Победа в нардах
Победа в нардах
Нарды – это уникальное сочетание спорта и науки. Эта игра единственная в своем роде. Она была создана на востоке, а затем распространилась по всему миру. Вряд ли ее создатель задумывался о том, что когда-то на основе его творения будут проводиться мировые соревнования, а нарды найдут миллионы своих почитателей. История возникновения нард так же красива, как и сам восток. И это сочетание красоты и интеллекта покоряет. Но самое желанное в ник, конечно же, это победа. Но достичь ее не всегда легко, хотя при правильном подходе вполне реально.
Победа в нардах – это констатация того факта, что вы достаточно рассудительный, логично мыслящий человек математического склада ума. Хотя здесь необходимо кидать кости, которые определяют количество ходов, (а этот момент определяет некоторую долю везения при получении выигрыша) все же нарды – это постоянный просчет вероятных комбинаций. Подсчет вероятностей должен проходить автоматически в вашей голове и достаточно быстро. Ученые считают, что для тех, кто дружит с числовыми комбинациями и имеет отличную память, выиграть не составит труда. Но практика показывает, что нарды находятся выше всех этих умозаключений. Игра в них – это нечто особенное и невероятное и иногда на их доске развиваются просто невероятные и невозможные события.
Победа в нардах возможно, если учитывать и некоторые стратегические нюансы:
- Не оставляйте одинокие шашки на доске. Если же это случилось, то постарайтесь, что бы они располагались в зоне малодосягаемой для противника – дальше, чем 7 пунктов.
- Осуществляйте подсчет очков – это даст вам возможность в нужный момент менять свою стратегию или совершенствовать ее. Проявляйте гибкость. Не придерживайтесь пункт за пунктом намеченной стратегии – умейте подстраиваться под ситуацию.
- Если вы не опытный игрок – новичок, то не беритесь за сложные варианты стратегий. Попробуйте что – то простое, но удобное, действенное и то, что вам непременно удастся. Смотрите, что делает противник, старайтесь понять ход его мыслей и предугадать дальнейшие действия.
Победа в нардах во многом зависит от вашего умения концентрировать свое внимание и свои мысли. Если вы будете следить за происходящим на доске, то тогда сможете понять, как действует противник, создать собственный план действий и в итоге одержать достойную и вполне заслуженную победу.
Похожие статьи:
valimo.ru
Нарды Википедия
На́рды (от пехл. nēw-ardaxšīr — буквально: храбрый Ардашир[1]), другие распространённые названия: трик-трак (фр. trictrac), бэкгэммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; греч. τάβλι от др.-греч. «τάβλα, τάβλη»; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой
История нард
Партия в табула, сыгранная византийским императором Зеноном в 480 году и записанная Агафием Миринейским в 530 году из-за очень неудачного броска Зенона (играющего красными в направлении от I до XXIV): 2, 5 и 6, в результате которого он вынужден был открыть восемь шашек[2].Древние египтяне играли в игру сенет, которая принадлежит к семейству «гоночных игр», где ходы контролируются игральными костями, ещё в 3500 до н. э.[3]Царская игра из Ура[en] — ещё один пример такой игры, в которую играли в древней Месопотамии. Недавние находки в Шахри-Сухте в Иране показали, что еще одна похожая игра (включающая две кости и 60 фишек) существовала около 3000 до н. э. [4] Однако эти игры не могут быть прямыми предшественниками нард.
Римская игра табула[en] (ср.-греч. τάβλη) была идентична современным нардам. Она была описана в эпиграмме византийского императора Зенона (476—481 н. э.)[2]. Доска для этой игры была такая же, как для нард: она содержала 24 пункта, по 12 на каждой стороне, игроки двигали свои фишки навстречу друг другу, и использовались кости в виде кубиков, как и в наше время[2]. Так же, как и в современных нардах, целью игры было первым вывести свои 15 шашек[2][5]. Правила взятия, освобождения и вывода шашек были такими же, как сейчас. Основные отличия состояли в том, что использовалось три кубика вместо двух, в начале игры шашки находились за доской (шашки входили на доску по тем же правилам, что и вывод пленников), и не было правила для дубля (которое было введено в 1920-х годах)
Прямым предшественником игры табула считается более ранняя древнеримская игра Ludus duodecim scriptorum[en] (с лат. — «игра двенадцати знаков»)[5]. В этой игре было три ряда по 12 пунктов в каждом, по которым двигались фишки. Ходы определялись броском трех костей[9]. Эта игра упоминается в «Науке любви» Овидия, написанной между 1 годом до н.э. и 8 годом н.э.
Бузург-Михр показывает нарды индийскому раджеОдна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индийцы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр[en][10] (Бузург-Михр[11]) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать за 40 дней. Бузург-Михр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды ( нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).
В Европе новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название, видимо, произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нардов уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (англ. Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард, и проходят международные турниры[12]. Одним из самых известных чемпионатов по нардам является чемпионат Азербайджана — Gizil Zar — Золотые зары. Победителю вручаются зары (игральные кости) из золота.
Распространение
Нарды популярны в России (особенно в республиках Северного Кавказа), Закавказье (Азербайджан, Армения, Грузия), Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) и на Ближнем Востоке (Иран, Сирия, Турция, Израиль).
Инвентарь
Доска для нард- Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
- Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
- С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
- Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нардов, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
- Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).
- Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями [13]. Однако, основных разновидностей игры в русскоязычном пространстве две — длинные и короткие нарды. У каждой разновидности ещё более десятка вариаций. Крупные мировые чемпионаты проходят по международным правилами коротких нард [14][15].
Начальная позиция
Длинные: начальное расположение Короткие: начальное расположениеУ каждого игрока имеется 15 шашек. У каждого игрока имеется своя пара игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешать кости.
Начальное расположение шашек на доске в длинных (позиция 12 и 24) называется «голова». Ход с этого положения называется «ход с головы». За один ход с головы можно взять только одну шашку (кроме первого броска).
Начальная расстановка шашек в международных коротких нардах такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвёртом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.
Цель игры
Цель игры — переместить все шашки своего цвета в свой дом и затем выбросить их с доски. Кто первым снимет все свои шашки, тот и победитель в партии.
Начальный жребий
Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
В длинных нардах, для первого хода зары бросаются ещё раз. Для коротких – используются те, что выпали при определении начального жребия.
Движение шашек
Общими (за некоторыми исключениями) для всех вариантов являются следующие правила:
- Игроки ходят по очереди.
- Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки двигаются по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.
- За один ход делается до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4, потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куча куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
- В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
- Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
- Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
Результат игры
Выигрывает в партии тот, кто первым выставил все свои шашки за доску.
Традиционно ничьи в нардах не бывает, кроме одной вариации «Поддавки» [16]. По договорённости, игроки могут играть «С ничьей» в любую вариацию, черным предоставляется право последнего хода, если белые уже сняли все свои шашки. Если черные тоже успеют снять все 15 шашек – будет ничья.
Партия может закончиться с разным счетом (в зависимости от преимущества в игре и значения куба удвоения):
- Оин или простая победа — положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел выбросить хотя бы 1 шашку, в то время как оппонент вывел все за доску. Считается как 1 очко.
- Марс или двойная победа — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент вывел все за доску. Такая победа приносит 2 очка. «Домашний марс» – самая редкая ситуация, при которой проигравший успел все свои шашки завести в дом, но ни одной не вывел, в то время как оппонент вывел все свои. Домашний марс учитывается как обычный марс, но имеет особое название. В международных правилах понятие «Домашний марс» не используется.
- Кокс или тройная победа — ситуация, при которой проигравший не успел вывести одну или несколько своих шашек из первого квадранта или оставил шашку на баре, в то время как оппонент вывел все свои за доску. В Длинных нардах отсутствует и учитывается только как марс. Победа коксом приносит 3 очка.
Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нардов могут отличаться. Например, в варианте Гипергаммон – марс и кокс не учитываются.
Одиночные партии и матчи
В нарды играют как одиночные партии, так и матчи – серии партий до определенного количества очков. [17]. Чтобы снизить влияние случайности, соперники в международных турнирах разыгрывают между собой матч. Как правило, турнирные матчи играются до 7, 9, 11 или 13 очков.
Чемпионаты проводятся по коротким или длинным нардам. Все партии турнира играются до набора определенных очков в матче, разновидность игры не меняется от партии к партии. В конце турнирной партии, полученные очки за победу умножаются на значение куба удвоения. Вычисленные победные очки за партию учитываются в итоговом счете матча.
В греческих нардах Тавли играют последовательно три партии: [18]
- Портес – аналог международных коротких нард.
- Плакото – короткие нарды, но без выбивания, а с запиранием. [19]
- Февга – аналог длинных нард, но с особенностью игры с «головы». [20]
Существуют смешанные матчи, игроки могут сами договориться о последовательности разновидностей нард, в которые они будут играть. Например, матч из последовательных игр в Гипергаммон, в длинные и короткие нарды. Если после трех партий счет ровный, то играется финальная партия в Гипергаммон.
Игра на ставку
Одиночная игра на ставку (денежную или другую виртуальную единицу) называется moneygame. В moneygame и матчах розыгрыш ставки происходит по-разному.
В розыгрыше ставки существует три основных варианта:
- Ставка за победу в одиночной партии (марс и кокс считаются как 1 очко).
- Ставка за 1 победное очко в одиночной партии. Марс удваивает первоначальную ставку, а кокс утраивает. Может играться с кубом удвоения, победные очки дополнительно умножаются на значение куба удвоения. Например, победа с марсом и кубом удвоения в положении 2 принесет четыре первоначальных ставки.
- Ставка за каждую шашку, оставшуюся на доске, когда соперник уже снял свои с доски. Традиционный вариант для Тбилисских нард. Играется редко, так как первоначальная ставка может быть умножена на коэффициент 15 и более, если будут учтены победные очки и даже куб удвоения.
Куб удвоения
Значения куба удвоенияВ международных турнирных играх используется специальный куб удвоения. [21] На его гранях нанесены степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32, 64.
В начале игры он располагается по середине желобка на доске стороной с цифрой 64 к верху (на онлайн ресурсах – отображается цифра 1). Это положение обозначает, что удвоения в игре ещё не было и оба игрока имеют право предложить удвоение в текущей партии.
Процесс удвоения
Перед своим ходом, до броска костей, игрок имеет право предложить удвоение. Если он удваивает игру, то соперник обязан либо принять удвоение в игре либо сдаться в 1 победное очко. Запрещено удваивать на самом первом ходу партии.
Когда соперник принимает удвоение, куб переворачивается теперь отображает удвоенное значение и перемещается ближе к принявшему удвоение. Теперь предложить удвоение может только принявший игрок. После последующих удвоений право переходит к принявшему куб.
Автодабл
Когда в процессе розыгрыша начального жребия у обоих игроков выпадают одинаковые кости – куб удвоения автоматически переворачивается. Обычно, игроки договариваются играть только с одним или двумя такими автоматическими удвоениями. Используется для увеличения азарта в игре на ставку.
Бивер/Редабл, Ракун
Когда игроку предложено удвоение, он тут же может предложить встречное удвоение Бивер, но сохранив право последующего удвоения у себя.
Ракун – редкая договоренность, когда можно принять удвоение Бивера и тут же удвоить еще раз, тем самым перехватить право последующего удвоения. [22]
Правило Кроуфорда
Когда до завершения матча победителю осталось набрать 1 очко (матч-пойнт), то в этой партии куб удвоения не используется. Если будут последующие партии, то куб снова будет использоваться. Правило используется, чтобы лидер мог доказать своё преимущество в этой партии.
Правило Якоби
Марс и кокс считаются как одно очко, до предложения удвоить игру.
Названия комбинаций
Существует специальная система для названия комбинаций выпавших на костях очков. Эта система распространена с небольшими вариациями в Восточной Европе и Западной Азии. В России используется следующий вариант этой системы:
|
|
|
|
|
Система получилась из смеси двух языков: персидского и турецкого. Так, например, дорт — «четыре» по-турецки, а чар — «четыре» по-персидски[23].
Дополнительные факты
См. также
Литература
- Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. Всё о нардах. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 128 с. — (Домашняя энциклопедия). — 10 000 экз. — ISBN 5-222-01488-6.
- Лесной Д. Игорный дом : Энциклопедия / Ред. Е. Витковский. — Москва—Вильнюс: Полина, Рома, 1994. — 637, [3] с. — ISBN 9986-01-028-4, ISBN 9986-629-00-4.
- Магриль П., Магриль Р. Нарды. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 966-8644-59-X.
- Фадеев И. Ю. Нарды — игра тысячелетий : Самоучитель. Правила. Сборник игр. Словарь : Краткая версия. — Пермь: [б. и.], 2011. — 246 с.
- Храмов С.Ю. Давайте поиграем в нарды!. — Чебоксары: Новое время, часть 1 -2014; часть 2-2016. — 124+ с. — (Давайте поиграем). — ISBN 978-5-4246-0255-9, ISBN 978-5-9909241-4-7.
- Чеботарев Р. Длинные нарды. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2010. — 256 с. — 5000 экз. — ISBN 978-966-415-008-5. Архивировано 27 сентября 2010 года.
- Шехов В. Г. Нарды: От новичка до чемпиона: пособие-самоучитель. — Изд. 2-е, испр. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 256 с. — (Все обо всем). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-13546-4.
Примечания
- ↑ Ардашир — первый сасанидский царь 3 в. н. э., в годы правления которого была изобретена эта игра (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.)
- ↑ 1 2 3 4 Austin, Roland G (1934). “Zeno’s Game of τάβλη”. The Journal of Hellenic Studies. 54 (2): 202—205. DOI:10.2307/626864. JSTOR 626864.
- ↑ Hayes, William C. «Egyptian Tomb Reliefs of the Old Kingdom», The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series 4:7. March 1946. pp 170—178.
- ↑ «Iran’s Burnt City Throws up World’s Oldest Backgammon.» Архивная копия от 22 марта 2009 на Wayback Machine Persian Journal. December 4, 2004. Retrieved on August 5, 2006.
- ↑ 1 2 Austin, Roland G. (February 1935). “Roman Board Games. II”. Greece & Rome. 4 (11): 76—82. DOI:10.1017/s0017383500003119.
- ↑ Robert Charles Bell, Board and table games from many civilizations, Courier Dover Publications, 1979, ISBN 0-486-23855-5, pp. 33-35.
- ↑ Jacoby, Oswald. The Backgammon Book / Oswald Jacoby, Crawford. — New York : Viking Press, 1970. — P. 51. — ISBN 0-670-14409-6.
- ↑ Koukoules, Phaidon. Vyzantinon Vios kai Politismos. — Collection de l’institut français d’Athènes, 1948. — Vol. 1. — P. 200–204.
- ↑ Austin, Roland G. «Roman Board Games. I», Greece & Rome 4:10, October 1934. pp. 24-34.
- ↑ Шахматы : энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 449. — 624 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.
- ↑ Чатранг-Намаг // Перевод с пехлеви и комментарии А. А. Амбарцумяна
- ↑ Чемпионат мира по нардам 2006 г.
- ↑ Backgammon Variants (англ.). www.bkgm.com.
- ↑ Backgammon Rules (англ.). www.bkgm.com.
- ↑ Backgammon World Championship Tournament Rules (англ.). www.bwcmc.com.
- ↑ Misere (Backgammon to Lose) (англ.). www.bkgm.com.
- ↑ Backgammon FAQ: Match Play (англ.). www.bkgm.com.
- ↑ Tavli – Greek Backgammon (англ.). www.play65.com.
- ↑ Plakoto (англ.). www.bkgm.com.
- ↑ Fevga (англ.). www.bkgm.com.
- ↑ Backgammon Tournament Rules: Doubling cube (англ.). www.bwcmc.com.
- ↑ Backgammon Animals: The Beaver and the Raccoon (англ.). www.gammoned.com.
- ↑ И. А. Держанский, И. Б. Иткин. Задача 4-5 // Лингвистика для всех: лет. лингвист. шк. 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е. В. Муравенко, О. Ю. Шеманаева. — М: МЦНМО, 2008. — С. 341-342, 352-356. — 440 с. — ISBN 9785940573791.
- ↑ Памятник «Игрок в нарды»
- ↑ Установка памятника «Игрок в нарды». Фоторепортаж монтажа памятника на ул. Геворга Кочара
Ссылки
wikiredia.ru
правила игры, обзор настолки или как играть
Кол-во игроков От 2 Время партии От 10 до 30 минут Сложность игры СредняяНарды — настольная игра для двух игроков. Есть два варианта игры в нарды: длинные и короткие. В данной статье рассматривается игра в длинные нарды.
Необходимый инвентарь для игры в длинные нарды: доска, кости, 15 белых и 15 чрных шашек.
Цель игры
Основная цель провести все свои шашки по кругу и потом всех снять с игрового поля. Кто первый снял свои шашки — тот и победитель.
Нарды: правила игры
Начальную расстановку шашек смотрите на риснуке.
- Играют двое. Цель игры – перевести свои шашки в дом и снять их с доски. Игрок, снявший все свои шашки первым, выигрывает партию.
- Понятие ничьи в нардах отсутствует. Изначально игра задумана как бескомпромиссный спор, в котором должен быть победитель. Выставивший шашки первым – выигрывает.
- Существует несколько вариантов игры в нарды. Начальное положение шашек и направление их движения зависят от выбранного перед игрой варианта. Шашки перемещаются по кругу, в постоянном для каждого игрока направлении.
- Право первого хода определяется броском костей – игрок, выбросивший большее число очков, ходит первым. Бросок повторяется в случае равенства выпавших очков.
- Ходы выполняются поочередно каждым игроком. Для выполнения хода игрок выбрасывает две кости (зары). Сумма очков на них определяет допустимые ходы. Правильным считается бросок, если кости упали на свободное место доски по одну сторону бара. Бросок необходимо повторить, если одна из костей оказалась на шашке; неровно встала на доску, касаясь шашки или края доски; вылетела за доску; кости упали на разные половины доски.
- Один ход дает право до четырех перемещений шашки. Игрок имеет право перемещать любую шашку на число очков, выпавшее на одной из костей. Например, если у игрока выпало 3 и 4, он может пойти одной шашкой на 3 пункта, другой – на 4, или переместить одну шашку сразу на 7 пунктов, при условии, что промежуточный пункт (на расстоянии 3 и 4 полей от начального пункта) также свободный. При одинаковом числе очков на обеих костях (дубль, паш, куча, куш, кошка), выпавшие очки увеличиваются вдвое, и игрок получает возможность выполнить 4 перемещения. Перемещения должны делаться на число очков выпавших на костях (в нашем случае 3 и 4), на другие пункты шашки ставить нельзя. Камни находятся на доске до окончания хода.
- Шашку нельзя скласть на шашку противоположного цвета.
- До 6 шашек может стоять друг на друге.
- В разных вариантах определены запрещенные перемещения шашек. Делать ходы, требующие запрещенные перемещения, игроку нельзя. Игрок пропускает ход, если разрешенных перемещений для выпавшего сочетания очков нет. Если существует возможность выполнить, хотя бы один ход, игрок вынужден его делать, даже если этот ухудшает его позицию.
- Очки одной или двух костей теряются, если нет возможности хода. При существовании двух вариантов, в одном из которых игрок использует очки одной кости, а в другом – обеих, он обязан выполнять ход с использованием обеих костей. В случае, когда ход одной шашки делает невозможным ход другой, игрок должен передвинуть шашку на большее число пунктов. При дубле обязательно использовать максимальное количество очков.
- После передвижения всех шашек по доске в дом, игрок начинает выставлять их с доски. Шашку можно выставить с доски, при равенстве номера пункта, на котором она находится, числу очков на одной из костей (таким образом, шашку с крайнего пункта можно выставить при значении 1 на кости, на шестом от края – если выпала шестерка). Если значение очков на кости выше, чем номер пункта шашки, с доски снимается шашка из пункта с наибольшим номером. Если в процессе выставления шашек одна из них побита, игрок, прежде, чем продолжить выставление шашек, обязан вернуть шашку назад в свой дом.
- По некоторым правилам ценность победы зависит от более значительного преимущества при выигрыше. Существует три типа разновидностей таких побед:
- Марс – позиция в конце игры, когда проигравший не завел в дом все свои шашки, а выигравший все свои вывел за доску. Победитель удваивает очки.
- Домашний марс – редко встречающаяся ситуация, когда победитель вывел свои шашки за борт, а побежденный завел все свои шашки в дом, но не вывел ни одной. Иногда именуется коксом.
- Кокс – редко используемый термин, когда проигравший не сместил из начального положения хотя бы одну шашку, а победитель снял все свои с доски. Термин появился недавно.
- Начисление очков за победу в разных вариантах нардов отличается. Победитель получает очки по предварительной договоренности.
- При игре на интерес используют два основных варианта расчета: ставка за игру и ставка за каждую оставшуюся в доме шашку побежденного, при условии, что победитель выставил все свои за доску.
Больше интересного
add-hobby.ru
Нарды — Википедия
На́рды (от пехл. nēw-ardaxšīr — буквально: храбрый Ардашир[1]), другие распространённые названия: трик-трак (фр. trictrac), бэкгэммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; греч. τάβλι от др.-греч. «τάβλα, τάβλη»; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.
История нард
Партия в табула, сыгранная византийским императором Зеноном в 480 году и записанная Агафием Миринейским в 530 году из-за очень неудачного броска Зенона (играющего красными в направлении от I до XXIV): 2, 5 и 6, в результате которого он вынужден был открыть восемь шашек[2].Древние Египтяне играли в игру сенет, которая принадлежит к семейству «гоночных игр», где ходы контролируются игральными костями, ещё в 3500 до н. э.[3]Царская игра из Ура[en] — ещё один пример такой игры, в которую играли в древней Месопотамии. Недавние находки в Шахри-Сухте в Иране показали, что еще одна похожая игра (включающая две кости и 60 фишек) существовала около 3000 до н. э.[4] Однако эти игры не могут быть прямыми предшественниками нард.
Римская игра табула[en] (ср.-греч. τάβλη) была идентична современным нардам. Она была описана в эпиграмме византийского императора Зенона (476—481 н. э.)[2]. Доска для этой игры была такая же, как для нард: она содержала 24 пункта, по 12 на каждой стороне, игроки двигали свои фишки навстречу друг другу, и использовались кости в виде кубиков, как и в наше время[2]. Так же, как и в современных нардах, целью игры было первым вывести свои 15 шашек[2][5]. Правила взятия, освобождения и вывода шашек были такими же, как сейчас. Основные отличия состояли в том, что использовалось три кубика вместо двух, в начале игры шашки находились за доской (шашки входили на доску по тем же правилам, что и вывод пленников), и не было правила для дубля (которое было введено в 1920-х годах)[6][7]. В греческом языке для обозначения нард до сих пор используется слово τάβλη[8].
Стол для игры в Ludus duodecim scriptorum в музее города ЭфесПрямым предшественником игры табула считается более ранняя древнеримская игра Ludus duodecim scriptorum[en] (с лат. — «игра двенадцати знаков»)[5]. В этой игре было три ряда по 12 пунктов в каждом, по которым двигались фишки. Ходы определялись броском трех костей[9]. Эта игра упоминается в «Науке любви» Овидия, написанной между 1 годом до н.э. и 8 годом н.э.
Бузург-Михр показывает нарды индийскому раджеОдна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индийцы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр[en][10] (Бузург-Михр[11]) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать за 40 дней. Бузург-Михр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).
В Европе новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название, видимо, произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нардов уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (англ. Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард, и проходят международные турниры[12]. Одним из самых известных чемпионатов по нардам является чемпионат Азербайджана — Gizil Zar — Золотые зары. Победителю вручаются зары (игральные кости) из золота.
Видео по теме
Распространение
Нарды популярны в России (особенно в республиках Северного Кавказа), Закавказье (Азербайджан, Армения, Грузия), Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) и на Ближнем Востоке (Иран, Сирия, Турция, Израиль).
Инвентарь
Доска для нард- Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
- Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
- С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
- Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нардов, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
- Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).
- Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры две — длинные и короткие нарды. Общими (за некоторыми исключениями) для всех вариантов являются следующие правила:
- Игроки ходят по очереди.
- Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки двигаются по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
- Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.
- За один ход делается до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4, потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куча куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
- В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
- Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
- Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
- Начальное расположение шашек зависит от используемого варианта правил.
- Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
- В некоторых правилах более ценной считается победа с более значительным преимуществом. Используется до трёх типов «более значительной» победы:
- Марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент вывел все за доску, очки удваиваются.
- Домашний марс — самая редкая ситуация, при которой проигравший успел все свои шашки завести в дом, но ни одной не вывел, в то время как оппонент вывел все свои. Иногда именуется коксом.
- Кокс — ситуация, при которой проигравший не успел сместить одну или несколько своих шашек из начального положения, в то время как оппонент вывел все свои за доску (термин, появившийся недавно и не всегда используемый, особенно в коротких нардах).
- Победитель получает за выигрыш от одного до трёх очков, либо по договорённости.
- Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нардов могут отличаться.
- При игре на интерес (деньги и т.д.) существует два основных варианта:
- ставка за игру
- ставка за каждую шашку, оставшуюся в доме, когда соперник уже «выкинул» свои «за борт» (появилось недавно).
Игра на ставку
Игра на ставку может вестись по любым правилам. В простейшем случае оговаривается ставка за одну игру. Кроме того, могут применяться специальные правила увеличения ставок:
- За обычную победу проигравший платит одну ставку, за «марс» — удвоенную ставку, за «домашний марс» — тройную ставку, за «кокс» — по договоренности, если вообще используется.
- Увеличение ставок по требованию игроков. В этом случае любой игрок может перед своим ходом предложить поднять ставку. Противник должен либо согласиться и играть дальше, либо отказаться и признать себя побеждённым. Если один игрок поднял ставку, то право следующего подъёма переходит ко второму игроку. Обычной практикой является удвоение ставок, но по договорённости может применяться и увеличение ставки в арифметической прогрессии (1, 2, 3…). Для удобства в игре с поднятием ставок используется куб удвоения. Когда игрок поднимает ставку, он берёт куб удвоения и ставит нужной гранью, показывающей коэффициент увеличения ставки, кверху. Его противник при этом должен либо принять удвоение ставки, либо сдаться, заплатив оговоренную вначале игры ставку.
Названия комбинаций
Существует специальная система для названия комбинаций выпавших на костях очков. Эта система распространена с небольшими вариациями в Восточной Европе и Западной Азии. В России используется следующий вариант этой системы:
|
|
|
|
|
Система получилась из смеси двух языков: персидского и турецкого. Так, например, дорт — «четыре» по-турецки, а чар — «четыре» по-персидски[13].
Дополнительные факты
См. также
Литература
- Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. Всё о нардах. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 128 с. — (Домашняя энциклопедия). — 10 000 экз. — ISBN 5-222-01488-6.
- Лесной Д. Игорный дом : Энциклопедия / Ред. Е. Витковский. — Москва—Вильнюс: Полина, Рома, 1994. — 637, [3] с. — ISBN 9986-01-028-4, ISBN 9986-629-00-4.
- Магриль П., Магриль Р. Нарды. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 966-8644-59-X.
- Фадеев И. Ю. Нарды — игра тысячелетий : Самоучитель. Правила. Сборник игр. Словарь : Краткая версия. — Пермь: [б. и.], 2011. — 246 с.
- Храмов С.Ю. Давайте поиграем в нарды!. — Чебоксары: Новое время, часть 1 -2014; часть 2-2016. — 124+ с. — (Давайте поиграем). — ISBN 978-5-4246-0255-9, ISBN 978-5-9909241-4-7.
- Чеботарев Р. Длинные нарды. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2010. — 256 с. — 5000 экз. — ISBN 978-966-415-008-5. Архивировано 27 сентября 2010 года.
- Шехов В. Г. Нарды: От новичка до чемпиона: пособие-самоучитель. — Изд. 2-е, испр. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 256 с. — (Все обо всем). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-13546-4.
Примечания
- ↑ Ардашир — первый сасанидский царь 3 в. н. э., в годы правления которого была изобретена эта игра (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.)
- ↑ 1 2 3 4 Austin, Roland G (1934). «Zeno’s Game of τάβλη». The Journal of Hellenic Studies 54 (2): 202–205. DOI:10.2307/626864.
- ↑ Hayes, William C. «Egyptian Tomb Reliefs of the Old Kingdom», The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series 4:7. March 1946. pp 170—178.
- ↑ «Iran’s Burnt City Throws up World’s Oldest Backgammon.» Архивная копия от 22 марта 2009 на Wayback Machine Persian Journal. December 4, 2004. Retrieved on August 5, 2006.
- ↑ 1 2 Austin, Roland G. (February 1935). «Roman Board Games. II». Greece & Rome 4 (11): 76–82. DOI:10.1017/s0017383500003119.
- ↑ Robert Charles Bell, Board and table games from many civilizations, Courier Dover Publications, 1979, ISBN 0-486-23855-5, pp. 33-35.
- ↑ Jacoby, Oswald. The Backgammon Book / Oswald Jacoby, Crawford. — New York : Viking Press, 1970. — P. 51. — ISBN 0-670-14409-6.
- ↑ Koukoules, Phaidon. Vyzantinon Vios kai Politismos. — Collection de l’institut français d’Athènes, 1948. — Vol. 1. — P. 200–204.
- ↑ Austin, Roland G. «Roman Board Games. I», Greece & Rome 4:10, October 1934. pp. 24-34.
- ↑ Шахматы : энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 449. — 624 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.
- ↑ Чатранг-Намаг // Перевод с пехлеви и комментарии А. А. Амбарцумяна
- ↑ Чемпионат мира по нардам 2006 г.
- ↑ И. А. Держанский, И. Б. Иткин. Задача 4-5 // Лингвистика для всех: лет. лингвист. шк. 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е. В. Муравенко, О. Ю. Шеманаева. — М: МЦНМО, 2008. — С. 341-342, 352-356. — 440 с. — ISBN 9785940573791.
- ↑ Памятник «Игрок в нарды»
- ↑ Установка памятника «Игрок в нарды». Фоторепортаж монтажа памятника на ул. Геворга Кочара
Ссылки
wiki2.red