читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Ехал-ехал Илья из Мурома по русской степи и доехал до Святых гор. Бродил по утёсам и день и два, приустал, раскинул шатёр, лёг и задремал. А богатырский сон не час тянется, – дремал Илья девять дней! На десятый день слышит Илья сквозь сон, что его Бурушка Косматушка храпит, ржёт, копытом землю бьёт и говорит человеческим голосом:
– Проснись ты, Илья Иванович, спишь ты, беды над собой не чуешь: едет к шатру Святогор-богатырь! Отпусти меня в чистое поле, а сам полезай на высокий дуб!
Послушался Илья, отвязал коня, а сам влез на высокий дуб, в ветвях спрятался.
Видит – едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако, за плечами хрустальный ларец везёт.
Слез Святогор с коня, отпер золотым ключом хрустальный ларец.
Вышла из ларца красавица, Святогорова жена. По горам от её ясного лица заря разлилась. Расстелила она скатерти белые, разложила кушанья, расставила мёд да брагу, стали они есть-пить.
Илья на дубу сидит, шелохнуться боится.
А красавица вынула зеркальце и стала свои косы расчёсывать. Увидала она в зеркальце, как Илья на дубу сидит. Поманила его к себе, расспросила шёпотом. Жалко ей стало Илью Муромца.
– Грозен Святогор-богатырь; как бы с тобой, Илья, беды не вышло. Дай-ка я спрячу тебя до поры до времени.
Взяла она Илью и спрятала вместе с Бурушкой Косматушкой к Святогору в карман.
А Святогор проснулся, стал коня седлать.
– Не поеду с тобой, мой милый муж, – говорит ему красавица. – Надоело мне в ларце сидеть. Ступай погуляй по горам, а я здесь отдохну.
Ну, Святогор и поехал один.
Едет он день-другой, возит Илью в богатырском кармане, сам того не знает. Тяжело стало богатырскому коню, стал он на ноги припадать, колени сгибать.
Рассердился Святогор:
– Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?
– Как мне не устать, не спотыкаться? Возил я тебя да жену, а теперь двух богатырей вожу, у меня уже больше сил нет.
Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и правда – богатырь с конём шевелятся.
Вытащил Святогор Илью Муромца из кармана, стал его расспрашивать:
– Ты откуда, молодец, какого роду-племени?
Рассказал ему всё Илья, понравился он Святогору. Вот Святогор и говорит Илье:
– Поезди со мной по Святым горам, научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьём колоть, как па́лицей бить.
Вот и поехали они вместе.
Илья богатыря старшим братом зовёт, во всём его слушает. Святогор Илье всё показывает, за всем доглядывает, обучает его всяким хитростям.
На одном войлочке братья спали, один хлеб ели, из одного ковша пили.
Вот раз заехали они на крутой утёс и увидели чудо чудное, диво дивное. Стоит на утёсе дубовый гроб, золотом покрыт, жемчугом унизан, рядом крышка лежит, а на крышке гроба серебром написано: «На кого состроен этот гроб, тому и понадобится».
– Давай, – говорит Святогор, – померяем – не для нас ли этот гроб стоит. Полезай-ка ты, Илья, вперёд.
– Ну, – говорит Святогор, – видно, мне в него ложиться.
Лёг Святогор, а гроб впору для него.
– Ну-ка, Илья, закрой крышкой меня.
– Что ты, старший брат, нехорошую шутку затеял, заживо себя хоронить собрался. Не подниму я крышки, не закрою тебя!
Тогда Святогор сам приподнялся, взял крышку, закрыл ею гроб. Только крышка на гроб легла – сошлись края и срослись совсем.
Бьётся Святогор, не может крышку поднять. Закричал он тогда Илье:
– Помоги мне, братец меньшой, не могу я крышки поднять!
Ухватился Илья за крышку, да куда там! Срослись края с гробом, не сдвинуть крышку с места.
– Братец меньшой, берись за доски дубовые, отрывай от гроба по одной доске!
Бился-бился Илья, исцарапал руки, изодрал колени, не смог оторвать ни одной доски.
– Братец Илья Иванович, ты бери мой меч-кладенец, разруби крышку острым мечом!
– Не могу я, старший брат, твоего меча поднять!
– Наклонись ко мне, Илья, дуну я на тебя богатырским духом!
Дунул Святогор в маленькую щёлочку на Илью богатырским духом, и почуял тут Илья, что в нём силы вдвое прибавилось.
Схватил он меч Святогора, стал рубить по дубовой крышке.
От ударов богатырских гром по земле прокатился, искры посыпались, а куда ударит меч-кладенец, там железный обруч ставится.
Стонет Святогор:
– Наклонись ещё ко мне, Илья, я дохну на тебя, прибавлю тебе силы, а ты руби теперь крышку поперёк.
Наклонился Илья, дунул на него Святогор, у Ильи силы вчетверо прибавилось.
Стал он крышку поперёк рубить. От крышки ни щепочки не валится, а за каждым ударом по гробу железный обруч ставится.
Перестал Илья рубить.
Взмолился Святогор:
– Припади, Илья, к щёлочке, передам я тебе всю мою силу, – может, ты тогда справишься!
– Нет, не надо, старший брат, – отвечает ему Илья. – Довольно с меня и этой силы, а то меня земля носить перестанет.
– Хорошо ты сделал, Илья, что меня не послушался: мёртвым бы духом я на тебя дохнул, и сам бы ты мёртвым у гроба лёг. А теперь прощай, мой меньшой брат, возьми мой меч-кладенец, владей моей силой богатырской, а коня моего оставь хозяину, привяжи к гробу, никто с ним не сладит, кроме меня.
Трое суток простоял Илья, простился со Святогором-богатырём, привязал ко гробу коня, опоясался мечом-кладенцом, положил поклоны глубокие, смахнул слезу и поехал тихо по Святым горам. Категории сказки «Илья Муромец: Как Илья от Святогора меч получил»: Читать сказку «Илья Муромец: Как Илья от Святогора меч получил» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь. skazki.rustih.ru
Список знаменитых и легендарных мечей | Наука
Файл:Szczerbiec.PNGВ список включены знаменитые исторические, легендарные или же вымышленные мечи, которые имеют имя собственное или получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (как, например, «Меч в камне» из артуровского цикла легенд или «Огненный меч» из Библии). Некоторые из перечисленных клинков — национальные сокровища различных государств, но большинство стало неодушевлёнными персонажами мировой литературы. Является частью Списка знаменитого и легендарного оружия.
Исторические мечи Европы Править
Файл:Miecz św Piotra RB1.JPG Файл:Espada Tizona.jpg- Грус — меч Болеслава III Кривоустого.
- Драгоценный жертвенный меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.
- Куртана (Curtana, «Меч милосердия»)
— тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. - Щербец, коронационный меч королей польских.
- Меч святого Петра — хранимый в музее архидиоцеза (Познань) меч, который отождествляется с мечом, которым согласно Евангелиям апостол Пётр отсёк ухо рабу Малху.
- Меч св. Бориса — князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери[1][2]. После смерти Андрея меч хранился в одной из церквей г. Владимира.
- Меч князя Довмонта, которым его благословил на битву с Тевтонским орденом игумен Исидор в 1272 году, как святыня, хранится во Пскове. Там же хранится меч Всеволода Мстиславича — оба клинка были «оберегами» города.
- Меч Сталинграда — вручен в 1943 году ген. секретарю СССР И. В. Сталину в знак восхищения британского народа подвигу защитников Сталинграда.
- Тисона, или Тизона (исп. Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Знаменит по «Песне о моём Сиде», в соответствии с которой был взят Сидом в качестве трофея у убитого им мавританского короля Букара[3]. Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в соборе города Бургос, рядом с могилой Сида.
- Колада — второй меч Эль Сида, менее знаменитый клинок. В соответствии с «Песней о моём Сиде», добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы[4].
Легендарные и вымышленные мечи мирового эпоса Править
Мечи разных народов Править
- Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам)[5].
- Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») — оружие Аттилы (по Иордану, средневековым легендам).
- Азот (Azoth) — магический меч Парацельса (по средневековым легендам). Азот — это имя демона, заключённого в кристалл, использованный в эфесе этого оружия.
- Дамоклов меч
- Бжейкуа-Бжашла (Шаблон:Lang-ab, «получёрный-полуседой»)
- Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).
- Финист — ещё один вариант названия меча Святогора
- Огненный меч — принадлежит ангелу (херувиму), поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия).
- Харалужный меч из «Слово о полку Игореве».
- Хрисаор — золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежал Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» — Сангламор (Sanglamore) — принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). Меч короля Артура в этой поэме зовётся Morddure (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей»).
- Vorpal Sword (Вострый Меч / Стрижающий Меч) — оружие убийства Бармаглота (Льюис Кэррол). Название употреблено в «Сонной лощине» для меча Всадника-без-головы.
- Tur Ketsakin (Թուր-Կէծակին (tʰwɹ kʼɛtsʼɑkʼin)) — «Меч-Молния» из армянского эпоса «Давид Сасунский».
Мечи в британском мифе Править
- Меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Встречается вариант его имени — Кларент (Clarent). Не путать с Экскалибуром (см. ниже), вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.
- Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот. Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей Круглого Стола вынуть меч смог только юный Галахад. Именно ему было суждено впоследствии найти Святой Грааль и стать его хранителем.[6]
Кельтские мечи Править
- Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») — меч Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), ирл. Его второй меч:
- Дирнуин (Dyrnwyn) — меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.
- Каладболг — меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain).
- Калад-колг (Calad-colg) — отждествляющийся с предыдущим, а также с Экскалибуром, меч Огмы в битве при Маг Туиред. Также — Кухулина. Выкован феями.
- Клив-Солаш, Claíomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) — меч легендарного короля Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителя племен Богини Дану, который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром.
- Круайдин Крепкоголовый (Круадин) — меч Кухулина. Говорящий и поющий. Другой поющий меч принадлежал Конаире Мору (Conaire Mor).
- Лейте — другой меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.
- Орна — меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.
- Фрегарах (Fragarach, Frecraid, Freagarthach, «Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана и бога Луга, который мог разрубить любой доспех.
Скандинавские и германские мечи Править
- Альдеринг (Adelring) — меч, фигурирующий в нескольких датских балладах. Его нашёл Дидерик (Diderik) в логове дракона. Также это имя меча Сиворда Снаренсвенда (Sivord Snarensvend), одолженного его братом (зятем) Хаагеном (Haagen), в «Sivord and Brynhild». Также это меч, который дала Свендалю (Svendal, Svedal, Svennendal) его мать, разговаривая с ним из могилы. Под именем Aaddellring фигурирует как оружие, о котором мечтал клеветник Раффеунгаард (Raffeuengaard), но обвиненная леди Гунер (Guner), жена герцога Хендрика, дала его Мемерингу, который сразился за неё. Обвинитель взял на поединок меч Судвинд (Sudwynd), но все равно проиграл. И, наконец, меч Гралвера, победителя драконов, в «Gralver kongesøn».
- Ангурва, Энгервадель (Angurva, Angurvadel, Angurvadil, Angurvddel) — меч Фритьофа (Фритиора). Украшен магическими рунами, которые ярко разгорались в дни войны и тухли в мирное время. («Сага о Фритьофе Смелом», Frithiof’s Saga).
- Атвейг — пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.
- Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле — Нотунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином. До того, как этот меч стал называться Грамом, он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый), так как Зигмунд (отец Зигфрида) его вынул из ствола дерева.
- Бертинг (Birting, Bertinng, Bierting, Birting, Bjerting, Grundtvig) — меч, который молодой Орм получил от своего мертвого отца Сигурда, говорившего с ним из могилы. (Датская баллада Childe Orm and the Berm Giant).
- Блутганг (Blutgang, Blóðgang, Blodgang, Blodgaang, «Кровопийца») — меч молодому Хиеме (Hieme, Хеймиру) в «Саге о Тидреке» (Thiðrek). Сломался о шлем Тидрека Хилдигримр. Другие мечи из этой саги:
- Эккисакс (Ekkisax), принадлежал Экке (Ekka), захвачен Тидреком. Выкован карликом Наином (Nain).
- Наглхринг (Naglhring) — меч Грима, выкован Алфреком.
- Бринниг (Brinnig) — меч мастера Гильденбрандта (Hildebrand). В «Саге о Тидреке» имя его меча — Lagulf. Другой вариант — Freise.
- Велсунг (Welsung) — меч Иринга (Iring). Другой вариант названия Белсунг (Belsung). Также — меч Битерольфа (Biterolf) и его сына Дитлейба (Dietleib).
- Дайнслейф (Dáinsleif) — меч из легенд викингов. Выкован карликами. Не может вернуться в ножны, если никого не убил. Принадлежал королю Хогни (Hogni).
- Ёкуль — меч Греттира.
- Кверн-битер (Quern-biter) — меч короля Хакона I (Haakon I of Norway) и Торальфа Сколинсона (Thoralf Skolinson).
- Колебранд (Kolebrand) — меч Риболта (Herr Ribolt).
- Лэватейнн (Lævateinn) — меч из эддической поэмы «Fjölsvinnsmál». Мог быть выкован Велундом.
- Легбитер (Legbiter) — меч Магнуса III Норвежского.
- Меч Алиуса и меч Олиуса («Alíusar sverð» og «*Olíusar sverð») — парные мечи, выкованные карликами Алиусом и Олиусом для короля Будли Шведского (Budli), «Ásmundar saga kappabana»[7].
- Миммеринг (Mimmering, Mimmung, Mimming, Mimminc, Mimminge, Mîminge, Mimungr, Minnungur, Mimming) — меч Видрика Верландсона (Виттиха) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[8]. Выкован Вейландом. Затем принадлежал Дитриху и Хейму (Heim), который отдал его Зигфриду.
- Мистелтейнн (Mistelteinn) — меч из саги «Hrómundar Saga Gripssonar», никогда не мог затупиться. Был выигран Хромундом у бессмертного короля-волшебника.
- Нагерлинг — меч Дитриха фон Берна (Dietrich Von Bern). Выкован великаном Гримом. Отождествляется с Наглхрингом, принадлежавшим Гриму в «Саге о Тиореке».
- Рефил (Refil) — меч Регина в одной из версий «Песни о Нибелунгах».
- Ридилл и Хротти (Ridill и Hrotti) — два магических меча, часть сокровищ Фафнира, найдены Зигфридом. Ридиллом Зигфрид вырезал Фафниру сердце.
- Росса — меч Отвита, короля лангобардов. Подарен ему королем карликов Альбрихом. Сиял всеми цветами.
- Сахо (Sacho, Sachu) — меч Эка (Eck).
- Скофнунг (Skofnung) — меч Кормака, принадлежавший Скегги. В нём были заключены души двенадцати берсерков («Сага о Кормаке»).
- Тюрвинг, Тюрфинг (Tyrfing, Tirfing, Tervingi) — магический меч, вылетая из ножен, ищет жертвы и не идет обратно в ножны, пока не прольется кровь. Первым владельцем был король Свафрлами («Старшая Эдда»). Согласно «Саге о Хледе» (эддическая песнь, не входящая в Codex Regius («Королевский Кодекс») и описывающая битву на Каталаунских полях и её предпосылки) это меч Ангантюра (Агантира), короля готов, которым он сражался в битве Каталауна. В этой саге он упоминается в ст. 9: «…И воинов много\ Падет на траву,\ Прежде чем Тюрвинг начну я делить…» и в прозаической вставке между ст. 29 и 30: «…что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал во главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней». Его же меч в «Саге о Фритьофе Смелом». У Рихарда Вагнера — меч Одина.
- Хвитинг («Белый») — меч Берси. Поражает врага, но исцеляет друга, если прикоснется плашмя. («Сага о Кормаке»).
- Хофуд (Hofud) — меч Хеймдаля, стража Бильфроста.
- Хундингсбана — волшебный меч Фрейра, который сражался сам по себе.
- Хрубинг — его сталь закалена соком ядовитых трав, кровью, добытой в сражениях.
- Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).
- Шрит (Schrit) — меч Битерольфа (Biterolf).
Мечи рыцарских романов и песен Править
- Имена мечей из французской рыцарской литературы в большинстве случаев следует склонять и переводить на русский язык, используя женский род.
- Адолейк (Adolake, Hatholake) — меч сэра Торрента Портенгейльского (Torrent of Portyngale), выкован Вейландом.
- Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) — меч Ланселота[9]. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари королем Артуром. Упоминается также другой его меч — Chastiefol, а против саксов он сражался мечом по имени Seure. В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).
- Бализарда (Bélisandre, Bélisandra, Balisarde) — магический меч Роджеро, врага Рено де Монтабана. Дар волшебницы. (Ариосто, «Неистовый Роланд», II, 6). Также — шутливое прозвище, которым называл свою изящную шпагу Портос в «Трех мушкетерах». Другие мечи из этой поэмы:
- Транкера (Tranchera) — меч Агрикана, противника Орландо (в «Неистовом Роланде»)
- Бейерлант (Beierlant, Баварский) — меч Трефериса (Treferis), цикл Дитриха фон Бёрна[10].
- Балсвенден (Balswenden, Palswendin) — меч Таргиса Туртозского (Targis von Tortôse), одного из сарацинских графов Марселя, врага Роланда[11]
- Батисм (Batism) — меч сарацинского рыцаря Фьерабраса (Fierabras, Ferumbras). Два других его меча, выкованные тем же кузнецом по имени Ansias — Florence и Graban.
- Биттерфер (Bitterfer) — меч, который дала Горну принцесса Римнельд. Выкован Вейландом. (Английская баллада «Король Горн»)[12]. Его другой меч — Блауайн (Blauain), захвачен им у ирландского короля Малакина (Malakin).
- Васке (Waskë) — меч Зинтрама (Sintram), персонажа Фридриха де ла Мотт Фукэ.
- Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) — меч сэра Гавейна.
- Дюрендаль (от «dur» — твердый) — меч Роланда. Другие мечи из «Песни о Роланде»:
- Жуаёз (Joyeuse, Fusberta Joysa, «Радостная») — меч Карла Великого. Сделан Галасом.
- Морглес (Murgleis, не поддается переводу) — меч графа Ганелона, отчима Роланда
- Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») — меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел Пипин Короткий, отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (вечному жиду). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром[13].
- его второй меч — Глориоза (Glorieuse, «Славная»);
- Альмас (Almace, «Святая секира?») — меч архиепископа Турпина (епископ Реймский, 753—794 гг.).
- Кортана (Куртана, Cortan, Courtain, Kurt) и Саважин (Sauvagine, «Дикая») — мечи Хольгера Датского (Holger Danske), выкованные Мунификаном;
- Пресьоз, Пресьёз (Précieuse, «Драгоценная») — меч мавританского короля Палигана (Baligant)[14].
- Кларми (Clarmie) — меч Энгелирса Васконского (Engelirs of Wasconia), германские тексты
- Курешуз (Courechouse) — меч короля Бана, отца Ланцелота[15].
- Куртуаз (Courtoise, «Учтивая») — меч Вильгельма I, графа Ангулемского (929—956 гг.).
- Корруг (Corrougue) — меч Отюэля (Otuel, Otinel).
- Марвейёз (Merveilleuse, «Чудесная») — меч Дулина Майнцского (Doolin of Mayence).
- Мармадуаз (Marmadoise) — меч Фроля Немецкого (Frolle d’Allemagne) в артуровском цикле, противопоставлялся Экскалибуру.
- Морглэ, Моргли (Morglay, Mor-glaif) — меч Бевиса Хэмптонского (Bevis de Hampton).
- Рос (Rose, Rosse, Rossë; Rôse) — меч, первоначально принадлежавший Орниту Ломбардскому (Ortnit of Lombardy), но найденный Вольфдитрихом (Wolfdietrich).
- Сантакрукс (Santacrux) — меч Тибо де Совиньи (Thibault de Sauvigny), («Le Chevalier au bouclier vert»).
- Фламберж, Фламберг, Фруберта, Флоберж, Фламборж (Flamberge, Floberge, Flamborge) — меч Рено де Монтабана (Renaud de Montauban), одолженный ему кузеном Можисом (Maugis), выкован Велундом. Также упоминался как принадлежавший Карлу Великому, сделан Галасом.
- Эгекинг (Egeking, Erkyin) — меч, который взял Грим (Grime), чтобы сразиться с рыцарем Грейстилом (Greysteel), победившим его друга Эгера (Eger) и жестоко отрубившим последнему мизинец в знак победы.
- Аль-самсама (الﺼامﺼىما, Al-samsama) — меч йеменского поэта-воина Амр бен Мадикариба аль-Зубайди (Amr b. Ma’dīkarib al-Zubaidī; Amr bin Maadi Karib), по прозвищу Abu Thaur («отец быка»).
- Гань Цзян (Gàn Jiàng, 干将) и Мо Се (Mò Xié, 莫耶) — легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца — любви к мужу).
- Дхами (Dhami, «острый») — меч Антара, чёрного арабского воина-поэта.
- Зуль-хайят (,ذو الحيات Zool hyyat, Ḏū l-hayat) — меч врага Антара Залим ибн-Харита (Zalim ibn-Harith), а затем Харит аль-Залима (Harith al-Zalim).
- Змеиный меч — принадлежал индийскому царю Ашоке.
- Зу-ль-фака́р (ذو الفقار, Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) — меч-зульфикар Али ибн Абу Талиба, прежде — его тестя пророка Мухаммада. Он же упоминается как скимитар Dhu’ l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный»). Не сохранился. Всего у Мухаммада было 9 мечей[16], прочие:
- Al-‘Adb (аль-Адб),
- Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка»),
- Al-Ma’thur (аль-Маатур),
- Al-Mikhdham (аль-Михзам),
- Al-Rasub (аль-Расуб),
- Al-Qadib (аль-Кадиб),
- Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
- Medham, Qal’i (Мезам, Кали)
- Камифуса-но-сукэ Канэсигэ (Kamifusanosuke Kaneshige) — меч Мусаси, сделан в Бидзэне.
- Когарасу-мару (小烏丸) и Нукэмару (抜丸) — родовые мечи семьи Тайра.
- Кусанаги — священный меч, преподнесённый богине Аматэрасу богом Сусаноо, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора (Япония). Добыт, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона. Мог управлять ветрами. Перед этим из другого меча Сусаноо богиней Аматэрасу были созданы при творении мира три женщины.
- Меч Гоуцзяня (кит. 越王勾踐劍, Sword of Goujian) — меч царя Гоуцзяня, (Китай, эпоха Вёсен и Осеней), археологическая находка, насчитывающая ок. 2500 лет.
- Мурамаса (村正, en:Muramasa) — знаменитая катана, Япония.
- Небесная Воля Тхуан Тхиен (вьет. 順天, Thuận Thiên, Heaven’s Will) — мифический меч вьетнамского царя Ле Лоя (vi:Lê Lợi), освободившего в XV в. свою страну от китайского владычества.
- Ратна Мару (Ratna Maru) — меч Калки.
- Самсамха (Samsamha, Sansamha) — меч Гаруна-ар-Рашида, халифа Багдадского.
- Семизубый меч (Нанацусая-но-тати, Ситисито, Seven-Branched Sword, 七支刀) — одно из национальных сокровищ Японии, IV в. до н. э.
- Тоцука-но-Цуруги— легендарный клинок, принадлежавший богу Ветра Сусаноо. Этим мечом Сусаноо отрубил все головы и хвосты Ямата-но ороти. Кроме этого, меч был использован Идзанаги для убийства бога Огня, своего сына[17].
- Хондзё Масамунэ (本庄正宗)— лучший клинок работы великого японского оружейника Масамунэ (1288—1328). Исчез в 1946 г., одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства[18].
- Чандрахас (Chandrahas, «Лунный клинок») — меч Раваны, повелителя ракшасов в «Рамаяне».
- Шамшир-е Зоморроднегар (شمشیر زمردنگا, «Украшенный Изумрудами») — меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого царю Соломону (в персидском фольклоре).
Вымышленные мечи в современных произведениях Править
Файл:Ravi Varma-Ravana Sita Jathayu.jpgВ зарубежном фэнтези Править
См. также: List of swords in fiction and fantasy
У Дж. Р. Р. Толкина («Властелин Колец» и «Сильмариллион»):
У Р. Сальваторе («Долина Ледяного Ветра»):
- Ледяная Смерть — меч Дриззт До’Урдена. Сабля обладала силой льда и делала своего владельца неуязвимым к огню, а также наносила немалый урон созданиям пламени, в том числе и демонам.
- Мерцающий — меч Дриззт До’Урдена.
- Хазид-хи — меч с собственным разумом, некогда принадлежавший разным персонажам (Кетти-бри, Тос’ун Армго, Обальд Многострельный, Дриззт До’Урден, Деления Керти). Меч был настолько острым, что мог резать даже камень, а также единственный мог прорезать магические доспехи Обальда.
- Коготь Шарона — меч с собственной волей. Если меч возьмёт в руки человек со слабой волей, с него сойдут кожа и мясо; для предотвращения этого существует специальная перчатка. Меч обрёл Артемис Энтрери после того, как убил шейда.
У К. С. Льюиса («Хроники Нарнии»):
У Роджера Желязны («Хроники Амбера»):
«…И как только кто-то из них проходил мимо моего холма — я слышал имена, незнакомые мне, еле различимые в раскатах хриплого грома. Придаток Артур Пендрагон и Блистающий меч Эскалибур, Придаток Тетра, король фоморов, и Блистающий меч Орна, одноглазый Придаток Один и копьё Хунгнир; божественный Придаток Луг, искусный в ремеслах, и копьё Ассал; чернокожий лев Антара Абу-ль-Фаварис и меч аз-Зами, Сусаноо-но-Микото, неистовый бог-Придаток ветра и морских стихий, и его Блистающий меч Десять дланей… Они шли и шли, и я уже не понимал, кто из них Блистающий, а кто — Придаток; они шли, и гремел гром, и этому не было, не могло быть конца. Этому не было даже начала. Зигфрид и его меч Грам, Фрейр и меч Хундингсбана, Тор и боевой молот Мьёлльнир; Келтхайр, сын Утидира, и копьё Луйн, Роланд и его меч Дюрандаль, Магомет, пророк Божий, и его мечи — Джуль Факар, что значит „Пронзатель“, Медхам, что значит „Острый“, аль-Баттар, или „Рассекающий“, Хатей, или „Смертоносный“, и ещё два копья — аль-Монсари и аль-Монсави… И я проснулся, когда гром превратился в голос — усталый, хриплый, слегка севший, словно после долгого крика. — Будь проклят день, когда оружию стали давать имена! — сказал тот голос». |
Генри Лайон Олди. «Путь меча» |
У Дж. К.Роулинг:
У Дженифер Роберсон (Легенды о Тигре и Дел):
- Разящий — клинок Танцора Меча Тигра
- Бореал — магический северный клинок (яватма) Дел
- Самиэль — магический северный клинок (яватма), полученный Тигром в Стаал-Уста
У Роберта Джордана («Возрожденный дракон»):
- Калландор — кристаллический меч, «Меч-Который-Не-Меч», меч, которого нельзя коснуться, один из артефактов Эпохи Легенд.
У Майкла Муркока:
У Терри Гудкайнда
- Меч истины — в одноимённом цикле.
У Терри Пратчетта
- Меч Кринг — в романе «Цвет Волшебства»: в главах «Пришествие Восьми» и «Притяжение Черва», принадлежал герою Хруну-Варвару
- Меч Смерти — появляется в нескольких романах, как и коса, служит для отсечения души от тела, по словам Смерти «короли удостаиваются меча, ведь коса — крестьянский инструмент»
У Филиппа Пулмана
- Чудесный нож — в рассказах «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп», принадлежал герою Уиллу.
У Джорджа Мартина («Песнь Льда и Пламени»):
У Кристофера Паолини («Эрагон»):
- Заррок — меч Морзана, которого убил Бром и забрал меч, Бром отдал его Эрагону, у Эрагона его отобрал сын Морзана, Муртаг.
- Брисингр — меч Эрагона. Если Эрагон произносит имя меча, то он вспыхивает синим пламенем.
- Наеглинг —меч Оромиса. Оромис потерял меч при битве с Муртагом над Гиллидом
У Анджея Сапковского (цикл «Ведьмак»)
- Ласточка — меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка.
- Рунный Сигилль из Махакама — меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.
У Тэда Уильямса («Орден Манускрипта»):
- Память
- Скорбь
- Торн
У Люка Бессона (Артур и минипуты):
«Меч власти» — полуторник, который Артур случайно вытащил из камня. Возможно, это оружие самостоятельно выбирает себе
владельца.
В русском фэнтези Править
- Внимание! В список вносятся исключительно мечи, имеющие имя собственное и подходящие под определение, вынесенное в начало статьи (см.выше).
У Г. Л. Олди: У Ника Перумова:
У Элеоноры Раткевич:
У Андрея Белянина:
У Марии Семёновой:
У Дмитрия Скирюка:
| У Натальи Игнатовой:
У Николая Басова:
У Андрея Астахова:
У Макса Фрая:
У Василия Головачева:
У Марины и Сергея Дяченко:
У Евгения Гуляковского:
У Владимира Свержина: У Дмитрия Емца:
|
В детективах Править
В кинематографе Править
В к/ф «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»:
В к/ф «Убить Билла»:
В т/с «Робин из Шервуда»:
В аниме «Rurouni Kenshin (Самурай X)»: В манге One Piece:
В манге «InuYasha»:
| В манге «Блич»:
В манге «Наруто»:
В манге Claymore:
В аниме Code Geass
|
В играх Править
Во Вселенной Warcraft:
- Ледяная Скорбь (англ. Frostmourne) — могущественный рунный клинок Короля-Лича, который поглощает душу владельца, предоставляя взамен власть над мёртвыми и вечную жизнь. После смерти Артаса раскололся, настоящая судьба неизвестна.
- Испепелитель (англ. Ashbringer) — меч Верховного Лорда Александроса Моргрейна, паладина ордена Серебряной Длани.
- Thunderfury, Blessed Blade of the Windseeker — меч принца Тандераана
- Ashkandi, Greatsword of the Brotherhood — предположительно, меч Андуина Лотара, павшего во время Второй Войны у стен Крепости Чёрной Скалы от руки Оргрима Молота Рока. Ныне им владеет чёрный дракон Нефариан, у которого, впрочем, можно его отобрать.
- Andonisus, Reaper of Souls — меч демона Атиешь.
- Gorshalach — меч Саргераса, Защитника Миров. Самое сильное оружие во вселенной Warcraft. Когда Саргерас сошёл с ума, меч, обладающий своей собственной волей, не пожелал оставаться у такого сильного злодея, как Безумный Саргерас, и раскололся на 2 части. Первая, Taeshalach теперь принадлежит титану Агграмару. Вторая, Gorribal, принадлежит Саргерасу. Если соединить обе половинки мечей, то Gorshalach будет восстановлен.
Во вселенной Lineage II:
- Демонический Меч Зарич (Demonic Sword Zariche) — смертоносный магический меч, сделанный Дьяволом Бремноном собственноручно. Всегда жаждет крови.
- Кровавый Меч Акаманах (Blood Sword Akamanah) — демонический двойной клинок, закалённый в крови Гран Каина, бога Хаоса. От прикосновения воздуха меч ослабевает и жаждет крови, чтобы восстановить свои силы. Насыщаясь кровью, он становится сильнее.
В «Герои Меча и Магии»:
- Клинок Армагеддона — артефакт, обладание которым может ввергнуть мир в пламень. При использовании героем позволял применять заклинание «Армагеддон» в бою без затрат маны и нанесения урона от этого заклинания своим воинам.
- Ледяной Клинок — артефакт, похищенный безумным королём варваров Килгором. Эльфийский генерал Гело попытался вернуть меч, зная, что вместе с Клинком Армагеддона Ледяной Клинок приведёт к концу света. В бою с вооружённым Ледяным Клинком Килгором Гело использовал Клинок Армагеддона. Столкнувшись, мечи разрушили мир Эрафии.
- Альянс Ангелов — сборный артефакт, обладание которым помогло одолеть демонов, владеющих Клинком Армагеддона. При использовании героем позволяет объединять воинов из разных фракций в одной армии, при этом их боевой дух не будет уменьшаться.
- Гром Титанов — сборный артефакт, обладание которым позволяет использовать заклинание «Гнев Небес» в бою.
Во вселенной «Готика»:
- Уризель (Uriziel) — меч огня, который нашёл главный герой в Храме Спящего. По легенде, принадлежал герою, который сражался против орков ранее. Считается, что он пробивает любой доспех и защитное заклинание, сжигая плоть врагов. Утерян после завала Храма.
- Коготь Белиара — Меч бога молнии и ночи, Белиара. После свержения Ворона в храме бога Аданоса попал в руки главного героя. Меч обладает могущественной силой и отнимает жизнь у тех, кто не служит Белиару. При нанесении им удара поражает атакованного молнией. Использовался Вороном в бою, при этом главного героя било молнией при попытке нанести удар Ворону. Был исцелен и обезврежен в Монастыре огня, слезой Инноса и его молитвой
Во вселенной Legacy of Kain:
- Похититель Душ (Soul Reaver) — меч, найденный Каином (Kain) в соборе Авернуса. Был выкован Ворадором, когда тот ещё был человеком. Янос Одрон после наделил меч магией. Похититель мог похищать души жертв.
Во вселенной Devil May Cry:
- Мятежник (Rebellion) — демонический двуручный меч Данте, доставшийся ему после смерти его отца, демона Спарды. Именно благодаря ему Данте смог раскрыть в себе силу демона. Один из трёх мечей, принадлежавших Спарде.
- Ямато (Yamato) — демоническая катана Вергилия, доставшаяся ему после смерти его отца, демона Спарды. С помощью этого меча можно открывать и закрывать врата в мир демонов. Один из трёх мечей, принадлежавших Спарде. Позже перешел к Неро, позволяя ему использовать силу демона.
- Агни и Рудра (Agni & Rudra) — изначально два брата-демона, Агни и Рудра, не имели головы и не умели разговаривать, за них это делали их демонические мечи. Красный меч Агни хранит в себе силу стихии огня, синий же, Рудра, может создавать потоки воздуха. Вместе они могут вызывать сильнейшие огненные вихри, способные раскидывать большие скопления врагов.
- Грань Силы (Force Edge) — демонический меч Спарды, отца Данте и Вергилия. В сочетании с амулетом мог открывать врата из мира демонов в мир людей.
- Красная Королева (Red Queen) — меч Неро, предоставленный ему Орденом Меча. Оснащён схожей с мотоциклетной рукоятью для переключения передач, которая впрыскивает в клинок газообразное топливо.
ru.science.wikia.com
Русские богатыри. Былины. Героические сказки
Ехал ехал Илья из Мурома по русской степи и доехал до Святых гор. Бродил по утёсам и день и два, приустал, раскинул шатёр, лёг и задремал. А богатырский сон не час тянется, – дремал Илья девять дней! На десятый день слышит Илья сквозь сон, что его Бурушка Косматушка храпит, ржёт, копытом землю бьёт и говорит человеческим голосом:
– Проснись ты, Илья Иванович, спишь ты, беды над собой не чуешь: едет к шатру Святогор богатырь! Отпусти меня в чистое поле, а сам полезай на высокий дуб!
Послушался Илья, отвязал коня, а сам влез на высокий дуб, в ветвях спрятался.
Видит – едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако, за плечами хрустальный ларец везёт.
Слез Святогор с коня, отпер золотым ключом хрустальный ларец.
Вышла из ларца красавица, Святогорова жена. По горам от её ясного лица заря разлилась. Расстелила она скатерти белые, разложила кушанья, расставила мёд да брагу, стали они есть пить.
Илья на дубу сидит, шелохнуться боится.
Поел попил Святогор и лёг отдыхать.
А красавица вынула зеркальце и стала свои косы расчёсывать. Увидала она в зеркальце, как Илья на дубу сидит. Поманила его к себе, расспросила шёпотом. Жалко ей стало Илью Муромца.
– Грозен Святогор богатырь; как бы с тобой, Илья, беды не вышло. Дай ка я спрячу тебя до поры до времени.
Взяла она Илью и спрятала вместе с Бурушкой Косматушкой к Святогору в карман.
А Святогор проснулся, стал коня седлать.
– Не поеду с тобой, мой милый муж, – говорит ему красавица. – Надоело мне в ларце сидеть. Ступай погуляй по горам, а я здесь отдохну.
Ну, Святогор и поехал один.
Едет он день другой, возит Илью в богатырском кармане, сам того не знает. Тяжело стало богатырскому коню, стал он на ноги припадать, колени сгибать.
Рассердился Святогор:
– Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?
– Как мне не устать, не спотыкаться? Возил я тебя да жену, а теперь двух богатырей вожу, у меня уже больше сил нет.
Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и правда – богатырь с конём шевелятся.
Вытащил Святогор Илью Муромца из кармана, стал его расспрашивать:
– Ты откуда, молодец, какого роду племени?
Рассказал ему всё Илья, понравился он Святогору. Вот Святогор и говорит Илье:
– Поезди со мной по Святым горам, научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьём колоть, как па́лицей бить.
Вот и поехали они вместе.
Илья богатыря старшим братом зовёт, во всём его слушает. Святогор Илье всё показывает, за всем доглядывает, обучает его всяким хитростям.
На одном войлочке братья спали, один хлеб ели, из одного ковша пили.
Вот раз заехали они на крутой утёс и увидели чудо чудное, диво дивное. Стоит на утёсе дубовый гроб, золотом покрыт, жемчугом унизан, рядом крышка лежит, а на крышке гроба серебром написано: «На кого состроен этот гроб, тому и понадобится».
– Давай, – говорит Святогор, – померяем – не для нас ли этот гроб стоит. Полезай ка ты, Илья, вперёд.
Лёг Илья в гроб, а он широк, и долог, и высок для него.
– Ну, – говорит Святогор, – видно, мне в него ложиться.
Лёг Святогор, а гроб впору для него.
– Ну ка, Илья, закрой крышкой меня.
– Что ты, старший брат, нехорошую шутку затеял, заживо себя хоронить собрался. Не подниму я крышки, не закрою тебя!
Тогда Святогор сам приподнялся, взял крышку, закрыл ею гроб. Только крышка на гроб легла – сошлись края и срослись совсем.
Бьётся Святогор, не может крышку поднять. Закричал он тогда Илье:
– Помоги мне, братец меньшой, не могу я крышки поднять!
Ухватился Илья за крышку, да куда там! Срослись края с гробом, не сдвинуть крышку с места.
– Братец меньшой, берись за доски дубовые, отрывай от гроба по одной доске!
Бился бился Илья, исцарапал руки, изодрал колени, не смог оторвать ни одной доски.
– Братец Илья Иванович, ты бери мой меч кладенец, разруби крышку острым мечом!
– Не могу я, старший брат, твоего меча поднять!
– Наклонись ко мне, Илья, дуну я на тебя богатырским духом!
Дунул Святогор в маленькую щёлочку на Илью богатырским духом, и почуял тут Илья, что в нём силы вдвое прибавилось.
Схватил он меч Святогора, стал рубить по дубовой крышке.
От ударов богатырских гром по земле прокатился, искры посыпались, а куда ударит меч кладенец, там железный обруч ставится.
Стонет Святогор:
– Наклонись ещё ко мне, Илья, я дохну на тебя, прибавлю тебе силы, а ты руби теперь крышку поперёк.
Наклонился Илья, дунул на него Святогор, у Ильи силы вчетверо прибавилось.
Стал он крышку поперёк рубить. От крышки ни щепочки не валится, а за каждым ударом по гробу железный обруч ставится.
Перестал Илья рубить.
Взмолился Святогор:
– Припади, Илья, к щёлочке, передам я тебе всю мою силу, – может, ты тогда справишься!
– Нет, не надо, старший брат, – отвечает ему Илья. – Довольно с меня и этой силы, а то меня земля носить перестанет.
– Хорошо ты сделал, Илья, что меня не послушался: мёртвым бы духом я на тебя дохнул, и сам бы ты мёртвым у гроба лёг. А теперь прощай, мой меньшой брат, возьми мой меч кладенец, владей моей силой богатырской, а коня моего оставь хозяину, привяжи к гробу, никто с ним не сладит, кроме меня.
Замолчал Святогор, а Илья всё стоит и слушает. Опершись стоит о меч кладенец, всё думает: не скажет ли ему старший брат ещё слово ласковое…
Трое суток простоял Илья, простился со Святогором богатырём, привязал ко гробу коня, опоясался мечом кладенцом, положил поклоны глубокие, смахнул слезу и поехал тихо по Святым горам.
Едет Илья по чистому полю, о Святогоре печалится. Вдруг видит – идёт по степи калика перехожий, старичище Иванчище. Читать…
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки озёра перепрыгивает, холмы перелетает. Читать…
peskarlib.ru
Как Илья от Святогора меч получил. Былина
Былина, художник В. Купчинский
хал-ехал Илья из Мурома по русской степи и доехал до Святых гор. Бродил по утесам и день и два, приустал, раскинул шатер, лег и задремал. А богатырский сон не час тянется, — дремал Илья девять дней! На десятый день слышит Илья сквозь сон, что его Бурушка-Косматушка храпит, ржет, копытом землю бьет и говорит человеческим голосом:
— Проснись ты, Илья Иванович, спишь ты, беды над собой не чуешь: едет к шатру Святогор-богатырь! Отпусти меня в чистое поле, а сам полезай на высокий дуб!
Послушался Илья, отвязал коня, а сам влез на высокий дуб, в ветвях спрятался.
Видит — едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако, за плечами хрустальный ларец везет. Слез Святогор с коня, отпер золотым ключом хрустальный ларец.
Вышла из ларца красавица, Святогорова жена. По горам от ее ясного лица заря разлилась. Расстелила она скатерти белые, разложила кушанья, расставила мед да брагу, стали они есть-пить.Илья на дубу сидит, шелохнуться боится.
Поел-попил Святогор и лег отдыхать.
А красавица вынула зеркальце и стала свои косы расчесывать. Увидала она в зеркальце, как Илья на дубу сидит. Поманила его к себе, расспросила шепотом. Жалко ей стало Илью Муромца.
— Грозен Святогор-богатырь, как бы с тобой, Илья, беды не вышло. Дай-ка я спрячу тебя до поры до времени.
Взяла она Илью и спрятала вместе с Бурушкой-Косматушкой к Святогору в карман.
А Святогор проснулся, стал коня седлать.
— Не поеду я с тобой, мой милый муж,- говорит ему красавица.- Надоело мне в ларце сидеть. Ступай, погуляй по горам, а я здесь отдохну.
Ну, Святогор и поехал один.
Едет он день-другой, возит Илью в богатырском кармане, сам того не знает. Тяжело стало богатырскому коню, стал он на ноги припадать, колени сгибать. Рассердился Святогор:
— Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?
— Как мне не устать, не спотыкаться? Возил я тебя да жену, а теперь двух богатырей вожу, у меня уж больше сил нет.
Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и правда — богатырь с конем шевелятся.
Вытащил Святогор Илью Муромца из кармана, стал его расспрашивать:
— Ты откуда, молодец, какого роду-племени? Рассказал ему все Илья, понравился он Святогору.
Вот Святогор и говорит Илье:
— Поезди со мной по Святым горам, научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьем колоть, как палицей бить.
Вот и поехали они вместе.
Илья богатыря старшим братом зовет, во всем его слушает. Святогор Илье все показывает, за всем доглядывает, обучает его всяким хитростям.
На одном войлочке братья спали, один хлеб ели, из одного ковша пили…
Вот раз заехали они на крутой утес и увидали чудо-чудное, диво-дивное. Стоит на утесе дубовый гроб, золотом покрыт, жемчугом унизан, рядом крышка лежит, а на крышке гроба серебром написано: «На кого состроен этот гроб, тому и понадобится».
— Давай,- говорит Святогор,- померяем — не на нас ли этот гроб стоит. Полезай-ка ты, Илья, вперед.
Лег Илья в гроб, а он широк, и долог, и высок для него.
— Ну, — говорит Святогор,- видно, мне в него ложиться.
Лег Святогор, а гроб впору для него.
— Ну-ка, Илья, закрой крышкой меня.
— Что ты, старший брат, нехорошую шутку затеял, заживо себя хоронить собрался. Не подниму я крышки, не закрою тебя!
Тогда Святогор сам приподнялся, взял крышку, закрыл ею гроб. Только крышка на гроб легла, сошлись края и срослись совсем.
Бьется Святогор, не может крышку поднять. Закричал он тогда Илье:
— Помоги мне, братец меньшой, не могу я крышки поднять!
Ухватился Илья за крышку, да куда там! Срослись края с гробом, не сдвинуть крышку с места.
— Братец меньшой, берись за доски дубовые, отрывай от гроба по одной доске!
Бился-бился Илья, исцарапал руки, изодрал колени, не смог оторвать ни одной доски.
— Братец Илья Иванович, ты бери мой меч-кладенец, разруби крышку острым мечом!
— Не могу я, старший брат, твоего меча поднять!
— Наклонись ко мне, Илья, дуну я на тебя богатырским духом!
Дунул Святогор в маленькую щелочку на Илью богатырским духом, и почуял Илья, что в нем силы вдвое прибавилось.
Схватил он меч Святогора, стал рубить по дубовой крышке.
От ударов богатырских гром по земле прокатился, искры посыпались, а куда ударит меч-кладенец, там железный обруч ставится.
Стонет Святогор:
— Наклонись еще ко мне, Илья, я дохну на тебя, прибавлю тебе силы, а ты руби теперь крышку поперек.
Наклонился Илья, дунул на него Святогор, у Ильи силы вчетверо прибавилось. Стал он крышку поперек рубить. От крышки ни щепочки не валится, а за каж дым ударом по гробу железный обруч ставится.
Перестал Илья рубить.
Взмолился Святогор:
— Припади, Илья, к щелочке, передам я тебе всю мою силу, может, ты тогда справишься.
— Нет, не надо, старший брат,- отвечает ему Илья.- Довольно с меня и этой силы, а то меня земля носить перестанет.
— Хорошо ты сделал, Илья, что меня не послушался: мертвым бы духом я на тебя дохнул, и сам бы ты мертвым у гроба лег. А теперь прощай, мой меньшой брат, возьми мой меч-кладенец, владей моей силой богатырской, а коня моего оставь хозяину, привяжи к гробу, никто с ним не сладит, кроме меня.
Замолчал Святогор, а Илья все стоит и слушает. Опершись о меч-кладенец, все думает: не скажет ли ему старший брат еще слово ласковое…
Трое суток простоял Илья, простился со Святогором-богатырем, привязал ко гробу коня, опоясался мечом-кладенцом, положил поклоны глубокие, смахнул слезу и поехал тихо по Святым горам.
lukoshko.net
Илья Муромец: Как Илья от Святогора меч получил
- Подробности
- Категория: Русские былины и легенды
Как Илья от Святогора меч получил
Ехал-ехал Илья из Мурома по русской степи и доехал до Святых гор. Бродил по утёсам и день и два, приустал, раскинул шатёр, лёг и задремал. А богатырский сон не час тянется, – дремал Илья девять дней! На десятый день слышит Илья сквозь сон, что его Бурушка Косматушка храпит, ржёт, копытом землю бьёт и говорит человеческим голосом:
– Проснись ты, Илья Иванович, спишь ты, беды над собой не чуешь: едет к шатру Святогор-богатырь! Отпусти меня в чистое поле, а сам полезай на высокий дуб!
Послушался Илья, отвязал коня, а сам влез на высокий дуб, в ветвях спрятался.
Видит – едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако, за плечами хрустальный ларец везёт.
Слез Святогор с коня, отпер золотым ключом хрустальный ларец.
Вышла из ларца красавица, Святогорова жена. По горам от её ясного лица заря разлилась. Расстелила она скатерти белые, разложила кушанья, расставила мёд да брагу, стали они есть-пить.
Илья на дубу сидит, шелохнуться боится.
Поел-попил Святогор и лёг отдыхать.
А красавица вынула зеркальце и стала свои косы расчёсывать. Увидала она в зеркальце, как Илья на дубу сидит. Поманила его к себе, расспросила шёпотом. Жалко ей стало Илью Муромца.
– Грозен Святогор-богатырь; как бы с тобой, Илья, беды не вышло. Дай-ка я спрячу тебя до поры до времени.
Взяла она Илью и спрятала вместе с Бурушкой Косматушкой к Святогору в карман.
А Святогор проснулся, стал коня седлать.
– Не поеду с тобой, мой милый муж, – говорит ему красавица. – Надоело мне в ларце сидеть. Ступай погуляй по горам, а я здесь отдохну.
Ну, Святогор и поехал один.
Едет он день-другой, возит Илью в богатырском кармане, сам того не знает. Тяжело стало богатырскому коню, стал он на ноги припадать, колени сгибать.
Рассердился Святогор:
– Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?
– Как мне не устать, не спотыкаться? Возил я тебя да жену, а теперь двух богатырей вожу, у меня уже больше сил нет.
Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и правда – богатырь с конём шевелятся.
Вытащил Святогор Илью Муромца из кармана, стал его расспрашивать:
– Ты откуда, молодец, какого роду-племени?
Рассказал ему всё Илья, понравился он Святогору. Вот Святогор и говорит Илье:
– Поезди со мной по Святым горам, научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьём колоть, как па́лицей бить.
Вот и поехали они вместе.
Илья богатыря старшим братом зовёт, во всём его слушает. Святогор Илье всё показывает, за всем доглядывает, обучает его всяким хитростям.
На одном войлочке братья спали, один хлеб ели, из одного ковша пили.
Вот раз заехали они на крутой утёс и увидели чудо чудное, диво дивное. Стоит на утёсе дубовый гроб, золотом покрыт, жемчугом унизан, рядом крышка лежит, а на крышке гроба серебром написано: «На кого состроен этот гроб, тому и понадобится».
– Давай, – говорит Святогор, – померяем – не для нас ли этот гроб стоит. Полезай-ка ты, Илья, вперёд.
Лёг Илья в гроб, а он широк, и долог, и высок для него.
– Ну, – говорит Святогор, – видно, мне в него ложиться.
Лёг Святогор, а гроб впору для него.
– Ну-ка, Илья, закрой крышкой меня.
– Что ты, старший брат, нехорошую шутку затеял, заживо себя хоронить собрался. Не подниму я крышки, не закрою тебя!
Тогда Святогор сам приподнялся, взял крышку, закрыл ею гроб. Только крышка на гроб легла – сошлись края и срослись совсем.
Бьётся Святогор, не может крышку поднять. Закричал он тогда Илье:
– Помоги мне, братец меньшой, не могу я крышки поднять!
Ухватился Илья за крышку, да куда там! Срослись края с гробом, не сдвинуть крышку с места.
– Братец меньшой, берись за доски дубовые, отрывай от гроба по одной доске!
Бился-бился Илья, исцарапал руки, изодрал колени, не смог оторвать ни одной доски.
– Братец Илья Иванович, ты бери мой меч-кладенец, разруби крышку острым мечом!
– Не могу я, старший брат, твоего меча поднять!
– Наклонись ко мне, Илья, дуну я на тебя богатырским духом!
Дунул Святогор в маленькую щёлочку на Илью богатырским духом, и почуял тут Илья, что в нём силы вдвое прибавилось.
Схватил он меч Святогора, стал рубить по дубовой крышке.
От ударов богатырских гром по земле прокатился, искры посыпались, а куда ударит меч-кладенец, там железный обруч ставится.
Стонет Святогор:
– Наклонись ещё ко мне, Илья, я дохну на тебя, прибавлю тебе силы, а ты руби теперь крышку поперёк.
Наклонился Илья, дунул на него Святогор, у Ильи силы вчетверо прибавилось.
Стал он крышку поперёк рубить. От крышки ни щепочки не валится, а за каждым ударом по гробу железный обруч ставится.
Перестал Илья рубить.
Взмолился Святогор:
– Припади, Илья, к щёлочке, передам я тебе всю мою силу, – может, ты тогда справишься!
– Нет, не надо, старший брат, – отвечает ему Илья. – Довольно с меня и этой силы, а то меня земля носить перестанет.
– Хорошо ты сделал, Илья, что меня не послушался: мёртвым бы духом я на тебя дохнул, и сам бы ты мёртвым у гроба лёг. А теперь прощай, мой меньшой брат, возьми мой меч-кладенец, владей моей силой богатырской, а коня моего оставь хозяину, привяжи к гробу, никто с ним не сладит, кроме меня.
Замолчал Святогор, а Илья всё стоит и слушает. Опершись стоит о меч-кладенец, всё думает: не скажет ли ему старший брат ещё слово ласковое…
Трое суток простоял Илья, простился со Святогором-богатырём, привязал ко гробу коня, опоясался мечом-кладенцом, положил поклоны глубокие, смахнул слезу и поехал тихо по Святым горам.
— КОНЕЦ —
www.planetaskazok.ru
Илья Муромец: Как Илья от Святогора меч получил — Русские былины: читать с картинками, иллюстрациями
Как Илья от Святогора меч получил
Ехал-ехал Илья из Мурома по русской степи и доехал до Святых гор. Бродил по утёсам и день и два, приустал, раскинул шатёр, лёг и задремал. А богатырский сон не час тянется, – дремал Илья девять дней! На десятый день слышит Илья сквозь сон, что его Бурушка Косматушка храпит, ржёт, копытом землю бьёт и говорит человеческим голосом:
– Проснись ты, Илья Иванович, спишь ты, беды над собой не чуешь: едет к шатру Святогор-богатырь! Отпусти меня в чистое поле, а сам полезай на высокий дуб!
Послушался Илья, отвязал коня, а сам влез на высокий дуб, в ветвях спрятался.
Видит – едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако, за плечами хрустальный ларец везёт.
Слез Святогор с коня, отпер золотым ключом хрустальный ларец.
Вышла из ларца красавица, Святогорова жена. По горам от её ясного лица заря разлилась. Расстелила она скатерти белые, разложила кушанья, расставила мёд да брагу, стали они есть-пить.
Илья на дубу сидит, шелохнуться боится.
Поел-попил Святогор и лёг отдыхать.
А красавица вынула зеркальце и стала свои косы расчёсывать. Увидала она в зеркальце, как Илья на дубу сидит. Поманила его к себе, расспросила шёпотом. Жалко ей стало Илью Муромца.
– Грозен Святогор-богатырь; как бы с тобой, Илья, беды не вышло. Дай-ка я спрячу тебя до поры до времени.
Взяла она Илью и спрятала вместе с Бурушкой Косматушкой к Святогору в карман.
А Святогор проснулся, стал коня седлать.
– Не поеду с тобой, мой милый муж, – говорит ему красавица. – Надоело мне в ларце сидеть. Ступай погуляй по горам, а я здесь отдохну.
Ну, Святогор и поехал один.
Едет он день-другой, возит Илью в богатырском кармане, сам того не знает. Тяжело стало богатырскому коню, стал он на ноги припадать, колени сгибать.
Рассердился Святогор:
– Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?
– Как мне не устать, не спотыкаться? Возил я тебя да жену, а теперь двух богатырей вожу, у меня уже больше сил нет.
Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и правда – богатырь с конём шевелятся.
Вытащил Святогор Илью Муромца из кармана, стал его расспрашивать:
– Ты откуда, молодец, какого роду-племени?
Рассказал ему всё Илья, понравился он Святогору. Вот Святогор и говорит Илье:
– Поезди со мной по Святым горам, научу я тебя ухваткам богатырским, научу, как мечом владеть, как копьём колоть, как па́лицей бить.
Вот и поехали они вместе.
Илья богатыря старшим братом зовёт, во всём его слушает. Святогор Илье всё показывает, за всем доглядывает, обучает его всяким хитростям.
На одном войлочке братья спали, один хлеб ели, из одного ковша пили.
Вот раз заехали они на крутой утёс и увидели чудо чудное, диво дивное. Стоит на утёсе дубовый гроб, золотом покрыт, жемчугом унизан, рядом крышка лежит, а на крышке гроба серебром написано: «На кого состроен этот гроб, тому и понадобится».
– Давай, – говорит Святогор, – померяем – не для нас ли этот гроб стоит. Полезай-ка ты, Илья, вперёд.
Лёг Илья в гроб, а он широк, и долог, и высок для него.
– Ну, – говорит Святогор, – видно, мне в него ложиться.
Лёг Святогор, а гроб впору для него.
– Ну-ка, Илья, закрой крышкой меня.
– Что ты, старший брат, нехорошую шутку затеял, заживо себя хоронить собрался. Не подниму я крышки, не закрою тебя!
Тогда Святогор сам приподнялся, взял крышку, закрыл ею гроб. Только крышка на гроб легла – сошлись края и срослись совсем.
Бьётся Святогор, не может крышку поднять. Закричал он тогда Илье:
– Помоги мне, братец меньшой, не могу я крышки поднять!
Ухватился Илья за крышку, да куда там! Срослись края с гробом, не сдвинуть крышку с места.
– Братец меньшой, берись за доски дубовые, отрывай от гроба по одной доске!
Бился-бился Илья, исцарапал руки, изодрал колени, не смог оторвать ни одной доски.
– Братец Илья Иванович, ты бери мой меч-кладенец, разруби крышку острым мечом!
– Не могу я, старший брат, твоего меча поднять!
– Наклонись ко мне, Илья, дуну я на тебя богатырским духом!
Дунул Святогор в маленькую щёлочку на Илью богатырским духом, и почуял тут Илья, что в нём силы вдвое прибавилось.
Схватил он меч Святогора, стал рубить по дубовой крышке.
От ударов богатырских гром по земле прокатился, искры посыпались, а куда ударит меч-кладенец, там железный обруч ставится.
Стонет Святогор:
– Наклонись ещё ко мне, Илья, я дохну на тебя, прибавлю тебе силы, а ты руби теперь крышку поперёк.
Наклонился Илья, дунул на него Святогор, у Ильи силы вчетверо прибавилось.
Стал он крышку поперёк рубить. От крышки ни щепочки не валится, а за каждым ударом по гробу железный обруч ставится.
Перестал Илья рубить.
Взмолился Святогор:
– Припади, Илья, к щёлочке, передам я тебе всю мою силу, – может, ты тогда справишься!
– Нет, не надо, старший брат, – отвечает ему Илья. – Довольно с меня и этой силы, а то меня земля носить перестанет.
– Хорошо ты сделал, Илья, что меня не послушался: мёртвым бы духом я на тебя дохнул, и сам бы ты мёртвым у гроба лёг. А теперь прощай, мой меньшой брат, возьми мой меч-кладенец, владей моей силой богатырской, а коня моего оставь хозяину, привяжи к гробу, никто с ним не сладит, кроме меня.
Замолчал Святогор, а Илья всё стоит и слушает. Опершись стоит о меч-кладенец, всё думает: не скажет ли ему старший брат ещё слово ласковое…
Трое суток простоял Илья, простился со Святогором-богатырём, привязал ко гробу коня, опоясался мечом-кладенцом, положил поклоны глубокие, смахнул слезу и поехал тихо по Святым горам.
— КОНЕЦ —
skazki.dy9.ru
Меч-кладенец — легендарный клинок непобедимости
Меч–кладенец, помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Если верить старинным легендам это оружие помогает победить в любом бою. Его использовали многие знаменитые богатыри из русских былин.
Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми.
Историки и исследователи русского языка так и не могут сойтись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название.
По одной из официальных версий его имя происходит от слова «клад» и означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в каком-либо укромном месте или незнакомой стране, причем заполучить его могли не все, а только тот богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним
Другие исследователи утверждают, что «кладенец» от слова «класть», то есть такой меч это мощное оружие, способное положить одним только взмахом все несметное войско врага.
В одном из словарей русского фольклора говорится, что такое имя мечу дали за особенность его изготовления, при которой материал, дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка.
Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает стальной и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован. Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы.
Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.
Также происхождение названия « кладенец» может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius, в переводе на русский означающие меч.
В некоторых легендах он называется Самосек, потому что мог самостоятельно бороться с врагом и убивать даже без помощи своего хозяина.
В одном из сказаний, о Вавилоне был клинок с названием Аспид-змей, который превращался в это ядовитое животное.
Богатырский меч это символ доблести и воинской славы. В древние времена был самым распространенным видом оружия. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия.
В других сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть. Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть.
Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым.
Где искать его, рассказала голова огромного богатыря
Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага.
В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием. Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными.
Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско. Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии. Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло.
Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть.
Замалчиваемая история славян (научные факты)
Без знания прошлого — невозможно верно осознать настоящее и прогнозировать будущее. Мы знаем : народ, лишённый наследия Предков, Можно увести куда угодно. Девяносто процентов сведений, касающихся летописного прошлого русского народа, его происхождения, в особенности до времён христианизации, от нас с Вами скрыто до сих пор.
Читать Далее: https://artsgtu.ru/blog/zamalchivaemaya-istoriya-slavyan-nauchnyie-faktyi/
Исторические мечи Европы
Грус — меч Болеслава III Кривоустого.
Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.
Куртана (Curtana, «Меч Милосердия» ) — тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей.
Ликорн (Licorne) — исторический меч бургундских принцев.
Шойс — меч Вильгельма Оранского.
Щербец, коронационный меч королей польских. (Меч короля Болеслава, о котором речь шла выше, был дан ему ангелом и получил название «щербец» , так как он, Болеслав, прийдя на Русь по внушению ангела, первый ударил им в Золотые ворота, запиравшие город Киев на Руси, и при этом меч получил небольшое повреждение; повреждение же по-польски означает «щербина» , и поэтому и меч стал называться «Щербец») .
Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса
Аскалон (Ascalon) -меч Св. Георгия (по средневековым легендам) .
Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)» ) — оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам) .
Азот (Azoth) — магический меч Парацельса (по средневековым легендам) .
Ворпэйл (Vorpale) — меч безголового всадника из голландско-американской легенды о Сонной Лощине (в американском фольклоре) .
Дамоклов меч
Меч-кладенец- меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре) .
Огненный меч — принадлежит ангелу (херувиму) , поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия) .
Тизона, Тисона (Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе) . Его второй меч: Колада — менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе) .
Хрисаор — золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» — Сангламор (Sanglamore) принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей») .
Кельтские мечи
Каладболг — призрачный спиральный меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain).
Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах») . В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином.
artsgtu.ru