Закон о естественных монополиях 2019
Тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки – одна из вечных и самых обсуждаемых бизнесом и населением нашей страны тем, а ее основное ответвление – подход государства к регулированию естественных монополий. Несколько круглых дат этого года (10-летие с момента реорганизации РАО «ЕЭС России», 15-летний юбилей ОАО «РЖД», 25 лет «Газпрома») поспособствовали возобновлению дискуссии о роли регулятора в диалоге между инфраструктурными отраслями и их потребителями. К сожалению, как показывает новая законодательная инициатива ФАС в части изменения регулирования естественных монополий, проблема оценки экономических последствий реформ продолжает сохраняться, несмотря на ошибки последних десятилетий.
В конце мая ФАС на портале regulation.gov.ru опубликовала для общественного обсуждения законопроект, упраздняющий принятый еще в 1995 г. закон «О естественных монополиях». Как следует из опубликованного документа, возникающий в результате прекращения действия этого закона правовой вакуум в сфере регулирования естественных монополий предполагается заполнить за счет внесения изменений в действующий закон «О защите конкуренции» и принятия нового закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Предлагаемые изменения аргументированы тем, что существующее законодательство не отвечает современному состоянию инфраструктурных отраслей, сдерживает развитие конкуренции и снижение объемов государственного регулирования.
Действительно, изменения в нормативной базе назрели, ведь за прошедшие два десятка лет сферы, подпадающие под его действие, значительно трансформировались. В электроэнергетике РАО «ЕЭС России» было разделено на несколько десятков государственных и частных компаний, одни из которых регулируются («Россети», передача электроэнергии), другие работают в квазирыночных условиях (генерация и сбыт электроэнергии). На рынке газа появились независимые участники – «Новатэк» и другие, а доля «Газпрома» в структуре поставки газа на внутренний рынок сократилась до 50%. В железнодорожном транспорте за эти годы были выделены регулирующая (в виде Минтранса России) и хозяйственная (в виде ОАО «РЖД») функции. В последней к тому же был приватизирован самый доходный сегмент: парк грузовых вагонов стал частным, и отношения с потребителем здесь формально зависят лишь от рыночных факторов (у госмонополии остались только локомотивы и инфраструктура).
О последствиях того, как отражается на потребителях либерализация в естественно-монопольных секторах, сказано и написано немало, в том числе недавно на страницах «Ведомостей» («Чем закончилась реформа РАО ЕЭС», 29.06.2018). Обычно в качестве главного плюса реформ отмечают появление у ранее государственных активов частных собственников, которые должны за этого потребителя конкурировать. О чем говорят реже – как такое изменение сказалось, например, на уровнях цен и доступности услуг. Новые собственники сполна воспользовались предоставленной им свободой: темпы роста цен в возникших рыночных сегментах, как правило, были кратно выше, чем в секторах, продолжавших оставаться в условиях государственного тарифного регулирования. В тех исключительных случаях, когда было наоборот (например, в электросетевом комплексе в период 2008–2012 гг., когда темпы роста тарифов в некоторые годы опережали темпы роста цен в приватизированном секторе), такое положение дел было результатом ошибок, допущенных при планировании и проведении государственной регуляторной политики. Другим следствием такого подхода к реформированию стала утрата компетенций в производстве высокотехнологичного оборудования, например в сфере энергомашиностроения. Коснулись изменения и рядовых граждан: рост коммунальных платежей, превышающий рост доходов населения, огромная стоимость подключения газа, массовая отмена электричек несколько лет назад и сохраняющаяся проблема изношенных плацкартных вагонов – все это звенья одной цепи.
Почему вышло так, а не иначе? На мой взгляд, это результат слабой проработки экономических последствий реформирования естественных монополий, как для них самих, так и для их потребителей, да и для всей экономики в целом. К сожалению, это характерная черта большинства проводившихся в 1990–2000-х гг. реформ. И новый законопроект ФАС России наступает на те же грабли: качественные и количественные оценки экономических последствий для всех заинтересованных сторон (государства, естественных монополий, потребителей, иных участников отношений) от внесения указанных изменений в законодательство пока отсутствуют.
Сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия, с которым можно ознакомиться на том же regulation.gov.ru, прямо подтверждает мои опасения. Например, не представлена оценка расходов, возникающих в результате изменения регулирования в государственных бюджетах, а также у затрагиваемых субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Не указаны возможные негативные последствия, а также мероприятия, необходимые для достижения заявляемых законопроектом целей. Отсутствуют даже предложения по альтернативным путям решения проблемы, ради которого готовился законопроект. А ведь что такое сводный отчет? Это же фактически технико-экономическое обоснование проекта регулирования! Я бы провел такую аналогию: кто-то предлагает выводить на рынок новый продукт, но мнение потребителей он не изучил, объемы продаж, риски и конкурентов не оценивал. Интересно узнать у руководителей и собственников компаний, как бы они отнеслись к инициативам своих сотрудников с такой «глубиной» проработки?
Можно ли обойтись без очередной шоковой терапии для потребителей и вносить изменения не путем разрушения существующих механизмов до основания, а путем их адаптации к современной структуре отраслей? Определенно да.
Во-первых, никто не мешает просто привести закон «О естественных монополиях» в соответствие со сложившимися реалиями, а не отменять его полностью. Общеизвестно, что регулирование естественно-монопольных рынков и рынков, близких к совершенной конкуренции, принципиально различается, и хотя бы поэтому профильный закон должен быть сохранен. Более того, содержание этого закона должно быть распространено на все вопросы функционирования естественных монополий, в том числе на те, которые сейчас регламентируются другим законом – «О защите конкуренции», а сами естественные монополии должны быть выведены из-под действия последнего. Это снизит вероятность правовых коллизий и повысит эффективность как самого государственного регулирования, так и работы естественных монополий, а также упростит жизнь их потребителям.
Во-вторых, регулирование естественных монополий целесообразно передать отраслевым регуляторам: отдельному органу для электроэнергетики, отдельному – для железнодорожного транспорта и т. д. В сферу деятельности таких выделенных регуляторов должны войти, в числе прочего, вопросы тарифной политики, формирования и утверждения инвестиционных программ, контроля за их реализацией, соблюдения прав потребителей, общественного надзора, участия в подготовке и реализации государственных отраслевых стратегий развития, оценки экономических эффектов от выдвигаемых регуляторных инициатив для отрасли, ее потребителей и экономики в целом. Наверняка кто-то возразит – мол, при выделении отраслевых регуляторов вырастут бюджетные расходы, но мне такой довод не кажется убедительным: профессиональный регулятор, полностью погруженный в проблему отрасли, будет достигать большего экономического эффекта по сравнению с одним мегарегулятором. Еще один контраргумент может быть связан с тем, что отдельные ведомства будут действовать независимо друг от друга и, соответственно, возникнет риск разнобоя в системе госрегулирования. Однако для решения этой проблемы достаточно отразить общие принципы регулирования в законе «О естественных монополиях» и подчинить эти ведомства Министерству экономического развития. Эффективность данной схемы подтверждается международным опытом: во многих развитых странах (США, Великобритании, Франции) действуют именно выделенные отраслевые регуляторы.
Очевидно, что эти предложения необходимо осуществлять в совокупности, а не частично или отдельно, иначе мы рискуем не достичь требуемого эффекта. И последнее важное замечание: давайте оценивать последствия регуляторных решений в рублях и процентах экономического роста, а не в чем-то ином. В противном случае повторения прошлых ошибок реформирования нам избежать не удастся.
Автор – гендиректор Института проблем естественных монополий
ФАС хочет сблизить их регулирование с рыночным
ФАС опубликовала анонсированные полгода назад поправки к закону о защите конкуренции. Они отменяют закон «О естественных монополиях» 1995 года, перенося ряд его норм в закон о конкуренции, и определяют устаревшее, по признанию ФАС, понятие «естественные монополии» через наличие у них сетевой инфраструктуры. Демонополизация ждет портовые и аэропортовые услуги, почтовую связь, захоронение радиоактивных отходов, внутренние водные пути и ледокольную проводку судов. Для них предполагается ввести правила недискриминационного доступа, а для оставшихся монополий — правила оценки их «естественности». Проект ФАС расширяет и ее полномочия — по регулированию тарифов и согласованию деятельности монополий на конкурентных рынках.
ФАС опубликовала на regulation.gov.ru поправки к базовому для нее закону о развитии конкуренции, предполагающие перенос в него части норм закона «О естественных монополиях» — его служба предлагает упразднить. ФАС анонсировала разработку еще в конце 2017 года, ссылаясь на инициированное главой службы поручение тогда первого вице-премьера Игоря Шувалова. В ФАС настаивали на том, что само определение монополий устарело и к тому же службе, регулярно докладывающей Белому дому о росте доли государства в экономике, нужен инструмент для пересмотра «естественности» госмонополий в отдельных отраслях.
Проект ФАС предлагает определять «естественную» монополию через оказание «услуг с использованием сетевого актива». Перечень таких сфер сужается до трубопроводной транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа (субъекты — «Транснефть» и «Газпром»), железнодорожных перевозок (РЖД), услуг электросвязи («Ростелеком») и передачи электроэнергии (ФСК, «Россети» и локальные игроки), а также тепла, водоснабжения и водоотведения (на этих рынках в основном работают локальные монополисты) и оперативно-диспетчерского управления в энергетике. При этом в законе «О естественных монополиях» было упоминание планов правительства по демонополизации рынка железнодорожных перевозок (с сохранением монополии на сеть), но в свой проект ФАС его не перенесла. Выпадут из-под определения «естественных» монополии в области портовых и аэропортовых услуг, почтовой связи, захоронения радиоактивных отходов, внутренних водных путей и ледокольной проводки судов — для них проект ФАС предполагает разработку правил недискриминационного доступа и общее регулирование. Ранее участники этих рынков соглашались, что такое изменение соответствует фактическому положению дел, и, в частности, рынок портовых услуг уже де-факто конкурентный (хотя правительство пока анализирует уровень этой конкуренции).
Почему Борис Титов жалуется на избыточность регулирования ФАС
Для «естественных» госмонополий в новом понимании ФАС декларирует регулирование, исходя из принципов «баланса интересов» потребителей и поставщиков и долгосрочного развития конкуренции в монопольных отраслях. Тарифную политику для них предлагается сделать единой на базе другой разработки службы — закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)». Отметим, что ранее его проект активно критиковали участники рынка: «общий» закон не учитывает специфику отраслей, не содержит описания ответственности регулятора и должен рассматриваться в контексте общей правки корпуса законодательства о тарифах, иначе идеи ФАС могут привести к расширению госрегулирования тарифов и ограничению рыночных свобод (см. “Ъ” от 3 мая).
Отдельная статья поправок описывает инструментарий ФАС для борьбы с разрастанием госмонополизма и расширение полномочий регулятора. Так, при наличии у регулируемой компании более 1% выручки от монопольной деятельности ФАС получает право согласовывать ее превышающие 10% капитала инвестиции в производство товаров и услуг для конкурентных рынков, аренду таких мощностей или сдачу в аренду собственных мощностей госмонополиста в регулируемой отрасли. На это согласование ФАС предлагает распространить правила, уже действующие для согласования сделок, влияющих на состояние конкуренции в рыночных отраслях. Отказывать в согласовании служба намерена, если действия монополистов «приведут или могут привести к сдерживанию экономически оправданного перехода товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка» или «ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц». По данным “Ъ”, новации ФАС могут затронуть рынок электрогенерации: наличие у его игроков тепловых и газовых сетей может означать для них необходимость согласовывать инвестпрограммы со службой (то есть регулирование ФАС отрасли, которая монополией не является).
Как ФАС унифицирует порядок споров о ценообразовании в регулируемых отраслях
ФАС как тарифный мегарегулятор унифицировала свои подходы к рассмотрению споров и разногласий по тарифам, прежде регламентировавшиеся двумя десятками постановлений правительства. Новые правила, утвержденные в Белом доме, устанавливают единые сроки и порядок рассмотрения досудебных споров и разногласий по тарифам на услуги ЖКХ и естественных монополий между всеми участниками рынка.
147 ФЗ — О естественных монополиях — в последней редакции
Опубликовал: admin в Законы РФ 07.08.2018
Федеральный закон о естественных монополиях
Естественные монополии занимают высокое положение на торговых рынках. Это происходит из-за технических особенностей производства. Такие корпорации занимают большую часть торговой ниши и другим организациям и компаниям не выгодно конкурировать с ними. Существует закон, регламентирующий цели, права, функции, обязанности, полномочия такого вида объектов.
Что представляет собой закон?
Закон об естественных монополиях был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон о монополии содержит 6 глав и 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения между потребителями и субъектами естественных монополий. Также закон регламентирует вектор развития политики по отношению к естественным монополиям РФ, а также развитие эффективности мер функционирования таких монополий.
Краткое содержание Федерального закона номер 147 о естественных монополиях:
- В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Перечислены термины и понятия, используемые в законе, и даны их определения. Также описана сфера влияния субъектов ест. монополий. Оформлен список органов и учреждений, проводящих контроль и надзор за деятельностью субъектов естественных концернов, также описаны полномочия сотрудников органов;
- В главе второй описан надзор и регулирования государством настоящей сферы деятельности. Дан список с описанием методов, которые используются для надзора над субъектами описанных монополий. Оформлена информация о процессах и принципах госконтроля за естественными монополиями. Дан список обязанностей работников;
- В главе номер три оформлена информация об органах регулирования естественных концернов. Перечислены виды и категории таких органов. Дан список функций и полномочий перечисленных органов. Оформлено, на каких основаниях применяются методы контроля и регулирования. Описано, кому принадлежат права на доступ к информации о деятельности естественных монополий, и на каких основаниях были переданы такие права;
- В г. четыре оформлены виды и способы ответственности за нарушения и преступления согласно настоящему Федеральному закону. Дан список последствий в случаях нарушений. Также перечислены штрафы, процессы и размеры возмещения убытков;
- В пятой г. описаны порядки и процессы принятия решений органами управления монополиями и способы исполнения этих решений. Даны пункты порядка, по которому лица могут обжаловать действия сотрудников органов. Также даны пункты процесса принятия решений сотрудниками органов о прекращении регулирования, либо о внесении изменений. Перечислены нюансы, порядок и основания просмотра и рассмотрения работниками органов регулирования естественных монополий дел о нарушениях;
- В шестой описаны заключительные требования и дополнительные положения и условия настоящего Федерального закона.
Для контроля описанной сферы специально были собраны органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №58. Подробнее об этом по ссылке:
Список организаций
Деятельность организаций обуславливается законодательными актами, включенными в госреестр. Информацию в реестр заносят сотрудники особого органа, контролирующего тарифы.
Существует три категории организаций:
- Реестр со списком и описанием субъектов топливно-энергетических комплексов;
- Реестр со списком и описанием субъектов работы сферы связи;
- Реестр со списком и описанием субъектов, занимающихся деятельностью в области транспортного дела.
В списки реестра вносятся только определенные государством субъекты, подходящие под описание и условия. По отношению к этим субъектам государственные органы ведут надзор за деятельностью, функциями и полномочиями.
Какие изменения были внесены в 147 ФЗ?
Последние изменения в закон о субъектах естественных монополий были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. При последней редакции изменения произошли только в 6 статье. Шестая статья была дополнена пятым пунктом. В этом пункте написано, что все процессы и определения цен и тарифов для корпораций по передаче и подаче тепловой энергии определяются другим Федеральным законом. Эту область регулирует закон номер 190 о теплоснабжении.
В статье 10 перечислены функции органов регулирования естественных монополий:
- Создание и запись информации в реестры по контролю и регулированию деятельности ест. монополий;
- Принятие решений по внесению изменений и прекращению надзора над описанными объектами;
- Анализируют и принимают меры и методы регулирования;
- Рассматривают и вносят корректировки предложений в соответствующие деятельности законы и акты;
- Только в пределах собственных полномочий и в пределах собственной области имеют право на контроль соблюдения требований закона.
Согласно 8 статье перечислены виды и категории информации, которые подлежат раскрытию публично и должны быть выведены в свободный доступ о регулировании естественных корпораций:
- Информация о тарифных планах и ценах на услуги или продукцию субъектов естественных монополий;
- Информация о процессах и способах покупки и продажи, а также о ценах разных объемов товаров;
- Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая доходы и расходы;
- Информация об инвестициях, вкладах и программах вложения денежных сумм, а также итоги таких мероприятий;
- Информация о товарах, их характеристика, необходимость для потребителя, соответствие продукции установленным требованиям закона;
- Подробный порядок подключения монополии к внешней инфраструктуре;
- Сведения о способах доставки, хранения товаров и формы, способы заключения соглашений, договоров или контрактов;
- Сведения о возможностях тех. доступа к продукции, а также ход отправки и получения заявок.
Во второй статье написано, что описываемый Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие между участниками купли — продажи на товарных рынках РФ, когда одним из участников является естественная монополия. Другими участниками правоотношений могут быть потребители продукции, федеральные исполн. органы, органы, относящиеся к субъектам России и учреждения местного самоуправления.
Также читайте о последних изменениях в ФЗ 69 по ссылке:
Скачать закон о естественных монополиях с изменениями
Зачастую на рынках страны встречаются ситуации, когда естественные монополии захватывают весь торговый процесс и злоупотребляют своими полномочиями и возможностями. Такие ситуации негативно сказываются на населении России. При отсутствии толковой конкуренции на рынке ест. монополии начинают повышать цены и тарифы, что означает большое количество издержек на других производствах и в других компаниях. Именно поэтому государством было принято решение о контроле этой сферы для улучшения баланса и равновесия в ценовой отрасли. В случае, если гражданин РФ замечает какое-либо нарушение закона со стороны сотрудников описанных корпораций, он имеет право подать в особые органы жалобу. Для правильного оформления жалобы, рекомендуется изучить настоящий закон.
Скачать Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» можно по ссылке.
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и до
5897987.ru
Реестр естественных монополий в 2018 году
Автор: Задорожнева Александра 2 февраля 2018
Рассмотрим, что представляет собой реестр субъектов естественных монополий 2018 года, кто его формирует и каков порядок рассмотрения документов.
Субъекты естественных монополий — реестр на 2018 год
В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако, товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы). В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России 2018, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ от 17.08.1995.
Реестр естественных монополий 2018 года — это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий. Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу. Основное назначение данной информационной базы — определение цен и тарифов на услуги ЕМ и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.
Обновленные по состоянию на 01.02.2018 списки субъектов ЕМ регулируют следующие направления деятельности:
- нефтяная промышленность;
- транспортные услуги;
- захоронение радиоактивных отходов;
- энергетический комплекс;
- природные ресурсы: газ, вода.
Поиск по реестру естественных монополий осуществляется по наименованию или ИНН предприятия, по территориальному коду, по типу реестра. В некоторых списках присутствуют подразделы, детализирующие отраслевые особенности.
Как попасть в реестр
Механизм рассмотрения и принятия решения по включению экономических субъектов в реестр естественных монополий законодательно не установлен.
Порядок рассмотрения документов и последующего принятия решения о введении, изменении или прекращении функционирования ЕМ отражены в приказе ФСТ России № 481-э от 13.10.2010.
Реестр естественных монополий формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ. Нормативно-правовую базу, в том числе и вышеуказанный Порядок 481-э, можно найти на официальном сайте ФАС, там же можно скачать реестры субъектов естественных монополий по состоянию на 01.02.2018.
Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
Все документы совместно с приложениями и дополнительными сведениями к ним заявитель направляет в ФАС либо электронно, либо посредством почтовых отправлений. Представитель организации также может подать заявление о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Надлежащий пакет документов в бумажном виде, который подает организация-заявитель, должен быть пронумерован, завизирован руководителем и закреплен «живой» печатью предприятия.
Сроки рассмотрения
Если в предоставленной информации с заявлением о включении, изменении или прекращении регулирования содержатся неполные, искаженные или недостоверные сведения, специалисты ФАС возвращают документы организации-заявителю в течение 10 рабочих дней после даты их принятия (п. 15 Порядка).
Если все поданные сведения корректны и непосредственно относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта ЕМ, то на их рассмотрение и согласование ФАС отводит до 6 месяцев с момента поступления (п. 19 Порядка).
По итогам изучения и анализа документальной базы принимается одно из двух решений (п. 6 Порядка):
- приказ о введении, изменении, прекращении госрегулирования деятельности;
- отсутствие оснований для введения, изменения, прекращения госрегулирования деятельности.
goscontract.info
Перечень естественных монополий по 44 ФЗ в 2018 году
Автор: Наседкина Дарья 2 февраля 2018
В роли поставщика госзаказа могут выступать и естественные монополии по 44-ФЗ, статья 93 разрешает закупать их продукцию, как у единственного поставщика. Но как точно определить, кто к ним относится? Ответ вы найдете в этой статье.
Перечень естественных монополий по 44-ФЗ
Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами в:
- транспортных терминалах;
- морских и речных портах;
- аэропортах.
На сегодняшний день Приказом ФАС № 75/16 от 28.01.2016 утверждены три таких перечня субъектов, работу которых регулирует само ведомство.
Перечень и реестр: соотношение понятий
Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:
- наименование;
- адрес;
- ИНН;
- номер телефона;
- № и дата приказа о включении в реестр;
- статистические коды;
- информацию о результатах деятельности;
- сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
- данные об информационных источниках.
Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.
Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:
- топливно-энергетический комплекс;
- транспорт;
- связь;
- водоснабжение и водоотведение;
- захоронение радиоактивных отходов.
Доступ к данным открыт на сайте fas.gov.ru. Если перед заказчиком при планировании неконкурентной закупки будет стоять выбор из нескольких компаний, работающих в разных сферах, то ответ на вопрос: «Что из перечисленного относится к естественной монополии?» он сможет найти, перейдя по этой ссылке, либо скачав списки субъектов естесственных монополий по состоянию на 01.02.2018 ниже.
Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Однако по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.
Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ
Первый список состоит из 111 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 17 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).
Приказ ФАС
Скачать
goscontract.info
Естественная монополия: примеры :: BusinessMan.ru
В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?
Что понимается под естественной монополией?
Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.
К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.
Классификация
Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.
Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.
Причины возникновения естественных монополий
С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.
Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.
Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.
Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.
Какие в РФ есть естественные монополии?
Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».
Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.
Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.
Реестры монополий
Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.
Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.
Государственные контракты
Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.
Роль естественных монополий на рынке
Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.
Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.
Регулирование монополий
Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.
Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.
Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Помощь монополиям от государства
Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.
В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.
Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.
Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.
Резюме
Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» — каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии — субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.
Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие — к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.
businessman.ru
Монополии в России
ПЛАН.
Введение ……………………………………………………………………. 2
Актуальность темы
Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
1. Возникновение и сущность монополий …………………… 4
2. Формы и виды монополий ……………………………………. 6
3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция ………… 11
4. Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы ……………………… 17
История возникновения и развития монополии в России .
Проблемы монополии в Российской экономике
Антимонопольная политик как следствие развития монополий.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ — МОНОПОЛИЗМ
Заключение ………………………………………………………………… 46
Список литературы ……………………………………………………… 49
Введение.
Актуальность темы.
1) Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По прошествии семи лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение финансового положения многих предприятий естественных монополий.
Между тем, от адекватности финансового поведения предприятий сферы естественных монополий в переходной экономике в конечном итоге зависит не только их выживание в неблагоприятных условиях, но также и перспектива общей стабилизации и поступательного роста предпринимательской активности в российской экономике.
Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде. Поэтому для России они в наибольшей степени были и остаются своеобразным понятием на стыке производственной технологии с макроэкономикой, в связи, с чем у многих политиков и экономистов велико искушение решать все проблемы привычными административными методами (Этим, в частности можно объяснить обилие проектов структурной реорганизации естественных монополий) Многие аспекты классических представлений о естественных монополиях в связи с российской спецификой переходной экономики остаются чистой теорией
Необходимо признать, что серьезного всестороннего анализа положения естественных монополий, в том числе обобщения особенностей их финансового поведения, в российской переходной экономике не проводилось. По этим причинам тема диссертационной работы, посвященной исследованию направлений формирования стратегий финансового поведения предприятий сферы естественных монополий в российской экономике переходного периода, является актуальной
2) Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.
Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
Возникновение и сущность монополий.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.
Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Формы и виды монополий.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая .
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”* . ____________________________________________________________________
mirznanii.com
Форма монополии в России и ее виды
Бизнес 4 февраля 2016Термин «монополия» означает преобладание на рынке единоличного продавца или производителя продукции. Такой хозяйствующий субъект представляет собой целую отрасль, самостоятельно определяет и рыночную цену своего товара, и его объемы поставки покупателям. Монополии являются продуктом развития капиталистических отношений. Причем само их существование является фактором, тормозящим проведение государством любых экономических реформ.
Не дают в полной мере развиваться рыночным отношениям и различные виды монополий в России. И это серьезная задача, решение которой пытаются найти соответствующие государственные органы.
Историческая справка
В конце 19-го в. многовековое развитие рынка претерпело существенные изменения. И связаны они были с реальной угрозой развития конкуренции. Однако на пути такого необходимого рыночного атрибута возникло существенное препятствие, которым являлись различные организационные формы монополий.
История подобных экономических образований началась еще в глубокой древности. Различные формы монополий и их эволюция сопровождали практически все этапы развития рыночных отношений. Однако их новейшая история началась лишь в последней трети 19-го в., особенно проявившись в период кризиса 1873 г.
Признак монополистического образования
Что собой представляет это явление? Например, формы промышленных монополий — это не что иное, как отдельные предприятия и их объединения, а также хозяйственные товарищества, производящие значительные объемы определенной продукции. Такое положение дел позволяет организациям занять доминирующее положение на потребительском рынке и устанавливать высокие цены, которые приносят наибольшую выгоду.
Именно поэтому главным признаком монополии является ее исключительное положение. Предприятия, входящие в подобные образования, значительно ограничивают конкуренцию, возникающую на рынке того или иного товара. Конечно, монополия желанна для каждого производителя. Ведь в таком случае в его руках будет сконцентрирована определенная хозяйственная власть, которая позволит избежать многих проблем и рисков.
Видео по теме
Естественная монополия
Состояние доминирующего положения на рынке классифицируется по различным видам. Существует такая монополия, как естественная, а также административная и экономическая. Рассмотрим первую из них.
Возникновению естественной монополии способствует целый ряд объективных причин. При этом подобное образование отражает такую ситуацию на рынке, когда спрос на тот или иной товар может удовлетворить одна компания или, в крайнем случае, несколько. В основе подобной монополии находится особенность производства продукции или уникальность обслуживания потребителей. В таких случаях конкуренция просто невозможна или крайне нежелательна. Подобные организации осуществляют энергообеспечение, оказывают телефонные услуги и т. д. В таких отраслях работает либо одна, либо ограниченное количество компаний.
Административная монополия
Порой та или иная организация начинает занимать доминирующее положение на рынке благодаря определенным действиям государственных органов. Такая монополия является административной. Предпосылкой ее возникновения является предоставление государством исключительных прав на выполнение определенного рода деятельности. Причем такие структуры, как правило, состоят из государственных предприятий, находящихся в подчинении различных ассоциаций, министерств и главков.
В административную монополию входит целая группа хозяйствующих субъектов одной отрасли, выступающая на рынке как единое целое. Подобные образования были доминирующими в бывшем СССР.
Экономическая монополия
Подобная форма образований является самой распространенной. Она появляется в связи с возникновением определенных экономических причин и выстраивается согласно закономерностям развития хозяйствования.
Так, об экономической монополии можно говорить в тех случаях, когда предприниматели завоевывают доминирующее положение на рынке двумя путями:
- концентрацией капитала с постоянным увеличением масштабов предприятия;
- централизацией капитала с присоединением или поглощением обанкротившихся фирм.
Идя первым или вторым путем, предприятие достигает таких размеров, которые позволяют ему доминировать на рынке.
Международная монополия
Подобное образование относится к особому виду. Оно возникает при высокой степени обобществления капиталистического производства и развитии процессов интерполяции хозяйственной жизни.
Какие виды монополий можно отнести к международному типу? Первая из них – транснациональная. Подобная монополия является национальной по составляющему ее капиталу и контролю над ним, но при этом она международная по своей сфере деятельности. Такие формы капиталистических монополий, как концерны, являются ярким тому подтверждением. Например:
- Концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси». Это американская нефтяная компания, предприятия которой размещены более чем в сорока странах мира. Причем за рубежом концерн разместил 56% своих активов, осуществляя там 68% продаж, получая 52% прибыли.
- Швейцарский пищевой концерн «Нестле». Основная масса его производственных мощностей и организаций сбыта находится в других странах. В Швейцарии же осуществляется лишь малая доля оборота товара (2-3%).
Выделяют и собственно международные монополии. Все концерны и тресты, которые можно охарактеризовать этим термином, имеют ряд особенностей.
Их отличия, прежде всего, состоят в том, что принадлежащий им акционерный капитал имеет международное рассредоточение. Основное ядро сотрудников – это люди разных национальностей. Примером подобного объединения является:
- англо-голландский концерн «Юнилевер», работающий в химико-пищевой сфере производства;
- бельгийско-германский трест «Агфа-Геверт», производящий фотохимические товары.
Число подобных монополистических организаций невелико, что объясняется сложностями объединения капитала, различного по своему национальному происхождению — это и отличия в законодательстве, и двойное налогообложение, и противодействие государственных чиновников, и многое другое.
Формы монополий
Существует определенная классификация организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. В этот перечень входит ряд основных форм, в которые могут объединяться монополистические предприятия. Самые простые из них возникли в сфере обращения. Среди них:
- Картель – форма монополии, объединяющая в себе несколько предприятий, работающих в одной производственной сфере. Участники подобной системы имеют коммерческую самостоятельность, сохраняют право собственности на средства и орудия труда, а также самостоятельно распоряжаются выпущенным ими продуктом. Участники картели лишь договариваются о величине своей доли в общем объеме производств, о рынках сбыта и назначаемых ценах на товар.
- Синдикат – это форма монополии, представляющая собой объединение некоторых предприятий, входящих в одну отрасль промышленности, у которых сохранена собственность на средства производства, но нет коммерческой самостоятельности в связи с отсутствием права на сбыт своего товара. Реализацией продукции в таком случае занимается общая сбытовая контора.
Существует и более сложная форма монополии. Такие предприятия охватывают сектор непосредственного производства. Одна из основных форм монополий подобного типа – трест. В такое объединение входят предприятия либо одной, либо сразу нескольких отраслей промышленного производства. Участники треста не имеют собственности ни на средства производства, ни на выпускаемый ими продукт. Отсутствует у них и коммерческая самостоятельность. Другими словами, в трестах существует объединение производства, сбыта, финансов и управления. Преимуществом подобного объединения является то, что каждый из его участников обладает своей долей акций, пропорциональной доле вложенного капитала. Подобный пакет дает право на участие в управлении трестом и получение от него своей части прибыли.
Существует и еще одна сложная форма монополий — многоотраслевой концерн. Он объединяет в себе десятки и даже сотни предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и транспорта. Участники подобной монополии утрачивают свое право на собственность производственных средств, а также на выпускаемый ими продукт. Кроме того, над всеми предприятиями осуществляется финансовый контроль, проводимый головной фирмой.
Появление монополий в России
Образования, состоящие из доминирующих на рынке организаций, возникли и в нашей стране. Причем впервые о монополиях в России заговорили в конце 19-го в. Данные сообщества развивались по своеобразному пути, который отличался непосредственным вмешательством в их дела государственных органов. Свое влияние на развитие организаций правительство осуществляло в металлургической сфере, машиностроении, на транспорте, в сахарной и нефтяной промышленности. Именно поэтому виды монополии в России, как правило, ограничивались административным типом. Однако до начала 20-го в. роль таких организаций в экономике страны была несущественна.
Переход России к империализму
В 1900-1903 гг. разразился мировой экономический кризис. Он и стал главным толчком, приведшим к ускоренному и массовому образованию монополий в России. Для определения путей выхода из кризиса промышленники стали собираться на отраслевые съезды. И при этом был выработан основной рецепт решения проблемы. Он заключался в создании объединенных торговых организаций, реализующих произведенные товары. Таким образом, появились низшие формы монополии в России, представляющие собой синдикаты. Эти организации держали под контролем цены на рынке.
Синдикаты, как первые формы монополии, в России возникли из-за покровительственных государственных пошлин, защищавших отечественный рынок. Появлению подобных образований способствовали и казенные заказы, когда государство устраивало конкурсы, отдавая предпочтение компании, назначившей самую низкую цену.
Таким образом, в начале 20-го в. возникли такие синдикаты, как «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», «Кровля».
Параллельно с синдикатами стала образовываться такая форма монополии, как трест. Постепенно появлялись и образования «высшего типа», то есть концерны. Подобные объединения были развиты в хлопчатобумажной промышленности. Причем предприниматели, накопив крупные суммы, вначале овладели банками, а затем начали вкладывать имеющиеся у них средства в слаборазвитые отрасли. На то время ими были такие сферы промышленности, как автомобильная, электротехническая и химическая.
Международные виды монополии в России действовали в нефтяной промышленности. Они пришли в нашу страну в форме трестов, поделивших между собой мировые рынки. В России было сразу три представителя подобной монополии. Среди них:
- «Ройял Дал Шелл» — англо-голландский трест.
- «Товарищество Нобель», главный капитал которого принадлежал немецким промышленникам.
- «Русская генеральная нефтяная корпорация», созданная на основе англо-французских денежных вложений.
В целом монополисты приносили явный ущерб народному хозяйству страны. Они держали высокие цены на свою продукцию, порой ограничивая добычу топливно-энергетических ресурсов. Именно поэтому российское правительство вынуждено было бороться с таким явлением, как монополия. Виды и формы подобного образования пытались ограничить различными законодательными актами. Однако все было тщетно, так как большинство правительственных чиновников параллельно с государственной работой занимало высокооплачиваемые посты в различных компаниях.
Промышленный спад
Некоторые локальные монополии России прекратили свою деятельность в связи с началом Первой мировой войны. Но в целом в период проведения боевых действий количество подобных образований только возросло. Некоторые концерны, как высшая форма монополии, стали еще мощнее. Причем многие из них значительно увеличили свой капитал, выпуская продукцию военной направленности.
После Октябрьской революции была проведена национализация банков и промышленности. В результате этого процесса монополии в России ликвидировали. Появление подобных образований вновь началось после 90-х, когда страна стала переходить к рыночным отношениям.
Современный этап
На сегодняшний день чистых монополий в России нет. Существуют только отдельные предприятия, продукция которых занимает значительную долю на рынке (65 и более процентов). Основная форма монополии в России представляет собой крупные объединения. Причем все они относятся к виду естественных образований. Подобные монополии создавались самим государством при проведении политики специализации, углубления и концентрации производства. Однако экономические кризисы ясно показали, что подобные структуры являются крайне неустойчивыми.
Кроме того, в России существует и такой вид монополизма, как локальный. Он возникает вследствие ненасыщенности рынка, когда отдельные предприятия помимо своей воли начинают занимать доминирующее положение. В этот перечень часто попадают организации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, а также торговлей, медицинским и бытовым обслуживанием населения.
Самых крупных монополистов в России всего три:
- РАО «ЕЭС», занимающаяся производством электроэнергии и оказывающая услуги по ее доставке потребителю.
- «Газпром», транспортирующий газ по трубопроводам и реализующий его населению.
- МПС, возглавляющее железнодорожные перевозки.
В этот же список можно включить и «Ростелеком». Данная организация оказывает услуги международной и междугородней связи. Более мелкими монополистами, организующими свою деятельность в городах, являются предприятия Водоканала, Метрополитена и т. д. Все они способны регулировать цену на свой товар, ограничивая для потребителя его предложение.
Порой монополисты злоупотребляют находящейся в их руках властью. Они устанавливают чересчур высокие цены, покрывая этим свои ничем не обоснованные затраты. Кроме того, в российской экономике наблюдается дискриминирующее отношение со стороны монополий к своим конкурентам. Примером тому может служить решение администрации Кировской области, создавшей государственное предприятие, в которое вошли ранее самостоятельно работавшие аптеки, фармацевтическая фабрика, аптечная база и контрольно-аналитическая лаборатория. Подобное объединение прекратило свою деятельность по решению государственного Антимонопольного комитета.
Источник: fb.rumonateka.com