмечать успехи в паспорте!
Самая большая прелесть домашнего города профессий в том, что в увлекательную игру вы «вплетаете» море развивающих игр и полезных занятий. А ребенок все требует и требует продолжения, ведь в этом городе он чувствует себя совсем взрослым!
Искренне ваша, Яна Разначенко
РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ. РАСТИМ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ
БЛОКИ ДЬЕНЕША. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
jili-blog.ru
Экономические игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Разновидности экономических игр для детей являются прекрасным способом развить математическое и логическое мышление. Однако родителям стоит четко осознавать, что их типы градированы строго по возрасту и преследуют четко очерченные цели.
Польза и удовольствие – назначение экономических игр
Понимание того, что такое экономика и для чего она необходима, дается детям не так уж просто. И проблема состоит в том, как именно преподать сложные научные темы понятным для ребят языком. На помощь в этом случае приходят специально разработанные типы экономических игр, с которыми можно прекрасно проводить время как в семейном кругу, так и в детском коллективе.
Какие задачи преследуют рассматриваемые типы игр?
- Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
- Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
- В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
- И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.
Поставленные задачи решаются в детском коллективе в зависимости от возраста детей.
Игры для дошкольников
Говоря об экономических играх для детей дошкольного возраста, педагоги рекомендуют сконцентрировать их внимание на 4 блоках:
- потребности человека и способы их удовлетворения;
- профессии и их особенности;
- что такое деньги;
- на что можно их потратить и что нельзя купить за деньги.
Все четыре блока преподносятся детям в виде игр: «Почта», «Банкомат», «Магазин», «Фермер»,
«Рынок» и иных.
Игры для младших школьников

В коллективе же практикуются те игры, что направлены на совместное построение бизнес-моделей, формирование навыков инвестирования и более глубокого раскрытия экономических понятий.
www.tikitoki.ru
Занятия и игры по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Юный бизнесмен»
Программное содержание:
- ввести в словарь детей новые понятия «рыночные отношения», «бизнес»;
- развивать речь, логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: бочонки с мёдом и малиновым вареньем; корзины с фруктами; мешочки с крупой; пять карточек с рисунками различными товаров.
Ход занятия
Ребята находят в уголке сюрпризов сундучок с «деньгами». Воспитатель интересуется, что находится в сундучке у детей. Что это такое? Зачем деньги нужны людям? Что может случиться, если у человека нет денег?
Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: «Сможет ли мама выполнить просьбу сына?».
«Три копейки»
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт,
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить».
Вопросы к обсуждению:
- Можно ли на эти деньги купить что-либо?
- Почему мальчик думал наоборот? (не знает с цен.)
- Все ли товары имеют одинаковую цену? Как вы думаете почему?
- Что такое цена?
Итак, мальчику нужно еще многое узнать, т.к. он ещё мал, и не разбирается в рыночных отношениях. Что такое рыночные отношения мы узнаем, отправившись на рынок.
Решение проблемных задач «Рынок».
Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами. Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте, ребята, поможем им быстрее продать свой товар и уехать домой.
Проблемные ситуации.
«Лежачий товар не кормит».
В. Первый торговец продает мёд, чтобы купить домой варенье. Второй – торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Ребята, помогите продавцам решить возникшую проблему? (Ответы детей.)
В. Правильно, ребята, поменяться бочонками. Такой обмен называется бартер.
«Базар цену скажет».
В. А вот эти двое торгуют крупой. Один мешок полный, а другой нет. Цену установить не могут. Помогите им установить её (Ответы детей.)
Правильно. Мешок стоит дороже, т.к. он больше, половина мешка — дешевле, потому что он меньше.
«Товар лицом продается».
В. На прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого продавца, груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Как правильно должны поступить торговцы, чтобы быстро и выгодно продать свой товар? (Ответы детей.)
В. Да, дети, груши могут испортиться, поэтому цену надо снизить. Яблоки можно продать дороже — они ещё могут храниться до зимы.
У каждого товара есть своя цена. Товар можно купить за деньги, а можно поменять на другой товар.
Игра «Бартер».
Педагог объясняет правила игры и раскрывает ситуацию.
Антон принёс сапоги и ему нужен гусь.
Борис принёс топор и ему нужна рубашка.
Вася принёс рубашку и ему нужна пила.
Гриша принёс пилу и ему нужны сапоги.
Дима принёс гуся и ему нужен топор.
Задание: торговец Антон посредством бартерного обмена должен получить гуся.
Затем происходит обмен. Правильный выбор предложен ниже.
1 обмен. Антон отдаёт Грише сапоги и получает пилу.
2 обмен. Антон отдаёт Васе пилу и получает рубашку.
3 обмен. Антон отдаёт Борису рубашку и получает топор.
4 обмен. Антон отдаёт Диме топор и получает гуся.
В. Ребята, в результате четырёх обменов Антон получил то, что хотел, причем, товар был получен без денег. Можно ли назвать бартером обмен двух Иванов? (Ответы детей.)
Как вы думаете, что удобнее — приобретать необходимые товары за деньги или обмениваться ими? (Обменять товары всегда труднее, чем их купить.) Такие сложные решения каждый день принимает бизнесмен, человек, который занимается бизнесом.
А вы хотите стать юными бизнесменами? Если да, тогда я предлагаю вам решить экономические задачи.
1. Папа решил подарить Серёже велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?
2. Как вы думаете, какая одежда дороже: летняя или зимняя? Почему?
3. Чьи туфли дороже: мамы или дочки? Почему?
4. Где будет дороже бутылка пепси-колы: в наших краях или в жарких странах?
5. Кот Матроскин решил накопить денег и купить всё, что захочет, но пёс Шарик утверждает, что не всё продаётся и покупается. Рассудите их спор.
6. Из названных слов, выберите то, что нельзя купить:
Телевизор, солнце, здоровье.
Конфеты, дача, совесть.
Доброта, квартира, туфли.
Ветер, игрушки, дружба.
В. Пора подводить итоги, друзья!
Играли мы на славу и не зря!
Ум и находчивость всегда проявляйте!
И на весь мир о себе заявляйте!
И главное в жизни — дружба!
Не забывайте!
И на деньги её не променяйте!
Л. Ястребова, Н. Малыгина
vscolu.ru
Экономическая игра для детей по теме: «Экономика: разделение труда»
Задачи:
Словарная работа: потребление, склад.
Материал: 1 кукла, сверчок, муха, комарик, фланелеграфические силуэты зайцев, лисы, медведя, сороки, муравья, енота, филина, выдры, бобра и других лесных жителей.
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня наши посиделки с загадки:
Угадай, как-то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
Называется…
(Товар.)
— Молодцы, ребята! Вы, наверное, помните, что на прошлом занятии наша гостья Муха-Цокотуха рассказывала о посещении базара. Так откуда же берется на базаре все то, что там продается? Вот об этом нам сегодня поведает моя новая гостья, труженица Пчела. Она очень деловитая, не только прекрасно умеет делать мед, но и знает, кто чем в лесу занимается. Лес — это целое государство, а его хозяйство во много раз сложнее, чем хозяйство одной семьи. Ведь чтобы все люди в стране были одеты, обуты, сыты, жили в теплых и светлых домах, в хозяйстве страны нужно сделать много пар обуви, сшить много рубашек и юбок, вырастить огромное количество картошки и яблок и сделать еще множество важных дел. Пчела поведает нам, как справиться с этими сложными задачами. Итак, встречайте нашу гостью (прилетает Пчела). Усаживайтесь, ребятишки, поудобнее, я начинаю свой рассказ:
Лес-труженик и его работники
Жил-был лес. И жили-были в лесу звери, птицы, насекомые. Каждому из них — и такому большому, как медведь, и маленькому, как я, пчела, — нужен дом, еда и питье. Также лесным жителям нужно защищаться от врагов: кому от охотников, которые могут и волка, и зайца, застрелить, кому от мальчишек, которым ничего не стоит разорить птичье гнездо или мой улей. А еще нужно все лесные новости узнать, по лесу попутешествовать, детишек — и пчелят, и мушат, и зайчат, и волчат, и всех прочих — уму разуму научить. Не каждый лесной житель может со всеми своими лесными делами одинаково хорошо справиться. Уж на что мы, пчелы, трудолюбивые, но и нам на все дела времени не хватает. Дом-то мы себе, конечно, сами строим и еду, нектар, сами добываем. Но за день с цветка на цветок, с куста на кусток, с полянки на полянку так накружишься, что полетать, новости узнать ни времени, ни силы не остается. Уж какие там новости. Вот улей наш мальчишки разорили — это горе настоящее. Мы их, мальчишек, разбойников, жалили, кусали, но улей не спасли.
Только мы улей заново построили, новая беда — детки в поломанном улье простудились, да так сильно, что даже мед не помогает. А лечить по-настоящему никто из нас не умеет. Пришлось к Богомолу лететь — он любого зверя, птицу, насекомого от всякой болезни вылечить может. Богомол был ужасно занят — он задумчиво разглядывал кусочки веток и жевал березовый листок. Я рассказала ему о нашей беде. Богомол печально кивнул головой и сказал, что он, конечно, вылечит наших детей, но вот его дети остались без дома и еды. Почему? Да потому что Богомол мог вылечить любую болезнь, но не мог построить даже самый маленький дом и добыть даже капельку меду, который так любили маленькие богомолята.
Конечно, мед мы Богомолу дали, а он вылечил наших пчелят от простуды. Вечером я полетела погулять перед сном. Пролетая над болотом, я услышала мелодичные звуки. Это пели лягушки. На берегу собрались слушатели — Сорока, Медведь, Бобер, Еж, Белка, Заяц с Зайчихой, Лиса, Выдра, Енот, Филин. Все наслаждались концертом до самой темноты, а когда лягушки замолкли, Филин сказал: «Как чудесно они поют! У них это получается так же хорошо, как у пчелы собирать мед, у муравьев и бобров — строить дома, у белок и ежей — на зиму заготавливать грибы, ягоды и орехи, у зайца — выращивать капусту и морковь».
Пока Филин произносил свою речь, я подумала: а может, пусть каждый делает то, что у него получается лучше всего? Пусть Сорока разносит новости, медведь охраняет всех лесных жителей от врагов, Богомол лечит, а лягушки поют.
Так мы все и порешили, и с того времени все в лесу изменилось. Мы, пчелы, собираем мед для всех жителей леса, муравьи и бобры помогают нам строить и ремонтировать улья, белки и ежи угощают всех ягодами, грибами и орехами, зайцы — морковью и капустой, медведи пугают шалунов-мальчишек, сорока рассказывает новости, енот учит ребятишек. Каждый из нас до этого продавал на базаре то, что производил. Но на это уходило очень много времени — целый день торгуешь, а работа стоит: мед сам в улей не собирается, и морковка сама не растет. Вот стала на базаре вместо нас Лиса торговать — у нее это лучше получается.
А потом еще интереснее дела пошли. У нас в лесу есть и грибы, и ягоды, но нет ни молока, ни водорослей. Начался у нас обмен с полями-лугами, да с морями-океанами. Мы им грибы — они нам молоко, мы им ягоды — они морскую капусту. Всем удобно и выгодно. Теперь у нас все есть, чего только душе угодно! Правда, для меня, например, вкуснее меда ничего не сыщешь.
Сверчок. Мы с ребятами благодарим тебя, Пчела, за рассказ и ждем к нам в гости еще (пчела улетает).
Дети, а ведь и у людей бывает, что одно дело спорится у одного, другое у другого. Вот и разделили люди свой труд по профессиям.
Игра «Кто что делает».
Воспитатель называет действия, а дети говорят, люди какой профессии его выполняют.
Глазырина Л., Зайцева Н., Подолинская Л.
vscolu.ru
Экономические игры для детей: популярные варианты и польза
Брюгге – это не только один из самых богатых и развитых городов Европы XV века, но и довольно популярная и интересная настольная игра.Играть в нее могут от 2 до 4 игроков, каждый из которых становится купцом средневековой Европы. Вы боретесь за свою значимость, влияние, авторитет и уровень власти в городе. Цель: завести как можно больше полезных знакомств, добиться помощи торговцев, влиятельных горожан для того, чтобы стать самым успешным и богатым членом общества Брюгге. Добиться желаемого можно только благодаря имеющемуся стартовому капиталу, изворотливости, хитрости и интуиции.
Правила игры просты и понятны. Начинается все с действий наиболее активного игрока. Всего в игре четыре фазы, в каждой из которых действия производят все участники, но начинает всегда наиболее активный (каждый раз такой игрок выбирается заново).
Фазы:
1. Добор карт.
2. Бросок кубиков.
3. Розыгрыш игровых комбинаций.
4. Выбор лидирующего игрока.
Фазы повторяются и сменяют друг друга до тех пор, пока игроки не используют основную и дополнительную колоду карт. После этого начинается подсчет очков и определение победителя.
Особенностями этой игры, выделяющими ее среди прочих, можно считать:
1. особую игровую атмосферу – средневековая Европа;
2. одновременное применение нескольких механик, т.е. в игре присутствуют и кости, и деньги, и карточки;
3. победитель определяется по наиболее успешной комбинации таких характеристик, как «Репутация», «Персонажи», «Лидерство», «Недвижимость», а также некоторые заработанные эффекты и дополнительные опции приобретенных объектов недвижимости. Сказать о том, кто стал победителем без окончательного подсчета очков практически невозможно.
Брюгге научит вас и ваших детей грамотно планировать финансы, распоряжаться капиталом, вырабатываться экономическую стратегию и четко двигаться к поставленной перед вами цели.
Уникальность этой игры состоит в том, что к стандартному набору в последующем можно приобретать дополнения, позволяющие открывать новые сословия, расширять игровые возможности за счет объектов недвижимости (порт, фондовая биржа и т.д.). Каждый дополнительный набор состоит из модулей. Игроки сами решают, что из предложенного они добавят в игровой процесс в этот раз.
Минимальный возраст игрока – 12 лет.
sochi.kids-mba.ru