Обзор настольной игры Миры Ктулху (Cthulhu Realms)
Ктулху пробудился! По этому поводу вам предлагается развлечься и лишить рассудка… друг друга? Донт логик, просто играйте, не задаваясь вопросом, как так случилось, что дерётесь между собой, а не с Ктулху – это история про потерю рассудка, и, наверное, с этого она и начинается. Из обзора вы узнаете про достоинства и недостатки настольной игры Миры Ктулху (Cthulhu Realms).
Вид сбоку
Если знакомы со «Звёздными Империями», то механика не вызовет вопросов – всё привычно похоже: составляете колоду, применяете союзные свойства, лишаете соперников очков. Возмущаться по поводу вторичности не стоит, автор обеих игр – Дарвин Касл, как говорится, хозяин – барин.
Компоненты игры. Локализация
Для тех, кто со старшим братом не знаком, несколько слов о наследственности, которая досталась младшему:
- это колодостроительная игра, где победа достаётся путём лишения соперника очков влияния (разума)
- в игре можно составлять комбинации карт, где особая сила кроется в союзных свойствах. У карты есть несколько возможных действий, некоторые из них активируются без условий, а некоторые только в том случае, если выполнены определенные требования. Например: нужно сыграть в свой ход карту указанного цвета, символа и т.д. Чем больше свойств каждой карты вы сможете активировать за ход, тем большую угрозу будете представлять для соперников.
Собственно, вокруг союзных комбо и строятся как «Звёздные Империи», так и «Миры Ктулху». Игровая сложность и интерес в том, что карты поддерживают свой цвет, поэтому для серии мощных комбинаций нужно строгое преобладание определенных цветов в колоде, такой вот колодостроительный расизм – чистая колода = чистая победа.
Теперь настало время рассказать немного о различиях между братьями, всё-таки это не копипаст, а новая игра построенная на общей механике:
- Арт и тема. Всё на виду – оформление пронизано юмором, космос сменил мир Г.Ф. Лафкрафта. Так как к последнему абсолютно равнодушен, то отклика тема у меня не вызывает. А вот что касается юмора – он выполнен тонко и на общедоступном уровне. Картинки на картах сделаны с душой, их детали приятно и забавно изучать во время игры. Жаль, что некоторые повторяются.
Чёрный стильный юмор. Локализаторы перевели все надписи на картинках карт
- Мультиплеер. В «Миры Ктулху» могут полноценно играть от 2 до 4 человек базовой колодой в режиме каждый сам за себя, чего сильно не хватало в «Звёздных Империях». Причём в «МК» такая возможность реализована без «костылей», это полноценная игра, рассчитанная на популярное число игроков.
- И наиболее интересный отличительный момент — взаимодействие и рынки (доступные для покупки карты — торговые ряды). Каждый участник взаимодействует с игроком справа и слева следующим образом. Во-первых, эффекты карт распространяются только на соседей, во-вторых, у каждого игрока есть только два общих с соседними игроками рынка –таким образом, некоторые торговые ряды при игре втроём и на четверых будут недоступны одновременно для всех участников.
Можно покупать карты соседних торговых рядов, которые являются общими между вами и соседями справа и слева
Механика, хоть от общей канвы и не отошла, но претерпела важные нововведения:
Карты в игре поделены по типам и по цветам.
Цвета:
- Чёрный – стартовая колода. Она у всех одинаковая – деньги и немножко урона.
Черный цвет — стартовая колода. Она не совсем нейтральна, как в «ЗИ», так как комбинируется по типу изображения с остальными цветами.
- Оранжевый – наносят хороший урон, при этом позволяют добирать карты себе или принуждать соперника сбрасывать карты с руки.
Жёлтый
- Зелёный – кроме урона позволяют изгонять карту (чистить колоду). Интересно, что изгнать можно также карту с доступных рынков.
Зелёный
- Фиолетовый – наносит слабый урон, но даёт возможность восстанавливать рассудок. У дорогих фиолетовых карт также добавляется способность возвращать карты в свою колоду после изгнания, что даёт большие тактические возможности владельцу – изгнать карту с рынка и приобрести её, не платя, или применить сильную карту с условием изгнания, а затем вернуть её снова в свою колоду.
Типы:
Персонаж, артефакт и локация (можно увидеть их иконки на фото вверху — слева от названия карт). Первые два в конце хода нужно сбросить, а локацию оставить – она будет защищать и помогать, пока соперники не уничтожат её.
Впечатления
Глубина и динамика
«Миры Ктулху» показались более тактически насыщенными, чем «Звёздные империи». Пара спокойных начальных круга, но затем игра развивается лавинообразно. Комбинации усложняются, требуется чёткое выстраивание последовательностей карт.
Иногда вариативность, связанная с очерёдностью ввода карт и их свойств, рождает запутанную и сложную древовидную структуру, выбрать из которой наилучшую «ветку» сложно. По этой причине лучше не терять время и во время хода оппонентов сосредоточиться на своей руке.
С другой стороны, игра слишком динамичная, чтобы реализовать все возможности, так как рассудок на планшете тает на глазах, игра стремительно приближается к финалу. По этой причине бессмысленно строить далеко идущие планы. Нужно получать максимальную выгоду немедленно, без расчета «поднакопить сил и ударить» — можно просто не успеть. Здесь она уступает в стратегии «Звездным Империям».
Сложность освоения и запутанность иконок
Иконографика требует серьёзного изучения. Она запутана, содержит много разных неприметных символов – всё это увеличивает порог вхождения – игра явно не для новичков. Неспроста половина буклета с правилами посвящена подробной расшифровке карт. Первые партии придётся в них часто заглядывать, есть также небольшие подсказки и на самих планшетах.
Разнообразие иконографики вызывает большие трудности по-началу
Игра, которая ворует победу
Несмотря на свою тактическую глубину, «Миры Ктулху» оставляют странное послевкусие – выстраиваешь комбинации, составляешь колоду по уму, а решается всё стечением обстоятельств. Мы это назвали – «не дошёл ход».
Выглядит примерно так: завершил действия, нанес существенный урон соседям, у самого 25 рассудка и 2 локации, сильные карты на руке. Но за время очередного круга, 2 твоих оппонента сносят поочередно и «базы» и рассудок.
При «разборе полётов» обсуждать особо нечего – у каждого оказывается при сравнении не менее сильная колода, чем у остальных, просто в какой-то момент так распределился ход. Получается русская рулетка. Тогда зачем нагромождение со сложными комбо? Ощущения от победы в «Звездных Империях» и «Мирах Ктулху» разные. В первой ты можешь заслужить победу, во второй тебе её дарует игра.
Пробовали подрихтовать этот момент хоумрульным напильником – вместо равного урона на обоих соперников-соседей, начали распределять его индивидуально. Результат печальный – урон слабый, а свойства регенерации таковы, что всегда есть возможность восстановиться в плюс. В итоге партия заняла в 2 раза больше времени и остановилась, когда закончилась общая колода: при этом минимальный рассудок составил 26, а максимальный 35.
Планшеты разума в МК намного удобней карт влияния в ЗИ
Мнение
«Миры Ктулху» (Cthulhu Realms) — самостоятельная и во многом оригинальная игра, которая имеет как достоинства, так и, к сожалению, недостатки. Но она мне нравится – безумие происходящего и чёрный юмор симпатизируют, а тактическая глубина увлекает. «Звёздные Империи» оставлю в своей коллекции как взвешенную дуэльную стратегию, а «Миры Ктулху» как безрассудную веселую бойню в компании.
Плюсы
- Полноценно играется от 2 до 4 человек
- Небольшое время партии (20-40 минут)
- Преемственность механики «Звёздных Империй»: нанесение урона сопернику, срабатывание союзных свойств
- Интересные и мощные комбинации
- Интересное взаимодействие между игроками: общие торговые ряды и одновременный урон
- Отличный и стильный чёрный юмор
- Компактная коробка и неплохое качество локализации (вот только протекторы желательны)
- Удобный планшет подсчёта рассудка
Минусы
- Чрезмерная динамика – партия развивается стремительно, сила комбинаций непропорциональна затраченному игровому времени
- Игра сама присуждает победу – в какой-то момент мощность комбинаций становится почти одновременно у всех игроков настолько эффективной, что решающее значение имеет текущая очередность хода
- Запутанная и сложная иконографика
Оценка: 7/10
Игра предоставлена издательством GaGaGames.
www.nastolki-na-polke.ru
Настольная игра Миры Ктулху (Cthulhu realms)
Ночью по всему городу раздается нечеловеческий вой от которого бегут мурашки по коже. Черные тени скользят по улицам, являясь кошмарами в беспечные сны горожан. «Конец настал!» гласят таблички заполонивших Аркхэм проповедников. Тихий островок человеческого невежества накрыла волна ужаса – Древние пробудились.
Запертые двери и заколоченные окна не помогут. От древнего зла не убежать.
Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть
Механика игры перекочевала из более ранней «Star realms» почти без изменений. Для тех, кто с ней не знаком, вкратце перескажу суть, сделав акцент на отличиях.
Цель игры – свести с ума всех ваших противников, нанося урон их игровому рассудку различными пакостями. Отмечается это с помощью специальных планшетов, что на порядок удобнее возни с картами, как это было в «Звездных империях».
Участники начинают игру с одинаковыми колодами из десяти карт: шестью последователями, двумя громилами и двумя адептами. Последователи приносят силу воплощения, за которую приобретаются новые карты, громилы бьют, простите, оговорился, сводят с ума ваших противников, а адепты делают либо то, либо другое на ваш выбор.
В центре стола располагается торговый ряд, из которого будут приобретать карты игроки, стопка карт адептов и общая колода. Обратите внимание, что общая колода кладется лицом вверх, чтобы участники всегда могли видеть, какая карта следующей выйдет на рынок.
Тщательно перемешав свои стартовые колоды, участники набирают руку – на старте первый игрок берет только три карты, а второй пять. В дальнейшем все участники будут добирать по пять карт из колоды. В свой ход игрок может разыграть все имеющиеся у него в руке карты, активировав их свойства. После чего они отправляются в персональный сброс игрока вместе с картами, которые по каким-то причинам не были разыграны. Затем добираются новые пять карт, и начинается новый ход. Если персональная колода закончилась, вы перемешиваете свой сброс и формируете из него новую колоду. И так до тех пор, пока в здравом уме не останется только один из игроков.
Все карты в игре разделены по цветам и типам. В отличие от «Звездных империй» и цветов, и типов карт здесь три. Персонажи и артефакты после розыгрыша отправляются в сброс, а локации остаются на столе, принося бонусы каждый ход, пока не будут отправлены в сброс оппонентом. Локации так же делятся на три типа: обычные (без дополнительных свойств), убежища, оберегающие игрока от потери рассудка, и врата, защищающие остальные локации.
Желтые карты специализируются на доборе и сбросе карт противника. Фиолетовые помогают восстанавливать рассудок. Зеленые активно используют отречение — переработанную механику вывода карт из игры. Теперь отправлять в коробку можно карты не только из собственной руки или сброса, но и из торгового ряда. Так же добавилось новое свойство, позволяющее восстановить карту, от которой отреклись на этом ходу. Восстановленная карта отправляется поверх колоды игрока, что открывает интересные комбинации. Например, можно сбрасывать из торгового ряда хорошие карты и тут же бесплатно отправлять себе в колоду. Баланс это не нарушает, так как из центрального ряда можно сбрасывать карты стоимостью не больше шести.
Параметров у карт достаточно много и все они обозначены с помощью иконок, разобраться в которых сходу довольно непросто. Первое время приходится буквально работать дешифратором, переводя картинки в осознанную информацию. Хорошо, что авторы это предусмотрели, сделав подсказки на персональных планшетах и опубликовав в конце правил подробный справочник по всем картам, иначе безумие постигло бы игроков еще до начала партии.
Покоряя хребты безумия
«Миры Ктулху» играются довольно бодро: взял карты из колоды, сыграл, взял новые. На двоих партия отыгрывается минут за двадцать. Даунтайма практически нет. Решения, в основном, принимаются в момент покупки карт – что лучше взять, чтобы сильнее насолить противнику. При этом игра затягивает, в нее хочется играть еще и еще. Главный ее плюс по сравнению со «Звездными империями» – возможность игры втроем и вчетвером без дополнительных капиталовложений. Вторую коробку для этого покупать не нужно.
Многопользовательский вариант отличается от дуэльного раскладкой торгового ряда и ограничением, по которому вы можете взаимодействовать только с вашими соседями слева и справа. Соответственно, при игре вчетвером один из участников остается для вас недосягаемым пока один из ваших соседей не выйдет из игры.
Другое существенное отличие — свойства карт. Переработав систему союзных бонусов, объединив свойства чистки колоды с манипуляцией торговым рядом и введя новые типы карт, Дарвин Касл усложнил игру, сделав ее более вариативной. «Миры Ктулху» получились глубже «Звездных империй», сохранив при этом ту же динамику и азарт. Единственный недостаток — иконографика, о которой я уже упоминал.
Локализация игры прошла успешно, перевели даже забавные надписи на иллюстрациях карт, которые хочется разглядывать, отмечая для себя новые детали. Карты достаточно плотные, планшеты с жетонами удобны и практичны. И все это упаковано в компактную коробочку с разделителем, чтобы содержимое не болталось при переноске.
Что же выбрать — космические корабли или Лавкрафтовских монстров? Думаю, дело вкуса. «Империи» проще объяснить новичкам, «Ктулху» чуть похардкорней. Лично я выбирал бы по оформлению. Что ближе душе, то и стоит брать.
Как вариант, обе игры перед покупкой можно бесплатно попробовать в цифровом формате. «Миры Ктулху» есть на ПК, iOS и android. Приложение само мешает колоды, подсвечивает доступные для покупки карты и выдает о них всю информацию по клику. В общем, все сделано для того, чтобы можно было комфортно перекинуться в картишки в метро или автобусе.
И хотя приложение не такое шустрое, как у «Звездных империй», а его дизайн излишне перегружен угловатым антуражем, из-за чего неудобно просматривать свойства карт на небольших экранах, это не мешает получить представление об игре и ее механике. Ктулху фхтагн!
beardgames.ru
Как зародился Культ Ктулху: исследования, секты
Авторы художественных произведений, особенно пишущие в жанре фантастики и фэнтези, не редко создают на своих страницах необычных существ.
Читатели, проникаясь рассказом, зачастую верят, что все они реальны. Так и случилось у Говарда Лавкрафта.
На сегодняшний день, одним из самых загадочных персонажей, пожалуй, является мифическое существо Ктулху. Действительно ли это миф? Или он существует?
Внешность и способности
Ктулху – это божество, спящее на дне Тихого океана. Первое упоминание о нем появляется в книге «Зов Ктулху», написанной в 1928 году Говардом Лавкрафтом. В созданном авторе мире Ктулху – Зверь Миров.
Внешность Зверя Миров весьма специфичная и пугающая: он одновременно похож на осьминога, человека и дракона. Голова со щупальцами, тело гуманоида, покрытое чешуей, а на спине расположены крылья.
Персонажи книги добавляют, что Ктулху во время движений производит хлюпающие звуки, а слизь, стекающая по нему, имеет зеленый цвет, как и его тело, студенистое и желеобразное. Особенностью мифического чудовища является его невообразимо быстрая регенерация.
Рост Ктулху не уточняется, но его сравнивали с «ходячей горой», а если он шел или плыл по дну, то его тело высоко возвышалось над водой.
Ктулху обладает необычной способностью: он может воздействовать на разум людей. Но будучи погруженным в глубокий сон под толщей вод Тихого Океана в руинах города Р’льех, его способности заглушаются, и он способен проникать в сновидения людей, наводя ужас и страх. Некоторые от таких кошмаров сходят с ума.
При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.
Появление Ктулху и города Р’льех
Откуда же он взялся? Как оказался на нашей планете? Мифы, посвященные появлению Ктулху, рассказывают историю его появления.
Он был рожден в мире Вурл, находящемся в 23 туманности. Превратившись в зеленую двойную звезду Хотх/Ксот, произвел соитие с существом Идх-йаа. Благодаря этому союзу появились Великие Древние: Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога.
Путешествуя, Ктулху и его потомство полетели на Юггот, после чего оказались на Земле.
Хотя в некоторых источниках сообщается, что потомками Ктулху считается все население Р’льеха, в цикле новелл Лина Картера, последователя Говарда Лавкрафта, говорится только о 4 Древних:
- Первым считается существо Гхатанотхоа/Гатанотоа, упомянутое в рассказе Лавкрафта «Вне времен». Оно обладало способностью превращать все в камень, едва взглянув.
- Йтхогтха – это смесь жабы и человека гигантских размеров. Один-единственный глаз и множество щупальцев украшали его голову.
- Тсог-Оммога – третий потомок, порожденный Великим. Коническое туловище с головой тираннозавра, зубы-бритвы и щупальца, четыре руки.
- Другой последователь Лавкрафта, Брайан Ламли, дополнил список потомков еще одним. Ей оказалась тайная дочь Ктулла, которая скрывается ото всех, потому что имеет особую миссию. Она должна возродить отца, если он погибнет, выносив его реинкарнацию.
В Тихом Океане они построили гигантский каменный город.
В разных источниках в зависимости от транскрипции и произношения название города читается как Р’Льех/Р’Лиех/Р’Лайх.
Правда, сообщается, что до прихода Ктулху, на Земле миллионы лет обитали Старшие Существа.
Они сопротивлялись его могуществу, но после войны, в ходе которой были разрушены все города Старших Существ, обе стороны договорились о мире.
Долгое время они жили в городе спокойно. Но неожиданно он погружается под воду, запирая Ктулху на глубине Тихого Океана.
Почему так произошло, никому не известно. Но самой очевидной причиной считается месть Старших Существ за причиненную обиду.
Время от времени город появлялся над водой, но затем снова погружался на дно.
Поклонение необычной статуэтке
В 730 году арабским путешественником и оккультистом Абдуллой ибн-Хазредом (или Абдула Алхазреда) выпускается книга «Китаб аль-Азиф». Казалось бы, как связаны мифы и книга, вышедшая так давно?
Оказывается, путешественник нашел группу сект, культом которой было поклонение Старшим Богам, стремясь помочь им в подчинении Земли.
Ктулху во всей этой истории является первосвященником. Сектанты верили, что он покоится на дне океана и ожидает момента пробуждения. Как только Ктулху проснется, он свершит пробуждение Старейших.
Все это могло остаться легендой арабского путешественника, не имея никакого подтверждения, если бы не экспедиция в Арктику, совершенная Принстонским университетом в 1860 году.
Отправившись в Исландию и Гренландию, они искали древние стоянки викингов, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу об открытии Америки скандинавами.
Во время экспедиции на западном побережье Гренландии было обнаружено вымирающее племя эскимосов.
Объектом их поклонения был дьявол – Торнасуку. Созданный культ пугал людей. Соседние племена боялись их, стараясь держаться подальше.
Рисунок статуэтки Ктулху
Профессор — антрополог Джоэл Корн смог разузнать у главного шамана об их обрядах.
В племени хранилась статуэтка, сделанная из черно-зеленого камня, возвышающаяся на пьедестале.
Они устраивали ритуальные танцы во время восхода Солнца после затяжной зимы, совершали жертвоприношения.
Особое внимание профессор обратил на слова песнопений культа, которыми сопровождались их ритуалы. Это был другой язык, ранее неизвестный.
Шаман согласился перевести песню, и оказалось, что она посвящена могущественному Ктулху.
Наступает 1908 год. Именно тогда интерес к необычному существу возвращается.
В лесах Луизианы была обнаружена секта, которая подозревалась в человеческих жертвоприношениях. Объектом их поклонения была та же статуэтка, обнаруженная во время экспедиции Принстона.
Идентифицировать ее смог профессора Уильям Чаннинг Уэбб, который принимал участие в той самой экспедиции. Выходило, что секта эскимосов не была единственной.
Полицейский, принимавший участие в поимке участников культа, зафиксировал ритуальное песнопение, которое впоследствии оказалось тем самым песнопением эскимосов. Пойманные сектанты много рассказывали о Старейших Богах и Ктулху, который спал в склепе на дне моря.
«Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn» на русском языке звучит как «В своём доме в Р’Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне».
В то время Говард Филлипс Лавкрафт находился в Новом Орлеане и слышал эту историю. Он изобразил статуэтку Ктулху в своих рисунках. Именно эта новость, услышанная им от профессора, легла в основу книг.
Город Р’льех в Тихом океане
Говард Лавкрафт в истории про Ктулху описал не только историю его появления, но и указал координаты, где мог располагаться город Р’Льех.
Разумеется, никто не принимал это всерьез, до тех пор, пока не обнаружились странные руины. В результате сейсмической активности они поднялись посреди Тихого Океана.
Лавкрафт ошибся не намного: он указывал 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Руины же были обнаружены в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы.
Приблизительное месторасположение города Р’Льех и звука «bloop»
Увы, изучить его не удалось, потому что он почти сразу же погрузился под воду.
С тех пор город Р’Льех считается реально существующим, хотя эта информация очень долго скрывалась государством.
Пугающее открытие, связанное с историей про Ктулху, принес 1997 год.
В области, указанной Лавкрафтом, как месторасположение города Р’Льех, были зафиксированы необычные звуки.
Подводные акустические сенсоры не ошибались, так как звук был воспроизведен несколько раз. Впоследствии ультранизкочастотный звук получил свое собственное имя — «Bloop».
Координаты звука почти совпадали с координатами Лавкрафта: примерно 50° южной широты и 100° западной долготы.
Влияние Ктулху
Несмотря на свою мифичность, Ктулху приобрел последователей по всей земле. Гаити, Луизиана, Юг Тихого Океана, Мехико, Аравия, Сибирь и Гренландия – вот список мест, где культ Ктулху был широко распространен.
В большинстве случаев культ является тайным или совсем исчез, но Гаваи полнятся легендами о Кана-лоа, злом боге-кальмаре.
Ритуалы, посвященные божеству, исполняются, как правило, рядом с океаном. Последователи устраивают жертвоприношения, танцуют и поют песню, которая была обнаружена еще у культа эскимосов в Гренландии.
Популярность историй про Ктулху была огромной. Его изображения разлетелись по всему интернету, став основой для смешных картинок. А самым необычным проявлением популярности стало появление ктулхуизма в России.
Это пародийная религия, утверждающая, что «Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».
Ктулхианцы даже имеют свои «ритуалы»:
- Жертвоприношения: необходимо «зохавать» что-то, при этом произнося «Зохавано во имя Ктулху!».
- Подношения: если культист потерял какую-нибудь вещь, он обязан это считать подношением, сказав «Ктулху зохавал!».
Образ Ктулху стал не только объектом для юмора, но так же оставил глубокий в след в книгах разных авторов, кино, музыке и играх. Он лег в основу нескольких рассказов, стал прекрасным персонажем компьютерных и настольных игр.
Говард Лавкрафт создал невероятную историю с чудовищем, который до сих пор вызывает интерес у многих. Возможно, если бы не его книги, этот персонаж не приобрел бы такой популярности.
А насколько правдивы исследования секты эскимосов и существует ли культ Ктулху остается только догадываться.
Неспроста, главы государств засекречивают информацию о нем. Ведь остров в Тихом океане долгое время был государственной тайной.
Все, что нам остается – это гадать, пробудится ли ото сна Великий Ктулху, погребенный в руинах города Р’Льех.
kriptozoo.ru
Ктулху (Лавкрафт) | Злодеи вики
Внимание Информация или отсылки в данной статье могут содержать материалы, не рекомендуемые к ознакомлению для лиц, не достигших 16 лет |
Злодей
Полное имя
Ктулху
Псевдонимы/Титулы
Тулу
Клулу
Ктулу
Ктуллу
К’тулху
Катулу
Кутулу
Ктулхут
Кулху
Тху Тху
Великий
Верховный Жрец великих Древних
Спящий в Р’льехе
Великий Древний
Происхождение
Зов Ктулху
Возраст
Больше сотни миллиардов лет
Раса/Вид
Великий Древний
Род занятий
Верховный Жрец Великих Древних
Лидер «детей Ктулху»
Правитель Земли (ранее)
Силы/Способности
Бессмертие
Огромный размер
Большая сила
Почти всезнание
Полёт
Обширные тёмные силы
Магия
Телепатические способности
Побуждение к безумию
Цели
Окончательно пробудиться ото сна
Возобновить своё правление
Уничтожить человечество и других смертных существ
Править вселенной наряду с Великими Древними
Тип Злодея
Темная Мессия
“ | Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн В глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа | „ |
~ Г. Ф. Лавкрафт, Зов Ктулху |
Ктулху (англ. Cthulhu) — божество из пантеона великого писателя ужасов Г. Ф. Лавкрафта. Является главным антагонистом рассказа Зов Ктулху (1928). Является одним из главных Великих Древних в Мифах Ктулху, расы божеств. Ктулху известен своим гротескным видом и гигантскими размерами, а также способностью приводить в безумие каждого, кто его увидит.
Хотя он не самый могущественный из творений Лавкрафта (уступает таким Иным Богам как Йог-Сотот и Азатот.), он является одним из самых узнаваемых персонажей Мифов Ктулху с тех пор как был проявлен в 1920-ых.
Ктулху родился на планете, находящейся в 23-ей туманности. Он отправился к звезде Зот, где породил потомство. Вместе со своими детьми Ктулху отправился на Сатурн, а затем на Землю. Они высадились на континенте в Тихом Океане и построили город Р’льех. Ктулху было оказано сопротивление от лица Старцев, которые также жили на планете. В результате кровопролитной войны был заключён мирный договор: новые земли отходили Ктулху, а за Старцами оставалось море и прежние владения. Затем Ктулху вошёл в долгую спячку в Р’льехе. Человечество пока только эволюционировало, и Ктулху мог общаться телепатически с некоторыми из людей через сны, в результате чего образовался Культ Ктулху. Затем из-за бедствия Р’льех ушёл под воду. Однако, Р’льех мог подниматься из-под воды на небольшое время. Тем не менее, Р’льеху суждено в один момент не опуститься в море, и тогда Ктулху вернётся.
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».
Ктулху, как говорится, имеет культ последователей, сосредоточенный в Аравии и распространяющийся по всему свету. Предполагается, что лидеры культа живут в горах Китая. Этот культ является нигилистическим по своей природе и стремится пробудить Древних и начать апокалиптический век, в котором люди будут убивать друг друга в припадке безумия. Ктулху также поклоняются Глубоководные и Ми-Го, другие существа из мифов Лавкрафта.
В большинстве историй, Ктулху бездействует, спя глубоко под океаном в городе Р’льехе, но всё же может влиять на мир телепатически. Говорят, как только Ктулху окончательно проснётся, то выйдет из глубин и уничтожит мир; к счастью для человечества, Ктулху этого ещё не сделал. Однако, он к этому приблизился, когда группа моряков натолкнулась на город Р’льех, который вышел из-под воды из-за звёзд.
Они открыли одно из сооружений, и Ктулху вышел и напал на них. Существо остановили только тогда, когда единственный моряк, оставшийся в здравом уме протаранил Ктулху кораблём. Когда он отплывал, он увидел, что Ктулху полностью восстановился. Миру настал бы конец тогда, но Р’льех погрузился внезапно под воду.
Р’льех
Р’льех (англ. R’lyeh) — город, созданный Древними в незапамятные времена. В настоящее время он затоплен и находится на дне Мирового океана (на иллюстрации показаны местоположение Р’льеха по версиям Лавкрафта и Дерлета). Архитектура Р’льеха характеризуется Лавкрафтом как «циклопическая» и «неевклидова» (Лавкрафт подразумевает, что Р’льех построен в большем числе измерений, чем способен воспринимать человеческий разум, поэтому люди видят Р’льех искажённым). На стенах зданий Р’льеха высечены ужасные изображения и иероглифы.
Чувствительные люди, способные воспринимать зов Ктулху, иногда видят Р’льех во сне. Первое описание города дано со слов скульптора Генри Энтони Уилкокса.
Лавкрафт поместил Р’льех в 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Однако Август Дерлет, один из последователей Лавкрафта и основатель понятия «Мифы Ктулху», утверждает, что он расположен на 49° 51′ южной широты и 128° 34′ западной долготы. Обе точки расположены на юге Тихого океана.
Силы и способностиПравить
Несмотря на то, что Ктулху является не самым могущественным из Великих Древних, и уступает в могуществе Иным Богам, он является очень сильным существом. Будучи почти богоподобным для людей, Ктулху бессмертен, обладает огромной силой и может пережить даже самый сильный ущерб. Также, возможно, может летать. Он обладает большим интеллектом, поскольку он всё, что происходит во вселенной. Также владеет огромными телепатическими способностями.
Вероятно, самой заметной чертой Ктулху является тот факт, что он, наряду с остальными его родственниками, не может быть постигнут людьми; когда человек пристально смотрит на Ктулху, он почти наверняка сойдет с ума от его облика. Ктулху также смог создать город из ниоткуда.
Семейное Древо КтулхуПравить
- В онлайн-видеоигре Adventure Quest World, широко известной как AQ, Ктулху — главный босс, называемый Зверем Хаоса, который, похоже, работает на Лорда Хаоса Иадоу под именем Катул, имея на самом деле скрытые мотивы и хочет, чтобы игрок победил его и Иадоу, поэтому он может достичь своих целей.
- «Ужасные приключения Билли и Мэнди». Эпизод «Prank Call of Cthulhu». Ктулху буквально звонит по телефону Билли и использует его, чтобы начать посылать шуточные звонки людям, которые превращают их в кальмаров-монстров. Показан играющим в мини-гольф.
- В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу.
- Спародирован в World of Warcraft как К’Тун
- Лила отправляется на свидание с ним в начале Futurama comics #58.
- В видеоигре Castlevania: Symphony of the Night Ктулху — это имя маленького врага с сильной атакой дыхания огня, и он виден на дне Мраморной галереи и в разных частях Перевернутого замка. Однако это имя дано персонажу в английской локализации, этого врага изначально зовут «Дьявол» в японском выпуске игры, в то время как враг «Малачи» является более похожим на настоящего Ктулху.
- Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu» из альбома Ride The Lightning, записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (2000), получила премию «Грэмми» за лучшее рок-музыкальное представление.
- Другая песня Metallica, вдохновленная Ктулху, — «The Thing That Not Not Be» из их альбома Master of Puppets.
- Ктулху появлялся в Aoi House.
- Ктулху появляется в заставке сериала Рик и Морти.
- Ктулху был главным протагонистом в Indie RPG «Cthulhu Saves The World», где он должен сделать великое дело, чтобы снова получить свои божественные силы.
Ктулху в Симпсонах
Появлялся в обзорах Nostalgia Critic. Основная статья: Ктулху (TGWTG).- В заставке Симпсонов к эпизоду Treehouse of Horror XXIV, когда Барт Симпсон катается на своем скейтборде по Спрингфилду, он также прокатывается по щупальцам Ктулху.
- Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк»: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum, пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon.
Интересные фактыПравить
- Ктулху — самое известное божество из пантеона Лавкрафта.
- Ктулху основан на боязни самого Г. Ф. Лавкрафта воды.
ru.zlodei.wikia.com
Ктулху — история божества, значение имени, прототип
Ктулху: история персонажа
Ктулху — безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг Говарда Лавкрафта, страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.
История появления
Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.
Говард ЛавкрафтГлавное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.
По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.
Книги Говарда ЛавкрафтаУ поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).
Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, Стивен Кинг.
Ктулху в мифах
КтулхуЗлой бог мирно почивает в объятиях Морфея в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.
«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р’Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».
Набросок Ктулху рукой Говарда ЛавкрафтаБог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.
Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.
КтулхуСтрашное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.
Экранизации
Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного Дэном Эйкройдом и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.
Ктулху из «Южного парка»Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.
В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.
Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.
Интересные факты
- Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
- На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».
- В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
- Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».
Цитаты
«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле».
«Не мертвец тот, кто может вечно лежать».
«В странные эпохи и смерть способна умирать».
«Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив».
«Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».
Фото
24smi.org
Храм Древних — Кутулу (Cthulhu)
Ктулху (англ.Cthulhu, используются и иные транслитерации с английского, как например Ктулу) в Мифах Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудище, способное дистанционно влиять на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху« (1928).
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону, человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудище имеет голову c щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зеленое, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».
Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освободится.
Как отмечал Лавкрафт, Ктулху был порождён в мире Вурл (англ.Vhoorl) в некой «двадцать третьей туманности». Позже Он посетил зелёную двойную звезду Зотх ((англ.Xoth), где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха и Цог-Оммога. Далее Ктулху и его потомство полетели на спутник Плутона Юггот, откуда Великие Древние сошли на Землю.
По Их прибытии, Ктулху и его свита на острове в Тихом Океане построили огромный каменный город Р’льех. Сначала, потомству Ктулху сопротивлялись Старшие Существа (Старейшины), обитавшие на земле миллионы лет до прихода Ктулху. После войны, в которой потомки Ктулху разрушили все города Старших Существ (Старейшин), оба лагеря объявили мир и согласились не мешать друг другу.
Затем Ктулху и его потомки многие годы наслаждались свободой в этом мире, но скоро они впали в период глубокого ожидания, огражденные могуществом Ктулху, они стали неуязвимы для Богов Старины, но были обездвижены, так что единственным способом общения для них стала телепатия. В течение миллионов лет человечество медленно развивалось. Ктулху говорил с сими новыми существами в их снах, сообщая им, где находятся статуи с его образом, кои он принёс со звёзд. Так зародился культ Ктулху. Но однажды чёрный Р’льех постигло бедствие. Возможно, это была месть неизвестных божеств или изменения в звёздах, луне, отделённых от Земли (хотя считается, что слуги Ктулху знали бы об этом). Время сей катастрофы также неведомо; согласно доктрине культа, это произошло после зарождения его первых культов, другие считают, что это случилось задолго до начала развития человечества. Без причины, город Р’льех (Р’лиех) погрузился в воды Тихого Океана, захлопнув Ктулху и его потомков как в ловушке. Вода заблокировала их телепатические сигналы, исключив любой контакт с их слугами. С этого момента они могли пользоваться телепатией только во время подъема Р’льейха из воды. Ктулху не мог ничего сделать, и он ждёт, пока звёзды не установятся в надлежащем порядке; лишь тогда он освободится из заключения.
С тех пор могила Ктулху время от времени подымалась из воды, освобождая Ктулху на краткие периоды. Всякий раз, после нескольких дней или недель, Р’льех снова погружался обратно в море. Однако придёт день, когда черный город не вернётся к морскому дну. Тогда окончательно пробудившийся Ктулху будет убивать и метаться по всему миру.
Согласно Лавкрафту, культы Ктулху широко распространены; следы его поклонения остались на Гаити, Луизиане, на Юге Тихого Океана, в Мехико, Аравии, Сибири, К’н-йане (подземное царство под штатом Оклахома в США) и Гренландии. Бессмертные жрецы поддерживали культ где-то в горах Китая, но истинный центр культа был расположен где-то в Аравии, около легендарного города Ирема. Первая работа Профессора Анджела и его преемников дала много информации о скрытых культах.
В основном этот культ остался тайным, но на Гавайских островах всё ещё ходят легенды о Кана-лоа, злом боге-кальмаре, который заключён в преисподней. Ритуалы Ктулху часто исполняются близ океана или большого залива, и считается, что Хэллоуин — один из его высших празднеств. Некоторые лавкрафтианцы полагают, что Ктулху — просто высший жрец Йог-Сотхотха (или Йог-Сотота). Некоторая вражда существует между Ктулху и его братом, Невыразимым Хастуром. Однако никто не знает из-за чего возник конфликт между ними.
В некоторых текстах Ктулху назван водным элементалом, несмотря на то, что океан блокирует его телепатические сигналы к человечеству. Рукопись Сассех упоминает Ктулху, как проявление Ньйарлатхотепа (Ниарлатотепа), хотя никакой другой источник не интерпретирует его таким образом. Фрэнсис Лэни попытался связать Ктулху Куиха-Айар с богом войны Уицилопочтли. Это явная несуразица; Уицилопочтли — бог Ацтеков и он вовсе не похож на Ктулху. Наконец, некоторые провели параллели между Ктулху и К’тхулу Соухисом, высшим жрецом Му, который сбежал в Южную Америку. Некоторые принимают любую из этих гипотез.»
Заслуживает внимания описание из книги «Странствия Альхазреда». Примечательно, Ктулху там представлен как бог войны и любитель убийств. Описание также сходится с другими источниками: Кутулу прилетел с потомством и сражался со Старцами. Далее в разных источниках есть расхождения: Либо случилась небесная битва с молодыми богами, либо случилось какое-то небесное действо, что вынудило Великого Кутулу перейти в состояние сна\смерти.
«Великий Ктулху — всегда войн-бог, из всех Старейшин он самый грозный, поскольку его главное удовольствие — убивать и разорять все, что лежит у него под ногами. Его самое большое удовольствие — завоевывать то, что когда-то было свободным — гонит его по небесам и сквозь сферы… Его рост огромен, как гора, и он ходит на когтистых лапах, похожих на лапы ястреба, так что сами камни земли содрогаются от каждого его шага. Еще у него из спины растут огромные крылья, которые не имеют перьев, но из кожи, как крылья летучей мыши… Его голову невозможно описать без страха, поскольку она напоминает бесформенную массу обитателя глубины, имеет много веревок или мягких веток(щупалец), которые висят и извиваются там, где должно находиться лицо, а его темя пульсирует и движется, как водянистая масса, поскольку у него нет черепа. У него маленькие глаза, по три с каждой стороны головы. Цвет его кожи зеленый, с оттенком серого на конечностях и хоботе…В будущем звезды будут двигаться по своим путям и станут в ряд, как уже было в прошлом, но, наконец, их конфигурация будет устойчивой и мир станет благоприятным для древних. Ктулху проснется и завоюет мир, поскольку что может сила богов и людей против его гнева?…Из всех повелителей Древних Ктулху стоит особняком и существует отдельно…Они (Древние) используют его как меч и думают отдалиться от его присутствия, когда сражение выиграно…»
www.oldones.org
Миры Ктулху читать онлайн — Говард Лавкрафт
Говард Филлипс Лавкрафт
Миры Ктулху
Мифы Лавкрафта
Имя Говарда Филлипса Лавкрафта окружает множество мифов. За свои сорок семь лет он успел прослыть социопатом, затворником, женоненавистником, ксенофобом, сумасшедшим, чуть ли не тайным агентом рептилоидов и приспешником Ктулху. Явление, в общем, распространенное: так происходит практически с каждым крупным писателем, который не добился признания при жизни и был оценен по достоинству только после смерти, от Эдгара Алана По до Филипа К. Дика. Увы, к разочарованию любителей сенсаций, жизнь нашего героя достаточно хорошо задокументирована и подробно изучена, чтобы утверждать: слухи о причудах Лавкрафта сильно преувеличены.
Г. Ф. Л., как называют его поклонники, появился на свет 20 августа 1880 года в небольшом городе Провиденс (штат Род-Айленд, Новая Англия). Его отец, коммивояжер Винфилд Скотт Лавкрафт, рано пропал с горизонта: в 1883 году он «начал странно себя вести», был помещен в психиатрическую лечебницу, где и скончался пять лет спустя. Историки до сих пор спорят, что стало причиной недуга: нервный срыв, как полагал его сын, дурная наследственность или «веселая болезнь» (предположительно сифилис), которую Лавкрафт-старший подцепил в одном из своих вояжей.
После исчезновения отца из его жизни Говард остался на попечении матери и двух теток, а главное — наедине с библиотекой деда, заядлого книгочея и библиофила. Именно эти роскошные, обшитые кожей тома определили мировоззрение и литературные предпочтения будущего классика. Здесь Лавкрафт познакомился с античными мифами и «Сказками тысячи и одной ночи», без которых не было бы безумного араба Абдула Альхазреда и его «Некрономикона», но что важнее — проникся бесконечным пиететом к писателям восемнадцатого-девятнадцатого веков, из чьих работ по большей части состояло собрание. Именно там, в дедовской библиотеке, сформировался специфический повествовательный стиль Лавкрафта, бесконечно далекий от стиля большинства его коллег и современников — тяжеловесный, многословный, изобилующий прилагательными и деепричастными оборотами, медленно выворачивающий душу наизнанку. Мало того, даже в личной переписке Г. Ф. Л. предпочитал использовать «дореформенную орфографию», не признавая упрощенное, приближенное к фонетическому написание, которое получило распространение в США после 1828 года с легкой руки Ноя Уэбстера, автора «Словаря американского языка».
Окруженный женским вниманием, будущий писатель рос сообразительным, но болезненным мальчиком. Учеба в школе не задалась: он слишком часто пропускал занятия и в итоге не сумел завершить полный учебный курс. Зато именно в школьные годы Лавкрафт впервые попробовал свои силы в «самиздате»: самым впечатляющим опытом на этом поприще стал напечатанный на гектографе астрономический журнал «The Rhode Island Journal of Astronomy» и посвященная преимущественно химии «The Scientific Gazette».
На первый взгляд увлечение вполне заурядное: многие успешные американские писатели, включая Роберта Хайнлайна и Рэя Бредбери, на заре своей карьеры отдали должное «самодеятельной прессе». Но с Г. Ф. Лавкрафтом история особая. Именно с самиздатом связана большая часть его литературной биографии — да и не только литературной по большому счёту. Сообщество, сложившееся вокруг американской «small press» в начале XX века, на долгие годы стало главной площадкой для его самореализации. Остроумная пикировка Лавкрафта в разделе писем журнала «Агроси» с другим начинающим литератором, Джоном Расселом, привлекла внимание руководства Объединенной ассоциации любительской прессы, и в 1914 году писатель получил предложение вступить в UAPA, а через несколько лет был избран ее вице-президентом. Должность не открывала финансовых перспектив и была скорее почетной, но можно представить, насколько это польстило самолюбию молодого человека, так и не сумевшего, к разочарованию семьи, поступить в университет. Именно в «самодеятельной прессе» вышли первые рассказы Г. Ф. Л., замеченные читателями и критикой: переработанный юношеский «Алхимик», «Дагон» и сознательное подражание Эдгару Алану По «Усыпальница». Позже, в час нужды, среди писателей-любителей Лавкрафт-редактор находил своих «соавторов», амбициозных неудачников, чьи рассказы он перерабатывал от первой до последней буквы, иногда за небольшой гонорар, но порой и безвозмездно, в знак дружеского участия. Наконец, именно на одном из слетов журналистов-любителей он встретил свою будущую жену, Соню Хафт Грин, — это положило начало серьезным переменам в жизни писателя и в итоге к переезду из сонного Провиденса в сердце деловой Америки, бурлящий жизнью Нью-Йорк.
Думаю, можно сказать, что первые месяцы брака оказались самыми светлыми (если не брать в расчет раннее детство) страницами в биографии Г. Ф. Л. В Большом Яблоке Лавкрафт провел всего два года, с 1924 по 1926-й, но в этот краткий отрезок времени уместилась целая жизнь. Восторг от знакомства с кругом молодых интеллектуалов, публикации в «Weird Tales», одном из самых известных журналов начала палп-эпохи, разочарование, финансовый крах молодой семьи, жалкие попытки устроиться хоть на какую-нибудь работу или литературной поденщиной добыть средства для выплат по кредитам, чувство беспомощности, нарастающая депрессия… Увы, отношения Г. Ф. Л. с супругой, женщиной волевой и трезвомыслящей, не выдержали испытания бедностью. Соня Грин была вынуждена покинуть Нью-Йорк и отправиться на заработки, а Лавкрафт, несколько месяцев помыкавшийся в одиночестве в крошечной бруклинской квартире, вернулся в родной Провиденс и сдался на милость родственникам, с самого начала не одобрявшим этот брак.
Пожалуй, в рамки канонического мифа с некоторой натяжкой укладываются только последние годы жизни писателя. Он потерпел поражение по всем фронтам, не смог ужиться в большом городе, не достиг финансового успеха и популярности, потерял любимую женщину (несмотря на взаимную договоренность, Лавкрафт так и не оформил бумаги на развод) — зато получил мощный творческий импульс. После возвращения в Провиденс он закончил «Зов Ктулху», запланированный еще в Бруклине, написал многие из лучших своих вещей, включая новеллы «В горах безумия», «Данвичский кошмар» и «Морок над Инсмутом». Даже под давлением обстоятельств Г. Ф. Л. не сумел стать коммерческим писателем — да, видимо, не очень и стремился, хотя несколько раз выступал в роли «литературного негра» (политкорректно — «писателя-призрака»). В то же время он вел оживленную переписку с сотнями корреспондентов, среди которых был создатель Конана Роберт Говард, будущий автор прославленного Хичкоком «Психо» Роберт Блох, Лайон Спрэг де Камп и многие другие литературные звезды разного масштаба и светимости. По скромным подсчетам, в архивах Г. Ф. Л. осталось не меньше десяти тысяч писем — и только малая часть их на сегодняшний день опубликована. Эпистолярная стратегия принесла свои плоды: постепенно вокруг Лавкрафта начал складываться круг преданных поклонников, продолжателей и подражателей… Увы: довести этот эксперимент до конца писателю так и не удалось. 15 марта 1937 года Говард Филлипс Лавкрафт скончался от рака тонкого кишечника в родном Провиденсе и был похоронен в фамильной усыпальнице на кладбище Свант-Пойнт.
Это, разумеется, только краткая выжимка из биографии создателя «Мифов Ктулху»: его подробное жизнеописание занимает сотни, а анализ творчества — десятки тысяч страниц. Отечественные издатели обычно с подозрением относятся к литераторам, чье творчество ассоциируется с жанровой прозой: в России до сих пор не издано ни одной биографии Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна или Артура Кларка, не говоря уж о фантастах следующих поколений — Роджере Желязны или Уильяме Гибсоне. Да что там: такой чести не удостоился даже кумир шестидесятников Курт Воннегут — а не пиши о космических путешествиях и временных парадоксах!.. Но Г. Ф. Л. и тут оказался исключением: на русском языке можно прочитать целых три его биографии. Самая дотошная, обстоятельная и академически занудная, где дни американского писателя расписаны буквально по минутам («Жизнь Лавкрафта» С. Т. Джоши) доступна только в любительском переводе, зато книга «Лакрафт» Лайона Спрэга де Кампа печаталась вполне коммерческим тиражом, а биография «Лавкрафт. Певец бездны» московского историка и литературоведа Глеба Елисеева выдержала два издания. Словом, читателям, которых интересуют подробности, есть чем утолить сенсорный голод.
Но даже если отметить только главные реперные точки на жизненном пути писателя, становится очевидно, что личность Лавкрафта далеко не так однозначна, как может показаться. Человек с репутацией женоненавистника, антисемита и гомофоба, Г. Ф. Л. был женат на еврейской эмигрантке родом из Конотопа — и, по словам Сони Грин, оказался застенчивым и нерешительным, но вполне состоятельным любовником. Он мог многословно рассуждать о деградации американской нации и неполноценности семитов (а заодно о «поведении, которое подобает только человекообразным обезьянам и неграм»), но в реальной жизни одним из лучших друзей Г. Ф. Л. был Самуэль Ловмэн, еврей и гомосексуалист. Лавкрафт выступал против демократии во всех ее проявлениях, но с благодарностью принял выборную должность вице-президента UAPA. «Затворник» и «социопат», он ежемесячно отправлял сотни писем своим корреспондентам во всех уголках страны, живо обсуждал деловые вопросы, ездил в гости, выбирался с друзьями на пикники, когда позволяли здоровье и финансы — не говоря уж о годах, проведенных в Нью-Йорке, самом шумном и суетном городе мира. Иными словами, путать «лирического героя» Лавкрафта и самого автора было бы большой ошибкой: в повседневной жизни Г. Ф. Л. мог выглядеть замкнутым, чудаковатым, эксцентричным, но не более, чем многие его известные современники.
knizhnik.org