Персефона — богиня Подземной Весны..
Продолжаю знакомить вас со блоком статей о взаимосвязи стиля и архетипической психологии.
Сегодня история о Персефоне — богине Подземной Весны
«Прозерпина». 1874. Данте Габриэль РоссеттиМиф
Греческая богиня Кора-Персефона была дочерью богини плодородия Деметры и верховного бога олимпийцев, громовержца Зевса. Зевс покинул Деметру, и та растила в одиночестве. Имя «Кора» означает «Дева», и этим именем богиня неразрывно связана со своей матерью. Ее считают олицетворением юной весенней зелени, самой весной и радостью каждого земледельца. В элевсинских мистериях Кора вместе с матерью и богиней Гекатой посвящает мистов в свои таинства.
Миф о похищении Коры с ее точки зрения выглядел как неожиданное похищение во время девических забав и последующий плен у Аида. В результате вмешательства матери Кора-Персефона стала законной супругой Аида. С тех пор она проводила одну треть года в подземном мире с Гадесом, а две трети года — в верхнем мире, с Деметрой.
Владычица Подземного мира — это уже взрослая женщина, царица, правящая душами умерших, и Путеводительница тех живых, которые посещают царство мертвых. Именно ее мнение оказывается решающим, когда в царстве случается что-то необычное.
Персефона — грозная богиня, особенно для своего мужа и его возлюбленных. Нимфу Минту (Мяту) она превращает в одноименное растение; не поздоровилось и нимфе Кокитиде. Она единственная из греческих богинь-жен, кто способен таким образом ответить своему мужу. В то же время у нее самой есть «официальные» возлюбленные — Адонис и Дионис.
Персефона играла особую роль в орфическом мистическом культе. Однако многие из мистических представлений, лежащих в основе этого культа, до нас не дошли.
В целом образ Персефоны загадочен и туманен, что вполне соответствует ее роли в культе.
Архетип
«Божественное Дитя»
Вне ролевого сценария мы рассматриваем Кору как архетип «Внутреннего Дитяти» — источник священной жизни, игры и радости, присутствующий в каждом человеке. Неудивительно, что у женщин она может представать в образе девочки, сочетающем в себе невинность и любопытство, непосредственность и серьезное отношение к процессу познания этого мира. Взрослой женщине важно сохранять внутреннюю связь с этим архетипом — той девочкой, которой она когда-то была. [2]
Архетипическая Девушка
Кора была «безымянной девушкой»; она присутствует в юной девушке, не знающей, кто она есть, и еще не осознающей своих желаний и сил. Большинство юных женщин проходят через фазу существования Коры перед тем, как выйдут замуж или выберут карьеру. Другие женщины остаются в основном «девушками» в течение всей жизни. Они не обязательны в близких отношениях, в работе или в получении образования, даже если в реальности могут состоять в близкой связи, иметь работу или учиться в колледже или в аспирантуре. Что бы они ни делали, они не воспринимают это как полностью «реальное».
Они находятся в позиции вечной юности и нерешительности в отношении своих желаний или будущей роли, когда «вырастут», в позиции ожидания, что что-то или кто-то преобразует их жизнь.
Мамина дочка [1]
Персефона и Деметра представляют единую схему «мать-дочь», в котором дочь слишком близка к матери, чтобы развивать независимое самоощущение. Девиз этих отношений – «мама знает лучше».
Дочь-Персефона хочет нравиться своей матери. Это желание побуждает ее быть «хорошей девочкой» – послушной, податливой, осторожной и нередко укрытой или «защищенной» от опыта, несущего даже намек на риск. Производимое матерью впечатление строгости и независимости нередко обманчиво. Мать может поощрять зависимость дочери для того, чтобы держать ее поближе к себе. Дочь необходима ей как расширение самой себя, используя которое она может жить по принципу замещения. Классический пример таких отношений – мать-режиссер и дочь-актриса.
Иногда властного, подавляющего и навязчивого родителя, воспитывающего зависимую дочь, представляет отец. Его чрезмерно опекающее отношение также может быть лишь маской, прикрывающей слишком тесную эмоциональную привязанность к дочери.
Культура, в которой мы живем, также создает для девушек условия, позволяющие ставить знак равенства между женственностью и пассивным, зависимым поведением. Девушку поощряют, чтобы она действовала как Золушка, ждущая прихода принца, или как Спящая Красавица, ожидающая пробуждения.
Женщина-Анима
Юнг, предложивший понятие Анимы, в частности писал:
«…Анима биполярна и поэтому может являться в один момент позитивной, а в следующий негативной: молодой — старой, матерью — девой, доброй феей — злой ведьмой, святой — падшей».[4]
Эстер Хардинг, видный юнгианский аналитик, начала свою книгу «Путь всех женщин» описанием типа женщины, являющейся «всем для всех мужчин». Этот тип – «женщина-анима», которая «приспосабливает себя к его желаниям, старается быть прекрасной в его глазах, очаровывает его, угождает ему». Хардинг описывает ее так: «Она подобна многостороннему кристаллу, который автоматически поворачивается без какого-нибудь волевого воздействия на нее… Благодаря этой адаптации взору представляется сначала одна грань, а затем другая – и всегда та грань, которая лучше всего отражает аниму пристального наблюдателя».
Врожденная восприимчивость женщины-Персефоны делает ее очень податливой. Она не сопротивляется проецированию на нее образов и ожиданий значимых для нее людей. Ее модель поведения – быть подобной хамелеону, «примерять» на себя ожидания других. Это качество предрасполагает ее быть «женщиной-анимой»; она бессознательно соответствует желаемому мужчиной образу. [1]
Безымянная Невеста или Жертва [2]
Превращение Коры в Безымянную Невесту бога Подземного мира во внешнем мире (интерпсихической реальности) — это замужество и, соответственно, «смерть» девичества. Жизнь меняется резко и бесповоротно. Поэтому не случайны свадебные плачи, в которых невеста и ее подруги горюют об уходящей свободе и девичестве, о милом доме матушки с батюшкой, о том, что никогда больше не повторится.
Но мы обратимся и к другой стороне реальности — интрапсихической. В ней похищение Коры Аидом может быть метафорой психической травмы, переживания, причиняющего человеку сильные, почти невыносимые страдания.
Женщина, в которой силен архетип Персефоны (и особенно развита стадия Безымянной Невесты) быстро погружается в себя и даже впадает в меланхолию, если и когда не находит никакой возможности выразить то, что чувствует. Или если ей кажется, что ею «управляют» близкие люди. Вместо того чтобы выразить свое несогласие, сообщить, что она чувствует, она варится в своих негативных эмоциях и впадает в депрессию.
Также у женщины, состоящей в реальном браке, может внезапно активизироваться архетип Коры-Персефоны именно в стадии Жертвы. Тогда муж будет видеться похитителем, тем, кто оторвал ее от волюшки вольной и привязал к себе, быту, хозяйству. Она может обвинять, что бросила карьеру или творчество «ради семьи».
Депрессия как состояние для женщины — это метафорический спуск в Подземный мир. Подавленность и меланхолия, тоска и грусть, отсутствие каких-либо внятных желаний и замедленность реакций могут быть вызваны реальным травмирующим событием («похищением Аида»), но могут быть и не связаны напрямую с чем-то подобным («конституциональная» депрессия, идентификация с ролевым архетипом Безымянной Невесты).
Инфернальная Царица
Царица отличается от Жертвы, во-первых, тем, что она сама — Хозяйка этого мира, и в этом случае образ Тюремщика и Спасителя уже не так актуален, не имеет такой власти. Во-вторых, по мифу, она может уходить из Подземного мира в реальный мир к матери. Если рассматривать образ Царицы Подземного мира как третью стадию развития архетипа Коры-Персефоны, то это — качественно новый уровень, когда появляется свобода выбора, которой не было прежде. [2]
Когда Персефона стала Повелительницей подземного царства, она соединилась или обрела связь с Афродитой, богиней любви и красоты. Персефона может представлять подземный аспект Афродиты, выражая более интровертный аспект сексуальности. Согласно мифу, Адониса любили и Афродита, и Персефона. И символом обеих богинь был гранат. [1]
Примеры идентификации со стадией Царицы Подземного мира встречаются во множестве. На протяжении последних полутора столетий таковы многочисленные «демонические женщины», осознанно использующие этот образ в реальной или выдуманной жизни декадентки начала XX века, пытавшиеся превратить свою жизнь в произведение искусства.
В жизни Персефона также присутствует не в профессиональных колдуньях или ведьмах, а в так называемых «магических женщинах». Они грезят и видят правду, ощущают мистику в реальной жизни и следуют знакам, чувствуют веяния судьбы и капризно спорят с нею. Они живут своим внутренним миром и распространяют свои чудеса в окружении. При этом им совершенно не обязательно проводить какие-то колдовские обряды — все как-то получается само собой, но они и не занимаются этим для других. [2]
Проводник в Подземный мир
Символически подземный мир может представлять глубокие пласты души, место, где «захоронены» воспоминания и чувства (личное бессознательное) и где находятся архетипические образы, схемы, инстинкты и чувства, разделяемые всеми людьми (коллективное бессознательное). При исследовании этих областей в процессе психоанализа подсознательные образы появляются во снах. Сновидица может оказаться в подвале, часто со многими коридорами и комнатами, иногда похожими на лабиринт.
Она может обнаружить себя в подземном мире или в глубокой пещере, где встречает людей, объекты или животных и испытывает благоговение, страх, испуг или интерес – в зависимости от того, боится она или нет этой области в самой себе.
Персефона как повелительница и проводник в подземное царство олицетворяет способность перемещаться между эго-реальностью «действительного» мира и бессознательным, или архетипической реальностью души. При активности архетипа Персефоны у женщины появляется возможность стать связующим звеном между этими двумя уровнями и включить их в свою личность. Она может служить проводником для других, кто «посещает» подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто «похищен» и теряет связь с действительностью. [1]
Так становятся поэтессами, режиссерами, писательницами с уникальным авторским почерком или психотерапевтами. Такие люди как бы знают («ведают»!) свою дорогу в подземном мире. [2]
Женщина Персефона
У этой богини было два аспекта: Девушки (Кора) и Повелительницы подземного царства (Персефона). Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу.
Детство и родители
Нередко дочь-Персефона – «маленькая мамина дочка», вместе со своей матерью появляющаяся в объединенной схеме «Деметра-Персефона». Матери этого типа часто обращаются со своей дочерью как с расширением себя самой, способствующим их самоуважению или умаляющим его. Эта схема поведения может преобразоваться в очень близкие отношения, в частичное слияние души матери и дочери.
В идеале юная Персефона должна иметь родителей, которые уважали бы ее собственный глубинный способ познания мира и доверяли ее выводам. Они обеспечили бы ей разнообразие переживаний, не принуждая ее к ним. Таковы родители, научившиеся ценить свою собственную интровертность. [1]
Порой уже в маленьких детях, чувствуется незримое присутствие Подземного мира. Как правило это связано с неким травмирующим фактом из их детства (обычно так или иначе связанным Аидовым Царством смерти).
По словам Галины Бедненко, у нее «долгое время было чувство отрезанности от начала жизни, казалось, что жизнь началась только лет с двух с половиной — трех. Это было ощущение не «забытости» или неосознанности, а неполноты, лишенности вполне конкретного начала жизни. В два года она потеряла мать, а в два с половиной пе
color-harmony.livejournal.com
Персефона-богиня царства мёртвых. Интересные факты. Добавил Сергій Тимофеєв — VilingStore.net
Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса — бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду — богу подземного царства.
Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.
Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери.
Прозерпина
Данте Габриэль Росетти
Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем.
Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос.
vilingstore.net
Персефона — биография, внешность и характер, значение имени, атрибуты
Персефона: история персонажа
Персонаж древнегреческой мифологии. Богиня плодородия, супруга Аида — верховного бога подземного царства мертвых. Дочь бога-громовержца Зевса от Деметры, богини-покровительницы земледелия. В римском пантеоне Персефоне соответствует богиня Прозерпина.
История появления
Значение имени Персефона невозможно вывести, опираясь на греческий язык. Ученые предполагают, что культ богини царства мертвых распространился по Балканскому полуострову задолго до того, как туда вторглись греки. Греческая Персефона «выросла» из древнего местного божества.
ПерсефонаОбраз богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.
Персефона олицетворяет растительность — зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны — цветок нарцисса.
Образ и характер
Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини — Артемида-охотница, богиня войны и мудрости Афина, богиня любви и красоты Афродита. Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель Аполлон и бог войны Арес.
Персефона и ее атрибут – цветок нарциссаЛегенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.
Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра — богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.
Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.
ДеметраАтрибут Аида — плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода — в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть — в подземном царстве).
В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.
По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.
Похищение ПерсефоныВ греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому — Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.
Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога Диониса и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры Дюрера на этот сюжет, созданной в 1516 году.
Персефона в скульптуреДжованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.
Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.
Персефона в живописи: картина Данте Габриэля РоссеттиВ честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой — римским (Прозерпина).
Экранизации
Впервые Персефона появляется на экранах в 9-минутном мультфильме «Богиня весны» 1934 года выпуска. Мультфильм снят на студии Уолта Диснея и входит в серию «Silly Symphonies». Плутон, повелитель подземного царства, изображен здесь похожим на карикатурного сатану.
Кадр из мультфильма «Богиня весны»Сюжет классический: Персефона – богиня весны – разгуливает по лесу. Неожиданно появляется Плутон, хватает Персефону и уносит в подземное царство. Там злодей объявляет Персефону королевой, но богиня весны погружается в уныние и вся земля – вместе с нею. Плутон, которому надоело это депрессивное зрелище, отпускает Персефону, но через каждые полгода та должна возвращаться к нему под землю. После того, как богиня весны возвращается на землю, мир снова приходит в состояние гармонии.
Аниматор Гамильтон Ласке, создавший дизайн Персефоны, позже использовал тот при разработке ранних набросков к дизайну Белоснежки из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
В 2002 году российский режиссер-мультипликатор Сергей Олифиренко выпустил 13-минутный мультфильм «Персефона», который стал частью серии «Анимационные сказки мира».
Розарио Доусон в образе ПерсефоныВ 2010 году образ Персефоны впервые появляется в кино. В фильме «Перси Джексон и Похититель молний» роль Персефоны исполняет американская актриса Розарио Доусон. В этом фильме бог подземного мира Аид представлен главным злодеем. Аид добывает жезл Зевса, а Персефона отнимает у злодея это страшное оружие и ударяет того молнией. А после отдает жезл главному герою — Перси.
Внешность героини меняется в зависимости от того, где та находится. В подземном мире у Персефоны бледная кожа, а платье кажется сотканным из тумана. На земле платье героини расцветает цветами, а глаза становятся разного цвета.
В 2003 году вышли фильмы «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», где богини Персефоны как таковой нет, но есть персонаж, носящий ее имя. Это жена Меровингена — воплощения старейшей программы в Матрице, которая регулирует поведение людей в системе. На момент действия фильма Меровинген давно не обновлялся, морально устарел и стал маргинальным боссом, который покровительствует другим подлежащим удалению устаревшим программам и торгует информацией.
Моника Беллуччи в фильме «Матрица»У Персефоны сложные отношения с мужем, и в обмен на поцелуй Нео назло Меровингену она помогает героям освободить некоего Мастера ключей, которого муж держит в плену. Роль Персефоны в обоих фильмах исполняет итальянская актриса Моника Беллуччи.
Фото
24smi.org
Персефона — богиня царства мертвых
Как известно, в языческий греческий пантеон входило 12 богов. Персефона является богиней царства мертвых. По легенде, она вынуждена треть года проводить под землей, со своим мужем Аидом, а две трети — на земле, с матерью Деметрой. Далее в статье подробно разберемся с тем, кто такая Персефона, и какие о ней существуют мифы.
Рождение Персефоны
К сожалению, греческая мифология очень скупа на объяснение того, как, собственно, родилась эта богиня. Известно лишь то, что она является дочерью самого Зевса и богини Деметры. Персефона была единственным их ребенком. О том, почему и каким образом возникла любовная связь между этими двумя богами, в мифе не упоминается. Известно лишь, что Зевс соблазнил свою старшую сестру, превратившись в змея. Мать Персефоны почиталась греками как покровительница земледельцев. Деметра — богиня плодородия, пахарей и жнецов. Согласно мифологии, она была дочерью Реи и Кроноса. Как и все дети этого грозного бога, она когда-то была им проглочена, а затем извлечена обратно. В римской мифологии ей соответствует Церера, также считающаяся богиней плодородия.
Похищение Аидом
Персефона была очень красивой и жизнерадостной девушкой. Однажды ее заприметил ее родной, полубезумный дядя — бог подземного царства Аид. Как-то раз ничего не подозревающая Персефона гуляла по лугу с подругами, веселясь и собирая цветы. Вдруг из одной расщелины в земле выехала колесница, запряженная четырьмя конями. Правил ею сам Аид. Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.
Учеными найдено множество древнегреческих артефактов с рисунками, на которых похищение Персефоны Аидом представлено во всех подробностях. Описана эта история и в Гомеровском «Гимне Деметре». Да и в наше время этот интересный миф часто привлекает внимание художников, музыкантов и поэтов.
Обращение Деметры к Зевсу
Мать Персефоны, разумеется, не смогла смириться с пропажей дочери. Безутешная, она обратилась к самому Зевсу с просьбой вернуть Персефону. Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.
Возвращение богини
Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно. Добавим, что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на греческом острове — Крите.
Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.
Богиня на звездном небе
В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона — богиня подземного мира — иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.
Символизм мифа
Разумеется, Персефона (греческая богиня), а вернее миф о ней, символизирует не что иное, как смену времен года. Две трети года в теплой Греции царствует лето, одну треть — зима. Когда Аид похитил Персефону, ее мать в горе перестала выполнять свои обязанности. В результате перестали расти травы и деревья, животным было нечего есть, и на земле случился страшный голод. Когда же Зевс вернул Деметре ее юную дочь, на радостях богиня научила земледельческим ремеслам целый отряд разного рода героев. После чего и превратилась из гипотетичной богини плодородия в богиню конкретной прослойки греческого общества, занимающейся возделыванием полей.
Если говорить об архетипах, то пара Деметра и Персефона представляет собой единую схему «мать-дочь», в которой последняя слишком близка первой и находится в зависимом от нее положении. Сама Персефона выступает одновременно символом женщины-ребенка (Кора), весны (возвращение из царства Аида) и проводником в мир мертвых.
Персефона в творчестве древних греков
Персефона — богиня, о которой упоминается во многих мифах этой древней страны. К примеру, именно Персефона, которую тронуло горе Орфея и его прекрасная музыка, отпустила из царства мертвых Эвридику. Однако последняя солнечный свет так и не увидела, причем по вине именно своего возлюбленного. Согласно легенде, Орфею было поставлено условие не оглядываться при выходе из царства смерти. Однако устоять перед искушением ему не удалось.
Рассказывается о Персефоне и в «Одиссее» Гомера. Главный герой этого эпоса также однажды спустился в подземное царство, где его владычица показала ему души умерших праведных женщин.
Еще один миф повествует о том, как Персефона — богиня подземного мира — соперничала с Афродитой за любовь Адониса. Последний был обычным смертным, но очень красивым юношей. Самая прекрасная в пантеоне богиня поместила его в корзину и отправила Персефоне для того, чтобы она спрятала его. Увидев Адониса и влюбившись, богиня подземного царства отказалась отдавать его Афродите обратно наотрез. Долго длился этот спор. Разрешен он был Зевсом. По его указу Адонис был вынужден треть года проводить с Персефоной, треть — с Афродитой, а остальное время был предоставлен сам себе.
В одном из мифов Персефона — богиня подземного царства — предстает и как грозная ревнивая супруга. Любовницу Аида, нимфу Минту, она превращает в растение (мяту). Нимфа же реки Кокид (Кокитида) по этой же причине была затоптана ею насмерть. Между тем, согласно мифологии, сама Персефона имела двух официальных любовников — Диониса и Адониса.
Корни мифа
Персефона — богиня (судя уже даже и по имени) изначально не греческая. Миф о ней придумали вовсе не в этой стране. Считается, что он был заимствован у поселенцев Балкан, где был популярным в микенскую эпоху.
Соответствия в римской мифологии
Миф, похожий на похищение Персефоны Аидом, имеется и у древних римлян. В нем этой богине соответствует Прозерпина. Она была также дочерью богини плодородия, звали которую Церерой. Украл же ее бог поземного царства — Плутон. Как и Персефона, Прозерпина вынуждена треть года проводить в его царстве из-за съеденных когда-то зернышек граната.
Таким образом, вы теперь знаете, кто такая Персефона. Это юная богиня, похищенная Аидом и ставшая его женой. Мифы, повествующие о ней, насыщены событиями и очень интересны.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
читать краткое содержание с фото, про похищение богини и почему наступает зима.
У богини плодородия Деметры и громовержца Зевса подрастала любимая дочь прекрасная Персефона. Мать души в ней не чаяла и не подозревала, что юная девушка обещана отцом богу Царства мертвых Аиду в жены.
Коварный Аид упросил супругу Зевса Гею вырастить неповторимый по своей красоте цветок. Когда веселая Персефона резвилась со своими подружками нимфами в Нисейской долине, ее вдруг поманил за собой упоительный аромат. Девушка пошла на поиски его источника и увидела цветок, который так заворожил ее своей красотой, что она протянула к нему руку и сорвала его. В тот же миг раздался грохот, разверзлась земля, и из-под нее вынесся на колеснице мрачный жених. Схватив свою любимую, не обращая внимания на крики о помощи, повелитель мертвых умчал свою добычу в Царство теней.
Фото: Деметра и Персефона.
Фото: похищение Персефоны.
Прошло время, а юная дочь Зевса все не возвращалась. Напрасно убитая горем Деметра искала ее по всей Земле, красавицы нигде не было. От тоски матери стала сохнуть природа, увяли цветы, перестали петь птицы. Пропали урожаи, и людям стало трудно жить на выжженной и бесплодной земле. Зевс не хотел гибели человеческого рода и решил выпустить юную затворницу из Аида. Прежде чем вернуться на землю, Персефона вынуждена была съесть гранатовое зернышко, и теперь она стала считаться полноправной супругой.
Фото: возвращение Персефоны.
С восторгом и упоением встретила мать свою дочь. Расцвела и наполнилась жизнью земля, люди перестали голодать. И тогда Зевс принял решение, что 2/3 года дочь будет проводить с Деметрой, а в оставшееся время будет спускаться к мрачному супругу в Подземелье. С тех пор, как Персефона покидает свою мать, на земле воцаряется холод и наступает зима. Возвращаясь на землю и встречаясь с матерью, Персефона ведет за собой весну. Деметра счастлива видеть дочь, и от ее радости цветет и благоухает природа.
Фото: Персефона приносит весну.
kajlas.ru
Аид и Персефона — Калейдоскоп
Третьим братом Зевса и Посейдона является мрачный Аид (он же Плутон) – владыка подземного царства мертвых. Кроме управления царством мертвых, Аид любит одеть свою любимую шапку-невидимку и ходить незаметным среди людей (может, он рядом! Аид у греков, у римлян Плутон — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, первый сын Крона и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Муж Персефоны.
После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.
Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление, начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою имени произошла и перемена самого представления о Плутоне, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Именно от имени этого бога происходит русское слово – “Ад”. По верованиям греков, в царство Аида попадают души людей после смерти. Царство Аида очень разное и большое, имеет различные отделы и департаменты. Есть отделы для грешников, где им делают всякие пытки, а праведники попадают в райские сады, которые тоже находятся в Аиде, и там наслаждаются блаженством. Две реки есть в царстве умерших: Стикс и Лета. Как только человек умирает, чтобы попасть в обитель мертвых ему приходится пересекать реку Стикс, для этого надо заплатить за переправу паромщику Харону.
На картине Харон перевозит души умерших через Стикс. У древних греков, при погребении умерших, существовал обычай – класть в гроб с умершими какие-то мелкие деньги – плата паромщику Харону за переправу. Иногда души умерших рождаются снова, для этого им надо переплыть через реку забвения Лету, лишь коснувшись воды которой, душа забывает все что знает, и снова рождается, словно чистый лист. Вот такие верования древних греков ореинкарнации.
Рядом с Аидом сидит на троне его жена – прекрасная Персефона.
Персефона дочь Деметры – богини земледелия и плодородия, была похищена Аидом, который взял красавицу в жены. Лишь четверть года находится Персефона со своим мужем в подземном царстве, а остальное время она гостит на поверхности у своей матери Деметры. Когда Персефона находится в царстве Аида, Деметра, которая воплощает природу, сильно скучает, поэтому, по верованиям греков, наступает зима.
Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса — бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца.
Данте Габриэль Россетти Прозерпина , 1877 г. Персефона держит в руке откушенный гранат.
Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду — богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид.
Персефон. Томас Харт Бентон
Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель.
«Похищение Персефоны «1570. Художник Аллори Алессандро.
Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на Персефона недавно поникших стеблях.
Персефон. Данте Габриэль Россетти, 1877 г.
Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.
Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год
Похищение ПерсефоныNiccolo dell Abbate
Персефона. Александр Исачев
Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон.
Персефона. Борис Валледжо
Персефона Крис Уолдхер
Возвращение Персефоны из аида Говард Дэвид Джонсон
Персефона Говард Дэвид Джонсон
Похищение Персефоны Франсуа Буше
Также в подземном царстве Аида живут двое богов-братьев: Танатос и Гипнос. Старший Танатос – бог смерти, младший Гипноз – бог сна, что по-моему, очень символично.
А эти три барышни известны как Мойры. Мойры – богини судьбы, судьбу каждого из нас, они прядут на огромном веретене фатума. Мойра Клото дает жизнь, создает новые судьбы, Мойра Лахесис прядет нить наших судеб, отмеряя длину и то какой сложится наша судьба. Мойра Атропос (та что с ножницами) обрезает нить нашей судьбы, когда наступает время, тогда наступает смерть.
Мамой неумолимых Мойр является известная богиня правосудия и справедливости – Фемида, которую часто изображают слепой – очень хороший намек на то, что справедливость и правосудие (а особенно на Украине) не одно и то же.
Греческая богиня Фемида с завязанными глазами, весами в одной руке, и мечом в другой (карающий меч правосудия) и по сегодня остается символом наших далеко не безупречных судов. Но может когда-то ситуация исправится, будем надеяться на лучшее.
alindomik.livejournal.com
Похищение Персефоны Аидом | Греческая мифология
Была у великой богини плодородия Деметры юная дочь Персефона. Однажды прекрасная Персефона вместе со своими подругами, океанидами (дочерьми Океана и Тефиды), беззаботно резвилась в цветущей Ниссейской долине, на берегу Саронического залива, не ведая, что её отец — великий громовержец Зевс — решил отдать её в жёны своему мрачному брату Аиду, властителю подземного царства.
Аид, увидев цветущую красоту Персефоны, решил немедля похитить её. С этой целью он упросил богиню Земли Гею вырастить цветок необычайной красоты. Богиня согласилась, и в Ниссейской долине не замедлил вырасти дивный цветок, пьянящий аромат которого разливался далеко вокруг него. Персефона, увидев цветок, протянула к нему руку, но стоило ей только сорвать его, как тут же разверзлась земля: на чёрных конях в золотой колеснице появился из-под земли владыка царства теней Аид, который схватил юную, ничего не подозревающую Персефону, и в мгновение ока скрылся с ней на своих быстрых конях в недрах земли. Персефона от ужаса успела только лишь вскрикнуть… Однако, кроме Гелиоса, бога Солнца, никто не видел, как мрачный Аид похитил Персефону.
Богиня Деметра, услышав крик дочери, поспешила в Ниссейскую долину, но тщетно: Персефоны уже нигде не было. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем матери. Одетая в тёмные одежды, девять дней, ничего не сознавая, блуждала она по земле, проливая горькие слёзы. Никто не мог помочь ей в её горе… На десятый день она пришла к богу Гелиосу, со слезами на глазах умоляя его сказать, где находится её дочь.
— Великая богиня, ты знаешь, как я чту тебя… Знай, могущественный Зевс отдал дочь твою в жёны владыке царства теней, — ответил ей Гелиос.- Побори же свою тяжёлую печаль, богиня; ведь велик муж твоей дочери….
Ещё больше опечалилась богиня Деметра. Разгневавшись на Зевса, она покинула богов и светлый Олимп. Приняв вид простой смертной и облекшись в тёмные одежды, долго блуждала богиня между смертными, не переставая проливать горькие слёзы. Без её благотворной силы всякий рост на земле прекратился: листья на деревьях завяли и облетели; сады не давали плодов, засохли зелёные виноградники, а прежде плодородные нивы опустели… Голод царил повсюду: везде слышался плач и стоны…
Наконец Деметра пришла к городу Элевсина. У городских стен она присела в тени оливкового дерева на «камень скорби» у самого «колодца дев». Увидели её дочери царя Элевсины — Келея — и привели Деметру к своей матери, Метанейре. Как только коснулась богиня головой косяка двери, весь дом буквально озарился дивным светом: Метанейра сразу поняла, что дочери привели в дом не простую смертную…
Деметра осталась у Келея. В скором времени она повелела выстроить храм в Элевсине, у источника Каллихоры, оставшись там жить. При этом храме Деметра сама учредила празднества.
Однако печаль по нежно любимой дочери не покидала её. По-прежнему бесплодна была земля, и голод становился все сильнее и сильнее… Гибель грозила всему живому… Тогда тучегонитель Зевс послал к Деметре вестницу богов — богиню радуги Ириду, которая прилетела на своих радужных крыльях в Элевсинский храм Деметры, моля её вернуться на светлый Олимп. Деметра ни в какую не внимала ее просьбам. Послал тогда к своему мрачному брату Аиду великий Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно граната — символ брака. Взошла Персефона на золотую колесницу мужа вместе с Гермесом, и в мгновение ока достигли они Элевсины.
Забыв всё от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери, заключив её в свои объятия, и вместе с ней вернулась на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть — в царстве своего мужа Аида: вот почему Персефона является не только богиней плодородия, но и богиней мертвых.
Как только Деметра нашла свою возлюбленную дочь, великая богиня вернула земле плодородие: снова нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудных лугах, а вскоре пробудилась и вся природа!
Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль, вновь облекаясь в тёмные одежды. Тогда вся природа горюет об ушедшей под землю Персефоне: желтеют на деревьях листья осенью, отцветают цветы, пустеют нивы и наступает зима… Природа засыпает на некоторое время, чтобы вновь проснуться в радостном блеске весны — тогда, когда вернётся к своей матери из безрадостного царства Аида прекрасная Персефона. Тогда великая богиня плодородия со всей своей радостью щедро осыпает людей своими дарами, благословляя труд земледельцев богатым урожаем!
www.grekomania.ru