Игры с буквами и словами
Как уже было сказано ранее, достоинством языка является не только его словарный запас, но и возможность при помощи данного словарного запаса составлять игры, забавы, шарады внутри самого языка и его словарного запаса.
В любом языке мира игр с буквами и словами множество. В основном – это развивающие игры для детей типа «найди слово на картинке» или «напиши пропущенную букву» и т.д.
Однако есть некоторые игры посложнее, которые зависят не столько от возраста человека и его эрудиции, сколько уже непосредственно от возможностей самого языка. Пару таких игр мы хотим Вам напомнить.
Первая – это игра, которая позволяет, заменяя последовательно по одной букве в каждом следующем слове, из одного слова получить другое:
«Преврати волка в козу»
ВОЛК | волк |
. . . . | Полк |
. . . . | полА |
. . . . | поЗа |
КОЗА | Коза |
«Преврати Луну в розу» (детский вариант)
ЛУНА | луна |
. . . . | луЖа |
. . . . | лОжа |
. . . . | Кожа |
. . . . | коЗа |
РОЗА | Роза |
Почему вариант детский? Да потому, что во взрослом можно сократить превращение на один ход, т.е. после слова «ложа» вместо двух «кожа» и «коза», можно поставить только одно …. Догадайтесь сами какое 🙂
Вторая игра: в 2 столбика записаны слова русского языка, найди каждому пару и составь новое слово.
Надо заметить, что для детишек, разумеется, первым словом в левом столбце всегда стоит слово «Мышь», а не «Конь» … конь мы сами поставили для того, чтобы мужской половине человечества было быстрее и приятнее угадывать слова 🙂
КОЛ ЛАД
САД ОПЫТ
ДОК ЯК
СЛЕД РАНА
ОХ ЧАН
У данной игры множество разновидностей, мы приведем только 2 из них.
1) составь максимально длинную вереницу из слов, где началом следующего слова, является предыдущее:
МО-РЕ-КА-БАН-КА-ША-ТЕР-КА-ШТАН-ГА-ЗОН-ТИК … и так до бесконечности …
2) найди и напиши слова, в которых при перемене слогов местами получается новое слово:
КАБАН – БАНКА
РАНО – НОРА
ДЫРА – РАДЫ
ЛЫЖИ – ЖИЛЫ
КИРА – РАКИ
СОСНА – НАСОС
НАВЕС – ВЕСНА
КУБА – БАКУ
Третья игра: могила для иностранцев и кладезь для переводчиков русского языка. Дана определенная фраза (слово), которое необходимо ПРАВИЛЬНО поделить на слова. Весь вопрос в том, что читать можно как минимум двумя совершенно различными вариантами.
ЗАДЕЛО задело за дело
ИДИКОМНЕ иди ко мне и дико мне
ПОКАЛЕЧИЛОСЬ покалечилось пока лечилось
МЫЖЕНАТЫ мы женаты мы же на ты
ТЫЖЕРЕБЕНОК ты жеребенок ты же ребенок
НЕСУРАЗНЫЕВЕЩИ несуразные вещи несу разные вещи
ЕМУЖЕНАДОБУДЕТ ему же надо будет ему жена добудет
НАДОЖДАТЬ надо ждать надо ж дать
НАДОЖДАТЬ надо ждать надо ж дать
ЯНЕСЛАБАЧЕК я несла бачек я не слабачек
Как обычно, когда появляется в русском языке возможность пошалить с языком, тут же начинают выплывать различные пошлости или русские матюки. Ну просто потому, что так всегда веселее.
Есть такая детская страшилка: «а ты знаешь, что это за такой чудовищно страшный зверь «вуглускр»?
ВУГЛУСКРЕБЁТМЫШЬ в углу скребёт мышь вуглускр _____ мышь
Ну и последнее. Много раз Задорнов смеялся над тем, что наша эстрада – это рассадник бессмыслиц и бескультурья. Наши эстрадные певцы очень часто за отсутствием умения писать хорошие стихи так подбирают слова, что не сразу и поймёшь, о чем реально они поют. Ниже выписаны только самые яркие:
«Скрип колеса» (Скрипка-лиса) — Игорь Саруханов «Скрипка-лиса»
«Кончи цыпленка» (Кончится пленка) — Би-2 «Моя любовь»
«Мы видели каку ежа и последний трамвай» (Мы видели, как уезжает последний трамвай) — Кино «Видели ночь»
«Красавице Икуку, счастливому клинку» (Красавице и кубку) — М.Боярский «Песня мушкетеров»
«И снится нам не рог от космодрома» (И снится нам не рокот космодрома) — Земляне «Трава у дома»
Но, безусловно, переплюнули всех Константин Меладзе и его группа «Виа-гра». Именно их опус по-Фрейдовски лучше всего описывает то, что сейчас творится на нашей эстраде:
«Стоша Говнозад, Тихона пальцем» (Сто шагов назад тихо на пальцах)
Ну и ещё одна игра – четвёртая: «Бестолковый словарь», основными распространителями которой являлись наши юмористы Задорнов и Петросян. Что это за игра, даже нет смысла пояснять, достаточно прочитать несколько строк ниже. Игра удивительная, которая, скорее всего, в том или ином виде, может присутствовать в любом языке мира, однако, только в русском она может быть настолько многогранной и обширной.
Вариация первая – простая расшифровка:
Рублёвка – недорогая женщина
Ельник – рот
Парнуха – баня
Ползунки – авто в уличных пробках
Бормотуха – женщина, разговаривающая во сне
Кастрюлька – кастрированный кот
Падаль – плохая фигуристка
Главбух – главный алкоголик
Жабо – тёща в тёмно-зелёном брючном костюме 58-го размера
Сажень – прокурор
Косая сажень – пьяный прокурор
Поясница – экскурсовод
Всадница – медсестра
Покойник – сосед по больничной палате
Днище – полярный день
Беляши – новенькие на пляже
Стопарик – инспектор ГАИ
Тушка – женшина-пожарник
Буханка – банкет
Втулка – девушка из Тулы
Садистка – воспитательница в детском саду
Вариация вторая – разбивание слов на слоги:
Галиматья – я мать Гали
Задиры – у Ирины выдающийся зад
Ублюдок — официант
Марихуана – замужняя Марья Ивановна по-испански
Неряха – тонкое лицо
Деньжонки – праздник 8-е Марта
Блюдо – Люда лёгкого поведения
Летописец – плохое лето
Мужланы – супруг Светы
Кларнет – объявление в публичном доме
Недосуг – старый кобель
Аврал – прошлая предвыборная программа депутата
Аналог – вопрос финансового инспектора к проверяемому
Лорнет – врач ухогорлонос в отпуске
Перестрелка – изменение места встречи
Стерлядь – женщина с тяжёлым характером, но лёгким поведением
Ухажёр – любитель рыбного супа
Пиджак – француз нетрадиционной сексуальной ориентации
Голосование – секс без одежды
Булыжник – лыжник, потрёпанный жизнью
Инжир – украинское сало
Антилопа — диета
Шумахер – любитель тишины
Самосад – явка с повинной
Врать – призыв в армию в древней Руси
VIP-зал – место, где можно выпить
Банкомат – разговор хамоватого банкираВариация третья – ассоциации:
Холостой патрон – неженатый начальник
Гули-гули – мужья на курорте
Не щадя живота своего – наши туристы на отдыхе у швецкого стола
Огонь, вода и медные трубы – самогонный аппарат
Туфли на платформе – всё, что осталось от Анны Карениной
Без сучка и задоринки – не мужик
Русская рулетка – российская женщина за рулём авто
Засидеться в девках – провести ночь в женском общежитии
Полностью обезжиренная – балерина
Сосиски в тесте – объевшийся отец жены
Тити-мити – любимые игрушки Мити
www.newphilosophy.ru
Игры с буквами и словами — запись пользователя Ирина (kdd1) в сообществе Детские книги в категории развивающая литература
как решить ребус с буквамиДанька читает! Данька читает! Данька читает! Не буду описывать своего "воздушно-летающего" состояния по этому поводу, на этом сайте уверена меня поймут без слов)))
Я, конечно, бросилась сразу в магазин покупать книжки с большими буковками, а заодно и всякими заданиями со словами. Тренируйся, родимое дитятко, на здоровье!
Делюсь паролями и явками, чем мучу еще неоперившегося читателя.
Сначала замолвлю пару слов о букварях. Мы учились по букварю Е.Бахтиной.
Большой плюс букваря - очень много слов. Мы читали по одной странице в день. И слова-то какие разные и хорошие, на каждой странице обязательно встретится одно-два незнакомых, так что заодно обогащали словарный запас.
После букваря была книга Н.Павловой "Читаем после азбуки"
Увидела ее в отзыве Ники. Отличная книга с заданиями. Я ее теперь всем знакомым рекомендую и все остаются довольны.
О. Александрова. Игровое чтение. Ты читаешь мне. Я читаю тебе
Сейчас в продаже, увы, нет. Милые стихи, которые нужно читать с ребенком по ролям. Интересное занятие.
О.Крупенчук. 300 игр со словами для детей, которые уже знаю буквы, но еще не умеют читать.
Это именно тот случай, когда "как вы яхту назовете, так она и поплывет". С таким названием на плаву яхту держит только слово 300. Ого! 300, а чего 300, загляну-ка я под обложку. А там
СОКРОВИЩЕ! Ребусы, филворды, кроссворды, шарады, анаграммы. Просто кладезь игр со словами! Не понимаю логику издателей, к чему такое название? Дети уже в два-три года знают буквы, но ребусы им еще будут не по зубам. Если бы они в названии перечислили содержимое книги, то она бы сразу попала в топ.
Мой ответ - Mast have!
На каждый разворот одна тема, тем много, ответы есть и расположены удачно в середине книги, можно вырвать.
О. Земцова. Ожившие буквы 5-6 лет
Пособия Земцовой в представлении не нуждаются. Хорошая книжечка, отличные задания, жаль быстро кончилась.
Т. Воронина. Играем со словом в прятки
А это пособие нам хватило на два вечера. Всего 8 страниц. Тоже хорошо и недорого.
Играем со словами. Солнечные ступени. Папка дошкольника
Известная, зарекомендовавшая себя серия пособий. В папке задания на разный возраст: от 4 до 7 лет.
Журнал "Кроссвордёнок" можно купить в киоске "Роспечать". Выходит раз в месяц. Одного журнала хватит надолго. Задания разные: и со словами и с цифрами. Мы купили первый раз по рекомендации знакомой, у которой семилетний сын. Пока только полистали, понравился. С первого взгляда часть заданий сын решит сам, часть будем совместно.
Книжка-малышка. Читалочка
В сумке занимает мало места, а в метро делает большое дело - спасает от скуки.
Уже написала пост и вспомнила еще о трех замечательных книжечках.
А.Лугарёв. Буквоград
Об этой книге я узнала из отзыва Светланы. Прикупила, полистала, решила, что раньше первого класса не откроем и отправила пылится на полку. А вчера достала, какая красота-то у меня есть. Держись, Данька!
Е.Кац. Веселая яблоня сидит на диване
Книга-перевертыш. Я собираю Даньке предложение, он читает, потом он мне. Бывает очень смешно. Качество книги отличное, формат небольшой, удобно взять в поликлинику и развлечь всю очередь))Пере-звери
Покупала в "Фикс-прайсе". Помимо того, что можно сложить уникальную неведомую зверюшку, так еще и есть интересная информация про тех, что изображены в книге. Сыну очень нравится, знала бы купила бы и остальные, что были представлены в магазине.
Вот такой у нас арсенал пособий. Все для любимого дитятки, лишь бы полюбил читать.
Что еще порекомендуете?
Из настольных игр у нас в почете - Зверобуквы
А еще важный момент - словесные игры. У нас пока прижилась одна - Города. Конечно, называем мы не города, а любые слова, что придут на ум, главное, чтобы правило соблюдалось.
Предложила на время называть слова на определенную букву и слог. Не пошло пока.
Во что играете вы?
www.babyblog.ru
Учимся читать. Игры с буквами и словами.
Поделиться:
Всем доброго утра!
Как и обещала, делюсь с вами материалами, которые помогли нам научиться читать.
В различных букварях много плюсов (красочные, с героями сказочными, шрифт большой и так далее). Составляя свое пособие для доченьки, я ориентировалась на подбор большего количества слов на данную букву или с определенными слогами.
Храним мы наши материалы в папке А-5 в файлах. При чем сбор материалов производили постепенно, по мере изучения определенной буквы. То есть изучили букву, вставили файл. И так далее. Файлы накладываем друг на друга. Поэтому первые слоги, с которыми мы начали работу, находятся в самом конце нашей папки.
Сейчас вы видите развороты нашей папки с самого конца.
В последнем файлике мы храним игры с буквами, слогами и словами.
Вам видно первое задание «Найди лишнюю букву».
В этом пособии акцента на буквы нет, так как мы их осваивали еще с самого рождения.
Вот ссылка:
https://stranamasterov.ru/node/764310
Итак, начинали мы с изучения слогов на букву М. При чем для работы нам еще необходимы два чистых белых листа. Закрываю одним листом 2,3,4 столбцы, вторым — 2,3,4,5,6 строки. то есть остается ребенку видна буква М, длинная линия и буква А. (это чтобы внимание ребенка не рассеивалось и он не отвлекался на другие записи). Мое обязательное требование — ведение пальчиком. Ведем от М к А по линии и говорим протяжно МММААА. Объясняю, что мы образовали слог. Сочетание согласного и гласного — это слог. (Мы уже ранее рассмотрели, что все буквы делятся на согласные (синие) и гласные (красные) + два знака).
И так далее передвигаемся вниз (смещая лист белой бумаги).
С ребенком договорились, что слоги мы будем выделять снизу оранжевой дугой, а отдельный звук (под отдельной буквой) оранжевой точкой. С обратной стороны этого файла я помещаю лист со словами на эту букву с изученными слогами (он на фото выше).
Вот по такому принципу строился весь материал.
Далее мы изучали слоги с П. С обратной стороны слова с изученными слогами (на фото выше).
Иногда я подкладывала различные сочетания букв.
Появляются первые предложения.
Доча сказала, что все поняла и надобность в обозначении дужек и точек отпала.
Материал я готовила заранее, поэтому на некоторых страничках еще есть обозначения.
Больше всего доченьке нравится читать диалоги.
А на этом фото видны наши игры со словами.
Начиная с буквы Б, вы заметите отсутствие подбора слов. Связанно это с двумя причинами. Во-первых, уехала в роддом, во-вторых, доченька уже принцип поняла чтения. Но! Я найду время и продолжу составлять это пособие. Возможно даже как-то изменю его. Ведь у меня еще растет сыночек!
В этом развороте таблицы для поиска цифр (о них подробнее чуть ниже) и вот такие тексты ищу или составляю сама для доченьки с вопросами.
В этом развороте концовка слоговой таблицы (о ней подробнее чуть ниже) и мини-таблицы (опиралась на таблице ШУльте).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Таблицы Шу́льте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.)
Я уже подготовила для доченьки квадраты с цифрами 4 на 4, 5 на 5.
ОООООчень нравится доченьке по ним работать!
В этом развороте вы видите лист «Учимся по букварю Н.А. Сторожевой». Мы называем его слоговая таблица. Читаем с доченькой ее вдоль и поперек, сверху вниз, снизу вверх, по диагонали и даже на скорость.
Мягкое кресло используем для определения мягкого согласного.
Твердый комод — для твердых согласных.
А вот сколько у нас полезных книг, которые я использовала при составлении своего пособия по обучению чтения. Не подумайте, что все эти книги заставляю читать доченьке. Нет! Нет! Нет! Их она берет в руки тогда, когда сама хочет. Они лежат в доступном для нее месте. Я уже на собственном опыте скажу, как только просишь, умоляешь почитать, что-то посмотреть, полистать, ничего не выйдет. А как только вижу, что доченька берет в руки книгу, то тогда предлагаю свою помочь. И она соглашается почитать, полистать книгу вместе!
Чтобы предложить доченьке игры с буквами и словами, использую вот такие материалы.
Наши любимые книжки в твердом переплете! И некоторые из них написаны по слогам!!!
Их читать доченька любит больше всего, так как знает содержание каждой (их читали мы с мужем доченьке не по одному разу).
Вот теперь мы покупаем такие книжечки, где вся сказка написана по слогам.
Вот такой «Сказочный журнал» мы выписываем уже несколько лет. Сказочный во всех отношениях! Доченьке оооочень нравится он. Сначала его полностью читала я, а как только Ксеша научилась сама, то одну вот такую страничку читает самостоятельно. В журнале каждый раз новая сказка и новые задания к ней + одна страничка с текстом, деленным по слогам.
Задание 1.
НАЙДИ В СЛОВАХ букву У и ПОДЧЕРКНИ :
Ужин, уроки, утюг, тумба, стул, булка, эму, улитка.
НАЙДИ В СЛОВАХ букву О и ПОДЧЕРКНИ :
Океан, сова, облако, вода, кот, метро, оса, молоко.
НАЙДИ В СЛОВАХ букву И и ПОДЧЕРКНИ :
Иволга, Ира, зайчик, кино, Нина, индюк, брюки.
НАЙДИ В СЛОВАХ букву Ы и ПОДЧЕРКНИ :
Мыло, дым, камыш, выдра, рыба, рыцарь, бусы.
НАЙДИ В СЛОВАХ букву Э и ПОДЧЕРКНИ :
Эхо, этаж, Эдик, экран, поэт, алоэ, электрик, Эля.
НАЙДИ В СЛОВАХ букву А и ПОДЧЕРКНИ :
Автобус, Африка, ложка, юла, рак, мак, Аня, мама.
Задание 2.
Найди А О У И Ы Э и обведи в кружок.
Ц А Й У К А Е О Н Г Ш А Е А Щ И Э Ы З Х Ы А Ъ Ф Ы В А П Р О Л Д Ж Э Я Ч С М И У Т Ь Б Ю О У П И Э Д Б И Э А О Я Ч Ы У Э О
Задание 3.
Найди слоги
МА, МО, МУ, МИ, МЫ, МЭ
и подчеркни их.
Мыло, миска, мэр, мох, малина, мука, камыши, мама, мак, комод, мур, домино, рама, магазин, музыка, море, мир.
Задание 4.
В строчках найди нужную буквы или буквы (на выбор мамы).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц |
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц |
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц |
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц |
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц |
Задание 5.
Магический квадрат.
А | М | П |
М | П |
|
|
|
|
(по горизонтали и вертикали не должны повторяться буквы)
Извините, почему-то квадрат наш растянулся.
Задание 6.
Соедини слоги в одно слово.
ПЕ КИ КО МА | МА НО НА НИ |
КО КУ КИ
|
Т Б К
|
Когда встречаются такие слова, как КОК И КУБ, даю ребенку значение этих слов, при чем опираясь на картинки ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Задание 7.
Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)
«Неизвестно что случилось.
Только буква заблудилась.
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нём.»
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Забодал меня котёл
На него я очень зол.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
***
Бежит волна за кораблями.
Летают майки над волнами.
На верхушке каланчи
День и ночь кричат врачи.
А о чём они кричат?
Вы спросите у врачат.
***
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном —
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».
Задание 8.
Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)
Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).
Задание 9.
Наращивание слов. (Добавьте новый слог)
Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.
Задание 10.
Собери слова в корзинку.
Скок, скок, поскок.
Мы отправились в лесок.
Соберём слова на –ОК
И положим в кузовок.
Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, сучок, щенок.
ЗАБЫЛА УКАЗАТЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Именно рождение братика подстегнуло Ксению научиться скорее читать!
Как-то говорит мне доченька: «Раньше ты и папа читали мне сказки, а теперь я буду читать сказки братику и он будет называть меня Мамой!»
Наши игры с буквами и словами буду добавлять постепенно, насколько позволит маленький сыночек (иногда буду вынуждена прерваться и убежать от компьютера).
stranamasterov.ru
Игры с буквами и словами — Летний лагерь
Последняя и первая
Первый участник называет слово на определенную тему, например «еда» (цветы, животные и т.д.). Следующий должен назвать слово на ту же тему, но начинаться оно должно на последнюю букву предыдущего слова. Допустим, если первое слово — «сыр», то второе будет «рулет».
Игра идет по кругу, и каждому участнику дается только пять секунд на то, чтобы назвать очередное слово.
Повторять уже названные слова нельзя. Тот, кто за пять секунд не сумеет придумать слово или ошибется в его подборе, выбывает из игры. Любые споры должны разрешаться ведущим или судьей.
Потерянные буквы
Один из игроков задумывает слово, желательно с большим количеством гласных, но при произнесении опускает их. Например, слово «топор» будет звучать как «тэпээр». Другие участники должны назвать слово целиком (загаданное первым игроком либо другое, но с теми же согласными, следующими в том же порядке).
Победителем становится тот, кто правильно отгадает задуманное слово. Он же загадывает следующее.
Прочти слово наоборот
Один из участников выбирает простое слово из трех букв и громко произносит его. Следующий игрок повторяет это слово, только «задом наперед», и называет новое — тоже из трех букв.
Если участник произносит предыдущее слово неправильно, он выбывает из игры. Желательно назначить ведущего, который будет фиксировать слова и улаживать возникающие споры.
Побеждает последний оставшийся в игре участник. Он же начинает следующий раунд, выбрав первое слово.
Игру можно усложнить, если с каждым разом выбирать слова на одну букву длиннее: сначала из четырех букв, затем — из пяти и т.д.
Спрятанное авто
Один из игроков выбирает короткое название какого-либо вида транспорта, например: «авто», «метро», «такси», и все участники начинают по очереди подбирать слова, в которых содержатся буквы этого названия (не обязательно в том же порядке). Например, «авто» можно отыскать в следующих словах: автор, автомат, авторитет, товар и др.
Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество слов.
Забавные предложения
Игра может быть простой и сложной в зависимости от желания участников. В нее можно играть индивидуально, парами и группой.
На бумаге записывают слово из пяти-семи букв, например: «замок», «плакат», «магазин».
Необходимо составить предложение, где каждое новое слово будет начинаться соответственно с первой, второй, третьей и последующей буквы основного слова. Соблюдая это условие, участники вольны придумывать самые абсурдные фразы.
ЗАМОК — Знаменитый Артист Муркин Оставил Кино.
ПЛАКАТ — Почему Лиловый Астролог Курит Ароматную Трубку.
МАГАЗИН — Милая Аня Горюет А Зина Ищет Носки и др.
Вариант:
Эту игру можно превратить в интересное соревнование, если каждый участник попытается составить предложение из одного и того же базового слова. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Алфавит путешественника
Увлекательная и веселая игра в слова.
Первый участник выбирает город (страну, деревню и т.д.) на букву «А» и говорит: «Я еду в Амстердам». Следующий игрок его спрашивает: «А что ты собираешься там делать?» Первый должен ответить, используя слова, тоже начинающиеся на букву «А», например: «Арестовать актера». Затем второй игрок должен назвать другой город и предложить свой ответ, используя слова, начинающиеся на букву «Б». И так далее по алфавиту. Тот, кто не сумеет ответить, соблюдая эти правила, выбывает из игры. Игра станет еще интереснее, если участники сразу договорятся связывать название города со своими действиями, например: «Я еду в Псков петь печальные песни». Тогда игроку может быть задан любой другой вопрос, и если он не ответит на него, то выбывает из игры.
Побеждает последний оставшийся в игре участник.
Отгадай букву
Один игрок задумывает какую-нибудь букву, а второй должен эту букву отгадать.
В процессе отгадывания второй игрок называет различные слова, по одному слову за один ход.
Если задуманная буква есть в названном слове, первый игрок говорит «Есть», если задуманной буквы в слове нет, следует ответ «Нет».
В любой момент игры второй игрок может назвать не слово, а букву, что также считается за один ход.
После того, как слово отгадано, игроки меняются ролями.
Возможен вариант, когда оба игрока одновременно отгадывают буквы.
Победителем считается игрок, сумевший отгадать букву соперника за меньшее число ходов.
Например, задумана буква «И»:
1. Вертолет — нет.
2. Барабан — нет.
3. Самурай — нет.
4. Зонтик — есть.
5. Кино — есть.
6. Окно — нет.
7. Буква «И» — Да.
Буква отгадана за 7 ходов.
Гости
Участники игры договариваются о том, слова какой длины они будут загадывать, задумывают соответствующие слова и записывают их на своих листах.
Задача — отгадать слово соперника. «Ходы» делаются поочередно.
Сделать ход — значит назвать какое-либо слово и спросить, есть ли в его составе та или иная по порядковому номеру буква задуманного слова.
Например, загадано слово из четырех букв:
1. Есть ли первая буква задуманного слова в слове «Барон»? — Есть.
2. Есть ли первая в слове «Нора»? — Есть.
3. Есть ли первая в слове «Рука»? — Есть.
4. Есть ли вторая в слове «Коромысло»?
5. Есть ли вторая в слове «Сорока»?
6. Есть ли третья в слове «Баклуша»?
7. Есть ли третья в слове «Клюшка»?
8. Есть ли четвертая в слове «Мак»?
9. Это слово «Рыба»? — Угадал!
Победителем считается тот, кто отгадает слово соперника за меньшее число вопросов.
Привидения
Эта игра требует внимания и достаточно большого запаса слов.
Один из участников загадывает слово и называет его первую букву. Другие по очереди пытаются назвать следующие буквы слова (задуманного, как они считают, первым игроком), избегая при этом называть буквы, которые вместе с предыдущими составляли бы законченное слово. Тот, кто это сделает, теряет одну «жизнь» из трех, данных каждому игроку.
Предположим, первый игрок задумал слово «астра» и назвал букву «а». Следующий мысленно остановился на слове «актер» и назвал букву «к». Третий игрок мог назвать «т», но тогда получилось бы законченное слово «акт». Чтобы избежать этого, он называет букву «у». Четвертый может назвать «л». Если пятый игрок не придумает другого слова, начинающегося на «акул», он вынужден будет назвать букву «а». Составив таким образом слово «акула», он теряет одну «жизнь».
Игроки могут блефовать, называя букву выдуманного слова. Если кто-то из участников усомнится в его существовании, игрок, назвавший букву, теряет одну «жизнь». Если он сумеет оправдаться, назвав существующее слово, «жизнь» теряет его партнер.
Каждый игрок, потерявший одну «жизнь», на треть становится «привидением». Потеряв вторую «жизнь», он становится привидением на две трети. Потеря третьей «жизни» означает, что игрок полностью превратился в привидение и выбыл из игры.
Побеждает последний из сохранивших «жизнь» игроков.
Балда
Вариант предыдущей игры.
Игра рассчитана на два человека.
Первый участник игры пишет любую букву.
Второй добавляет к ней справа или слева любую другую букву, имея при этом в виду определенное слово, в составе которого есть такое же сочетание двух рядом стоящих букв.
Первый игрок пишет справа или слева от этой пары букв третью букву, также имея ввиду определенное слово, в составе которого есть такое же сочетание трех рядом стоящих букв.
Участники игры продолжают таким же образом добавлять буквы до тех пор, пока кто-нибудь из них очередным ходом не закончит слова. Игрок, закончивший слово, проигрывает кон и получает букву «Б» (первую букву в слове «Балда»). Проиграв пять конов, игрок получит все пять букв слова «Балда», а с ними и само почетное звание Балды.
Очевидно, что если закончено слово, состоящее из нечетного числа букв, то проигрывает первый игрок, а если из четного — то второй.
Иногда игрок не может дописать очередную букву просто потому, что не находит слова, до которого можно достроить имеющееся сочетание букв. В этом случае можно задать сопернику вопрос о том, какое именно слово он имел ввиду, добавляя последнюю букву.
Если соперник называет такое слово, то игрок, задавший вопрос, проигрывает, а если нет — то выигрывает.
summercamp.ru
Игры с буквами и словами — WomanWiki
Актуальность
Игры с буквами и словами – это занятия в игровой форме, в которых дети знакомятся с алфавитом, построением слов и предложений. Для детей младшего возраста выбирают самые простые игры, которые направлены на запоминание букв, выделение первой буквы в слове, разделение слов по категориям, развитие связной речи. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, игры усложняются. В них дети учатся разделять слова на буквы, анализировать состав слова, выделять части речи, используют графическое изображение букв. Кроме того, все игры со словами способствуют развитию у ребенка памяти, образного мышления, внимания, логики, обогащают словарный запас ребенка. В большинство игр со словами можно играть с ребенком по дороге в детский сад, школу, для развлечения во время длительной поездки в транспорте.
Игры для детей 4-6 лет
Знакомство с буквами
Для того, чтобы малышам было интереснее запоминать буквы алфавита, можно представлять изображения букв различными способами, например: При выпечке печенья совместно с ребенком нарисовать на нем буквы Выкладывать изображение буквы с помощью веревочки Вылепить буквы из пластилина, соленого теста Рисовать палкой на снегу, на песке Выкладывать буквы из фасоли, гороха, крупы Рисовать пальцем на блюде, засыпанном слоем манной крупы Составлять буквы из палочек, деталей мозаики или конструктора.
Угадай по описанию
Попросите ребенка угадать, о каком предмете вы рассказываете. Например: «Угадай, что за фрукт. Он круглый, оранжевый, состоит из долек…», «Угадай, что за животное: оно небольшого размера, пушистое, с большим хвостом, любит молоко…».
Назови общим словом
Взрослый называет ребенку несколько слов, а ребенок должен ответить, каким общим словом их можно назвать. Например, «цапля, синица, ворона, курица» — птицы, «чай, сок, компот, какао» — напитки, «огурец, помидор, картошка, горох» — овощи.
Скажи противоположное
Просим ребенка назвать слово, противоположное сказанному. «Тихий — громкий», «Жадный – добрый», «Сильный – слабый» и так далее.
Целое и части
Взрослый называет предмет, а дети должны назвать как можно больше его составляющих частей. Например: «Собака – лапа, хвост, ухо, нос, зубы…», «Машина – колесо, кузов, руль, сиденье…». Второй вариант игры – наоборот. Взрослый называет составные части предмета, а ребенок должен угадать, что это такое.
Найди предмет
Взрослый называет букву, дети должны посмотреть вокруг и найти предмет, начинающийся на эту букву. Ребенок должен подбежать и взять предмет или дотронуться до него. Например, если взрослый называет букву «К», ребенок может взять кубик, колесо, куклу, или дотронуться до кровати, комода.
Что таким бывает?
Называем прилагательное-признак предмета, а дети должны называть разные слова, которые бывают такими. Например «Белый – снег, потолок, бумага, молоко…», «Круглый – мяч, солнце, апельсин…»
Вспомни все
Взрослый предлагает ребенку вспомнить какого-то человека или предмет, который он видел не очень давно. Нужно описать этого человека, при этом вспомнив как можно больше деталей.
Игры для детей 7-10 лет
Закончи слово
Один игрок называет слог – начало слова, второй должен подобрать окончание слова. Например «Ста» — «кан», «При» — «вычка», «Кро» — «лик». В эту игру можно играть с мячом, перекидывая его от первого игрока ко второму.
Загадочный магазин
Один игрок изображает покупателя, он «приходит в магазин» и объясняет, что ему нужно. При этом нельзя называть само название товара, а можно словами описывать его вид, свойства, назначение. Все остальные участники отгадывают, что же нужно этому покупателю. Тот, кто первым догадается, какой товар нужен покупателю, становится покупателем и загадывает слово.
Кто он?
Водящий загадывает какого-то персонажа (знакомого человека, героя мультфильма, знаменитость). Все остальные участники отгадывают, кого он загадал. Они по очереди задают водящему вопросы. Но можно задавать только те вопросы, на которые ответом будет «Да» или «Нет». Например «Ты знаком с ним лично?», «Его показывали по телевизору?», «У него есть собака?». Выигрывает тот, кто первым сможет отгадать, кого задумал водящий.
Да и нет не говорить
Выбирается один ведущий, который будет задавать игрокам вопросы. Игроки должны ответить на вопрос ведущего. Но при этом нужно соблюдать главное правило игры: «Да и Нет не говорить, Черный, Белый не носить» — то есть в ответе нельзя использовать слова «да», «нет» и называть цвета «черный», белый». Например, водящий спрашивает: «Какого цвета небо ночью?». Игрок должен подобрать какой-то ответ, например: «Такого же, как вон та кошка». Тот, кто ошибся и сказал «запретное» слово, становится водящим.
Запрещенная буква
Водящий объявляет, какая буква считается запрещенной. Он по очереди задает разные вопросы всем игрокам. При ответе нельзя использовать слова, в которых встречается «запрещенная буква». Тот, кто ошибся, становится на место водящего и начинает игру с новой буквой.
Последняя буква
Первый игрок говорит любое слово – существительное. Следующий должен назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и так далее. Например «Вечер – Работа – Арбуз – Заяц…». Более сложный вариант игры – когда участники договариваются называть слова из какой-то области жизни. Например, если тема «Дача», то называть можно только то, что мы может встретить на даче или огороде.
Одно из двух
Игроки садятся в круг. Каждый игрок называет следующему два слова. Игрок должен назвать, что он выбирает, и одним предложением объяснить, почему именно это. После этого он называет два других слова следующему игроку, а тот отвечает. Например, «Стол или стул?» — «Стул, потому что у меня нога болит», «Лошадь или корова?» — «Корова, потому что я люблю молоко», «Лыжи или коньки?» — «Лыжи, потому что на коньках я не умею кататься».
Автор: Белла-Белла
Ссылки
womanwiki.ru
Игры с буквами и словами. 1класс, внеурочная деятельность.
Преподаватель: Осетинская Ольга Владимировна — учитель начальных классов
Образовательное учреждение: ГБОУ начальная школа- детский сад № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Описание:
Игры с буквами и словами.
1класс, внеурочная деятельность.
Страница 2. Содержание.
На этой странице перечень игр. Некоторые игры имеют два варианта: простой и сложный. На все игры сделана гиперссылка.
Страница 3. Узнай букву.
Вариант игры: овалом выделить буквы, имеющие одинаковые элементы. Дети должны назвать эти буквы, проверить, вытянув букву в окно.
Другой вариант: после того, как назвали и вытянули все буквы, ученик выбирает букву и вытягивает дополнительное задание. Их за шариками. Учитель может придумать свои варианты дополнительных заданий.
Страница 4. Какие буквы есть в геометрических фигурах.
Варианты игры и дополнительные задания написаны на странице. Загадки читает учитель.
Страница 5. Прочитай слова.
Это задание тренирует детей в правильном написании букв.
Страница 6. Прочитай пословицу.
Нужные буквы клонированы, их нужно вытянуть на строчку.
Страницы 7 — 8. Изографы.
Задание дано на странице. Детям предлагается не только прочитать слово, но назвать и обвести каждую букву.
По ссылке http://vykup-avto.skymotors.com.ua/dnepropetrovsk можно выкупить или сдать авто в Днепропетровске в короткие сроки
Страница 9 – 10. Цепочки слов.
Составить слова, буквы клонированы, ответы есть на странице.
Страницы 11-12. Составь слова из слогов и букв.
Буквы и слоги на этих страницах клонированы.
На странице 12 можно, кроме слогов использовать и буквы. Составить слов можно очень много.
Страницы 13. Поставь гласный.
Меняя гласный в слове, можно получить новые слова.
Страница 14. Лабиринт.
Задание на странице.
Страницы 15- 16. Игра «Наборщики».
Буквы клонированы, есть подсказки.
Страницы 17-18. Волшебные квадраты.
В первой игре надо вычеркнуть названия животных, чьи силуэты есть на странице. Причём слова читаются слева направо и наоборот.
Во второй игре надо квадраты поставить на место, чтобы читались слова.
Страница 19.
В стихотворении надо переставить слова: пингвины, ужата, шофёры, ребята, ёж, лев.
Страница 20.
Прослушать песню на стихи Б. Заходера и назвать буквы, которых нет в песне.
mimio-edu.ru
Категория: «Игры с буквами» | ЧИТАЛОЧКА
Игры с буквами для развития навыка чтения
Независимо от методики обучения чтению, рано или поздно мы начинаем учить буквы со своим ребенком. Для того, чтобы ребенок мог читать, необходимо, чтобы он запомнил букву и звуки, которые она обозначает. Причем, совершенно не нужно обращать внимание дошкольника на то, что эта буква может обозначать разные звуки: твердый и мягкий, звонкий и глухой. Достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не …
Читать полностью »Кто быстрее? Сегодня хочу предложить Вам очень хорошую игру со слогами для начинающих читать. Это могут быть, как первоклашки, так и дошкольники, которые уже учатся читать. Независимо от выбранной методики обучения мы все равно учим ребенка читать слоги или склады (по Зайцеву). В процессе такого обучения ребенок учится сливать буквы в слог, произносить трудные слоги с несколькими согласными, составлять из них слова. На развитие этих умений …
Читать полностью »Нужно ли учить ребенка буквам или не нужно – это спорный вопрос. Очень многие дети прекрасно читают, не зная о гласных и согласных. Им это еще не надо. И даже правильные названия букв абсолютно не нужны для обучения чтению. Потому, что когда мы учим читать, то называем звуки, а не буквы. А вот играть с буквами можно и нужно. И игр самых разнообразных по сложности существует великое множество. А у каждой игры есть еще разные варианты применения. Вот …
Читать полностью »В основу этого упражнения легли задания, которые я нашла в книге Гарри Алдера «Техника развития интеллекта». Задания, которые приводятся в этой книга нацелены на развитие IQ и рассчитаны, конечно, не на малышей. Но некоторые упражнения можно взять за основу для развития младших школьников. Так и появился «Квадрат букв». …
Читать полностью »Маленький ребенок еще не способен учиться, но может многое запомнить и понять, если все происходит в игре. Поэтому и раннее, дошкольное обучение чтению, знакомство с буквами обязательно должно быть в виде игры. Вот несколько игр с буквами для ребенка. Выкладываем буквы. Чтобы ребенок лучше запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить …
Читать полностью »Найди букву Самый первый этап знакомство с буквами сейчас затрагивать не будем. Мы будем развивать умение антиципировать буквы, догадываться о букве по ее элементам. Малыш уже знает буквы и даже умеет их соединять, а нам надо закрепить эти знания и научить ребенка предугадывать букву по ее элементам. Чем легче ребенок узнает букву в самых разных ее положениях и вариантах, тем быстрее он будет читать. Вот несколько игр-упражнений на антиципацию …
Читать полностью »chitalochka-ru.ru