История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
- использование примитивных орудий труда;
- овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
- Наличие родственных связей.
- Четкая внутренняя иерархия.
- Общность жилища, пищи, запасов.
- Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
- Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
- Как называется ученый, который занят раскопками?
- Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
- Чем отличался древнейший человек от животного?
- По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
fb.ru
Настольные игры. Каркассон. Охотники и собиратели.
Давным-давно, до появления славного Каркассона, на равнинах хозяйничали тигры, в озёрах было полно рыбы, а леса изобиловали грибами и ягодами. В те далёкие времена жило в долине племя охотников и собирателей, чьи потомки, спустя много веков, возвели красивую и величественную крепость.То было время великих открытий и смелых экспериментов: люди приручили огонь, научились изготовлять орудия труда и оружие, строить дома. Зарождалось совершенно новое общество со своими законами и обычаями. Многое из придуманного мы используем до сих пор, немного изменив под свой уклад жизни. В игре, как в жизни: берём лучшее, модернизируем и претворяем в жизнь…
Внутри небольшой коробочки находятся картонные тайлы, мешочек с деревянными компонентами, трек очков и буклет правил. Первобытный воздух скрыт под знакомым органайзером, используемым во всей серии Каркассон.
Племя каждого игрока состоит из 6 фигурок соплеменников и 2 хижин своего цвета. Всего в первобытном мире может проживать 5 сообществ одинакового состава. 10 зелёных дисков предназначены для пометок в конце игры и в повседневной жизни игроков участия не принимают.
Всего в коробке находится 96 двусторонних тайлов: стандартные участки местности, на рубашке которых обозначена буква «К» (слева на фотографии выложен стартовый квадрат, отличающийся цветом заливки буквы), дополнительные тайлы с рисунком самородка (справа вверху), двусторонние жетоны с числами «50» на одной стороне и «100» — на другой.
На 76 квадратах изображены три типа местности: лес, низина, водные просторы. В некоторых озёрах плещется рыба, по равнинам разгуливают животные, а в горах поблескивают самородки.
Дополнительные 12 тайлов содержат специальные значки и экзотических животных, о назначении которых я расскажу в обзоре.
Трек очков, отмеряющий набранные игроками победные баллы, выполнен на плотной прямоугольной картонке и оформлен в «Охотничьем» стиле игры.
На охоту в Каркассон.
Примечание: правила игры «Охотники и собиратели» очень схожи с базовыми правилами «Каркассона», которые я подробно рассмотрел в первом обзоре данного раздела. «Охотники и собиратели» — вариант базовой версии с некоторыми изменениями, которые, на мой взгляд, улучшили игру и сделали её интереснее.
Выложите в центре стола стартовый тайл, отделите 12 квадратиков с самородком, перемешайте и разместите неподалёку картинкой вниз. Оставшиеся тайлы территории смешайте и расположите в зоне досягаемости игроков (для удобства можно создать несколько стопок).
Каждый игрок получает 2 хижины и 6 фигурок своего цвета. Одного человечка необходимо расположить на «нулевом» делении трека очков. Зелёные диски пока отложите в сторону — они понадобятся только при итоговом подсчёте.
Рядом с треком разместите жетоны «50/100». Они необходимы только для упрощения подсчёта очков: пробежав круг (49 очков), фишка идёт на новый, а игрок выкладывает перед собой жетон с цифрой «50». Пройдя второй круг, необходимо перевернуть квадратик стороной «100» вверх.
В свой ход игрок берёт один тайл и располагает его на поле, присоединив к ранее выложенным. Необходимо, чтобы реки перетекали в реки, низины продолжали низины, а леса пополнялись новыми деревьями. На размещённый тайл можно (по желанию) выставить одну фишку из личного резерва. Перемещать ранее выставленные фигурки по полю запрещено (аналогично игре Каркассон).
Фигурка, выставленная на реку, становится Рыбаком. В нашем примере синий игрок, взяв удочку, расположился на берегу живописного потока. Водные просторы напоминают городские дороги и площади, а Рыбаки — Разбойников из Каркассона.
В лесу ищут грибы и ягоды Собиратели. Леса аналогичны замкам из Каркассона и завершаются по аналогичному принципу. В нашем примере красный игрок, взяв лукошко, отправляется за грибами, став Собирателем.
Охотники ведут свой промысел на равнинах, низко пригибаясь к земле и выслеживая добычу. Видимо поэтому фигурки Охотников располагаются на тайлах низин плашмя и остаются там до конца игры, греясь на солнышке. Если вы играли в Каркассон, то без труда определите, что Охотники и Крестьяне очень похожи.
Помните, что выставлять двух соплеменников на один и тот же тип местности нельзя! Тем не менее, в ходе игры при объединении разрозненных участков местности, несколько фигурок могут делить одну и ту же территорию — это не воспрещается.
Хижина выставляется либо на озеро, либо на участок реки и находится там до окончания игры. Кстати, хижина и рыбаки могут соседствовать на одном участке реки, а вот две хижины — нет.
Как только игрок завершит реку (оба конца закончатся либо в озере, либо начнутся в роднике), рыбак снимается с поля, а каждый сегмент реки приносит по 1 очку. Также по 1 очку приносят рыбы, обитающие в озёрах завершённой реки.
Если несколько Рыбаков и Собирателей претендуют на один и тот же участок реки или леса, то очки получают либо большинство человечков одного цвета, либо (если количество фигурок равно) все игроки в полной мере (очки между оппонентами не делятся).
В нашем случае синий игрок приносит своему владельцу 4 очка: три — за реку и одно — за рыбу в озере.
Собиратели, обойдя завершённый лес, приносят по 2 очка за каждый сегмент леса. В нашем примере красный Собиратель приносит хозяину 10 очков. Помимо этого, если в лесу есть гора с самородком, то игрок, достроивший лес, берёт один бонусный тайл из отдельной стопки и немедленно размещает его на поле.
Обратите внимание: бонусный тайл получает именно тот игрок, кто своим действием завершил лес. При этом не обязательно, чтобы в этом лесу находились его Собиратели.
Постепенно Рыбаки и Собиратели снимаются с поля, принося победные очки и продвигая фишку по треку, а Охотники и хижины остаются на квадратах и ждут своего часа. Как только все основные тайлы земли будут размещены, происходит итоговый подсчёт.
Хижина, контролирующая водную систему, приносит по 1 очку за каждую рыбину. Например: жёлтый игрок получает 3 дополнительных очка за всех рыб в озёрах системы. Охотники приносят по 2 очка за каждое животное (кроме тигров) на подконтрольной им низине (территория, огороженная со всех сторон или водой, или лесом). Например: зелёный игрок получает 2 дополнительных очка за оленя.
Один тигр съедает одного оленя, при условии, что они оба находятся в одной и той же низине. Для упрощения подсчёта служат зелёные диски — ими накрывают пары «тигр-олень».
Бонусные тайлы добавляют зубров и позволяют получить за них Охотнику дополнительно 2 очка (левый верхний тайл). Тигры бегут от пожара из данной низины, позволяя игроку получить все очки за оленей (правый верхний тайл). Грибы добавляют Собирателю дополнительно 2 очка за законченный лес (левый нижний тайл).
Если игрок выставил своего Охотника в святилище, то только он получит все призовые очки за зверей, даже в случае меньшинства или равенства его фигурок на данной территории (правый нижний тайл).
Победителем становится игрок, набравший больше всех победных очков.
Дополнение Разведчик.
К «Охотникам и собирателям» выпущено небольшое дополнение «Разведчик», состоящее из 5 тайлов и одностороннего листа с правилами. Это специальные квадраты, имеющие индивидуальную рубашку в виде шамана племени. В начале игры необходимо перемешать эти тайлы и выдать каждому игроку по одной картонке взакрытую (по 2, если играете вдвоём).
Владелец шамана выкладывает тайл открыто перед собой и во время игры может снимать с незавершённой территории одну фигурку с поля в запас, не получая при этом призовых очков. Остальные тайлы могут быть сыграны в свой ход вместо стандартного участка местности. При этом необходимо поставить на специальный тайл свою фигурку (в противном случае сыграть его нельзя).
Разведчик, лодочник, охотник, земледелец — каждый из них имеет свойства, подробно изложенные в справочном листе. Например: охотник принесёт своему владельцу дополнительные очки за обе низины, соединённые мостом. Медведь засчитывается за 2 победных очка.
Пособирав и поохотившись.
«Охотники и собиратели» и «Каркассон» — практически одна и та же игра, только в различном оформлении и, несомненно, с некоторыми изменениями, связанными с подсчётом очков. При этом в «Охотниках и собирателях» изначально внедрены некоторые наработки из дополнений к базовой версии «Каркассона», а также добавлены звери и рыба, приносящие бонусы. В связи с этим впечатления мои очень схожи с впечатлениями от «Каркассона», но…
Если сравнивать базовую версию и «охотников», то интереснее гоняться за мамонтами, чем строить крепости. Дело в том, что животные и хижины существенно оживляют игру и превращают спокойный пасьянс в достаточно жёсткую конкуренцию между игроками за территорию. В «Охотниках и собирателях» больше тактических решений, острее конкуренция. Тем не менее, если играть в «Каркассон» с 2-3 дополнениями, то он «на голову» выше «охотников», так как имеет больше вариантов развития событий.
Несомненный «плюс» оригинального «Каркассона» — возможность его расширения за счёт большого числа вышедших дополнений. Но если вы не желаете тратить деньги на расширения и хотите иметь на полке одну коробку из серии, то остановите свой выбор на «Охотниках и собирателях». В первоначальном варианте она, на мой взгляд, гораздо интереснее «Каркасона».
Выбор, безусловно, за вами, и оба варианта достойны внимания. Одно могу посоветовать — иметь обе игры в коллекции лично я не вижу смысла. Либо вы ставите на полку «Охотники и собиратели» и довольствуетесь «тем, что есть» без возможности расширить и разнообразить игру. Либо останавливаете свой выбор на «Каркассоне» и постепенно наполняете его дополнениями, внося в игру остроту и новые впечатления. Оба варианта хороши.
Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине «Игровед», продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
2fishki.ru
Охотники и собиратели | Virtual Laboratory Wiki
Файл:Algerien 5 0049.jpg Файл:San wh03.jpgТермином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин. Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными».
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
Шаблон:Обзор всемирной истории
Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Охотники и собиратели. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .
ru.vlab.wikia.com
Охотники и собиратели | Солнечное Вики
Файл:Algerien 5 0049.jpg Файл:San wh03.jpgОхо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения.
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин[источник не указан 3516 дней]; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
Любопытные факты
- Сообщество охотников-собирателей сохранялось на шотландском острове Сент-Килда вплоть до 1930 г.[1]
См. также
Примечания
Литература
- Гринин Л. Е. . Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. . Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. . Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. . Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
Ссылки
ru.solar.wikia.com
Охота и собирательство Википедия
Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелыОхо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
См. также
Примечания
Литература
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
wikiredia.ru
Охотники и собиратели — это… Что такое Охотники и собиратели?
Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелыТермином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин[источник не указан 1304 дня]. Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными».
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
Ссылки
- Экономика первобытного общества
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006. [1]
- Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
См. также
dic.academic.ru
Охотники, собиратели и рыболовы
Хозяйственно-культурные типы первой группы (охотничьи, собирательские и рыболовческие) начали складываться еще в периоды позднего палеолита и мезолита, когда люди современного вида постепенно осваивали новые, до того времени не заселенные пространства суши в различных климатических поясах Евразии, Африки, Америки и Австралии.
Одним из древнейших среди ныне сохранившихся типов этой группы является тип собирателей и охотников лесов жаркого пояса. Его представителями можно было недавно считать в Южной и Югс-Восточной Азии веддов Шри Ланки, ченчу, мудугаров, бирхоров и некоторые другие мунда- и дравидоязычные мелкие этнические группы Индии, мрабри (юмбри) Таиланда, семангов и отчасти сеноев Малакки, кубу Суматры, пунанов Калимантана, тоала Сулавеси, аэта Филиппинских островов. В Африке к тому же типу относились до последнего времени так называемые пигмеи бассейна Конго, в Южной Америке — сирионо, бороро, гуаяки и другие племена тропической и отчасти субтропической зоны, незнакомые с земледелием. Для всех этих групп охотников и собирателей, постоянно меняющих в поисках пищи места своего обитания, характерны примитивные формы построек в виде ветровых заслонов, жилищ на деревьях или временных хижин из ветвей, коры и листьев, а также почти полное отсутствие одежды. Основным орудием охоты у большинства перечисленных племен служили простой лук и стрелы (часто отравленные), местами, на Юго-Востоке Азии и в Южной Америке, духовое ружье (сумпитан или сарбакап). Из домашних животных была известна только собака. При сборе съедобных клубней, корней, семян и т. п. женщины употребляли обычно палку-копалку.
Можно предполагать, что тип лесных собирателей и охотников жаркого пояса был распространен в прошлом значительно шире: к нему, вероятно, принадлежало все древнейшее население влажных тропиков и субтропиков. Возникновение и распространение мотыжного земледелия привело к постепенному сокращению ареала рассматриваемого типа. Процесс этот, начавшийся в период неолита, прослеживается до настоящего времени: семанги, сенои, аэта и многие другие охотничье-собирательские группы Юго-Восточной Азии переходят к мотыжному земледелию буквально на наших глазах. У многих пародов, давно уже ведущих земледельческое хозяйство, и в наши дни сохраняются пережиточно-отдельные хозяйственные навыки и культурные особенности типа охотников и собирателей жаркого пояса. Это относится, например, к ряду народов Индокитая и Южного Китая (свданг, банар, ли, кава и др.), а также почти ко всем мотыжно-земледельческим народам Южной Индии, тропической Африки и Южной Америки.
Своеобразный хозяйственно-культурный тип до недавнего времени был характерен для обитателей Андаманских островов, по общему социально-экономическому и культурному уровню близких к перечисленным народам, но занимавшихся главным образом приморским собирательством и рыболовством (в частности, при помощи стрел и лука оригинальной s-образной формы). Близкие аналогии этому типу береговых собирателей и рыболовов жаркого пояса прослеживаются по этнографическим данным у маукен, или селунов («морских кочевников»), архипелага Мергуи, оранг-лаут Индонезии и Филиппин, отчасти у рюкюсцев на юге Японии. Археологические материалы дают возможность установить, что в прошлом, начиная по крайней мере с периода мезолита, этот тип был широко распространен среди населения берегов морей, озер и крупных рек на юго-востоке и юге Азии, на островах Карибского моря и в некоторых районах Тихоокеанского побережья Перу и Эквадора. Более или менее устойчивая оседлость, характерная для многих групп- прибрежных собирателей и рыболовов, создавала, вероятно, благоприятные условия для сравнительно раннего перехода их к мотыжному земледелию,
Охотники, сооиратели, рыболовы:
а — австралийка с палкой-копалкой за сбором кореньев; б — андаманец, стреляющий из лука;
в — семанг, стреляющий из духового ружья; г—загонная охота ирокезов на оленей (с гравюры XVII в.)
По степени развития производительных сил с типами охотников, собирателей и рыболовов жаркого и влажного пояса сходен другой хозяйственно-культурный тип первой группы, распространенный как к югу, так и к северу от вышеописанных,— тип охотников и собирателей степей и полупустынь. По этнографическим данным он выступает наиболее ясно у австралийцев, а также у бушменов Южной Африки и ботокудов Бразильского плоскогорья в Южной Америке. Данные археологии позволяют предполагать, что в далеком прошлом — в периоды позднего палеолита и мезолита — он был
распространен в степях и полупустынях всех частей земного шара. Можно думать, например, что он был характерен для древнейшего населения Центральной, Средней и Передней Азии, а также Северной Африки и Южной Европы, где племена охотников и собирателей несомненно предшествовали скотоводам и земледельцам. Различные группы степных охотников кочевали также в травянистой пампе Патагонии (племена охотников на гуанако) и в прериях Северной Америки (некоторые племена алгонкинрв, атапасков и сиу-дакота, промышлявшие охотой па бизонов) .
Несмотря на значительные культурные различия между перечисленными народами, всем им были свойственны и общие черты: большая подвижность, применение разных приемов коллективной загонной охоты, широкое использование метательного оружия (пращей у древних племен Средиземноморья, дротиков и бумерангов у австралийцев, отравленных стрел у бушменов, лассо и бола у патагонцев), сооружение легких временных жилищ с остовом из гибких ветвей, ношение плащеобразной
одежды, а иногда и обуви из шкур животных. После того как европейцы в XVI в. завезли в Америку лошадей, индейцы прерий и патагонцы быстро стали прекрасными наездниками и из пеших охотников превратились в конных.
В качестве особой хозяйственно-культурной группы жителей травянистых степей и парковых лесов выделяют иногда еще индейцев внутренней Калифорнии и некоторых других районов Северной Америки, в хозяйстве которых играло большую роль собирание различных съедобных клубней, корней, плодов и семян (в частности, водяного риса).
К охотникам и собирателям степей и полупустынь во многом близки горные собиратели, охотники и рыболовы возвышенных районов Южной и Юго-Восточной Азии, отличающихся, естественно, более суровым климатом по сравнению с соседними равнинными районами, лежащими на тех же широтах. Примерами этого своеобразного хозяйственно-культурного подтипа в недалеком прошлом были ну и отчасти дулун Юго-Западного Китая. В отличие от собирателей тропических и субтропических лесов для этих народов была характерна большая роль охоты и особенно рыболовства в горных реках и в связи с этим большая степень оседлости, находившая свое выражение в регулярных сезонных передвижениях с возвращением на места постоянного зимнего жительства. У дулун, например, существовали даже два места поселений — приречные и горные, соответствующие двум основным хозяйственным сезонам: рыболовному (зимнему) и охотничье-собирательскому (летнему). Хижины строились из бамбука или из бревен хвойных деревьев, часто на свайных платформах; известна была срубная техника. В питании заметное место принадлежало рыбе и мясу. Состав одежды был более разнообразен, чем у собирателей тропических и субтропических лесов: в холодное время использовались накидки из шкур и меха животных. Очень вероятно, что рассматриваемый подтип в прошлом преобладал у предков многих (если не всех) тибетских народов, а также у цзинпо (качинов), народов группы «и», мяо и яо, переселившихся, вероятно, в места их современного расселения из более северных районов. Многие черты этого подтипа и в настоящее время наблюдаются у различных народов Гималайской горной области в пределах Китая, Индии и Непала. Аналогии горным охотникам, собирателям и рыболовам Юго-Восточной Азии можно найти — большей частью в виде пережитков — в других высокогорных зонах ойкумены (Средняя и Передняя Азия, Кавказ, Карпаты, Альпы и Пиренеи, Андское нагорье и др.).
К хозяйственно-культурным типам первой группы должен быть отнесен также тип береговых собирателей и рыболовов умеренно теплого пояса, аналогичный описанному выше типу тропиков и субтропиков, но отличающийся от последнего специфическими особенностями, развившимися в условиях более прохладного климата. Тип этот был очень характерен для многих мезолитических и неолитических племен приморских районов зоны средних широт как Северного, так и Южного полушарий. В Европе к нему относилось, вероятно, население, оставившее раковинные кучи «культуры Мугем» в Португалии, кьеккенмеддинги (буквально «кухонные остатки») в Дании и на севере Германии, может быть, также памятники культур Кунда в Эстонии и Суомусъярви в южной Финляндии. На востоке Азии близкий тип господствовал среди неолитических племен береговых районов Восточного Китая, Советского Приморья и особенно Японских островов, где он сохранился в виде пережитков до настоящего времени у айнов и частично у японцев. Развитие данного типа в Японии тесно связано со своеобразными физико-географическими условиями этой страны, в особенности с крайней изрезанностью ее береговой линии, обилием озер и рек с неисчерпаемыми водными ресурсами — рыбой, съедобными моллюсками, ракообразными, иглокожиыи, водорослями и т. п.
Главным занятием айнов до заимствования земледе лия у японцев было рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили сетями, а также острогами оригинального устройства, имеющими поворотные крючки для захвата рыбы. Лов осуществлялся и с берегов и с лодок, которые в старину представляли собой простые долбленые однодеревки. Айнские женщины собирали также съедобных моллюсков и ракообразных. Известную хозяйственную роль играла охота. Интересно, что айны — единственный народ, который так далеко на севере пользовался луком с отравленными стрелами, что было характерно для южных стран. Применялись, кроме того, различные ловушки с настороженным луком. Жилищами служили главным образом каркасные деревянные дома с камышовыми обшивкой и кровлей. Отдельно устраивались свайные амбары для хранения пищевых запасов. В большом ходу была резная деревянная и плетеная утварь — корыта, плошки и т. п. В пищевом рационе видное место занимали рыбные кушанья — супы, студни, паштеты и др. Летней одеждой служили набедренные повязки у мужчин и распашные халаты, украшенные орнаментальной каймой, у обоих полов. Ткань для этого костюма изготовлялась на станке индонезийского типа из различных материалов.
Конечно, айны не единственный народ, у которого до наших дней сохранились характерные черты типа береговых собирателей и рыболовов умеренно теплого пояса. Определенные аналогии этому типу можно проследить в самых различных странах. В Южной Америке, например, приморское собирательство и рыболовство играли основную роль в хозяйственной жизни огнеземельцев, которые широко использовали для питания моллюсков, находимых женщинами на прибрежных отмелях. Огнеземельцы собирали также съедобные грибы, охотились на птицу и различных морских животных, особенно на тюленей. Орудия приготовлялись из кости, кремня и раковин. При промысле морского зверя использовался костяной гарпун с длинным ремнем. В большом ходу были лодки, сшитые из кусков коры. Жилищем многих племен огнеземельцев служил конусообразный шалаш с жердяным остовом, покрытым шкурами тюленей или гуанако. Единственной одеждой были накинутые на плечи шкуры животных. В прошлом племена, по хозяйственно-культурному облику сходные с огнеземельцами, были гораздо шире распространены в Южной Америке; свидетельствами их былого пребывания здесь являются раковинные кучи береговых районов Чили и южной Аргентины, чрезвычайно сходные с аналогичными памятниками Европы и Восточной Азии. Значительные хозяйственно-культурные аналогии с огнеземельцами прослеживаются по этнографическим данным у некоторых племен литторальных районов Калифорнии и у прибрежных маори Южного острова Новой Зеландии.
Тип приморских собирателей и рыболовов умеренно-теплого пояса связан в Северном полушарии рядом географических и этнографических переходов с типом рыболовов бассейнов больших рек и морских берегов более холодных районов той же климатической зоны. В Сибири тип этот возник еще в конце неолитического периода и с течением времени стал преобладающим у многих народов берегов Оби и Амура. Основной пищей здесь в течение круглого года и. теперь еще служит: рыба, которая со времени рыболовного сезона заготовляется впрок главным образом в вяленом виде (юкола). Для рассматриваемого типа характерен также оседлый образ жизни, наличие постоянного жилища, часто глубокой и обширной землянки с двумя выходами — верхним и боковым. С этим же типом, по-видимому, связано возникновение и развитие упряжного собаководства. В качестве материала для изготовления одежды широко используется рыбья кожа, обработка которой достигает высокой степени совершенства.
Наиболее характерными представителями рассматриваемого типа в Северной Азии были некоторые группы хантов и манси на Оби и ее притоках, а также нивхи (гиляки) и соседние с ними тунгусо-маньчжурские народы в низовьях Амура (пегидальцы, ульчи, нанайцы). В прошлом тот же тип преобладал у ительменов Камчатки, этнографическое описание которых в середине XVIII в. дал русский ученый и путешественник С. П. Крашенинников. По многим особенностям хозяйства и культуры к сибирским оседлым рыболовам бассейнов больших рек были очень близки некоторые племена индейцев Северной Америки, в особенности жившие на северо-западном (тихоокеанском) побережье тлинниты, хайда и др. У этих племен па основе развитого рыболовства (главным образом лов различных тихоокеанских лососей) возникли прочная оседлость, постоянные деревянные жилища и многие другие черты рассматриваемого хозяйственно-культурного типа (за исключением, впрочем, упряжного собаководства). Интересно, что среди всех типов первой группы именно у оседлых рыболовов — как в Северной Азии, так и в Америке — создались наиболее благоприятные условия для накопления прибавочного продукта и, следовательно, для имущественного неравенства. И у нивхов, и у тлинкитов существовало, как известно, домашнее рабство.
В таежной полосе Северного полушария отчетливо выделяется еще один древний хозяйственно-культурный тип первой группы, по некоторым особенностям близкий к предыдущему,—тип охотников и рыболовов лесов умеренного пояса. До европейской колонизации народы, принадлежавшие к этому типу, заселяли огромные пространства всей лесной зоны на территории современной Канады и севера Соединенных Штатов Америки между Атлантическим и Тихим океанами; представителями рассматриваемого типа являлись, например, многие алгонкинские племена
Охотники, собиратели, рыболовы:
д — охота на дикого северного оленя под прикрытием щита у долган;
б—ловля рыбы неводом у нивхов; о — охота на морского зверя у чукчей (резьба по кости)
и атапасские племена. В прошлом тот же тип был широко распространен в Сибири между Тихим океаном и Уралом, а также на севере Восточной Европы, где к нему относились вероятные предки финно-угорских народов — охотничье-рыболовческие племена III—II тыс. до н. э., оставившие памятники различных неолитических культур ямочно-гребенчатой керамики. Почти до наших дней характерные особенности типа таежных охотников и рыболовов сохранились у юкагиров, занимавших раньше обширные пространства Восточной, а может быть, и Западной Сибири, отчасти также у удэгейцев и орочей Приморья и отдельных групп кетов, манси и хантов, не имевших оленей.
В целом рассматриваемый тип характеризуется отсутствием выраженной специализации в хозяйстве. Охота на лесных животных совмещается с рыболовством, роль которого в некоторых случаях бывает очень велика; большое значение имеет подледный лов рыбы в зимнее время. Жилищем лесных охотников и рыболовов зимой служат землянки и полуземлянки, а летом — легкие шалаши, большей частью типа конического чума, одинаково характерного как для населения Сибири (а в прошлом и севера Восточной Европы), так и для индейцев лесной полосы Северной Америки. В качестве сухопутного транспортного средства наряду со ступательными лыжами, по форме напоминающими теннисную ракетку, широко используется охотничья ручная нарта; для передвижения по воде служат лодки-берестянки и однодеревки. Широко употребляется распашная легкая одежда из шкур животных, очень удобная при частых и быстрых передвижениях в тайге.
Севернее, в суровых климатических условиях субарктики в прошлом был широко распространен еще один хозяйственно-культурный тип — охотники лесотундры и тундры. Наиболее ярко его особенности выражены в тундровой зоне Северной Америки у материковых эскимосов, главное занятие которых — охота на диких северных оленей (карибу) и мускусных быков. В Евразии, где народы тундровой полосы заняты оленеводством, рассматриваемый тип сохранялся до недавнего времени (XVIII— XIX вв.) главным образом пережиточно у некоторых групп юкагиров, долган, нганасанов и саамов (лопарей).
Основными объектами охоты наряду с дикими северными оленями, и в настоящие дни еще живущими кое-где в тундре Восточной Сибири, были
Типы лодок охотников
1 — однодеревка; а — лодка-берестянка; 3—индейская пирога; 4—эскимосский каяк
песцы, мелкие мышевидные грызуны, в особенности лемминги, а также различные птицы. На дикого северного оленя до проникновения огнестрельного оружия охотились с луком и стрелами при помощи оленя-«маныцика» или из-за специального заслона. Хорошо известны были и различные способы загонной охоты. Для ловли более мелких животных и птиц применялись разнообразные силки, петли и капканы. На птиц эскимосы охотились с дротиками с двумя и тремя зубцами. Дротики бросали при помощи метательной дощечки; сбивали птиц и посредством бола, который представлял собой несколько просверленных костяных шариков, связанных сухожильной нитью.
Материальная культура тундровых охотников была близка к культуре охотников тайги (ручная нарта, ступательные лыжи, конические шалаши, крытые обычно шкурами животных, и др.). Только легкая распашная одежда, характерная для охотников тайги, заменялась более теплой глухой меховой одеждой и обувью.
В процессе продвижения на север береговых рыболовов и таежных охотников в специфических условиях арктических приморских районов, богатых морским зверем, выработался своеобразный тип арктических охотников, представленный в Сибири главным образом береговыми чукчами и коряками, а в Северной Америке — эскимосами, расселенными в Арктике от Аляски на западе до Гренландии на востоке. Обилие основных объектов охоты — моржей, тюленей, китов и других морских животных — обеспечивало для этих народов длительное пребывание на одном месте, оседлый образ жизни. В связи с этим сложился и характерный тип жилища — землянка или снежный дом «иглу» у эскимосов.
Отсутствие дерева в безлесных пространствах Арктики привело к возникновению своеобразного способа отопления и освещения при помощи каменной жировой лампы. Вместо дерева и бересты основным материалом служила кожа морского зверя, идущая на изготовление лодок (каяк, байдара), домашней утвари и т. д. Возможность прокормить мясом и рыбой значительное количество собак позволило развить упряжное собаководство как основной вид сухопутного транспорта. Для арктических охотников характерна также глухая (не распашная, надеваемая через голову) тяжелая одежда, хорошо сохраняющая тепло, но несколько стесняющая свободу движений. Археологические, топонимические и историко-фольклорные материалы позволяют предполагать, что рассматриваемый тип в прошлом, начиная с периода неолита, а может быть, и мезолита, был распространен также у берегов Ледовитого океана в Западной Сибири и Восточной Европе вплоть до Белого моря и Скандинавии на западе. Племена арктических морских зверобоев принимали, вероятно, участие в этнической истории не только эскимосов, алеутов, коряков и чукчей, но и таких народов, как ненцы и лопари (саамы).
studfiles.net