Марс в нардах
Марс в нардах
30.09.2016
Победа в нардах может быть достигнута различными способами. Правила игры исключают возможность ничьи, что высоко ценится азартными игроками, не привыкшими расписывать мировую. Марс в нардах – один из наиболее популярных видов победы, который относится к значительным, то есть, дающим огромное преимущество перед оппонентом.
Что это такое
Как известно, целью игры в нарды является проведение всех своих костей через игровое поле, с последующим заведением их в дом (также нередко используется сленговое выражение «хата»). Правила игры подразумевают присуждение победы тому, кто сделает это первым. В зависимости от мастерства игрока, а также значительной доли фарта, иногда возникают ситуации, когда фишки одного участника были не только заведены в дом, но и выброшены, а второго – не успели переместиться в свой домик.
Что значит марс? Это положение игры в ее конце, описанное выше. Марс в нардах заключается в том, что проигравшая сторона не сумела завести шашки в дом в то время, как победитель уже успел вывести свои игровые элементы за борт доски. Победа таким способом считается значительной, соответственно, игрок, выигравший с помощью марса, автоматически получает два очка. Марс в длинных нардах является более ценным, чем в коротких, поскольку создать подобное положение будет не в пример сложнее.
Домашний марс
Игровая ситуация, когда один из игроков выбросил свои фишки из дома, а второй только успел завести их туда, называется домашним марсом. Создать на доске подобное положение весьма затруднительно, а потому оно считается редким. Исходя из этого, домашний марс в нардах по праву считается самым обидным поражением.
Достаточно часто такой марс в длинных нардах может называться коксом, однако это неверное утверждение, поскольку кокс представляет собой иной вид значительной победы – еще более ценный, чем непосредственно сам марс.
gorod-shahmat.ru
правила, разновидности, короткие и длинные разновидности, обзор, фото, видео
Настольная игра Нарды появилась в третьем столетии нашей эры, почти три тысячи лет назад. Ещё в Древнем Египте уставшие после работы жители развлекались, устраивая фишками своеобразную гонку. Участники должны бросать кубики и переставлять свои фигурки на выпавшее число ячеек, продвигаясь к своему «дому», который в некоторых случаях называют так же «хата».
Старинные нарды
Игра по описанию может казаться слишком простой и скучной, но на деле игрокам придется показать свое умение мыслить стратегически, ведь исход сражения решается на каждом ходу. Любое неверно принятое решение может увести Вас от победы раньше, чем вы сможете это заметить. Такая важность каждого хода определяется правилом, по которому за один ход участник может передвинуть одну или две фишки.
За время своего существования развлечение получило много названий: трик-трак (французское), бэкгэммон (английское), тавла (турецкое, по некоторым данным древнегреческое), шеш-беш и коша (корни неизвестны). Само название «нарды» происходит от среднеперсидского слова nēw-ardaxšīr, которое буквально переводится: «Храбрый Ардашир». Такое название объясняется периодом появления игры: набор был создан в третьем веке нашей эры при правлении Сасасиндского царя Ардашира.
Считается, что игра произошла от древнеримского развлечения под названием «игра двенадцати знаков»
Считается что игра произошла от древнеримского развлечения под названием «игра двенадцати знаков». По правилам фишки передвигались по трем рядам, каждый из которых имел двенадцать ячеек. На сколько шагов двигать фишки определяли три кубика, брошенные в начале хода.
Как индусы пошутили над персами
По одной из легенд в третьем столетии нашего века индусы решили подловить персов на плохой смекалке и послали им в «подарок» шахматы, предложив их мудрецам разгадать как играть в такое развлечение. К удивлению индийцев оппоненты смогли не только разгадать «головоломку», но и предложили свою. Она произвела настоящий фурор, ведь а сорок дней никто так и не смог найти решение.
Покорять мир набор начал во времена крестовых походов, когда ее впервые открыли для себя европейцы. Изначально он получил название «трик-трак» (вероятнее всего в честь звука, который раздавался при ударе костей о доску). Современный вариант игры и его правила были официально утверждены в тысяча семьсот сорок третьем году британским писателем Эдмондом Хойлом. Так появилась короткая версия.
Спустя много веков игра не потеряла свою популярность. Во многих странах существуют клубы, которые объединяют людей, любящих это интеллектуальное развлечение. Помимо любительских сражения, существуют «профессиональные» соревнования. К примеру, в Азербайджане ежегодно проходит чемпионат под названием Gizil Zar, в переводе — «Золотые Зары». Если вам доведется поучаствовать в нем и стать победителем, то коллекцию наград попадут Золотые игральные кости.
Виды и особенности
Дорожный вариант
Благодаря популярности древнеперсидского развлечения, производители игр выпускают несколько видов одной игры. На витринах магазинов можно найти, к примеру, нарды дорожные. Такие наборы производятся небольших размеров, чтобы умещались даже в дамской сумочке. Фишки обычно снабжают магнитами, чтобы даже от тряски они не падали с доски и игрокам не приходилось начинать кон заново.
Нарды большие выпускают в стандартном формате или с особым оформлением. Коллекционные наборы различаются оформлением доски и фишек. Поле может быть красиво раскрашено или иметь неповторимую резьбу. Приобретая набор в подарок, можно заказать нарды ручной работы, даже по собственному дизайну.
Интересно: самый дорогой набор в истории стоил 390 000$. Для создания этого набора были использованы: золото двух видов (жёлтое и белое), алмазы и бриллианты, а доска представляет собой кейс, обтянутый настоящей кожей.
Коллекционные наборы различаются оформлением доски и фишек
Нарды средние без проблем умещаются на столе. Для любителей громоздких наборов выпускают крупные доски. Самые большие в истории нарды были созданы из дерева и имеют размеры четыре с половиной метра в длину и ширину.
Среди версий игры можно выделить три распространенные версии:
- Длинные нарды. Древняя вариация развлечения. Главным отличием от современной вариации считается возможность бить противника. Также расположение фишек на старте отличается от привычного.
- Короткие нарды. Так называется общепринятая европейская версия древнего развлечения.
- Нарды шесть один. Правила этой вариации адаптированы таким образом, чтобы участвовать в ней могли дети младше, чем в стандартной версии. Благодаря упрощённой механике стать участником гонок фишками может любой от трёх лет.
Виды побед
Настольная игра нарды допускает несколько способов одержать победу над оппонентом. Основной целью считается перестановка фишек в дом, который находится на противоположном конце поля. Правила допускают возможность более ценной победы, которая может соответствовать одному из трёх типов (см. ниже).
Ничья в нардах встречается редко: она возможно только в случае, когда игрок пользуется правом черных фишек на последний ход и выводит в него оставшиеся фишки с поля. В остальных случаях победителем считается только один игрок. Сложность игры против компьютера и реального соперника может различаться.
Домашний марс
Такой вариант победы считается одним из самых редких. Он складывается в случае, если противник уже вывел из игры все свои фишки, а вы только поставили всё в дом, но не успели передвинуть за пределы игрового поля ни одной фигурки.
Марс
Чтобы удалить очки участник должен вывести все свои фишки из игры раньше, чем оппонент успеет завести все свои шашки в дом.
Кокс
Уникальная ситуация, в которой оппонент не успел вывести из дома ни одной фишки. Такой расклад встречается настолько редко, что выигравший участник получает за него устроенные очки.
Основные правила игры в длинные нарды для начинающих
Подготовка
- В настольной игре нарды правила требуют подготовительных действий. Чтобы начать сражение, участники должны решить, кто получает какие фишки. Для этого принято бросать игральные кости. Игрок, выбросившись большее число получает право играть на белых шашках. Как и в шахматах, от которых произошла игра, вторыми всегда ходят черные фишки.
- Каждый игрок имеет по пятнадцать шашек и ставит на базу, которая находится на правой ближней стороне. Все фишки располагаются в ряд на первую ячейку. Цель игры — переместить их сначала в дом, который находится на противоположной стороне, а затем вывести с игрового поля.
Начало хода
- Ячейка, в которую игроки ставят свои шашки в начале хода, называется головой. Когда вы совершаете ход фишкой со стартовой позиции, это называется «снять с головы». За один ход можно снять не более одной фишки с головы. Исключение составляет первый ход: если игрок выкинул комбинацию, по которой не может сделать полный ход одной фишкой. В другие моменты игры снимать две шашки за раз запрещено.
- В начале каждого хода участники кидают игральные кубики. На количество соответствующих выброшенным костям ячеек можно снимать по одной шашке. Так можно за ход передвинуть фишку с головы и сместить уже стоящую в другой ячейке, или передвинуть две разные снятые ранее фишки на значение выпавших кубиков. При снятии шашки вы ставите её на ячейку, соответствующую выброшенному числу.
Чей ход первый
- Чтобы стартовать, нужно определить кто будет ходить первым. Как и в шахматах, от которых произошло это развлечение, вторыми всегда двигаются черные фишки. Участники кидают по одному кубику. Тот, кому удалось выкинуть наибольшее число, забирает себе белые шашки. Фишки в каждой партии меняются местами между игроками: таким образом нельзя будет сказать, что кто-то выигрывает только потому, что ходит первым.
Начало игры
Что такое дубль
- В игре вы встретите понятие «дубль». Так называют ситуацию, когда на двух кубиках выпадают одинаковые числа, например, пять и пять. Если такое случается, количество выпавших очков удваивается и вы можете сделать четыре хода в соответствии с выброшенным числом. С головы снять можно всего одну фишку, учитывая бонус от дубля.
- Блок — так называют выставленные в шесть и более ячеек подряд фишки, из-за которых противник не может пройти к своему дому. Возможность сделать его появляется только в случае, когда впереди уже есть фишка противника.
- Когда все фишки участника оказались в доме, можно начать вывод их с доски. Для этого игроки по очереди кидают кубики и убирают шашки с выпавшего числа. Если фишек на выпавшем числе нет, можно сделать шаг другим жетоном. Например, если все оставшиеся шашки стоят на пятой ячейке, а кубик выкинул 2 и 1, участник может передвинуть одну фишку на шаг и вторую на два вперед. Уводить фишки с доски можно, даже если противник не довел все свои фишки до дома.
Кто победил
- Победителем в коне будет считать участник, который первым вывел все фишки из игры. Количество очков записывается в таблицу. Уводить шашки в соответствии с выпавшими числами можно с момента, как хотя бы одна из них достигнет дома.
Основные правила игры в «короткий» вариант
Вариант игры в короткие нарды отличается от длинных несколькими пунктами:
- Фишки на старте ставятся иначе
- В короткой версии можно ставить шашку на занятую противником ячейку
- Запирать фишки можно только в длинной версии
- Игроки двигаются на встречу друг другу.
Начальная расстановка
В коротких нардах фишки оппонентов расставляются друг напротив друга. Домом белых шашек считается база черных. Цель каждого игрока — поменять местами шашки противника и свои, а затем вывести их с поля.
На старте участники выставляют свои фишки на разные позиции. Две шашки ставят на двадцать четвертую ячейку, пять на тринадцатую, три фишки на восьмую и пять на шестую. В остальном правила коротких и длинных вариантов не различаются.
Что нужно — основной комплект
В наборе настольной игры вы найдете:
- Доска для нард. По стандарту она имеет прямоугольную форму делённую на две стороны — по двенадцать ячеек. Все они нумеруются числами от одного до двадцати четырех. Размеры доски меняются в зависимости от набора. Стандартом считается длина от сорока пяти до пятидесяти пяти сантиметров.
- Два набора фишек под пятнадцать штук. Каждый комплект имеет свой окрас: белый и черный. В некоторых вариантах выпускаются другие цвета. Чаще всего в наборах нарды деревянные, но могут быть выполнены и из других материалов, например камня или пластика.
- Пара игральных костей.
Тактика и стратегия игры
Настольная игра нарды считается интеллектуальным развлечением. Чтобы выиграть, участники должны мыслить логически и просчитывать каждый свой ход.
Настольная игра нарды считается интеллектуальным развлечением.
Виды стратегий
- Создание забора может дать преимущество игроку. Забором называют выставленные в ряд от трех до шести фишек. Такая расстановка создает проблему для передвижения врагу и не требует наличия впереди фишки оппонента.
- Создание дефицита ходов врагу. Участник выставляет свои шашки таким образом, чтобы противнику оставалось наименьшее количество возможных передвижений, например, сдвинуть фишки с места он смог только выбросив на кубиках шестерку или двойку. Такая стратегия дает преимущество, за счет шанса выкинуть нужное число.
Тактика выигрыша
Нельзя однозначно назвать тактику, которая гарантирует победу, т.к. любую стратегию можно обойти. К примеру, чтобы убрать дефицит созданный оппонентом, можно создать забор на своей стороне. Так враг будет вынужден сдвинуть свои фишки, освободив вам пространство, ведь по правилам настольной игры Нарды участник должен выполнить ход, если он возможен, даже если он невыгоден.
Секреты и хитрости от профи
- Следите за движением шашек противника и прерывайте его попытки выстроить блок.
- Не пытайтесь привести первую фишку в дом, когда остальные остаются на более, чем шесть ячеек. Это даст противнику возможность создать забор или блок.
- Занимайте максимальное количество ячеек — это поможет вам продвигаться к дому быстрее и заблокирует ходы противнику. Чем сложнее оппоненту сделать какой-либо ход, тем больше шансов на победу у Вас.
- Переводя свои фишки к дому, старайтесь занять максимальное количество ячеек. Так, выбрасывая разные числа, вы будете каждый раз выводить из поля по одной или несколько фишек.
Видеообзор
Если вам понравилось описание стратегической настольной игры, посмотрите видеообзор Нард.
Похожие игры
- Шахматы — настольная игра, ставшая олимпийским видом спорта. Участники должны приложить все свои умственные силы, чтобы поставить шах и мат раньше соперников.
- Шашки — развлечение, в которое будет интересно играть взрослым и детям. Игра требует умение выстраивать стратегию, но правила достаточно просты даже для младшего поколения.
- Улей — настольная игра, создатели которой вдохновлялись шахматами. Каждое насекомое имеет свои уникальные способности, которые можно использовать в ходу сражения, чтобы стать победителем.
- Сёги — игра, которую часто называют японскими шахматами. Помимо привычных русским людям ферзей, на доске можно увидеть необычные фигуры в виде драконов и серебра. Большинство фишек имеют свойство адаптироваться «меняя сторону»: это происходит при достижении определенной отметки на карте.
- Лудо — настольная игра, которую часто сравнивают с нардами. Играть в нее могут одновременно от двух до четырех участников. Чтобы стать победителем вам придется строить стратегии и уповать на удачу, ведь кубики часто вносят в процесс элемент неожиданности.
Приятной игры!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники,Фейсбук, Твиттер
Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе 🙂
nastolkoff.ru
Нарды
Где придумали нарды?
Нарды являются одной из древнейших настольных игр в мире, но точной даты и истории возникновения игры отсутствуют. Есть предание, в которой гласит что игра была создано в Египте. Игра во многом отличалась от современной версии, но были и схожие черты по которым и установили прародителя классических нард.
Какие навыки развивают нарды?
Настольная игра является стратегической настольной игрой и хорошо развивает устный счет и стратегическое мышление. Игра во многом зависит от случая (то есть от выпадения чисел на кубиках).
Самый дорогой набор нард в мире
Джеффри Паркер создал на заказ самые дорогие в мире нарды. Общая стоимость нард составило 390 000$. При разработке игры применялось желтое и белое золото, бриллианты, алмазы.
Увековечены
Нарды популярная и любимая игра многих, из-за этого вы можете заметить эту игру в памятниках установленных в Ереване и во Владикавказе.
Где то-то я уже видел…
Данную настольную игру вы могли заметить во многих фильмах и сериалах. И она не теряет своей актуальности на сегодняшний день. Вы могли увидеть нарды в Джейм Бонд 007: Осьминожка, сериал Универ, Сваты, Жандармы в Сан-Тропе и многие другие фильмы.
Часто задаваемые вопросы о нардах
Чем отличаются длинные нарды от коротких?
Цель игры в длинных и коротких нардах одна — провести свои шашки через доску и вывести их. Отличая их заключаются в правилах игры, первоначальном расположении и направление шашек.
Первоначальное расположение длинных и коротких нард
Первоначальное расположение длинных нард
Первоначальное расположение коротких нард
Бывает ли ничья в нардах?
Ничьих в нардах не бывает. Победителем становится, тот кто первым выбросил свои шашки за доску.
Что такое марс в длинных нардах?
Марс — расположение шашек в конце игры, когда игрок не успел довести в свой дом шашки, в то время как другой игрок выбросил все шашки за доску. Обычно при такой ситуации очки удваиваются.
Что такое домашний марс в длинных нардах?
Домашний марс — это ситуация, в которой игрок завел все свои шашки в дом, но не смог вывести ни одной, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.
Что такое кокс в длинных нардах?
Кокс — данный термин появился относительно недавно. Это редкая ситуация в игре, при которой игрок не успел убрать свои шашки из начального расположения, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.
Сколько должно быть шашек в нардах?
Количество шашек (фишек) в длинных и коротких нардах одинаковое. Всего — 30 шашек (15 белых и 15 черных фишек).
Можно ли в нардах перекрывать 6 лунок подряд?
Можно закрывать 6 лунок подряд, если ваш оппонент зашел домой (то есть прошел через закрываемые вами лунки). Если же шашка не проходила и не зашла домой, то запрещается закрывать подряд более 5 лунок.
Кто делает первый ход в нардах?
Как и в шахматах, обычно белые всегда ходят первыми. Но вы можете кинуть жребий, у кого больше выпадет на кубике.
Проходят ли чемпионаты по нардам?
Да, проводятся чемпионаты по спортивным нардам в трех направлениях: короткие нарды, длинные нарды, длинные нарды с кубом удвоения.
Что делать если выпал дубль в нардах?
Это значит что вы ходите четыре раза. Например если выпало 6:6, то ходите четыре раза по 6, если выпало 3:3, то ходите четыре раза по три и т.д.
Что делать если выпал дубль при первом ходе игры в длинных нардах?
Вы играете все также четыре раза по выпавшему числу на кубике. Исключением является 6:6. Так как при начальной расстановке в длинных нардах лунка будет закрыта вашим оппонентом. В этом случае вы имеете браво взять две шашки и сходить на «6».
Какие бывают разновидности нард
Классическим вариантом являются длинные нарды, но есть много вариантов игры, которые немного отличаются от стандартных правил.
Больше интересного
add-hobby.ru
Как играть в нарды — правила для начинающих
Видовое разнообразие игр в нарды вызывает трудности в освоении правил игры новичками. Неопытным игрокам в первую очередь следует выделить общие правила игры, изучение которых в дальнейшем поможет начинающим легко разобраться, как правильно играть в тот или иной вид нард. Условно все существующие разновидности игры можно поделить на два основных класса: короткие нарды и длинные. Главное их отличие состоит в первоначальном раскладе шашек, а также в наличии возможности сбивать шашки противника.
В любой вариации игры не бывает ничьей. Побеждает первый выстроивший шашки за бортом.
Любой вид нард предполагает три вида победы, ценность которых зависит от значительности итогового преимущества. Суть их следующая:
- Марс. Расположение шашек в конце партии, указывающее на то, что побежденный не успел завести все свои шашки в дом, а победитель смог вывести шашки за пределы игральной доски.
- Домашний марс. Окончание игры, в результате которой проигравшему удалось завести все шашки в свой дом, но вывести он их не смог, а тем временем противник вывел фишки за границы игральной доски.
- Кокс. По правилам игры в длинные нарды для начинающих такая ситуация обозначает окончание игры, по результатам которой побежденный не сумел сместить шашки из дома, в отличии от своего оппонента, которому удалось вывести все шашки за границы игрового поля. В коротких нардах коксом называется окончание, когда побежденный не снял ни одной из своих шашек из бара, а победитель в это время успел вывести все шашки за доску.
В правилах игры в нарды начинающие игроки смогут ознакомиться с единой системой подсчета балов, не зависимо от вида игры: простая – 1 балл, за марс – победитель получает 2 балла, за домашний марс – 3 и за ситуацию кокс – 4.
Основные правила игры в длинные нарды для начинающих
В длинных нардах соперничают 2 игрока, используя специальную доску. На ней есть 24 пункта в виде ячеек, сформированных в 4 группы. В начале партии оба игрока выстраивают все свои шашки (15 штук) в одну линейку в углу игровой доски. Такая линия в нардах называется «голова».
Образец размещения шашек по правилам игры в длинные нарды представлен начинающим на картинке.
Задача игроков – завести собственные шашки в дом и снять их с игрового поля быстрее соперника.
Первый ход делает игрок, у которого количество выпавших очков на заре (так в нардах называют игральные кости — кубики) больше. Согласно правилам игры в нарды с головы можно снять всего одну фишку за один ход. Исключение составляет лишь выпавший дубль на первом ходу партии.
Играя, соперники передвигают шашки против часовой стрелки поочередно согласно результату броска зар. Стоящая в ячейке шашка противника, не позволяет поставить на этот пункт свою. Количество стоящих шашек в одной ячейке не ограниченно. В случае, когда игроку некуда походить, он обязан поступиться своим ходом.
После заведения игроком всех шашек в дом, он имеет право начать снимать их с доски.
Основные правила игры в короткие нарды для начинающих
На игровой доске размещены 4 пункта с равным количеством ячеек. Всего на игровом поле 24 ячейки. Задача игроков провести все свои шашки по игровому полю, заводя их в дом и, выводя их за борт. Причем пройти этот путь необходимо быстрее соперника.
Образец расклада шашек по правилам игры в короткие нарды представлен начинающим на картинке.
В этом виде нард шашки движутся в направлении друг на друга, при этом можно ставить их на свободные пункты, и даже сбивать шашки противника, которые стоят в одиночестве.
Однако наличие более 1 шашки в ячейке не позволяет поставить туда свою шашку, такая ячейка считается занятой. Передвигать можно 1 или 2 шашки, а в случае выпадения куша (или другими словами «дубля» — одинакового количества очков на обеих игровых костях) даже 4.
Если шашка другого игрока стоит одна в ячейке, то на ее место можно ставить свою. Таким образом шашка другого игрока считается сбитой и отправляется в середину игровой доски «на бар». За ход разрешено сбивать неограниченное количество шашек.
Продолжать двигать шашки игрок может только после возвращения всех своих сбитых шашек на игровую доску, выстроив их в доме оппонента в соответствии с результатами броска зар. При выбивании шашки соперника из ячейки своего дома, она не убирается с игрового поля. Последняя шашка заводится в дом большим количеством очков, выпавших на игральной кости.
После захода всех шашек игрока в дом, он имеет право начать снимать их с доски согласно установленным правилами.
Узнайте также правила игры в шахматы и шашки.
womanadvice.ru
Правила игры в длинные нарды: марс для начинающих
В начале игры соперники выставляют на игровом поле по 15 шашек, черного или белого цвета. Поле имеет 24 ячейки, которые разбиты на 4 группы. Игроки ставят свои фишки вдоль левой стороны доски: один игрок выставляет их в 1-ую позицию, а второй – в 13-ую. Эти вертикальные линии называются «голова».
Во время партии участники должны переместить шашки в «домик», то есть двигаться против часовой стрелки. Белые перемещаются из 13-18-ой ячейки в 7-12-ую, а черные – из 1-6-ой в 19-24-ую.
Участники по очереди бросают 2 кубика на стол и делают шаги в соответствии с выпавшими числами. Например, если выпало число «3» и «4», то можно сходить одной фишкой 7 шагов, или передвинуть 2 фишки – одну на 3 шага, а вторую на 4. За один ход можно снять с «головы» лишь одну шашку. Если выпало одинаковое количество очков на кубиках, то ходы удваиваются.
На одну позицию можно ставить несколько своих фишек. Нельзя ходить на ячейку, где стоит соперник, участник пропускает ход.
Если все фишки находятся в домике, их можно выбрасывать за доску. Это делают с полей, выпавшим по очкам на кубике. Например, если выпало число «5», то шашки выкидывают с 5-ой позиции или с низших полей, если 5-ая клетка пуста. В домике тоже можно делать шаги, исходя из чисел на кубике.
В игре побеждает тот, кто первым выбросит фишки за игровое поле. Победа называется так:
- Оин. Это ситуация, в которой проигравший выкинул из дома хотя бы 1 шашку. Счет игры 1:0.
- Марс. Побеждает игрок, который вывел все шашки за пределы доски, а проигравший не успел завести их в дом. Победитель получает 2 балла.
- Домашний марс означает, что фишки проигравшего заведены в дом, а соперник выкинул свои за борт. За это победитель получает 3 балла.
- Кокс. В этом случае часть фишек проигравшего участника остается на исходной позиции. Победитель зарабатывает 4 балла.
- Ничья. Такой исход может быть, когда играющий белыми выбросил их из дома, а у второго осталось право на ход, так как он вступил в игру позже. Если последний бросок позволит ему вывести все шашки, то партия заканчивается ничьей. Участники зарабатывают одинаковое количество баллов.
Таким образом, итог игры и количество баллов зависят от расположения шашек на поле и за его пределами.
Выучите основные правила и познавайте особенности других видов этой игры.
www.wday.ru
Правила Нард — Мастера Нард
Правила Коротких Нард
Правила Длинных Нард
Правила Тавла
Правила Старых Английских Нард
Правила Нэкгэммон
Что такое короткие нарды?
Нарды – это древнейшая настольная игра в кости на двоих. Миллионы людей играют в нарды. Научитесь играть и вы!
Для игры в нарды вам необходимо:
– 30 шашек: каждый игрок имеет по 15 шашек своего цвета (белого или чёрного), игроки соответственно называются Белый и Чёрный
– 2 игральные кости: обычные кубики с точками на гранях (от 1 до 6)
– куб удвоения: специальный кубик, показывающий ставку игры
– доску: игровое поле, по которому согласно правилам передвигаются шашки.
Но вам не нужно это покупать, ведь в нашей игре всё это уже есть!
Условно игровое поле разделено на четыре четверти, по шесть пунктов в каждой. Эти четверти называются дом, двор, дом противника и двор противника. Дом и двор разделены между собой специальным бортом, который называется бар.
Начало игры
Первый ход в нардах определяется так: каждый игрок бросает один кубик, у кого выпавшее число больше, тот и ходит. При равенстве выпавших очков кубики бросаются ещё раз.
При каждом следующем ходе вы должны кидать одновременно два кубика.
Перемещение шашек
Вы должны перемещать шашки до тех пор, пока все шашки не окажутся в доме, а затем их сбросить за доску раньше, чем это сделает противник. Белые шашки перемещаются против часовой стрелки, а чёрные наоборот.
После броска вам нужно переместить любую свою шашку на число пунктов, равное выпавшему числу на одном кубике, а потом эту же или любую другую шашку – на число пунктов, выпавших на другом кубике.
Например, если на одном кубике выпало 3, а на другом 5, то можно передвинуть одну свою шашку на три пункта, а другую – на пять, или можно передвинуть одну шашку на все восемь пунктов.
Обязательно нужно использовать все выпавшие очки. Когда нельзя сходить двумя костями, нужно использовать кость с большим значением. Когда на обоих кубиках выпадает равное число очков (дубль), вы должны сделать 4 хода на число пунктов, выпавших на одном кубике.
Если у вас имеются сбитые шашки в баре, то вы обязаны сходить сначала ими, а затем другими. Если вы не можете ходить шашкой с бара, то ход пропускается. В коротких нардах на один пункт можно ставить сколько угодно шашек. Вы можете поставить свою шашки на пункт, только если пункт свободный или на нём уже есть ваши шашки. Если же на пункте имеется всего одна шашка соперника, то вы можете совершить побитие этой шашки.
Если на одном пункте находится не одна шашка, то такая шашка называется прикрытой. Противник не сможет занять этот пункт. Таким образом, вы можете занять все 6 пунктов перед вражеской шашкой и запереть её. Это позволяет вам достичь благоприятного момента, когда противник не сможет ходить и будет пропускать ходы, что может привести к вашей победе.
В ситуации, когда шашки нельзя передвинуть на то количество пунктов, которое выпало на кубиках, очки пропадают, и вы пропускаете ход. Вы не можете отказаться от возможного хода, даже если он вам не выгоден. Также вы не можете и сократить ход, например, вместо шести пойти три.
Как сбить и зарядить шашки?
В коротких нардах можно сбивать шашки противника. Сбивать можно только не прикрытые шашки. Чтобы сбить, вы должны переместить свою шашку на пункт с не прикрытой шашкой противника. После перемещения шашка противника считается сбитой и устанавливается в бар доски.
Побитые шашки, размещённые в баре доски, начинают свое движение заново, с самого начало доски. Белые шашки должны ходить с 1 пункта, а чёрные – с 24. Потому задача каждого игрока – сбивать вражеские шашки, увеличивая количество ходов до выигрыша.
Например, если вашу шашку сбили и у вас на кубиках выпало 6-4, то вы должны сходить на позицию четыре. Кубик 6 в данном случае прогорает, потому что позиция шесть занята фишками противника.
Выбрасывание шашек
Это возможно, только когда все ваши шашки находятся в доме. Выбрасывать шашки можно только с пунктов, номера которых соответствуют выпавшим на кубиках очкам. Например, если выпало 5-3, вы можете вывести с доски одну шашку с 5-го пункта и одну шашку с 3-го.
Выводить шашки с полей меньшего значения, чем выпало на кубиках, можно, только если в полях выпавшего значения шашек нет. Например, выпало 6-4, а в поле 6 нет шашек, тогда можно вывести одну шашку с пятого поля и одну шашку с четвёртого.
Результат
Ничьей в нардах не бывает. Кто первый выбросил все свои шашки с доски, тот и победитель. Выигравший получает количество очков, равное текущей ставке. Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.
Ставка
Каждый игрок до броска может предложить противнику сдаться или поднять ставку. Увеличение ставки может быть только в геометрической прогрессии (2-4-8-16 …). После поднятия ставки одного из соперников это право переходит к другому.
В начале каждой игры ставка сбрасывается до 1.
Что такое длинные нарды?
Длинные нарды – один из популярнейших вариантов игры, который очень распространён в России.
Особенность этого варианта заключается в расположении шашек – вдоль левой стороны доски для каждого игрока. Шашки в исходном положении называются “голова”.
Вы должны переместить все свои шашки в дом, а затем сбросить их с доски раньше, чем это сделает противник. Движение шашек происходит против часовой стрелки для каждого игрока.
Сбрасывание шашек с доски и определение победителя происходит аналогично игре в короткие нарды.
Начало игры
Для определения права первого хода игроки бросают по одному кубику. У кого выпавшее число больше, тот кидает кубики ещё раз и только потом совершает перемещение шашками, что отличается от коротких нард. Применение кубиков происходит аналогично игре в короткие нарды.
Перемещение шашек
Перемещение шашек происходит подобно коротким нардам. За единственным исключением: в длинных нардах вражеские шашки нельзя сбивать.
Вы можете перемещать свои шашки только на открытые позиции или позиции, занятые вашими шашками. Если чужие шашки занимают все 6 пунктов перед вашей шашкой, то она становится запертой. Это позволяет противнику достичь благоприятного момента, когда вы уже не сможете ходить и будете пропускать ходы. Это может привести к победе противника.
Потому тактическая задача каждого игрока – занять как можно больше пунктов своими шашками с целью ограничить движение шашек соперника.
Внимание! Запрещается создавать блоки из 6 пунктов, которые блокируют все 15 шашек противника. Запрещается выстраивать блок из шести шашек – и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника.
С головы допускается брать лишь одну шашку за ход. Из этого правила есть исключение: в первый бросок, если одна шашка не “проходит”, то есть не может отыграть все 4 хода, то можно снять с головы вторую. Таких начальных бросков всего три: 6-6, 4-4, 3-3.
Результат
В длинных нардах не используется кубик ставки, поэтому начисление очков за выигрыш происходит следующим образом: вы получаете +1 очко за обычную победу, +2 очка за марс (если противник не успел скинуть с доски ни одной шашки) и +3 очка за домашний марс (редкая ситуация, когда противник успел загнать в дом все свои шашки, но не успел скинуть ни одной).
Как играть в “Тавла”?
Тавла – одна из разновидностей нард, которая очень распространена в Турции. Игра в “Тавла” очень похожа на классические короткие нарды, но есть существенные отличия, которые делают игру достаточно сложной.
Начало игры
Для определения права первого хода игроки бросают по одному кубику. У кого выпавшее число больше, тот кидает кубики ещё раз и только потом совершает перемещение шашками, что отличается от коротких нард.
Перемещение шашек
Перемещение шашек происходит также, как в коротких нардах, за исключением одного момента. Вы не можете в доме игрока сбить шашку противника и продолжить движение, то есть нельзя “сбить и бежать” в доме. Это создает опасность, ведь вашу шашку в таком случае смогут сбить. Рекомендуется закрывать эту шашку другой шашкой.
Выбрасывание шашек
Правила сбрасывания шашек с доски аналогичны коротким нардам, кроме маленькой особенности: вы всегда должны скидывать шашку с доски, если кости это позволяют.
Допустим, ваша шашка стоит на 3 позиции. У вас выпали кости 5-2. Вам нужно скинуть шашку с доски, используя кость 5. Вы не можете ходить на две позиции вперед. Таким образом, игра в “Тавла” становится сложнее, поскольку Вы не можете продвигать свою шашку вперёд, закрывая свои открытые шашки.
Результат
В “Тавла” не используется кубик ставки, поэтому начисление очков за выигрыш происходит следующим образом: вы получаете +1 очко за обычную победу, и +2 очка за марс (если противник не успел скинуть с доски ни одной шашки).
Как играть в “Старые Английские” нарды?
Этот вариант игры очень популярен в Англии, в которой являлся основным способом игры до 1970 года. Есть два основных различия в правилах между Старыми Английскими и классическими короткими.
Вам разрешается использовать часть выпавших кубиков. Вы можете не использовать один из кубиков, если он вам не выгоден.
Отличия есть и в размещении шашек на доске: вы можете разместить не более 5 шашек в одной позиции.
Также в этом варианте нард не используется кубик ставки. Победитель получает +1 очко.
Все остальные правила идентичны коротким нардам.
Что такое Нэкгэммон?
Одна из вариаций коротких нард, которая отличается только расположением шашек.
Две шашки из 6 и 13 позиции смещены назад на пункт 23. Такое изменение в расстановке шашек не редко увеличивает продолжительность игры.
Нэкгэммон требует больше навыков игры, в отличие от коротких нард. Игра получается более позиционной, поскольку шашки чаще возвращаются назад.
Все остальные правила аналогичны коротким нардам.
ru.mastersofbackgammon.net
Нарды правило кроуфорда — KAM-merch.ru
Термины игры нарды.
Голова: четверть доски, где находятся шашки игрока в начале.
Дом: последняя на четверть доски, куда игроки должны привести свои шашки, чтобы потом выбрасывать выбрасывать.
Выбрасывать: делать такие ходы шашками, чтобы они оказывались за пределами дома.
Блот: пункт, занятый только одной шашкой.
Якорь (Anchor): пункт, занятый более чем одной шашкой.
Тас (Match): матч (чаще всего до 3-х набранных очков)
Даве (Doubling): удвоение ставок. В нарды, обычно, играют на деньги с установленной ставкой в одно очко, с которой начинается любая игра. В процессе игры, игрок перед свои ходом может предложить даве (то есть удвоить ставки). Если игрок, которому предложили даве, пасует, то он проигрывает партию и одно очко. Иначе, он принимает даве, и игра идет по удвоенным ставкам. Игрок, принявший даве получает куб удвоения (бивер), и теперь только он может теперь заново удвоить ставки.
Басе (Raccoon): встречное удвоение ставок в одной и той же игре. Когда игрок сдается, получив Басе — он проигрывает количество очков, стоявших на кону. Если он принимает Басе, куб переходит к нему, и игра продолжается по вновь удвоенным ставкам. Лимитов на количество редаблов нет.
Бивер (Beaver): немедленное встречное удвоение. Правила игры нарды гласят, что если игроку заявляют Даве, он может тут же вновь удвоить ставки, заявив обратный редабл — Бивер, куб удвоения, а с ним и право повышения ставок остаются у этого игрока.
Кесту(м): слово-сигнал для остановки броска или объявления его недействительным. Бросок не засчитывается, если «кесту» было сказано до того, как зары (или даже один из них) остановились.
Дубль (паш, гош, куш): показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.
Поправляю: термин обозначающий, что игрок не собирается ходить шашкой, а только поправляет ее (в нардах, как и в шахматах, действует правило взялся — ходи).
Оин: партия, закончившаяся со счётом 1-0
Марс (Gammon): По правилам в конце партии, если проигрывающий снял хоть одну шашку, он проигрывает количество очков, стоящих на кону (если никто не говорил даве, то одно, иначе столько сколько показывает куб удвоения). Но, в случае, когда проигравший не смог выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марсом и теряет в два раза больше очков, чем при обычном проигрыше.
Кокс (Backgammon): Если, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков, это достаточно редкий вариант
Правило Якоби (Jacoby rule): Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Правило Якоби убыстряет игру, так как исключает ситуации, в которых игрок не объявляет даве, потому что старается выиграть марсом.
Правило Кроуфорда: Согласно правилу Кроуфорда, если в серии игр (т.е. в матче) одному из игроков до победы не хватает одного очка, то в следующей игре куб удвоения недоступен (только в одной игре). Пример: предположим, что 2 игрока играют матч до 7 очков. Если счет 6-2, то в следующей игре куб удвоения будет недоступен. Однако если выиграл отстающий игрок, то счет становится 6-3, и в следующей игре куб удвоения снова будет доступным.
Зары: игральные кости; кубики
Названия комбинаций на зарах как и другие термины имеют арабское происхождение, поэтому звучания их на русском могут варьироваться, ниже приведены 2 варианта:
1:1 — еган или яган
2:1 — ду_ег
3:1 — ся_ег
4:1 — чахар_ег или чари-як
5:1 — пяндж_ег или пянджи-як
6:1 — шеш_ег или шеш-як
2:2 – ду-бара
3:2 — ся_ду или сэ бай ду
4:2 — чахар_ду или чари-ду
5:2 — пяндж_ду или пянджи-ду
6:2 — шеш_ду или шеш-ду
3:3 — ся_ляр (джут_ся) или ду-сэ
4:3 — чахар_ся или чари-сэ
5:3 — пяндж_ся или пянджи-сэ
6:3 — шеш_ся или шеш-сэ
4:4 — чахар_ляр
5:4 — пяндж_чахар или пянджи-чар
6:4 — шеш_чахар или шеш-чар
5:5 — пяндж_гоша (джут_беш)
6:5 — шеш_беш
Говоря проще, можно запомнить цифры
1: ег или як, 2: ду, 3: ся или сэ, 4: чахар или чар, 5: пяндж или пянджи, 6: шеш, даблы и 6:5 надо запомнить отдельно.
nardy.biz
Существует огромное количество разновидностей нард. Однако при всем своеобразии, можно выделить наиболее общие правила, которые помогут быстро разобраться в любом варианте игры.
Доска для игры в нарды состоит из 24 узких вытянутых треугольников, называемых «пунктами». Нумеруются пункты от 1 до 24, причем для каждого игрока нумерация своя. Там, где у одного игрока 24 пункт – у другого 1, и так далее.
У каждого игрока в его распоряжении имеется 15 шашек (есть разновидности игры с меньшим количеством).
Правила перемещения шашек
Правила перемещения шашек отличаются в разных вариантах игры. Однако всегда они определяются 2 выброшенными костями – сколько очков выпало, настолько передвигаются шашки. Причем очки на двух костях суммировать нельзя – сначала надо передвинуть на количество пунктов, выпавших на одной кости, а потом – на количество пунктов, выпавших на другой. Если выпадает дубль, то количество очков, на которые можно переместить шашки, удваивается.
Цель игры состоит в том, чтобы провести по игровому полу свои шашки и снять их с доски раньше, чем это сделает соперник.
Все разновидности игры можно условно поделить на два больших класса: длинные нарды и короткие нарды. Они отличаются тем, что в коротких нардах допускается сбивать шашки противника, а в длинных – нет.
Играют в нарды обычно по определенным ставкам за выигранные очки. За игру можно выиграть несколько очков – в зависимости от того, как закончилась игра (с марсом, с коксом), было ли удвоение ставок во время игры. Можно играть как отдельные партии, так и матчи, состоящие из нескольких игр.
Для матчей и отдельных партий в нарды существуют специальные правила, регулирующие процесс игры — правило Кроуфорда, Якоби, бивер/ракун и т.д.
Поиграть в длинные нарды онлайн, принять участие в турнирах по длинным нардам можно в Клубе Интеллектуальных Игр FPClub.eu. Для этого скачайте игровую программу и зарегистрируйте игровой ник
Узнать больше о нардах можно, прочитав следующие разделы:
www.fpclub.ru
Математика в нардах: как удваивать и принимать удвоение
Нарды – это, главным образом, игра математических ожиданий. Ваши шансы на успех зависят от того, как хорошо вы умеете оценивать вероятность того или иного события в данной ситуации. Можно сказать так – в игре нарды ваши решения хороши настолько, насколько хороши ваши суждения о ситуации, насколько хороши ваши расчеты вероятности выигрыша одной из сторон.
Обосновать решения об удвоении и принятии удвоенией довольно сложно, так как следует принять во внимание эквити матча (от англ. equity – доля в капитале) и применить формулу:
РИСК/ (РИСК + ВЫИГРЫШ)
Немногие смогут держать в голове такие цифры и одновременно производить подсчеты.
Данная статья поможет вам разобраться с этими вопросами.
Эквити матча в нардах
К матчу, который длится до 11 очков применима формула Рика Яновского:
Эквити матча = 50 + ((D/85)/(T+6))%
где D – разница в очках между текущим лидером матча и догоняющим, T – число очков, которое еще надо набрать догоняющему, чтобы выиграть матч
Корректировка была применена, чтобы принять во внимание Правило Кроуфорда при счете матча близком к финальному.
Посмотрим на примере
Матч до 9 очков. Черные 7 — Белые 5.
Белые ходят. Действия куба?
Белые удвоили, черные сдались.
Это было неверное решение, опираясь на математику нужно было принять удвоение. Счет 7-5 до 9 очков: 2 осталось черным, 4 белым. Если белые сдаются, то получится 2 осталось черным, 3 белым. По таблице эквити видно, что шансы черных на победу равны 59%.
Математические ожидания со стороны черных :
Точка принятия удвоения = РИСК/ (РИСК+ВЫИГРЫШ)=9/(9+41)% = 18%
Могут ли черные победить в конкретной игре из этой позиции в 18% всех случаев? Если да, то удвоение стоит принимать.
Snowie подтверждает это, рассчитав шансы черных на победу в 33%.
Давайте теперь посмотрим на удвоение с позиции белых.
Если бы он не удвоил и победил, то счет стал бы 7-6 (2 осталось, 3 осталось) с шансами победить в матче 41%.
Математические ожидания со стороны белых :
- Если белые не удваивают и проигрывают, счет становится 8-5 (1, 4). 17% шансы выигрыша
- Если белые удваивают и выигрывают, счет становится 7-7. 50% шансы выигрыша
- Если белые удваивают и проигрывают, счет становится 9-5, 0% шансов.
- ВЫИГРЫШ от удвоения составляет 50%-41% = 9%, РИСК = 17-0=17%
По формуле получается 17 / (17+9) = 17 / 26 = 65%. У белых нет 65% вероятности выиграть эту игру, поэтому им не стоит удваивать.
Конечно во время игры в нарды, большинство из нас не смогут провести быстрые вычисления в голове и принять правильное решение, но после игры стоит анализировать такие критические ситуации, чтобы в будущем автоматически принимать правильные решения.
www.gambiter.ru
Нарды. Правила игры в короткие нарды (BACKGAMMON)
Существует очень мало игр, где победитель угадывается с середины игры. Короткие нарды — одна из таких. Исход игры неизвестен до последних шагов и всё может измениться в одну секунду, если удача отвернётся от Вас или Вы допустите ошибку. Несложные правила игры создают обманчивое впечатление простоты игры, но только редкое сочетание мастерства и удачи может принести победу. Люди играют в эту игру уже более 7000 лет. Великие Фараоны и персидские падишахи первыми играли в королевские нарды, считая шахматы слишком скучным занятием из-за предсказуемости партии. На протяжении веков игра стала хорошо известной во всем мире, но она никогда не была столь популярна, как в наше время. Цель игры состоит в том, чтобы провести по игровому полу свои шашки и снять их с доски раньше, чем это сделает соперник. Самой популярной разновидностью игры являются короткие нарды, в которых допускается сбивать шашки противника. Узнай насколько фортуна любит тебя — сыграй в «Короткие нарды».
Начальная позиция
Короткие нарды — игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются — дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.
Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор — соответственно справа.
Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.
У каждого игрока имеется своя пара игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешать кости. Кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.
Цель игры — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.
Движение шашек
Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Игрок, у выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.
Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:
1. Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.
2. Числа на обеих костях составляют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой — на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) поля, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также открыт.
3. Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации как сочтет нужным.
4. Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по-отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.
Как побить и зарядить шашку
Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока — это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.
К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.
Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.
Как выбросить шашки
Когда игрок привел все свои пятьнадцать шашкек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: Бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.
Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски
В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.
В нарды, как правило, играют на деньги при условленной ставке за одно выигранное очко. Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры, игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода, до того, как он бросит кости.
Если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял даве, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе (или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на число редаблов не существует.
Марс и Кокс
В конце игры, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько стоит к этому моменту на кубике (одно очко, если никто из игроков не говорил даве). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.
Дополнительные правила
Некоторые дополнительные правила получили широкое распространение в игре.
1. Авто-дабл. Если обоим игрокам выпало одинаковое число очков первым ходом, то ставки удваиваются. Кубик поворачивается по два и остается на середине доски. Игроки обычно заранее договариваются об ограничении числа авто-редаблов в начале игры. Это правило изредка используется при игре на деньги для придания большего азарта.
2. Бивер. Если игроку объявляют даве, он может немедленно передвоить ставки, объявив встречный редабл — бивер, кубик в этом случае остается у этого игрока. Игрок, который первым объявил даве, имеет возможность принять этот бивер или спасовать, как в случае простого даве.
3. Правило Якоби. Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет даве, поскольку стремится играть на марс,
Матчи, moneygame и командная игра в нарды
Как правило, матч состоит из нескольких партий. Цель всего матча — набрать определенное количество очков (как правило, играют до 3, 5, или большего нечетного количества очков)
В матчах как правило, используется даве.
Существует одно ограничение к предыдущему пункту. (Правило Кроуфорда). Если в данной партии ваш противник набрал на одно очко меньше, чем необходимо для победы в матче, то вы не имеете права объявлять даве непосредственно в этой партии. В случае вашего выигрыша партии, в следующей вы уже можете удвоить ставки.
Существует вариант игры в короткие нарды moneygame, как следует из названия, в него обычно играют на деньги. В этом варианте количество партий не ограничено (обычно играют до определенной разницы в счете либо до определенного времени).
В moneygame обычно применяется правило Якоби — то есть, пока не показан кубик, марс и кокс считаются как 1 очко. Бивер также может применяться в moneygame, если стороны условились об этом перед началом игры.
На турнирах и в клубах используются иногда несколько различных вариантов командной игры в нарды. Основные варианты следующие:
1. Парные консультации — Игра двое на двое на одной доске. Игра идет по обычным правилам, но с каждой стороны участвует по два игрока, которым разрешается советоваться друг с другом. Кости, как правило, бросает все время один из игроков, либо они меняются после каждой партии.
2. Командный турнир — Как правило, каждая команда состоит из трех игроков. Игра идет по обычным правилам на трех досках. Для победы команде необходимо выиграть два матча из трех.
3. Швец (chouette) — Клубный вариант игры в нарды ‘Один против всех’.
Спорные ситуации
1. Обе кости нужно бросать одновременно на плоскую поверхность доски в правую секцию. Игрок должен повторить бросок, если Одна или обе кости оказались вне правой секции доски, попали на шашки или не лежат горизонтально.
2. Ход считается сделанным, когда игрок забрал свои кости. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход. Ход считается сделанным как он есть, если оппонент бросил свои кости или начал свой ход, объявив даве.
3. Если игрок бросил кости до того, как его противник завершил свой ход (то есть не забрал еще свои кости), бросок игрока не засчитывается. Это правило обычно не используется, если ход был вынужденным или когда дальнейший контакт между шашками противоположных сторон невозможны.
www.sportspravka.com
Термины Нард
Домом является последняя четверть игральной доски, в которую игроки передвигают шашки, и откуда потом снимают их за борт доски.
Блот – это пункт (лунка), занятый одной шашкой.
Снимать шашки
Снимать шашки, означает перемещать шашки из своего дома за пределы игральной доски.
Куб Даве (удвоение)
В ходе игры (до броска зар, но после первого хода) один из соперников может предложить удвоить ставку. Куб Даве – это возможность удвоения ставки в игре. У соперника есть выбор – отказаться либо играть по удвоенной ставке (прининять Даве). Отказавшись, игрок тем самым, признает свое поражение и выплачивает исходную ставку. А, приняв Даве, он может в свою очередь, инициировать новое удвоение ставки.
Бивер (Beaver)
Бивер – это моментальное удвоение ставки игрока, который принял предложение соперника удвоить ставку. Предложив Бивер, игрок продолжает удерживать Даве у себя. Важно: использовать Бивер можно только тогда, когда в игре была оговорена возможность применять Куб Даве.
Дубль – это одинаковое количество очков, выпавшее на обеих игральных костях (зарах).
Марс (Gammon)
Если в конце партии проигрывающий снимает хоть одну шашку, то он проигрывает количество стоящих на кону очков (одно в стандартной игре, либо удвоенное число – если применяется Куб Даве). Если проигравший не может снять с доски ни одной своей шашки, то он проигрывает марс, (теряет вдвое больше очков, чем при стандартном поражении).
Кокс (Backgammon)
Кокс – довольно редкий вариант проигрыша, когда проигравший не может снять ни одной шашки в конце игры, а также его шашки остаются либо на баре, либо в доме противника. В данном случае он теряет утроенное число очков.
Якорь (Anchor)
Якорь – это пункт (лунка), занятый несколькими шашками.
Правило Якоби (Jacoby rule)
Правило Якоби применимо лишь при одиночной игре и при условии снятия всех шашек одним из игроков. Если кокс и марс считаются одним очком (при необъявленном Даве), то при применении Правила Якоби игра убыстряется. Это правило исключает ситуацию, когда игрок не предлагает Даве, так как старается победить «марсом».
Правило Кроуфорда
Правило Кроуфорда применимо только тогда, когда играется серия игр (матч). Правило Кроуфорда гласит, что если одному из соперников не хватило одного очка до победы в серии игр, то в последующей игре Куб Даве не применяется (только один раз). Например, матч играется до шести очков. Если счет 5:3, то в последующей игре Куб Даве недоступен. Если в этой игре выигрывает отстающий (счет 5:4) – Куб Даве может быть использован.
Зары – это кости, которые кидают игроки. В игре используется только две зары.
Матчи – это серия игр.
См. понятие «Бивер»
Бар – это планка, разделяющая игральную доску. Бар, служит местом, куда складываются побитые шашки.
Ставка – это сумма, на которую играют игроки.
nardyclub.com
Смотрите еще:
- Сроки оплаты земельного налога 2018 Срок уплаты земельного налога юридическими лицами Актуально на: 26 января 2017 г. Земельный налог является местным налогом (ст. 15 НК РФ), и сроки его уплаты устанавливаются нормативными правовыми актами […]
- Статья 14 федерального закона от 05042013 44-фз или копии этих документов Декларация соответствия 44-ФЗ Приветствую вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней небольшой статье речь пойдет о декларации соответствия участника закупки требованиям 44-ФЗ . Поскольку в мою службу […]
- Правила тренировки на рельеф Тренировки для рельефа Аэробные тренировки для рельефа Править Для создания рельефа необходимо работать в двух направлениях: гипертрофия мышц и сжигание жира. Первый этап в достижении рельефа включает в […]
kam-merch.ru