Загадка Леонардо | Правильные игры
Дневники Леонардо да Винчи — это несколько тысяч пожелтевших от времени страниц, рассеянных в коллекциях по всему миру. Эти бумаги покрыты замысловатым зеркальным почерком да Винчи и множеством чертежей, набросков, зарисовок — от знаменитого витрувианского человека до фантастических механизмов. Возможно, эти небольшие рисунки не только говорят о неустанной работе ума Леонардо, но и содержат ключ к разгадке одной из тайн, которые в изобилии окружают личность великого флорентийца.
«Загадка Леонардо» — настольная карточная игра-головоломка, участники которой исследуют записи Леонардо да Винчи в поисках скрытых закономерностей. Обнаружив последовательность из трёх одинаковых символов, игрок получает соответствующий ключ. Цель игры — собрать семь разных ключей: тот, кто сделает это первым, раскроет загадку Леонардо и станет победителем.
Игровая колода состоит из карт с фрагментами дневниковых записей да Винчи. На каждой карте изображены два разных рисунка-символа: кавалерист, алебарда, профиль, чайка, кошка и т. п. Всего таких символов двенадцать. В начале игры колода перемешивается, и участники берут из неё по 10 карт. Не глядя в доставшиеся ему карты, каждый игрок выкладывает пять из них на стол перед собой в виде креста. Этот «крест» — личное рабочее пространство игрока, где ему и предстоит выстраивать ряды из одинаковых символов. Оставшиеся пять карт участники забирают себе на руку.
В начале своего хода игрок должен заменить одну из лежащих перед ним карт. Он выбирает одну из пяти позиций в своём «кресте», выкладывает туда новую карту с руки, а ту карту, что находилась там прежде, передаёт соседу слева. Тот должен выложить её в собственный «крест», в то же самое место, где она лежала у соперника, а свою старую карту оттуда сбросить. Затем тот игрок, чей сейчас ход, проверяет, не удалось ли ему получить очередной ключ. Для этого он должен собрать у себя на столе вертикальную или горизонтальную линию из трёх одинаковых символов. Если в результате замены карты такая линия образовалась, игрок берёт себе соответствующий ключ — жетон с таким же символом. Поскольку на каждой карте изображено два символа, особо удачным ходом можно взять сразу два ключа. А если один и тот же символ присутствует на всех пяти картах его «креста», участник получает один любой жетон по своему выбору. Все ключи у игрока должны быть разными: он не может получить какой-либо жетон повторно, даже если снова соберёт нужную линию. Наконец, в завершение своего хода игрок берёт на руку одну карту из колоды и передаёт право действовать по часовой стрелке. Как только кто-нибудь из участников получает свой седьмой ключ, партия немедленно заканчивается и он объявляется победителем.
«Загадка Леонардо» — настольная игра для тех, кому по вкусу несложные интеллектуальные развлечения. Она немного напоминает «крестики-нолики», только на постоянно меняющемся поле. К тому же здесь нет выигрышной стратегии — напротив, вся партия состоит из серии небольших, но весомых тактических решений. Да и решать «Загадку Леонардо» интереснее всего втроём или вчетвером, а если объединить два игровых комплекта, этим увлекательным занятием смогут заняться до восьми участников.
rightgames.ru
Загадки Леонардо да Винчи: lenarudenko
Леонардо да Винчи — уникальный гений всех времен. Он был художником, философом, медиком, химиком, изобретателем. Великий мастер оставил потомкам немало легенд и загадок.Леонардо да Винчи (1452 — 1519 год, 67 лет)
О загадках Леонардо можно рассуждать бесконечно. У меня в посте собраны некоторые из них.
Улыбка Моны Лизы
Мона Лиза (Джоконда)
Предположительно, Леонардо писал свою знаменитую картину 2 года (1503-1505).
В 1505 году мастеру было 53 года.
Каждый зритель воспринимают улыбку Джоконды по-разному: лукавой, грустной, задумчивой, сердитой.
Говорят, кто долго смотрит на картину, начинает сходить с ума.
«Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности» (Мутер)
Предположительно, эскиз Моны Лизы
Из воспоминаний Джорджо Вазари (1511-1574), первого биографа Леонардо:
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло».
Несмотря на утверждение биографа, споры о личности Моны Лизы не прекращаются.
«Вторая Мона Лиза», хранящаяся в музее Швейцарии.
Как утверждают эксперты, это первый вариант картины, написанный на 10 лет раньше.
Много версий пытается объяснить улыбку Моны Лизы:
У Моны Лизы болели зубы;
Мона Лиза была беременной;
Это портрет самого Леонардо;
Улыбка Моны Лизы – оптическая иллюзия;
На Лице Моны Лизы не улыбка, а паралич лицевого нерва;
Дама страдала психическим расстройством;
Мона Лиза – переодетый мужчина;
Есть вообще оригинальная версия одной британской ученой, которая разглядела в улыбке Джоконды мужской зад.
«Вторая Мона Лиза», фрагмент
Два варианта Моны Лизы
Этим портретом Леонардо особенно дорожил. Он не отдал картину заказчику, а увез с собой во Францию, куда направился по приглашению короля Франциска I. Картина получила известность среди любителей искусства того времени. После смерти Леонардо Джоконда находилась в коллекции короля.
Легенда Тайной ВечериФреска «Тайная Вечеря» была написана Леонардо в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-Делле-Грацие в Милане, 1495-1498 годы. К сожалению, фреска начала разрушаться еще при жизни мастера. В 1499 году, через год после завершения картины, Милан был захвачен французскими войсками, и победители устроили в трапезной конюшню. Утверждают, что неудачный эксперимент мастера с составом красок также привел к разрушению фрески.
Фреска «Тайная Вечеря»
У истории создания картины есть легенда.
Натурщика на роль Христа мастер нашел в церковном хоре. По легенде, юноша поразил Леонардо своей одухотворенностью.
С ролью Иуды оказалось сложнее. Прошло три года, работа была закончена, только профиль Иуды оставался неготовым. Заказчики торопили художника с завершением росписи.
Наконец мастеру встретился подходящий типаж — пьяный оборванец в сточной канаве. Казалось, что на лице этого бродяги отразились все низменные страсти.
Помощники дп Винчи привели пьяного натурщика в трапезную монастыря. Леонардо принялся за работу. Бродяга был настолько пьян, что поначалу не понимал, где находится.
Через несколько часов натурщик очнулся. Оглядевшись, он подошел к фреске.
— Я видел эту картину! – воскликнул он.
— Когда? – спросил удивленный мастер.
— Три года назад, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний. Тогда какой-то художник написал с меня Христа…
Христос
Иуда.
Художник изобразил темный профиль на фоне других светлых лиц.
Другие апостолы устремлены к Христу, Иуда — отпрянул.
Эскиз профиля Иуды
Небо вечери в стену влюбилось,-
Все изрублено светом рубцов —
Провалилось в нее, осветилось,
Превратилось в тринадцать голов.
Вот оно — мое небо ночное,
Пред которым как мальчик стою:
Холодеет спина, очи ноют.
Стенобитную твердь я ловлю –
И под каждым ударом тарана
Осыпаются звезды без глав:
Той же росписи новые раны —
Неоконченной вечности мгла…
Найдено около 7000 страниц дневников Леонардо, находящихся в разных коллекциях. До 19 века дневники мастера не вызывали должного интереса, и о Леонардо-изобретателе не было известно.
Страница записи да Винчи («О полете птиц»)
Даже в наши дни многие записи да Винчи остались не расшифрованы. Трудности чтения заключаются во многих причинах — в неразборчивом почерке автора, манере записи на слух (иногда мастер разделял слово на слога, иногда записывал два слова слитно), зеркальной записи (Леонардо писал справа налево).
Леонардо намеренно шифровал свои записи, понимая, что человечество должно «дозреть».
Изобретения
О Леонардо-изобретателе узнали только в 19 веке, изучив записи его дневников.
Среди изобретений да Винчи: подводная лодка, парашют, дельтаплан, самодвижущая тележка (прототип автомобиля), скафандр, танк, пароход, вертолет, велосипед.
Вертолет
Планер
Танк
Прожектор
Парашют
Водолаз
Водолазный костюм
Спасательный круг
В записях Леонардо найдены предсказания о будущем человечества.
«Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью» – самолеты.
«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» – телефон и интернет.
«Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни» – автомобили.
«О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете»
«Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад». — природные катаклизмы?
В экспозиции Эрмитажа выставлены две картины Леонардо.
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)…
И еще несколько предсказаний, которые не получили толкований.
«Разверзнется… Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться».
«Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит».
«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни».
«Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей».
«Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света».
«Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами».
…и Мадонна Литта
Разностороннее мастерство и изобретения Леонардо да Винчи вызывают самые необычные предположения. По одной из версий, мастер постиг тайну путешествия во времени…
Умер великий Леонардо в мае 1519 года во Франции в замке Кло-Люсе близ Амбуаза в возрасте 67 лет, так и не успев осуществить все свои замыслы.
Огюст Барбье «Леонардо да Винчи»(пер. В. Рождественского)
Привет, Флоренции великий сын! Твой лик
С крутым высоким лбом, с волнистой бородою
Прекрасней для меня могущества владык,
И я, восторга полн, склоняюсь пред тобою!
Что честь, добытая кровавою войною,
Перед сокровищем души твоей, старик?
Что лавры тщетные и почести герою
Пред дивной порослью искусств и мудрых книг?
Почет, почет тебе! Твой животворный гений
Фантазии полет и мудрость рассуждений
Двойным могуществом в живом единстве слил.
Подобен солнцу ты, что на пути небесном,
Склоняясь, восходя, в могуществе чудесном
Живит поля земли и водит хор светил.
lenarudenko.livejournal.com
Загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал придворное общество
В литературном наследии Леонардо да Винчи есть так называемые «предсказания». На самом деле это загадки, но сформулированы они в виде описания сцен из будущего. Сюжеты загадок чаще всего ужасны, как лучшие картины Босха, а решения — просты. Сначала мы расскажем вам, как устроены эти загадки-предсказания, а после предложим разгадать дюжину.
«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, — объясняет искусствовед Абрам Эфрос. — Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что„Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».
Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):
— Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.
О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» — написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.
Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том,что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны,как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой — не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков,их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».
Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия — и весьма правдоподобная — о содержании и предназначении босховского «Сад земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.
Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше — страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.
Это — фрагмент правой, адской, створки «Сада земных наслаждений» Босха.
А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:
— Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.
Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.
Вот фрагмент триптиха Босха«Искушение Святого Антония».
А вот не менее жуткая загадка да Винчи:
— Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.
Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.
Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.
1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.
2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.
3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.
4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.
5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.
6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.
7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.
8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.
9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.
10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.
11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.
12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.
Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага. Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.
Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:
1. Землепашцы.
2. Сапожники.
3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.
4. Мячи для игры.
5. Животные везут пушки.
6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.
7. Рукоятка топора.
8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие,причиняющее смерть стольким людям.
9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.
10. О картинах святых, которым поклоняются.
11. О взбивании постели, чтоб ее поправить
12. Об отражении городских стен в воде их рвов.
Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год, переиздано Студией Артемия Лебедева в 2010 году).
Заглавная иллюстрация: Леонардо да Винчи в образе Платона (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа».
Собрали: Наталья Азаренко, Наталья Кандаурова для artchive
xochu-vse-znat.ru
Нераскрытые тайны Леонардо да Винчи
Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и – представьте себе! – современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!
Мастерская Мастера
И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников.
Итальянские исследователи недавно обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи . Она находится в здании мужского монастыря Св. Аннунциаты в самом центре Флоренции. Монахи из ордена Служителей Девы Марии сдавали некоторые монастырские комнаты именитым гостям. О существовании мастерской было известно давно из разных документов, известно было также, что Леонардо останавливался в этом монастыре. Но искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом, работы флорентийского скульптора и архитектора Мичелоццо Бартоломео. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. В обители великому ученому были предложены отличные условия, поскольку он был уже знаменит. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где Мастер работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было 5-6 человек. Некоторые подробности говорят о том, что в их числе был и повар.
Местонахождение мастерской было идеальным. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, очень интересовавших да Винчи . Неподалеку находился госпиталь Св. Марии, где он мог заниматься анатомированием трупов.
Бесспорным доказательством того, что в мастерской занимался Леонардо , стали находящиеся в ней фрески. Они вызывают ассоциации с другими работами мастера с первого взгляда. Компьютерные исследования эти ассоциации целиком подтверждают.
Кстати сказать, семья богатого купца Франческо дел Джокондо имела в монастыре Св. Аннуциаты часовню. Вполне возможно, что именно в монастыре великий живописец повстречал жену купца, Лизу Черардини. Молодая женщина послужила художнику моделью для написания знаменитой Джоконды.
Он или она?
Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.
Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию – о параличе лицевого нерва – выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.
Говорят:
:что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.
Мы не умеем читать!
Всем известно, что Леонардо был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно не читаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы – ключ найден! Но неразборчивость почерка – это полбеды. Леонардо еще имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными.
Загадки без отгадок
Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания», представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать ее по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным ее обликом, а с другой – не разорвать связи между ними.
Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку «О запеленутых младенцах»: «О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете».
Нечто подобное было написано им о сосущих детях: «Многие Франческо, Доминико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить».
«О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться», – так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.
Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:
«Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью» – предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов.
«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» – что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?
«Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни» – автомобили и всевозможная бронетехника.
«Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски» – двуручная пила.
«Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя» – сельскохозяйственные машины. К этому же относится и другое изречение: «Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей».
«Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами» – мячи для спортивных игр сделаны из кожи.
А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад».
Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются. Может быть, вам удастся расшифровать их?
* Разверзнется: Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.
* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.
* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.
* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.
* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.
* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.
Поспешишь – людей насмешишь
Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность – обязательное качество жизни. Окончить – значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений – «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.
Добро = Зло
Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, – Зло.
Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? – удивился Леонардо .
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа:
Изобретения гения
Леонардо был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны – и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывал Леонардо , настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, – хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук:
Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Ученые только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи , сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить ее. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.
Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая направления развития современной цивилизации. В 1499 году Леонардо для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями». Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, – механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это – сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.
No related links foundtainy.net
Загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал придворное общество
Загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал придворное общество
В литературном наследии Леонардо да Винчи есть так называемые «предсказания». На самом деле это загадки, но сформулированы они в виде описания сцен из будущего. Сюжеты загадок чаще всего ужасны, как лучшие картины Босха, а решения — просты. Сначала мы расскажем вам, как устроены эти загадки-предсказания, а после предложим разгадать дюжину.
«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, — объясняет искусствовед Абрам Эфрос. — Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что„Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».
Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):
— Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.
О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» — написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.
Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том,что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны,как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой — не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков, их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».
Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия — и весьма правдоподобная — о содержании и предназначении босховского «Сад земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.
Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше — страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.
Это — фрагмент правой, адской, створки «Сада земных наслаждений» Босха.
А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:
— Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.
Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.
Вот фрагмент триптиха Босха «Искушение Святого Антония».
А вот не менее жуткая загадка да Винчи:
— Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.
Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.
Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.
1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.
2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.
3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.
4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.
5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.
6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.
7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.
8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.
9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.
10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.
11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.
12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.
Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага. Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.
Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:
1. Землепашцы.
2. Сапожники.
3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.
4. Мячи для игры.
5. Животные везут пушки.
6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.
7. Рукоятка топора.
8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие, причиняющее смерть стольким людям.
9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.
10. О картинах святых, которым поклоняются.
11. О взбивании постели, чтоб ее поправить
12. Об отражении городских стен в воде их рвов.
Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год, переиздано Студией Артемия Лебедева в 2010 году).
golbis.com
Загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал придворное общество: vakin
В литературном наследии Леонардо да Винчи есть так называемые «предсказания». На самом деле это загадки, но сформулированы они в виде описания сцен из будущего. Сюжеты загадок чаще всего ужасны, как лучшие картины Босха, а решения — просты. Сначала мы расскажем вам, как устроены эти загадки-предсказания, а после предложим разгадать дюжину.
Леонардо да Винчи в образе Платона (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа».
«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, — объясняет искусствовед Абрам Эфрос. — Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что „Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».
Портрет Лодовико Моро (также известного как Лодовико Сфорца) да Винчи не оставил, но это сделал его ученик — Джованни Амброджо де Предис. Зато да Винчи, как принято считать, написал двух фавориток своего патрона — Чечилию Галлерани в образе дамы с горностаем и Лукрецию Кривелли, известную нам сегодня под именем Прекрасная Ферроньера.
Джованни Амброджо де Предис. Портрет Людовико Сфорца (Лодовико Моро). Миниатюра из латинской грамматики Доната
Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):
— Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.
О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» — написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.
Леонардо да Винчи. Прекрасная ферроньера (Портрет неизвестной)
1490-е, 63×45 см
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
1480-е , 54.8×40.3 см
Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том, что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного ее облика, а с другой — не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков, их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».
Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия — и весьма правдоподобная — о содержании и предназначении босховского «Сад земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Фрагмент
А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:
— Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни, и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.
Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Левая створка триптиха. Фрагмент
А вот не менее жуткая загадка да Винчи:
— Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.
Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.
Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте.
Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать. К каждой загадке мы подобрали картины-подсказки. Воспользуйтесь сначала ими.
1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу. (Подсказывает Алексей Венецианов)
2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения. (Подсказывает Винсент Ван Гог)
3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства. (Подсказывает Жорж де Латур)
4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами. (Подсказывает Анри Руссо)
5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы. (Подсказывает Василий Верещагин).
6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны. (Подсказывает Виллем ван Алст)
7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти. (Подсказывает Казимир Малевич)
8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания. (Подсказывает Диего Веласкес)
9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома. (Подсказывает Эль Греко)
10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп. (Подсказывает Михаил Нестеров)
11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу. (Подсказывает Альбрехт Дюрер)
12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы. (Подсказывает Клод Моне)
Элеонора Фортескье-Бриккдал. Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца)
1920, 59.6×122 см. Масло, Холст
На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани. А еще дальше Элизабетта Гонзага. Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.
Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше — страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.
Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:
1. Землепашцы.
2. Сапожники.
3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.
4. Мячи для игры.
5. Животные везут пушки.
6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.
7. Рукоятка топора.
8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие, причиняющее смерть стольким людям.
9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.
10. О картинах святых, которым поклоняются.
11. О взбивании постели, чтоб ее поправить
12. Об отражении городских стен в воде их рвов.
Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год).
Собрали Наталья Азаренко и Наталья Кандаурова
Источник — Артхив
vakin.livejournal.com
Аркадий Красильщиков: ЗАГАДКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
В литературном наследии Леонардо да Винчи есть так называемые «предсказания». На самом деле это загадки, но сформулированы они в виде описания сцен из будущего. Сюжеты загадок чаще всего ужасны, как лучшие картины Босха, а решения — просты. Сначала мы расскажем вам, как устроены эти загадки-предсказания, а после предложим разгадать дюжину.
«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, — объясняет искусствовед Абрам Эфрос. — Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что„Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».
Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):
— Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.
О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» — написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.
Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том,что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны,как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой — не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков,их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».
Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия — и весьма правдоподобная — о содержании и предназначении босховского «Сад земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.
Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше — страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.
Это — фрагмент правой, адской, створки «Сада земных наслаждений» Босха.
А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:
— Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.
Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.
Вот фрагмент триптиха Босха«Искушение Святого Антония».
А вот не менее жуткая загадка да Винчи:
— Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.
Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.
Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.
1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.
2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.
3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.
4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.
5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.
6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.
7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.
8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.
9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.
10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.
11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.
12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.
Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага. Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.
Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:
1. Землепашцы.2. Сапожники.
3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.
4. Мячи для игры.
5. Животные везут пушки.
6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.
7. Рукоятка топора.
8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие,причиняющее смерть стольким людям.
9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.
10. О картинах святых, которым поклоняются.
11. О взбивании постели, чтоб ее поправить
12. Об отражении городских стен в воде их рвов.
Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год, переиздано Студией Артемия Лебедева в 2010 году).
Заглавная иллюстрация: Леонардо да Винчи в образе Платона (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа».
Собрали: Наталья Азаренко, Наталья Кандаурова для artchive
a.kras.cc