Дидактические игры по математике для дошкольников в детском саду
Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи
Это важно знать
Дидактические игры своими руками для дошкольников
Дидактические игры по математике своими руками в картинках
Картотека дидактических игр по математике для дошкольников
Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.
Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.
Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи
Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.
Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:
- Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.
Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:
- совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
- воспитанию внимательности, памяти, мышления;
- освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
- Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
- Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
- Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
- Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.
Это важно знать
- Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
- Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.
Дидактические игры своими руками для дошкольников
С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.
Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:
- подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
- природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
- канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
- воображение – самая главная составляющая.
Дидактические игры по математике своими руками в картинках
Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.
Картотека дидактических игр по математике для дошкольников
«Опиши узор»
Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.
Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.
«Реши пример»
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
«Найди ошибку»
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
«Покажи»
Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.
Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.
«Одно свойство»
Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.
Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.
«Кто соседи»
Цель: совершенствование умения называть соседей числа.
Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.
«Соберем урожай»
Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.
Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.
«Магазин и геометрия»
Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.
Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.
Дидактические игры по математике
Презентация дидактических игр по математике
www.rastut-goda.ru
Статья на тему Дидактические игры по математике. Их польза для дошкольников.
Дидактические игры по математике. Их польза для дошкольников.
Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.
Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.
Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов, закреплять представление о количестве, величине, геометрических фигурах.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.
Дидактическая игра имеет определенный результат. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.
Игры для развития элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
Использование данных математических дидактических игр на занятиях и повседневной жизни облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
infourok.ru
Математика для дошкольников: примеры, лучшие задания
Рейтинг: 5/5 (1)
Начинать познавать основы математики дома – это залог дальнейшей удачной учебы ребенка. Прейдя в первый класс, он или она уже будут знакомы с основами и с легкостью освоят более глубокие знания. Сегодня мы поговорим о том, какие задания по математике подойдут для дошкольников, и как родителям правильно организовать это познавательное время.
Как организовать занятие
Почему необходима такая подготовка? Родителям важно подготовить познавательный процесс таким образом, чтобы у ребенка появился интерес к новым знаниям, и в дальнейшем этот интерес мог бы развиваться и возрастать. Ведь так часто бывает, что малыш загорелся чем-то в начале, а постепенно интерес к игре или какому-нибудь процессу пропадает. Итак, как же нужно подготовиться?
- Каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно учитывать, на каком этапе развития он находится, и подбирать соответствующие упражнения.
- Помните о том, что удержать внимание на протяжении 50 минут многим ребятам трудно, поэтому подбирая программу, учитывайте этот фактор. Также не нужно заставлять ребенка продолжать обучение, если он устал, иначе у него может пропасть интерес к дальнейшим занятиям.
- Обязательно подбирайте программу обучения с учетом интересов вашего малыша.
- Очень важно дать дошкольнику подумать, а не сразу давать правильный ответ. Если вы будете злоупотреблять подсказками, ребенок не будет стремиться мыслить. Предложите ему или ей посмотреть на задачу с разных сторон, предложить варианты решений. Ребенок не должен бояться ошибиться, поэтому не ругайте его за неправильные ответы, а поощряйте и предлагайте еще раз хорошо подумать.
- Старайтесь каждое занятие разнообразить чем-то интересным, используйте различные игры по математике для дошкольников, это очень нравится детям. Еще можно применять картинки, интересные и развивающие видео и другие различные наглядные средства информации.
- Если вы видите, что малыш уже достаточно хорошо знает определенный уровень, усложняйте задания, должно происходить постепенное развитие.
- Не разрывайте знания и жизнь, малыш должен понять, что все, что вы ему предлагаете, пригодится ему, ведь этими знаниями мы пользуемся каждый день. Можно даже выбирать соответствующие задачи и упражнения.
- Прививайте своему крохе такое качество как самостоятельность. Пусть он попробует сам разобраться с условием и возможным решением.
- Поддерживайте и хвалите. Это так необходимо, ведь каждому приятно, когда его хвалят, особенно детям.
Виды занятий по математике
Сегодня можно найти огромное разнообразие занятий, которые помогут ребенку освоить такую интересную и нужную науку. Это задачи для дошкольников по математике, различные игры, веселые головоломки, упражнения с фигурами и счетом. Все это должно способствовать:
- Pазвитию быстрой реакции;
- Aормированию логического мышления;
- Aормированию у ребенка нестандартных решений и находчивости;
- Pазвитию воображения.
И конечно, не стоит забывать, что подбирать упражнения нужно, исходя из уровня развития вашего малыша.
Математические игры
Математические игры должны быть составлены таким образом, чтобы дошкольник мог учиться анализировать то, что ему предложено в условии, и логически мыслить.
Предлагаем вашему вниманию примеры нескольких очень простых, но действенных упражнений по математике для дошкольников.
- «Определить последовательность чисел». Для этого понадобятся небольшие карточки с цифрами от 1 до 10. Их просто нужно перемешать, разложить и предложить ребенку, чтобы он по порядку сложил предложенные числа.
- «Сосчитать предметы». Малышу предлагаются карточки, на которых изображены животные и другие предметы в разном количестве и рядом предложены несколько цифр. Ему или ей необходимо сосчитать, сколько чего нарисовано, и обвести правильную цифру. Такие задания развивают еще и внимание
- Есть еще одна очень интересная игра. Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы «божьи коровки», которые потеряли свои пятнышки. Рядом с каждой картинкой написано число, это количество пятнышек, которые необходимо дорисовать на спинке насекомого. Малышу можно предложить разноцветные карандаши, ручки или фломастеры и познание основ математики превратится в очень интересное занятие. Вместо «божьих коровок» можно использовать другие картинки, которые необходимо дополнить какими-то элементами.
Для дошкольников постарше можно использовать следующие варианты заданий.
- «Сравнения». Будущему первокласснику предлагаются два числа, и он должен их сравнить (что больше, а что меньше).
- «Примеры». Ребенку выдаются бланки, на которых нарисованы различные предметы и соответствующие примеры. Он должен найти правильный пример к каждой картинке.
Задания на смекалку
Такие упражнения предлагают детям старшего дошкольного возраста и наиболее распространенными считаются задачи с геометрическими фигурами. Ребенку предлагаются фигуры, сложенные из специальных палочек и он должен преобразовать их в другие геометрические формы.
Можно использовать следующие задачи
- «Складывание предметов по картинке». Дошкольнику выдаются палочки и специальные бланки, на которых нарисованы различные предметы, например дом, флаг, звезда и др. Ориентируясь по этим картинкам, он должен собрать из палочек соответствующие фигуры.
- «Преобразования». Такая задачка заключается в том, чтобы предложить ребенку определенную фигуру из палочек, и он должен из нее получить другую фигуру или предмет, путем удаления палочек или перемены их мест.
- «Сосчитать фигуры». Дошкольнику предлагается изображение со сложными фигурами и ему необходимо определить, сколько на картинке треугольников, кругов или других форм, из которых состоит предложенный вариант.
Развлекательные упражнения
- Занятия такого рода отлично подойдут для разминки, т.е. перед началом занятия. Такая умственная гимнастика подготавливает ребенка к предстоящей работе и заинтересовывает. Можно использовать математические загадки, задачи-шутки или интересные и веселые вопросы.
Полезная информация
- Подбирайте красочный и необычный материал, который бы заинтересовал внимание вашего крохи.
- Поощряйте своих крох за правильные ответы и не ругайте за неправильные. Без ошибок не бывает крупных побед.
- Старайтесь, чтобы ребенок сам попытался найти ответ, он должен научиться мыслить.
- Активно участвуйте вместе с ним в этом увлекательном процессе познания, обговаривайте каждый пройденный урок и будьте внимательны к тому, что вашему гению наиболее интересно.
Занимательная математика для дошкольников – видео
Предлагаем вашему вниманию интересное видео, в котором представлены задания по математике для дошкольников, в возрасте 5, 6, 7 лет. Такие задания помогут не только научиться счету, но ребенок также сможет познакомиться с основными фигурами и цветами.
Дополнительная информация
Существует огромное количество различных программ, благодаря которым малыш может с легкостью научиться считать и логически мыслить.
- Ментальная математика считается прогрессирующей методикой обучения, с которой знакомы уже достаточно много детей, поэтому мы предлагаем вам также ознакомиться с такой интересной информацией.
- Любознательные родители могут также узнать о том, что должен уметь ребенок в 5-6 лет и проанализировать, что получается у вашего крохи, а чему нужно уделить больше внимания.
А как у вашего малыша обстоят дела с математикой? Какие методики изучения вы использовали. Делитесь своими историями в комментариях и пишите советы, которые могли бы помочь другим мамам правильно организовать процесс познания своему ребенку. И обязательно оставляйте ваши отзывы о полученной информации.
www.beremennost-po-nedeliam.com
Дидактические игры по математике для дошкольников ⋆ Планета Детства
Дидактическая игра «Веселые цифры»
«Веселые цифры»
Предлагаю вашему вниманию занимательную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок научится «записывать» цифры, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Назначение. Для родителей, воспитателей детского сада, используется в свободной и индивидуальной игровой деятельности.
Дидактическая задача:
- Учить выкладывать цифру по образцу;
- Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук;
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своему успеху.
Материал:
Карточки с изображением цифр (от 0 — 9) ; цветные кружочки для наложения.
Руководство:
В игре могут принимать участие все дети группы или по усмотрению педагога для индивидуальной работы с целью ознакомления и закрепления написания цифр. Дети рассматривают карточку с цифрой – образцом, и накладывают цветные кружочки (можно по цвету) на них, способом наложения находят нужную форму. Если кружочки совпадают с плоскостной цифрой, задание выполнено правильно.
Пособие для работы с составом числа
Описание алгоритма изготовления пособия
Изготавливаю пособие для работы с составом числа.
Для этого использую тетрадь на пружине, универсальные салфетки.
Разрезаю тетрадь на три части, предварительно уменьшив листы.
Из салфеток изготавливаю различные геометрические фигуры.
В средней части у меня цифры от 2 до 10, по бокам наклеены фигуры, так же в разном количестве.
Задачи, которые помогает решить данное пособие.
Пособие можно использовать при обучении детей счетной деятельности, изучении состава числа, при решении арифметических задач.
Вариант использования пособия.
На начальном этапе дети работают с фигурами, считая их. При усложнении только с цифрами.
Это пособие очень хорошо подходит как для индивидуальной, так и групповой работе при работе с составом числа.
В этом пособии так же закрепляются названия геометрических фигур. Его можно так же использовать для сложения и вычитание цифр.
Дидактическая игра «Волшебные пазлы»
Предлагаю вашему вниманию авторскую дидактическую игру «Волшебные пазлы» Сделанную из подручных материалов: медицинских деревянных шпателей и клейкой бумаги
Функции дидактической игры: способствует активации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить учебный материал. Учит наблюдать, сравнивать, делать обобщение.
В данной игре мы закрепляем геометрические фигуры и закрепляем цвет. Так же можно наклеивать любые другие картинки в зависимости от занятия.
В этой игре у детей так же формируются психические процессы, развиваются внимание и память.
Автор: Новикова Мария Олеговна,
МБДОУ ЦРР детский сад № 100,
г. Владимир
Статья размещена в авторской редакци
planetadetstva.net