карамболь – что это такое?
А действительно, звучное, красивое слово «карамболь», что оно может означать? Давайте поштудируем толковые словари и энциклопедии!
От бильярда к скандалу
Слово это галльского происхождения и попало к нам из французского языка. Связано оно в первую очередь с бильярдом. Поэтому на вопрос: «Карамболь – что это?» — можете смело отвечать: «Бильярдный термин». А теперь подробнее.
- Во-первых, это разновидность данной игры. Согласно её правилам, шар, по которому ударили кием (биток), должен ударить по другому шару и рикошетом задеть ещё один. Удар обязан быть прицельным, а не случайным.
- Во-вторых, так называется и сам удар, и это тоже правильный ответ на вопрос: «Карамболь – что это?» По-другому можно определить значение термина и таким образом: игра с тремя шарами и соответствующим ударом.
- Выйдя из узкоспецифической области в «массы», слово приобрело дополнительное, переносное значение. По аналогии с ударом в бильярде так стали называть неприятную, щекотливую ситуацию, связанную с различными разборками и скандалами. Таким образом, третий ответ на вопрос: «Карамболь – что это?» — звучит так: неожиданное столкновение, спор, ссора, часто заканчивающаяся потасовкой. В дворянской среде так обозначали дуэль. Сейчас слово устарело, употребляется редко, но ещё 2-3 столетия назад было очень даже в ходу. А ныне его вставляют в свою речь только хорошие знатоки языка.
- Однако на этом этимологические наши изыскания не заканчиваются. Русский язык потому и считают великим и могучим, что каждое слово в нём может сиять и играть своими гранями, в какую сторону его не поверни. Именно на этом многообразии и строятся метафоры, каламбуры и другие художественные тропы. Вот и интересующий нас термин с течением времени приобрёл ещё одно значение. Потому четвёртый вариант ответа на вопрос: «Карамболь — что это?» — таков: неожиданный поступок, действие, событие, которого никто не предполагал, а оно произошло. Как и предыдущее, это значение тоже давно вышло из активного употребления. Однако, читая книги, мы можем довольно часто встретить его в произведениях на историческую тематику. Да и наши бабушки-прабабушки, любящие выражаться цветисто, нет-нет да и вставят словцо в свои рассказы о далёкой молодости. Кстати, ещё один нюанс: некогда затруднительное положение тоже называлось таким образом.
- А правильно ли утверждать, что карамболь – танец? Увы, нет. Так обозначается столкновение пар во время выполнения той или иной фигуры. Например, если, кружась в вальсе, вы случайно налетели на соседних танцующих – карамболь налицо! Танцем же он стал считаться после песенки А. Розенбаума в исполнении М. Шуфутинского с одноимённым названием. Одна из строчек её звучит так: «… мы танцевали нежный танец карамболь». Зато существует в Петербурге государственный театр, музыкальный, для взрослых и детишек, под этим самым названием. Кто желает о нём побольше узнать, посетить «Карамболь», афиша к вашим услугам.
Заморский плод
И, наконец, последний пункт нашего исследования. Карамболь или карамбола — это экзотический плод с ребристой поверхностью. Если его нарезать на дольки, у вас получатся необычные пятиконечные звёздочки. Сам плод бывает ярко-зелёным или насыщенно жёлтым, как дынька. Вкус приятный, кисло-сладкий. Он и как десерт отлично подходит, и для украшения стола — первое дело. Вот такой необычный он – карамболь!
fb.ru
Карамболь — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Карамболь.Карамболь — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.
Инвентарь
Стол
Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.
Сукно
Сукно используется для покрытия бильярдных столов с XV века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с XVI века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию: зелёный цвет — самый «спокойный», не раздражает взгляд человекаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
Шары
Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: обожжённой глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине XX века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.
Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым лёгким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамма. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или чёрными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.
Кии
Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче. Игроки предпочитают использовать в игре составные кии, но цельные кии порой обладают более высокими игровыми качествами.
Общие правила
Для большинства разновидностей карамболя используются следующие правила:
Расстановка шаров
Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
Начальный удар
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.
Отыгрыш
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.
Выставление шаров
Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.
Биток вплотную к прицельному шару
В этом случае игрок имеет право:
- Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
- Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.
Биток вплотную к борту
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
Разновидности карамболя
Однобортный
Цель игры — набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.
Трёхбортный
Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
- биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
- биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).
Открытая партия
Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.
Кадре 47/1
(Другое название — Зонный карамболь) Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя. Разметка стола зонами для официальных соревнований может быть сделана нанесением тонких линий непосредственно на сукно, однако на практике это делают редко. Для визуального определения границ зон вполне хватает бриллиантов — специальных контрастных меток в виде точек или ромбиков, нанесенных на деревянную окантовку бортов стола.
Кадре 74/2
Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.
Карамболь с фишками
Особенности:
Популярная в Италии и в других странах Средиземноморья игра, общие правила которой схожи с правилами однобортного карамболя. Дополнительно используются фишки — пять деревянных кеглей диаметром в 7-9 мм и высотой 25-30 мм, одна из которых (т. н. король) выделена цветом или на 5 мм выше остальных (в середине ХХ в. было модно использовать в качестве фишек пистолетные патроны, а позднее — фильтры, оторванные от сигарет). Фишки устанавливаются крестом в центре стола («король» — в середине креста), вдоль осевых линий стола, на расстоянии друг от друга, чуть превышающем диаметр шара. Целью игры является набор очков не только за счет совершения соударений шаров по правилам однобортного карамболя, но и за счет сбивания фишек. Наибольший очковый результат удара достигается сбиванием «короля» при сохранении стоящими остальных фишек. После каждого успешного сбивания одной или нескольких фишек они выставляются заново до очередного удара.
Артистический карамболь
В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определённым для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определённую позицию. В некоторых положениях на стол может выставляться также одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путём случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приёмы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986 года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, — 447 — заработал бельгиец Вальтер Бакс в 2006 году. В финале чемпионата 2008 года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.
Напишите отзыв о статье «Карамболь»
Ссылки
- [www.umb.org/ Union Mondiale de Billard] — Всемирный Бильярдный Союз (англ.)
- [www.umb.org/Rules/Carom_Rules.pdf Правила карамболя] (англ.)
- [billiard-pyramid.com/load/skachat_biljard_video/karambol_video/10 Карамболь видео]
Отрывок, характеризующий Карамболь
Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.
Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.
– Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова…
– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!
– Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?
– Какие глупости…
– Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова.
Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.
Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой.
Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома.
С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.
ХI
На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов.
Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г’афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
wiki-org.ru
карамболь — это… Что такое карамболь?
КАРАМБОЛЬ я, м. carambole f. 1. В бильярдной игре — удар своим шаром в несколько чужих. СИС 1954. Со вчерашнего-то, понимаете, в голове какие-то вольты, маневры, карамболи — черт знает, что такое. Н. Новосильцев Обломки старого барства. // Дело 1877 3 1 196. Карамболев и один из знакомых: Кензелев угощали беседующих <говорящие фамилии>. 1831. Гурьянов Выжигин 88. Вот такая игра, несколько похожая с более известным у нас карамболем, именуемая финской партией, очень популярной в скандинавских странах. Известия 24. 12 1988. || Вид бильярдного пятиборья, играется на бильярдном карамбольном столе без луз. включает пять игр: открытую партию, «кадре 41-1», «кадре 74)2», карамболь от одного борта, карамболь от трех бортов. Спорт 1993 105. || перен. Нечего говорить вам, милые друзья мои Лева и милая сестра Соня, какой восторг произвело во мне известие о том отличном карамболе, который Левочка выкинул — женившись; прочь теперь мирихлюндию и т. п. настроения духа! 1862. М. Н. Толстая — Л. Н. и С. А. Толстым. // Т. Переп. 1990 263. Такое философское .. направление видит в самопожертвовании — благородный подвиг во им идеи, а не какой-то карамболь от эгоизма к альтруизму, как это тщетно силятся объяснить позитивисты. СВ 1894 8 2 6. — К бабушке <едете>? Галопируем вместе. Я уж давно оглядываюсь. И гляжу, чья это пристяжная такие карамболи выкидывает. Василий Сил-ч Вдали от родных. // РВ 1895 7 64. 2. Бильярдная игра в три шара. СИС 1954. К провождению времени членов ложи завести в одном покое нанятого дома биллиард, а за употребление онаго платить за ординарную партию по 5 к., за карамболь по 10 к. С партии, в лагерре по 5. 1774. Вернадский Масонство 25. Удар игрового шара по двум другим, отскоком. Даль. 3. Красный шар в бильярдной игре. СИС 1954. Под влиянием винных паров, намеревался «тонюсенько» срезать желтого в среднюю с карамболем по красному, и попал вместо того кием в бок приятелю, отчего вдруг совершенно разразилась общая драка между посетителями гостиницы. Д. Стахеев Кот. // РВ 1876 9 342. 4. перен.? Завершающий удар, выход карты. — А вот тебе и карамболь по красному, с тем же смехом отнесся он к гусару, объявившему семь в червях, и показал ему свои карты, — дама сам-третей, туз и фуршетка козырей; ставь ремиз <играют в преферанс>. Б. Маркевич Перелом. // РВ 1881 12 733. 5. устар. Столкновение, толчок (о людях). Военный Александр Кояндер танцевал вальс с какой-то толстой барыней. Губернатор очень старомодно вертел Еленеву. Произошел карамболь, и толстая барыня очутилась на паркете. Очень рассерженная таким пассажем, она на другой день говорила, что губернатор ей подставил ножку. Смирнова-Россет Зап. // РА 1895 8 464. Я не говорю про Константина, который смотрит с серьезной стороны, но как-то мало думает о средствах, да ленив невыносимо. Ему хочется вдруг дать карамбола. 1845. И. Аксаков Письма. // А. П. 185. Оказалось, что <при падении с тарантаса> я сильно ушибла ногу, и муж, сам получивший карамболь в голову и руку, должен был вести меня под руку. О. Поездка по кит. границе. // РВ 1871 6 586. [Сваха :] Прихожу это я к им вчерась, а они меня — карамболем двадцать три ступеньки на утробе проехала. 1899. Проказники 38. 6. прост., устар. Столкновение, скандал. [Авдотья :] И прежде у нас в доме кранболь, а теперь хоть святых вон выноси. И. Ф. Горбунов Самодур. // ОЗ 1868 10 1. Поехали по домам-то, один из нашего общества и говорит: «Давайте, говорит, прощальный карамболь сделаем, разгонную бутылку выпьем, чтобы все чувствовали, что мы за люди есть». 1874. И. Ф. Горбунов Развеселое житье. // Г. 1963 20. А иной хор и сам на скандалы напрашивается, так уж тут такой карамболь пойдет, что хоть святых выноси! Гацисский Нижегородка 1876 161. Прелюбопытный старичок мой обладает чрезвычайно вспыльчивым темпераментом .. не раз бывал я свидетелем так называемых им самим «карамболей». Набл. 1893 4 1 263. Дебош, скандал и разные «карамболи» точно так же процветали в веселых домах, трактирах, в ресторанах, в кафе. 1882. Шеллер-Мих. Голь. // Ш. 8 227. Как это попало Даниле Павловичу лишнее за галстук — и развернулся он, дяденьке .. сгрубил, Ханыкова, соседа-то дяденькиного, что в Останкином живет, выругал, там на дворе девчонку какую-то, гроша не стоящую поймал — просто карамболь вышла. Шеллер-Мих. Старые гнезда. // Ш. 10 32. — Постоянные нелады <его с матерью>: еще шесть дней в неделю ничего, и туда и сюда, только промеж себя ничего не говорят да отворачиваются; а уж по воскресеньям непременно с карамболем. Лесков Смех и горе. // 12-5 82. И такой у них карамболь выходит, чудо! Чуть не до драки! Аверкиев Художник Беспалов и нотариус Подлещиков. // А. Повести 3 153. 6. устар. Помеха, препятствие, затруднительное положение. — Но прежде всего позвольте вам такое противоречие сделать: тятенька наш при живности своей никогда не был подлец, а что они после своей смерти денежную совесть не оправдали и по векселю вам не заплатили, то сие от тех карамболей происходит, что оная смерть последовала за питием чая, так как бы скоропостижно. Лейкин На могилках. // Л. Шуты 256. С сошниками сеялки он не справлялся на ходу и через каждые три минуты кричал передовому: — Сеньор, придержите ваших скотов, у нас здесь маленький карамболь. Макаренко Пед. поэма.— жарг. Игра на бильярде? Мы давали изумительный гастроль. Хрусты летели и летели, А мы с тобой давно вспотели, Мы танцевали нежный танец «карамболь». Розенбаум Фраер. // Р. 1997 174. — Лекс. САН 1847: карамбо/ль; Даль: карамбо/ль.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.
gallicismes.academic.ru
Карамболь — это… Что такое Карамболь?
Столы для игры в карамбольКарамболь — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.
Инвентарь
Стол
Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.
Сукно
Сукно используется для покрытия бильярдных столов с XV века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с XVI века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию. Зелёный цвет не раздражает глаза человека[источник не указан 898 дней], что позволяет проводить более долгие матчи, не вызывая усталости глаз.
Шары
Набор шаров для карамболяБильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине XX века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.
Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамма. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или черными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.
Кии
Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче.
Общие правила
Для большинства разновидностей карамболя используются следующие правила:
Расстановка шаров
Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
Начальный удар
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.
Отыгрыш
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.
Выставление шаров
Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.
Биток вплотную к прицельному шару
В этом случае игрок имеет право:
- Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
- Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.
Биток вплотную к борту
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
Разновидности карамболя
Однобортный
Цель игры — набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.
Трёхбортный
Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
- биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
- биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).
Открытая партия
Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.
Кадре 47/1
(Другое название — Зонный карамболь) Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя. Разметка стола зонами для официальных соревнований может быть сделана нанесением тонких линий непосредственно на сукно, однако на практике это делают редко. Для визуального определения границ зон вполне хватает бриллиантов — специальных контрастных меток в виде точек или ромбиков, нанесенных на деревянную окантовку бортов стола.
Кадре 74/2
Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.
Карамболь с фишками
Особенности:
Популярная в Италии и в других странах Средиземноморья игра, общие правила которой схожи с правилами однобортного карамболя. Дополнительно используются фишки — пять деревянных кеглей диаметром в 7-9 мм и высотой 25-30 мм, одна из которых (т. н. король) выделена цветом или на 5 мм выше остальных (в середине ХХ в. было модно использовать в качестве фишек пистолетные патроны, а позднее — фильтры, оторванные от сигарет). Фишки устанавливаются крестом в центре стола («король» — в середине креста), вдоль осевых линий стола, на расстоянии друг от друга, чуть превышающем диаметр шара. Целью игры является набор очков не только за счет совершения соударений шаров по правилам однобортного карамболя, но и за счет сбивания фишек. Наибольший очковый результат удара достигается сбиванием «короля» при сохранении стоящими остальных фишек. После каждого успешного сбивания одной или нескольких фишек они выставляются заново до очередного удара.
Артистический карамболь
Удар массе вокруг фишкиВ данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе́), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986-го года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, 447, заработал бельгиец в 2006-м году. В финале чемпионата 2008-го года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.
Ссылки
dic.academic.ru
Карамболь — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Карамболь.Карамболь — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.
Инвентарь
Стол
Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.
Сукно
Сукно используется для покрытия бильярдных столов с XV века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с XVI века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию: зелёный цвет — самый «спокойный», не раздражает взгляд человека[источник не указан 3027 дней], что позволяет проводить более долгие матчи.
Шары
Набор шаров для карамболяБильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: обожжённой глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине XX века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.
Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым лёгким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамма. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или чёрными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.
Кии
Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче. Игроки предпочитают использовать в игре составные кии, но цельные кии порой обладают более высокими игровыми качествами.
Видео по теме
Общие правила
Для большинства разновидностей карамболя используются следующие правила:
Расстановка шаров
Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
Начальный удар
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.
Отыгрыш
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.
Выставление шаров
Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.
Биток вплотную к прицельному шару
В этом случае игрок имеет право:
- Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
- Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.
Биток вплотную к борту
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
Разновидности карамболя
Однобортный
Цель игры — набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.
Трёхбортный
Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
- биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
- биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).
Открытая партия
Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.
Кадре 47/1
(Другое название — Зонный карамболь) Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя. Разметка стола зонами для официальных соревнований может быть сделана нанесением тонких линий непосредственно на сукно, однако на практике это делают редко. Для визуального определения границ зон вполне хватает бриллиантов — специальных контрастных меток в виде точек или ромбиков, нанесенных на деревянную окантовку бортов стола.
Кадре 74/2
Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.
Карамболь с фишками
Особенности:
Популярная в Италии и в других странах Средиземноморья игра, общие правила которой схожи с правилами однобортного карамболя. Дополнительно используются фишки — пять деревянных кеглей диаметром в 7-9 мм и высотой 25-30 мм, одна из которых (т. н. король) выделена цветом или на 5 мм выше остальных (в середине XX в. было модно использовать в качестве фишек пистолетные патроны, а позднее — фильтры, оторванные от сигарет). Фишки устанавливаются крестом в центре стола («король» — в середине креста), вдоль осевых линий стола, на расстоянии друг от друга, чуть превышающем диаметр шара. Целью игры является набор очков не только за счет совершения соударений шаров по правилам однобортного карамболя, но и за счет сбивания фишек. Наибольший очковый результат удара достигается сбиванием «короля» при сохранении стоящими остальных фишек. После каждого успешного сбивания одной или нескольких фишек они выставляются заново до очередного удара.
Артистический карамболь
Удар массе вокруг фишкиВ данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определённым для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определённую позицию. В некоторых положениях на стол может выставляться также одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путём случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приёмы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986 года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, — 447 — заработал бельгиец Вальтер Бакс в 2006 году. В финале чемпионата 2008 года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.
Ссылки
wiki2.red
Карамболь Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Карамболь.Карамболь — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.
Инвентарь[ | ]
Стол[ | ]
Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.
Сукно[ | ]
Сукно используется для покрытия бильярдных столов с XV века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с XVI века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию: зелёный цвет — самый «спокойный», не раздражает взгляд человека[источник не указан 3091 день], что позволяет проводить более долгие матчи.
Шары[ | ]
Набор шаров для карамболяБильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: обожжённой глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине XX века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.
Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым лёгким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамма. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или чёрными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.
Кии[ |
ru-wiki.ru
Карамболь — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Карамболь.Карамболь — разновидность бильярда, а также определение удара, при котором биток (шар, по которому нанесён удар) совершает последовательное соударение с двумя прицельными шарами.
Стол[править]
Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта — 12,5 см (±1 см), цвет — матовый, гармонирующий с цветом сукна.
Сукно[править]
Сукно используется для покрытия бильярдных столов с XV века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с XVI века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию: зелёный цвет — самый «спокойный», не раздражает взгляд человека[источник не указан 2892 дня], что позволяет проводить более долгие матчи.
Шары[править]
Набор шаров для карамболяБильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: обожжённой глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине XX века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.
Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса — от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым лёгким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамма. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или чёрными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.
Кии[править]
Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче. Игроки предпочитают использовать в игре составные кии, но цельные кии порой обладают более высокими игровыми качествами.
Для большинства разновидностей карамболя используются следующие правила:
Расстановка шаров[править]
Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
Начальный удар[править]
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.
Отыгрыш[править]
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.
Выставление шаров[править]
Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.
Биток вплотную к прицельному шару[править]
В этом случае игрок имеет право:
- Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
- Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.
Биток вплотную к борту[править]
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
Разновидности карамболя[править]
Однобортный[править]
Цель игры — набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.
Трёхбортный[править]
Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.
Удар считается результативным, если:
- биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
- биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
- биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
- биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).
Открытая партия[править]
Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.
Кадре 47/1[править]
(Другое название — Зонный карамболь) Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя. Разметка стола зонами для официальных соревнований может быть сделана нанесением тонких линий непосредственно на сукно, однако на практике это делают редко. Для визуального определения границ зон вполне хватает бриллиантов — специальных контрастных меток в виде точек или ромбиков, нанесенных на деревянную окантовку бортов стола.
Кадре 74/2[править]
Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.
Карамболь с фишками[править]
Особенности:
Популярная в Италии и в других странах Средиземноморья игра, общие правила которой схожи с правилами однобортного карамболя. Дополнительно используются фишки — пять деревянных кеглей диаметром в 7-9 мм и высотой 25-30 мм, одна из которых (т. н. король) выделена цветом или на 5 мм выше остальных (в середине ХХ в. было модно использовать в качестве фишек пистолетные патроны, а позднее — фильтры, оторванные от сигарет). Фишки устанавливаются крестом в центре стола («король» — в середине креста), вдоль осевых линий стола, на расстоянии друг от друга, чуть превышающем диаметр шара. Целью игры является набор очков не только за счет совершения соударений шаров по правилам однобортного карамболя, но и за счет сбивания фишек. Наибольший очковый результат удара достигается сбиванием «короля» при сохранении стоящими остальных фишек. После каждого успешного сбивания одной или нескольких фишек они выставляются заново до очередного удара.
Артистический карамболь[править]
Удар массе вокруг фишкиВ данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определённым для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определённую позицию. В некоторых положениях на стол может выставляться также одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путём случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приёмы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986 года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, — 447 — заработал бельгиец Вальтер Бакс в 2006 году. В финале чемпионата 2008 года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.
www.wiki-wiki.ru