Компьютерные обучающие игры — mama.ru
Компьютерные игры для дошкольников должны быть увлекательными, развивать внимание, быстроту реакций, тренировать память. Выполнение всех игровых заданий должно обучить ребенка аналитически мыслить в нестандартных ситуациях, классифицировать и обобщать понятия; развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. Кроме того, игра должна быть осмысленной и простой одновременно, с низким уровнем агрессии.
Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности. Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.
Правила компьютерных игр
— Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки — игра длится 9 минут.
— Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки — это полчаса в день.
Интернет-ресурсы для дошкольников:
www.logozavr.ru — сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;
www.adalin.mospsy.ru — развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
www.igraemsa.ru — детский портал “Играемся” — развивающие компьютерные игры;
www.viki.rdf.ru — детские электронные презентации и клипы;
www.viki.rdf.ru — компьютерная программа для развития детей;
www.doktorpapa.ru — развивающий игры для детей он-лайн;
www.yooooo.ru — игры для детей;
www.babylessons.ru — детские развивающие игры;
www.samouchka.com.ua — интерактивные обучающие упражнения;
www.olesya-emelyanova.ru — настольная игра “Викторина первоклассника”;
www.gbum.ru — развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;
www.luntikcity.ru — “Лунтик учит буквы”;
www.babyuser.net — “Лунтик учит цифры”;
www.torrentino.ru — “Лунтик. Тренируем память и внимание”;
www.boowakwala.uptoten.com — он-лайн игры;
www.caillou.com — он-лайн игры.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
mama.ru
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Развивающие игры для детей дошкольного возраста поощряют к деятельности, в которой совершенствуется мышление и память ребенка. Формируется его характер и навыки, востребованные для дальнейшего обучения.
Правильно организованная игровая деятельность считается незаменимым средством воспитания, поскольку помогает детям расти здоровыми, получить навыки, которые пригодятся в жизни.
Дошкольников привлекают новые действия, позитивно окрашенные эмоции. Верные союзники взрослых в воспитании — развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, «умные» игрушки.
Интересная и полезная деятельность в 4–6 лет влияет на формирование характера ребенка, совершенствует его внимание, память, мышление и другие функции растущего организма. Все это востребовано и необходимо для последующего успешного обучения в школе.
Дошкольники обучаются способам действий, в этом заключается познавательный аспект развивающей игры. Дети не получают готовые знания, а добывает их сами. Происходит формирование психических процессов, способностей.
В игре ребенок учится отыскивать предметы по признакам, обмениваться с другими детьми. Развиваются отношения дошкольников (воспитательная сторона игрового процесса).
Отличить развивающие игры от сюжетных, дидактических, театрализаций и других занятий позволяет ряд особенностей:
- особый игровой замысел, который предлагает детям взрослый человек;
- подготовленный заранее материал для игры;
- определенные правила;
- организованное общение ребят.
Игровой замысел учитывает возрастные качества детей. Младшие дошкольники больше интересуются предметами, их свойствами. Для них следует выбирать разнообразный по фактуре материал, который они получают в собственные руки. Современные компьютерные игры привлекают детей старшего дошкольного возраста.
Взрослый человек в обучающей игре — это ее организатор и непосредственный участник:
- сообщает замысел, правила;
- обучает игровым действиям;
- направляет игру;
- помогает детям;
- поощряет за достижения, следит за соблюдение правил.
Коллективные
В развивающих играх присутствуют индивидуальная и коллективная составляющая деятельности. Дошкольники учатся общаться, постепенно осваивают правила социума.
Благодаря коллективным развивающим занятиям ребенок может слушать, говорить и делиться своими чувствами. В игре «Раздувайся пузырь» для детей среднего дошкольного возраста ребята с помощью взрослого учатся взаимодействовать.
Описание:
- Воспитатель или родитель предлагает ребятам присесть на стулья в комнате. Подходит к одному из дошкольников и задает вопрос: «Как тебя зовут? Назови свое имя, чтобы тебя услышали».
- Ребенок отвечает, ведущий берет его за руку и добавляет: «Пойдем играть!». Взрослый с первым дошкольником идет к следующему малышу.
- Когда все дети становятся «змейкой», ведущий замыкает кольцо ребят и говорит: «Какой большой пузырь у нас получился! Давайте сделаем его маленьким».
- Дошкольники смыкаются в тесный кружок, затем дуют в сжатые ладони — «надувают пузырь», издавая с каждым выдохом «ф-ф-ф» и делая шаг назад. Вновь получается большое кольцо.
- Взрослый выходит в центр и дотрагивается до сомкнутых рук детей, восклицает: «Пузырь лопнул!». Ребята хлопают в ладоши и бегут к ведущему. Играть можно несколько раз.
Математические
Дошкольники изучают азы точных наук в игровых ситуациях. Уровень восприятия и запоминания объективно сложного для детей материала зависит от подготовки, проведенной взрослыми.
Развивающие математические игры связаны с использованием готового набора «Геометрическая мозаика», природного и бросового материала, канцелярских принадлежностей.
С их помощью взрослый формирует у ребенка представления о форме и размерах геометрических фигур, количестве и числе предметов. Математические игры развивают мелкую моторику и логическое мышление.
Описание игр:
1. «Чудесный мешочек»
В мешочек из плотной ткани взрослый кладет шишки, матрешки, кубики, небольшие шарики. Ребенку или группе детей объясняет, что в чудесном мешочке спрятались разные предметы, называет их. Подзывает дошкольника и предлагает достать: 4 кубика, 3 шишки, 2 шарика (не подглядывая).
2. «Молоточек»
Взрослый предлагает детям поднимать карточки с цифрами, соответствующие количеству ударов молоточком.
3. «Будь внимателен!»
1 вариант. Ведущий молча показывает ребятам разное количество игрушек, других предметов либо изображений. Дети поднимают таблички с соответствующими цифрами.
С мячом
Когда ребенок бегает, играет в мяч, прыгает, у него формируется ловкость, повышается выносливость и развивается координация. Дошкольник также усваивает значение предметов и явлений. Дети начинают запоминать, что означают слова: «брось мяч», «иди», «стоп» и другие.
Каждая частичка информации, полученная в игре, находит благодатную почву, дети собирают ее, используют в дальнейшем. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут яркие мячи разного цвета и диаметра, мишени, корзины.
Описание игр:
1. «День и ночь» (бросать и ловить мяч)
Дети берут в руки по одному мячу. Когда ведущий произносит: «день», ребята начинают бросать мячи вверх, вниз, в стену или мишень. Раздается команда взрослого «ночь», дети замирают в том движении, которое они выполняли.
Нельзя двигаться, пока ведущий не скажет «день». Играть можно с небольшой группой детей в течение 4–5 минут.
2. «Детский боулинг»
Проводят во дворе или помещении две линии, образующие «поле для боулинга. Чем меньше дети, тем короче должно быть расстояние между линиями. На одной черте устанавливают 3 пластиковые кегли. Дети находятся за второй чертой.
Каждый из малышей по очереди старается сбить кегли мячиком. Его можно бросать или катить, как ребенку будет удобнее. Каждая сбитая кегля приносит игроку очко, ему вручают маленький бумажный квадратик. Кто наберет их больше остальных, тот и победил в игре.
Скороговорки
Нарушение дикции очень часто приводит к проблемам в школе. Формирование правильной речи возможно с помощью детских развивающих игр. В них ребенок учится произносить буквы, слова и предложения.
Особенно увлекают скороговорки детей среднего дошкольного возраста. Они радуются веселым речевым тренировкам, состоящим из коротких забавных фраз:
- Все бобры для своих бобрят добры.
- – Расскажите про покупки! – Про какие «про покупки?» – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
- Скворцы да синички — веселые птички.
- Иголки у елки — колки.
- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Произнесение русских скороговорок и потешек укрепляет речевой аппарат, обогащает словарный запас дошкольника. Взрослому необходимо контролировать правильность произнесения букв и слов, особенно ребенком 6 лет, предлагать ему новые скороговорки.
С канатом
Скакалки, веревки дают возможность весело провести время с ребенком. Простые игры с канатами нравятся младшим и старшим дошкольникам.
Описание игр:
1. «Змея»
Проводят во дворе, на дорожке сада или парка, в комнате. Участвовать может один малыш или несколько детей. Взрослый кладет веревку на землю и просит ребенка перепрыгнуть несколько раз. Растягивает канат по земле, удерживая один конец. Просит детей помочь шевелить «змею». Игру лучше проводить под веселую музыку.
2. «Веревочные забавы»
Длинный канат взрослый укладывает в виде ломаной линии на траву или дорожку. Предлагает ребенку ходить по канату, придумать и выполнить другие виды упражнений, например, прыгать через веревку на одной или двух ногах, ползать по ней.
Подвижные
Развивающую направленность подвижных игр ни педагоги, ни родители не ставят под сомнение. Многие взрослые люди с детских лет помнят любимые подвижные игры. Есть русские забавы, которым несколько сотен лет, например, «Гуси-гуси», «У медведя во бору».
Игры классифицируют по интенсивности движений (малой, средней и высокой подвижности). Есть забавы с водящим и без него, с предметами и другие виды.
Описание игр:
1. «У медведя во бору»
Водящий — «медведь» спит в «берлоге». Дети делают вид, что наклоняются и собирают дары леса. Постепенно приближаются к ведущему. Поют песенку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит — на детей рычит».
Водящий встает и рычит, изображая недовольного «хозяина леса». Дети бросаются врассыпную. Для усовершенствования игры можно менять исходное положение водящего (в центре, стоя, сидя на стуле, за скамейкой.).
2. «Дракон»
Колонна детей превращается в ходе игры в «дракона». Первый ребенок изображает «голову», а последний — «хвост». По сигналу ведущего «голова» стремится ухватить «хвост», а тот увертывается. Когда «хвост» пойман, дети меняются местами.
Настольные
Детское домино, трафареты для рисования, раскраски и другие настольные игры развивают память и сообразительность ребенка, позволяют организовать его досуг.
Есть в магазинах готовые наборы, не менее интересно детям играть в самодельное домино (картонки с геометрическими фигурами, автомобилями, овощами и фруктами, животными).
Рисование с помощью трафаретов развивает творческие навыки и глазомер ребенка.
Дети любят разгадывать головоломки, одна из современных забав — пазлы — им особенно по душе. Простые предназначены для детей младшего дошкольного возраста, они могут собрать 4–6 элементов. Более сложные насчитывают десятки фрагментов, взрослые обычно с удовольствием помогают детям собрать картинку по образцу.
Компьютерные
Яркие картинки на экране дают возможность ребенку изучать цвета и геометрические формы, буквы и цифры. Развивающие компьютерные игры увлекают детей, стимулируют логическое мышление, расширяют кругозор.
Выбор огромен, создают их для детей практически всех возрастных групп (исключая самых маленьких). Пребыванию дошкольника у экрана следует отводить не больше 20 минут в день.
Поиск соответствующих возрасту ребенка развивающих игр — одновременно интересная и сложная проблема для родителей. Сделать правильный выбор и организовать досуг ребенка помогут простые советы:
- Дети должны играть.
- По своей природе ребенок любопытен, ему интересно с предметами, стимулирующими воображение, такими же разнообразными и замечательными, как мир вокруг.
- Лучшие игрушки — комплексные, например, разноцветные кубики разного размера, а на гранях — азбука и картинки.
- Детям необходимо двигаться, среди игрушек должны быть мячи, скакалки, кегли.
- Развитие языка начинается с простейших игр, потешек и колыбельных. Затем настает черед сказок, скороговорок, литературных произведений.
- Простые головоломки, пазлы, конструкторы формируют координацию малышей, позволяют понять, как разные предметы сочетаются друг с другом.
Дошкольники в развивающих играх получают навыки, которые помогают успешнее преодолевать ступени возрастной «лестницы». Ребята узнают о времени, природе, людях, науках, искусстве.
Для детей среднего дошкольного возраста важна социально-эмоциональная сторона деятельности. Они учатся в игре сотрудничеству, подчиняются правилам, что становится залогом успешной социализации.
Поэтому так важно научить ребенка справляться с возникающими проблемами. Преодолевая очередную трудную ситуацию, он радуется: «Я сделал!», «У меня получилось!».
Видео: Развивающие упражнения(игры) для детей 3-4 лет
gopsy.ru
Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста
В настоящее время в системе образования существует эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы – предшкольное образование.
Современные требования к дошкольному и предшкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального и математического развития дошкольников [1].
В содержании математического развития детей дошкольного возраста можно выделить несколько направлений: арифметическая, алгебраическая, геометрическая, величинная и алгоритмическая. Последняя направлена на развитие у детей умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение. В дошкольном возрасте формируются познавательные процессы, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. В связи с этим особую актуальность имеет процесс развития интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста. Исследования отечественных психологов свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Отмечается необходимость развития соответствующих интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка именно на стадии дошкольного детства, так как позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Ориентация на развивающее обучение, направляют педагогов на использование новых технологий, в которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального и математического развития дошкольников. Развивающая предметно-пространственная среда детства представляет собой систему условий, которая обеспечивает полноту развития личности ребенка в разнообразных видах деятельности, в том числе в математической [2]. Способствует развитию у ребенка умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогают игровые технологии, способствующие стимулированию познавательной активности детей; актуализации жизненного опыта детей, обучению решению проблемных ситуаций различного характера и пр. В игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений.
Обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды являются развивающие компьютерные игровые программы. Во многих компьютерных игровых программах для детей дошкольного возраста заложен образовательный и развивающий потенциал, однако он может быть реализован только при грамотном методическом обеспечении компьютерных игровых технологий.
В работах С. Л. Новоселовой и Г. И. Петку, отмечается, что компьютер является специфическим «интеллектуальным орудием» человека, позволяющим выйти на новый информационный уровень, он представляется в качестве современного средства деятельности дошкольника [5]. Авторы, указывают, что ребенок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к пяти годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления, что становится основной характеристикой достижений умственного развития в этом возрасте.
В дошкольных организациях содержание обычных дидактических и развивающих игр и электронных игр взаимно обогащает друг друга [5]. Использование компьютера как средства воспитания и развития математических способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам [4].
Детские компьютерные обучающие программы способствуют развитию активного словаря, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, воображения, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, внимания, пространственного ориентирования. Компьютерная обучающая программа представляет собой некоторую программную оболочку, заполненную разнообразным предметным содержанием. К обучающим программам зачастую относят широкий круг компьютерных программ, таких как электронные учебники и учебно-методические комплексы, обучающие игры, кроссворды и головоломки, образовательные сайты, онлайн виртуальные лаборатории, онлайн моделирование и т. д. В компьютерных играх у детей развиваются конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Компьютерные развивающие программы не только повышают самооценку ребенка, уровень его притязаний, но и рождают уверенность в себе, а также чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.[6]
Игровые компьютерные программы делятся (классифицируются) на подгруппы, по различным критериям: возрасту детей, сюжетной тематики, уровню сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик. Но в первую очередь все образовательные компьютерные программы для детей дошкольного возраста можно сгруппировать в следующие большие классы: развивающие игры; обучающие игры; игры-экспериментирования; игры-забавы; компьютерные диагностические игры [3].
По мнению Н. О. Дроговцовой и Е. А. Тупичкиной, развивающие игры и программы для детей дошкольного возраста – это компьютерные программы так называемого «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития [3]. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка. Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.
Обучающие игры и программы для детей дошкольного возраста – это игровые программы дидактического (закрытого) типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слово- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий [3].
Игры-экспериментирования для детей дошкольного возраста. В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно – скрыты в сюжете игры или способе управления ею.
В игры-забавы предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».
К компьютерным диагностическим играм для детей дошкольного возраста относят все выше перечисленные виды игр, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики.
По данным Н. Старшовой, все образовательные компьютерные программы, можно сгруппировать по тематическому, психолого-педагогическому и возрастному критериям и представить следующими разделами: «Первое знакомство с компьютером», «Живая математика», «Русский язык в картинках», «Конструирование», «Мир природы», «Вместе и отдельно», «Ориентация в пространстве», «Режиссерские игры», «Комбинаторика», «Закономерности движения» и «Диагностика». Каждая программа содержит в себе в соответствии с идеями ее авторов дидактические, развивающие и диагностические задания [7].
Так, программы серии «Живая математика»способствуют формированию начальных математических представлений, помогают детям освоить прямой и обратный порядковый счет, счет с заданным шагом, состав числа, геометрические фигуры, понятия величины и формы, простейшие арифметические действия сложение и вычитание.
В тоже время, как отмечает М. Степанова, необходимо, чтобы обучение с использованием компьютера соответствовало возрастным возможностям пользователей (в частности дошкольникам) [8]. Компьютерные средства обучения и развития детей в дошкольный период могут быть использованы в работе при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм-рекомендаций.
Таким образом, компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер. Комплексное использование различных игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Литература:
- Васенина С. И., Винокурова Н. В. Развитие творческой активности у детей предшкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания / С. И. Ваеенина, Н. В. Винокурова // Педагогические системы развития творчества: IX Международная научно-практическая конференция, 13-14 декабря 2011 г.: [материалы] в 2 ч. Ч. 1 – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2011. – С. 123-127.
- Васенина, С. И. Конструирование предметно-развивающей среды как средство математического образования дошкольников // Казанская наука. 2015- №8.- С.115-117
- Дроговцова, Н. О. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде / Н. О. Дроговцова, Е. А. Тупичкина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 49 — 57.
- Ломбина, Т. Н. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 23 — 30.
- Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
- Сафонова Л. А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития: сб. ст. по материалам Всерос. заочной науч.-практ. конф. «Проблемы образования в условиях инновационного развития» (25 февраля – 01 апреля 2014 г.) [материалы] [Электронный ресурс] / редкол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.), С. Н. Горшенина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – С. 79-81
- Старшова, Н. В. Как помочь ребенку сохранить здоровье / Н. В. Старшова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 51 — 54.
- Степанова, М. И. Правила безопасного общения с компьютером / М. И. Степанова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 40 — 50.
moluch.ru
НИИ Эврика. Математические игры для детей 5–6 лет: готовимся к школе
Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале мы предлагаем вам математические игры для детей 5–6 лет. В каждой семье наступает момент, когда перед родителями встаёт задача, как научить малышей простым математическим действиям. Делать это нужно так, чтобы с первого раза не привить ребёнку негативное отношение к учёбе. Так что воспользуемся игровыми методами. Не знаете, как это сделать? Тогда садитесь и читайте!
С чего начать?
Многие родители совершают грубую ошибку, сразу усаживая малышей за стол и устраивая подобие школьных занятий. Взрослые заставляют детей писать цифры, складывать яблоки и т.д. Это в корне неверное начало.
Не забывайте, что математика включает в себя не только умение считать, но, прежде всего, способность логически мыслить. Математические игры направлены и на обучение счёту, и простым действиям, и пространственному мышлению, и логике.
Итак, начнём знакомство с цифрами. Если кроха к пяти годам уже умеет считать до десяти и соотносит внешний вид чисел с количеством — считайте, полдела сделано. Можно переходить на следующую ступень. Найдите подходящий момент. Можно ради этого заранее прикупить вкусностей и положить несколько конфет или печенюшек в вазу. Когда кроха потянется за конфетой и съест её, остановитесь и спросите: сколько конфет было в вазе? А сколько осталось, когда ты съел одну?
Расскажите, что малыш сегодня впервые познакомился с вычитанием. А теперь пример на сложение. Добавьте к имеющимся конфетам ещё одну или две. Сколько получится? Объясните крохе, что такое сложение и для чего необходимо это действие. Вот начало урокам по математике и положено. Теперь дело техники. Во время занятий не забывайте, что концентрировать своё внимание более 50 минут подряд малыш не может, поэтому играть дольше нет смысла. Не заставляйте, а направляйте, подбадривайте. Ваша задача — сделать первые шаги вашего крохи в математике наиболее лёгкими, чтобы и дальше наука не казалась ему трудной.
А теперь давайте поиграем в математические ребусы, загадки и лабиринты.
Сложение и вычитание
Просто решать примеры на бумаге скучно. А если то же самое задание преподнести ребёнку в форме игры, информация усвоится гораздо лучше. Предлагаем несколько идей, как сделать увлекательную «огранку» традиционному решению примеров на сложение и вычитание в пределах 10 или 20 (если ваш кроха уже пытается считать в этих пределах).
- Карточки, на которых нарисованы цифры. Дидактический материал для игр можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона карточки и напишите на них фломастером или красками необходимые цифры. Каждое число продублируйте, чтобы его можно было использовать в примерах. Вместо карточек можно применять продающиеся сегодня в детских магазинах магнитные или деревянные цифры, лото, домино и т.д. Складывайте из них примеры, решайте задачи. Поверьте, есть большая разница: написать пример одним цветом маленькими цифрами на бумаге или же сложить его из красочных пёстрых карточек!
- Математические раскраски. Все крохи любят рисовать. Используйте эту страсть своего малыша и предложите раскраску с математикой. Если ребёнок никогда прежде не знакомился с таким видом деятельности, начните с простого: распечатайте картинку с контурами, поделите её на части и обозначьте каждый цвет цифрой. Пронумеруйте каждую часть на рисунке: она должна соответствовать определённому цвету. Когда кроха осознает, в чём состоит смысл задания, —усложняйте. Вместо чисел напишите примеры на сложение и вычитание. Когда ребёнок решит пример, у него должно получиться число, соответствующее числовому обозначению оттенка. Материалы для раскрасок можно сделать самому или распечатать готовые рисунки с примерами. Чтобы вселить в кроху уверенность в своих силах, можете устроить домашнюю выставку его работ!
- Игры онлайн. Сегодня производители компьютерных игр предлагают множество вариантов развлечений с пользой для малышей. На мониторе можно складывать, вычитать, сортировать предметы по определённым признакам, решать логические задачи. Заранее подбирайте задания для малыша: нежелательно, если он будет видеть, как вы длительное время находитесь в поисках, а он в этот период скучает. Ваш выбор должен быть осознанным. И не забывайте: от компьютерных игр может быть не только польза, но и вред для зрения и психики. Ограничьтесь одним часом в сутки, причём разбивайте время для игр на несколько этапов.
Благодаря игровому подходу к обучению математике вы вскоре заметите явный прогресс в знаниях у ребёнка, ведь учиться ему будет интересно!
Логические задачи
Классический пример: что легче — килограмм пуха или килограмм железа? Конечно, кроха ещё может не знать о граммах или килограммах, но сам принцип организации подобных задач должен быть родителям понятен.
Подобных заданий существует очень много. Взяв за основу один принцип, вы можете придумывать различные варианты похожих задач, пока не убедитесь, что ребёнок их усвоил.
Например, возьмите три куклы и наденьте на них платья разных оттенков. Если кукол нет, можно нарисовать их или использовать любые другие предметы. Придумайте куклам имена. А теперь малыш должен угадать, как зовут девочек, решив задачку. Скажем, Маша одета не в синее и не в зелёное. А Оля одета не в зелёное и не в розовое. В какое платье одета Катя? (Ответ: в зелёное, поскольку две предыдущие куклы в него не одеты).
Дидактические игры можно придумать и с геометрическими фигурами, которые любой ребёнок к шести годам должен знать. Нарисуйте большой треугольник или любую другую фигуру. Внутрь впишите другие фигуры — желательно так, чтобы они сразу не бросались в глаза. Попросите малыша найти их и раскрасить в определённые оттенки цветов, например, круг — в жёлтый, треугольник — в синий и т.д.
Придумывайте разные варианты заданий с геометрическими фигурами. Например, можно нарисовать собачку только из треугольников, а ребёнку предложить изобразить зайчика, используя только окружности. Получится ли это у него?
Можно немного отвлечься от чисто математических вычислений и подключить бытовую логику. Найдите карточки с изображением зверей, желательно диких и домашних. Допустим, у вас шесть животных. Для них нарисуйте домик, в котором будет три комнаты. Задача ребёнка — расселить животных так, чтобы они не подрались и не съели друг друга, а смогли мирно ужиться в одной комнате. Чтобы выполнить задание, крохе придётся вспомнить классификацию зверей, а потом поровну распределить их по комнатам.
Математика не должна сосредотачиваться только на цифрах, тем более в таком возрасте, когда интересно все жизненное. Игры и примеры должны быть понятными и полезными — тогда и малыш будет решать их с удовольствием.
Что нужно уметь?
В результате математических игр дети получают базовые знания, которые пригодятся им в школе. Неплохо будет, если ваш кроха ещё и научится писать цифры. Для обучения созданы специальные прописи с картинками, где ребёнок сначала считает изображения, подписывает их количество цифрой, а потом эту цифру раскрашивает, прописывает и т.д.
Чем не игра в прописи? В день можно сочетать разные типы заданий: сегодня пишем и раскрашиваем, завтра играем на компьютере и решаем задачи на логику. Благодаря разумному распределению усилий ни вы, ни кроха не будете уставать, и к школе вы вполне будете соответствовать требованиям к первокласснику:
- считать до десяти;
- знать и уметь писать цифры;
- отличать и рисовать простые геометрические фигуры, делить их на равные части;
- знать понятия «шире» — «уже», «выше» — «ниже» и уметь измерять три основных параметра: длину, высоту и ширину;
- решать задачи в одно действие.
Если ребёнок легко справляется с поставленными задачами, значит, ваши игры были организованы верно!
Может быть, дорогие читатели, вы хотите предложить свой вариант математических игр? Тогда оставляйте комментарии. Мы с радостью примем во внимание ваш опыт.
nii-evrika.ru
Дидактическая игра на счёт «Посчитай-ка»
Катерина | 22/12/2015 16:34
Сыну Артёму 5 лет. Очень понравились игры, сама иногда задумывалась, а сын сразу задания выполнял (Игра Забор). Замечательные игры лучше, чем всякие «стрелялки» и «гонялки». Единственное что не удобно, так это переключаться между играми, приходиться всегда в каталог заходить.
лиза | 23/10/2015 15:16
Алина | 30/06/2015 14:11
Мой брат Андрей каждый день играет!
Ангелина | 26/03/2015 16:46
Хорошии игры
зяма | 14/02/2015 04:54
моему братишке Андрюшке понравилась!
луиза | 11/02/2015 13:46
самая лушчая игра
Настя,17 лет | 30/01/2015 15:24
Классно моей сестрёнке понравилось ей 5 лет зовут её Алиса!!!
Серёжа 3 года | 17/01/2015 16:42
посчитал правильно, молодец!
Маржан | 17/01/2015 15:14
Очень классная игра, она мне нравится
Ева | 07/01/2015 13:24
класс Артёмке моему братику понравилось
Онур | 06/01/2015 22:38
мы справились
аня | 29/12/2014 22:06
да мая сестра теперь научилась шитать до 6 у 3 годика
Юлия | 27/12/2014 13:54
Братик с интересом играл!!Спасибо))
ксения | 26/12/2014 12:26
дочке понравилась
Настя. | 24/12/2014 18:34
Очень классная игра, она мне нравится. Называется посчитай-ка! класс. КРУТО!
катя | 17/12/2014 16:29
нет моей сестренке не понравилась
ЯНА | 18/11/2015 19:46
катя почему твоей сестрёнке не понравилось?
Юля | 11/12/2014 19:54
у меня не открывается
Алиса Лисиенко 8 лет | 02/12/2014 14:01
Я молодец!
ксюша | 30/11/2014 10:58
очень хорошо учить брата
Даша | 27/11/2014 12:28
игра просто супер
ясмина | 22/11/2014 18:11
самая лушчая игра
Скородумова Полина | 22/11/2014 14:02
мне понравилось.
Nakosya | 21/11/2014 14:52
Моему 3-х летнему братику понравилось ))
вика холева | 18/11/2014 19:37
просто классно
максим | 16/11/2014 15:54
Как то слишком по детски
Ирина | 11/04/2015 20:30
По детски говоришь? Так это и есть сайт для малышей!
Настя | 16/11/2014 14:37
Не очень понравилось сестрёнке
www.igraemsa.ru