Правила игры в нарды, тактика и стратегия игры
Нарды – древняя восточная игра. Учёными до сих пор не была определена родина этого увлечения. Но даже несмотря на это, сегодня в нарды играет большое количество человек, получая от этого колоссальное удовольствие.
В древности люди также любили играть в нарды. Археологами была найдена доска, которая по их предположениям была сделана больше 3 тысяч лет назад.
У этой восточной игры есть и другие название:
- Трик-трак.
- Юэкгэммон.
- Тавла.
- Шеш-беш.
- Коша.
Нарды отлично развивают мышление и логику, помогают успокоиться и расславиться. В игру играют 2 человека.
Таблица: «состав» игры.
Составляющие компоненты | Описание |
Игральная доска | Это специальная доска с выемками для шашек. |
Шашки | В комплект входит 30 шашек: 15 чёрных и 15 белых. |
Игральные кубики | Для игры понадобится 2 игральных кубика. Часто данный предмет называют зары, что означает игральные кости. |
Правила игры в нарды для начинающих пошагово:
- Изначально стоит расставить игральные фишки. Они расставляются вверху в правом от игрока углу. Расстановка фишек осуществляется в ряд по вертикали.
- Затем 2 игрока бросают зары для определения права первого хода. Первым ходит тот игрок у кого на кубиках выпала большая комбинация.
Для первого хода с вертикального ряда снимается шашка. По правилам это называется «снять с головы».
На протяжении игрового процесса кубики используются всегда. Они определяют количество ходов. Так как игральных костей в игре двое, то игрок при кидании их получает две цифры. Это определяет количество его шагов. Цифры суммируются и игрок ходит. По правилам одна ячейка – это один шаг.
Но есть и второй вариант: при выпадении двух цифр не обязательно суммировать их составляющие. Можно походить двумя фишками на то количество выпавших игральных костей.
Пример: выпало на одном кубике 4, а на втором 2.
Два варианта:
• Суммирование: 4+2=6 ходов одной фишкой.
• Раздельные шаги: 2 шага одной фишкой, 4 хода второй.
- Ходят шашки исключительно против часовой стрелки.
- Останавливаться на игровом поле игрок имеет право лишь на пустой ячейке или на своём цвете. Становиться на цвет противника запрещается. Остановиться можно на своей фишке, то есть поставить её сверху. Данное действие называется «поставить на голову».
- «Снимать с головы» шашку разрешается только один раз за один шаг. Пример: на игральных костях выпадает 5 и 4. Если это первый ход игрока, то цифры суммируются и получается 9 ходов по полю.В других случаях, можно сделать 5 шагов находящейся на доске фишкой и 4 шага шашкой, снятой с головы.
- Если кости выпадают так, что игрок вынужден остановиться на ячейке противника, то данный ход им пропускается.
- При выпадении дубля (1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, 6:6) игрок награждается правом передвижения своих шашек 4 раза на выпавшее количество игральных костей. То есть при выпадении дубля 2:2, игрок может:• Сделать 4 хода по 2 шага.
• Сделать 1 ход на 4 шага.
Тактика и стратегия игры
Стратегия в тавла – перевести собственные игральные фишки на поле соперника.
Виды стратегий:
- Скоростная игра. Цель – быстрое перемещение игровых предметов в дом.
- Игра на удержание. Удерживайте 2 шашечки на одной лунке до тех пор, пока не удастся выбить блот соперника.
- Блокировка. Суть – сооружение длинной стены из шашечек для блокирования перехода противника.
- Блиц-стратегия. Суть – быстрое закрытие дома.
- Бэкгейм. Суть – соорудить в доме соперника лунку с двумя шашечками.
Тактика выигрыша:
Необходимо 6 фишек расставить в четвёртой четверти. Данное действие называется «привести домой». После того как последняя фишка расставлена в четвёртой четверти, шашки «выгоняются» посредством кидания игральных костей:
- Выгоняется одноимённая фишка выпавшего на зари числа.
- Выгоняется фишка, под номером, получившихся в процессе складывания чисел.
Важно! Победа присваивается игроку, у которого на доске не осталось игровых шаше.
Секреты
Для победы в игру нужно прибегать к хитростям или обладать уникальным умом и логикой.
Хитрости и секреты для выигрыша в юэкгэммон:
- Помоги сопернику проиграть. Обеспечь его проигрыш закрытием всех пятёрок. Для себя оставь три шашечки в каждом углублении на доске. После того как противник начнёт открывать лунки, их нужно за ним сразу же закрыть.
- Не разрешайте противнику занимать три углубления возле основания вертикального ряда.
- Ставьте шашечки подальше от шестого положения.
Разновидности нард
Разновидности нард:
- Длинные нарды — классические.
- Короткие нарды.
Различия между ними заключаются в некоторых правилах:
- Отсутствие битых шашечек в длинных нардах.
- Если в коротких нардах шашечка ставится на шашку соперника, то она бьётся.
Обратите внимание! Существует обилие игр на коротких и длинных досках.
Таблица: разновидности игры в коша.
Название | Описание и правила |
Американка | Расстановка белых фишек: • Две в первую лунку. Расстановка чёрных шашек: • Две в девятой лунке. Правила неизменны. Главная цель – переместить все игровые предметы на поле соперника и выгнать свои шашки. |
Голландский триктрак | Все фишки нужно вводить в игру с борта. |
Единичка-двоечка | Преимущество этой игры заключается в отсутствии расстановки шашек на доске. После выбора права хода, они берутся с борта доски для осуществления хода. |
Кейлс | Кейлс очень популярна в Англии. Данная игра развивает математические способности человека. Она разрабатывалась математиком по имени Генри Деден. Расстановка: • Одиннадцать ставится в вертикальный ряд. При совершении шага берётся одна шашка, располагаемая рядышком. |
Кубо | Кубо – разновидность игры в нарды. Её главная особенность заключается в том, что вместо шашечек игроки используют монетки. Правила: • 27 монет складывается в девять столбцов, в каждом по 3 монетки. |
Полезное видео
Поделитесь записьюwomans7.com
Правила игры в длинные нарды от www.NardiOnline.Net
Терминология.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Игра в нарды проводится между двумя соперниками, каждый из которых имеет по 15 шашек на одном пункте на левой стороне доски («старт»). Перемещение шашек происходит против часовой стрелки. Целью игры является прохождение всеми шашками полного круга и выбрасывание их раньше, чем это сделает соперник. .
Рис.1. Доска для игры в длинные нарды
ПРАВО ПЕРВОГО ХОДА
Каждый игрок делает бросок одним кубиком. У кого выпало больше очков, тот ходит первым. При выпадении дубля бросок повторяют. Если после одной партии сразу начинают вторую, первым ходит победитель.
ДВИЖЕНИЕ ШАШЕК
В нардах игрок делает бросок двумя кубиками. После броска одна шашка перемещается на число пунктов, соответствующее очкам на одном кубике, а вторая (или та же самая) — на число пунктов, соответствующее очкам на втором кубике. Согласно какой из кубиков передвигать шашку первой — не имеет значения.
Рис.2. ВЫПАЛО «ДВА» и «ШЕСТЬ».
снять одну шашку с «старта» и передвинуть ее на 2 пункта. Другую шашку передвинуть на 6 пунктов.
Второй вариант хода:
одну из шашек передвинуть сразу на 8 пунктов.
C старта можно взять только одну шашку. Исключением является ситуация в начале игры (например, комбинации кубиков: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три), когда шашка попадает на занятые соперником пункты. В этом случае ходят двумя шашками.
Если на обеих кубиках выпало одинаковое число очков (дубль), игрок получает возможность сделать не два, а четыре хода на число пунктов, соответствующее очкам на одной из кубиков.
Если игрок не может передвинуть свои шашки на число пунктов, соответствующее очкам на выпавших кубиках (шашки попадают на занятые соперником пункты), он пропускает ход. И наоборот, если ход возможен, игрок обязан его сделать, даже если этот ход ему невыгоден.
Если очки, выпавшие на одной из зар, использовать невозможно, они теряются. В этом случае игрок делает ход только одной шашкой. Если же доступны оба варианта хода (согласно очкам на одной заре или на двух зарах), игрок обязан сделать ход, использующий очки двух зар (Рис.3).
Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход согласно заре с большим количеством очков (Рис.4).
Рис.4. Выпало «два» и «три». Можно передвинуть только одну шашку либо на два, либо на три пункта. По правилам выбираем большее значение очков, шашка передвигается на три пункта.
ВЫБРОСЫВАНИЕ ШАШЕК
«Выбрасывать шашки» — означает делать ходы, после которых шашка оказывается за пределами доски. Выбрасывать шашки можно только тогда, когда все шашки игрока находятся в доме. Выбрасывать шашки можно только с пунктов, соответствующих выпавшим очкам на зарах. (Рис.5). Разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если на полях высшего разряда шашек нет.
Рис.5. Все белые шашки пришли в дом. Теперь игрок может их «выбрасывать». Выпало «четыре» и «шесть». Выбрасываем одну шашку с четвертого пункта и одну шашку с шестого пункта.
РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ
Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои шашки первым, второй считается проигравшим, даже если следующим броском тоже может выбросить все свои шашки.
ВАРИАНТ ЗАВЕРШЕНИЯ ИГРЫ
- ОИН
положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел снять хотя бы одну свою шашку с доски. 1 ОЧКО. - МАРС
положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент успел снять
все свои шашки с доски. 2 ОЧКА - ДОМАШНИЙ МАРС
положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел завести в свой дом все свои шашки, но не успел снять ни одну шашку с доски. 3 ОЧКА - КОКС
положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел вывести одну или несколько шашек из своей начальной (стартовой) четверти. 4 ОЧКА
nardionline.net
Правила игры в нарды — как играть в нарды
Практически каждый умеет играть в шашки, шахматы и ряд других популярных настольных игр. Не менее известны и нарды, которые также называют трик-трак, бэкгэммон, тавла и другими именами. Однако, мало кто может похвастаться тем, что знает правила игры в нарды.
Как и многие подобные вещи, данная настольная игра появилась во времена Древнего Египта. Её старинным аналогом является сенет, который относился к гоночному типу. Помимо него, существовала игра Ура в Месопотамии, а ещё один схожий вариант исследователи обнаружили в Иране.
Наиболее непосредственным предшественником считается Ludus duodecim scriptorum. Название этой игры из Древнего Рима можно перевести как «игра двенадцати знаков». В ней, как и в современных нардах, использовались фишки, движение которых определялось броском костей.
Своеобразные аналоги можно перечислять довольно долго, но их корни всегда будут восточными. Несмотря на это, современные правила были разработаны в Европе. Их придумал Эдмонд Хойл, который в середине восемнадцатого века проживал в Англии.
Как играть в нарды?
На сегодняшний день известно два метода игры в нарды. Более классический, но и более старый называют «Длинными нардами». Этот способ был разработан на Востоке. Более же современный вариант, созданный Эдмондом Хойлом, носит название «Короткие нарды».
Несмотря на свой возраст, эта игра остается достаточно популярной, по ней проводятся турниры мирового масштаба. Фаворитом являются игроки из Айзербаджана. Они нередко выигрывают триумфальные золотые кости. Для того, чтобы тоже попытаться достичь высот, нужно, в первую очередь, понять, как играть в нарды.
Для этого предстоит разобраться в игровом инвентаре. Внешне деревянное игровое поле, в сложенном состоянии, напоминает коробку от классических шахмат. Однако, игра будет происходить как бы на внутренней стороне этого поля.
- Здесь, на древесине, начерчены вытянутые равнобедренные треугольники, прилегающие основаниями к сторонам. Их длина может достигать половины доски. Эти треугольники называются пунктами, которые имеют номера – от единицы до двадцати четырех.
- Чтобы людям было проще просчитывать номера пунктов, четные и нечетные имеют разные цвета.
- Шесть треугольников с одного края доски называют домом. Черные и белые шашки имеют каждые свой дом.
- Вертикальная линия в центре – это бар. В Коротких Нардах туда перекладывают выбитые шашки соперника.
- У обоих игроков имеется по пятнадцать шашек, хотя иногда их может быть меньше.
- В игровом процессе применяется хотя бы одна пара костей, которые называют зар.
Правила игры в нарды бывают различными, и дело не только в существовании Длинного и Короткого варианта. Стоит начать с азов, а затем, при желании, переходить к изучению более сложных маневров.
Правила игры в нарды для начинающих
Одно из главных отличий между Длинными и Короткими нардами заключается в том, что в коротких «вражеские» фишки, при определенных условиях, снимаются с доски. Помимо этого, цвет не влияет на направление – они движутся одинаково.
Правила игры в Длинные нарды
Главная цель игрового процесса – это перемещение всех шашек в дом. Тот, кому это удастся первым, побеждает. Если человек играет черными, то он должен провести их к пунктам с первого по шестой. Если же его шашки белые, то они должны оказаться в пунктах с тринадцатого по восемнадцатый по отношению к игроку черными.
Партия начинается с того, что соперники разыгрывают первый ход. Это делается путем броска костей – победителем является тот, чье число больше. После этого все шашки перемещают в «голову» поля, то есть на двадцать четвертый пункт. С головы можно снять по одной шашке за ход. Единственное исключение – это выкидывание дубля на первом ходу. В таком случае допускается снятие двух шашек.
Все игроки будут передвигать свои фигуры в одинаковой манере. Это делается по очереди, против часовой стрелки. В результате шашки должны пройти полный круг и добраться до дома. Все ходы начинаются с броска зар, причем кости должны упасть на одну половину доски. В случае, если они не сумели лечь устойчиво, или один из кубиков не попал на доску, то бросок повторяется.
Число, показываемое кубиками, определяет то, как далеко продвинется шашка. Даже если цифра невыгодна игроку, он обязан полностью её израсходовать, по единице на каждую клетку. Показания каждой кости определяет движения одной шашки. Соответственно, первая может сдвинуться на четыре клетки, а вторая – на три.
Тонкости игры в длинные нарды
Итак, основной игровой процесс заключается в перемещении шашек по часовой стрелке до тех пор, пока они все не доберутся до дома. Это значит, что белые должны пройти из пунктов 13-18 к 7-12, а черным необходимо преодолеть расстояние от 1-6 до 19-24.
В процессе игры важно помнить о некоторых моментах.
- На каждом пункте может находиться сколько угодно шашек.
- Только в самых крайних случаях можно принимать в расчет показания одного кубика. В остальном, даже если это невыгодно, необходимо выполнять полный ход.
- Если на поле не осталось допустимых комбинаций, то игрок пропускает ход.
- Соперник не должен создавать из фигур заслон, сквозь который оппонент не сумеет пробиться. Исключение составляет ситуация, когда впереди этого заслона присутствуют фигуры врага. Как правило, допускается блок из шести шашек, но не из пятнадцати.
Дубль, позволяющий снять две шашки с головы, это всего три комбинации. Первая – две шестерки, вторая – две четверки, и, наконец, третья – две тройки. Существует и масса других тонкостей игры в Длинные нарды, а также ещё и правила Коротких нард, но для того, кто незнаком с игрой, достаточно, для начала, разобраться в том, что описано выше.
Видео инструкция
topkin.ru
Длинные нарды Википедия
Длинные нарды | |
---|---|
Стартовая расстановка | |
История происхождения | Примерно 3,500 лет назад в Средней Азии |
Инвентарь | Доска, шашки: 15 белых и 15 чёрных, две игральные кости |
Игроков | 2 |
Возраст | 5+ |
Длительность партии | 7—30 минут |
Сложность правил | Средняя |
Уровень стратегии | Средний |
Влияние случайности | Есть из-за сбрасывания игральных костей |
Развивает навыки | Стратегия, стратегическое мышление, устный счёт |
Похожие игры | Короткие нарды |
Длинные нарды — одна из разновидностей игры в нарды, требующая от участников стратегического мышления и умения вести комбинационную борьбу.
Правила игры[ | ]
Играют двое. Доска делится на две половины (левую и правую). У каждого игрока на доске по 15 шашек, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны. Наборы шашек у игроков разного, обычно чёрного и белого цвета. Количество зар (кубиков) — 2. Игроки выбрасывают зары по очереди. Каждый игрок имеет право передвигать шашки только своего цвета.
Секторы доскиНачальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется «голова». Ход с этого положения называется «ход с головы». За один ход с головы можно взять только одну шашку (кроме первого броска).
Право первого хода, и соответственно белого цвета шашек, разыгрывается так: каждый игрок кидает один зар. Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков бросок повторяется. Если игра состоит из нескольких конов, то цвет шашек меняется, и следующий кон начинает игрок, игравший предыдущий кон чёрным цветом.
Ход игрока — это бросок зар и последующее движение шашек после броска. Зары следует бросать из специального кожаного стаканчика. Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на плоскость доски и лежали на доске до завершения хода. Ход считается завершённым после нажатия кнопки турнирных часов, либо передачей зар сопернику.
В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки. Когда игрок бросает зары, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки. Если в лунке стоит шашка противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя. Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на зарах. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один из которых использует одну кость, а другой — две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости (т. н. «правило полного хода»).
ru-wiki.ru