Учимся читать по слогам: игры и интересные методики
Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.
Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.
Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
1. Играем в «Паровозики»
(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.
Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой
Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.
Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).
Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).
Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.
Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.
2. «Бежим» от одной буквы к другой
(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.
Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.
3. Игры с буквами, которые дружат
(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).
Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.
Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.
4. Игры для закрепления навыка сложения букв
Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:
— Слоговые лото
Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.
- Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
- Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
- Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой
— Игра в магазин
Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.
— Альбомы со слогами
Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).
В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»
— Игра в аэродром (гаражи)
На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).
— Дорожки из слогов
Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.
Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.
5. Чтение простых слов по слогам
Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.
Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.
Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.
Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).
Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.
Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.
И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова
marypop.ru
для ребенка, который не хочет учиться
- Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
- Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
- Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?
Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.
Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.
- Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
- Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
- Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
- Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!
И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению — в статье по ссылке.
В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?
1. Изучение букв.
Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.
Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).
В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.
Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:
Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.
Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!
Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.
Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!
В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.
Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.
Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.
Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.
Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).
Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.
Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.
2. Складываем слоги.
Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.
Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.
— Игры-бродилки («дорожки»).
«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.
По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.
— Игры «Магазин» и «Почта».
Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу — за монету со слогом КУ и т.д.).
Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.
Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.
— Домики со слогами.
Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).
Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.
— Игра «Составь слог из половинок».
Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.
— Игра « Закончи слово».
Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.
Больше игр для обучения чтению по слогам — в статье по ссылке.
3. Читаем слова и предложения.
Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.
— Поиск загаданных слов.
Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.
— Следы со словами.
Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.
— Игра «Аэропорт» или «Парковка».
В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.
— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.
Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.
Примеры таких цепочек:
- КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
- ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.
Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.
Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова
marypop.ru
Игры-упражнения со слогами | ИгроМама
Правильно сформированная слоговая структура — залог грамотного чтения и письма ребенка. Поэтому чем раньше вы решите проблему или предотвратите ее, тем легче будет вашему ребенку дальше в учебе!
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).
Это все классификации, которые мамам не совсем то и нужны. Вопрос в том, что если есть хоть какие-то проблемы со слоговой структурой ближе к 4 годам — их нужно решать! Но играть с ритмом можно с самого рождения, то есть массаж, пестовальная гимнастика и любые действия с малышом можно делать с сопровождением потешок, стихов, песенок. И естественно в этот момент делать какие-то манипуляции с телом в ритм вашим словам.
Но когда уже есть проблема в старшем возрасте, то делаем следующие упражнения:
1. Послушай-Повтори
Вы простукиваете простой ритм ладошкой по столу, коленкам, инструментом (маракасы, барабан, бубен). Ребенок повторяет. Один раз ГРОМКО, второй тихо или два раза тихо, один ГРОМКО. Можно это делать хлопками рука об руку, причем меняя захват на каждый слог.
2. Сколько ударов?
- Вы стучите 3 раза, например — ребёнок должен посчитать сколько ударов.
- Или можно, чтобы ребенок стучал столько раз, сколько выпало на кубике, или на карточке, которую он вытянул из мешочка.
3. Работа со схемами ритма (предварительно ребенка знакомим со схемой, которую можно привязать к визуальной опоре).
То есть картинка ЗАяц и схема — зайчик стучит так ГРОМКО-тихо
Картинка коЗА и схема тихо-ГРОМКО
И когда ребенок это знает, то уже может подобрать схему к заданному педагогом ритму или наоборот, может воспроизвести ритм по схеме.
4. Длинный-короткий
Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой они длины и выбирает длинную или короткую полоски.
Или можно сделать с опорой на картинку и схему.
5. Неуловимые звуки.
- Произнеси звук «О» определенное количество раз (кубик, карточка из мешочка, мое количество хлопков)
- Поймай звук «А» в словах. Логопед произносит, когда ребенок слышит звук — хлопает.
- Назови ударный гласный, например оАу, аоУ. Выделяем ударный звук очень ГРОМКО.
6. Слоги
- Называем слоги с простукиванием, перекладыванием, складыванием пирамиды, башни.
- Называем слоги сочетая с пальчиковой гимнастикой, на каждый слог один из четырех пальчиков соединяем с большим.
- Считаем сколько слогов сказал логопед
- Называем ударный слог в слове, цепочке слогов. Естественно выделяем ударный намного громче.
7. Игра с мячом
- Бросаем мяч, произнося слово и разделяя его на слоги. На каждый слог мяч у одного человека.
- Пробуем отбить мячом количество слогов в заданном слове.
8. Угадай по ритму.
Ребенок отстукивает слово, одно из трех картинок, логопед должен угадать. И наоборот.
9. Выкладываем ритм предметами
Ребенок проговаривает слово и выкладывает предметы по количеству слогов. Это могут быть камешки, листики, палочки. Потом по количеству определяем длину слова.
10. Найди самое длинное
Из картинок или предметов ребенок выбирает ту, в составе слова которой больше всего слогов.
11. Считаем слоги по картинке
Показываем картинку, ребенок показывает цифру количества слогов. Или можно показать какой по счету ударный слог.
12. Четвертый лишний
Логопед называет серию слов: мак, дом, карета, ров. Ребенок определяет лишнее слово по количеству слогов.
13. Поймай слог
Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием. ТАрелка, красоТА, каТАмаран. Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.
14. Продолжи слово
Логопед бросает мяч, называя при этом начало слова, ребенок должен продолжить слово одним и тем же слогом, например ША. Ма-ША, Ми-ША, ка-ША
15. Скажи ласково
Логопед называет слово, ребенок должен его преобразовать в уменьшительно-ласкательное, добавляя суффикс: кот-котик, мяч-мячик
16. Поймай верное слово.
Логопед произносит цепочку из слов, среди которых одно правильное. Ребенок должен назвать правильный вариант. гебемот, бегетом, бетегом, БЕГЕМОТ.
17. Собери картинку и слово
Ребенок должен собрать картинку, разрезанную на то количество частей, сколько слогов в названии.
Вот такое пособие можно скачать у нас или сделать самому.
18. Цепочка (паровоз) слов.
Ряд картинок с надписями разрезают пополам, по типу домино, ребенок должен составить ряд. Лучше использовать слова из 2 слогов.
19. Сортировка по количеству слогов.
Ребенок сортирует картинки по количеству слогов. Можно раскладывать по домикам, по гаражам с машинами.
Как вариант, есть вот такая игра «Собери поезд» — к паровозу с цифрами 1,2, 3 цепляем вагоны, на которых слова одно-, двух- и трехсложные. К этим словам можно подобрать картинки. А для начинающих читать, там каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Таким образом работа со звуками происходит.
Собери поезд по слогам и буквам20. Собери слово из слогов.
Ребенку дается набор слогов на карточках, он должен собрать слово.
21. Подбери схему
Ребенок должен подобрать схему к картинке с названием и наоборот к схеме подобрать картинку.
22. Найди много слов
Из слогов на карточках ребенок составляет как можно больше разных слов.
Играем по мере накопления опыта и понимания ребенком слоговой структуры слова.
И естественно все эти игры можно проводить с музыкой, ведь понятнее всего уловить ритм именно с помощью музыки. А совмещение речи, движений и музыки помогает организовать связи на уровне мозга, поэтому намного быстрее происходит понимание и улавливание ритма. А это в свою очередь улучшает речь со стороны слоговой структуры. В этом нам может помочь логоритмика!
0
igromama.com
Игры со слогами — Заюшка
Набор карточек — обучающих картинок от Заюшки — Найди нужный слог.
На карточке — рисунки и слова, разделенные на слоги. Ребенку предлагается найти для каждого слова недостающий слог.
Данные карточки помогут ребенку научиться читать осмысленно, а яркие картинки привлекут внимание и особенно запомнятся.
Фрукты и слоги
Слоги, животные Слоги, птицы, карточка 1 Слоги, птицы, карточка 2www.zaiushka.ru
Логопедические игры со звуками и слогами.
Игра «Поем гласные звуки».
Цель. Познакомить с понятием «гласный звук», познакомить с артикуляцией гласных звуков.
Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков.
Проведение игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:
Гласному легко живется:
Голосок свободно льется.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных – 6, запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, произносит звуки и просит повторить детей:
А – открыт рот широко,
гласный звук пропеть легко.
У – мы гласный не забыли,
губы в трубочку сложили.
О – овалом ротик сделай,
гласный звук поём мы смело.
И – скорее улыбнись,
Звук, как ниточка, тянись.
Ы – ты гласный звук пропой,
Улыбнись и рот открой.
Э – пошире рот открой,
улыбнись и звук пропой.
Игра «Ротики».
Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями («ротиками»)
Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков (по количеству детей).
Проведение игры.
1 вариант. Педагог повторяет с детьми стихи про гласные звуки из предыдущей игры. Дети повторяют стихи и показывают соответствующую схему («ротик»). Затем педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку.
2 вариант. Педагог произносит 2 или 3 гласных звука. Дети выкладывают на столе соответствующие схемы. Затем анализируют, сколько гласных звуков было названо, какой 1-ый, 2-ой, 3-ий.
Игра «Узнай букву».
Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с буквами и с определенными движениями.
Оборудование. Карточки с буквами А, У, О, И, Ы, Э.
Проведение игры.
1 вариант. Педагог показывает букву, произносит стишок и одновременно показывает движение, дети повторяют за педагогом.
А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)
О – О – О – О – закрутилось колесо, сложить руки кольцом перед собой,
слегка вращать вправо-влево)
У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать
руль»)
И – И – И – И – руки выше потяни, (тянуть руки вверх)
Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить
вправо-влево)
Э – Э – Э – Э – две руки на голове. (поднять руки за голову)
2 вариант. Когда дети запомнят буквы, педагог может показывать только буквы, а дети будут произносить стишок и выполнять соответствующие движения.
Игра «Сказочные герои».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.
Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.
Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.
Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:
Незнайка: Назовите мне слова –
В начале слова гласный — А.
Буратино: Слов придумать не могу
В начале слова гласный – У.
Винни-Пух: Вспомнить слово не легко –
В начале слова гласный – О.
Карлсон: Слово быстро назови,
В начале слова гласный – И.
Чиполлино: Не в середине, не в конце,
В начале слова гласный – Э.
Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.
Игра «Вагончики».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в середине слова.
Оборудование. Поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, рак, лук, дуб, сом, дом, кит, рис, бык, сыр, мэр, сэр.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть свое окошко в вагончике.
Гласных звуков 6 всего.
Три вначале: А, У, О.
И еще есть три в конце.
Называем: И, Ы, Э.
Дети по очереди должны брать картинку и помещать ее в нужное окошко.
Игра «Последнее окошко».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка автобуса с нарисованными окошками. Вместо последнего окошка – кармашек. Буквы: А, О, У, И, Ы. Картинки: сова, трава, колесо, пальто, сидящий ребенок, пишущий ребенок, очки, туфли, цветы, конфеты.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с автобусом и говорит, что в конце автобуса находится последняя буква слова. Показывает картинку совы. Произносит это слово, выделяя звук «а» в конце слова. Одновременно проводит пальцем по окошкам, останавливается в конце автобуса. Говорит:
Вот последнее окошко,
Мы подумаем немножко,
Что за буква здесь стоит,
Из окошечка глядит.
Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» — «а». вставляют эту букву в последнее окошко.
Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».
Дети поочередно ставят нужную букву в последнее окошко.
Игра «Сколько гласных в слове».
Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове.
Оборудование. Картинки: вазы, роза, лиса, утка, совы, балкон, бабушка, малина, курица.
Проведение игры.
Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные «а», «ы». Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.
Сколько гласных звуков в слове,
Вы назвать мне их готовы?
Аналогично проводится работа с другими словами.
Игра «Скажем слово по слогам».
Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове и делении слов на слоги.
Оборудование. Картинки: рука, зубы, забор, стол, кирпич, картина, рубашка, вагоны.
Проведение игры.
Педагог говорит детям, что слова можно разделить на части, или слоги, слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Затем показывает на примере слова «рука», как можно разделить это слово на слоги. При этом педагог хлопает руками на каждый слог.
Хлопай тут (хлопать руками с левой стороны на каждый слог)
и хлопай там, (хлопать руками справой стороны на
каждый слог)
Скажем слово по слогам. (хлопать руками попеременно с правой и с
левой стороны на каждый слог)
Рука (хлопать попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог).
Аналогично проводится работа с другими словами.
Игра «Три домика».
Упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове.
Оборудование: рисунки трех домиков (в первом домике 1 окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка), маленькие картинки: волк, бык, слон, кошка, лиса, лошадь, собака, корова, бурундук.
Проведение игры.
Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные;
если в названии животного 1 слог, он живет в первом домике; если в названии животного 2 слога, он живет во втором домике; если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.
Вот три домика у нас,
Мы подумаем сейчас:
Поселился кто же там.
Называем по слогам.
Дети по очереди называют животных и «селят» в разные домики.
Игра «Мяч лови».
Цель. Упражнять в делении слов на слоги и определении последовательности слогов в слове.
Оборудование: мяч.
Проведение игры.
Педагог просит послушать слово и определить, какой слог в слове первый , второй или третий.
Слушай слово, мяч лови,
Первый слог нам назови.
Слушай слово, мяч лови,
Слог второй нам назови.
Слушай слово, мяч лови,
Третий слог нам назови.
Педагог произносит разные слова и говорит одно из заданий. Дети поочередно выполняют задания.
Игра «Собери корзинки».
Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Учить различать гласные и согласные звуки.
Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.
Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия: язык, губы, зубы.
Гласному легко живется:
Голосок свободно льётся.
У согласного в пути
Много кочек впереди:
Губы, зубы и язык.
Он к препятствиям привык.
Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произнесет гласный звук, ребенок повторяет звук и кладет грибочек в первую корзинку, если согласный – во вторую.
Игра «Веселые звуки».
Цель. Закрепить понятие «согласный звук», учить соотносить согласные звуки с буквами и с определенными движениями.
Оборудование. Карточки с буквами.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
Затем показывает букву, читает стих и одновременно выполняет соответствующее движение. Дети повторяют. Буквы и движения показываются постепенно (по одной новой – за игру), пока дети не запомнят все буквы.
Б – Барабан звучит не зря,
Марширую бодро я.
Б – Б – Б – Б – Б.
(Маршировать и имитировать игру на барабане).
В – Вьюга воет, вьюга злится,
Белый снег летит, кружится.
В – В – В – В – В.
(Вращать двумя поднятыми руками пред собой).
Г – Гусь гогочет, гусь гогочет,
Искупаться в речке хочет.
Г – Г – Г – Г – Г.
(«Хлопать крыльями» по бокам).
Д – Домик чинят мастера,
Целый день стучат с утра.
Д – Д – Д – Д – Д.
(Стучать кулаком одной руки по ладошке другой руки).
Ж – Жук летает и жужжит.
Он на месте не сидит.
Ж – Ж – Ж – Ж – Ж.
(Махать руками, как «крыльями»).
З – Зазвонил с утра звонок,
Начинается урок.
З – З – З – З – З.
(«Звонить» воображаемым звонком).
Й – Йог наклоны выполняет,
Очень громко выдыхает.
Й – Й – Й – Й – Й.
(Наклоняться в стороны)
К – Капли падают, летят,
По окошечку стучат.
К – К – К – К – К.
(Хлопать в ладоши).
Л – Лайнер по небу летит,
У него мотор гудит.
Л – Л – Л – Л – Л.
(Поднять руки в стороны, выполнять повороты туловища вправо-влево).
М – Машка, рыжая корова,
Целый день мычать готова.
М – М – М – М – М.
(Сживать ладошки перед грудью. Руки согнуты в локтях).
Н – Надя ноет и хандрит:
У нее нога болит.
Н – Н – Н – Н – Н.
(Тереть поочередно правое и левое колено).
П – Паровоз пускает пар.
Рядом с топкой — кочегар.
П – П – П – П – П.
(Руки вытянуть вперёд. Резко опускать руки вниз).
Р – Рысь мяукает, урчит,
А рассердится – рычит.
Р – Р – Р – Р – Р.
(Наклоняться вперёд, выгибать спину).
С – Сурок в степи свистит-свистит
По сторонам сурок глядит.
С – С – С – С – С.
(Руки согнуть в локтях, прижать к туловищу, кисти опустить вниз, кружиться вправо и влево).
Т – Таракан топочет тихо,
Громко топает слониха.
Т – Т – Т – Т – Т.
(Топать тихо и сильно).
Ф – Филин фыркал в вышине,
Задремал он на сосне.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф.
(Соединять большие и указательные пальцы обеих рук, согнутых в локтях).
Х – Холод нам зимой не страшен:
Мы согреем руки наши.
Х – Х – Х – Х – Х.
(Поднимать скрещенные ладошки к губам).
Ц – Цапля просит: «Не шумите,
Лягушат в тиши ловите»
Ц – Ц – Ц – Ц – Ц.
(Прикладывать поочередно указательные пальцы правой и левой руки к губам).
Ч – Чайка к морю прилетела,
Успокоить шторм хотела.
Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.
(Поднимать и опускать руки перед собой).
Ш – Шепчут шепотом подружки
Что-то важное друг дружке.
Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.
(Поворачивать голову вправо-влево).
Щ – Щетка чистит вещи наши:
Шубы, шляпы и гамаши.
Щ – Щ – Щ – Щ – Щ.
(Тереть ладошки одна другую перед собой).
Игра «Червяк».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:
В гости к нам червяк ползет,
Слово нам червяк несет,
Это слово повторите,
Звук последний назовите.
Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».
Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.
Игра «Гости».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.
Сороконожка.
Приползла сороконожка,
Принесла нам слово «мошка».
Слон.
Приходил огромный слон,
Слово «змей» оставил он.
Пёс.
Прибежал лохматый пес,
Слово «шапка» он принес.
Кит.
Полосатый кит приплыл,
Он со словом «волны» был.
Жеребенок.
Жеребенок прискакал,
Слово «жаба» он назвал.
Крокодил.
Появился крокодил,
Слово «цапля» сообщил.
Мотылёк.
Мотылёк к нам прилетал,
Слово «ласточка» сказал.
Ишак.
Побывал у нас ишак,
Предоставил слово «рак».
Хамелеон.
Навестил хамелеон.
Подсказал нам слово «сон».
Жираф.
Вдруг пожаловал жираф,
Произнес он слово «шкаф».
Игра «Камень — подушка».
Цель. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование. Камень и маленькая подушечка.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки. Затем говорит, что некоторые согласные звуки можно произнести твердо, например: «м», «н», «п»; а можно – мягко, например: «мь», «нь», «пь».
Затем говорит, что есть согласные, которые всегда звучат твердо. «Это – «ц», «ш», «ж». А некоторые — всегда мягко: «ч», «щ», «й».
«Твердые согласные звуки очень твердые, как камень, а мягкие согласные звуки очень мягкие, как подушка». Педагог показывает камень и подушку. А потом просит послушать, как звучат согласные звуки и показать камень (сжатый кулак) или подушку (две ладошки под головой, склоненной набок).
Игра «Две страны».
Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.
Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Квадратики синего и зеленого цвета.
Проведение игры. Педагог показывает две картинки и читает стихи:
Снежные горы, синие льды,
Айсберги острые всюду видны.
Твердые согласные звуки здесь живут,
Твердые согласные дети назовут.
Дети должны вспомнить и назвать твердые согласные звуки.
Добрая, мягкая, нежная страна,
Травка зеленая всюду здесь видна.
Мягкие согласные звуки здесь живут.
Мягкие согласные дети назовут.
Дети должны вспомнить и назвать мягкие согласные звуки.
Затем педагог раздает детям по два квадратика зеленого и синего цвета.
Дети по очереди называют твердые и мягкие согласные и ставят квадратики к картинкам со странами.
Игра «Переезд».
Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, учить называть парный по твердости-мягкости согласный звук.
Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Картинка машинки.
Проведение игры.
Сначала дети вспоминают, какие звуки живут в Синей стране, какие – в Зеленой.
Потом педагог показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе, например: «В Синей стране живет звук «Б». Потом он переезжает в Зеленую страну; теперь он уже не «Б», а «БЬ».
Затем педагог говорит:
Любит звук переезжать.
Как теперь его сказать?
Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.
Игра «Назови парный слог».
Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, в подборе парного слога к заданному.
Оборудование: мяч.
Проведение игры. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог говорит детям, что мягкие и твердые согласные входят в состав слогов. «Слог с твердым согласным звуком «Б» звучит – «БА». Если поменять «Б» на мягкий согласный «БЬ», получится «БЯ»; «БА» и «БЯ» — это пара». Затем педагог называет еще несколько пар.
Потом бросает мячик ребенку и говорит:
Слушай слог и не зевай,
Парный слог нам называй.
Педагог называет слог, ребенок должен произнести парный слог и бросить мяч обратно педагогу.
Игра «Чистоговорки».
Цель. Упражнять в определении наличия определенного согласного звука в словах.
Оборудование. Буквы: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Проведение игры. Педагог рассказывает чистоговорку, показывает букву и просит назвать только те слова, в которых есть такой звук:
С — Связал паук суркам носки.
Спокойно спят зимой сурки.
Не мерзнут лапки у сурков,
Связал паук сто пар носков.
З — Зубр к бизону заходил:
У бизона праздник был.
Зазывал бизон гостей
На салат из овощей.
Ц — Уронила под крыльцо
Цапля ценное кольцо.
Как кольцо теперь достать?
Нелегко крыльцо поднять.
Ш — Шили мышки малышам
И большим уже мышам
Шапки, шарфики, штанишки
И мышиные пальтишки.
Ж — Дождь в пустыне не идёт.
Верблюжонок дождик ждёт:
— Дождик, дождик, жду тебя,
Жарко жить мне без дождя!
Ч – Прячут, как в мешочки,
Хомячки за щечки
Семечки, пшеничку,
Гречку, чечевичку.
Щ — Утащил у нас щенок
Щетку в дальний уголок.
Чтобы щётку потрепать
И щетинки пощипать.
Л – Белка ловко поскакала,
Спелый желудь отыскала.
Положила на зубок,
Спелый желудь щелкнул: Щелк!
Р – У кого растут рога?
У коровы и быка,
У архара и джейрана,
У жирафа и барана.
Игра «Загадки».
Цель. Упражнять в определении места согласного звука в слове.
Оборудование. Гимнастические палки, картинки: белка, лопата, лиса, лейка, ковер, гриб, нос, беседка, заяц, корзина, зубы, душ, ёжик, щенок, мяч.
Проведение игры. Педагог загадывает загадки. Дети называют отгадку. Педагог показывает букву обозначающую заданный звук (если звук мягкий, буква на зеленом фоне, если твердый – на синем) и объясняет детям, что нужно встать на левый край палки, если звук стоит в начале слова, на середину палки, если звук стоит в середине слова, на правый край палки, если звук стоит в конце слова.
Л — Средь ветвей мелькал зверёк
И орешки — щелк да щелк. (Белка).
Л — Если дерево сажаю,
Ею землю я копаю. (Лопата).
ЛЬ — Нет в лесу ее хитрей,
Ловит зайцев и мышей.(Лиса).
ЛЬ — Лучше всякого дождя
Поливаю ею я. (Лейка).
Р — Мы на пол его кладём,
По нему потом идём. (Ковер).
РЬ — Он под ёлкой притаился,
Сверху шапочкой накрылся. (Гриб).
С — Отгадаешь сразу ты:
Им мы нюхаем цветы. (Нос).
СЬ — Жарким летом чай в ней пьём
И беседуем потом. (Беседка).
Ц — От лисы он убегает,
Между ёлок след виляет. (Заяц).
ЗЬ — Если в лес с тобой пойдём,
Мы грибы в нее кладем. (Корзина).
З — Можно ими хлеб жевать,
Можно яблоки кусать. (Зубы)
Ш — Этот дождик не простой,
В ванной он у нас с тобой. (Душ).
Ж — Он в колючках не спроста:
Сила в них и красота. (Ёжик).
Щ — У собаки есть сыночек,
Он пушистый, как комочек. (Щенок)
Ч — Любит прыгать и скакать,
Можно им в футбол играть. (Мяч).
Игра «Кто на чем летит?»
Цель. Упражнять в различении согласных звуков «с» и «ш» в словах.
Оборудование. Картинки самолета и воздушного шара с кармашками. Маленькие картинки: мышка, слон, барсук, сорока, кошка, сова, лошадь.
Проведение игры. Педагог показывает две картинки. Уточняет названия «шар» и «самолет». Спрашивает, с какого звука начинается слово «шар» и с какого звука — «самолет». Затем говорит, что на самолете летят только те животные, в названии которых есть звук «с», а на шаре только те, в названии которых есть звук «ш».
Шар воздушный полетел,
В самолетик кто-то сел.
Все расселись по местам.
Кто куда, скажите нам.
Дети по очереди называют животных, выделяют звуки «с» или «ш» и кладут картинку в кармашек.
Игра «Подарки».
Цель. Упражнять в различении согласных звуков «з» и «ж» в словах.
Оборудование. Картинки девочки и мальчика с кармашками. Маленькие картинки: журнал, флажок, ножик, лыжи, заколка, зонт, ваза, роза.
Проведение игры. Педагог показывает нарисованных мальчика и девочку. Говорит, что девочку зовут Зоя, а мальчика Женя. Спрашивает, с какого звука начинается имя «Зоя» и с какого звука — «Женя». Затем говорит, что у детей сегодня день рождения, Зоя любит подарки, в названии которых есть звук «з», а Женя любит подарки, в названии которых есть звук «ж».
День рождения у Жени,
И у Зои день рожденья.
Мы подарки им подарим,
Что кому, мы сами знаем.
Дети поочередно выбирают подарки для Зои и Жени, выделяя звуки «з» и «ж».
Аналогично можно провести игру на различение звуков «с» и «сь» с именами
Сеня и Саня.
Игра «Ранец и лукошко».
Цель. Упражнять в различении согласных звуков «р» и «л» в словах.
Оборудование. Картинки ранца и лукошка с кармашками. Маленькие картинки: рубашка, картинка, карандаш, ручка, расческа, булка, ложка, лук,
яблоко, жёлудь.
Проведение игры. Педагог показывает ранец и лукошко. Говорит, что сейчас нужно уложить вещи в ранец и лукошко. Спрашивает, с какого звука начинается слово «ранец» и с какого звука — «лукошко». Затем говорит, что в ранец нужно положить вещи, в названии которых есть звук «р», а в лукошко – вещи, в названии которых есть звук «л».
Эти ранец и лукошко
Собираем мы в дорожку.
Быстро вещи выбираем,
«Р» и «л» мы различаем.
Дети поочередно выбирают вещи для ранца и лукошка, выделяя звуки «р» и «л».
Статьи по теме:
- Формирование звукопроизношения у дошкольников.
- Стихи,скороговорки для развития речи.
- Логопедические игры со словами.
- Логоритмика
logoznanie.ru
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Слоги.Составляем слова из слогов
Слоги.Составляем слова из слогов.Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек. Буквы и слоги для детей.
Разрежьте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами.
А теперь давайте поговорим об играх, которые помогут ребенку познакомится с буквами, выучить алфавит, выучить слоги, научиться читать по слогам.
Слоги с Буквами Б и В
Слоги с Буквами Г и Д
Слоги с Буквами Ж и З
Слоги с Буквами К и Л
Слоги с Буквами М и Н
Слоги с Буквами П и Р
Слоги с Буквами С и Т
Слоги с Буквами Ф и Х
Слоги с Буквами Ц и Ч
Слоги с Буквами Ш и Щ
Игры с карточками
1. Как же научить ребенка читать по слогам.Для начала изучите с ребенком слоги с буквой «а». Затем с буквой «у», «о», «и» и т.д.
2.Если ребенок уже хорошо знаком с буквами, то эта игра может научить читать ребенка по слогам.Показываем как собрать не сложные слова, состоящие из 1-2х слогов. Например: ма-ма, ка-ша, ма-ша, дом , нос, рот, мы-ло, суп, со-ва, ли-са и т.д.
3.Игра называется «собери слово». Ставим на стол карточку со слогом например «ЛО« ребенок должен добавить к этому слогу ещё слоги, чтобы получилось слово. Например:
ябЛОко
коЛОкол
ЛОдка
сЛОн
Или слог «КО». Собрать к примеру слова:
КОшка
яКОрь
КОробка
КОсть
КОнфета
КОрова
шоКОлад
Чтобы получилось слово и прочитываем его.
4.Игра называется «Отгадай слово» — называем первый слог и предлагает конец слова подобрать ребенку (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.
5.Игра называется «Цепочка» — необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.Например: молоко-кошка-каша-шапка- и т.д.
6.Положить перед ребенком на столе 5 различных слогов. Озвучить один из них и предложить ребенку найти нужный, тот который вы назвали.
7. Попросите собрать слово из 2 слогов. Затем собрать слово из 3 слогов, из 4 слогов. Собрать слово более 4 слогов.
8. Игра со слогами в большой компании детей.
На столе или на магнитной доске раскладываем карточки со слогами вразброс. Для начала старайтесь использовать не очень большое количество карточек.В дальнейшем вы можете добавлять больше карточек со слогами, чтобы увеличить сложность. Сначала участвуют 2 ученика.Два ученика смотрят на доску с карточками. Учитель называет слог. Тот кто первый нашел его на доске забирает карточку и садится на свое место. Проигравший остается у доски. К доске подходит 3 участник. Учитель называет новый слог. Тот кто найдет этот слог первым забирает карточку и садится на место. Так может продолжаться долгое время. Затем подсчитываем карточки со слогами. Выигрывает тот у кого количество карточек больше.
Участники могут попытаться составить слога из слогов.
Скачивайте также Карточки СЛОГИ Твердые и мягкие согласные звуки
Здесь все задания по изучению ГРАММАТИКИ
www.razvitierebenka.com
Дидактические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова у дошкольников
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-043898
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru