Как подготовить ребенка к школе: игры, которые вам помогут
(3 голоса: 3.67 из 5)«Готов ли наш ребёнок к школе?», — этот вопрос волнует, наверное, всех современных родителей бывших малышей. Ещё чуть-чуть — и произойдёт тот волшебный переход во во взрослый мир, вход в который находится под вывеской «Школа».
И неизвестно, чьего тут присутствует больше волнения: детского ли, родительского ли. Современные дети информационно более наполнены, чем их папы и мамы в этом же семилетнем возрасте, потому им легче вступать в новую систему информации, предлагаемую школой. Родители, а особенно бабушки и дедушки, всё же продукты своей эпохи, что в то же время и очень хорошо: они ответственно относятся к сборам своего чада в Страну Знаний.
Чтобы снизить уровень тревожности старшего поколения («Готов? Не готов? Как он там будет?»), предлагаю простой и даже весёлый способ для всеобщего успокоения и создания уверенности в том, что можно выпускать своё дитя в долгое плавание по волнам обучения. Игры! Вот что нам поможет! Игра — деятельность для старшего дошкольника привычная — ведущая, как говорят психологи. Вот на основе игры и покажем ребёнку, что не так страшна учёба, как её малюют. Мало того, учёба может быть и очень интересной! Так, все вместе, играя, и перейдём постепенно к настоящему учению — в комфорте и с увлечением!
Интеллектуально к школе готовы? Всегда готовы!
Помимо эмоциональной (мотивированного «Хочу в школу!») и социальной (умение жить и обучаться в коллективе) готовности, ребёнок должен быть подготовлен к школе интеллектуально. Если дошкольник умеет концентрировать внимание, выстраивать логические связи, у него достаточно развита память и движения рук — значит, интеллектуальная готовность на уровне.
В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные.
Вот, например, память. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Хорошая память значительно облегчает процесс запоминания нового материала, ребёнок меньше тратит времени на домашние задания. Человек с хорошей памятью более грамотный, так как запоминает правильное написание слов и предложений при чтении книг.
Произвольная память начинает формироваться у ребёнка в возрасте пяти лет, однако целенаправленное запоминание зависит от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. При этом эффективность запоминания увеличивается, если задание предполагает не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций. Наиболее благоприятные условия для формирования произвольной памяти создаются в процессе игровой деятельности. Чем особенно хороши такие игры — они одновременно могут служить как средством развития необходимого для будущего первоклассника качества, так и средством диагностики наличия его у ребёнка.
Игры на развитие памяти
Рассмотрим некоторые варианты игр. Взрослый предлагает ребёнку в течение 10-15 секунд запомнить пары картинок. Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается вспомнить парные картинки. Для запоминания можно использовать как карточки с рисунками — конкретными или абстрактными, с изображениями геометрических фигур разного цвета и формы, так и сюжетные картинки.
Ещё одно игровое упражнение: в течение полутора минут ребёнок запоминает игрушки на полке, затем выходит из комнаты или просто отворачивается, а взрослый меняет местами или убирает часть игрушек. Ребёнок оценивает изменения.
Данная игра хороша тем, что её проведение может быть разнообразным. В качестве объектов игры могут выступать настоящие игрушки или предметы — дома или в детском саду, а в мобильном варианте игры (в поездке, в очереди в поликлинику — одним словом, в нестационарных условиях) предметы могут быть заменены их изображениями, выполненными на карточках из картона.
Используя карточки, можно сыграть и в такой вариант развития памяти: взрослый заранее составляет пары карточек из цветного изображения предмета (а предметы должны быть знакомые детям, те, что окружают их ежедневно) и его схематического образа. Затем показывает ребёнку пары (сначала цветное, затем схематичное изображение в каждой паре) — по 3 секунды на каждую карточку. Далее вариантов два: по порядку показываются карточки со схематичным изображением, а ребёнку предлагается вспомнить и назвать парный предмет. А можно наоборот: сначала показывать карты с цветным изображением, а ребёнок будет вспоминать и называть схематичные изображения. Помимо памяти, в ходе использование карточек со стилизованными графическими изображениями у детей развивается ассоциативное воображение.
Следующая игра. Возьмите 12 цветных карточек и выложите любые из них на столе в три ряда. Ребёнку предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза. Взрослый меняет расположение картинок или убирает одну-две картинки.
Ребёнок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось или чего не стало. Повторите это задание три-четыре раза. Затем закройте все картинки листом бумаги и предложите вспомнить и назвать картинки: в каком-либо одном ряду слева направо или справа налево; в одном из столбиков сверху вниз или снизу вверх; назвать картинку, которая находится в одном из углов, между какими-либо другими картинками; на разных уровнях относительно других картинок. Для усложнения игры можно предложить ребёнку побыть ведущим самому и задать вам сложные вопросы.
В следующей игре могут принять участие несколько детей. Возьмите 4 карточки, на каждой из которых нарисованы разные фигуры. Ведущий поочерёдно, в течение 10 секунд, показывает детям карточки. После показа каждой из четырёх карточек дети зарисовывают увиденные ряды фигур на бумаге. За каждую правильно зарисованную карточку ребёнок получает 1 балл. У кого больше всех баллов, тот и побеждает.
И ещё одна игра-тест. Для неё нужны четыре комплекта карточек, по две в каждом комплекте, на которых нарисованы предметы одного вида, по-разному расположенные, с добавлением других предметов. Например, карточки с одеждой: на первой — шляпа, фуражка, панамка; на второй головные уборы меняются местами и добавлено платье. Покажите ребёнку одну из карт для запоминания, затем уберите её. Далее покажите парную карту и попросите назвать, какие предметы изменили своё местоположение, каких не стало или какие добавились. Дополнительные задания к этой игре: назвать предметы на карточке одним словом; определить, какой предмет лишний, например, в нашем примере лишним будет платье — оно не головной убор.
Будь внимателен!
Наверное, нет на свете такого человека, который бы ни разу не переживал из-за отсутствия внимания — у себя или у своего ребёнка. А родители школьников просто уверены: внимание — основа хорошей учёбы!
Внимание ребёнка такая интересная штука, которая не существует сама по себе, вне его действий. Есть только одно средство его развития — деятельность, которая должна побуждать ребёнка к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания. Нельзя просто приказать ребёнку быть более внимательным. Он сосредоточен только до тех пор, пока интерес его не угаснет. Поэтому в процессе интересной игры дети могут оставаться внимательными достаточно долго.
Игры на развитие внимания могут быть такими: правильно расположить предметы в клеточках рядов по данному образцу; найти десять отличий на двух с первого взгляда одинаковых рисунках; найти среди четырёх пар изображений с минимальными отличиями одинаковые пары. Благодаря целенаправленному руководству взрослых во время игры, у детей должна развиться наблюдательность, позволяющая за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик. В процессе занятий с использованием таких игр способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.
Движение — не только жизнь, но и ум
Поэтичная фраза о том, что талант человека на кончиках пальцев, на самом деле не метафора. Действительно, большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями в кистях и пальцах рук. Развитие мозга происходит, в том числе, и под влиянием кинетических импульсов от рук, поэтому ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него быстрее развиваются память, внимание, связная речь.
Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости.
Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания.
Например:
дорисовать вторую половину предмета, обвести предметы по точкам, начиная от точки, не отрывая руки;
выполнить действия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы получились рисунки — и определить, что же получилось в итоге;
раскрасить только те нарисованные рядом с предметом геометрические фигуры, из которых этот предмет состоит; нарисовать геометрические фигуры, на которые похожи предметы;
сделать все предметы одинаковыми, дорисовав недостающие детали; продолжить ряд, рисуя по клеточкам, уловив предварительно закономерность расположения фигур.
Загадки всегда привлекают, а мозг начинает работать ещё быстрее. Интеллект развивается и опосредованно, и непосредственно. Обеспечивается осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение.
С помощью игр на развитие движений рук можно развить и пространственное воображение, и ориентацию в пространстве, и словарный запас, давая ребёнку задание нарисовать предметы в определённых местах листа: в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, между, и т. п. Получается буквально: развитие человека — в его руках! Только маленькому человеку обязательно должны помочь большие, родители и педагоги.
«Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает»
Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал.
Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям.
Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!
Цицерон говорил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Конечно, он прав, но правы и мы, когда хотим, чтобы наши дети хотели учиться говорить правильно. А это значит, что надо их в этом заинтересовать. Прежде всего, игрой. Согласитесь, что старание в игре даст намного больше результата.
Игровые задания должны идти от простых к более сложным: от составления логического связного рассказа по карточкам, которые надо разложить по последовательности действий, до сочинения рассказов по картинкам со сложными сюжетными изображениями. Внесите в игру момент соревновательности: за каждое правильно и качественно выполненное задание можно давать детям жетоны, например, в виде звёздочек. Так дети будут приближаться к тому, чтобы стать настоящими «звёздными ораторами».
Задания могут быть, например, такими:
используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;
составить предложения по картинкам;
рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;
рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;
рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;
взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон — сладкая конфета, смелый лев — трусливый заяц, широкая кровать — узкая скамейка и т.п.) и назвать данные антонимы.
Грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с богатым словарным запасом и правильной, образной речью чаще добиваются успеха во всём, ведь такого человека окружающие воспринимают как более умного и компетентного.
Грамотность можно формировать, начиная с изучения алфавита. Затем приобретается умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки, необходимые для дальнейшего обучения чтению. От правильного понимания таких понятий, как звук, слог, слово, предложение дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению; от простых слов дети — к составлению логических цепочек по карточкам с изображениями.
Так, например, одна из игр — «Парочки» — развивает ещё и логику, и причинно-следственное мышление. Добавление к сюжетным картинкам карточек с предметами, связанными по смыслу с сюжетом, будет основой для составления рассказов. С помощью данной игры можно начать выводить ребёнка на новый уровень мышления — эвристический, используя метод, который Джанни Родари назвал «Бином фантазии». Если предложить ребёнку две карточки с нарисованными на них предметами, абсолютно не связанными между собой по смыслу (например, топор и зонт, утка и дом), то мозг будет стараться найти связь между этими предметами, и у ребёнка будет развиваться творческое воображение. Более сложный вариант этого метода — «Полином фантазии», когда берутся уже три слова, не связанных между собой по смыслу (например, жёлудь, щука, замок).
Перефразируя высказывание известного специалиста в области ораторского искусства Фрэнка Снелла, хочется сказать: не допускайте того, чтобы через речевые недостатки вашего ребёнка педагоги нарисовали ложную картину его способностей. Заставьте речь ребёнка работать на него.
Мир вокруг нас
Чтобы не потерять себя в этом мире, надо многое о нём знать. Особенно начинающему школьнику. Знания эти нужны и для развития самостоятельности, ведь теперь ваш ребёнок уже не просто малыш, а ученик, который должен хорошо ориентироваться в окружающей действительности, сам (!) никуда не опаздывать, и вообще — в буквальном и в переносном смысле — не теряться в этом мире!
Что же сделать, чтобы увеличить качественный и количественный объём знаний ребёнка об окружающей действительности? Конечно же, поиграть с ним!
Например: сделать 12 маленьких карточек с сюжетами, принадлежащими разным временам года, и одно большое поле с четырьмя секторами, «подписанными» символами разных времён года (зима — снежинка, лето — солнышко и т.п.). Задача для ребёнка: догадаться, какому времени года принадлежат маленькие карточки с сюжетами и разложить их на соответствующие сезонные сектора на большом поле. В качестве дополнительного задания можно попросить ребёнка рассказать о любимом времени года.
Ваш подросший малыш теперь обязательно должен ориентироваться во времени, чтобы не опаздывать в школу. А ведь часы бывают разными. Научите будущего школьника разбираться в них. На маленьких карточках напишите время цифрами, как на электронных часах. Возьмите часы со стрелками (или сделайте их игровой, но движущийся макет). Задача: поставить с помощью стрелок на часах время, написанное на карточках. Также задание можно выполнять зеркально: взрослый ставит время на часах со стрелками, ребёнок находит это же время среди карточек.
Для следующего задания необходимо сделать 18 карточек с изображениями деревьев, кустарников, овощей, фруктов, грибов, цветов, плодов деревьев — объектов флоры. На большом поле расположить картинки, на которых находятся объекты, объединяющие всех этих представителей в группы: лес, овощные грядки, корзина грибов, букет цветов, плодоносящий сад, банки с вареньем из ягод. Задание: определить группы растений и разложить маленькие карточки в соответствии с ними. Назвать ещё несколько растений каждой группы.
Игры из серии «Дополни ряд» и «Что лишнее?». Для этого задания также необходимы карточки с изображениями, из которых составляются логические ряды. Задание — убрать из ряда лишний предмет, сказав, по какому именно признаку он лишний, или, наоборот, дополнить ряд.
Задание, связанное с миром фауны. Подготовить пары карточек с изображениями животных: по два представителя дикой природы, домашних животных, птиц, рыб, насекомых и т.д. Карточки перемешать. Ребёнок должен разобрать все карточки по парам и объяснить, почему его решение было именно таким.
Игры эти учат ребёнка совершать мысленный переход от отдельного к общему, который называют обобщением, выделять существенные признаки изучаемого понятия. У детей формируется умение делать выводы из фактов или явлений.
Чтобы подвести результаты наших игровых мини-диагностик, можно отражать ответы детей в специальной таблице. За каждое выполненное без ошибок задание ребёнок получает по три балла. Если задание выполнено с помощью взрослого, то баллов будет два. Если же задание не выполнено до конца, то ставится один балл. Далее баллы суммируются и делятся на количество предложенных заданий. Итог: три балла — у вашего ребёнка высокий уровень развития памяти, можно совершенствоваться дальше. Два балла — средний уровень развития, можно позаниматься дополнительно. Один балл — требуются обязательные дополнительные занятия.
Математика — царица мышления
Несмотря на то, что при подготовке ребёнка к школе каждому из мыслительных процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. А для развития мышления — полезно заниматься математикой. Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове. Он же, кстати, первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности и указал на значимость развивающего обучения.
Так как же развить с помощью этой царицы наук ещё не знакомого с ней ребёнка? Нам на помощь снова приходит игра!Рисуем плакат с цифрами от 1 до 20, выполненными разными шрифтами и разных размеров и цветов. Задание: посчитать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1. Посчитать с 7 до 13, с 9 до 3 и т.д.
Подбираем или рисуем картинки, на которых можно что-нибудь посчитать: воздушные шарики, ель с шишками, лист рябины, божью коровку, лук со стрелами, аквариум с рыбками, клумбу с цветочками и т.п. Затем просим ребёнка определить, что можно посчитать на этих картинках, и, соответственно, сосчитать, разложив маленькие карточки с цифрами около каждой картинки. Можно внести в эту игру элемент соревновательности, если взять несколько картинок и предложить их нескольким участникам — кто быстрее и правильнее сосчитает всё, что можно, на этой картинке.
Рисуем на плакате цифры от 5 до 10, вычерчивая под каждой цифрой по два квадратика. Задание: с помощью маленьких карточек определить состав чисел 5,6,7,8,9,10.
С помощью линейки определить длину, ширину, высоту разных предметов, окружающих ребёнка.
Создать из подручных материалов «сюжет» для задачи или подобрать подходящую картинку с таким сюжетом. Задание ребёнку: придумать задачу и решить её с помощью специально изготовленных карточек с цифрами и математическими знаками.
Нарисовать на карточках или подобрать изображения разных предметов, очертаниями похожих на различные геометрические фигуры: мобильный телефон (прямоугольник), картина в квадратной рамке (квадрат), круглые часы, тарелка (круг) и т.п. На других карточках изобразить эти геометрические фигуры. Задание: разложить карточки с фигурами в соответствии с изображениями предметов.
Игра решает множество проблем!
Такая весёлая математика поможет ребёнку не только в развитии элементарных математических представлений, но и в развитии речи и творческого мышления, в освоении окружающего мира, так как любая развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы ребёнка в целом. Именно поэтому педагоги и психологи рекомендуют заниматься с ребёнком подготовкой к школе комплексно, в системе, а не время от времени. Очень важна здесь помощь заботливого взрослого, который вовремя заметит те моменты, которые следует «подтянуть», чтобы ребёнок пошёл в школу готовым к новому витку развития.
Если же взрослым очень некогда, если нет возможности подготовить десятки карточек с картинками и заданиями, то можно воспользоваться тем, что предлагают производители развивающих игр. Главное, выбрать тот обучающий материал, который подготовлен с участием методистов и педагогов, и соответствует современным Федеральным государственным образовательным стандартам. Эти требования тщательно соблюдаются на предприятии одного из российских производителей развивающих игр ОАО «Радуга». Среди пяти сотен игр там есть и такая специальная серия — «Готов ли ребёнок к школе?». В этой серии игры по развитию памяти, внимания, моторики, грамоты, речи, представлений об окружающем мире. Их можно использовать как диагностический материал, так и непосредственно для развития ребёнка. А можно просто поиграть и получить радость от общения и совместного занятия. Главное, не забывать в обычной повседневной жизни об игре, ведь игра решает множество проблем!
Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист
Муниципального образовательного автономного учреждения
дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей
и юношества города Кирова»
azbyka.ru
Развивающие игры по подготовке детей к школе. Государственное учреждение образования «Ясли-сад №5 г.Наровли»
Дата: 26 ноября 2015 в 13:08, Обновлено 5 мая 2018 в 19:51
Учимся считать
Этот раздел содержит серию обучающих игр, которые помогут эффективно подготовить детей 5-6 лет к школе. Играя, в игры из раздела «Учимся считать», ребенок научится решать примеры в пределах 10, составлять числа из единиц в пределах 10 и сравнивать их, пользоваться математическими знаками «больше» (>), «меньше» (<), «равно» (=) и др.
Игра «Порядок чисел. Звери Африки» Эти звери живут в Африке. Мы их выстроили в ряд. Ваша задача — определить кто каким идет по счету в ряду. Считаем и расставляем правильно цифры. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра «Ёлочные игрушки» В этой игре мы потренируемся считать до 10. В этом нам помогут ёлочные игрушки. Считайте красочные шары и звездочки на ёлочке. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра «Космическое путешествие» Команда юных и отважных отправляется в космос, чтобы находить и исследовать новые планеты. Для этого требуется Ваше умение считать. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра «Соседи числа» Ищем «соседей» каждого числа и заселяем зверей в домики. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра «Больше, меньше или равно?» Сравните числа и выберите нужные знаки: > (больше), < (меньше) или = (равно). Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра «Порядок чисел. Монстрики» |
|
Соедини по точкам. Игра «На лугу» 1 часть. Новая игра из серии «Соедини по точкам». Чтобы узнать кого встретил пёсик на лугу, соедините все числа от 1 до 10 по порядку. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Соедини по точкам. Игра «На лугу» 2 часть. Продолжение игры «На лугу». Как и в 1 части соединяем цифры по порядку, но в этот раз на лужок пришла уже другая компания. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Соедини по точкам. Игра «Морские обитатели» Соедини все цифры по порядку от 1 до 10 и посмотри, что за морские обитатели тут у нас спрятались. Учись считать и играй! Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра «Найди пару». Учим цифры до 10″ Эта игра поможет выучить цифры до 10, а так же разовьет память. Ваша задача запомнить карточки с цифрами и подобрать им пару. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Игра — пазл. Учим числа до 20 Собирайте пазл с цифрами и смотрите, как они оживают, становятся весёлыми, озорными и таращат на Вас глазки. Перейти на страницу с игрой>> |
|
Соедини по точкам. Игра «Новогодняя ночь» |
sad5narovlia.schools.by
Готовимся к школе: развивающие игры и упражнения
Поступление в школу — новый момент в жизни маленькой личности. Это встреча с новым миром — загадочным, желанным, интересным и в то же время очень непростым. Поэтому не дают покоя родителям бесконечные вопросы: что необходимо знать ребенку, как готовиться, что означает «готов ребенок к обучению в школе»?
Часто родители считают основным показателям готовности к школе знакомство ребенка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако, это не совсем так. Отсутствие этих умений не требует специальной индивидуальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. Однако важно, чтобы у ребенка дошкольного возраста была сформирована психологическая готовность к школьному обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребенка.
Что необходимо знать будущему первокласснику:
— Свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живет.
— Фамилию, имя, отчество, профессии родителей.
— Счет, математические цифры и знаки, операции с числами (сложение, вычитание, сравнение, задачи).
— Гласные, согласные звуки, деление слов на слоги, предложения — на слова).
— Времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.
— Домашних животных и их детенышей, животных теплых стран; зимующих, перелетных птиц.
— Виды транспорта по способу передвижения и назначению.
— Одежда, обувь по назначению.
— Фрукты, овощи, ягоды.
— Народные сказки, стихи.
Подготовить ребенка к школе означает:
— Позаботиться о его физическом здоровье;
— Обогатить жизненный опыт;
— Закрепить бытовые навыки;
— Развивать правильную речь;
— Научить наблюдать, думать, анализировать, собирать информацию, находить ответы, осмысливать увиденное и услышанное;
— Учить уважать мнение другого;
— Воспитывать положительное отношение к себе, своей внешности, поведению, достижениям, умению видеть свои недостатки и исправлять их, отстаивать свои интересы;
— Проверить психологическую готовность к обучению в школе;
— Постепенно формировать интерес к обучению и положительное отношение к школе в целом.
Далее представлены некоторые упражнения и игры, которые помогут наиболее полно развить у дошкольника память, мышление, внимание, так необходимые для обучения в школе. О том, как не нужно готовить ребенка к школьному обучению прочитайте в этой статье.
Игра «Кто спрятался?»
Цель: развитие образной памяти, внимания, наблюдательности.
Ребенку предлагают рассмотреть, желательно запомнить, определенное количество (от 6 до 10) картинок, игрушек или каких-либо предметов. Просят малыша закрыть глаза. В это время взрослый забирает один предмет. Задача ребенка назвать то, что исчезло. Когда ребенок усвоит игру, можно усложнять задачу: прятать по несколько игрушек, менять их местами.
Игра «Сравни и покажи»
Цель: развитие логического мышления, восприятия величины, формы и цвета предмета.
Ребенку предлагают рассмотреть два предмета и назвать схожие и отличительные признаки. С помощью данной игры ребенок лучше усвоит такие понятия, как короче-длиннее; ниже-выше; больше-меньше; шире-узкий и др.
Игра «Кто лишний?»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Ребенку показывают рисунок, на котором изображены три предмета одной группы, а один другой. Задача малыша найти лишний предмет. Объяснить к какой группе относятся предметы.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти и мышления.
Ребенку предлагают рассмотреть два рисунка и найти чем эти рисунки отличаются друг от друга.
Игра «Умелые ручки и уверенные пальчики»
Цель: развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
Ребенку предлагают выполнить различные манипуляции руками:
— Нанизывание бисера, бусинок или макарон на шнурок.
— Составление различных узоров из мозаики.
— Вырезание фигуры из бумаги по контуру (плавно, не отрывая ножницы от бумаги).
— Лепка из пластилина, глины или любого теста.
— Пришивание пуговиц (дошкольники очень любят такое занятие, оно придает им ощущение взрослости и значимости).
— Раскраска рисунков и штриховки.
— Изображение графических образцов: геометрических фигур и узоров различной сложности.
Все предложенные упражнения желательно проводить в игровой форме, ведь период дошкольного детства — это период игровой деятельности. Ценность игры в том, что в ней ребенок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы приложить значительные усилия. В игре ребенок лучше запоминает, сосредоточивается и осознает. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
Поэтому, играйте с удовольствием! Превращайтесь чаще в добрых волшебников и дарите своим детям те же радостные и беззаботные минуты, которые останутся навсегда в детских сердцах сладкими воспоминаниями.
- Создано: 29 Июль 2016
- Автор: Елена
- Просмотров: 5364
psichologvsadu.ru
Упражнения,задачи,игры для подготовки детей к школе.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Слуховая память
Назвать 10 слов, наборы слов могут быть разными, например это могут быть такие слова:стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно, лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед.
Слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Часто мамы при подготовке ребенка используют слова по такому принципу — что вижу, то и называю. Но ребенок тоже может видеть эти предметы и тогда ему их не надо запоминать. Подготовьте заранее список слов, в котором вы можете отмечать те слова, которые назовет ребенок. Слова должны быть одно и двухсложными, обязательно знакомыми ребенку.Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.Так же вы можете повторить 5 раз, при втором повторении скажите ребенку, что он должен назвать все слова так, будто слышит их первый раз, он должен называть все слова, даже те, которые уже называл первый раз. Третий раз просто скажите: «Еще раз». Вы это должны делать сразу, без паузы. Тогда вы сможете построить график, на котором вы увидите, как ваш ребенок запоминает. Возможно, он с третьего раза назвал все 10 слов, но бывает и так, что третий раз ребенок повторил 4 слова, а четвертый только 1 раз. Не сердитесь на него, это значит, что ребенок быстро устает и это знание вам поможет в дальнейшей учебе в школе, вы будете понимать, что повторение больше трех раз например стихотворения не поможет ребенку его запомнить, а только ухудшит его состояние. Если же график получился зигзагообразный, это может говорить о неустойчивости внимания и быть одним из признаков гиперактивности.
Зрительная память
Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.Подберите 10 картинок, изображенные на них предметы должны быть известны ребенку, изображение должно быть узнаваемо и понятно. Так же на картинках не должно быть ничего лишнего, ведь если на переднем плане будет мячик, а сзади дерево, то ребенок может обратить внимание на дерево и его запомнить, а вы будете думать, что у него плохая память. Выкладывайте картинки перед ребенком по одной и обязательно просите назвать изображение вслух. Ведь он может сказать диван, а вы думаете, что это кресло. В данной ситуации не исправляйте ребенка, ничего не говорите, просто запомните то, как он назвал изображение. В дальнейшем вы можете вернуться к ошибкам ребенка и попробовать их исправить, но сейчас вы исследуете только память. Вам будет намного легче, если вы напишите все слова, рядом можете писать то слово, как ребенок назвал. Когда все картинки будут перед ребенком, скажите ему: «ты можешь их запоминать сколько тебе требуется (пока не запомнишь)», но через минуту при его молчании спросите, все ли он запомнил и уберите все картинки. Попросите его назвать то, что он видел. Если у вас есть список слов, то вы можете отмечать названные им слова.Для развития памяти вы можете учить ребенка связывать слова по смыслу, придумывать рассказ так, чтобы в нем были все эти слова, увеличивать количество слов.
Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен нарисовать как можно больше.
Смысловая память
Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.Слова должны быть связаны по смыслу. Вы можете подобрать свои пары, начинать можете с трех пар слов, если ребенок не понимает, что вы от него хотите, объясните, как связаны между собой слова.
Например пара: тарелка — суп, суп наливают в тарелку.
Курица — цыпленок, у курицы ребенок цыпленок.
Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.
Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Для девочки используйте другие слова.
Вначале вы можете использовать только 3-4 действия и если ребенок справился, увеличивайте их до 7 — 9.
Прочитайте фразы:
1. Летом ярко светит солнце.
2. Дети играют в мяч.
3. Машина едет по дороге.
4. В поле растут ромашки и васильки.
5. Бабушка вяжет носки.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.
Логическое мышлени
4 лишний
Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок, обязательно просите ребенка объяснить свой выбор. Для развития логического мышления используйте сначала не картинки, а различные игрушки и мелкие предметы. Ориентируйтесь на понятия при подборе предметов или картинок. Например, это могут быть овощи и среди них ягода, предметы красного цвета и среди них желтый или синий, машины и лошадь, посуда и мебель и т.д. Сначала лишний предмет должен резко выделяться на фоне остальных, но затем это отличие должно быть все менее сильным. Если вначале среди птиц можно положить предмет одежды или машину, то в дальнейшем среди диких птиц положите домашнюю птицу. Многие родители пытаются сразу составить многозначные ряды, так, что в одном ряду лишними могут быть несколько предметов, например один отличается по цвету, другой по форме, третий по назначению. Для малышей это опасно, он не сможет понять общего принципа этого задания, вы его сильно запутаете. Такие многозначные ряды годятся только для тех детей, которые уже твердо понимают смысл задания и умеют выбрать лишний предмет, причем обосновав свой ответ: лишний по цвету, лишний по форме, лишний, потому что все звери, а это птица, лишний, потому что из этого едят, а в этом готовят.
Найди закономерность и продолжи: Нога — носок — ботинок. Рука — ? надо продолжить.
Ответ – варежка, перчатка.
Разложить картинки по категориям: машины к машинам, фрукты к фруктам и т.д.
Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т.п.
Рассказ по картинкам. Разложите перед ребенком картинки, которые можно разложить по порядку. Такие картинки можно вырезать из книг, в дальнейшем я выложу ряд таких картинок. Предложите ребенку разложить картинки по порядку. Ребенок может не понять, что вы хотите, как это по порядку. Тогда спросите его, где начало истории, какая картинка первая и положите ее слева от ребенка. Предложите дальше самому выбрать и положить рядом с первой вторую картинку. И так далее, затем попросите его рассказать, что за история получилась. Если ребенок связал между собой картинки, у него получился непротиворечивый рассказ, но он разложил не так, как вы подразумевали, примите его рассказ за правильные, но можете сказать, что можно составить и другой рассказ, сказку, можете переложить и рассказать то, что получится у вас.
Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга. Предложите ребенку порисовать геометрические фигуры, вы называете, а он рисует: «нарисуй круг, нарисуй квадрат, нарисуй треугольник, нарисуй круг под квадратом, нарисуй в треугольнике круг, нарисуй круг в круге и т.д.» Затем попросите поставить точки в разных местах.
Чтение. (Во многих школах не проверяется)
Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.
Фонематический слух
Прохлопать слово по слогам.
Разделить картинки по слогам.
Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Обычно пишется столбик слов (штук 5), слова обязательно должны состоять из разного количества звуков и букв, напротив слов рисуются схемы, в которых кружками обозначаются звуки (не буквы, но для маленьких слова необходимо подбирать такие, в которых количество букв и звуков должны совпадать, так в слове юла буквы три, а звука четыре) и ребенку предлагается провести линию от слова к соответствующей схеме.
Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления.
Найти картинки с определенным звуком. Перед ребенком раскладываются картинки и предлагается найти все слова ,в которых есть звук Ш или Ч. Звук может быть любой, но не мягкий. Обязательно просите ребенка называть слова вслух, ведь он может назвать предмет иначе, не так, как вы можете ожидать.
Различать мягкость-твердость, знать парные согласные.
Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.
Описать картинку. Детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае. Если Ваш ребенок легко справляется с этим заданием, то дальнейшее не для Вас. Я прошу ребенка начинать так: На картинке я вижу (детей, зайчат…) Они делают…
Математика
Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т.п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика — у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть. (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, я беру 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы)
Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати — на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?
Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?
Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети- 3 пары. Сколько носков у них было?
В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку.
К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?
Математический диктант:
2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т.д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… Некоторые преподаватели говорят — по диагонали, некоторые — наискосок. Я же говорю по разному, но обращаю внимание ребенка на то, что важнее слова вправо вниз или влево вверх.
Основные понятия
1. Семья.
2. Место жительства.
3. Школа.
4. Животные: дикие и домашние.
5. Птицы: дикие и домашние.
6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.
7. Овощи, фрукты.
8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.
9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.
10. Материалы: естественные — искусственные.
11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.
13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
14. Мебель.
15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.
16. Профессии: врач — лечит, учитель — учит и т.д.
17. Праздники.
Дополнительные тесты
Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.
Корректурная проба — вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки — плюс, палочку…
Найди отличия
Лабиринты.
Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.
Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?
Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.
Если ребенок рисует спираль против часовой стрелки — будет хороший почерк.
Психологическая готовность к школе.
— Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.
— Способность слушать, понимать смысл прочитанного.
— Умение пересказывать.
— Качество мышления.
— Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.
— Легко устанавливает связи, контактен.
— Считается с другими детьми.
— Умеет играть по правилам.
— Умеет обосновать свой выбор.
1. Предучебный тип — все значимо в школе, хотят работать и общаться с учителем, готовы работать с полной отдачей.
2. Учебный тип — могут работать и сами по себе, без взрослого, но могут пренебречь формальными требованиями.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?
5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?
7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?
8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?
9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?
10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?
11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
Серьёзные задачи
1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?
2. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
3. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
4. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
5. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
6. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?
7. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?
Задачи на сравнение.
1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый?
2. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех?
3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?
4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?
5. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех?
6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех?
7. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый?
8. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех?
9. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?
10. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех?
11. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?
infourok.ru
упражнения, игры и задачи на лето будущему первокласснику
Начните занятия с будущим первоклассником с 2-3 заданий в день. Для эффективной подготовки к школе с середины лета наращивайте обороты.
Делаем упор на ключевые способности
Качественный набор заданий для подготовки к 1 классу поможет родителям дошкольника возвести прочный фундамент для успешного обучения в школе.
Развиваем внимание
Изначально дети не умеют управлять своим вниманием. Они активно реагируют на все новое и интересное, но не могут долго сосредоточиться на том, что их не привлекает. Поэтому первокласснику бывает сложно высидеть 45 минут урока без переключения на посторонние дела. Научиться слушать и стать более сосредоточенным ребёнку помогут задания и упражнения на развитие внимания.
Задание «Находи и обводи»
Дайте ребёнку небольшой текст (это может быть статья из детского журнала или распечатанная сказка) и предложите ему в каждой строке зачеркнуть определенную букву, допустим, «А». Как можно усложнить задание? Попросите дошкольника зачеркивать «А» и обводить «Б», либо отмечать «А» только тогда, когда перед ней стоит согласная буква.
Задание «Абракадабра»
На листке бумаги запишите ряд сложных несуществующих слов и предложите ребёнку без ошибок переписать их в тетрадь:
МАПЕТЛООЖЕРРАОТИНДЕБОЖАДСЕЛПАН
ЗЕЛЛОТИМНОСТАЛЛОТОЗАКОНАВУЧИДАЯН
ЖАМОТСВАНЕРТАЛОФОГРОДИОЛЮЗМОНАТ.
Задание на внимательность и пространственное мышление
Юра сделал постройку из кубиков (рис. справа). Иришка спрятала несколько кубиков. Сколько кубиков нужно Юре, чтобы восстановить постройку?
Упражнение «Слушай и действуй»
Называйте различные слова (стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д) и просите ребёнка хлопать в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное. Повышаем сложность: теперь необходимо будет вставать каждый раз, когда слышишь название растения. Соедините две части упражнения. Если будет легко, добавьте еще действие.
Упражнение «Покажи на себе»
Называйте части тела и указывайте на них. А ребёнок должен повторять слова и показывать на себе. Затем начните запутывать его: говорите «рука», а указывайте на ногу и т.п.
Развиваем память
Как и внимание, память дошкольника только переходит от непроизвольной к управляемой: он быстро запоминает стихи с яркими и интересными образами, но скучные тексты учит с трудом. Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.
Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»
Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи слов. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?
Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.
Задание «Пары слов»
Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье;
чашка — блюдце; книга — страница; вода — рыба;
машина — колесо; дом — окно; часы — стрелки.
Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:
- повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.
Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания
Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».
Упражнение «Вспомни и опиши»
После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.
Упражнение «Повтори фигуру»
Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.
Развиваем мышление
Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить. Когда дети выполняют задания для подготовки к школе от «ЛогикЛайк», они учатся анализировать информацию, устанавливать связи между предметами, делить их на группы, сравнивать и обобщать. Узнайте больше о развитии логики и мышления у детей.
Начните с подходящих по возрасту заданий
Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком.
«Что, зачем и почему?»
Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень — …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова — это телёнок, детёныш овечки — это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?
«Какое слово лишнее?»
В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.
Задача четвёртый лишний
На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:
Смотрите больше заданий типа «Найди лишнее слово или предмет».
Упражнение «Кто больше?»
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.
Упражнение «Важные слова»
Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин — продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк — надувной круг, горки, вода, купальный костюм.
Логическая задача
Решение задач на логику — один из самых эффективных способов развития мышления. Мы создаем разнообразные занимательные задания, решать которые интересно детям и взрослым.
Развиваем речь
Старший дошкольник без труда произносит звуки, умеет строить сложные, но связные предложения. Его словарный запас увеличился: если в 3 года ребёнок знал около 1200 слов, то в 6 лет — в три раза больше. Активное общение и решение заданий и упражнений на развитие речи помогут дошкольнику заговорить красиво и складно.
«Разминка для языка»
Выучите вместе несколько скороговорок и потренируйтесь произносить их без запинки:
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала;
Ёж жевал в своем жилье ежевичное желе;
Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал;
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине;
Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.
Задание «Я всё знаю»
Прочитайте слово и попросите объяснить его значение. Пример: слово «стул». К какой группе предметов он принадлежит (мебель), из чего сделан (из дерева), зачем он нужен (чтобы сидеть на нем)? Слова для выполнения задания: тетрадь, самолет, карандаш, стол.
Упражнение «Расскажи, что видишь»
Возьмите книгу с яркими сюжетными иллюстрациями, выберите занимательную картинку и задавайте вопросы по ней: кто? что делает? когда? зачем? почему? Разговориться помогут наводящие фразы: «Как ты думаешь?», «А тебе встречалось такое?» и т.п.
Упражнение «Журналист»
Предложите поиграть в журналиста и взять у вас интервью. Можете представить себя певцом, актером, спортсменом. Существующим или выдуманным — не важно, главное — зажечь интерес у ребёнка. За этим упражнением вы нескучно проведете время и научитесь грамотно строить диалоги.
Развиваем мелкую моторику
«Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев» — справедливо утверждал советский педагог Василий Сухомлинский. Выполняйте упражнения, которые одновременно готовят руку к письму и стимулируют развитие речи и мышления.
Упражнение «Наши хобби»
Оригами, аппликации из бумаги, лепка из пластилина, теста или «космического» песка, сборка конструктора или пазлов — все это отличные способы развития мелкой моторики. Главное — увлечь ребёнка, так обучение превратится в занимательный процесс и пойдет быстрее.
Задание «Выбери и раздели»
Используйте подручные материалы для развития мелкой моторики рук ребёнка. Девочке можно предложить раскладывать по разным чашкам смешанные до этого в одной емкости бобовые: фасоль, горох и чечевицу. Мальчики могут раскладывать болты, гайки и шайбы.
Чтобы ребёнок чему-то научился, поддерживайте его, помогайте почувствовать успех в новом деле, и он будет стараться ещё больше.
Если какие-то задания и упражнения вызывают трудности, это нормально!
В помощь родителям мы создали учебную платформу ЛогикЛайк. Развивайте логику, мышление и математические способности, внимание и память в удобном и понятном для детей формате.
logiclike.com
Развивающие игры для подготовки ребенка к школе
Начало школьной жизни знаменует собой важный поворотный момент для большинства детей и родителей.
Примерно тогда на флаг выходит смена основного вида деятельности, от игровой к учебной.
Каждый ребенок должен сделать переход от «живу играя», к этапу жизни «читать, чтобы узнать» Это гигантский скачок!
И для детей это может быть трудное время. Благодаря нижепредставленной подборке полезных и развивающих игр, вы поможете ребенку с легкостью в игровую деятельность интегрировать учебные навыки, и тем самым помочь ребенку адаптироваться к школьному этапу.
Развивающие игры, в которые можно играть на прогулке
Игра «Иголка и нитка»
Дети становятся друг за другом, первый из них иголочка — бегает, меняя направление движения. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Цель этой игры важна для детей, имеющих трудности в общении, замкнутых, стеснительных. Лучше их ставить первыми.
Игра «Обезьянка в магазине зеркал»
Взрослый, а затем ребенок, показывает движения, которые за ним в точности должны повторять игроки.
На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог исполнить эту роль.
Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре)
Цель игры — развитие внимания и управление своим состоянием
Игра: «Угадай, какой предмет я рисую по воздуху».
Дети представляют, что у ведущего кусочек мела, который как бы по воздуху рисует, например, апельсин. Задача детей повторить это движение и придумать что-нибудь свое.
Цель игры — развитие внимания и главного навыка учебной деятельности — следить и повторять
Игра «Бумажный футбол»
Цель игры «Бумажный футбол» — развитие настойчивости, доведения до результата, развитие целеустремленности
Игра «Муха»
Муха – это ребенок. Далее приказывать мухе, на сколько шагов и в каком направлении нужно перемещаться.
Цель игры — развитие координации, оринтации право-лево (необходимо для того, чтобы ребенок ориентировался на листе бумаги)
Развивающие игры, в которые можно играть дома
Игра «Игровой стрейчинг».
Игра, в которой используется в качестве материала лист с напечатанным текстом.
Задача ребенка игры найти букву «А» и обвести ее карандашом или букву «О» и подчеркнуть ее. Кто больше найдет, тот победил (взрослый тоже может соревноваться)
Цель игры — развитие внимания, навыка концентрации внимания, умения слышать, слушать и точно выполнять поставленную задачу
Игра «Велотренажер»
Цель игры — развитие логических навыков, увеличение активного словарного запаса
Игра на развитие памяти «Коробочка»
Для игры нужна коробка с разными игрушками, ребенку показывают по одной игрушке, а потом прячут обратно в коробку, задача ребенка запомнить и воспроизвести в устной форме те игрушки, которые находятся в коробке.
Цель игры — развитие зрительной и слуховой памяти ребенка
Игра «Ищем ошибки».
Ребенку читается рассказ. Дети внимательно должны следить за речью. Если услышат путаницу или то, чего не может быть, — потопать ногами, а затем объяснить, почему они прервали рассказ и исправить ошибку.
Например: Рассказ с нелепостями
Собралась я как-то в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя Кошка что-то увидела. Под елкой сидел Рыжий заяц.
Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать, прыгнул на ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА.
Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.
Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции, я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Цель игры — развитие навыка фокусировки на поставленной задаче
Игра «Рисовалка»
Цель игры — ориентация на листе бумаги, умение удерживать в голове поставленную задачу, навык общения
Игра «Что с чем делают?»
Песок сыплют, а воду…
Пироги пекут, а суп…
Цветы водой поливают, а огонь…
Сок можно разлить, а горох…
Траву косят, а волосы…
Книги читают, а песни…
Стол накрывают, а постель…
Цель игры — развитие связной речи
Игра «Настроение»
Создается цветопись настроения.
Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый член семьи рисует свое настроение в виде полоски, пятна, облачка, в итоге получается настоящее произведение искусства!
Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и чувства, не замыкаться в себе, эмпатия
Развивающие игры, в которые можно играть в транспорте (в дороге, в поезде, в машине)
Игра «Школа улыбок»
— Когда люди улыбаются?
— Какие бывают улыбки?
— Попробуйте их показать.
— Нарисуйте улыбающегося человека.
— Улыбающийся человек – какой он?
Цель игры — развитие связной речи, умение ребенка рассуждать на поставленную тему. Не бояться выносить предположения и высказывать свое мнение
Игра «К сожалению — к счастью»
Цель игры — развитие связной речи, умение найти в любой сложной ситуации выход, развитие позитивного мышления
Игра «Как ты думаешь?»
Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Чем отличается старый человек от молодого?
Какого человека называют добрым?
Какого человека называют другом?
Что значит помогать кому-то?
Что значит заботиться о ком-то?
Что значит жалеть кого-то?
Цель игры — развитие связной речи
Игра «Продолжи фразы»
Если в комнату принесли кусочек льда, то…
Мальчик весело смеялся, потому что…
Если зимой будет сильный мороз, то…
Если взлететь высоко, как птица, то…
Девочка стояла и плакала, потому что…
Когда наступает день рождения, то…
Если весь снег растает, то…
В комнате погас свет, потому что…
Цель игры — развитие навыка установления причинно-следственных связей, необходимый для обучения в школе
Развивающая игра «Кружочки»
Цель игры — развитие воображения ребенка, творческих способностей, креативности
Подготовить ребенка к школе всего за 20 дней можно в программе «К школе готов»
Программа курса «К школе готов» включает в себя полную подготовку детей к школе. Вы узнаете:
- Как легко и просто научить детей читать, считать
- Как правильно психологически подготовить ребенка к школе
- Как выработать внутреннюю мотивацию и дисциплину
- Что делать, если у ребенка логопедические проблемы
- Как выбрать учителя?
Занятия проводят:
Рената Кирилина, эксперт по развитию памяти и эффективному обучени, педагог, учитель высшей категории
Любовь Стрекаловская, автор программы по подготовке к школе «К школе готов», учитель высшей категории, учитель года
Как обычно на старте программы действуют минимальные цены, которые повышаются по мере приближения даты старта
Забронируйте участие в этом потоке по минимальной цене прямо сейчас.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
gladtolearn.ru
Игры и задания для подготовки детей к школе
Чем раньше вы начнете знакомить ребенка с окружающей действительностью и знаниями, необходимыми при поступлении в школу, тем спокойнее и безболезненнее пройдет для ребенка период адаптации.
Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Поэтому задания для подготовки детей к школе должны осуществляться в игровой форме и в процессе домашнего бытового общения. Обратите внимание на воспитание ребенка по методу Монтессори, который способствует познанию мира, изучению предметов и явлений.
Игры для развития пространственного восприятия
К 6 годам ребенок уже должен хорошо ориентироваться в пространстве и понимать значение таких слов, как: над, под, за, перед, впереди, сзади, сверху, снизу, слева, справа.
Для этого можно поиграть в такие игры:
- положите зайку рядом с куклой и попросите ребенка сказать, где находится зайка по отношению к кукле. Важно, чтобы ребенок использовал слова «спереди», «сзади», «слева» и т.п. Если малыш путается, то поменяйтесь с ним: пусть он перекладывает зайку относительно куклы, а вы называйте его расположение. Такую игру уже можно проводить уже в 2 — 3-х летнем возрасте.
- приучая малыша помогать вам на кухне, можно играть подобным образом, как в предыдущем способе, только при сервировке стола (хлебницу ставим в середине, солонку за ней, тарелки по краям стола,вилку кладем слева от тарелки, нож справа и т.д.). Здесь же можно обратить внимание и на форму предметов: тарелка — круглая, салфетка — квадратная).
- хорошо тренировать пространственное восприятие во время игры в мяч или во время зарядки: руки вверх, мяч бросаем влево, прыжок назад и т.п. Наберитесь терпения, если ребенок путается, и не ругайте его.
- для детей 5 — 6 лет подойдет такая игра: в середине листа бумаги нарисуйте квадрат. Возьмите пуговицы разных цветов и размеров. Попросите ребенка выполнять задания: положи маленькую красную пуговицу над квадратом, положи большую синюю в середину квадрата, маленькую пуговку в верхний левый угол листа бумаги и т.п. Не давайте следующее задание ребенку, если он не выполнил предыдущее. Важно, чтобы ребенок понял и разобрался, а не количество заданий.
Еще игры на развитие восприятия.
Игры и задания для знакомства с математическими величинами и понятиями
До школы ребенок уже должен быть знаком с основными геометрическими фигурами — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, — и не путать их. Будет хорошо, если ребенок сможет объяснить, чем отличаются, и что общего, например, у квадрата и прямоугольника.
Также нужно сравнивать предметы по величине: большой — маленький.
Все это тоже познается в процессе бытового общения. Кухня — просто кладезь знаний для малыша. Там же можно потренироваться в определении формы и величины предметов (тарелка больше, чем блюдце; одно яблоко больше другого).
Когда ребенок уже хорошо различает фигуры, потренируйтесь чертить их с помощью линейки и трафаретов. Это также будет способствовать развитию мелкой моторики.
При походе в магазин, объясните ребенку, что некоторые продукты продаются штучно, а некоторые на вес. Дома продемонстрируйте на примере круп, что 2 маленьких стаканчика вмещают столько же крупы, сколько один большой. Тоже самое можно проделывать, плюхаясь в ванне, ведь дети любят играть с водой и переливать из одной емкости в другую.
Для закрепления изучения счета просите ребенка принести 3 моркови, 2 огурца, достать 4 ложки и т.п.
Считайте все, что можно: игрушки, фрукты, конфеты, счетные палочки. Проделывайте с ними различные манипуляции, например, «давай добавим 2 палочки и посчитаем, сколько теперь у нас получилось», «давай угостим бабушку конфетой. Сколько осталось?»
Подготовка к занятиям по письму
Прежде чем переходить непосредственно к обучению письму, необходимо тренировать мелкую мускулатуру рук, а также мышцы спины.
Для развития пальчиков малыша подойдут любые мелкие подручные предметы (пуговицы, макароны, крупа). Помните, что играть с такими мелкими предметами ребенку можно только в присутствии взрослых.
Для ребенка постарше отличную помощь окажут такие занятия как лепка, вырезание, раскрашивание, штрихование, работа по трафаретам, составление мозаики. В быту вам поможет застегивание пуговиц, завязывание бантиков и шнурков.
В 5 — 6 лет, в зависимости от того, насколько подготовлен ваш ребенок, можно познакомить его с тетрадной клеткой и линейкой. Сначала можно только обводить клетку или рисовать по точкам. Хорошее упражнение для закрепления понятий «вверх — вниз», «влево — вправо», когда вы диктуете ребенку, куда вести линию: например, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо,1 вниз и т.д. до конца строчки.
Первое время ребенку удобнее работать простым карандашом, а не ручкой.
Процесс обучения письму букв тесно связан с их изучением, знакомством со звуками и обучением чтению. Поэтому прежде чем учить ребенка писать буквы, начните с их печатного начертания, и только после знакомства со всеми звуками алфавита, переходите к письменному обозначению букв.
Задания для подготовки детей к школе к занятиям по чтению
Знакомство со звуками и буквами рекомендуется начинать с гласных в том порядке, как они расположены в Букваре.
Очень полезны игры для детей 6 лет по определению звукового анализа слова:
- Вспомни слово, которое начинается на букву «а». Лучше, если одно слово будет называть ребенок, а одно мама.
- Определи на слух, какой первый звук в слове.
- Найди в словах и обведи в кружочки букву «е».
До школы следует озаботиться тем, чтобы ребенок четко произносил звуки и слова, не картавил и не шепелявил, так как нарушения произношения могут создать ребенку трудности в освоении грамоты. Например, если ребенок одинаково произносит звуки «ж» и «з», то при письме он может их путать.
Очень хорошо, если в вашем детском садике есть штатный логопед. Если же нет, то придется нанимать частного или заниматься своими силами.
Вместе с обучением чтению необходимо развивать навыки устной речи.
Речевая подготовка детей
Речевая подготовка детей к школе включает в себя умение правильно строить предложения, выражать свои мысли, понимать, о чем прочитали и рассказали.
Пред тем как читать малышу на ночь сказку, поставьте перед ним простые вопросы. Вопросы нужно сформулировать именно перед чтением, чтобы ребенок слушал и обдумывал в процессе ответы на них. Например, вы говорите ребенку: «Сегодня я прочитаю тебе сказку «Три поросенка», а ты внимательно послушай, и потом расскажешь мне, какие домики построили поросята, и потом мы вместе подумаем, почему волку не удалось поймать поросят». Скорее всего, первое время ребенок будет забывать про вопрос еще в начале чтения, но со временем привыкнет, и будет слушать более внимательно. Проявляйте больше терпения и доброжелательности.
Поощряйте ребенка как можно больше говорить и рассуждать.
Чтобы научить ребенка пересказывать, используйте сначала маленькие тексты из 4 — 8 предложений. К каждому предложению составьте вопрос так, чтобы в результате ответов на них получался пересказ. То есть сначала ребенок отвечает на вопросы, а потом уже сам пытается рассказать.
Не используйте принуждение. Если ребенок сегодня не хочет читать или слушать сказку, можно посмотреть перед сном мультик, а потом также обсудить его и попробовать пересказать.
Используйте каждую возможность для развития способностей своего ребенка: походы в магазин, совместные творческие и спортивные занятия, помощь на кухне. Чем бы вы не занимались, всегда найдется что-то новое и интересное, о чем можно рассказать ребенку в процессе. При походе в магазин прекрасная возможность рассказать ребенку про молочные продукты: какие бывают, откуда берутся, какое животное дает молоко. При поездке на дачу посмотрите, как растут овощи и фрукты, что общего между корнеплодами, как ухаживать за ними и т.п.
Поощряйте ребенка задавать вопросы, не отмахивайтесь от него, если эти вопросы кажутся вам глупыми, не высмеивайте и не потешайтесь над ребенком, если он чего-то не понимает.
Если ваш ребенок перед школой еще не умеет читать и писать, то не спешите наверстывать упущенное ускоренными темпами за одно лето. Гораздо важнее, чтобы ребенок психологически был готов к школе: не испытывал негатива по отношению к учебе, умел строить общение со сверстниками и взрослыми, контролировать себя на уроке. Для этого вы можете ознакомиться с рекомендациями родителям по подготовке детей к школе.
be-happywoman.ru