Лавкрафт игры на ПК – ТОП 10 – Список лучших
Король ужасов, отец мифов про Ктулху, создатель собственного жанра ужасов, названного в его честь – да-да, конечно же мы говорим о непревзойденном Говарде Филлипсе Лавкрафте.
Его литературные произведения до сих пор способны напугать даже самых искушенных любителей ужастиков, а игры, созданные по мотивам, завораживают крутой атмосферой и интересными персонажами.
В этой подборке – 10 отличных лавкрафт игр на пк.
1. Lovecraft’s Untold Stories – пиксельный аркадный рогалик
«Lovecraft’s Untold Stories» – инди-экшен с рандомно генерируемыми уровнями и более чем 50 видами монстров. Герою предлагается спасти мир от Великих Древних или умереть.
Видео игры Lovecraft’s Untold Stories
Особенности игры | |
---|---|
1 | Пять героев – ведьма и упырь, детектив, профессор и воровка. |
2 | Помутнение рассудка – чем сильнее становится персонаж, тем больше шансов сойти с ума. |
3 | Загадки и головоломки – ищите ответы или просто уничтожьте всех, оба метода работают. |
4 | Каждый раз новое приключение – 12 сценариев и 5 специальных уровней с Великими Древними. |
5 | Коллекция предметов – более 30 видов оружия, несколько сотен предметов и артефактов. |
Добавьте к этому немного хардкора, отличное аудио и мясной геймплей, и берите игру не задумываясь, она того стоит.
2. Darkwood – очень страшная ночь
«Darkwood» – действительно пугающая игра с темной картинкой и неожиданно возникающими из леса лавкрафтовскими монстрами.
Видео игры Darkwood
Особенности игры | |
---|---|
1 | Выживание в лесу – готовьтесь к ночи, собирая предметы, создавая оружие и ловушки. |
2 | Кошмар после захода солнца – спрячьтесь в укрытии и надейтесь, что вас не найдут. |
3 | Собственный сюжет – изучайте мир без ограничений, общайтесь с персонажами, решайте загадки. |
4 | Инъекции для героя – варите зелья и молитесь, чтобы эффект от них был положительным. |
5 | Непростая боевка – сильные монстры, быстрые атаки, регулярные смерти персонажа. |
Сурвайвалы с видом сверху – это уже звучит неплохо, но тут в дополнение к этому есть крутая атмосфера и большой интересный для изучения мир.
3. Eldritch – кубический экшен от первого лица
«Eldritch» – игра для всех любителей кубических миров, экшенов от первого лица, и, конечно, творчества Лавкрафта.
Видео игры Eldritch
Особенности игры | |
---|---|
1 | Это dungeon crawling – игровой процесс состоит из зачистки подземелий от монстров. |
2 | Есть стелс – некоторых врагов лучше обойти, чем пытаться лезть к ним напролом. |
3 | Сложность нарастает – чем дальше, тем больше способов умереть и начать сначала. |
4 | Любимые монстры – рыболюди, гигантские черви и надоедливые оккультисты. |
Казалось бы – ничего особенного, но, как и в большинстве других игр этой подборки, здесь решает проработанность мира и атмосфера.
4. Magrunner: Dark Pulse – физические головоломки
«Magrunner: Dark Pulse» – неожиданное сочетание из физических головоломок и мира Лавкрафта. Собственно, почему бы и нет?
Видео игры Magrunner: Dark Pulse
Особенности игры | |
---|---|
1 | В духе «Portal», только тут герой не создает порталы, а притягивает и отталкивает предметы. |
2 | Есть сюжет – герою достается роль избранного для космической программы и он спасает мир. |
3 | Более 40 уровней – много интересных головоломок, чем дальше, тем сложнее. |
4 | Монстры и киберпанк – мир будущего, жуткие фанатики, кровожадные существа. |
Симпатичная графика, полностью русская локализация и не самая высокая стоимость. Обратите внимание.
5. Darkest Dungeon – управление командой героев
«Darkest Dungeon» – еще одна атмосферная ролевая игра про отряд героев с серьезными психическими проблемами у каждого.
Видео игры Darkest Dungeon
Особенности игры | |
---|---|
1 | Зачистка локаций – убивайте врагов в темных подземельях, жутких лесах и пустых склепах. |
2 | Более 16 игровых классов – дикарка, кузнец, чумной доктор, прокаженный. |
3 | Система психоза – опасайтесь не только монстров, но и паранойи, стресса и мазохизма. |
4 | Окончательная смерть – теряйте героев и начинайте все с самого начала. |
5 | Более 80 часов геймплея – отдыхайте в лагере и в трактире и возвращайтесь к сражениям. |
У игры приятная рисованная графика, будто бы созданная вручную. А еще она поддерживает пользовательские модификации.
6. Conarium – крутая картинка и атмосфера
«Conarium» – приключенческая головоломка с интересным сюжетом, вдохновенным новеллой «Хребты безумия».
Видео игры Conarium
Особенности игры | |
---|---|
1 | Мистические события – герой очнулся на заброшенной станции в Антарктиде. |
2 | Неспешный игровой процесс – исследуйте мир, решайте загадки и головоломки по ходу. |
3 |
Игра значительно менее страшная, чем многие другие в этом списке, она скорее мрачная и завораживающая. Предварительное знакомство с творчеством Лавкрафта рекомендуется.
7. Sundered – борьба за здравомыслие
«Sundered» – двухмерный реиграбельный метроид в странном, в основном довольно безумном мире.
Видео игры Sundered
Особенности игры | |
---|---|
1 | Нарисованная от руки картинка – очень крутые локации, персонажи и огромные монстры. |
2 | Эпические боссы – занимают половину экрана, убивают быстро, заставляют начинать заново. |
3 | Способности с искажениями – выбирайте сами, покориться ли темной стороне, от этого зависит концовка. |
4 | Сочетание рандомных и стационарных уровней – запомнить путь не удастся, каждый раз все иначе. |
Монстров много, монстры сильные, но тем и интереснее – эта игра рекомендуется любителям двухмерных рогаликов, даже тем, кто с известными ужастиками вообще не знаком.
8. Call of Cthulhu – большое приключение в 1924 году
«Call of Cthulhu» – пока многие другие игры в списке предлагают быстрые драйвовые поединки с монстрами, тут приходится бороться с собственными страхами.
Видео игры Call of Cthulhu
Особенности игры | |
---|---|
1 | История детектива – расследуйте трагическую тайну гибели целой семьи. |
2 | Много разговоров – чтобы распутать клубок загадок, придется вникать в фразы персонажей. |
3 | Олдскульный квест – исследуйте окружающий мир, взаимодействуйте со всем, что найдете. |
4 | Система навыков – изучайте оккультизм и медицину, применяйте их в разных ситуациях. |
Сюжет здесь действительно решает, чем дальше, тем больше хочется докопаться до истины и понять, что же там произошло.
9. Deep Ones – платформер в ретро-стиле
«Deep Ones» – двухмерный платформер с видом сбоку и приятной пиксельной рисовкой. Игра кажется простой, но это только на первый взгляд, на самом деле тут все в порядке и с сюжетом, и с боевкой.
Видео игры Deep Ones
Особенности игры | |
---|---|
1 | Трагедия дайвера – главный герой потерял свою субмарину и теперь пытается ее отыскать. |
2 | Классический геймплей – прыгайте по платформам, преодолевайте препятствия, стреляйте. |
3 | Есть сложные боссы – придется начинать все заново, менять тактику, подстраиваться под их стиль боя. |
4 | Атмосфера и история – классный звук, приятная картинка, все продумано до мелочей. |
Здесь есть юмор. И философский сюжет, и отличная концовка. Ну что, вам уже захотелось пройти ее до конца?
10. Black Mirror – мрачные тайны родового поместья
«Black Mirror» – возвращение известной трилогии. Новая часть демонстрирует обновленную графику и мистический сюжет.
Видео игры Black Mirror
Особенности игры | |
---|---|
1 | Возвращение к семье Гордонов – новое проклятие и новое родовое поместье. |
2 | Интересные головоломки – не самые сложные, но над некоторыми придется поломать голову. |
3 | Классическая история – семейные тайны и скелеты в шкафу, Шотландия 1926 года. |
4 | Приятная картинка – освещение, прорисовка лиц, детализация локаций и нагнетание обстановки. |
Истинные фанаты серии обязательно найдут к чему придраться, но остальным рекомендуем для ознакомления – игра значительно лучше многих раскрученных новинок.
Это была десятка лучших лавкрафт игр по нашему мнению. Попробуйте все, чтобы составить собственное впечатление, и обязательно загляните в другие разделы на сайте, там еще много интересного!
vsemmorpg.ru
Лавкрафт — лучшие игры с особенностью Лавкрафт на ПК (PC) — MMO13
Лавкрафт — все лучшие игры с особенностью Лавкрафт представлены на данной странице, начиная с самых популярных и рейтинговых на PC (ПК), PS4, Xbox и других платформах. Всего в этом списке «Лавкрафт» 136 игр.
Стилистика: Фантастика
Платформа: PC
Разработчик: id Software
Стилистика: Фантастика
Платформа: PC
Разработчик: Funcom
Стилистика: История
Платформа: PC
Разработчик: Frogwares
Стилистика: Фэнтези
Платформа: PC
Разработчик: Fazan
Стилистика: Фэнтези
Платформа: PC, Mobile
Разработчик: White Wizard Games
Стилистика: Ретро
Платформа: PC
Разработчик: Celery Emblem™
Платформа: PC
Разработчик: Michael Gentry
Платформа: PC
Разработчик: Acid Wizard Studio
Платформа: PC
Разработчик: Hunchback Studio
Платформа: PC
Разработчик: Minor Key Games
Платформа: PC
Разработчик: Fireproof Games
Стилистика: Фэнтези
Платформа: PC
Разработчик: Thunder Lotus Games
Платформа: PC
Разработчик: Pure FPS
Платформа: PC
Разработчик: Lost Spell
Стилистика: Фэнтези
Платформа: PC
Разработчик: Winter Night Games
Стилистика: Фантастика
Платформа: PC
Разработчик: Failbetter Games
Платформа: PC
Разработчик: Fantasy Flight Games
Стилистика: Аниме
Платформа: PC
Разработчик: Joshua Missile
Платформа: PC
Разработчик: Infogrames
Платформа: PC
Разработчик: Awoker Games
24852739315730082523184342176258911767053831075914599589782022715266741256513846847214616
mmo13.ru
ТОП 5 самых «Лавкрафтовских» игр — Игры на DTF
Статья + видео
Говард Филлипс Лавкрафт. Имя этой знаковой фигуры, давшей толчок развитию литературе ужасов в начале прошлого столетия так или иначе знакомо каждому, и не важно, читал ли человек произведения Лавкрафта или нет (ведь он придумал Ктулху!). Наверняка, многие из вас в своё время прошерстили весь интернет в поисках игр по мотивам рассказов Лавкрафта, однако, как и я, не были удовлетворены. На самом деле таких игр очень мало, я имею ввиду не те проекты, которые просто вдохновлены Лавкрафтом, имеют на него пару тройку отсылок или используют подобные приёмы, а игры, которые берут его рассказы за основу и следуют строго по канонам уникального поджанра ужасов, выработанного Говардом. С Вами Грид71 и в этом посте я расскажу вам о 5 лучших играх по мотивам произведений Лавкрафта.
Shadow of the Comet
Первую игру в своём топе я подобрал специально для настоящих олдскульных игроков или же для тех, кто просто временами любит вспомнить детство и тряхнуть стариной. Shadow of the Comet, вышедшая в 1993 году впервые перенесла «Лавкрафта» в игровую индустрию.
Действие игры разворачивается в 1910 году. Молодой фотограф Джон Паркер прибывает в Новую Англию, в местечко под названием Иллсмут (думаю отсылка ясна), изолированное от остального мира. Именно сюда в далёком 1834 году некий лорд Болескин направился, чтобы наблюдать пролетающую раз в 75 лет комету Галлея, потому как где-то вычитал, что из Иллсмута её будет видно лучше всего. И ему удалось её увидеть, вот только перед глазами его предстало и нечто настолько ужасное, что бедняга тронулся умом и весь остаток жизни, пуская слюни, провёл в дурдоме. Паркер был очень заинтересован этим случаем, и, изучив все документы Болескина, решил повторить его опыт. Однако, прибыв в Иллсмут, он столкнулся не только с «добродушными» местными обитателями, но и с заговором, устроенным членами тайного сообщества, которые поклонялись великому Древнему, ожидающего своего часа на дне океана.
Кстати фамилия «Болескин» является отсылкой на первую часть Alone in the Dark, которую создавали те же разработчики. Конечно, есть в AitD толика «лавкрафтианства», но всё же это совсем не «игра по Лавкрафту», каковой её многие почему-то называютИгроку предстояло пережить те 3 дня, что Паркер должен был провести в Иллсмуте, чтобы разгадать тайну кометы и зловещего культа, ну и попутно спасти человечество от пробуждения Ктулху. И всё это в обёртке старой доброй классической адвенчуры. Интересный детективный сюжет, мрачная, по-настоящему лавкрафтовская атмосфера, крипота, море слизи… а что ещё нужно?
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Из 1993 года мы мгновенно перемещаемся в 2005, когда вышла знаменитая Dark Corners of the Earth. Она рассказывала нам историю детектива Джека Уолтерса, который после очередной полицейской операции, когда бостонским стражам порядка довелось столкнуться с сектой фанатиков, тронулся умом и был заключен в Аркхемской психиатрической лечебнице. Спустя несколько лет, затянутых туманом амнезии, Джек возвращается к деятельности сыщика и ввязывается в крайне запутанное и не менее опасное дело, которое заведёт его не только на самое дно иннсмутского общества, где он столкнётся с членами Ордена Дагона, а кроме того и с приспешниками самого морского божества, но помимо Иннсмута его занесёт и на Риф Дьявола и даже в такие места, от одного вида которых нормальный человек лишился бы рассудка.
Мы живём на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния…Dark Cornerss of the Earth отличалась (и до сих пор отличается) от всех прочих проектов системой психического состояния героя. Ещё ни одна игра не превзошла и даже не повторила опыт разработчиков из Headfirst Productions. Герой сходит с ума не только видя что-то сверхъестественное, но ему присущи также и вполне реальные фобии, например, страх высоты или помешательство при виде разорванных на куски трупов. В результате этого мистер Уолтерс мог не просто ловить разного рода галлюцинации, но и окончательно свихнуться и самоубиться.
В остальном же это был отличный детектив с упором на реализм, неподражаемой давящей атмосферой нависшего над героем ужаса, кривоватый в своих отдельных аспектах, но в целом представляющий собой почти превосходное компьютерное воплощение историй Говарда Лавкрафта.
Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder
Следующая игра в моём списке заняла отдельное место и в моём сердце. Darkness Within это классический point-and-click квест, но он настолько старомодный и внешне настолько устаревший, что в своё время мог отпугнуть от себя добрую долю любителей жанра. Однако именно благодаря этой игре я полюбил квесты.
Поистине разработчики из Zoetrope обладают особым талантом: при такой жуткой (мягко говоря) визуальной отсталости они смогли создать очень атмосферную и местами до дрожи пугающую игру, достойную великого писателяИграть нам предстояло за ещё одного полицейского следователя по имени Говард Лорейд. Недавно в городе N был убит местный буржуй, который на досуге любил заниматься исследованием древних культур. Расследовать это дело был назначает авторитетный детектив по имени Лоат Нолдер, чьё имя и вошло в подзаголовок названия игры. Однако вскоре он от этого дела отошёл, и вместо расследования продолжил изыскания убитого исследователя, что навело полицию на некоторые подозрения. В конце концов Нолдер пропал и Лорейду выпало довести до конца дело об убийстве, а заодно и выяснить судьбу помешавшегося детектива.
Конечно, чтение записок и документов является неотъемлемой частью любой уважающей себя игры по мотивам рассказов Лавкрафта, избегать которую – всё равно, что проходить шутеры без оружия. Но в Darkness Within это возведено в абсолют, и без этого игра теряет почти всё. Процентов на 80 она состоит именно из текста, из-за чего складывается впечатление, будто это такая интерактивная интерпретация одного из рассказов, вот только который сам Лавкрафт не писал. Сюжет настолько плотно следует канонам писателя, настолько ему подражает, что его автора действительно не отличить от Говарда Филлипса. Я бы назвал сюжет Darkness Within лучшим из всех игр по мотивам, с которым настоящие поклонники Лавкрафта, а по совместительству ещё и геймеры, просто обязаны познакомиться. Если вы не боитесь сложных логических челленджей и мозговых штурмов, которые Darkness Within несомненно вам предоставит, то смело запускайте игру.
У Darkness Within было и продолжение. Хотя вторая часть получилась и более «технологичной», но почему-то уже не цепляла так, как In pursuit of Loath NolderConarium
Как и предыдущая игра топа, Conarium была разработана той же турецкой командой разработчиков Zoetrope Enteractive, и вновь они поразили меня. Большинство игр по Лавкрафту основываются на самых популярных его произведениях, — это «Зов Ктулху» и «Тень над Иннсмутом», — а вот Conarium обращается уже к другому, но не менее, а возможно даже и более интересному рассказу «Хребты безумия».
Долой серые, мрачные улицы и детективов! Место действия Conarium’а – научно-исследовательская база в Антарктиде, а главный герой – учёный Фрэнк Гилмен. Он внезапно просыпается в своей комнате и уже по сложившейся традиции ничего не помнит. Станция оказывается пустой, и герой бродит по ней в полном одиночестве. Учёные обнаружили в этих местах древние пещеры, в которых когда-то обитала цивилизации Старцев и пришедшая им на смену раса рептилоидов. Но в стремлении познать неизведанное и расширить человеческое сознание, исследуя пещеры и проводя эксперименты с неизвестными растениями, они заходят слишком далеко и сталкиваются с чем-то воистину сверхъестественным. И Гилмену необходимо было выяснить, что случилось с остальными членами экспедиции, узнать к чему привели их эксперименты и довести их до конца.
Conarium не была хоррором, но тем не менее от начала и до конца держала в напряжении, заставляла обливаться холодным потом, а местами и пугалаВ отличие от предыдущей игры Zoetrope, головоломки в Conarium’е уже не такие сложные, хотя это и не значит, что всю игру можно пройти, напрочь отключив мозги, это далеко не так. Здесь есть и над чем подумать, и на что посмотреть, и даже чего побояться. Постепенно нагнетаемая атмосфера с превосходно поставленными переходами между реальностью и иллюзией (иллюзией ли?), оригинальная история, полная отсылок к «Хребтам безумия» и приятный экшн-adventure – вот что из себя представляет Conarium. Жаль только, что слишком он короткий…
Call of Cthulhu (2018)
На данный момент это самая последняя вышедшая более-менее значимая игра по мотивам произведений Лавкрафта, в данном случае, это вновь Зов Ктулху…
Сюжет игры повествует о детективе-алкоголике Эдварде Пирсе, который прошёл через Первую Мировую Войну, а после возвращения в родной Бостон, устроился частным сыщиком. Работа уже давно не приносила ему удовольствия, по ночам его мучали кошмарные сны, а днём одолевали хандра и депрессия. Всё это длилось ровно до того момента, пока в кабинет детектива не постучался очередной клиент. Недалеко от Бостона на острове Даркуотер случилась трагедия. Недавно в отстроенном ещё во времена колонизации огромном особняке случился пожар, в котором при загадочных обстоятельствах погибла семья Хокинсов. Полиция закрыла дело, посчитав это несчастным случаем, но отец погибшей художницы Сары Хокинс, прославившейся своими жуткими картинами, сводящими людей с ума, так не думает. Он уговаривает Эдварда отправиться на остров и расследовать это таинственное дело.
Игр с «Call of Cthulhu» в заголовке было уже много, однако игра 2018 года была первой, которая по-настоящему была связана с Великим Древним, покоящимся в глубине вод под Р’льехом, дожидаясь своего часа…Call of Cthulhu сочетает в себе элементы ролевой игры, квеста и современных survival-хорроров. Далеко не сложный, но разнообразный игровой процесс подарит вам несколько приятных вечеров. Здесь вас ожидает запутанная детективная история с 4-мя вариантами развязки, триллер, мистика, оккультизм и конечно сверхъестественный ужас.
Многие посчитали Call of Cthulhu скучной, унылой, кривой, вопили, что там «мало экшОна», бесконечно сравнивали её с Dark Corners of the Earth, что в корне лишено всякого смысла. Я с этими людьми категорически не согласен и в свою очередь игру очень похвалил за отличный сюжет и глубокую атмосферу, точь-в-точь передающую тот самый лавкрафтовский дух. В общем, поклонникам писателя играть очень рекомендую.
Ну и на этом я мог бы смело завершить свой небольшой ТОП, однако в качестве бонуса хочу поделиться с вами информацией о ещё одной, грядущей игре по мотивам рассказов Великого и Ужасного, которая выйдет уже достаточно скоро.
Я говорю об игре…
The Sinking City
Играть в ней предстоит за очередного поехавшего детектива, Чарльза Рида. Некогда в прошлом он потерпел кораблекрушение в Бермудском треугольнике и был единственным выжившим. Но то, что он там увидел заставило окружающих усомниться в его психическом состоянии. Добившись освобождения из психиатрической больницы, он прибывает в затопленный город Окмонд, где безумие гораздо более глубокое, чем безумие героя, поразило всех жителей без исключения. Здесь Рид пытается разобраться в себе и разгадать тайны того сверхъестественного кошмара, который, вцепившись щупальцами в сознание местных обитателей постепенно утаскивает их всё глубже в пучины безумия.
Весьма интересный (и в какой-то степени смелый) проект, неожиданно, от украинских разработчиков из Frogware. Когда-то они уже делали игру, связанную с культом Ктулху — Sherlock Holmes: The AwakenedРазработчики обещают нам ещё одну мрачную лавкрафтовкую историю с присущей ей специфической атмосферой, глубокое детективное расследование, большом открытый мир с нетривиальными квестами и широкой вариативностью прохождения. Смесь реальности и бреда также на месте, но вот что меня несколько тревожит это экшн. Само по себе его наличие в подобной игре это не плохо и даже приветствуется, но не перевесит ли он все остальные элементы? Увидим 21 марта 2019 года. Ждать осталось не так долго.
Ну и на этой ноте я закончу. Напоследок хочу добавить, что данный топ был составлен на основе моих личных предпочтений и впечатлений от вышеупомянутых игр. Да, я считаю их лучшими, лучшими из немногих игр, которые по-настоящему можно назвать «играми по мотивам Лавкрафта». Но своё мнение я никому не навязываю, и комментарии для вас открыты.
Всем спасибо за внимание!
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написатьdtf.ru
Фильмы и игры по Лавкрафту — лучшие фильмы и игры про Ктулху и других персонажей книг Лавкрафта
Если бы не Говард Лавкрафт, современная поп-культура была бы совершенно другой. Автор «космического ужаса» и поистине жутких существ из иных миров оказал огромное влияние на других писателей, режиссеров и создателей игр, а Ктулху, вовсе не самое впечатляющее создание из всех лавкрафтовских Мифов, к 2018 году стал фигурировать в рассказах Стивена Кинга, Анджея Сапковского и Нила Геймана, в музыке Metallica, десятках игр, фильмов и анимационных картин. И в этой статье Александр Башкиров и Денис Князев рассказывают, как именно Говард Лавкрафт повлиял на кинематограф и видеоигры.
Несмотря на то, что влияние на поп-культуру Говард Лавкрафт оказал колоссальное, игр, основанных на его творчестве, гораздо меньше, чем тех, что «Мифами Ктулху» так или иначе вдохновлены. Тем не менее их хватает, хотя ни одну нельзя назвать стопроцентным хитом. И понятно, почему: массовой аудитории «космический ужас» заходит не слишком хорошо.
Среди поклонников писателя до сих пор культовой считается игра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — она вышла в 2005 году и была по большей части основана на повести «Тень над Иннсмутом». Оттуда создатели «Темных уголков земли» взяли неприветливый прибрежный городок, рыболюдей с выпученными глазами, то есть Глубоководных, и знаменитую сцену в отеле. Ту, где герой, детектив Джек Уолтерс, перебегая из одной комнаты в другую и в спешке закрывая двери на щеколды, пытался убежать от горожан, часть из которых уже отрастила себе жабры.
Все, что есть в игре до этого момента, — великолепно поставленный «хоррор про тихий городок, в котором творится что-то очень странное».
Первые часов пять Уолтерс исследует зловещий Иннсмут, безуспешно старается разговорить его жителей, которые злобно поглядывают на героя, встречает безумного пьяницу, рассказывающего о страшном культе, и становится свидетелем поистине кошмарных событий. Таинственная гибель девочки после нападения монстра, которого та почему-то называла матерью, и сцена с повешенным в запертом магазине — эти эпизоды делают из Dark Corners of the Earth один из самых эффектных хорроров в индустрии.
После отеля, впрочем, начинается то, за что Call of Cthulhu очень не любят, — весьма паршивый геймплей, завязанный на сломанном стелсе и кривой стрельбе. Хотя даже во второй половине создатели выдержали нужное настроение и задали пугающе мрачную атмосферу, за которую игру хвалят до сих пор.
Чего-то похожего по атмосфере, но с нормальным геймплеем ждали от другой Call of Cthulhu, игры, которая вышла в октябре 2018-го. Получили, правда, совсем другое — приключенческий детектив в духе Sherlock Holmes: The Devilʼs Daughter. То есть игру, практическую полностью лишенную ненужного экшена — пострелять можно в конце совсем чуть-чуть и это вообще не напрягает. Новая Call of Cthulhu сильна сюжетом, который, кстати, берет многое не только из прозы самого Лавкрафта, но и его последователя Августа Дерлета, и потрясающей подачей.
В отличие от Dark Corners of the Earth, где смертный почти на равных выступал против Дагона и Гидры, эта игра не превращает Древних в противников — сам Ктулху там появляется, но только в финальной катсцене одной из концовок. И это единственный правильный подход к использованию «Мифов», потому что все эти существа из других измерений, сводящие людей с ума своим могуществом, — сильная идея, а не реальный противник. Тот же Ктулху будет работать только до тех пор, пока игроки, зрители или читатели воспринимают его как запредельную мощь, бороться с которой человеку не под силу. А когда в Дагона позволяют пострелять из корабельной пушки, идея ломается, и «космический ужас» становится не таким уж и ужасным.
Call of Cthulhu не просто так вызывает в памяти игры про Шерлока Холмса, так как «Зов Ктулху» начинали создавать авторы игрового сериала Sherlock Holmes, украинская студия Frogwares, но затем разработку передали французской Cyanide, которая и довела ее до конца. А Frogwares переключилась на собственную игру по мотивам произведений Лавкрафта — The Sinking City. Снова частный детектив в роли главного героя, опять расследования и загадочный городок, массовое безумие и сверхъестественные силы. Ничего больше сказать про игру нельзя, она выйдет только в марте следующего года.
Хотя у Frogwares есть еще две хорошие и уже вышедшие игры, в которых совершенно неожиданно нашлось место «Мифам Ктулху». Первая — Sherlock Holmes: The Awakened, адвенчура про то, как Шерлок Холмс боролся с культистами на берегах Шотландии и мешал им призвать Ктулху.
Вторая — Magrunner, головоломка в фантастическом сеттинге, механически похожая на Portal, про то, как неудавшийся покоритель космоса рушит план зловещей корпорации по призванию Ктулху в мир людей. В обе можно сыграть, если вы уже прошли Call of Cthulhu, но хочется еще, хотя «Шерлок Холмс» не может сравниться со следующими играми серии, а Magrunner — с гениальностью Portal.
Еще одна игра, снова отсылающая к «Тени над Иннсмутом» и пробуждению Ктулху, — адвенчура Shadow of the Comet, созданная компанией Infogrames в 1993 году. Спустя год после легендарной Alone in the Dark от тех же разработчиков!
В Shadow of the Comet английский фотограф приезжает в американский городок Иллсмут (это не опечатка), чтобы запечатлеть комету Галлея, которая вскоре должна пролететь над указанным местом. Героя не смущает то, что его предшественник, много лет назад тоже наблюдавший за кометой, в итоге сошел с ума — хотя поклонники Лавкрафта наверняка понимают, что ничем хорошим для фотографа это не закончится.
Цепочка таинственных событий, разговоры с весьма странными жителями Иллсмута и попытки понять, что вообще происходит в этом городе, приводят к тому, что герою приходится выступить против четырех Древних — Ктулху, Йог-Сотота, Ньярлатотепа и Дагона.
Проблема с Shadow of the Comet одна — это классический квест 1993 года, сложный, с не всегда логичными загадками и крайне неудобным управлением и интерфейсом. Впрочем, как и в случае с Dark Corners of the Earth, все технические беды искупает мощнейшая атмосфера — в конце концов, это игра, созданная родоначальниками жанра survival horror.
И если все-таки решитесь сыграть в Shadow of the Comet, не забудьте про ее формальное продолжение — Prisoner of Ice, где в борьбу с жутким существом из «Мифов Ктулху» вписаны нацисты, а действие происходит незадолго до Второй мировой.
Почти все адаптации творчества Говарда Лавкрафта чаще всего концентрируются на нескольких ключевых произведениях — «Тени над Иннсмутом», «Дагоне» и «Зове Ктулху». Если не дословно, то образно — из них разработчики берут основные идеи, противников, злодеев, обстоятельства и места действия, те же таинственные города, например. Куда интереснее фантазия работает у тех, кто не пытается взять за основу уже написанное, но придумывает что-то свое, почерпнув вдохновение в прозе американского писателя.
Один из таких разработчиков — японская студия From, которая в Bloodborne, по сути, создала собственную вселенную, аналогичную «Мифам Ктулху». Мрачный викторианский город Ярнам стал оплотом безумцев, культы играют в нем одну из важнейших ролей, а чудовищно огромные и неподдающиеся описанию существа, Великие, появившиеся неизвестно откуда и обладающие нечеловеческой силой, занимают положение, схожее с положением Древних в «Мифах». Чувство безысходности и невероятного ужаса перед теми, с кем бесполезно бороться, — на месте.
Едва ли это все можно назвать совпадением — отсылки и образы слишком уж явные и очевидные. Хидетака Миядзаки, невероятно талантливый геймдизайнер и глава From, — судя по всему, большой поклонник Лавкрафта, и в Bloodborne он доказывает это дизайном монстров, заданным настроением и размышлениями о безумии и снах.
Хотя отсылки к творчеству писателя были и в других играх студии: например, в серии Dark Souls есть крылатые черти — они переносят героя из одной локации в другую. Все это очень похоже на существ с перепончатыми крыльями, которые появлялись во снах Лавкрафта и, по его словам, поднимали его высоко в воздух. Да и какой-нибудь босс вроде Разверстого дракона наверняка был создан под впечатлением от очередной повести американского писателя.
Иногда разработчики использовали в своих играх конкретных созданий из «Мифов Ктулху», но вырывали их из «лавкрафтовского» контекста и помещали в свои вселенные. Главный злодей в Quake — это Шуб-Ниггурат, один из Древних богов «лавкрафтовского» пантеона, хотя вселенные игры и «Мифов» никак не связаны. Сперва id вообще хотела сделать из Quake двухмерную RPG, но в итоге получилась культовая жанрообразующая игра.
Еще Шуб-Ниггурат появляется в качестве одного из боссов в South Park: The Fractured but Whole — там она питалась афроамериканцами, пока главные герои с ней не покончили.
Чистой «лавкрафтовщины» полно и в «рогалике» Darkest Dungeon, который следует за прозой писателя во всем, что касается внешнего вида врагов, атмосферы и общего настроения.
В X-COM: Terror from the Deep можно встретить врагов тентакулатов — это огромный живой мозг со щупальцами, самый настоящий «Лавкрафт».
Sunless Sea — это вольная адаптация рассказа «Дагон», в котором герой, сбежавший с немецкого корабля, в одиночестве плывет по Тихому океану и натыкается на таинственный остров, где видит выходящую из воды чешуйчатую тварь. В игре студии Failbetter самого Дагона, конечно, не встретить, но отыскать что-нибудь «лавкрафтовское» на дне океана можно без труда.
Зато с морским чудовищем можно лично сразиться в The Witcher — там Геральт решает давний конфликт по просьбе Владычицы Озера.
На подробности обо всех играх, на которые повлияло творчество Лавкрафта, уйдет еще немало слов — этот текст вполне может вырасти вдвое, а то и втрое. Образы, описанные в его работах, заметны и в той же Alone in the Dark, и в жуткой Amnesia Collection, Resident Evil 4 со своими сектантами вновь отсылает к «Тени над Иннсмутом», а в серии Dead Space как нигде лучше чувствуется «космический ужас». О приключенческой, безумно стильной ролевой игре Stygian: Reign of the Old Ones тоже нельзя не упомянуть (почитайте о ней в отдельном материале).
В общем, «наследие Лавкрафта» — это широчайший пласт культуры, формирующий в том числе и видеоигры, о которых рассказывать можно бесконечно долго.
Так уж получилось, что косвенные и неофициальные экранизации Лавкрафта в кино затмевают официальные и по славе, и по бюджету. Гильермо дель Торо долгие годы собирался снять фильм по At the Mountains of Madness («Хребты безумия»), но так и не смог договориться со студией о возрастном рейтинге картины. Зато он снял «Хеллбоя» — лучшую неофициальную адаптацию мифов о Ктулху… даром что формально в основе лежат комиксы Майка Миньолы (тем же Лавкрафтом и вдохновлявшемся).
«На первый взгляд 54-летний Рон Перлман в роли демона с подростковыми наклонностями — это абсурдный кастинг, но дель Торо умеет извлекать из Перлмана любые ноты — хоть героические, хоть трагические, хоть действительно качественные лирические, в духе школьной комедии. Любовная линия с Хеллбоем и Лиз (Сельма Блэйр) в фильме безусловно получилась. В первую очередь потому, что на ее разрешение там завязан весь экшен, но и простейшие зарисовки в духе „Хеллбой следит за Лиз, прыгая по крышам“ развлекают, как мало что в супергеройском кино.
И это ведь только малая толика эпического фильма-путешествия, действие которого охатывает весь земной шар, а экшена самого разного калибра хватило бы на 10 экранизаций комиксов. Наряду с „Блейдом 2“ от того же дель Торо с тем же Перлманом это самые творческие, красивые и изобретательные боевые сцены в фильмах по комиксах — от первой схватки с монстром в музее до финального суперкрещендо, в котором Хеллбой нос к носу встречается с самым настоящим Ктулху»
Следы Лавкрафта можно найти во всех фильмах дель Торо, так что здесь пришлось бы перечислять всю фильмографию этого режиссера… Другой известный жанровый режиссер и сценарист лавкрафтовского склада, так никогда и не адаптировавший ни одного произведения Лавкрафта напрямую — это Джон Карпентер.
Весь фильм «Нечто» и оригинальный рассказ Джона Кэмпбелла, по которому он снят, вдохновлены одним из самых запоминающихся эпизодов «Хребтов безумия», где группа исследователей Антарктиды находит вмерзшие в лед неведомые, никогда не существовавшие на Земле существа.
Но в 1994 году Карпентер выпустил самую популярную неофициальную адаптацию Лавкрафта — фильм In the Mouth of Madness («В пасти безумия») с Сэмом Нилом и Джулией Кармен в главных ролях. Сам режиссер считает фильм завершением своей «апокалиптической трилогии», куда также входят «Нечто» и очень лавкрафтовский Prince of Darkness («Князь тьмы»). Речь там о частном сыщике, который в компании женщины-редактора отправляется в маленький городок в Новой Англии, чтобы выяснить обстоятельства исчезновения знаменитого хоррор-автора Саттера Кейна и привезти в издательство рукопись его последнего романа.
Кейн (шикарный Юрген Прохнов) — это чистый Лавкрафт, доживший до наших дней и ставший популярнее Стивена Кинга. Сама картина набита пасхалками и отсылками к творчеству Говарда Филлипса, чего стоят только фамилии отдельных персонажей и заглавия кейновских опусов. К сожалению, сценарий Майкла Де Луки слабоват и не демонстрирует понимания темы, это скорее сборник штампов и отсылок из безумно модных в середине 90-х сериалов «Твин Пикс» и «Секретные материалы», там нет ничего своего или хотя бы действительно лавкрафтовского. Причем Де Лука явно больший фанат Кинга, чем Лавкрафта (он даже написал короткометражку по The Lawnmower Man). Сам Лавкрафт никогда бы не позволил себе писать настолько невзрачные истории про маленькие американские городки, ворующие ходы из популярных сериалов и демонстрирующие полнейшее отсутствие воображения.
Но Нил в главной роли прекрасен, да и Карпентер сделал с чужим сценарием, что мог: особенно ему удалась апокалиптическая «обертка» истории, действие которой происходит в мегаполисе.
Главный евангелист Говарда Лавкрафта в истории кино — это невероятно талантливый, крайне недооцененный американский режиссер и сценарист Стюарт Гордон. Широко известен только один фильм Гордона, его экранизация лавкрафтовских рассказов о Говарде Уэсте, Реаниматоре. Мы рассказывали об этой уникальной зомби-картине в подборке лучших фильмов о живых мертвецах:
«Крайне хулиганский дебютный фильм Стюарта Гордона в целом соответствует канону оригинальных рассказов: пара студентов медицинского факультета Мискатоникского университета, Уэст и его Уотсон поневоле, Дэн Кэйн, начинают воскрешать кадавров из университетского морга, используя изобретенную Уэстом фосфоресцирующую зеленую сыворотку. Воскрешения проходят… не совсем удачно, в результате чего количество трупов (реанимированных и не очень) вокруг незадачливой парочки множится. Кэйну с Уэстом приходится совершать все более жуткие преступления чтобы скрыть следы своей деятельности…, а потом — чтобы просто остаться в живых.
Изначально постановка задумывалась как театральная пьеса и телевизионный пилот, что заметно по минимуму декораций и обилию напряженных психологических сцен с участием двух-трех героев. Джеффри Комбс в роли Уэста создал один из самых запоминающихся образов в истории хорроров: этакий гибрид Виктора Франкенштейна с Уолтером Уайтом из Breaking Bad, абсолютная аморальность которого страшнее откровенного злодейства»
Всего через год после «Реаниматора» Гордон снял еще более смелую экранизацию Лавкрафта, великолепный фильм From Beyond («Извне») по мотивам одноименного рассказа. Как и предыдущая адаптация, лента отличалась не только кровавостью, но и нетипичным для Лавкрафта сексуальным контентом: в «Реаниматоре» это был куннилингус с мертвой головой, в «Извне» — сильные БДСМ-элементы, на год предвосхитившие Hellraiser.
По сюжету фильма женщина-психиатр (Барбара Крэмптон) устраивает молодому физику (Джеффри Комбс), обвиняемому в жестоком убийстве своего научного руководителя, экскурсию в лабораторию, где произошло преступление. Их сопровождает детектив полиции Бабба Браунли (Кен Фори из «Рассцвета мертвецов» Джорджа Ромеро). На месте они активируют магнитный резонатор, стимулирующий шишковидную железу. Психиатр считает, что прибор может помочь в лечении шизофернии. На деле он дает людям возможность заглянуть в иные измерения, которые всегда находятся рядом с нашим, и близко познакомиться с обитающими там невидимыми существами.
Прекрасно снятый и написанный фильм — небольшой камерный триумф кровавых спецэффектов, дизайна чудовищ из иного мира и актерской игры Комбса. Тут играет роль даже необычная форма черепа актера, становящаяся мишенью для самого яркого эффекта, когда шишковидная железа пробивает ему лобную кость (и герой обретает потребность питаться человескими мозгами). «Реаниматор» был снят скромно и реалистично, там пугала клиническая отстраненность режиссера в отображении самых жутких сцен, Гордон даже приглашал на площадку реальных медиков, чтобы его персонажи вели себя как можно более профессионально в сценах реанимации. «Извне» на этом фоне — вакханалия цвета, света и странно-искажаемых актеров и декораций. Ну и БДСМ, конечно.
Комбс и Крэмптон начинали вместе с Гордоном на «Реаниматоре», режиссер планировал целую серию экранизаций Лавкрафта с этими актерами. Но From Beyond был проигнорирован критиками и прокатывался очень ограниченно, собрав всего миллион долларов при бюджете в четыре с лишним, и сразу после релиза канул в черную дыру забвения.
В чем-то тут следует винить Американскую ассоциацию кинопрокатчиков, заставившую Гордона сильно порезать фильм, чтобы выпустить его на экраны с рейтингом R (а не с порнографическим X) — в результате из картины пропали самые впечатляющие сцены вроде той, где научный руководитель Комбса вбивал гвоздь в женский язык.
В массовой культуре From Beyond начисто затмил Hellraiser, исследовавший точно ту же тему «измерения чистых удовольствий», оказывающегося порталом в ад, и боди-хорроры канадского режиссера Дэвида Кроненберга. Разумеется, и Кроненберг, и классик британского хоррора Клайв Баркер, написавший оригинальный рассказ и поставивший «Восставшего из ада» по его мотивам, не могли не вдохновляться произведениями Лавкрафта.
Сам Гордон вернулся к лавкрафтовской теме только в 1995 году, сняв вышедший прямо на видео фильм Castle Freak («Урод в замке») по мотивам рассказа The Outsider. Фильм принято считать проходным трэш-хоррором, и внимание на себя там опять-таки оттягивает сексуальный контент, на сей раз это сцена изнасилования и убийства проститутки. Но, несмотря на бюджет в 500 тысяч долларов и крайне небрежную работу со сценарием (фактически Гордон снимал фильм по постеру в кабинете продюсера, на котором были изображены замок и прикованный цепями к стене мутант), режиссура, атмосфера и актерские работы в картине образцовые.
Это опять истинно лавкрафтовские натура, цвет и освещение, опять Комбс и Крэмптон, демонстрирующие глубокое понимание материала, опять отличные, безумные кровавые эффекты и грим монстра. Если «Реаниматор» был лавкрафтовским зомби-фильмом, а «Извне» — лавкрафтовским боди-хоррором, то «Урод в замке» — это лавкрафтовский слэшер. Дело происходит в старом итальянском замке, в который приезжает унаследовавшее его американское семейство (Комбс и Крэмптон) со слепой дочерью. В башнях и коридорах начинают происходить странные происшествия, а потом и убийства — ВОЗМОЖНО, это как-то связано с жутким изуродованным монстром, которого старые владельцы держали прикованным в подземелье!
Хотя карьера любого другого режиссера завершилась бы VHS-хоррорами, в начале 2000-х Гордон сумел снять еще одну настоящую экранизацию Лавкрафта — правда, на средства испанской кинокомпании и для испанской аудитории. «Дагон» (основанный вовсе не на «Дагоне», а на рассказе «Тень над Иннсмутом») использовал неизвестных испанских актеров и цифровые спецэффекты вместо аналогового грима и кровищи… но, несмотря на все это, остается вторым лучшим фильмом Гордона и второй лучшей экранизацией Лавкрафта после «Реаниматора».
Картина прокатывалась в кинотеатрах только на территории Испании, но стала крайне популярной на DVD и до сих пользуется успехом на цифровых платформах, так что я не буду ее подробно пересказывать. Это лучшая возможная интерпретация истории про странный остров со зловещими жителями, на который попадает главный герой с красавицей-подругой. Потрясающе атмосферное начало, в котором герои постепенно проникают в тайны местной общины, до сих пор цитируют фильмы про зловещие культы — скажем, вышедший недавно «Апостол» Гарета Эванса. Влияние «Дагона» на игровую индустрию (через четыре года выйдет Resident Evil 4) тоже трудно переоценить.
Но по-настоящему талант Гордона раскрывается во втором акте фильма, когда карты выложены на стол и за главным героем начинает охотиться весь остров — и ведь это не просто сектанты, а кошмарные мутанты-рыбоиды с масками из человеческой кожи, содранными с незадачливых туристов… Это чистый survival horror, самый высокобюджетный и открытый фильм ужасов Гордона (хотя он снимал и довольно высокобюджетную фантастику), где режиссер смог полностью продемонстрировать свой талант по созданию экшен-сцен, ничуть не уступающих творчеству Тоуба Хупера и Джона Карпентера.
Как всегда, присутствует и жесткий эротический элемент, на сей раз связанный с тягой морского чудовища Дагона к человеческим девушкам и ритуальными изнасилованиями, в результате которых на свет и появилась раса человекорыб.
Фильмы Гордона — это большая четверка прямых экранизаций Лавкрафта (как бы вольно режиссер и сценарист не следовал первоисточнику). Их надо посмотреть обязательно, прежде чем браться за множество мелких. В 2000-х Лавкрафт настолько признан в массовой культуре, что фильмы по его рассказам выходят каждый год, сам Гордон в 2005 году поставил серию The Dreams in the Witch House для антологии Masters of Horror.
Я не буду их здесь все перечислять, качество этих телефильмов очень невысокое. Даже в фильме-антологии Necronomicon («Книга мертвых»), вышедшем в начале 90-х и экранизировавшем сразу три рассказа (The Rats in the Walls, Сool Air и The Whisperer in the Darkness), интерес представляет только последняя новелла о женщине-полицейском, попавшей в очень скверную ситуацию. Да и то только из-за общего напряжения и кровавых эффектов — сегмент поставил постоянный продюсер Гордона Брайан Юзна, человек куда менее талантливый, а сценарий состоит из одних худших штампов хорроров/cлэшеров и не имеет вообще никакого отношения к оригинальной истории, одному из самых интересных экскурсов Лавкрафта в чистую научную фантастику.
Вместо этого я рекомендую посмотреть абсолютно неизвестный фильм 1992 года The Resurrected («Воскресший»), поставленный другим очень одаренным режиссером и драматургом — Дэном ОʼБэнноном, сценаристом «Чужого» и автором потрясающего зомби-фильма Return of the Living Dead. Это экранизация лучшего, на мой взгляд, произведения Говарда Филлипса Лавкрафта — малоизвестной повести The Case of Charles Dexter Ward, известной у нас как «Случай Чарльза Декстера Варда».
Вышедший сразу на видео фильм ОʼБэннона — честная, хоть и крайне бюджетная адаптация великой повести, где из актеров вы узнаете разве что звезду вампирского фильма Fright Night Криса Сэрэндона в двойной роли Чарльза Варда и Джозефа Карвена. Одна из линий книги осовременена, но структура оставлена прежней, а сценаристский и режиссерский таланты ОʼБэннона позволили ему достойно воплотить на экране лучшие моменты повести, самые эффектные и страшные во всем творчестве Лавкрафта. Проще всего и картину, и книгу описать так: представьте, что получилось бы, если бы Говард Филлипс Лавкрафт написал «Интервью с вампиром».
Это редкое для Лавкрафта полнометражное произведение (объем тянет на короткий роман) со сложной структурой, рассказывающее историю сразу в двух временных периодах. Одна линия происходит в современном автору Провиденсе и рассказывает детективную историю о бесследном исчезновении из психиатрической лечебницы Чарльза Декстера Варда, молодого человека, у которого внезапно развился редкий психический недуг: он стал очень архаично говорить и потерял все воспоминания о современной жизни, зато приобрел подробнейшие знания о жизни Провиденса 18 века (в фильме дело происходит в 90-х).
Вторая посвящена предку Варда, некоему Джозефу Карвену, который в 18 веке сбежал из Салема в Провиденс и занимался там странными экспериментами и изысканиями, из-за которых за ним закрепилась очень дурная репутация. Карвен погиб в 1771 году при страшных, невыясненных до конца обстоятельствах, включавших в себя массовый штурм его удаленной фермы силами хорошо вооруженных горожан…
Само собой, ближе к финалу выясняется, что это одна и та же сюжетная линия с одним и тем же героем.
Я предпочитаю «Случай Чарльза Декстера Варда» признанным шедеврам вроде At the Mountains of Madness из-за литературного изящества, которое Лавкрафт крайне редко демонстрировал в своих произведениях и почти никогда — в крупной форме. Жуть в истории не такая откровенная, как в цикле о Ктулху, здесь нет инопланетян, иных измерений и путешествий в другие миры… только очень, очень долго живущие люди, ищущие способ продлить себе жизнь любыми, в том числе весьма специфическими средствами.
При этом повесть — ящик бытовых хорроров, пугающих куда сильнее невообразимых монстров со щупальцами. Больше всего роман напоминает чтение описи предметов, извлеченных из дома серийного убийцы, сами по себе они могут быть не такими уж и зловещими, но вот В КОНТЕКСТЕ… Лавкрафт все подает в своем фирменном стиле, опосредованно, через дневники, письма, свидетельства очевидцев, ничего не рассказывая прямо и предлагая читателю делать собственные выводы. К примеру, на ферму Карвина постоянно поставляются крупные партии еды, одежды и странные продолговатые ящики, хотя живет он там практически один. Потом на ферму начинают прибывать огромные партии рабов, которые тоже бесследно исчезают. Потом на берег реки начинает вымывать человеческие кости, по ночам с фермы доносятся дикие крики и нечеловеческий вой, в поле под луной находят обнаженный труп умершего 50 лет назад деревенского кузнеца… ну что, пробирает?
Фактически Карвин воплотил в себе худшие черты сразу всех лавкрафтовских персонажей, а повесть о нем — квинтэссенция творчества великого писателя. И помните:
«Худшее старый колдун приберег напоследок»
Больше по теме
kanobu.ru
Reign of the Old Ones. Возможно, лучшая игра по Лавкрафту — В разработке — Статьи — Игромания
Ещё одна игра на радость поклонников творчества Говарда Лавкрафта.
2018 год не перестаёт радовать поклонников творчества Говарда Лавкрафта. Совсем недавно вышла Call of Cthulhu, в разработке находится Sinking City, а тем временем в Steam уже доступна демоверсия ещё одной игры, навеянной рассказами мастера ужасов, — инди-RPG Stygian: Reign of the Old Ones от турецкой студии Cultic Games. И если между двумя первыми проектами прослеживается немалое сходство, то создатели Stygian пошли своим путём — и пока по всему выходит, что решение было верным.
Я провела за игрой очень приятный час, а заодно поговорила с креативным директором студии Кеном Орелом.
Ад пуст, все бесы здесь
Сюжеты о том, как жалкие смертные пытаются предотвратить пробуждение лавкрафтовских богов, далеко не новы: их обыгрывали в настольных играх, на эту тему фантазировал Роджер Желязны. Ещё одна вариация с большой вероятностью могла вызвать у публики только усталый вздох. Поэтому Cultic Games пошли дальше: в их мире Древние уже пробудились.
В один далеко не прекрасный день, который в игре именуют Чёрным, жители небезызвестного фанатам Лавкрафта города Аркхэм проснулись под чужими звёздами: их город загадочным образом оказался в другом измерении. Постигла ли эта участь весь остальной мир, неизвестно, так как люди заперты на маленьком клочке земли, за пределы которого никто не может выйти.
А выйти хотелось бы: после того как Древние пробудились, по ночам улицы Аркхэма наводняют жуткие твари, несущие с собой анархию и хаос. Большая часть горожан быстро обезумела, и лишь немногие оставшиеся в своём уме пытаются понять, что же случилось. Может, они вообще уже мертвы? Может, библейский ад именно так и выглядит?
Однако жизнь, даже если она загробная, продолжается. Власть в Аркхэме захватили мафия и культисты, простые горожане запивают экзистенциальный ужас алкоголем, а деньги превратились в бесполезные куски раскрашенной бумаги — вместо них теперь обмениваются сигаретами.
Где-то тут и начинается история нашего героя: каждую ночь ему снятся кошмары, в которых фигурирует некий Мрачный человек. Во сне он манит его за собой и приводит к стенам Мискатоникского университета (фанатам Лавкрафта это место тоже хорошо знакомо). В конце концов герой решает прогуляться туда наяву — и в месте, указанном Мрачным человеком, находит таинственный ключ. А когда пытается выяснить, от чего этот ключ и зачем он вообще нужен, попадает в череду приключений таких же безумных и жутких, как мир вокруг.
История начинается с создания персонажа: на выбор есть восемь архетипов (те же классы), каждому из которых прописана своя история. Ещё вы задаёте пол и возраст героя, что напрямую влияет на характеристики: молодой получит бонусы к здоровью и ловкости, зато в распоряжении старика больше очков опыта для прокачки нужных навыков. Кроме того, надо выбрать бэкграунд — жизненный опыт персонажа, в зависимости от которого меняются его сильные и слабые стороны. А довершает портрет система убеждений: от гуманиста до нигилиста. Всё это влияет не только на геймплей, но и на то, как героя воспринимают окружающие.
Хотя Кен Орел, по его словам, почти не играл в настолки по Лавкрафту — не хотел, чтобы чужие игры повлияли на его идею, — многие элементы Stygian позаимствовала не только у ролевых игр, но и у своих настольных конкурентов
Изюминка в том, что персонажа придётся отыгрывать именно таким, каким вы его создали. Для каждого архетипа предусмотрены лишь три навыка, которые можно развить до максимума, а на остальные накладываются ограничения. Так что вы при всём желании не превратите аристократа в крутого рукопашного бойца, а солдата в знатока оккультных наук. Будьте любезны соответствовать своей роли, иначе играть станет сложно — или даже невозможно.
Особого внимания в Stygian заслуживает система рассудка (и в самом деле, не могут же герои лавкрафтовского сеттинга вечно оставаться в здравом уме!). Игравшим в настолки вроде «Ужаса Аркхэма» всё уже знакомо: наш герой теряет очки под воздействием заклятий или при столкновении с чем-то ужасным. Потеряет все — сойдёт с ума.
Восполняются же очки не чем иным, как сексом, наркотиками и рок-н-ро… пардон, алкоголем. На улицах города вы без проблем найдёте проституток, предлагающих свои услуги (мужчин аналогичной профессии я не встретила, но и пол для главного персонажа в демке доступен только мужской, так что выводы делать рано), и торговцев, у которых можно приобрести спасительный виски.
Товары можно не только покупать, но и обменивать на предметы из вашего инвентаря. Совсем как в Fallout
Но не развратом единым поддерживается наше душевное здоровье. Помните систему убеждений, что мы выбирали вначале? Если будете честно отыгрывать персонажа и отвечать в диалогах репликами, которые наиболее близки его взгляду на мир, то за «правильную» реакцию получите частичное восстановление рассудка. Скажем, материалист должен везде искать выгоду, гуманист — сострадать, а нигилист — «утешать» собеседника тем, что всё бессмысленно. Всё логично: люди ведь и правда чувствуют себя комфортнее, когда действуют согласно своим убеждениям.
Да, вы не ошиблись: мы дождались ролевой игры, в которой по-настоящему важен ролевой отыгрыш!
Подсвечиваться «правильный» ответ не будет, его можно только угадать. Так что извольте шевелить мозгами и вживаться в роль
Большие монстры и маленькие женщины
Ещё один притягательный аспект Stygian — то, что ничего хорошего в этом мире ждать не приходится. Никакой фэнтезийной пасторали, когда дружелюбные жители деревушки, куда забросила вас судьба, принимают героя с распростёртыми объятиями и просят помочь. Нет, в Аркхэме на вас всем плевать. Либо, как вариант, хотят использовать, обокрасть или обмануть. Или сначала использовать, а потом обмануть.
По мере прохождения к герою присоединяются соратники — кто-то за плату, кто-то после успешно выполненного квеста, — и каждый из них, кроме собаки, тоже способен вас предать. Собаку, кстати, вы при желании предадите сами: игра предоставит возможность принести её в жертву. Разработчики обещают восемь концовок, на получение которых влияют ваши действия, и хорошими из них окажутся далеко не все.
Вследствие того, что мир вокруг суров, нам придётся не только вести расследование, беседовать с проститутками и пить, но и драться. Пошаговые бои вызовут слёзы ностальгии у каждого фаната Heroes of Might and Magic: Кен Орел не скрывает, что очень любит эту серию. И пусть в Stygian на нашей стороне сражается не армия, а маленький отряд из двух-трёх героев, тактика здесь важна не меньше.
У каждого персонажа своё оружие и боевые особенности. Враги тоже найдут чем удивить: среди них встречаются и люди, и ми-го, и прочие симпатичные лавкрафтовские твари. К примеру, обитатели местной психиатрической больницы всегда атакуют того, кто к ним ближе, — логично, что удар на себя должен принять кто-то покрепче, пока более хлипкие персонажи издали обстреливают противников из револьвера. Иные герои умеют даже плести заклинания — правда, за это они расплачиваются немалым количеством очков рассудка, так что разбрасываться магией направо и налево не получится.
Но главное, чем подкупает Stygian, — это огромная любовь к сеттингу и внимание к мелочам. Кен Орел — горячий поклонник Лавкрафта, и это видно. Рисовка в игре стилизована под журналы 30-х годов: тех самых, где мифы Ктулху публиковались при жизни их создателя. Один из квестовых персонажей, Изгой, прямиком сошёл со страниц одноимённого рассказа, а на главной площади игрового Аркхэма культисты свалили бронзового Линкольна, заменив его самодельным Ктулху. Бэкграунд героя-аристократа основан на том, что после долгих странствий он вернулся в старинное фамильное поместье, — здесь разработчики опирались на готическую литературу, Байрона и Эдгара По, на творчестве которых рос сам Лавкрафт.
Даже правление мафии обосновано логично и нетривиально: поскольку Чёрный день случился во время действия сухого закона, большая часть алкогольных запасов оказалась в закромах преступных синдикатов. А поскольку в мире после апокалипсиса спиртное не излишество, а жизненная необходимость — ясно, отчего власть сосредоточилась в руках тех, у кого этого добра в избытке.
Рассказывать об этих занятных деталях можно долго и взахлёб — но суть в том, что, бродя по Аркхэму Cultic Games, я и впрямь окунулась в мир лавкрафтовских мифов. Он прописан с фантазией, с уважением не только к творчеству писателя, но и к настоящей истории — и потому кажется настоящим, несмотря на далёкую от реалистичности графику. Игру продумали вплоть до того, что у одного торгаша среди оружия, патронов, аптечек и виски я с удивлением нашла роман Луизы Олкотт «Маленькие женщины».
На вопрос, зачем он здесь, Кен Орел с улыбкой пояснил, что восстанавливать рассудок можно не только алкоголем, промискуитетом и качественным отыгрышем: хорошая книга тоже поможет персонажу остаться в здравом уме, если она резонирует с его убеждениями. Вот, например, «Маленькие женщины» прекрасно подойдут гуманисту.
— Хорошо, — сказала я, — мой персонаж нигилист, что стоит почитать ему?
— Ницше, — последовал ответ.
Действительно, могла бы и сама догадаться.
Stygian: Reign of the Old Ones должна выйти ровно через год, осенью 2019-го. Естественно, пока многое недоработано: нельзя создать женского персонажа, ещё не прикручены обещанные системы крафта и выживания, не говоря уже о том, что в демоверсии доступны лишь первые три часа игры. Но то, что есть сейчас, вызвало у меня уважение и почти восторг.
Так что достаём сборники рассказов Лавкрафта и ждём: до релиза как раз успеем перечитать всё, что нужно, чтобы по достоинству оценить работу Cultic Games.
www.igromania.ru
Во что поиграть? Настолки по мотивам Лавкрафта | Игры
- Подписка на 2019 год
- Спецпроекты
- Лучшая фантастика 2018
- Лучшие фантастические сериалы
- Лучший киберпанк
- Новости
- Книги
- Кино
- Сериалы
- Миры
- Комиксы
- Наука
- Игры
- Настольные игры
- Рассказы
- Юмор
- Архив номеров
- Форум
- Где купить?
- О нас
- Стримы и подкасты «Мира фантастики»
Поиск
- Общение
- Спец
- Лучшая фантастика 2018
- Лучший киберпанк
- Фантастические сериалы
- Календарь конвентов
- Лучшая фантастика 2017
- Новости
Избранное
Последнее
- Кино
Избранное
Последнее
- Обзоры кино
- Классика кино
- Наше видео
- Короткометражки
- Главные фильмы месяца
- Сериалы
Избранное
Последнее
7ДОСТОЙНО
5СРЕДНЕ
- Обзоры сериалов
- Классика сериалов
- Главные сериалы месяца
- Книги
Избранное
Последнее
9отлично
9отлично
8ХОРОШО
- Обзоры книг
- Фантастические рассказы
- Что почитать
- Комиксы
- Фантасты
- Мастер-класс
- Главные книги месяца
- Игры
Избранное
Последнее
7достойно
- Видеоигры
- Главные игры месяца
- Настольные игры
- Ролевые игры
- Миры
Избранное
www.mirf.ru