Охотники, рыболовы и собиратели
Самая древняя эпоха — выделение человека из животного царства — это эпоха совершенствования его физического облика: изменения головного мозга, развития рук и появления речи. В процессе трудовой деятельности формировалась материальная и духовная культура людей. Каменные орудия и огонь — первые признаки человеческой культуры. Древние люди эпохи палеолита, расселяясь по поверхности земной суши и попадая в различные экологические условия, постепенно приобретали разные навыки охоты и собирательства и создавали разные формы материальной культуры. В Северной Евразии в этих процессах немалую роль сыграло оледенение.
Общий ход геологического развития Земли в тот период характеризовался многократным чередованием холодных и теплых эпох, обусловливающих развитие материковых оледенений, миграцию ландшафтных зон и изменение растительного и животного мира.
Динамика изменений окружающей природной среды оказывала определенное влияние на хозяйственно-культурную дифференциацию человечества. Однако было бы ошибкой преувеличивать значение природных факторов. С завершением на рубеже среднего и позднего палеолита биологических и социологических процессов формирования человека современного вида открывается своеобразная эпоха «великих географических открытий», когда в поисках новых пищевых ресурсов были постепенно заселены и освоены обширные территории в Старом и Новом Свете. Если в нижнем палеолите общая численность древнейших людей вряд ли превышала одну сотню тысяч, то 30-20 тыс. лет назад человечество уже, вероятно, насчитываю около 3 млн., а площадь «первобытной ойкумены» была равна 30 млн. км2, т. е. средняя плотность населения составляла около 0,1 человека на 1 км2 земной суши. На всей этой территории тогда преобладал древнейший, устойчиво сохранявшийся на протяжении нескольких десятков тысяч лет один хозяйственно-культурный тип, или, вернее, группа близкородственных типов, — бродячих и полуоседлых охотников и собирателей. В немецком историческом атласе археолог Г. Квитта выделил для этого периода (12-11 тыс. лет назад) следующие типы:
- арктических охотников;
- тундровых и таежных охотников;
- горных охотников;
- степных охотников;
- охотников степей, саванн и лесов;
- охотников степей нагорий;
- охотников и собирателей пустынных степей;
- охотников и собирателей, тропических и субтропических лесов и влажных саванн.
Это были немногочисленные разрозненные группы охотников, которые вели преимущественно бродячий образ жизни в рамках определенных охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже оседлый.
Между средой и человеком устанавливаются в это время довольно определенные, строго лимитированные отношения, когда пищевые ресурсы обитаемой территории выступают в роли своеобразных регуляторов численности населения.
Совершенно ясно, что на этой стадии охотничьего хозяйства огромную роль во взаимодействии человека и природы имело распределение охотничьего богатства ойкумены. Биогеографические данные свидетельствуют о большой неравномерности их размещения на земной суше. Следуя от экватора на север или юг через пустыни и горные области, можно наблюдать постепенное уменьшение видового состава фауны и в то же время увеличение массы стадных животных, что, вероятно, и способствовало возрастанию роли охоты в высоких широтах. В силу климатических особенностей здесь потребность в мясной пище была значительно выше, чем в жарком поясе.
Еще 200-300 лет назад огромные пространства северных и хвойных лесов и тундры Америки и Сибири, богатых растительностью и животным миром, были заселены охотниками и рыболовами (алгонкинские и атапаскские племена, юкагиры, коряки и др.). Они передвигались небольшими группами на обширных охотничьих территориях. Изучение ясачных книг и архивных документов XVII в. позволило определить плотность северных охотников Сибири. Так, например, у юкагиров на 1 человека приходилось в среднем до 200-300 км2.
Хозяйственно-культурный тип пешего охотника на мясного зверя восходит к древнейшим этапам заселения человеком Сибири. Он развивался в неолитическое время и сохранялся у отдельных народов до недавнего времени. Сохраняются до сих пор и многие особенности их материальной культуры, приспособленной к суровым условиям, в частности глухая меховая одежда, средства передвижения, формы жилища. Прекрасные археологические аналоги этнографическим материалам — верхнепалеолитическое погребение на Сунгире с остатками древнейшей глухой меховой одежды и украшений, а также уникальные находки круглых позднепалеолитических жилищ из костей и черепов мамонта на Украине.
Дольше всего палеолитические традиции охотников на крупного зверя сохранялись в экстремальных природных условиях, там, где экосистемы отличались особенно большой устойчивостью, на краю древней ойкумены, в большой изоляции от ее центральных областей. К этим окраинным областям следует отнести суровые ландшафты Севера и влажно-тропические леса жаркого пояса. Как на Крайнем Севере, так и под экватором вплоть до XIX в. сохранялись древние хозяйственно-культурные традиции и соответствующие им социальные структуры.
Закат культур верхнего палеолита и переход к мезолиту, по мнению многих исследователей, совпал с кризисом охотничьего хозяйства. Главная причина кризисной экологической ситуации — противоречие между созданной человеком техникой массовой охоты на крупных животных и довольно быстрым сокращением их ресурсов или даже полным уничтожением.
В мезолите наиболее быстрыми темпами начинают развиваться племена, населяющие берега морей и крупных рек, где создаются условия для относительной оседлости на основе собирательства «даров моря» и рыбной ловли. Самые древние представители этого хозяйственно-культурного типа чуть ли не 10 тыс. лет назад на Японских островах изобрели керамику. Мезолитический образ жизни «морских собирателей» еще совсем недавно существовал на Огненной земле, где огнеземельцы жили сбором моллюсков, рыбной ловлей и отчасти охотой на птиц.
Процесс «великого расселения» человечества в верхнем палеолите и мезолите привел к образованию многих вариантов культуры, обусловленных как традициями мигрирующих групп населения, так и различием экологических сред. Этот процесс сопровождался формированием хозяйственно-культурных типов: охотников и собирателей экваториальных дождевых лесов и лесов умеренной зоны, бродячих охотников и собирателей гор и равнин тропической зоны, полуоседлых рыболовов и собирателей морских побережий и дельт, охотников за крупными степными травоядными животными и т. д.
В южных засушливых степных и отчасти приморских областях умеренного и теплого поясов преобладали типы, представители которых охотились на мелких животных, занимались собирательством и отчасти рыболовством. Для влажно-тропических лесов и саванн жаркого пояса было характерно постоянство хозяйственно-культурных традиций.
В экваториальных дождевых лесах Африки, Южной Азии и Америки еще и сегодня можно встретить редкие бродячие группы собирателей и охотников, сохраняющих традиции каменного века, не знакомых с земледелием и скотоводством, занимающихся сбором плодов, корней, меда, насекомых, мелкой дичи, сооружающих примитивные ветровые заслоны или хижины и почти не имеющих одежды. Это — низкорослые племена Центральной Африки (эфе, басуа, батва и др.), ведды Цейлона, отчасти семанги и сенои Малакки, кубу Суматры, аэта Филиппинских островов, различные племена индейцев бассейна Амазонки. В печати встречались сообщения о «затерянных в джунглях» племенах. Так, на острове Минданао (Филиппинский архипелаг) было обнаружено племя тасадай численностью 100 человек. Они ведут оседлый образ жизни, занимаясь охотой на мелкую дичь и сбором диких плодов, не знают железа и земледелия.
В далеком прошлом — в эпоху верхнего палеолита и мезолита — подобные хозяйственно-культурные типы были очень широко распространены в степях и пустынях Старого и Нового Света.
Охотники и собиратели даже при наиболее благоприятных природных условиях были жестко ограничены в своих производственных возможностях низким уровнем технической вооруженности. Это обусловливало зависимость человека от стихийных сил природы, медленные темпы технического и культурного развития, замкнутость социальных структур.
Иные взаимоотношения между обществом и средой стали складываться при переходе от присваивающих форм хозяйства к производящим, когда охота на диких животных сменяется их приручением, а сбор дикорастущих злаков — искусственным культивированием. Эти великие достижения человеческой культуры были названы «неолитической революцией».
Какие же причины подвергли людей в неолите поменять бродячий образ жизни охотников и собирателей на оседлость земледельцев? Где и когда это произошло быстрее? Какую в этом роль сыграли природные условия и хозяйственно-культурные различия народов?
informvest.ru
Охотники и собиратели — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения.
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
См. также
Напишите отзыв о статье «Охотники и собиратели»
Примечания
Литература
- Гринин Л. Е. [www.socionauki.ru/book/proizvod_cili/ Производительные силы и исторический процесс. 3-изд]. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. [members.iimetro.com.au/[email protected]/aboriginals/primitive_preagricultural_community.htm Первобытная доземледельческая община]. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. [edurss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=49742&lang=Ru&blang=ru&list=Found Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд]. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. [edurss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=50565&lang=Ru&blang=ru&list=Found Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд]. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
Отрывок, характеризующий Охотники и собиратели
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг’ат, понюхал пог’оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака – любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал , – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал .
wiki-org.ru
Охотники и собиратели — Википедия. Что такое Охотники и собиратели
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелыОхо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км [1].
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
См. также
Примечания
Литература
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
Охотники и собиратели Википедия
Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелыОхо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц, мясо свиньи (Кузьма). Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
См. также
Примечания
Литература
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
wikiredia.ru
Охотники и собиратели. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]
Охотники и собиратели
Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды
Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.
Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).
На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.
Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.
Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.
Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.
Собирательство
Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.
Изготовление одежды
Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.
Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.
Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Охотники и собиратели — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелыОхо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
См. также
Примечания
Видео по теме
Литература
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
wiki2.red
Охотники и собиратели — Gpedia, Your Encyclopedia
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2018; проверки требует 1 правка. Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелыОхо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц, мясо свиньи (Кузьма). Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
См. также
Примечания
Литература
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
- Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
www.gpedia.com