Игры на развитие внимания: для детей 6-7 лет
Воспитание ребенка – дело трудное и длительное, требующее многих сил. Все родители знают, что воспитание детей тесно связано с тем, как потом малыш будет осваивать обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь мало кто может вспомнить одноклассника-хулигана, который бы отличался прилежностью в учебе. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вырос умным и ответственным человеком.
Но не все понимают, насколько важно заниматься ребенком с самых малых лет. И одним из самых важных уроков в жизни ребенка является развитие его внимания. Невнимательность грозит не только пробелами в знаниях в будущем, но и может стать причиной получения различных травм. Как лучше заниматься развитием внимания у ребенка и насколько эффективны игры на развитие внимания у детей 6-7 лет, читайте в материалах этой статьи.
Почему важно заниматься развитием внимания у детей 6-7 лет
Внимание – это один из важных способов познавать мир вокруг себя. В зависимости от того, как реагирует ребенок на внешние факторы, зависит его характер, способности, увлечения и интеллект.
Невнимательные дети часто не обращают внимания на разные вещи, события, просьбы старших. Им приходится по несколько раз напоминать о чем-то, но результат останется нулевым, поскольку малыш будет выпускать какие-то детали просьбы и переделывать начатое по многу раз.
Многие считают, что поскольку к 6-7 годам дети идут в школу, то всему, в том числе и вниманию их должны научить учителя. Однако сегодня дети очень рано взрослеют, поэтому отправляясь в первый класс, они уже сталкиваются с вопросами типа «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Какие у тебя есть хобби?» и прочие.
Поэтому, если именно родители не внесут свою лепту до этого периода, то их дети будут чувствовать себя скованно, неуверенно среди своих сверстников, а со временем они начнут осознавать, что отличаются от других. Так рождаются комплексы.
После этого, как ребенок поймет, что не в состоянии запоминать того, что могут другие дети, что его уровня внимания недостаточно для успешной учебы, он становится все более раздражительным, агрессивным и неуверенным в себе. Все чаще из его уст будут звучать фразы: «Я не хочу больше ходить в школу!», «Мне не нравится учиться!» и прочее.
Чтобы избежать всего этого, важно с раннего возраста тренировать мозг, который отвечает за внимание детей, чтобы ребенок в интеллектуальном плане был в отличной форме.
Родителям стоит приложить усилия, чтобы научить детей пользоваться своими «инструментами»: памятью, мышлением, вниманием. В дошкольном возрасте малыши акцентируют свое внимание только на чем-то ярком, интересном, на том, что им нравится.
Но во взрослой жизни все происходит не так, приходится обращать внимание на мелкие, но не менее важные детали, чтобы, например, правильно решить задачу (если в ней замысловатое условие), выстроить логическую цепочку последовательности действий. Вот почему необходимо научить своих детей контролировать свое внимание даже на том, что им не нравится.
К 7 годам необходимо развить у ребенка произвольное внимание. Это, когда дошкольник концентрируется на том, что ему нужно сделать, а не на том, что хотелось бы ему.
Занимаясь с детьми 6-7 лет, стоит помнить, что в процессе обучения, невозможно насильно удерживать ребенка на одном месте по нескольку часов. Так, например, для малышей в 6 или 7 лет является нормой продолжительность занятия всего 25 минут, на большее время его активного внимания попросту не хватит и ребенок начнет зевать, отвлекаться. Поэтому, если вы планируете заниматься с ребенком в течение всего дня, устраивайте 20-25 минутные уроки-игры, после чего давайте ему время для отдыха.
Развивать внимание у детей очень необходимо – это поможет им доводить свои дела до конца, успешно и прилежно учиться в школе, развивать выносливость и усидчивость, а также достигать поставленных целей.
Способы развить внимание у детей 6-7 лет
Во время занятий всегда необходимо учитывать возможности и способности того или иного ребенка. То есть, в семье несколько детей, и особенно если это дети-погодки, никогда нельзя сравнивать их и требовать от одного то же, что и от другого.
Здесь очень важна искренность и внимание любящих родителей. Ведь, если не будет похвалы, позитивного настроя, ободрения и совместного участия, то вряд ли таким родителям удастся чему-то научить своих малышей. Обычно детям дошкольного возраста необходимо давать такие задания, которые научат их объяснять, рассуждать, описывать увиденное ими.
Обязательно необходимо комментировать происходящее, иногда помогать, подсказывать, приводить примеры, задавать наводящие вопросы. Пусть детки чувствуют командный дух, а не видят вокруг себя соперников во время занятий.
Вместо того, чтобы все время успокаивать малыша, когда он балуется или наказывать его, лучше привлечь его внимание тем, что ему интересно. Когда у родителей слишком активный ребенок, то необходимо, несмотря на гиперактивность, научить его концентрироваться. Делать это можно в активных играх.
К наиболее распространенным способам обучения относится обучение в игре. Другого, более эффективного способа, пока еще придумано не было. Именно играя, ребенок познает мир, учится размышлять, сравнивать предметы, логически мыслить. Этот способ активно используется педагогами дошкольных заведений и даже в начальной школе.
Преимущества развития внимания в игровой форме
На вопрос «Кто любит учиться?» редко кто из детей ответит «я люблю». Поэтому необходимо обучение, которое вызывает у детей стресс, переводить в форму игры. В этом большой плюс, поскольку дети не заметят, как играя, они обучаются. Именно поэтому все методики развития детей 6-7 лет и младше должны строиться в игровой форме. Невозможно считать, что ребенок 7 лет уже взрослый и поэтому игры ему ни к чему. Наоборот, то, что ему интересно, может помочь ему в дальнейшем развитии.
Обычно игры всегда привлекают внимание детей. Тем, кто любит играть машинками, нужно совместить игру с обучением, тем, кто любит рисовать, необходимо предложить раскраски или другие игры в форме рисования (например, закрашивание картинки по участкам, отмеченным конкретными цифрами). Это поможет детям больше заниматься развивающими упражнениями, поскольку в них содержится тот элемент (игрушки, раскраски и прочее), который их особенно привлекает.
Естественно, у большинства мам и пап нет особой фантазии, а порой и свободного времени, чтобы придумать развивающие игры, упражнения, занятия. Или же те, что они придумали, неинтересны их малышу. В этом случае можно обратиться за помощью к педагогам дошкольного заведения, которое посещает их любимое чадо или поискать что-либо более подходящее в сети интернет. К тому же много тематической литературы сейчас представлено в книжных магазинах, где консультанты помогут подобрать именно то, что вы ищете.
Примеры игр на развитие внимания у детей 6-7 лет
Для тех родителей, которые отличаются креативным мышлением, представляем ряд игр, которые развивают внимание подрастающих детей. При желании, из них можно будет придумать другие упражнения, взяв ниже описанные за основу.
«Хитрые числа»
Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от 1 до 20. Затем необходимо их тщательно перемешать и в произвольном порядке раздать 10 карточек себе и 10 малышу.
Затем задача состоит в том, что родитель, который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку любого числа. При этом их чадо должно положить рядом карточку с числом, которое ближе всего к тому, которое задано. То есть, если мама или папа положили цифру 5, то ребенок должен выложить либо 4, либо 6.
Эта игра развивает не только внимание, но и память, логику и математическое восприятие. Часто для поступления в начальную школу дети проходят специальное тестирование.
В тестах может встретиться задание типа «Назови числа-соседи». Если малыш освоит это упражнение, то он с легкостью сдаст предложенный тест.
«Части тела»
Усадив перед собой детей, необходимо показывать им части тела и называть их вслух. При этом дети должны повторять. Далее, родители делают хитрость, называют одну часть тела, а проговаривают другую. Например, указывают на нос, а говорят: «Это колено». Задача детей правильно показывать на себе те части тела, которые им проговаривают, не смотря на желание родителей запутать ребенка.
«Сказки и стихи»
В таком возрасте ребенку давно пора знать как можно больше стихов наизусть. Обычно маме, на которую ложиться большая роль в воспитании детей, нужно искать повод, чтобы выучить новый стих. Например, на праздники, для бабушки или для папы. Необходимо помогать детям, жестикулировать во время рассказа (маршировать, хлопать в ладоши, указывать направление или приседать) в общем, все, о чем он говорит, пусть показывает.
То же дело обстоит и со сказками. Здесь можно позволять, чтобы ребенок включал свое воображение. Однако большую роль играет то, насколько он был внимателен к деталям сказки и сможет ли он их вспомнить. Поэтому перед родителями стоит задача задавать вопросы, которые помогут увидеть насколько ребенок был сосредоточен.
«Найдите отличия»
Это, наверное, наиболее распространенная игра на развитие, в которую любят играть даже взрослые. Сегодня найти в интернете огромное количество подобных картинок с отличиями для детей подходящего возраста не проблема. Распечатав такие рисунки, можно вместе с малышом искать отличия.
Заранее предупредите ребенка, что данная картинка содержит 5, 7 или 10 отличий и пусть он внимательно их отыскивает. Для удобства можно взять простой карандаш в руку и отмечать те элементы, которые он уже нашел. Если с поиском отличий у ребенка получается пока не очень хорошо, не показывайте ему, что конкретно он пропустил. Можно просто подсказать: «Посмотри на то…» или «Чего не хватает на…».
Игры с различными предметами
Если у ребенка есть любимые игрушки, например, машинки, прицепы и т.п., то можете не сомневаться, их малыш знает очень хорошо и всегда внимателен к мельчайшим деталям. А вот тренировать память и внимание можно совершенно на неожиданных предметах.
Для этого необходимо разложить в хаотичном порядке разные вещи (прищепки, игрушки, кубики, карандаши, расческу, зубную пасту и т.д.). Дайте время ребенку запомнить все предметы и накройте их полотенцем. Теперь можно спрашивать ребенка: «Где здесь лежит кубик красного цвета?», «Сколько всего предметов было выложено?» «В каком примерно месте находится расческа?», «Сколько карандашей было?» и т.д.
Во время таких игровых занятий, у детей усиленно работает мозг, чтобы как следует сконцентрироваться, а значит, развитие внимательности включается на все 100%.
Другой прием можно сделать с теми же разбросанными вещами. Ребенку необходимо закрыть глаза, чтобы он не подглядывал, после этого родитель убирает какой-либо предмет. Когда малыш вновь смотрит на предметы, он должен определить, чего не хватает.
«Запретное слово «нет»»
Очень актуальная игра не только на развитие внимательности, но и на мышление. Мама или папа должны задавать своему дошкольнику разные вопросы с подвохом, но он должен ответить на них так, чтобы не прозвучало «нет».
Например: Светит ли солнце ночью? (правильный ответ «не светит», не правильный «нет»), Чистишь ли ты зубы мочалкой? (правильный ответ «чищу щеткой»), Кошка ест огурцы? Надевают ли юбку на голову? Нужно ли на хлеб мазать крем? Таких вопросов может быть огромное количество, но важно, чтобы ребенок не произносил слова «нет».
Подобные игры знакомы родителям еще со времен их детства, например, игра «Черное и белое не берите, да и нет не говорите». Поиграйте с ребенком в такие игры, ему будет очень интересно.
Любые игры, которые хоть немного заставят сына или дочь быть внимательными, поспособствуют улучшению их концентрированности на том, что им даже неинтересно. К тому же это прекрасный способ отвлечь детей от таких манящих гаджетов, как ноутбуки, планшеты и компьютеры. Офтальмологи бьют тревогу, ведь более 70% первоклассников имеют проблемы со зрением.
Советы и рекомендации психологов и педагогов
Педагоги и психологи настаивают на том, чтобы не только к моменту зачисления в школу, но и в дошкольных заведениях, родители прикладывали усилия и занимались развитием своих детей.
Замечено, что невнимательные дети учатся намного хуже других, часто теряют вещи, школьные принадлежности, становятся замкнутыми и угрюмыми. Невнимательность негативно сказывается на успеваемости, ведь ребенку сложно высидеть целый урок, слушая объяснения учителя.
Советы и рекомендации специалистов состоят в следующем:
- Задания на развитие внимания должны проходит в форме игры и длиться не менее 20 минут для детей 5-6 и 25 минут для детей 6-7 лет.
- Задания должны требовать от ребенка максимальной сосредоточенности.
- Можно давать ребенку любой напечатанный текст и просить зачеркнуть в нем определенную группу букв (например, все буквы «а»).
- Читайте соответствующую литературу, просматривайте сайты с примерами заданий и упражнений.
- Учите детей пересказывать простые рассказы, настаивайте на том, чтобы ребенок уделял внимание деталям.
- Учите ребенка сравнивать что-либо, анализировать, эти приемы также хорошо развивают внимание.
- Переключайте внимание ребенка с одного вида деятельности на другой.
Вместо заключения
Да, развитие внимательности – это процесс сложный, однако, только в силах матерей и отцов сделать его увлекательным и разнообразным. Если же не заниматься с детьми, тогда неудивительными будут фразы: «Ваша дочь «считает ворон» на уроке» или «Ваш сын витает в облаках».
Да и не только в школьном возрасте плохое внимание будет иметь негативное отображение. Взрослея, проблемы будут только усугубляться, а значит, ребенку будет и сложно учиться, и впоследствии найти хорошую работу, быть успешным и удачливым. Родители должны приложить максимум усилий в развитии ребенка в 3,4, 5 и 6-7 лет, чтобы в дальнейшем ему легко давались любые начинания.
childage.ru
Игры на внимание для детей 6-7 лет
Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога! Внимание сопровождает все психические процессы, поэтому так важно развивать его у ребёнка.
Сегодня хочу предложить игры на внимание для детей 6-7 лет. Многие из них можно использовать и для более младшего возраста.
Все дети дошкольного возраста любят играть, поэтому развивать внимание у них лучше всего в игровой форме.
Игры на внимание для детей 6-7 лет
Игры для развития зрительного внимания
1. Найди одинаковые предметы
Предложите крохе внимательно рассмотреть карточки с несколькими изображёнными предметами. Он должен найти два совершенно одинаковых.
2. Найди отличия
Покажите две подобные картинки, но с небольшими различиями. Ребёнок должен найти все отличия и указать на них.
Будет лучше, если вы назовёте конкретное количество отличий: 3, 4, 5, 6 и т. п. Малышу будет намного проще, когда он знает чётко, сколько отличий надо найти.
3. Выбери правильную тень
Предложите картинку какого-нибудь сказочного героя и несколько его силуэтов. Нужно выбрать только одну правильную «тень».
4. Лабиринт
Ребёнку предлагается отыскать правильный выход из предложенного лабиринта.
Например, помоги зайчику выбрать правильную тропинку и попасть на поляну.
5.Сколько всего предметов?
Подготовьте картинку, на которой изображены несколько контуров предметов, наложенных друг на друга. Лучше, если это будут предметы одной группы, например, посуда, игрушки, животные и т. д.
Попросите ребёнка провести пальчиком по линиям контура каждого предмета, и сосчитать их.
6. Путаница
Покажите малышу рисунок с запутанными линиями, которые нужно распутать. Например, кто из какого клубка вяжет. Пусть ребёнок покажет пальчиком или карандашом, куда какая линия ведёт.
7. Найди эти предметы на картинке
Предлагается сюжетная картинка и несколько предметов, отдельно нарисованных.
Нужно их найти на этом рисунке и показать или обвести карандашом.
8. Корректор
Изготовьте (или скачайте из интернета) таблицу с разными знаками: фигурами, буквами, цифрами на несколько строчек по 9-10 штук в строке.
Взрослый называет букву, цифру или фигуру, а ребёнок должен их найти и зачеркнуть. Объясните, чтобы он двигался по строкам и не пропустил ни одного названного символа.
9. Дорисуй вторую половину предмета
Обычно такое задание предлагается на листе в крупную клетку, чтобы ребёнку было легче.
Нужно дорисовать вторую часть предмета так же, чтобы получился цельный рисунок.
10.Раскрась так же
Предложите картинку, на которой закрашена только одна часть. Нужно раскрасить так же вторую часть картинки.
11. Соедини по точкам
Ребёнку предлагается соединить точки линиями по порядку, чтобы получился рисунок.
12. Кодирование
Нужно по образцу расставить в разных геометрических фигурах определённые знаки. Например, в квадрате-галочку, в треугольнике-минус, в круге-плюс, в ромбе-точку.
Следите, сколько времени ребёнок выполняет задание.
13.Фотограф
Покажите малышу сюжетную картинку. Он должен внимательно рассмотреть её и запомнить как можно больше деталей. Затем взрослый закрывает картинку и задаёт вопросы: Кто изображён? Во что одет? Что делает?
14.Нарисуй и раскрась
Ребёнку нужно нарисовать в ряд 10 любых геометрических фигур, например, кругов. Взрослый даёт задание: заштрихуй красным карандашом круги №2 и 5, синим-№3, 6 и 8, зелёным-№1 и 7, жёлтым-№4 и 10.
15. Прятки
Предложите ребёнку картинки со «спрятанными» вещами, буквами, знаками, цифрами. Нужно их найти и показать.
16. Делай, как я!
Встаёте с ребёнком друг напротив друга. Показывайте разные движения, периодически замедляя или ускоряя темп. Малыш должен повторять все упражнения за вами.
17. Запрещённое движение
Эта игра подобна предыдущей. Отличие лишь в том, что взрослый показывает одно движение, которое нельзя повторять. Если кроха повторил вместе с другими упражнениями и запрещённое, то ему начисляется штрафное очко.
Не забывайте хвалить малыша за каждое правильно выполненное задание. Поощряйте его за прогресс.
Надеюсь, эти игры на внимание для детей 6-7 лет будут вам полезны.
От того, как развито внимание у ребёнка, во многом зависит его успешное обучение в школе.
Также читайте Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей.
sovetmama.ru
Игры на развитие внимания и памяти для детей 6-7 лет в детском саду
Развитие познавательных процессов – внимания и памяти у детей дошкольного возраста идет очень интенсивно. Родителям и педагогам следует уделять формированию и тренировке этих способностей максимум сил и времени, так как именно эти свойства психики определяют будущую успешность ребенка в учебе. Рассмотрим самые основные особенности этих двух процессов, важнейших для интеллектуального развития детей.
Внимание дошкольников – это способность сосредоточиться на каком-то одном объекте или явлении. Этот познавательный процесс бывает непроизвольным и произвольным. Тренировать нужно именно способность к произвольному вниманию, в котором участвует воля ребенка. У малышей присутствует только непроизвольное внимание, но постепенно ребенок учится сосредоточенности сознательной. С каждым годом этот навык становится лучше, но со специальными тренировками он совершенствуется намного быстрее и эффективнее.
Память дошкольника — это его способность сохранять информацию и воспроизводить ее, если это необходимо. Процесс запоминания тоже может носить непосредственный и опосредованный характер. Психологи говорят: « В детстве мышление — это память, а у взрослого человека память — это мышление». Малыши буквально «впитывают» информацию, но не всегда способны контролировать этот процесс. Взрослым приходится мягко направлять его в правильное русло. Обучение в школе полностью построено на запоминании нужной информации, в больших объемах, поэтому способность быстро и прочно запомнить то, что необходимо — залог отличных оценок.
Внимание и память — два «кита», на которых создается фундамент готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому так важно уделять много времени тренировкам этих качеств в дошкольные годы.
Как развивать внимание и память у детей
В конце дошкольного детства познавательные процессы у детей значительно лучше, чем год-два назад. К этому моменту будущие школьники уже способны использовать логические приемы, навыки чтения и письма, да и, самое главное, нервная система становится способной выдерживать более серьезные нагрузки, чем, например, в средней или старшей группе. Конечно, для совершенствования познавательных процессов по-прежнему можно и даже необходимо использовать не только специальные упражнения, но также и разные игры на развитие внимания и памяти.
Для этой цели отлично подходят как готовые методические наборы, так и упражнения с использованием подручных материалов (игрушек, картинок, конструкторов, природного материала). Развивать внимание и память детей можно как в ходе тематических занятий, так и в свободной деятельности — на прогулке, в очереди, в транспорте.
Игры
Игра — ведущая деятельность для дошкольников. Это значит, что именно в форме занимательного развлечения малыши легче и быстрее осваивают новые навыки. Именно поэтому игры для детей являются оптимальной формой тренировки их способностей. Различные игры на внимание и память представляют собой богатейший материал для тренировки и совершенствования данных познавательных процессов.
Дидактические
Пара за парой
Подберите набор парных изображений (15-20 пар). Это может быть готовый наглядный материал или ваши собственные рисунки на картоне, сделанные месте с детьми. Все карточки нужно положить изображением вниз и хорошо перемешать. Каждый игрок может открыть за один ход только две карточки. Если рисунки на них совпадут, то пара остается у участника. Если нет — картинки возвращаются на стол. Важно возвращать карточки на то место, с которого они были подняты. В этой игре на внимание выигрывает тот, кто соберет больше всего пар.
Эмоции и истории
Подготовьте картинки с символическим изображением разных эмоций. Например, это может быть: радость, грусть, злость, страх. Разложите рисунки пред ребенком. Если играет несколько детей, то комплект изображений должен быть у каждого. Начните читать какую-нибудь сказку или историю. Дети должны поднимать ту карточку, которая иллюстрирует переживания героя. Побеждает тот, кто правильно использует все картинки.
Узор по образцу
Вариантов этой игры для развитие памяти и внимания очень много. Суть в том, что детям предлагается образец, а они должны повторить узор. Можно использовать мозаику, конструктор, пластилин и природные материалы, пуговицы, палочки. Взрослый должен разложить предметы на своем листе бумаги, а ребенок — повторить орнамент на своем. Побеждает тот, кто сможет выполнить задание без ошибки. Такие игры на развитие памяти и внимания одновременно очень полезно включать в программу подготовки старших дошкольников к будущему обучению.
Диктант
Раздайте всем играющим по листку бумаги. Начните описывать какой-то рисунок (лучше, если он сделан вами заранее). Пусть дети рисуют, слушая ваше описание, без опоры на изображение. Если предложить дошкольникам листок в клеточку, то можно будет использовать в качестве эталона не сюжетный рисунок, а узор. Выполнять такое упражнение нужно, «проходя» по одной клеточке в нужном направлении. Если дети смогут выполнить все шаги правильно, то у них получится определенный рисунок (в свободной форме или в виде определенного узора). Такие игры на концентрацию внимания помогают детям лучше ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при освоении письма.
Сказки
Прочитайте ребенку две одинаковые истории или сказки, очень похожие одна на другую. Отличаться они должны лишь небольшими деталями. Нужно прослушать первый сюжет, а потом найти все отличия от него во второй истории. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто соберет их больше всех. Эту игру на развитие внимания для детей можно проводить как с авторскими сказками, так и с самостоятельно придуманными историями.
Сложи слово
Предложите детям составить слово из тех букв, которые разложены перед ними. Конечно, нужно использовать не слишком длинные варианты. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее других, совсем без ошибок.
Подвижные
Разнообразные подвижные игры на внимание тоже приносят большую пользу детям 6-7 лет, тренируя не только ловкость, но и интеллектуальные способности. Вот несколько примеров.
Повторяй за мной
Это упражнение на развитие внимания проводится с группой детей. Выбирается ведущий, который под музыку показывает различные движения. Остальные участники должны повторять все за ним. В конце ведущий выбирает одного, чье участие понравилось ему больше других.
Колечко на веревочке
Все участники этой игры для дошкольников должны встать в круг. Внутри круга располагается еще один круг из веревки, на которую надето кольцо. Дети держат веревку в руках и передают кольцо друг другу, свободно передвигая его руками. Ведущий должен остановить движение кольца, указав на того, кто в данный момент держит его в руке. Если ведущий смог справиться с этой задачей, то он меняется местами с тем игроком, у кого он смог обнаружить кольцо.
Художник
Все участники этой игры на развитие памяти и внимания разбиваются на пары, участники каждого «дуэта» должны встать один за другим. Те, кто стоят первыми, закрывают глаза. Взрослый показывает второй части играющих какое-то изображение. Это могут быть простые рисунки, буквы, числа, какие-то символы. Затем те дети, которые видели изображение, должны «нарисовать» его на спине тех, кто стоит перед ним. После «картины» должны повторить свой узор на бумаге. Если рисунок передан верно, то дети в паре меняются местами.
Советы педагогов
Если вы хотите помочь своему ребенку стать внимательнее и сделать его память лучше, то стоит проводить с ним занятия, соблюдая определенные правила:
- Важно подбирать материал для игр и упражнений, соответствующий возрасту детей.
- Стоит подбирать более простые и короткие задания для гиперактивных детей, им такие занятия даются с трудом.
- Проводить игры нужно по одной-две за один раз, не больше.
- Поддерживайте интерес малышей к каждому новому упражнению, используя привлекательные картинки и игрушки.
- Можно использовать для развития внимания и памяти музыкальные игры и задания. Например, повторить заданный ритм или определить звучащий инструмент.
- Хвалите детей не только за успехи, но и за старание.
Последовательные и регулярные игры на развитие внимания для дошкольников непременно принесут отличные результаты. Они нравятся детям и приносят им большую пользу!
orechi.ru
Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет
Игры на развитие памяти для детей
6-7 лет
КТО БОЛЬШЕ ЗЕМЕТИТ НЕБЫЛИЦ
Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ
Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.
Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я…»
Примерный рассказ воспитателя:
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.
1. Рано утром, вечерком,
В полдень, на рассвете,
Ведьма ехала верхом, развалясь в карете.
2. А за нею во всю прыть,
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Блюдо с пирогами.
3. Чепуха, чепуха –
Это просто враки!
Косят сено на печи
Молотками раки!
4. Муравей нашел медведя,
Сладко спящего в лесу.
«Как же я такую ношу
В муравейник отнесу?»
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам(кочкам) – скок да скок!»
КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ
Цель: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. Количество профессий и орудий труда может быть разным.
НЕ ЗАБУДЬ КАРТИНКУ
Цель: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
— Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
— Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
НАРИСУЙ ПРАВИЛЬНУЮ СХЕМУ
Цель: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
ПОМОЖЕМ МАМЕ
Цель: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
ГУЛЯЕМ ПО УЧАСТКУ ДЕТСКОГО САДА
Цель: Закреплять знания о своём участке, о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить участок.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по участку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему, отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, убирают.
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им интересно посмотреть что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить свой участок из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по участку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть там.
МАГАЗИН
Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Цель: Развивать память детей.
Предлагается картинка с изображением 3 — 4 знакомых предметов и попросить их назвать. Затем картинка с 7 — 8 предметами и ребенок должен сказать, есть ли среди них те, которые были на первой картинке.
Найти показанную фигуру среди 15 других. Вариантов этой игры может быть много: с предметами, игрушками, геометрическими фигурами, с цветными полосками.
НЕВИДИМКА
Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти.
В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий. Для игры требуется несколько цветных кругов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые круги, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждого цветного круга.
Правила и ход игры:
Воспитатель последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Затем просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает один из цветных кругов белым кругом Требуется определить, какой круг закрыт. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных кругов.
КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И ЗАПОМНИТ
Цель: Развитие внимания и памяти.
Детям предлагается следующее: пока ведущий считает до 20, нужно найти и запомнить в комнате все предметы одного цвета (например – коричневого). После того, как ведущий закончил считать – дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые запомнили. После того как все перечислили что смогли, все открывают глаза и вместе считают и называют, какие и сколько пропущено предметов.
РЫБА, ПТИЦА, ЗВЕРЬ
Цель: развивать способность к переключению внимания, памяти, мышления.
Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…..» Тот игрок, на котором останавливается считалка, должен быстро (ведущий считает до трех) назвать, в данном случае рыбу, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает дальше. Если неверный, повторяющийся или задержка в ответе – игрок выбывает, оставляя свой фант ведущему (любую свою вещь). В итоге должен остаться один победитель и он с ведущим придумывает, что делать каждому фанту.
ЖИВОТНОЕ
Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, называет другое животное и бросает мяч другому ребенку, тот тоже называет животное и бросает мяч следующему и т.д.
ЗАПОМНИ МЕСТО
Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок) все встают в круг в центре комнаты и начинают водить хоровод. По второму сигналу ведущего (2 хлопка) все дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победит тот, кто не ошибся ни разу. (развитие памяти и внимания)
ЛАВИНА
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное слово, выбывает из игры (или пропускает ход). Побеждает тот, кто остается последним или набрал больше фантов. Например: тема игры «рыбы»
-окунь; -окунь, карась; -окунь, карась, щука и т.д.
СОБЕРЁМ УРОЖАЙ
Цель: 1. Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам.
2. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», их дифференциация.
3. Развивать внимание, память, наблюдательность.
Материал: три стола, картинки, изображающие две разные корзинки или ящик и корзинку, картинки, изображающие овощи и фрукты. Ход игры: на большом центральном столе беспорядочно разложены картинки, изображающие овощи и фрукты. Слева – ящик, справа – корзина. Дети делятся на две команды. Выбирается ведущий – сторож. Команде предлагается собрать овощи в ящик, команде садоводов – фрукты в корзину. Причем, собирать нужно, не называя ведущему – сторожу сам предмет, а лишь описывая его качества. Например, ребенок подходит к картинкам и говорит: «Я сорву овощ круглый, сочный, красный, гладкий, сладкий». Ведущий угадывает и снимает картинку с изображением помидора, огородник помещает помидор в ящик. Выигрывает команда, которая лучше справится с заданием.
ТОПНЕМ-ХЛОПНЕМ
— Давай поиграем в игру. Я буду говорить фразу, если она правильная — ты хлопнешь в ладоши, а если неправильная — топнешь ногой.
— На деревьях есть листья — ХЛОП.
— По траве гуляют облака — ТОП.
— Девочки заплетают косички — ХЛОП.
— Кошка лает на прохожих — ТОП.
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
Игра-беседа «Вчера, сегодня, завтра» знакомит ребенка с понятием «время». Вспомните вместе с ребенком, что вы делали вчера, что — сегодня, а что планируете делать завтра. Например: «Вчера мы гуляли в парке, сегодня лепили из пластилина, а завтра поедем в гости к бабушке».
ШАГИ
«Давай поиграем в игру, кто быстрее доберется до (стола, дивана, двери…), говоря на каждый шаг слова. Например, говорим имена». Воспитатель показывает, как это происходит, медленно шагая и говоря: «Таня (шаг), Петя (шаг), Оля (шаг), Дима (шаг), Марина (шаг)…». Еще раз объясняет, что шаг сделать можно, лишь назвав какое-нибудь слово. Потом придумываем новую тему для шагов. Это могут быть темы: «Вежливые слова», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Цветы», «Деревья».
КТО ОТКУДА
Вы называет ребенку животное, птицу, насекомое или рыбу, а он должен соответственно назвать место, где этот представитель животного мира живет: небо, море, земля, вода, трава. Получается быстро и интересно:
Кузнечик — трава
Дельфин — море
Ласточка — небо
Медведь — земля и т. д.
СОСТАВЬ ФРАЗУ
Называем короткое слово, например ДОМ. На каждую букву придумываем слово, чтобы получилась предложение: Дима обедал морковкой.
Сколько человек играют, столько предложений может получиться. Каждый раз выбирайте победителя, пусть им становится тот, у кого интереснее фраза.
infourok.ru
Развитие памяти и внимания у детей 7 лет
Чтобы во время учебы к школе ребенок не утомлялся от потока получаемых знаний, в 7 лет важно развивать внимание и память. Первоклашка уже может усваивать значительный объем знаний, в этом возрасте формируется произвольная память (прилагаются усилия (воля) для запоминания). Вместе с образной памятью начинается развиваться словесно-логическая память. Надолго запоминается то, что хорошо понято, а значит механическое запоминание хуже, чем осмысленное. На IQsha вы найдете упражнения на использование логической и образной памяти.
Важный показатель внимания — его устойчивость, способность сосредотачиваться на определенном занятии. В 7 лет внимание легко сохраняется до тех пор, пока есть интерес. Задача взрослого на данном этапе — следить за тщательным исполнением любого задания — как интересного, так и нет. Ставьте перед ребенком задачи, требующие внимания и сосредоточения, и хвалите за успехи. Учите наизусть стихотворения, сказки и песенки, превратив тренировку памяти в игру, а не скучное упражнение.
На IQsha за правильное прохождение заданий и игр на внимание и память малыш получает награду — кубки, медали и дипломы. В семь лет ребенку легче запоминать то, что произвело на него впечатление или вызвало эмоции.
В этом разделе располагаются задания и игры на развитие памяти и внимания для детей 7 лет. Упражнение на память — “Запомни и найди картинку” представлено в нескольких уровнях сложности. Если малыш легко справляется с заданием, начинаете выполнение следующей ступени этого упражнения. Обратите внимание на увлекательное занятие на внимание и память “Будь внимательным”. Усложненная вариация задания — игра “Что изменилось?” , в нем перед ребенком предстанет изображение с небольшими деталями. В задаче “Проверь свой глазомер” ребенку нужно соотносить размеры предметов друг с другом.
Количество заданий для развития внимания и памяти для 7 лет увеличиваются, добавьте страницу в закладки для систематических занятий с ребенком.
iqsha.ru
НИИ Эврика. Эффективные игры и упражнения на развитие внимания у ребёнка 6–7 лет
Старший дошкольный возраст (6–7 лет) — ответственный этап в жизни ребёнка и, как следствие, в жизни его заботливых родителей. Идущая полным ходом подготовка к школе требует от малыша умения концентрировать внимание, удерживать его и эффективно распределять между несколькими объектами сразу. Вы можете помочь карапузу, предложив ему для тренировки внимания полезные и увлекательные упражнения.
Развитие слухового внимания
«Большое» — «маленькое»
Сначала нужно объявить, как и на какие объекты должен реагировать ребёнок.
Вариантов много:
- кивнуть головой;
- хлопнуть в ладоши;
- топнуть левой/правой ногой;
- подпрыгнуть на одной/двух ногах;
- дотронуться до носа
и т. п.
В игре можно использовать классификацию предметов только по одному или сразу по нескольким признакам. Например, реагировать надо на маленькие объекты живой природы. Можно договориться, что на разные объекты должна быть разная реакция. Например, если объект маленький — ребёнок встаёт на цыпочки, а если большой — приседает.
Если в игре участвует несколько детей, добавьте условие: кто ошибся — выбывает, а игра продолжается, пока не будет определён победитель.
Последовательности слов можно называть произвольно, а можно подготовиться, распечатав себе несколько карточек со словами.
Например:
Слон, телевизор, будильник, бегемот, комар, божья коровка, корова, бык, цыплёнок, велосипед, колибри, сокол, гусеница, автобус, тыква, Дюймовочка.
Для внимательных дошкольников с хорошей памятью задание можно усложнить. Пусть ребёнок послушает последовательность из нескольких слов, а потом повторит её, расставив слова по мере увеличения их размера.
Например:
- Было: жираф, муравей, корова, стрекоза.
- Станет: муравей, стрекоза, корова, жираф.
«Поймай звук»
Перед началом упражнения объявляется звук, который надо ловить: услышав этот звук в речи ведущего, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или топнуть ногами).
Возможны варианты:
- Ведущий называет произвольную последовательность слов. В некоторых из них есть звук-«беглец». Таким образом хорошо отрабатывается восприятие парных согласных.
- Ведущий зачитывает отрывок из любимой книжки ребёнка. В этом случае можно предложить малышу не хлопать в ладоши, а считать в уме, сколько раз он услышал загаданный звук. После прочтения отрывка взрослый проверяет, справился ли карапуз с заданием. Если случилась осечка, они вместе смотрят текст и ищут «беглеца».
Например, предложите ребёнку внимательно послушать отрывок и подсчитать, сколько раз в нём прозвучал звук «с».
Осень
Отшумело весёлое лето. Укрылась земля опавшей сухой листвой. С каждым днём становится всё прохладнее. Скоро припустят затяжные осенние дожди. Ну, здравствуй, красавица Осень!
В этом тексте буква «с» встречается 14 раз. Обсудите, сколько раз она обозначает мягкий звук, а сколько раз — твёрдый. Вспомните, что ещё вам известно об этой букве. Попросите ребёнка назвать несколько слов, в которых буква «с» стоит в начале, в середине и в конце.
Развитие концентрации внимания
В школе ребёнку особенно важно уметь концентрироваться на объяснениях учителя, не отвлекаясь на шум в классе или коридоре, вид за окном, красивые новые школьные принадлежности на собственной парте. Чтобы повысить концентрацию внимания дошкольника, просите его выполнять ваши задания при наличии отвлекающего фактора.
Задания могут быть самыми разными — в зависимости от знаний и возможностей ребёнка:
- посчитать до 10 в прямом, а затем обратном порядке;
- посчитать десятками до 100;
- рассказать алфавит;
- рассказать наизусть стихотворение.
Главное условие — вы должны отвлекать малыша. Пойте песни, стройте забавные рожицы, смешите ребёнка, задавайте ему вопросы.
Отлично развивает способность сосредоточиться такой вариант семейного досуга:
Папа устно задаёт простые примеры в пределах 10, а мама произвольно произносит любые числа. Сможет ли малыш не поддаваться на мамины провокации и правильно отвечать папе?
Развиваем наблюдательность
«Что изменилось»
Наблюдательность, или зрительное внимание, хорошо развивают игры из серии «что изменилось». При разных условиях суть их одинакова: ребёнок внимательно смотрит на какой-либо объект, затем отворачивается, ждёт, пока объект некоторым образом изменят, снова смотрит на него и указывает, что изменилось. Серия таких упражнений прекрасно развивает не только внимательность, но и зрительную память, поэтому предлагайте подобные задания каждый раз, как представится удобный случай.
- Пусть ребёнок на чистом листе бумаге нарисует любое изображение: сюжетную картинку, какой-то предмет или просто узоры. Попросите малыша отвернуться, а тем временем дорисуйте его картинку, добавив в неё несколько деталей. Ну-ка, что изменилось?
- Распечатайте на листе А4 12 любых картинок. Это могут быть животные, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи и пр. Разрежьте лист. На другом листе начертите таблицу 3*4. Расположите на получившейся сетке 4 карточки произвольным образом. Дайте ребёнку время запомнить расположение карточек, а затем внесите изменения. Получится ли у малыша восстановить начальную ситуацию на игровом поле?
- Если игроков несколько, можно проверить наблюдательность ребёнка на предметах гардероба. Пока он отвернулся, участники игры меняются кепками, часами, сандалиями… Как быстро наш герой сумеет обнаружить все замены?
«Развивающие прогулки»
Очень удобно и эффективно развивать зрительное внимание во время прогулки. Учите ребёнка подмечать всё, что его окружает. Можно давать ему целенаправленные задания:
- «Посчитай, сколько фонарных столбов на нашей улице».
- «Каких машин мы сегодня встретим больше — красных или синих?»
- «Интересно, есть ли у кого-нибудь на детской площадке такие же игрушки, как у тебя?»
А можно уже дома проверить, насколько внимательный дошкольник растёт в вашей семье. Задавайте ребёнку вопросы о том, что вы могли наблюдать на прогулке. Успешно ли он справится с такой задачкой?
Подвижные игры для развития внимательности в старшем дошкольном возрасте
«Запрещённое движение»
Для игры нужны ведущий и игроки. Чем игроков больше, тем веселее получается занятие. Но можно поиграть вдвоём, без компании.
Ребята становятся вокруг ведущего. Ведущий показывает движение, которое игроки должны повторить. Но одно из движений — запрещённое (его объявляют перед началом игры). Если ведущий покажет его, детям надо остановиться на месте. Кто ошибся, выбывает из круга. Игра продолжается, пока в кругу не останется только самый наблюдательный. Он объявляется победителем и становится новым ведущим.
«Не делом, а словом»
Игроки должны выполнять словесные команды ведущего. Сложность задания в том, что ведущий говорит одно, а делает другое:
- говорит прыгать на месте, а сам начинает приседать;
- говорит хлопать в ладоши, а сам топает ногами.
Это занятие интересно и малышам, и даже взрослым. Попробуйте и расскажите о своих впечатлениях в комментариях!
«Покажи стихию»
Эту игру на развитие внимательности у дошкольников очень удобно включать в развлекательную программу на детском празднике. Вам нужно выбрать ведущего и включить весёлые детские песенки. Дети танцуют под музыку, но как только ведущий громко и чётко произносит название одной из стихий, все танцоры должны принять правильную позу:
- «земля» — присели, ручки к полу;
- «вода» — руки развели в стороны;
- «воздух» — встали на носочки, руки тянем вверх;
- «огонь» — стоим, прижав согнутые в локтях руки к груди.
Друзья, пусть описанные нами игры и упражнения помогут вашему ребёнку стать более внимательным, наблюдательным и сосредоточенным. Мы желаем вам успехов и счастливого родительства. До новых встреч!
nii-evrika.ru
Упражнения и игры на развитие памяти для детей 6 7 лет
Если больше половины слов ребенок воспроизводит верно, это хороший показатель развития памяти. Задания должны быть в виде игры и не должны быть сложными.
[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]Человеку с хорошей памятью в современном мире жить гораздо проще, чем тому, кто с трудом запоминает важные вещи и детали. Память ребёнка можно развить при помощи различных упражнений или игры. И делать это очень удобно в 6-7 лет.
Мальчик пытается что-то сосредоточенно вспомнить
Взрослому нужно набраться терпения и запомнить несколько заданий на развитие внимания у детей. Это особенно важно для ребёнка, когда приходит пора идти в школу.
Запоминаем предмет
Предположим, вы купили в магазине новую игрушку, или её подарил вашему малышу кто-то из родственников. Это прекрасная возможность потренировать память дошкольника. Предложите вашему сыну или дочке описать игрушку: какого она цвета, мягкая или жёсткая на ощупь, есть ли на ней одежда, и если да, то какой расцветки. Потом уберите игрушку и попросите ребёнка сделать это ещё раз. Можно повторить задание перед сном, когда малыш уже немного забудет, как выглядел его презент. Превратите это занятие в игру.
Такие упражнения помогают развивать как краткосрочную, так и долгосрочную память, совершенствовать образное восприятие.
В 6-7 лет игрушки могут быть разными, сегодня вы описывали плюшевого мишку, а на следующей неделе это может быть машинка или кукла. В каждой таком предмете ребёнок будет находить новые детали и развивать не только память, но и устную речь.
Можно также посмотреть книжку, а потом закрыть её и вспоминать, как был одет медвежонок, например, или заяц.
Советуем ознакомиться:
Запоминаем со смыслом
Дети 6-7 лет охотно принимаю игру, которую можно назвать «Найди второе слово». Например, вы говорите ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные между собой, и делая паузы между разными связками. Например:
заяц – морковка;
тарелка – ложка;
мышь – сыр;
коза – капуста;
школа – портфель;
медведь – мед;
белочка – орешки.
А потом в виде игры произносите лишь первое слово, а ребёнку нужно сказать второе название по памяти. Если больше половины пар слов ваш будущий ученик воспроизводит верно, это уже хороший показатель развития смысловой памяти. Такие игры полезно организовывать не только дома, но и на прогулке, и по дороге в транспорте, и в ожидании очереди в поликлинике, например. Время пройдёт значительно веселее.
Отгадать загадку
Память детей 6-7 лет прекрасно развивают загадки и головоломки. Им приходится вспоминать, где они слышали о таком звере или явлении природы, сопоставлять уже имеющиеся знания о том или ином предмете. А, возможно, именно эту загадку уже приходилось разгадывать, и необходимо просто вспомнить, о чём в ней шла речь. Задания не должны быть слишком сложными и подаваться в виде игры. Для детворы возрастом 6-7 лет вполне подойдут такие из них:
Живут по соседству, только дорожку перейти.
А увидеть друг друга не могут.
(Глаза)
Летит, жужжит,
Не зверь, не птица,
А убьёшь – свою кровь прольёшь.
(Комар)
Над избушкой бабушки
Повисло пол-оладушки.
Собаки воют, лают,
Да только не кусают.
(Месяц)
Живут семь братьев,
Возрастом равных,
А по именам – разных.
(Дни недели)
Предложите ребёнку учить загадки наизусть, а потом самому читать их другим ребятам. Это тоже хорошее упражнение для памяти. Кроме того, малыш будет чувствовать себя увереннее со сверстниками, если сумеет предложить им увлекательное времяпровождение за разгадыванием загадок. Можно организовать все в виде игры-состязания и определять победителя, который справится со всеми головоломками.
Стихотворение и повторение
Старинную латинскую пословицу «Повторение – мать ученья» знают все. Лучшее доказательство народной мудрости – заучивание стихов. Это прекрасное упражнение на повторение, тренировка внимания и своего рода тест на усвоение задания. Не нужно выбирать слишком сложные стихи, это могут простые четверостишия, в том числе и известных русских поэтов. Если это стихи о природе и временах года, поговорите с ребёнком на эту тему, обсудите, чем отличается зима от лета, а осень от весны, в чём особенность и прелесть каждого времени года.
Обратите внимание, насколько легко или сложно ваши сын или дочка запоминают стихотворения. Они готовы повторить его практически с первого раза? Это хороший показатель внимания. Если дошкольнику 6-7 лет удаётся запомнить стихи лишь с большим трудом – это знак родителям, что нужно уделять больше внимания развитию памяти.
В помощь родителям
Выполняя различные задания во время игры, ваш малыш тоже развивает внимание. Можно, например, посадить на диванчик пять игрушек. Покормить их, поговорить о них, а спустя какое-то время попросить малыша отвернуться, а в это время спрятать одну из игрушек. Ребёнок должен определить, какой из них не хватает. Задания можно разнообразить.
Найди отличия
Найди у изображений 6 отличий
Детям этого возраста вполне под силу вспомнить, как ведёт себя парикмахер, например, или продавец, и попытаться воспроизвести его действия; взвесить на весах какой-либо продукт или подстричь куклу Анюту. И это тоже задания на развитие внимания. В следующий раз малыш будет самостоятельно присматриваться к действиям взрослого, запоминать детали и нюансы, из которых и складывается жизнь.
Элементы игры можно внести в обыкновенную прогулку. Например, предложить ребёнку находить на крупных рекламных вывесках букву «А» или любую другую. Подсчитайте количество найденных букв, а дома попытайтесь вспомнит, сколько букв «А» вы видели. Если на прогулке с вами двое или трое детей, опять же можно устроить маленькие игры-соревнования, кто найдет больше букв. Не забудьте похвалить победителя за отлично выполненное задание.
Посетили зоопарк
Научитесь использовать любое время, проведенное с вашими детьми, для их развития. Ведь они так быстро взрослеют, и возраст 6-7 лет больше не повторится. Не упускайте возможностей.
Например, организуйте игру на тему: «Кого мы сегодня видели в зоопарке». Если вы ходили туда со сверстниками, стоит усложнить задание, чтобы каждый следующий ребёнок отвечал, перечисляя предыдущие ответы. Например:
— я видел слона;
— я видел слона и жирафа;
— я видел слона, жирафа и бегемота;
— я видел слона, жирафа, бегемота и рысь и так далее.
Несложное упражнение-игра, но очень полезное.
Придумывайте для детей новые и новые задания. Совсем скоро возраст 6-7 лет станет уже семейной историей вашего отпрыска, и он наверняка запомнит, как вы играли вместе на улице и дома в такие простые и важные для него игры.
rearchildren.ru