| ИГРА-ГО.рф
Как это ни странно “камни” для Го из камня встречаются достаточно редко. Когда-то играли и пуговицами, и печеньками. Сегодня в качестве “камней” для игры Го часто выступают стекло, фаянс, пластик, композитные материалы и даже дерево. Продвинутыми материалами считается натуральный камень и ракушка хамагури.
Отображение 1–12 из 23 результатов
Бамбуковые чаши для игры Го
₽3,700.00 ПодробнееКамни для игры Го № 10 (китайский стандарт) в круглых коробках
₽1,100.00 ПодробнееКамни для игры Го № 11 (фаянсовые, 11 мм)
₽5,100.00 ПодробнееКамни для игры Го № 2 (подарочные учебные)
₽800.00 ПодробнееКамни для игры Го № 30 в сундучке
₽11,500.00 ПодробнееКамни для игры Го № 31
₽16,550.00 ПодробнееКамни для игры Го № 32
₽17,300.00 ПодробнееКамни для игры Го № 7 (фаянсовые, 7 мм)
₽2,550.00 Подробнее-
Камни для игры Го № 7-2
₽7,000.00 Подробнее Камни для игры Го № 7-3
₽6,900.00 ПодробнееКамни для игры Го № 8 (фаянсовые 8 мм)
₽3,150.00 ПодробнееКамни для игры Го № 8-2 (фаянсовые 8 мм)
₽2,750.00 Подробнее
Инвентарь Го — World Mind Sports Games
Игра Го не требует особенных денежных затрат и вполне может играться на простой разлинованной бумаге пуговицами, монетками или любыми другими пластиковыми подходящими по размеру предметами, главное, чтобы их было достаточно.
Множество наборов для начинающих сделаны из картона, ламинированной бумаги. Более продвинутые наборы состоят из деревянных или пластиковых досок и камней из пластика, стекла или натурального камня.
Наиболее дорогие наборы выполняются из аспидного сланца или агата для черных камней, перламутра или белого сланца для белых камней и точеного цельнокускового дерева для игровой доски.
Инвентарь Го
Гобан:
ГобанГобан (碁盤) – доска для игры в го обычно имеет размеры примерно 45-48 см длинной и 42-44 см шириной. Китайские доски немного больше, чем японские.
Гобан не представляет собой ровный квадрат. Он немного сплюснут, а оттого имеет форму прямоугольника в соотношении 15:14, так как с позиции игрока квадратные доски в перспективе выглядят сплюснутыми. Вытянутость по длине исправляет дефект перспективы.
Существует множество видов досок. Есть настольные, похожие на большинство настольных игр, есть отдельно-стоящие напольные доски, которые используют на профессиональных турнирах в Японии и Китае. Эти доски похожи на традиционные чайные столики.
СейзаТрадиционный японский гобан толщиной достигает 18 см и имеет ножки. Игроки усаживаются друг напротив друга в традиционной позе – сейза.
Профессиональные доски изготавливаются из дерева кая (торрея орехоносная – произрастает в южной Японии и на острове Чеджудо, принадлежащему Южной Корее), которая ценится не только за свой редкий золотисто-желтый цвет, но и из-за того, что дерево разрешено спиливать лишь после природной смерти. Лучшими считаются доски, изготовленные из деревьев старше 700 лет.
В последнее время также стали популярны доски из торреи калифорнийской, славящейся своим светлым цветом и бледными кольцами, которые, в отличие от каи, гораздо более доступны и менее дороги, но деревьям требуется не одно столетие, чтобы вырасти до того размера, когда ствол может быть использован для изготовления доски для го. Недорогие доски го, изготовленные из дерева кая, стоят около $10,000, более дорогие и качественные аналоги стоят более $60,000.
Камни:
ЮнзиПолный набор камней, также называемый гоиши, состоит из 181 черного камня и 180 белых камней. Так как доска с разметкой в 19х19 состоит из 361 пункта, то камней достаточно для того, чтобы покрыть всю доску. У черных на один камень больше, так как они ходят первыми.
Традиционные японские камни двояковыпуклые и изготавливаются из природных материалов, которыми служат сланец, перламутр, агат и другие материалы. Традиционными считаются наборы, сделанные из аспидного сланца и раковины моллюска. Также дорогие наборы, презентуемые императорам, были выполнены из полудрагоценных камней, таких как нефрит и жадеит. В Китае камни являются одинарно-выпуклыми и создаются из специального композита, извлеченного из местных камней, называемого Юнзи. Композит начали изготавливать при династии Танг, но в 1920 году, в течение Китайской Гражданской Войны секрет изготовления камней го был утерян и восстановлен лишь в 1960 годах. Этот материал ценится за превосходный цвет, приятный звук, если сравнивать со стеклом или синтетическими аналогами и недорогой стоимостью, в отличие от сланца и раковин.
Традиционные камни черного цвета в диаметре слегка больше, чем белые. Разница в размере существует для визуальной компенсации иллюзии, созданной контрастностью цветов, таким образом внешне камни выглядят равными. Если бы камни были одного размера, белые выглядели бы крупнее, чем черные.
Чаши:
Чаши для ГоКак правило, чаши для игры в го изготавливаются из дерева и имеют округлую форму с устойчивым донышком, накрываются они крышкой и в них хранятся камни. С началом партии крышка снимается и переворачивается, а в нее складываются захваченные игроком камни противника.
Китайские чаши больше размером, и гораздо более округлые, чем японские и называются Го Сейген. Японские чаши Китани имеют форму, больше напоминающую форму бокалов для коньяка или бренди. Чаши вытачиваются из дерева. В Японии традиционным деревом для изготовления чаш является тутовое дерево, что делает их весьма дорогой тарой для хранения камней. Китайцы менее требовательны и используют более дешевую породу древесины – зизифус, обладающую более светлым цветом и гораздо более четким узором, часто использующимся для замены палисандрового дерева.
Также для изготовления чаш используются: лакированное дерево разных сортов, керамика, камень, плетеные корзинки из соломы или прутьев.
Имена формам чаш – «Го Сейген» и «Китани» были введены в 20 веке профессиональным игроком Джанис Ким в знак уважения к двум профессиональным игрокам го двадцатого века, имеющим те же имена, японской и китайской национальностей, соответственно, которые также стали известны как «отцы современного Го».
Как выбрать свой инвентарь Го:
Первой мечтой любого новичка в Го, безусловно является приобретение собственного набора для Го, но на пути к приобретению встает множество вопросов, начиная с того, из чего должны быть сделаны камни, какой они должны быть толщены, какой лучше всего выбрать гобан, учитывая соотношение цены и качества и какими должны быть чаши, чтобы в них совершенно точно уместилось все, что должно.
wmsg.ru
КЛАССИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ КАМНЕЙ ДЛЯ ГО. Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих
Рисунок 16-2 (вид сбоку)
Черные камни иногда делают чуть-чуть больше по диаметру, чем белые, для компенсации зрительного эффекта: темные объекты кажутся мельче.
Все камни созданы равными и наделены своим творцом определенными неотчуждаемыми правами, включая жизнь (ики), свободу (мэ) и захват территории (дзи), при условии, что они работают вместе в гармоничном сотрудничестве с равными себе братьями. Все камни для Го, числом 361, одинаковы по размеру и форме, хотя и различаются по цвету. Функционально каждый камень для Го способен работать, проявлять себя и служить с одинаковой силой. Духовно они все живут, умирают и имеют одинаковую ценность.
Несмотря на то что камни для Го схожи по форме, все же они немного отличаются размерами. Почему? Камни черного цвета выглядят меньше, чем белые камни, если их размеры идентичны. И мы не должны винить цвет, а лишь наше ненадежное человеческое цветовосприятие. Чтобы черные и белые камни выглядели одинаковы/ми по размеру, необходимо увеличить черные камни на 0,3 мм.
Но, несмотря на неуловимые различия в размерах и материале, камни и выглядят, и действуют одинаково. Среди них нет таких, которые ходят необычным способом, равно как и нет суперкамней, которые могут занять более одного пункта. С другой стороны, нет и несовершенных камней, которые могут занять только половину пункта. Каждый камень в состоянии занять весь пункт.
Ясуюки Миура. «Го и восточная бизнес-стратегия»
Поделитесь на страничкеsport.wikireading.ru
«Постановочные» игры: Го, ч.4 — правила, инвентарь, игровые традиции.
В Го играют двое (существует вариант для четверых игроков – ренго, где союзники играют одним цветом, пара на пару, а также одноцветное или «белое» Го, где оба противника играют только белыми камнями, целиком полагаясь на собственную память). Игра идёт на одноцветной доске, расчерченной вертикальными и горизонтальными линиями. В игровой комплект также входят фишки-камни (180 белых и 181 чёрный) и чаши для их хранения. Помимо большой турнирной доски 19х19, стандартами являются «старая» доска 17х17, «этюдная» 13х13 и ученическая 9х9. В неформальной обстановке игроки могут взять доску любого размера – 5х5, 7х7, 11х11 и т.д. вплоть до 37х37 – ни правила, ни тактику при этом менять не потребуется, хотя стратегия может измениться кардинально.
Фишки в Го традиционно именуются «камнями» (яп. «иси»). В древнем Китае их действительно вытачивали из драгоценных и поделочных камней, кости, рога, а также делали из стекла и керамики. Найденные в захоронениях древние камни почти всегда зелёные и красные либо коричневые, а не белые и чёрные, форма у них конусовидная. Чаши для камней изготовляли из керамики, фарфора, камня, бамбука и дорогих пород дерева. Поля часто делали матерчатыми, кожаными, хотя деревянные и каменные доски тоже были в ходу повсеместно.
Япония бедна полезными ископаемыми, и местные мастера нашли замену поделочным камням в виде чёрного базальтового сланца из префектуры Вакаяма и раковин двустворчатого моллюска хамагури (Meretrix lusoria) с отмели Хюга (хотя на снимке вверху, как мне кажется, тридакна — Д.С.).
Стандартом становится также и массивная, очень толстая доска-столик – «гобан», обычно сделанная из древесины каи (торреи орехоносной). Именно в Японии игра обретает свой характерный узнаваемый золотисто-чёрно-белый аскетизм.
Новые материалы повлекли за собой и изменение формы фишек, а затем и всего игрового набора. Камни, которые в Китае традиционно делали с плоским основанием, в Японии стали двояковыпуклыми, чечевицеобразными.
Играть такими выпуклыми камнями – особое умение, которое также служит показателем мастерства. Существует правильный комплекс движений, включающий взятие камня из чаши и особый перехват его указательным (снизу) и средним пальцем (сверху), позволяющий одним ударом поставить камень в любую точку на доске, не разметав других – такой хват и движение, как считают японцы, напоминает удар меча.
В грамотном исполнении всё это выглядит одним движением (японская традиция вообще уделяет много внимания правильной последовательности действий, будь то чайная церемония, единоборства или Го). Уверенный, отработанный удар камнем образует на гобане маленькую ямку, в которой он остаётся стоять (фокус в том, что древесина каи упругая, и по прошествии времени ямка сама собой выправляется).
Основную стоимость элитного набора для Го составляют белые камни, чаши и гобан (базальт практически ничего не стоит, кроме работы камнереза).
Камни классифицируют по толщине на 7 типов – чем толще, тем дороже. Диаметр чёрных камней на полмиллиметра больше, чем белых, поскольку чёрный цвет зрительно уменьшает размеры объекта, и белые камни при равных размерах выглядят чуть крупнее. Помимо этого белые камни сортируют по узору слоёв перламутра: дороже всех ценятся прямые «юки», далее – равномерно выгнутые «цуки», и наконец, асимметричные «джитсуйо». На одной стороне камня из раковины узор, как правило, более плотный, на другой – разрежённый. Что любопытно, эта японская традиция в свою очередь повлияла и на Китай – из тамошних камней особо ценятся опаловые, чья полосатая структура напоминает раковину. Элитные китайские комплекты могут быть чрезвычайно красивыми, хотя играть этими скользкими камнями трудновато.
Однако в Китае до сих пор делают камни, у которых одна сторона выпуклая, а другая – плоская. Классическим материалом для чёрных камней является вязкое стекло наподобие смальты, а для белых – полупрозрачный искусственный мрамор юнзи; такие камни зеленовато-чёрные и молочно-белые на просвет. Материал для этого композита добывается в провинции Юньнань, а рецептура держится в секрете. Процесс изготовления камней, которые местные жители называли «плавленый сухой камень», восходящий ко временам династии Тан, в 20-е годы прошлого века был утерян и заново открыт только в 60-е.
Играть ими приходится осторожнее – при сильном ударе нагрузка на плоское основание распределяется неравномерно (палец давит на центр, а удар приходится на край), и камень может расколоться. Камни покрывают специальным минеральным маслом, придающим матовой поверхности блеск и глубину (наши люди советуют ТНК или «Johnson’s Baby»). Камни в наборах могут слегка различаться по величине, что, впрочем, тоже придаёт им определённую прелесть: эстетика Го подразумевает гармоничный баланс между полным подобием камней в наборе и еле заметными различиями между каждым из них по отдельности.
Начиная с сороковых годов XX века на японский рынок вторгается Корея с камнями из фаянса и вязкого стекла, настолько удачными, что Япония полностью свернула собственное производство дешёвых камней, предпочитая закупать для клубных нужд корейские.
Наконец, в начале XXI столетия получает распространение тайваньский стандарт – т.н. «камни Инга» из твёрдой резины – супервулканизированного каучука с металлическим сердечником-утяжелителем, чуть приплюснутые с «полюсов» для лучшей устойчивости, и хотя вид у них не столь шикарный, удобство, прочность и малая цена с лихвой компенсируют недостатки. Китайские камни по диаметру чуть больше японских и корейских, а те в свою очередь больше инговских.
Чаши традиционно делают из редких пород дерева. Старинные китайские чаши цилиндрической формы, с плоскими крышками.
В более поздней традиции чаши становятся бочонкообразными, в виде сплюснутого шара. В выпуклую перевёрнутую крышку принято складывать срубленные камни.
Японские чаши не такие крутобокие и слегка конические: их основание немного шире вершины. Наряду с классическими деревянными и сувенирными каменными и лаковыми чашами встречаются плетёные – из соломы или бамбука, а в последнее время и пластиковые.
При игре по правилам Инга, где важно общее количество камней, применяют особые чаши с подвижным мерным механизмом в крышке, позволяющим мгновенно определить, все камни на месте или нескольких не хватает: их легко отличить по характерной шестиугольной форме.
Традиционный японский гобан до сих пор разлиновывается при помощи самурайской катаны – мастер делает серию параллельных надрезов, в которые втирает очень густую краску, после чего поверхность полируется, поэтому разметка японских гобанов всегда рельефная, «врезная» (фото слева), а корейских и китайских – плоская, гладкая (справа).
Камни и гобаны старинной работы очень ценятся, поскольку в последнее время кая и хамагури стали исчезающими видами, и гобаны всё чаще делают из древесины других пород (ель, бук, клён), которые в Японии называют собирательным именем «син кая» – «новая кая». Однако любой гобан всё равно остаётся штучным товаром, позволить который себе может далеко не каждый, поэтому большинство игроков довольствуются тонкими досками или бамбуковым ширпотребом.
Камни сегодня делают из раковин того же моллюска, только с берегов Мексики (причём, и тут мастера жалуются, что качество мексиканских ракушек значительно ниже японских).
Во всех трёх странах производят портативные комплекты Го из пластика со встроенными магнитами и полем из листовой резины любых размеров и ценовой категории – от карманных до больших настенных, демонстрационных.
В последнее время выпускаются также специальные рельефные доски, на которых могут играть слепые игроки и люди с ослабленным зрением. Чёрные камни при этом гладкие, на белых есть рельефные метки.
Для контроля времени в Го ранее использовались обычные шахматные часы. На партию игроку даётся определённый отрезок времени, по истечении которого начинается так называемое «бэйоми»: на каждый следующий ход даётся 30 секунд. У игрока есть 5 таких промежутков, таким образом он может позволить флажку упасть 4 раза (то есть, просрочить время), на пятый время истекает, и партия считается проигранной. Пока игрок тратит на каждый ход менее 30 секунд и вовремя нажимает кнопку, он может играть фактически бесконечно. Кнопку принято нажимать той же рукой, которой игрок ставит камень (часы стоят с какой-то одной стороны доски, и один игрок будет иметь преимущество по времени, если повадится ставить камни одной рукой, а бить по часам другой).
Сегодня на турнирах обычно применяют «говорящие» электронные часы системы Инга (на снимке, вот эти, похожие на автомобильчик), с функцией голосового предупреждения: когда у игрока остаются последние 10 секунд, начинается обратный голосовой отсчёт: эта традиция идёт от общепринятого в профессиональном Го контроля, когда за игрока записывает ходы и переключает часы его ассистент (он же и предупреждает голосом о том, что время истекает).
Правила игры
Если игра идёт не на форе, первый ход в Го делают чёрные. Это давняя восточная традиция, согласно которой чёрный цвет нападающих символизирует агрессивные, дурные намерения. Традиционный розыгрыш цвета носит название «нигири» (от японского «колобок», «комочек») и основан на игре в чёт-нечет.Игрок, которому досталась чаша с белыми, берёт наугад горсть камней и разом выкладывает их на доску, в это же время игрок с чёрными выкладывает рядом один или два камня. Если чёрные угадают чётность камней, выложенных противником, ему предоставляется право выбрать цвет, если нет – это право переходит к партнёру.
Первый ход обычно делается в правый верхний угол доски (левый угол противника) – этот «ход к сердцу» символизирует добрые намерения начинающего. Это совершенно необязательное старинное правило, но большинство игроков традиционно его придерживаются. Далее игроки по очереди выставляют камень на любое перекрестье доски, стремясь выстроить «стены» и огородить себе на доске как можно больше пустых перекрёстков. Два камня за один ход ставить нельзя, однако игрок в любой момент может спасовать – такой пас также считается ходом. Выставленный на доску камень уже не двигается и может быть только срублен и снят с доски, если противник окружит его со всех четырёх сторон своими камнями или прижмёт его к стене.
В основе игрового процесса Го лежат три простейших принципа:
1) Окружение.Поскольку камни в Го ставятся не в клетки, а на перекрестья линий, каждый камень при постановке граничит максимум с четырьмя свободными соседними перекрёстками (на краю доски – с тремя, в углу – с двумя). Никаких диагональных соединений в Го нет. Пока у камня или группы камней есть контакт хотя бы с одним свободным перекрёстком, камень или группа «живут», как только все контакты оказываются перекрыты камнями противника или краем доски – они «умирают» и сразу снимаются с доски. По-японски каждое такое свободное перекрестье рядом с камнем называется «дамэ» («дыхание»). Ставить камень в точку, у которой нет «дыханий», запрещено. Окружение лежит в основе Го, но на деле это тактический приём, угроза, механизм давления, а вовсе не цель игры, хотя бывает, что большая группа гибнет, окружённая противником (как правило, при игре равных игроков это сулит проигрыш).
2) Построение Крепости.
Камень, выставленный на доску, уже не двигается (его можно только срубить и снять) и может избежать окружения единственным способом – развиться в большую неубиваемую группу. Объединённые камни можно уничтожить, только окружив их все разом. Каждый добавленный союзный камень увеличивает такую группу, она разрастается, отращивает петли, щупальца, занимает оборону, контратакует и при удобном случае формирует внутри себя замкнутые пустоты (так называемые «глаза»), состоящие из незанятых пунктов. В «глазу» может быть много пустых перекрёстков, но если внутри него нет разделяющих сплошных стен, он всё равно считается одним «глазом». Группа, у которой есть два «глаза» и более, не может погибнуть: если противник попытается занять один, у такой группы остаётся второй, а поскольку «самоубийственные» ходы запрещены, противник в итоге вообще не может её атаковать, даже если окружит со всех сторон и припрёт к стенке. Такая «бессмертная» группа камней называется Крепостью. На рисунке типичные построения в углах доски: две двуглазые Крепости чёрных (слева) и одна — белых (справа).3) Деление территории.
Когда на доске формируются столько Крепостей, что стены их соприкасаются, и новые негде строить, противники фактически делят оставшееся пустое пространство. Этим пространством могут быть маленькие «глаза» в 2-3 перекрёстка внутри крепостей, извилистые «коридоры» и большие «мешки» в разных концах доски, а также огромные владения (яп. «мойо») с грамотно расположенными внутри сторожевыми камнями, готовыми задушить любое вторжение (дело в том, что территорию мало огородить, нужно защитить её, иначе противник высадит десант, построит внутри крепость, и очки перейдут к нему).В конце игра распадается на области, которые уже не влияют друг на друга. Нет и больших слабых групп, которым грозит опасность. Далее следует заполнение нейтральных пунктов, обмен пленными камнями и подсчёт очков, определяющий победителя. Каждый незанятый пункт, окружённый игроком, приносит ему 1 очко, каждый пленный и убитый камень противника тоже даёт 1 очко.
Случаются ситуации, когда две или более группы камней остаются «жить» в состоянии, когда ни один из противников не может сделать ход на этом «участке фронта» без опасения быть уничтоженным. Такая ситуация по-японски называется «секи» («преграда», на рисунке слева), при подсчёте все камни в этой части доски считаются живыми, а пункты – ничейными.В игре может возникнуть занятный спорный момент в виде взаимного захвата камня или группы камней (по-японски «ко» – «вечность»; на рисунке внизу). Правила запрещают такие повторные взятия, иначе они будут продолжаться, пока не кончатся камни. Игрок в такой ситуации может срубить камень противника только через один ход, который он обязан сделать в любой другой пункт доски, или спасовать. Противник обязан поступить так же. Ко-борьба – сложный тактический приём, когда оба игрока выбирают для «отвлекающих» ходов опасные для противника постановки (ко-угрозы), на которые тот волей-неволей обязан отвечать. В некоторых случаях от исхода ко-борьбы зависит жизнь больших групп, но чаще такое происходит в конце партии, когда большого перевеса нет и идёт борьба за каждое очко.
Японские и Китайские правила Го слегка отличаются друг от друга, но отличия касаются, в основном, подсчёта очков и некоторых спорных моментов. После 1960 года появилось несколько новых сводов правил: правила AGA (Американской ассоциации Го), правила Инга и упрощённые правила Инга, Новозеландские, а также правила Тромпа-Тейлора. Все они основаны на китайской системе подсчёта очков и характерны некоторыми игровыми тонкостями (скажем, правила Инга разрешают «самоубийственные» ходы, что может изменить ситуацию при розыгрыше некоторых групп).
Для указания ходов ранее использовалась только цифровая нотация (13-8, 2-6 и т.п.), сегодня чаще применяется «шахматная», буквенно-цифровая: цифры от 1 до 19 – по вертикали доски и буквы латинского алфавита от «a» до «t» по горизонтали (однако в этом ряду отсутствует «i», чтобы не возникало путаницы из-за её сходства с «j»). Графическая запись партии (яп. «кифу») выглядит как разлинованная диаграмма доски, на которой чёрными и белыми кружками изображаются ходы с указанием номера каждого.
Кружочки можно и не рисовать, в этом случае игроки просто записывают свои ходы и ходы противника чернилами разного цвета. И в рэндзю, и в Го принята сквозная нумерация ходов, то есть, первый ход (чёрных) помечается как №1, второй ход (белых) – №2 и т.д. Никаких подчисток не допускается; если камень ставится на место срубленного, внизу листа делается пометка, скажем: «123=30» (т.е. ход №123 сделан туда, где на диаграмме значится камень №30). Мастера и знатоки читают кифу очень быстро, однако для начинающего игрока это весьма нелёгкое дело, причём, уяснить сам порядок ходов нетрудно – система интуитивно проста, труднее представить пустоту на месте камней, поставленных позже.Поскольку чёрные ходят первыми, считается, что они имеют изначальное преимущество в несколько очков. Эта проблема встала особенно остро в конце XX века с развитием теории Го и появлением новых дебютов. Доходило до того, что на турнирах сильных мастеров стали побеждать исключительно чёрные. Чтобы выровнять баланс, в XIX веке было введено «правило комидаши» (в просторечии – «коми»), согласно которому перед началом игры белые получают компенсацию в 2,5 очка. Из-за дробности коми в Го не бывает ничьих: у одного игрока в любом случае окажется лишних пол-очка; ничья возможна или в ученической партии, или по взаимной договорённости игроков. Со временем правила были неоднократно пересмотрены, и сегодня размер коми составляет 5,5 очков в Японии, Корее и Китае, 6,5 – в Корее (в последнее время), 7 – в Новой Зеландии и 7,5 – на Тайване, где играют по правилам Инга. Также практикуется «свободное коми», когда игроки перед игрой устраивают своеобразную «торговлю», по очереди повышая размер коми, покуда противник не ответит согласием. Загвоздка в том, что игрок, предложивший самую большую принятую компенсацию, после этого играет чёрными.
За доской в Го запросто могут сойтись мастер и начинающий игрок. Уравнять их шансы и сделать игру гармоничной призвана фора, которую сильный игрок даёт слабому. Самая простая – отказ от гандикапа, когда сильный игрок играет белыми с коми в пол-очка или вовсе с обратным, минусовым коми. Увеличение форы сводится к постановке форовых камней (двух и больше). Существует классическая фора, когда камни ставятся в строго определённые «звёздные» пункты, и свободная (в просторечии «китайская»), когда сильный игрок даёт слабому несколько ходов вперёд, а сам при этом каждый раз пасует. Опытный игрок обычно знает свою силу и может рассчитать, сколько камней форы попросить у сильного или дать слабому, чтобы сыграть на равных.
При таких правилах трудно поверить, что Го считается самой сложной игрой в мире. Общие принципы и тактические приёмы Го просты и незамысловаты, но требуют в ходе партии постоянного переосмысления. В Го нет фигур, один камень ничем не отличается от другого, значение имеет только место, которое он занимает, и форма, которую камни образуют. Однако в их столкновении и взаимодействии раскрывается сложнейшая архитектура. Оценить отдельный и совокупный потенциал своих и чужих построений, раскрыть и реализовать его и не дать это сделать противнику, расставить приоритеты при атаке, защите и захвате новых территорий – сами по себе сложнейшие задачи, а их, вдобавок, ещё и приходится решать одновременно.
В отличие от шахмат или шашек, в Го нет наработанных «сценариев победы», которые позволяют играть по схеме. Уровень высокого творчества, тактической импровизации, который в шахматах доступен только настоящим мастерам, игрок в Го познаёт уже на этапе ловли своего самого первого камешка. Расчёт, конечно, тоже важен, но истинное понимание Го лежит на границе между осознанным и подсознательным восприятием. В знаменитом аниме «Хикару и Го» есть сцена, когда мальчик недоумевает: «Я выиграл! Как это у меня получилось?..».
Ещё в древности, во времена династии То китайский чиновник высшего ранга Осэкинин сформулировал «Десять заповедей Го», передающие суть учения. Заповеди эти не потеряли своей актуальности до наших дней; они таковы:
1. «Чересчур стремящийся к победе не победит».
2. «Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее».
3. «Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя».
4. «Отдав камень, борись дальше».
5. «Отдай малое, возьми большое».
6. «Если грозит опасность, не задумываясь отдавай».
7. «Воздержись, не разбрасывайся».
8. «Когда противник атакует, непременно отвечай».
9. «Если противник усилился, укрепись и сам».
10. «Если ты безнадёжно изолирован, избери мирный путь».
Сперва игроки делят территорию в углах доски, потом на сторонах, и только после – центр (никто не делит небо, не поделив прежде землю). Распознать, когда одна фаза игры сменяет другую, поймать момент, когда черновой раздел окончен и группы набрали силу, очень важно – такой игрок перехватывает темп (по японской терминологии – «получает сэнте») и первым ходом на свободную территорию столбит за собой новые владения. Невероятно важно понимать, до какой степени можно уступить натиску соперника, а когда необходимо оказать сопротивление: брошенная, не доигранная ситуация в углу или на стороне чревата потерей группы или даже крепости, а то и целого владения.Опишу случай из своей практики. Я обучал десятилетнюю девочку, которая никак не могла усвоить принципы Го и вместо передела сфер влияния устраивала бесконечные тактические драки. Представь, сказал я ей, что есть вкусный торт, от которого тебе отрезали кусок. Ты съела сколько-то и вдруг увидела, как соперница залезает ложкой тебе в блюдце и ворует куски. Как исправить ситуацию? Первым ответом было, естественно – защищать свой кусок, вторым – отъесть в отместку от куска подруги… А вот отрезать себе от торта ещё один большой кусок ей в голову не приходило!
Аналогия оказалась удачной. Действительно, делить, а не враждовать – вот принцип Го. Рано или поздно игрок понимает, что проигрывает из-за желания отнять огрызок яблока у соперника. Мастерство приходит с глубинным пониманием общей природы гармоничных построений, навыков развития, оптимизации усилий, планирования и обустройства, которые распространяются в итоге на любую жизненную ситуацию. И когда игроки начинают делить «корзинку с яблоками», и к концу игры на доске только «яблоки», а не огрызки, и разница в полграмма, это и есть Го. Как следствие, там, где шахматы в итоге порождают кшатрия, бескомпромиссного бойца и полководца, Го воспитывает мудрого правителя и организатора.
.
[Окончание следует]
(с) Дмитрий Скирюк
*
skyruk.livejournal.com
Игра Го — правила — Школа Го
Курсы игры Го для начинающих. Быстрое и понятное обучение в группах.
Правила игры Го очень просты. Для их освоения вам потребуется несколько минут.
В Го играют два партнера, один черными камнями, другой белыми. Ходы делаются поочередно, то есть партнеры ставят по одному камню на любой свободный пункт. Первый ход делают черные.
Для игры Го используют камни белого и черного цвета и доску 19х19 линий (361 игровая точка)
Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Ставить камень можно в любую точку, без ограничений, в том числе на боковые и угловые точки. Поставленные камни не передвигаются и остаются на своем месте до конца игры, если не будут съедены. Основная задача — окружать территорию (пустые точки) или камни другого цвета.
Главное правило Го
Отдельный камень или группа камней считаются захваченными в плен, если камнями партнера заняты все соседние с камнем — или группой камней — свободные точки по вертикали и горизонтали. Пленные камни (см. диаграмму ниже) немедленно снимаются с доски, после чего партнер может сделать свой ход. Пленные камни складываются в крышку от чаши и далее они не принимают участия в игре. За каждого пленника засчитывается одно очко.
(;AB[cc]MA[cb][bc][cd][dc]C[Камень, стоящий не на стороне и не в углу имеет 4 точки свободы, которые называются «степень» или
В следующем примере показаны различные ситуации снятия камня или группы камней, внимательно изучите их.
(;AB[na][bb][cc][db][ii][oa][ra][di][bg][pg][gb][gc][ja][kb][cf][df][eg][eh][ig][lh][lg][mf][mi][nh][oh][of][bl][dl][cm][em][am][gn][ho][hm][im][in][fm][ip][no][nm][mn][ol][pm][qn][po][op][sd]AW[mg][og][bm][cl][dm][ob][sa][cg][dg][dh][gm][hl][il][jm][jn][io][hg][fc][jg][ji][ij][hc][cb][fb][ga][if][hb][ka][ma][hi][nb][nn][om][pn][oo][rd][sc][mh]CR[hn][gd][pa][se][ih][cn]TR[cm][bm][cl][dm][in][im][dg][hm][gm][nn][om][pn][oo][na][cb][gc][gb][ka][oa][io][sa][sd][ig][ii][dh][cg][mg][mh][og]MA[ng][ca][la][sb][ch][bn][ck][dn][on][jo][gl]C[Х отмечены пункты, сделав ход в которые черные могут окружить камень или группу камней. О отмеченные пункты, сделав ход в которые белые могут окружить камень или группу камней. Треугольником отмечены камни, имеющее одно дамэ, т.е. они могут быть захвачены следующим ходом. ] SZ[19]MULTIGOGM[1] ;B[ca]CR[cb]C[Черные 1 — этот ход черных полностью лишает белый камень дамэ. Камень, не имеющий дамэ, снимается с доски.];W[gd]CR[gb][gc]C[Белые 2 — аналогичная ситуация, у двух черных камней не осталось дамэ, поэтому они снимаются с доски.];B[la]CR[ka]C[Черные 3 — съедает один белый камень, стоящий на стороне. Для окружения одинокого камня на стороне достаточно трех камней противоположного цвета.];W[pa]CR[na][oa]C[Белые 4 — полностью лишает дамэ два черных камня, стоявших на стороне.];B[sb]CR[sa]C[Черные 5 — забирает один камень, стоявший в углу. Для окружения одинокого углового камня достаточно двух камней.] ;W[se]CR[sd];B[ch]CR[cg][dg][dh]C[Черные 7 — забирает три камня.];W[ih]CR[ig][ii]C[Белые 8 — лишает дамэ два камня, стоявших отдельно друг от друга, т.е. не образовавших единой группы.];B[ng]CR[mg][mh][og]C[Черные 9 — забирает одним ходом две группы белых, состоявших из двух и одного камня.];W[cn]CR[cm]TR[bm][cl][dm]C[Белые 10 — забирает черный камень, при помощи которого черные при своем ходе могли бы съесть один из трех отмеченных треугольниками камней белых. Белые снимают окруженный камень и обеспечивают себе временную безопасность.];B[on]CR[nn][om][pn][oo]C[Черные 11 — одним ходом забирает сразу 4 белых камня.]];W[hn]MA[cb][gb][gc][ka][oa][na][sa][sd][cg][dg][dh][ii][ig][mg][mh][og][cm][hm][im][in][nn][om][pn][oo]C[Х — отмечены съеденные камни.])
Правила завершения партии Го
Игра Го считается законченной, после того, как не осталось ходов, которые принесли бы одному из игроков очко или отняли бы очко у партнера. В таком случае, тот игрок, чей ход в данный момент, говорит «пас». Если его противник не видит возможности для того, чтобы получить или отнять очко, то он тоже пасует. Если такая возможность все еще есть — он имеет право сделать ход после того, как напарник спасовал.
Ход внутри своей территории — это минус одно очко (т.е. не надо делать внутри своей территории защитные ходы, если вы не боитесь, конечно, что партнер может провести комбинацию, в результате которой он захватит несколько ваших камней). Ход в территории напарника — это плюс одно очко ему (т.е. не следует делать явно самоубийственные, безнадежные ходы, если, конечно, вы не видите выигрышной комбинации).
После того, как оба игрока спасовали, с доски снимаются «мертвые» камни (т.е. камни партнера, которые находятся на вашей территории и не смогли выжить в процессе партии).
Правила подсчета территории
Территорией считается окруженная со всех сторон область, которая не может быть оспорена.
Каждое пересечение (точка) приносит одно очко, каждый съеденный камень — тоже одно очко.
(;AB[gf][cc][cg][hf][ee][eb][de][ec][cf][da][dg][cb][eg][fc][ch][fd][bi][ge][di][ci]AW[gc][gg][fb][ea][ff][fe][hb][gd][he][eh][df][fg][ef][dh][fh][hg][ei][fa]CR[ga][gb][ha][ia][ib][hc][hd][ic][id][ie][if][ge][gf][hf][ig][ih][ii][hh][hi][gi][gh][fi]MA[ca][ba][aa][ab][bb][ac][bc][db][dc][ed][dd][cd][bd][ad][ae][be][ce][bf][af][ag][bg][bh][ah][ai]SZ[9]MULTIGOGM[1] )
На диаграмме изображена законченная партия.
О — отмечена территория белых. Х — отмечена территория черных.
Обратите внимание: в территории белых находятся 3 черных камня. Это пленные камни, в данном случае тратить ход на полное окружение не надо. Но бывают ситуации, когда доигрывание обязательно. Со временем вы научитесь различать эти ситуации. Три камня черных в данном случае считаются пленными. При подсчете очков они просто снимаются с доски. Так же, во избежание патовых ситуаций, белые получают компенсацию за то, что черные делают первый ход. Эта компенсация называется «коми» и составляет 6,5 очков, если играют равные по силе игроки. Коми может быть больше или меньше, в зависимости от разницы в силе игроков, но всегда добавляется или отнимается 0,5 очка, чтобы не было ничей (подробней в разделе «Как строить территорию»).
Очки белых:
Территория = 22 очка
Пленные = 3 очка
Коми = 0.5 очка
Съеденные = 0 очков
2+3+0.5+0=25.5 очков
Очки черных:
Территория = 24 очка
Пленные = 0 очков
Снятые = 1 очко (черные захватили за партию 1 камень белых, он снят с доски)
Коми = нет
24+0+1=25 очков
Результат партии: белые выиграли 0.5 очка (пол-очка)
Выигрывает игрок, набравший большее количество очков
За право первого хода игрок отдает 0.5 очка напарнику. Дробная часть приводит к отсутствию ничейного результата.
Запрещается
Намеренно ставить камни в полное окружение.
Повторять позицию.
Общие советы по освоению правил
При изучении правил обратите внимание на правило окружения (атари). Очень важно научиться видеть, какие из ваших камней могут попасть в окружение и какие камни противника вы можете атаковать.
Правильно освоить правила очень важно. Школа рекомендует посетить один из клубов Го, где вы сможете бесплатно освоить правила с учителем Го. Правильное обучение сэкономит время и силы в будущем, а главное, позволит с самой первой минуты начать получать от Го удовольствие.
go-igo.ru
Комплекты, камни, доски и гобаны для игры Го
Слово «красный» сейчас употребляют для обозначения цвета, а раньше употреблялось и для обозначения чего-то яркого, красивого (красна девица) или лучшего (красный угол, красная цена). В сочетании же «красное дерево» определяется и цвет, и красота.
Красное дерево добывается из деревьев, произрастающих в экваториальной зоне. В Европе оно появилось в эпоху Великих географических открытий, и имело тогда название «черное дерево». Европейцам, привыкшим к своим традиционным породам, таким как бук, клен, ясень, дуб, вишня, имеющим своеобразную текстуру и оттенки, очень понравилась экваториальная древесина со столь ярким цветом — от темно-шоколадного до светло-оранжевого.
Моду на мебель из «черного дерева» ввел Людовик ХIY, который очень полюбил палисандр. С тех пор палисандром стали называть абсолютно разные породы экваториальных деревьев темного цвета, но неизменно ценили их за невероятную плотность и твердость (по прочности эта древесина может спорить с камнем и металлами). Кроме того, эта древесина обладает неповторимой красотой текстуры. Маятниковые колебания Земли в зоне экватора создают особую структуру волокон, так называемую свилеватость, которая отличает эти деревья от всех остальных на планете. Именно это свойство структуры древесины и объединяет группу «красных» деревьев, а вовсе не цвет, как можно было бы подумать.
Особый расцвет красного дерева и изделий из него — Викторианская эпоха. В Россию различные породы экзотической древесины изначально попадали из Европы и получили у нас название «красное дерево».
С тех пор мода на различную древесину менялась неоднократно, но ни один дворцовый или аристократический интерьер невозможно представить без мебели и предметов интерьера, выполненных из различных пород красного дерева. Сегодня красное дерево так же используется для изготовления изысканной мебели и интерьеров.
Кстати, из него можно изготовить и гобан, в галерее «И» представлен такой набор с игровым полем 13х13.
cha108.weiqi.ru
Камни для игры Го стеклянные. Знакомство с Го.
Описание
* Набор предназначен для игры на учебном поле 9х9, но может хватить и для игры на большем поле.
* Стеклянные, блестящие камни.
* Усечённое количество камней. Примерно 55+55 штук.
В набор входит полиэтиленовое игровое поле для Го 13х13 (выглядит весьма аккуратно) на котором можно попробовать свои силы, если нет полноценной игровой доски.
Также в набор бесплатно предлагается бумажное поле 9х9 с правилами Го на обратной стороне.
Внимание! Камни могут немного отличаться по диаметру, около 20 мм.
Научитесь играть в Го!
*** Консультации по игре Го. Курьерская доставка по Москве и почтой по всей России: https://go-game.ru/contacts/.
go-game.ru