Занятие с элементами тренинга «Знакомство» (адаптация студентов-первокурсников к ВУЗу)Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации. Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.
Занятие «Знакомство» из цикла социально-психологических тренингов разработано Р.Р. Кутькиной и Т.Е. Косаревской на основе работ В.Ю. Большакова (1996), А.С. Прутченкова (1996), К. Фопеля (1999) и апробировано в рамках работы Психологической службы УО «ВГУ им. П.М.Машерова» (2001-2005). Контингент: студенты академической группы 1 курса (возможно участие куратора группы). — знакомство с группой; — осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении; — отработка навыков эффективного взаимодействия; — возможность проявления себя в группе и получение обратной связи; — приобретение навыков совместной деятельности; — определение статусно-ролевой позиции в группе; — создание позитивного микроклимата; — установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку. Занятие рекомендуется проводить в определенной последовательности: 1. Введение
2. Разминка
Введение Рекомендации ведущему. Далее следует рассказать о целях и задачах тренинга и прояснить запрос каждого участника группы. Правила группы В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить. Упражнение «Снежный ком» Время выполнения 10-15 минут. «Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования… В этой игре нельзя разговаривать. (1 мин.) Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом… А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?.. Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин.) Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 мин.) Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными.» Обсуждение.
Упражнения третий части занятия взаимосвязаны, вытекают одно из другого. «А сейчас каждый из вас может сказать насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…». Рекомендации ведущему. При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу. Упражнение «Рисунок вдвоем» По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?». Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность. Обсуждение:
Упражнение «Факс»
Упражнение «Образ группы» Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы. Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования. Анкета «Откровенно говоря…»
самочувствие — …
Источник: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с. |
www.vashpsixolog.ru
Тренинг знакомства для студентов 1 курса
Тренинг знакомства
Цель: знакомство, сплочение, создание положительного настроя на дальнейшее продолжительное взаимодействие в группе.
Задачи:
1) знакомство участников;
2) знакомство с целями занятия;
3) принятие правил проведения занятий;
4) знакомство в непринужденной обюстановке;
4) подъем положительных эмоций через игровое взаимодействие с другими.
Ход занятия:
Принятие правил.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы.
Примерные правила:
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.
3. Внимательность к говорящему человеку.
4. Доверие друг к другу.
5. Недопустимость насмешек.
6. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
7. Право каждого на свое мнение.
Знакомство участников.
Психолог обращается к участникам тренинга:
— Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу) скажет «Здравствуйте» и назовет свое имя, откуда он родом, где живет, а также одно из своих реальных хобби или увлечений, а затем в нескольких словах попробует объяснить, почему ему так нравится свое увлечение.
Давайте начнем с меня. Здравствуйте, меня зовут ____________________. Я родилась и живу в _________. Я люблю _______________________, потому что мне очень интересно, что … Ещё мне очень нравится ___________________, потому что _____________________________________.
Дальше все участники по одному здороваются со всеми, после этого называют свое имя, информацию о себе и свое увлечение, объясняя остальным, почему это им нравится.
«Снежный ком» (умение дослушивать до конца, запоминать)
Один из участников произносит какое-нибудь слово, первое пришедшее ему в голову. Второй участник называет предыдущее слово, а затем свое. Каждый следующий участник называет сначала все слова, сказанные до него в том порядке, в каком они прозвучали, а затем добавляет к ним свое слово.
При обсуждении ведущий интересуется, какой способ запоминания избрал каждый участник игры. Нередко обнаруживается, что успеха добивается тот, кто связывает слова с их авторами. Иногда кому-то легче связывать случайные слова какой-то логикой, объединить их общим сюжетом. Реже всего удается запомнить весь «снежный ком» тем, кто, отключившись от группы, пытается механически зазубривать растущий поток слов.
«Все мы чем-то похожи…»
Ведущий задает вопрос всем участникам:
— Как вы считаете, люди похожи друг на друга? А чем они могут быть похожи? (характером, стилем жизни, манерой поведения, общими взглядами, тем, что живут на планете Земля и т.д.)
— В то же время, этим же самым люди могут друг от друга отличаться (разные характеры, разные взгляды и т.д.)
— Как вы думаете, с какими людьми проще общаться – с теми, кто похож на вас или с теми, кто от вас сильно отличается? С кем легче найти общий язык?
— А хотели бы вы, чтобы все люди были друг на друга похожи и во всем всегда понимали друг друга? Не было бы скучно жить в таком мире?
— А что будет, если все люди станут настолько разными и непохожими друг на друга, что у них не найдется ничего общего? Представьте себе это. Смогут ли они тогда общаться между собой, что-то делать вместе?
Психолог подводит ребят к выводу, что все мы в чем-то похожи друг на друга, а в чем-то сильно отличаемся. И это хорошо, потому что каждый человек – это маленькая вселенная, со своими особенностями и индивидуальными качествами. Очень здорово в чем-то быть похожим на других, а в чем-то дополнять их.
Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Пусть каждая пара сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра…», «У каждого из нас есть мягкая игрушка…», «Любимый цвет каждого из нас — синий», «У каждого из нас мама ходит на работу…», «Мы оба очень любим макароны…», «В каникулы мы оба любим ездить на море…» и так далее. У вас есть пять минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других ребят?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех ребят в группе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех ребят в группе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?
«Как можно общаться без слов»
Психолог обсуждает с подростками, с помощью каких средств можно общаться с другими людьми. Обычно ребята сразу же называют речь. Психолог спрашивает их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жестов, мимики передать свое эмоциональное состояние.
а) «Передай эмоцию»
Все встают в цепочку друг за другом. Ведущий хлопает по плечу последнего стоящего в цепочке, тот поворачивается к нему лицом, и ведущий показывает ему написанную на листочке эмоцию, которую тот должен с помощью жестов и мимики передать её следующему участнику (похлопав его по плечу, чтобы тот повернулся к нему лицом) и так далее. В конце ведущий спрашивает сначала последнего участника, потом первого, какую эмоцию они изображали.
Каждый игрок, передавший эмоцию по эстафете, глаза уже держит открытыми и видит происходящее. Из-за этого с каждым шагом все большее число играющих, как правило, с удивлением и смехом реагируют на происходящее (обычно эмоция искажается в процессе передачи).
б) «Уходящий поезд»
Поезд, в котором находится ваш знакомый, отъезжает. Вы забыли сказать ему что-то важное и пытаетесь объяснить жестами и мимикой (что передавать, по очереди говорим соседу на ушко).
«Отправлять в …»
Бросаем мяч в любом порядке, говорим человеку «Я тебя отправляю в (на) …» (в космос, на урок математики, в магазин, в холодильник, в гости к Пете…и т.д.). Тот, кому бросили мяч, ловит его и быстро называет 3 предмета, которые он с собой возьмет в это место (на реакцию, сообразительность).
«Физорг» (10 мин) (разминка, разогрев, снятие эмоциональной напряженности)
Все участники становятся в круг.
Инструкция: «Для выполнения этого упражнения нам потребуется доброволец, который должен будет выйти за дверь» (тренер ждет, пока кто-либо не вызовется стать добровольцем). « Те, кто остается, выбирают одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, который выйдет за дверь, вернется в комнату, встанет в центр круга, и внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда доброволец выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.
«Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно».
Тренер приглашает войти добровольца только тогда, когда группа уже начала повторять движения за «физоргом».
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек.
«Никто не знает»
Психолог обращается к подросткам:
— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.
Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда рассказывал про себя другим?
— Легко или сложно было открываться перед другими?
После этого попросите партнеров повернуться спиной друг к другу и произвести четыре-пять перемен в своем внешнем виде (снять очки, переодеть часы на другую руку и. т.д.) Через минуту попросите партнеров повернуться лицом друг к другу и попробовать определить изменения, которые были сделаны. После этого попросите их занять свои места. Вопросы для обсуждения
|
Как Вы чувствовали себя, когда Вас так подробно рассматривали?
«Посмотри на хорошего человека».
Для этого упражнения понадобится сумочка и зеркальце (6 — 9 см). Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него.
Участники интригуются словами психолога о том, что у него в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные подростки раньше времени не догадались, чей портрет там изображен. Получится, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит, самого себя.
Анализ упражнения:
— Кто согласен с увиденным? А кто не согласен? Почему?
— Какие чувства у вас вызвало увиденное?
«Уровень счастья» (повышение уверенности в себе, поиск ресурсов)
Ведущий просит участников написать на бумаге список (перечень) всего того, за что можно быть благодарным судьбе в настоящий момент (солнечный день, своё здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, учиться, работать и т.п.). Затем обсуждается, у кого что получилось. Упражнение закончить самоотчетом о своем психическом состоянии (настроении).
Клубочек.
Все в круге сидят, кидают друг другу клубочек, называют имя и что нравится, что любит делать. Потом подергать за ниточки – все связаны крепко друг с другом (чувство единства). В обратном порядке передавать клубочек и говорить комплименты, обращаясь по имени.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Как изменилось Ваше настроение?…
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!».
kopilkaurokov.ru
Игры на знакомство (внутри группы и между коллективами)
«Имя-цвет, имя-ассоциация»
Все участники находятся в общем круге. Каждый по очереди должен назвать свое имя и цвет (образ: предмет, животное, растение), на который, по его мнению, он похож, и обосновать свою похожесть (перечислить сходные качества).
«Расскажи обо мне»
Всех делим на пары. В течение нескольких минут в парах рассказывают друг другу о себе. Затем рассказывают всем о своей паре, потом наоборот.
«Давайте познакомимся»
Всем играющим предлагают найти своих тезок и объединиться в группы по именам. Те, у кого редкие имена, объединяются в группу «Ассорти». Каждая группа получает задание творчески представить свое имя.
«Мы идем в поход»
Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все.
«Мое любимое дело»
Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Режа, я люблю играть в футбол». И так далее.
«Стульчики» или «Зоопарк»
Все играющие сидят в кругу на стульях. Ведущий встает в центр круга, оставляя свободным один стул. Задача игрока, сидящего справа от свободного стула, – ударить по нему рукой и назвать имя любого игрока. Игрок, чье имя названо, переходит на свободный стул. Ведущий должен занять новый свободный стул до того времени, пока по нему ударит игрок, сидящий справа, и назовет имя. Если ему это удалось, то игрок, с правой стороны которого находится занятый ведущим стул, становится ведущим.
«Досчитай до тридцати»
Играющие сидят в кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает досчитать до 30 всем отрядом, обязательно уточняя, что редко кто с этим заданием справляется. Условия следующие: игроки по очереди вслух называют по одному числу. При этом игроки, на кого выпадут числа, заканчивающиеся на «3» или делящиеся на «3» без остатка, вместо числа называют свое имя. Игрок, допустивший ошибку прекращает играть, а игра начинается с начала.
«Кто умеет»
Ведущий вывешивает заранее заготовленный плакат, состоящий из поля, разделенного на 9 квадратов. В каждом квадрате вопрос: Кто умеет играть на гитаре? Кто танцует? Кто рисует? Кто занимается спортом? и др. Всего 9 (по числу квадратов) вопросов. Все игроки берут ручки и листки бумаги, чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты.
Задача игроков: опросить играющих и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисовать ит. д., записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать имя одного и того же человека более чем в одном квадрате. Ведущий после игры подводит итог и узнает об умениях ребят в отряде.
«Имя в кругу»
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг в центр, называет свое имя и показывает любое движение. Затем все участники одновременно повторяют его имя и движение, которое он только что показал.
studfiles.net
3. Упражнения на знакомство
Цель: знакомство участников друг с другом, сокращение психологической дистанции, создание доверительной атмосферы.
Время проведения: 10-15 минут.
Примечание: могут применяться как упражнения на «разогрев» в группах, где тренинг на знакомство уже был проведен.
Упражнение «Социометрия»
Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.
Упражнение «Пересядьте те, кто…»
Стоящий в центре круга (для начала это ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» — и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру. После выполнения упражнения можно спросить у участников:
— Как вы себя чувствуете?
— Как ваше настроение?
— Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение «Приветствие в парах»
Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.
Упражнение «Твое лучшее качество»
Все члены группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшие качества партнера, которые вы видите в нем и цените больше всего.
Упражнение «Интервью»
Каждому участнику вручается карточка с написанным на ней названием животного. Карточки должны быть парными. Участники с помощью мимики и жестов изображают свое животное, объединяясь в пары. После того как такие пары будут образованы, они расходятся по комнате, и в течение 10–15 мин два человека, составившие пару, проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. Участники имеют право задавать любые вопросы.
Реквизит: парные карточки с названиями животных.
Упражнение «Имя, качество, движение»
Студенты стоят в кругу, ведущий вместе с ними.
Инструкция: «Задача — назвать свое имя, назвать качество своего характера, которым гордишься, и подкрепить это качество движением. Движение должно подтверждать качество. Нельзя сказать «Я — Петр веселый с грустной мимикой». После того, как участник назвал имя, качество, совершил движение, группа хором все повторяет: имя, качество, движение. (Очень хорошо, если это действие начнет сам ведущий). По окончании упражнения ведущий спрашивает у группы, кого больше запомнили, и принимает несколько ответов.
Упражнение «Имена, имена»
Участники свободно ходят по комнате и жмут руки каждому встречному члену группы. При каждом рукопожатии участники должны представиться и обменяться каким-то фактом о себе (сообщение о себе должно быть коротким). Задача – запомнить, как можно больше имен. Затем участники возвращаются на свои места и записывают те имена, которые они могут вспомнить (2 минуты). Далее тренер просит отметить три первых имени и поразмышлять:
— Почему именно эти три имени пришли на ум первыми?
— Как я обычно запоминаю имя человека?
— Какие чувства и ассоциации помогают мне удерживать в памяти имена людей?
— Знаю ли я какие-нибудь особые приемы, позволяющие лучше запомнить имена?
Реквизит: Фломастеры,/ручки и листы бумаги для каждого участника.
Упражнение «А вы обо мне не знали…»
Участники сидят в кругу, тренер с ними. У одного из участников в руках мяч. Он начинает игру со слов: «А вы обо мне не знали, что…» и рассказывает какой-нибудь факт о себе. Далее он бросает мяч тому человеку, который ему интересен, обращается к нему по имени и задает интересующий его вопрос. Игрок, которому задали вопрос, отвечает на него и сообщает факт о себе. Затем он кидает мяч другому игроку и т.д. Задачи участников, чтобы мяч побывал в руках у каждого игрока.
Реквизит: резиновый мяч.
Упражнение «Три имени»
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как называют вас в семье, как в школе, как называют близкие друзья). После этого каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может, послужила причиной возникновения этого имени.
Реквизит: карточки, ручки.
Упражнение «История моего имени»
Каждому участнику предлагается рассказать историю, связанную с его именем, которая поможет группе запомнить имя. В конце упражнения ведущий спрашивает у участников что запомнилось и почему.
studfiles.net
Упражнения на знакомство
6 лучших упражнений на знакомство
Хорошие упражнения на знакомство — основа успешного начала тренинга. Ведь театр начинается с вешалки, а тренинг начинается со знакомства. Знакомства тренера с группой и знакомства участников друг с другом.
Упражнения на знакомство создают в группе доверие, которое так необходимо, чтобы участники тренинга открылись, были готовы учиться. Упражнения на знакомство помогают растопить «лёд», который всегда возникает в начале работы группы, снимают напряжение первых минут занятия и настраивают участников на работу.
Чем больше открытости требуется от участников на тренинге, тем больше упражнений на знакомство нужно включить в начало тренинга.
Упражнения на знакомство, как правило, проводятся в парах, в тройках или в общем кругу. Больше всего способствуют возникновению доверия пары. И если вы работаете с сильно закрытой группой, в которой сложно сформировать доверие, то лучше выбирать упражнение на знакомство именно в парах.
Эксперты профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.ru подобрали для вас 6 лучших упражнений на знакомство, имеющихся в открытом доступе. Они подходят для разных тем тренингов и позволят вовлечь группу в захватывающий тренинговый процесс с первых минут.
Упражнение на знакомство «Корпоративный стандарт»
Тренер предлагает участникам продолжить 2 предложения.
«Многие знают, что я… Но мало кто знает, что я…».
Вариант данного упражнения:
Тренер разбивает участников на пары или тройки. Участники рассказывают в группе о себе. Затем каждый представляет соседа уже для всех участников тренинга по принципу:
«Многие знают, что он (она) ….
Но мало, кто знает, что он (она)».
Презентации могут быть как краткими, так и развернутыми.
Это упражнение на знакомство отлично подходит для корпоративных тренингов.
Упражнение на знакомство «Визитка»
Тренер предлагает создать проект «Личной визитки» на листе А4.
В визитке указаны:
- Ф.И.О. или прозвище
- хобби, характеристика, интересное замечание.
Участники придумывают и рисуют личный логотип. Пишут девиз. Также могут быть написаны: профессия, должность, адрес и телефон (можно вымышленный), адрес сайта.
Затем участник выходит и презентует проект своей «личной визитки».
Рекомендации экспертов TRENERSKAYA.RU:
- Это упражнение на знакомство подойдет как для открытых, так и для корпоративных тренингов.
- Упражнение идеально подходит для небольших групп до 15 человек, для многочисленных групп оно может привести к большой потере времени и потере тонуса группы.
Упражнение на знакомство «Взаимные презентации»
А) Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее — ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Предполагаемые вопросы:
- что я жду от работы в тренинге,
- что я ценю в самом себе,
- предмет моей гордости,
- что я умею делать лучше всего,
- что вас объединяет с вашим партнером
Затем каждый участник представляет своего партнера группе.
В таком варианте упражнение подходит как для личностных, так и для бизнес-тренингов.
Б) Один их членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение 1 минуты он говорит, играя роль своего сидящего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, адресованные тому, кто сидит, но отвечать на них будет тот, кто делал презентацию, за своего партнера. Например:
-
какие качества ты наиболее ценишь в людях?
-
что ты считаешь самым отвратительным?
-
есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь,
-
назови свое заветное желание,
-
чего бы тебе хотелось достичь в жизни?
Категорию вопросов может устанавливать тренер в зависимости от темы тренинга.
Упражнение заканчивается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание 3 аспектам:
- способности учитывать время при презентации
- способности верно и сжато передать полученную информацию
- способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Вопросы к сидящему партнеру:
- Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени?
- Удалось ли верно изложить сведения о тебе?
- Получилось ли стать твоим двойником?
- Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Рекомендации экспертов TRENERSKAYA.RU:
- Вариант А — классическое упражнение на знакомство, которое можно использовать на любой теме тренинга.
- Вариант Б применим скорее на личностных тренингах, очень уместен он будет на студенческих, подростковых тренингах.
Упражнение на знакомство «Закрытый клуб»
Тренер предлагает участникам представить себя кандидатами в Закрытый частный клуб.
С традициями. Только для Избранных. Не всякого возьмут.
Участники делятся на группы по 2–3 человека и рассказывают о себе внутри группы. Затем составляют небольшую речь «Рекомендацию» на соседа, для принятия его в Клуб.
Речь:
«ФИО — (характеристика, особенности…) …
В своей жизни……
Настоятельно рекомендую принять его в наш Клуб!»
Упражнение на знакомство «Открытки»
Тренер предлагает участникам выбрать по 1 открытке. Открытки желательно подобрать соответствующие теме тренинга. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером.
Участники по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»
Рекомендации экспертов TRENERSKAYA.RU:
-
Это упражнение хорошо подойдет как для открытых, так и для корпоративных тренингов. Вариант, где мы не рекомендуем использовать данный вариант знакомства: преимущественно мужские корпоративные группы, состоящие из возрастных участников высоких должностей, с высоким уровнем сопротивления.
-
Это упражнение на знакомство хорошо тем, что использует «искусственный язык» в виде открыток. Это всегда помогает группе быстрее преодолеть «лёд», раскрыться.
Упражнение на знакомство «Через 15 лет»
Тренер делит участников на пары. Предлагает им познакомиться, пообщаться и придумать, что интересное, оригинальное или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его партнер.
Участники коротким рассказом продолжают фразу:
«Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, … (имя) может….
Мне показалось так потому, что…
Надеемся, что представленные упражнения на знакомство украсят ваши тренинги.
Если вам понадобятся не только упражнения на знакомство, но и яркие упражнения-разогревы, мощные упражнения-вызовы, эффективные упражнения по отработке навыков и будет важно, чтобы это были:
- Самые лучшие упражнения для тренингов
- Эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
- Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату
То вы можете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU
Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.
И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:
- Отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
- И профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!
Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».
Из упражнений-разминок мы рекомендуем вам посмотреть, прежде всего, такие упражнения:
Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и активного взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.
Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.
Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.
Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».
Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность учас
trenerskaya.ru
Упражнения, направленные на знакомство участников, создание работоспособности в группе, снятие тревожности.
Упражнение: «Имя и эпитет».
Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.
Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
Какие эпитеты меня впечатлили?
Какие имена мне было трудно запомнить?
К кому я теперь испытываю интерес?
Упражнение « Интервью».
Цель: знакомство участников группы.
Участники разбиваются по парам. Задача — познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.
В течение 10 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:
1. Твое имя?
2. Любимый цвет?
3. Любимая пора года?
4. Любимое имя: мужское, женское?
5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?
6. Чего ты больше всего боишься?
7. Чем тебя легко огорчить?
8. Чем тебя легче всего обрадовать?
9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?
Упражнение: «Полина-пицца-Прага».
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое, или любое другое) и город. Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои.
Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая»
Упражнение: «Меня зовут… Я делаю так…».
Цель: снятие тревожности, знакомство, способствует запоминанию имен.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Упражнение: «Ассоциация».
Цель: снятие напряжения и тревожности.
Все сидят в круге, и ведущий говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию с эти словом, второй — третьему и т.д. пока слово не вернется к первому.
Упражнение: «Правда или ложь?».
Цель: усилить групповую сплоченность и создать атмосферу открытости.
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Упражнение: «Стаканчик».
Цель: снятие напряжения и тревоги.
Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.
Упражнение: «Посудомоечная машина» или «Автомойка».
Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, расстояние между ними около 1 метра. По очереди каждый из участников представляет себя либо каким-нибудь предметом кухонной утвари, либо каким-нибудь автомобилем, и проходит внутри шеренги. Все имитируют его «помывку», прикасаюсь к нему с различной интенсивностью. Они могут имитировать сильные горячие струи воды, легкий прохладный душ или протирание теплым воздухом. Прошедший становится в конец любой шеренги, а стоящий с начала одной их шеренг, начинает идти.
Упражнение: «Массажист».
Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.
Все становятся в круг, плечом к плечу, по команде поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг к другу. Кладут руки на лечи друг другу и начинают делать массаж. Массаж может быть разной интенсивности: от поглаживаний до сильных растираний (если участники группы замерзли). Можно продвигаться по всему телу: плечи, предплечья, спина, ягодицы, ноги. Затем по команде все разворачиваются и делают тоже самое со своим соседом с другой стороны. Можно при этом быть в движении, идти по круги, тогда задача усложняется, выполнять ее еще веселее.
Упражнение: «Дождик».
Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.
Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.
Упражнение: «Нож и масло».
Цель: снятие напряжения, создание веселой атмосферы в группе.
Все участник группы становятся плотно друг к другу, они «масло». Один человек – «нож», он должен «разрезать масло», разделить группу, пройти сквозь нее, группа не должна позволить ему это сделать.
Упражнение: «Меняются местами те, кто…».
Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействии.
«Сейчас вам предлагается психологическая игра, в процессе которой вы сможете продолжить знакомство друг с другом. Я убираю свой стул и становлюсь «ведущим». По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…) участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим».
Упражнение: «Круг».
Цель: снятие напряжения через движения, организация взаимодействии.
Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одно рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
{odnaknopka}
< Предыдущая | Следующая > |
---|
mirrosta.ru
Игры на знакомств
Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство.
Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними.
Одной из наиболее простых игр на знакомство является игра.
«Назовись»:
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.
После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.
«Снежный ком»
Эту игру лучше проводить на «огоньке знакомства», когда ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен воспитатель, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя воспитателя и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте – успех обеспечен.
«Математика»
Дети сидят в кругу. Воспитатель даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».
Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.
Игры на выявления лидера
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений воспитателя с группой.
«Верёвочка»
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
studfiles.net