БОЧЧЕ. ПРАВИЛА ИГРЫ.
Игра в шары — бочче (итал.) имеет древнейшую историю (первые известные упоминания — 2-3 тыс. лет до н.э.) и является родоначальницей различных игр, таких как боулинг (кегельбан), петанг, кёрлинг (на льду) и ряда других. Исторически становление этой игры произошло в Древнем Риме, в средние века она получила распро-странение в Европе, а затем значительно позже в Америке и Азии. В настоящее время спортивная игра бочче популярна во всем мире. Свыше 50 стран мира входят в состав международной федерации бочче (СБИ), штаб квартира которой находится в г. Лугано, Швейцария. В Италии, Швейцарии, Франции, других европейских странах, в ряде стран Южной и Северной Америки бочче является любимой игрой жителей. Варианты названий: Петанк, Петанг, Боча, Бочча, Бочче, Шары, Petanque, Petank, Petanq, Petankki, Bocce, Boccia, Boule, Balinaje.
Бочче. Правила игры.
В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек.
- На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета.
- Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров.
- Одна команда может состоять из четырех или двух человек.
- В игре могут принимать участие две команды (малый набор) или три команды (большой набор) или, при объединении наборов, пять команд.
Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции. При игре командами сначала бросает игрок команды вытянувший жребий, потом игрок следующей команды и так до тех пор пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок. После чего игроки определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Наиболее близкий, к примеру шар получает 20 очков, следующий — 19 и т.д. Максимальная стоимость одного шара определяется количеством шаров участвующих в игре. Если шаров двадцать то и максимальное количество очков за один шар будет равно двадцати, если восемь шаров, то восемь. Суммируя очки определяют кто из игроков набрал максимальное количество. Этот игрок выигрывает партию и получает право на первый бросок в следующей партии. Количество партий определяют играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира.
Технические правила игры Московской федерации игры «Бочче»
1. Площадка для игры в шары — «Бочче».
1.1. Игра в шары проводится на ровной (горизонтальной) площадке с гладкой поверхностью, ограниченной по периметру досками или другими неметаллическими ограждениями высотой 25 см. (допустимое отклонение +2 см.).
1.2. Длина площадки может варьироваться от 24,0 до 26,5 м, а ширина от 3,8 до 4,5 м. Идеальные размеры, рекомендуемые для международных соревнований — 4,5 х 26,5 м. Обычно игры проводятся одновременно на нескольких смежных площадках.
1.3. Ограждение на торцевых сторонах площадки, наиболее часто подвергаемых ударам шаров, состоят из подвижных досок, закрепленных только в верхней части и поворачивающихся вокруг оси крепления (рис.1).
Рис. 1. Торцевое ограждение.
1.4. Торцевые ограждения должны иметь с внутренней стороны амортизи-рующую удары шаров, накладку из технической резины, синтетического каучука и т.п. Находящиеся вблизи площадки и вокруг ее ограждения люди, их вещи, а также другие предметы (светильники, тросы, кабели, стены, защитные сетки и т.д.) при судействе рассматриваются как посторонние предметы, столкновение шаров с которыми приводит к аннулированию технического результата действия игрока. Не разрешается крепить контейнеры для шаров на ограждения вокруг площадки.
Рис. 2. Разметка площадки.
1.6. Линии А, В, С, D (A’,B’,C’,D’) расположены симметрично относительно средней линии Е, проходящей через центр площадки. В течение матча происходит последовательная смена направления игры (вбрасывания шаров). После вбрасывания всех шаров в направлении А-А’ и подсчета очков игра продолжается в противоположном направлении (А’-А) и т.д. Ниже дается описание правил игры в направлении А-A’!. В скобках приводятся обозначения линий для игры в противоположном направлении.
1.7. Стартовая зона А-В (А’-В’) предназначена для нахождения игроков обеих команд.
1.8. Линии А и А’ совпадают с торцевыми краями площадки и обозначают границы, за которые запрещено заходить игрокам, начинающим разбег для проведения бросков.
1.9. Линия В (В’) указывает границу, с которой производится вбрасывание маленького шарика «паллино», а также броски шаров способами «пунто» и «раффа».
1.10. При вбрасывании шарика «паллино» из зоны А-В (А’-В’) линия В (В’) определяет максимальное расстояние, на которое он может быть вброшен.
1.11. Линия С (С’) определяет максимальное расстояние, с которого игрок может осуществлять бросок шара способом ««воло»;
1.12. Линия D (D’) определяет максимальную границу, которой может достигнуть игрок, осуществивший бросок шара способом «пунто», а также минимальное расстояние, которое должен пролететь шар, брошенный способом «раффа», прежде чем он коснется площадки.
1.13. Линия D’ (D) определяет минимальную границу выбивания шаров способом «раффа», за исключением шарика «паллино» и шаров, составляющих с «паллино» единое целое.
1.14. Средняя линия Е указывает минимальное расстояние, на которое должен быть вброшен шарик «паллино» и определяет максимальную границу, которую не должен пересекать игрок, бросивший шар способом «раффа» или «воло».
1.15. Таким образом, зона Е-В’ (Е-В) определяет ту часть площадки, в пределах которой должен остаться шарик «паллино» после его вбрасывания с линии В (В’). В начале матча «паллино» не вбрасывается, а устанавливается судьей в центр зоны АЕ (АЕ), который отмечается разметочной точкой Р’ (Р).
1.16. Арбитр и игроки перед началом матча должны убедиться, в пригодности для игры поверхности площадки. Если матч начался без предварительной проверки, то он должен закончиться с теми же линиями и измерительными устройствами. После начала игры в течение всего матча не допускается корректировка линий разметки и измерительных устройств.
1.17. В случае полного или частичного стирания горизонтальных линий измерения должны проводиться от центров линий, нанесенных на боковых ограждениях.
2. Шары и шарик «паллино».
2.1. Шары и паллино должны быть сделаны из однородного синтетического материала и иметь строго сферическую форму.
Паллино: диаметр 4 см, вес 60 г. Шары: диаметр 11 (10,6) см, вес от 920 до 1000 (900) г. В скобках указаны параметры шаров для юниоров и женщин.
2.2. Перед началом матча арбитр должен проверить пригодность шаров и «паллино» для игры.
2.3. В течение матча шары заменять нельзя. Если игрок или команда, несмотря на запрет, все же заменили шар, то игроку (команде), нарушившим данное правило, засчитывается поражение в этой партии матча.
2.4. В случае повреждения шары или «паллино» могут быть заменены только с разрешения арбитра. Кроме того, замена шаров разрешается в случаях прерывания матча (например, из-за плохой погоды) или если продолжение матча перенесено в другое спортивное сооружение.
2.6. Если игрок по ошибке бросает принадлежащий противнику шар, то бросок этого шара аннулируется и шар возвращается противнику. При этом игрок-нарушитель наказывается лишением одного из своих шаров. Если ошибочно брошенный шар принадлежит его товарищу по команде, то бросок этого шара аннулируется.
2.7. В процессе игры маркировки позиций шаров команд должны отличаться друг от друга, например, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Обозначение положения шаров.
3. Регламент игры и составы команд.
3.1. Цель игры — расположить свои шары ближе к «паллино» по сравнению с шарами противника.
3.2. Матч по игре Бочче может состоять из одной или трех партий. Каждая партия играется до 15 очков и состоит из нескольких игр.
3.3. Начисление очков за каждую игру производится после ее завершения, т.е. после вбрасывания игроками всех шаров в одном из направлений А-А’ или А’-А (см. рис. 1).
3.4. Очки начисляются только той команде (игроку), чей шар (шары) оказывается самым близким к «паллино». При этом количество начисляемых очков равно числу шаров, находящихся ближе к «паллино», чем ближайший к нему шар противника.
3.5. В процессе игры могут осуществляться три вида бросков:
а) «пунто» — подкат своего шара как можно ближе к шарику «палли-но»;
б) «раффа» или «воло» — броски на выбивание, при которых брошен-ный шар ударяет другой шар или «паллино», которые игрок предваритель-но указывает арбитру.
3.6. Матчи команд проводятся в трех разрядах:
1) одиночные — один на один с четырьмя шарами у каждого из игроков;
2) парные (двойки) — двое на двое с двумя шарами у каждого игрока;
3) из трех человек (тройки) — трое на трое с двумя шарами у каждого
игрока.
К соревнованиям допускаются только укомплектованные команды.
В процессе игры каждый игрок должен ввести в игру все принадлежащие ему шары, при этом каждая команда по своему усмотрению определяет очередность бросков среди своих игроков.
3.8. Время, которое дается игроку на подготовку и выполнение одного броска — 1 минута.
3.9. Время, предоставляемое каждому игроку для ухода с площадки в течение каждой партии — 3 минуты (но только после осуществления бросков всех своих шаров и не более двух раз в течение партии).
3.10. Время (тайм-аут), предоставляемое тренеру (представителю команды) для прерывания игры и консультаций с игроками — 2 минуты 1 раз за игру. Тайм-аут предоставляется команде только тогда, когда один из ее игроков готовится к броску.
3.11. В любое время матча, но при условии завершения командой всех
бросков, она, с согласия арбитра, может произвести замену игроков.
3.12. В индивидуальных партиях замена игроков не допускается.
4. Пробные броски.
Перед началом партии обе команды (игрока) по очереди могут выполнить пробные броски всех своих шаров в обоих направлениях.
5. Начало матча и вбрасывание шарика «паллино».
5.1. В начале партии «паллино» устанавливается в точках Р’ (Р).
5.2. Бросается жребий между двумя командами за право броска первого шара или выбора стороны, откуда должна начаться партия. Команда, выигравшая жребий, получает право первого броска (или выбора стороны), другой команде соответственно предоставляется возможность выбрать сторону (или право начать игру).
5.3. Команда, начинающая партию или в очередной раз производящая вбрасывание шаров, может бросать первый шар любым способом, включая «раффа» или «воло». В случае если бросок аннулирован, эта же команда делает другой и так до тех пор, пока он не будет засчитан.
5.4. В случае если первая игра аннулирована, то она повторяется с противоположной стороны площадки с установкой «паллино» в центре соответствующей разрешенной зоны. Право первого броска принадлежит той команде, которая имело его перед этим.
5.5. В последующих играх «паллино» вбрасывается той командой, которая выиграла предыдущую игру. После неправильного вбрасывания «паллино» одной из команд, это делает другая, которая имеет право только на одно вбрасывание. Если и это вбрасывание окажется неудачным, то арбитр должен поставить «паллино» в соответствующей точке Р’ (Р). Во всех случаях право броска первого шара принадлежит той команде, которая первой вбрасывала «паллино».
5.6. Вбрасывание «паллино» в начале каждой игры производится только по команде арбитра, в противном случае оно не засчитывается.
5.7. Вбрасывание «паллино» не засчитывается, если шарик «паллино»:
1) пересекает линию В’ (В) или его проекция приходится на эту ли-
нию;
2) не доходит до линии Е или его проекция приходится на эту линию;
3) касается бокового ограждения или останавливается на расстоянии меньше или равном 13 см;
4) выходит за пределы площадки;
5) выходит за пределы площадки, а потом вновь туда возвращается вследствие соударения с посторонними предметами;
6) пересекает линию Е, но задевает арбитра, даже если после этого соударения он остается в пределах разрешенной зоны.
5.8. Если на площадке остается только шарик «паллино», то команда, чьи шары были аннулированы (удалены), должна бросать следующий шар, чтобы игра могла продолжаться.
5.9. Если шар или «паллино» самопроизвольно (от сотрясения площадки, ветра и т.п.) сдвинулся с места, то он должен быть возвращен в прежнее положение, если оно было отмечено, в противном случае он остается на новой позиции.
6. Способы бросания шаров (основные положения).
6.1. Шар может быть брошен способами «пунто», «раффа» и «воло». Для того чтобы броски «раффа» или «воло» были засчитаны, игрок должен объявить арбитру, какой тип броска он будет выполнять и в какой шар или «паллино» он собирается попасть. В случае если игрок хочет изменить тип броска или цель (ударяемый шар), он должен уточнить предыдущее заявление, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только противником не будет использовано правило преимущества.
6.2. При выполнении любого броска нельзя опираться ногой на бортовое ограждение, иначе брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.3. При выполнении любого броска игрок не может заступать вытянутой вперед ногой за линию броска, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.4. После броска способом «пунто» игрок не может заходить за линию D(D’), а после выполнения броска способами «раффа» и «воло» за линию Е, если у него еще остались шары для игры. В противном случае один из них аннулируется.
6.5. Шары, задевшие ограждение до того, как они войдут в игру, аннулируются, если только не будет использовано правило преимущества.
6.6. Те шары или «паллино», которые откатываются только за счет смещения ограждений (вибрация при ударах и т.д.), не задетые другими движущимися шарами или «паллино», должны быть возвращены в первоначальное положение. Но если эти шары или «паллино» при своем перемещении сталкиваются с движущимися после правильного удара шарами, то после прекращения движения их оставляют в новой позиции.
6.7. Шары или «паллино» после ударов об ограждения и возврата их на площадку засчитываются, если только они не задевали посторонних предметов.
6.8. Если шары или «паллино» при правильных бросках выходят за пределы площадки, то они не засчитываются (удаляются с площадки), даже если они возвращаются на площадку после соударения с посторонними предметами. В этом случае, если при возврате на площадку шар или «паллино» вызывают перемещение неподвижных помеченных шаров, то последние должны быть возвращены в первоначальное положение. Если же шар, возвращаясь на площадку задевает другие движущиеся шары, то они остаются в тех местах, где они остановились, в то время, как шар, вызвавший их движение, аннулируется.
6.9. Случайное появление на площадке посторонних предметов, которые искажают траекторию движения шара до того, как он вступил в игру, влечет аннулирование броска без потери шара и его повторное исполнение.
6.10. Игрокам запрещается преднамеренно останавливать брошенный шар или изменять его траекторию. В случае нарушения этого правила команде противника дается максимальное количество очков по числу участвующих в игре шаров этой команды.
6.11. Если шар, вылетевший с соседней игровой площадки заденет стоящие отмеченные шары или «паллино» и явится одновременно помехой при выполнении игроком броска, то сдвинутые шары должны быть возвращены в исходное положение, а бросок повторен.
6.12. Если вброшенный шар (после его введения в игру) случайно отклоняется от своей траектории арбитром или игроком, то он аннулируется. По решению арбитра бросок может быть повторен.
7. Бросок «Пунто».
7.1. Бросок «пунто» заключается в подкате шара к «паллино». При выполне нии «пунто» игрок не должен заступать за линию В (В’) до момента выпуска шара из руки. В случае указанного нарушения бросок аннулируется с потерей этого шара, за исключением использования противником правила преимущества.
7.2. Если шар, выпавший из руки игрока, выполняющего бросок «пунто» будет им пойман до пересечения линии С (С’), то бросок может быть повторен без потери шара. После пересечения линии С (С’) шар считается введенным в игру и не может быть остановлен.
7.3. Команда, у которой аннулируется вброшенный шар должна бросать следующий до тех пор, пока вброшенный шар не будет засчитан или пока не будут вброшены все шары. Если все шары команды окажутся аннулированными, то противник получает количество очков, равное сумме уже вброшенных засчитанных шаров и оставшихся не вброшенных.
7.4. При всех видах бросков игрок не может играть следующим шаром до полной остановки всех шаров на площадке после предыдущего броска. В противном случае бросок аннулируется с потерей шара, если соперником
не использовано правило преимущества. Игрок не может выполнять любой бросок без разрешения арбитра, в противном случае бросок аннулируется с потерей шара.
7.5. Если арбитр ошибся в оценке позиции шаров, то все вброшенные после судейской ошибки шары должны быть вброшены заново. Маркировка шаров должна сохраняться на площадке до окончания вбрасывания всех шаров.
7.6. Если арбитр непроизвольно удаляет с площадки шар, коснувшийся бокового или торцевого ограждения до того, как противник воспользовался правилом преимущества и до того, как он столкнулся с другими шарами, то этот шар аннулируется и на площадку не возвращается.
7.7. Если два шара, принадлежащих разным командам окажутся на равном расстоянии, то команда, которая бросила шар последней и вызвала это равенство, должна продолжать свои броски пока не изменит позицию в свою пользу, даже если ей придется использовать все свои шары. Если по окончании вбрасывания всех шаров обеими командами указанное равенство сохранилось, то игра считается нулевой (очки не начисляются) и ее необходимо повторить, но с противоположной стороны площадки. Смещение шаров при броске «пунто».
7.8. Смещение (перемещение) шаров или «паллино» от первоначального положения и расстояние между шарами измеряются специальным измерительным инструментом, используемым в течение всей партии. Для измерения больших расстояний арбитр может воспользоваться складным метром или рулеткой. Измерения расстояния смещения шаров должны проводиться после маркировки их позиции на площадке.
Удар по цепочке.
7.9. Бросаемый шар, который ударяет другой шар, а тот в свою очередь ударяет третий шар и т.д. или «паллино» аннулируется, если смещение любого задетого шара от исходного положения превышает 70 см или расстояние от места первого соударения до конечного положения последнего сдвинутого шара превышает 70 см (рис. 4).
Рис. 4.
7.10. Если бросаемый шар после первого соударения проходит путь больший 70 см, а все остальные шары смещаются на расстояние меньшее 70 см (рис. 5 с учетом п. 7.9.), то бросок засчитывается, но все сдвинутые шары ставят на место за исключением случая использования правила преимущества.
Рис. 5.
7.11. Если бросаемый шар или сдвинутые при соударениях шары задевают бортовые или фронтальные ограждения площадки, то для оценки смещений измеряют суммарное расстояние, т.е. от места соударения до борта плюс от борта до места остановки шара (рис. 6).
Рис. 6.
8. Бросок «Раффа».
8.1. Бросок способом «раффа» заключается в ударе определенного шара (своего или противника) или «паллино», выполненный с соблюдением определенных технических правил.
8.2. Для того чтобы бросок был засчитан, игрок должен указать арбитру шар, по которому он хочет бить и тип броска. В случае промаха брошенный шар аннулируется (удаляется с площадки), при этом все, что было сдвинуто, должно быть поставлено в первоначальное положение, если при этом противником не используется правило преимущества.
8.3. Шар, брошенный способом «раффа» с линии В (В’) должен приземлиться за линией D (D’) . Шар, который попадает на эту линию или опускается на площадку до нее, должен быть аннулирован за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.4. Игрок может переступить за линию В(В’) только после того, как он бросил шар, даже если шар еще не коснулся площадки. В случае если игрок переступил за линию до начала броска, брошенный шар аннулируется, за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.5. Бросок «раффа» по «паллино» разрешается в любом месте игровой зоны. Бросок «раффа» по шарам разрешается только тогда, когда они расположены в пределах зоны D’A’ (DA).
8.6. Шары и «паллино», находящиеся на расстоянии 13 см и менее от заявленного шара или «паллино» образуют с ним единое целое (мишень). В этом случае бросок засчитывается при попадании в любой из шаров или «паллино», образующих мишень.
8.7. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар, или «паллино», аннулируется, а все что было сдвинуто возвращается в исходное положение, если не использовано правило преимущества.
8.8. Если «паллино» находится перед линией С’ (С), а шар, выбитый способами «раффа» или «воло» после соударения с торцевым бортом пересекает линию С'(С), то он должен быть поставлен рядом с местом соударения с бортом, но не менее 13 см от него. Если возвращается брошенный шар, то он остается в том месте, где остановился.
9. Бросок «Воло».
9.1. Бросок «воло» заключается в попадании брошенным шаром в заявлен-ный шар или «паллино» непосредственно с лета или после отскока от покрытия площадки в точке, удаленной от края выбиваемого шара или «паллино» на расстояние менее 40 см.
9.2. Чтобы бросок «воло» был засчитан, игрок должен заявить этот тип броска («воло») и указать шар, по которому он хочет бить, затем он должен подождать пока арбитр начертит перед указанным шаром круговую дугу радиусом 40 см от его края и даст разрешение на бросок.
9.3. Бросок «воло» производится в пределах линии С (С’). Игрок может заступить за линию С (С’) только после выпуска шара из руки, в противном случае шар аннулируется, за исключением случая использования правила преимущества.
9.4. При броске «воло» можно бить по всем шарам или «паллино», находящимся на расстоянии менее 13 см от указанного шара, если только между шаром, по которому ударили, и точкой удара о покрытие было менее 40 см (рис. 7).
Рис. 7.
9.5. Шары, которые находятся в пределах зоны D — D’ , можно выбивать только броском «воло», т.к. бросок «раффа» в этой зоне запрещен.
9.6. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар («паллино»), или попадает за пределы очерченной зоны или на саму линию, аннулируется.
9.7. До тех пор, пока игрок не бросил последний шар, он не может перейти линию полуполя Е и после броска шара способом «раффа» или «воло» он должен вернуться в зону АВ (А’В’).
10. Правило преимущества.
Все неправильные броски засчитываются или нет в зависимости от воли команды противника.
11. Остановка матчей.
11.1. Матчи, прерванные из-за плохой погоды или по другим непредвиденным обстоятельствам, должны продолжаться с тем же счетом, который имелся в момент прекращения матча.
11.2. В случае изменения погоды только арбитр может решить вопрос о прерывании игры. В случае если одна из команд покинет поле без разрешения арбитра, матч для этой команды считается проигранным.
11.3. В случае остановки матча по непредвиденным обстоятельствам команду, даже в индивидуальных играх можно полностью заменить, при этом матч продолжается с тем счетом, при котором был прерван.
11.4. Команда может производить замену только один раз.
12. Права и обязанности игроков.
12.1. Не играющие в данный момент игроки должны оставаться в пределах исходной зоны АВ (А’В’), если у них еще остались шары. Игроки могут заходить за линию В (В’) в следующих случаях: без разрешения арбитра для разравнивания поля перед выполнением броска и во время игры после броска шара; с согласия арбитра для изучения позиции шаров с близкого расстояния, но при этом нельзя оставлять никаких предметов на площадке или чертить знаки пути, который шар должен проделать. Игрокам, которые заходят за линию В (В’) в случаях, не указанных выше, делается предупреждение, а в повторном случае аннулируется шар, которым предстоит играть.
12.2. Игрок должен выполнить техническое действие (подготовку к броску и сам бросок) в течение предусмотренного времени — 1 минуты, после чего, в случае нарушения этого требования, команде делается предупреждение. При каждом последующем нарушении временного регламента команда лишается не введенного в игру шара. В этом случае капитан показывает арбитру игрока, у которого отбирается шар. Предупреждение действует в течение партии.
12.3. Игрок, который покидает игровую площадку без разрешения арбитра или вступает в пререкания с игроками, зрителями или арбитром может быть удален, а его команда объявляется побежденной. Вся команда должна быть в единой форме, состоящей из майки или куртки (с эмблемой), длинных брюк и спортивной обуви.
13. Категории игроков.
К категории юниоров принадлежат игроки, возраст которых не превышает 18 лет. Остальные принадлежат к взрослой категории игроков.
reabilit.samregion.ru
Что такое бочче и как играть в эту игру?
Спорт — это лучший способ провести время. Но что делать, если футбол, баскетбол и волейбол настолько приелись и наскучили, что и думать о них не хочется? Или не получается набрать команду, чтобы игра была интересной? Конечно, надо обратить внимание на необычные виды спорта, которые в нашей стране пока еще не достигли пика своей популярности. Среди таких игр достойное место занимает бочче.
Что такое бочче?
Для начала нужно понять, что же это за игра. Бочче — это не только спортивное состязание, но еще и очень интересный способ развлечения. Играть в эту игру можно всей семьей. Она будет интересна и полезна не только детям, но и людям пожилого возраста. Свежий воздух и небольшие физические нагрузки помогут укрепить здоровье и избежать множества болезней.
Бочче чем-то напоминает боулинг и керлинг. Эти игры были гораздо ближе друг к другу в прошлом. Сейчас же боулинг стал основным способом развлечения для молодых людей в разных странах, а бочче остается в тени.
Тем не менее, игра бочче была замечена Международный Олимпийским Комитетом. Она была признана и стала одной из программ в Паралимпиаде. Это значит, что игра доступна не только полностью здоровым людям, но и людям с различными заболеваниями.
Лучше понять, что такое бочче, можно во Франции. Здесь эта игра наиболее популярна. Туристы могут увидеть, как французы играют в нее, чтобы отвлечься и развлечься. Причем среди игроков можно будет увидеть людей разного возраста и социального положения.
У этой игры есть сразу несколько названий. Если речь зайдет о бочча, боча или о петанке, то можно с уверенностью сказать, что собеседник говорит о бочче.
История игры
В России эта игра появилась совсем недавно. Потому некоторые люди ошибочно полагают, что бочче — это молодая игра. Но на самом деле она зародилась в Древнем Риме.
Стоило только появиться этой игре, как она сразу стала популярной. Такой способ провести время с пользой покорил многих. В эту игру играли от рассвета и до заката все люди, которые могли позволить себе провести так время. Играли и дети, и взрослые. Популярность игры достигла таких пределов, что бочче запретили. Аргументировали запрет тем, что эта игра является бесполезной тратой времени. Однако запрет не стал причиной забвения.
Бочче не только не была забыта, но и подтолкнула к развитию и завоеванию популярности такие игры, как, например, боулинг и керлинг. Сейчас же последние стали более популярными, чем бочче.
Есть легенда, которая вполне может оказаться правдой, о том, что в 1792 году игра бочче стала причиной смерти около трех десятков человек. Неизвестно точно, играли ли участники пушечными ядрами или в одном из шаров был порох, но во время броска один из шаров взорвался и унес жизни около тридцати жителей Марселя.
Как устроить чемпионат по бочче
Игра бочче хороша тем, что играть в неё могут все. Эта игра идеально подойдет для школ, университетов и просто городских или сельских спортивных состязаний. Но для того чтобы провести свой чемпионат по бочче, нужно основательно подготовиться.
Для начала нужно подготовить площадку для спортсменов. Она должна быть размером 12,5 на 6 метров. При этом покрытие для площадки может быть любым. Некоторые решают провести игру на газоне, другие выбирают песок. Нужно исходить из того, какая площадка имеется для проведения чемпионата.
Конечно, нужно подготовить заранее и мячи для бочче. Игра требует особых мячей. Они продаются наборами. В наборе должно быть 6 голубых мячей, 6 красных и один белый.
Мячи для бочче тяжелые. По размеру их можно сравнить с теннисными мячами. Но только мячи для бочче обшиты кожей.
Конечно, для того чтобы провести чемпионат, нужно набрать команды. В одной игре участвуют две команды. В каждую входит от двух до шести игроков. Но важно, чтобы в двух командах было равное количество участников.
Правила игры в бочче
Для того чтобы понять, что такое бочче, нужно поближе познакомиться с правилами. Даже тем, кто впервые слышит об этой игре, будет несложно понять основные правила. Потому большой популярностью пользуется игра бочче. Правила достаточно просты.
Итак, когда команды набраны, площадки подготовлены, а мячи куплены, можно начинать. Обычно начинают с жеребьевки. Она поможет решить, какая из команд будет первой.
На расстоянии от игроков устанавливается белый мяч. Он называется кошонет. Задача игроков состоит в том, чтобы как можно ближе бросить свой мяч к кошонету. При этом можно ударом оттолкнуть мяч, который кинул противник. Если во время удара был оттолкнут не мяч соперника, а сам кошонет, это не считается нарушением правил.
Каждый мяч, который близок к кошонету, приносит команде по одному очку. Для того чтобы команда стала победителем, их нужно набрать 13.
Где купить снаряды для бочче
Не смотря на то, что многие россияне не знают, что такое бочче, эта игра все равно становится все более популярной. А это значит, что мячи для игры купить будет нетрудно. Конечно, они не продаются практически на каждом углу, как футбольные, баскетбольные или волейбольные. Но все же желающие сыграть не останутся без своего набора.
Для начала нужно посетить спортивные магазины своего города. В крупных обязательно найдется набор, который подойдет для личного чемпионата по бочче. Если же нет никакого желания ездить из одного конца города в другой для того, чтобы найти мячи, можно обратиться за помощью в интернет-магазины. Как водится, там можно найти все что угодно.
Итак, после того как узнаешь правила, легче понять, что такое бочче. Это очень интересная игра, которая отлично подойдет для людей, у которых есть проблемы со здоровьем, для взрослых и детей. А устроить свой чемпионат очень просто.
fb.ru
Что такое бочче и как играть в эту игру?
Спорт — это лучший способ провести время. Но что делать, если футбол, баскетбол и волейбол настолько приелись и наскучили, что и думать о них не хочется? Или не получается набрать команду, чтобы игра была интересной? Конечно, надо обратить внимание на необычные виды спорта, которые в нашей стране пока еще не достигли пика своей популярности. Среди таких игр достойное место занимает бочче.
Что такое бочче?
Для начала нужно понять, что же это за игра. Бочче — это не только спортивное состязание, но еще и очень интересный способ развлечения. Играть в эту игру можно всей семьей. Она будет интересна и полезна не только детям, но и людям пожилого возраста. Свежий воздух и небольшие физические нагрузки помогут укрепить здоровье и избежать множества болезней.
Бочче чем-то напоминает боулинг и керлинг. Эти игры были гораздо ближе друг к другу в прошлом. Сейчас же боулинг стал основным способом развлечения для молодых людей в разных странах, а бочче остается в тени.
Тем не менее, игра бочче была замечена Международный Олимпийским Комитетом. Она была признана и стала одной из программ в Паралимпиаде. Это значит, что игра доступна не только полностью здоровым людям, но и людям с различными заболеваниями.
Лучше понять, что такое бочче, можно во Франции. Здесь эта игра наиболее популярна. Туристы могут увидеть, как французы играют в нее, чтобы отвлечься и развлечься. Причем среди игроков можно будет увидеть людей разного возраста и социального положения.
У этой игры есть сразу несколько названий. Если речь зайдет о бочча, боча или о петанке, то можно с уверенностью сказать, что собеседник говорит о бочче.
История игры
В России эта игра появилась совсем недавно. Потому некоторые люди ошибочно полагают, что бочче — это молодая игра. Но на самом деле она зародилась в Древнем Риме.
Стоило только появиться этой игре, как она сразу стала популярной. Такой способ провести время с пользой покорил многих. В эту игру играли от рассвета и до заката все люди, которые могли позволить себе провести так время. Играли и дети, и взрослые. Популярность игры достигла таких пределов, что бочче запретили. Аргументировали запрет тем, что эта игра является бесполезной тратой времени. Однако запрет не стал причиной забвения.
Бочче не только не была забыта, но и подтолкнула к развитию и завоеванию популярности такие игры, как, например, боулинг и керлинг. Сейчас же последние стали более популярными, чем бочче.
Есть легенда, которая вполне может оказаться правдой, о том, что в 1792 году игра бочче стала причиной смерти около трех десятков человек. Неизвестно точно, играли ли участники пушечными ядрами или в одном из шаров был порох, но во время броска один из шаров взорвался и унес жизни около тридцати жителей Марселя.
Как устроить чемпионат по бочче
Игра бочче хороша тем, что играть в неё могут все. Эта игра идеально подойдет для школ, университетов и просто городских или сельских спортивных состязаний. Но для того чтобы провести свой чемпионат по бочче, нужно основательно подготовиться.
Для начала нужно подготовить площадку для спортсменов. Она должна быть размером 12,5 на 6 метров. При этом покрытие для площадки может быть любым. Некоторые решают провести игру на газоне, другие выбирают песок. Нужно исходить из того, какая площадка имеется для проведения чемпионата.
Конечно, нужно подготовить заранее и мячи для бочче. Игра требует особых мячей. Они продаются наборами. В наборе должно быть 6 голубых мячей, 6 красных и один белый.
Мячи для бочче тяжелые. По размеру их можно сравнить с теннисными мячами. Но только мячи для бочче обшиты кожей.
Конечно, для того чтобы провести чемпионат, нужно набрать команды. В одной игре участвуют две команды. В каждую входит от двух до шести игроков. Но важно, чтобы в двух командах было равное количество участников.
Правила игры в бочче
Для того чтобы понять, что такое бочче, нужно поближе познакомиться с правилами. Даже тем, кто впервые слышит об этой игре, будет несложно понять основные правила. Потому большой популярностью пользуется игра бочче. Правила достаточно просты.
Итак, когда команды набраны, площадки подготовлены, а мячи куплены, можно начинать. Обычно начинают с жеребьевки. Она поможет решить, какая из команд будет первой.
На расстоянии от игроков устанавливается белый мяч. Он называется кошонет. Задача игроков состоит в том, чтобы как можно ближе бросить свой мяч к кошонету. При этом можно ударом оттолкнуть мяч, который кинул противник. Если во время удара был оттолкнут не мяч соперника, а сам кошонет, это не считается нарушением правил.
Каждый мяч, который близок к кошонету, приносит команде по одному очку. Для того чтобы команда стала победителем, их нужно набрать 13.
Где купить снаряды для бочче
Не смотря на то, что многие россияне не знают, что такое бочче, эта игра все равно становится все более популярной. А это значит, что мячи для игры купить будет нетрудно. Конечно, они не продаются практически на каждом углу, как футбольные, баскетбольные или волейбольные. Но все же желающие сыграть не останутся без своего набора.
Для начала нужно посетить спортивные магазины своего города. В крупных обязательно найдется набор, который подойдет для личного чемпионата по бочче. Если же нет никакого желания ездить из одного конца города в другой для того, чтобы найти мячи, можно обратиться за помощью в интернет-магазины. Как водится, там можно найти все что угодно.
Итак, после того как узнаешь правила, легче понять, что такое бочче. Это очень интересная игра, которая отлично подойдет для людей, у которых есть проблемы со здоровьем, для взрослых и детей. А устроить свой чемпионат очень просто.
autogear.ru
Боча 6 шаров (Петанк)
Боча — набор из 6 (шести) шаров в прочной нейлоновой сумке. Хороший подарок мужчинам, женщинам и детям. Боча (Петанк) — интересная игра на природе, на пляже, на даче. Развивает внимательность, меткость и координацию. Отличный вариант для пляжного отдыха.
Петанк — народная игра в Провансе, Франция. Увлекается ей и стар и млад. Название игры переводится с французского как «Ноги вместе» — из-за того что игрок, бросающий шар, не должен заступать за границы 30-сантиметрового круга. Играть можно практически на любой поверхности: песок, грунт, гравий. Во многом правила игры в петанк схожи с правилами керлинга.
Правила:
1. В игре «Боча» принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. Играют равными составами. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами.
2. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см.
3. Игрок первой команды бросает деревянный шарик — кошонет (с французского переводится как «поросенок») на расстояние от 6 до 10 метров но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом, ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.
4. После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его, как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга.
Выигрывает та команда, у которой большее количество шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.
Боча (Бочче — от итальянского boccie — «шары») — родная сестра петанка. Правила очень схожи.
Чтобы все было по-честному не забудьте взять рулетку для измерения расстояний между шарами. Вперед!!!
Пример настоящего мастерства игры в шары на видео:
Правила игры:
kazan2013.podarki116.ru
очень популярная игра для активного отдыха среди детей, подростков и взрослых по всему миру!
ПРАВИЛА ИГРЫ В ПЕТАНК
В одном наборе шары отличаются между собой количеством засечек на них. По их количеству игроки определяют свои шары во время игры. Суть игры заключается в том, чтобы добросить специальные металлические шары как можно ближе к цели. В данной игре это деревянный шар — кошонет.
В игре принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см. Игрок первой команды бросает деревянный шарик — кошонет на расстояние от 6 до 10 метров но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом, ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.
После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его, как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга. После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар оппонента. Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда — победительница получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.
Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда — победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд. Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков.
Следует отметить, что существует 2 вида бросков шара, настолько различных, что профессиональные игроки используют, как правило, только один вид броска. В первом случае, вы стараетесь разместить шар, как можно ближе к кошонету. Во втором случае, вы выбиваете шары противника, что дает вам возможность получить очки различными способами: 1. Вы выбиваете шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из ваших шаров. 2. Вы просто расчищаете территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить свои шары, как можно ближе к кошонету. 3. Идеальная ситуация, когда, выбивая шар противника, ваш шар остается на его месте.
В петанк играли еще в античности, в Средние века его несколько раз запрещали, но доступная игрокам любого возраста и любого уровня физподготовки забава по-прежнему популярна. Петанк — игра социальная, это не только способ, но и стимул интересно провести время с друзьями и пообщаться. Хорошая погода, душевная компания и подходящая площадка найдутся и на белом песке пляжа, и на коротко стриженных, бархатных газонах городского парка или сада. Только представьте: теплый солнечный день, воздух горяч и пропитан запахами лета, вы с детьми и друзьями затерялись где-то на природе вдали от городского шума и суеты. Конечно, вы устроили пикник! А заодно в приятной компании играете в простую и незамысловатую игру — разве не великолепно?
ЭТО ЕЩЕ И ОТЛИЧНЫЙ ПОДАРОК
Петанк — это отличный подарок для любой семьи, для мужчин, женщин, детей и подростков. А уж каким занимательным занятием петанк становится для пенсионеров! Когда Вы задумаетесь о подарке для родителей на очередной праздник — не сомневайтесь — купить петанк будет лучшим решением!
Это простая игра со сложной стратегией. Главное в ней — создать хорошую атмосферу и задать настроение. Отличной игры! 😉
nano-eco.ru
Бочча (ПОДА) | ПКР | Паралимпийский комитет России
Старший тренер сборной команды России
Кузнецова Татьяна Михайловна
Международные правила бочча
скачать 1967 KB | Изменен 06.02.2018 11:58:03Федерация бочча с ПОДА РФ
Ссылка(Откроется в новом окне)Международная федерация бочча
Ссылка(Откроется в новом окне)История вида спорта
Бочча — Паралимпийский вид спорта. Это спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу, имеющих общие истоки в античных играх распространенных на территории Римской империи. Впервые была включена в программу VII Паралимпийских летних игр 1984 года.
Она является активно развивающимся видом спорта для игроков с тяжелейшим формами поражения центральной нервной системы и травм позвоночника, воздействует на физическое развитие и состояние организма игроков, влияет на их настроение и самосознание. Регулярные занятия бочча развивают ловкость, точность, выносливость, координацию движений, а также помогает тактически мыслить. Бочча не травматична, доступна для каждого в качестве примера здорового образа жизни и проведения досуга.
В России бочча начала развиваться с 2009 года, в этом же году был проведен первый чемпионат России, в котором приняло участие 63 спортсмена из 18 регионов страны. С каждым годом количество спортсменов увеличивалось и на чемпионате России 2017 года участвовали уже 110 спортсменов из 25 регионов. Более 40 субъектов Российской Федерации развивают бочче, не только как спорт высших достижений, но и как массовый вид спорта для всех слоев населения.
Терминология вида спорта
Джэк — Белый мяч-мишень
Мяч — Красный или синий мячи или Джэк
Сторона — В индивидуальной бочча сторона определяется одним (1) игроком, в командной или парной бочча сторону определяют соответственно три (3) или два (2) игрока
Корт — Игровая площадка, обозначенная линиями и включающая игровые зоны
Матч — Соревнование между двумя сторонами, включающее определенное количество периодов игры (эндов)
Период (энд) – Отрезок времени матча, когда двумя сторонами разыграны Джэк и все мячи
Вспомогательное устройство — Термин, используемый для описания средства, используемого игроками класса ВС3, например, рампа или желоб
Нарушение — Любое действие игрока, стороны, заменяющего, спортивного ассистента или тренера, которое противоречит правилам игры
Бросок — Термин, используемый для описания выпуска мяча. Это может быть бросок, толчок или просто высвобождение мяча при использовании вспомогательного средства
Мяч вне игры (дэд бол) — Мяч, вышедший за границы корта после броска; мяч, удаленный с корта судьей после нарушения, или мяч, брошенный после того, как время стороны истекло
Прерванный период (энд) — Когда нарушается нормальный порядок чередования бросков либо случайно, либо намеренно
V-линия — Линия, которую должен пересечь Джек, чтобы игра состоялась
Желтая карточка — Сделана из твердой бумаги или пластика желтого цвета. Размеры 7-10 см. Судья показывает желтую карточку во время предупреждения
Красная карточка — Сделана из твердой бумаги или пластика красного цвета. Размеры 7-10 см. Судья показывает красную карточку во время удаления
Правила и регламент проведения соревнований
Соревнования проводятся в индивидуальном, парных и командном (тройка) зачетах.
Матч длится 4 энда в индивидуальном и парном зачетах, и 6 эндов в командном. Энд начинается со вбрасывания Джека, затем спортсмены, пары или команды выбрасывают по 6 мячей. Победителем считается тот, чей мяч будет ближе всех к Джеку. Сторона, чей мяч находится ближе к Джеку, получает одно очко за каждый мяч, который ближе к Джеку, чем мяч соперника. В случае, если по истечению всех эндов счет остается равный, то проводится тай-брейк.
Площадки, инвентарь и оборудование
Игра ведется на корте размером 6 х 12.5 метров.
В игре бочча используют 12 кожаных мячей (весом 275 грамм и окружностью 270 мм) и один стартовый мяч — «Джек».
Спортсмены класса ВС3 в игре используют вспомогательные устройства (желоба), броски выполняются с помощью ассистента.
Классификация спортсменов
В бочча спортсмены группируются на 4 класса:
Класс BC1 — спортсмен с последствием поражения центральной нервной системы, который может бросать мяч рукой или толкать ногой (в случае если он не в состоянии играть рукой).
Класс BC2 — спортсмен с последствием поражения центральной нервной системы, может играть рукой (по сравнению со спортсменами класса ВС1 имеет менее тяжелые поражения.
Класс BC3 — спортсмен с последствием поражения центральной нервной системы или другими заболеваниями, который в связи с сильным поражением рук и ног не способен брать и/или бросать мяч за V линию на корт и использует специальный желоб для выпуска мяча.
Класс BC4 — спортсмен, не имеющий последствий поражения центральной нервной системы, может бросать мяч рукой или толкать ногой. К этим спортсменам относятся колясочники с глубокой локомоторной дисфункцией во всех четырех конечностях. Эти спортсмены имеют функциональные характеристики, сравнимые с характеристики для игроков классов ВС1 или ВС2 в бочча. Активный диапазон их движений беден из-за недостатка мышечной силы или ограничения подвижности суставов. Игроки чаще бросают мяч способом раскачивания или при захвате двумя руками и броске от груди, сила гравитации помогает выполнению броска. Спортсмен способен продемонстрировать достаточную ловкость, чтобы независимо манипулировать и бросать мяч бочча за V линию на корт.
Основные центры подготовки сборных команд России
Республиканская учебно-тренировочная база Министерства спорта РФ «Ока» (г. Алексин, Тульская область).
paralymp.ru
правила бочча
Утверждено приказом Минспорттуризма России
От «___»_____________2010 г. №______
Правила вида спорта БОЧЧА
Введение
Представленные правила являются правилами игры в бочча
Правила игры применяются на всех Российских соревнованиях, проводимых под эгидой Федерации Физической культурой и спорта инвалидов России с поражением опорно-двигательного аппарата. Региональные организации могут вносить свои пояснения, которые тем не менее не меняют смысла
Этика и дух игры схожи с теми, которые существуют в теннисе. Приветствуется и поощряется участие зрителей. Тем не менее болельщики, включая членов команды, не участвующих в соревновании, не должны мешать бросающему мяч игроку.
1. Определения
Джэк бол | Белый мяч-мишень |
Мяч | Красный или синий мячи |
Сторона | В индивидуальной бочча сторона определяется одним (1) игроком, в командной или парной бочча сторону определяют соответственно три (3) или два (2) игрока |
Корт | Игровая площадка, обозначенная линиями и включающая игровые зоны |
Матч | Соревнование между двумя сторонами, включающее определенное количество периодов игры (эндов) |
Период (энд) | Отрезок матча, когда двумя сторонами разыграны Джэк бол и все мячи |
Вспомогательное устройство | Термин, используемый для описания средства, используемого игроками класса ВС3, например, пандус или желоб |
Нарушение | Любое действие игрока, стороны, заменяющего, спортивного ассистента или тренера, которое противоречит правилам игры |
Бросок | Термин, используемый для описания метания мяча. Это может быть бросок, удар или просто высвобождение мяча при использовании вспомогательного средства |
Мяч вне игры (дэд бол) | Мяч, вышедший за границы корта после броска; мяч, удаленный с корта судьей после нарушения, или мяч, брошенный после того, как время стороны истекло |
Прерванный период (энд) | Когда нарушается нормальный порядок чередования бросков либо случайно, либо намеренно |
V-линия | Линия, которую должен пересечь Джек бол, чтобы игра состоялась |
Желтая карточка | Сделана из твердой бумаги или пластика желтого цвета. Размеры 710 см. Судья показывает желтую карточку во время предупреждения |
Красная карточка | Сделана из твердой бумаги или пластика красного цвета. Размеры 710 см. Судья показывает красную карточку во время удаления |
* Перевод к.п.н. М.М. Башкировой, З.В. Емлиной.
Бочча 2
2. Экипировка и приспособления
Перед соревнованиями весь инвентарь должен пройти проверку. Она проводится Главным судьей или его уполномоченными во время, назначенное Техническим делегатом. В идеале она должна проводиться за 48 часов до начала игры. Инвентарь включает в себя: мячи, коляски, вспомогательные устройства (пандусы/желоба), устройства для головы, рук или рта и прочее.
По усмотрению Главного судьи любой инвентарь может быть проверен во время соревнований. И если в результате проверки выясняется, что мячи не соответствуют критериям, то игрок или сторона получает предупреждение (10.4), а эти мячи должны находиться у организационного комитета до окончания последнего дня соревнования. Замечание будет отмечено в протоколе, а у входа в комнату ожидания будет повешено объявление.
2.1. Мячи для бочча
В набор мячей для бочча входят 6 красных, 6 синих и один белый мяч. Мячи для бочча, используемые в санкционированных соревнованиях, должны соответствовать критериям
2.1.1. Критерии мячейВес 275 г +/– 12 г. Длина окружности: 270 мм +/– 8 мм. На мяче не должно быть никаких товарных знаков. 2.1.2. Мячи должны быть яркой окраски (красного, синего и белого цвета), в хорошем состоянии, без видимых царапин. Не разрешены никакие наклейки на мячах. Поцарапанные мячи не принимаются.
2.2. Измеряющее устройство
Судейская коллегия должна обеспечить линейных судей, Технического делегата каждого санкционированного соревнования измеряющим устройством.
2.3. Табло
Табло должно находиться в таком месте, чтобы все участники соревнований и зрители могли его видеть.
2.4. Таймер
По возможности таймер должен быть электронным.
2.5. Контейнер
Он должен позволять игрокам наблюдать, сколько мячей находится в контейнере, который располагается на видном для всех месте.
2.6. Красный/Синий цветной индикатор
Аналогичен ракетке в настольном теннисе, что позволяет игрокам четко видеть, какая сторона должна делать бросок.
2.7. Корт
2.7.1. Поверхность корта должна быть ровной и гладкой, как, например, деревянный или покрытый плитками пол спортивного зала. Поверхность должна быть чистой.
2.7.2. Размеры корта: 12,5 м 6 м (см. приложение 3 – Схема корта).
2.7.3. Вся разметка на корте должна быть от 2 см до 5 см шириной и заметна. Для разметки линий должна использоваться липкая лента. Лента (4–5 см) используется для разметки внешних границ, линий броска и V-линий. Лента (2 см) используется для разметки внутренних линий, например, линия, разделяющая зону игры и крест. Размеры креста: 25 см, при этом используется лента (2 см).
2.7.4. Зона броска делится на 6 участков/боксов.
2.7.5. Зона между линией броска и V-линией означает ту зону, где Джэк бол, в случае попадания, не засчитывается. Лента для V-линии помещается на стороне линии, которая указывает зону «вне игры».
2.7.6. Крест отмечает восстановленное положение Джэк бола, а также положение Джэк бола в случае тайбрейка (дополнительной игры).
Бочча 3
2.7.7. Все измерения внешних линий проводятся с внутренней стороны соответствующих линий. Внутренние линии измеряются от средней тонкой линии, проведенной вдоль ленты в самой ее середине. Передняя линия зоны броска располагается на расстоянии 2,5 м от внешней линии (см. приложение 3 – Схема корта для бочча).
3. Пригодность к игре
Правила пригодности к игре четко расписаны в разделе «Классификация» Руководства СП ИСРА. В Руководстве содержится описание классификационного профиля, процесс классификации, реклассификации и протестов.
4. Дисциплины
4.1. Общие положения
В игре 9 дисциплин. Каждая дисциплина предполагает участие спортсменов любого пола. Это следующие дисциплины:
Индивидуальная BC1;
Индивидуальная BC2;
Индивидуальная BC3;
Индивидуальная BC4;
Пары – для игроков, классифицированных как BC3;
Пары – для игроков, классифицированных как BC4.
Командная игра – для игроков, классифицированных как BC1 и BC2.
4.2. Индивидуальная BC1
Проводится с участием игроков, классифицированных по системе СП ИСРА как CP1 или СP2 Спастическая тетраплегия. Плохой функциональный диапазон движения, нарушение контроля во всех четырех конечностях и туловище.Игрокам может помогать один спортивный ассистент, который должен располагаться в определенном месте зоны игры. Спортивный ассистент выполняет такие задачи, как:
– поправлять или устанавливать коляску игрока;
– передавать мяч игроку;
– катить мяч.
4.3. Индивидуальная BC2
Проводится с участием игроков, классифицированных по системе СП ИСРА как ВС2. Плохая функциональная способность во всех конечностях и туловище, но игрок способен приводить в движение инвалидное кресло. Верхние конечности: могут проявлять достаточную ловкость чтобы манипулировать и бросать мяч. Часто способны совершать, как верхние так и нижние броски. Атлеты со спастичностью или смешанной картиной ограниченности движений, не могут полностью использовать плечо при броске.Для этих
игроков не предполагается помощь спортивного ассистента. Они могут лишь попросить судью помочь принести мяч с корта или выйти на корт.
4.4. Индивидуальная BC3 (игроки используют вспомогательные средства)
Проводится игроками с очень серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата во всех четырех конечностях церебрального или не церебрального характера. Игроки не могут самостоятельно передвигать коляску и зависят от ассистента или передвигаются на коляске с электроуправлением. У этих спортсменов нет устойчивого захвата или способности высвободить мяч. Они могут выполнять движения рукой, но не могут достаточно размахнуться для хорошего броска мяча в корт. Каждый игрок имеет право на спортивного ассистента, который должен оставаться в зоне игрока, находиться спиной к корту, лицо повернуто в противоположную сторону от игрового корта (11.1.3/13.1).
Бочча 4
4.5. Индивидуальная BC4
Проводится игроками с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата во всех четырех конечностях с плохим контролем владения мышцами тела не церебрального характера. Игрок должен продемонстрировать достаточную ловкость во владении и выбросе мяча в поле. Должен быть заметен недостаточный контроль над плавностью, быстротой движений и синхронизацией. Они могут только попросить судью в установленное время поднять упавший мяч или выйти на корт.
4.7. Парная BC3
Спортсмены должны классифицироваться как пригодные для участия в индивидуальной BC3. Пара ВС3 должна включать заменяющего игрока. Исключения только с разрешения СВС, и его решение является окончательным. Пара ВС3 должна включать на корте как минимум одного игрока с ДЦП. Каждый игрок имеет право на спортивного ассистента, как указано в правилах для индивидуальных игр. Правила игры в данном разделе такие же, как и для командных соревнований, за исключением соответствующего порядка зон/боксов 2–5.
4.8. Парная ВС4
Спортсмены должны классифицироваться как пригодные для участия в индивидуальных ВС4. Пара ВС4 должна включать заменяющего игрока. Исключения только с разрешения СВС, и его решение является окончательным. Правила игры в данном разделе такие же, как и в командных соревнованиях, за исключением соответствующего порядка зон/боксов 2–5.
4.9. Командная игра ВС1/ВС2
Спортсмены должны классифицироваться как пригодные для участия в индивидуальных ВС1 или ВС2. Команда должна включать не менее одного игрока ВС1. Каждой команде разрешено иметь одного (1) спортивного ассистента, который следует правилам, изложенным в разделе индивидуальных соревнований класса ВС. Каждая команда должна начинать матч с тремя игроками на корте. Разрешено иметь одного или двоих заменяющих. Если в команде два заменяющих, то она должна включать двоих игроков ВС1.
.
5. Формат матча
5.1. Индивидуальные дисциплины
В индивидуальных дисциплинах матч состоит из четырех (4) периодов, за исключением случаев тай-брейка. Каждый игрок начинает два периода. Контроль Джек бола попеременно переходит от игрока к игроку. Каждый игрок получает шесть (6) цветных мячей. Сторона, бросающая красные мячи, занимает зону игры/бокс 3, а сторона, бросающая синие мячи, занимает игровую зону/бокс 4. При входе в комнату ожидания каждый игрок может принести с собой 6 красных мячей, 6 синих и один Джек бол.
5.2. Парные дисциплины
В парных соревнованиях матч состоит из четырех (4) периодов, за исключением случаев тай-брейка. Каждый игрок начинает один период. Контроль Джек бола переходит по порядку от бокса 2 до бокса 5. Каждый игрок получает по три мяча. Сторона, бросающая красные мячи, занимает боксы 2 и 4, а сторона, бросающая синие мячи, занимает игровые боксы 3 и 5.
Бочча 5
5.2.1. Количество мячей в парных дисциплинах
Максимум 3 на игрока и один Джек бол на пару. Все остальные мячи комплекта и мячи, используемые резервом, находятся в условленной зоне.
5.2.2. При входе в комнату ожидания каждый игрок пары может иметь с собой 3 красных мяча, 3 синих мяча и один Джек бол на пару.
5.3. Командные дисциплины
В командной игре матч состоит из шести (6) периодов, за исключением случаев тай-брейка. Каждый игрок начинает один период. Контроль Джек бола переходит по порядку от 1-й игровой зоны к 6-й. Каждый игрок получает два мяча. Сторона, бросающая красные мячи, занимает боксы 1, 3 и 5. Сторона, бросающая синие мячи, занимает боксы 2, 4 и 6.
5.3.1. Количество мячей в командных дисциплинах
Максимум два на игрока и один Джек бол на команду. Все остальные мячи комплекта и мячи, используемые резервом, находятся в условленной зоне.
5.3.2. При входе в комнату ожидания каждый член команды (включая заменяющих игроков) может иметь с собой 2 красных мяча, 2 синих и один Джек бол на команду.
6. Игра
6.1. Время старта
Обеим сторонам назначается стартовое время. Игроки (ст. 19.1), в соответствии с дисциплиной, должны прибыть за 15 мин до стартового времени или когда предписывается Организационным комитетом в Руководстве по проведению определенных соревнований. Официальное устройство измерения времени устанавливается в хорошо просматриваемом месте. Сторона, которая не присутствует на старте, считается проигравшей (10.4.6).
6.2. Мячи для бочча
6.2.1. Каждый игрок или сторона могут иметь свои собственные цветные мячи. В индивидуальных дисциплинах каждый игрок может использовать свой Джек бол. В парах или командах каждая сторона может использовать один Джек бол.
6.2.2. Местный организационный комитет каждого соревнования должен предоставить комплекты мячей для бочча, соответствующие критериям, изложенным в разделе 2.1 этих Правил, и, если это возможно, по два комплекта на корт.
6.2.3. Сторона имеет право тестировать мячи, включая Джек бол, до матча, до и после жеребьевки.
6.3. Жеребьевка
Судья бросает монетку, и выигравшая сторона выбирает, играть ли ей красными или синими мячами.
6.4. Мячи для разминки
Игроки располагаются в соответствующих зонах. Каждая сторона по команде судьи может начать бросать свои мячи для разминки. Игрок/сторона может бросить до шести (6) мячей для разминки в течение двух (2) мин. Но они не могут бросать Джек бол. Заменяющим игрокам не разрешается бросать мячи для разминки.
6.5. Бросок Джек бола
6.5.1. Сторона, играющая красными мячами, всегда начинает первый период.
6.5.2. Судья вручает Джек бол соответствующему игроку и устно объявляет начало периода.
6.5.3. Игрок должен бросить Джек бол в соответствующую зону корта.
6.6. Нарушения при броске Джек бола
Джек бол считается фолом, если
– он не пересекает V-линию;
– пересекает V-линию, а затем возвращается в зону, которая не засчитывается;
– выбрасывается за пределы корта;
– нарушение совершено игроком, бросающим Джек бол.
Бочча 6
6.6.2. Если при броске Джек бола произошли нарушения, то мяч бросает игрок, который должен бросать Джек бол в следующем периоде. Если при броске Джек бола нарушения произошли в финальном периоде, он будет брошен игроком, выбрасывающем его в первом периоде. Джек последовательно передается игрокам, пока не попадает на корт.
6.6.3. Если при выбросе Джек бола произошли нарушения, в следующем периоде его будет бросать игрок, который должен был его бросать, если бы не произошли нарушения.
6.7. Бросок на корт первого мяча
6.7.1. Игрок, который бросает Джек бол, также бросает первый цветной мяч.
6.7.2. Если мяч выброшен за пределы корта или возвращен в результате нарушения, эта сторона продолжает бросать, пока мяч не приземляется в засчитываемой зоне корта или пока не брошены все мячи. В парах и командах любой игрок со стороны, намеревающейся произвести бросок, может бросить на корт второй (2-й) мяч. Это решение принимает капитан.
6.8. Бросок первого мяча соперника
6.8.1. Затем бросок производит противоположная сторона.
6.8.2. Если мяч выброшен за пределы корта или возвращен в результате нарушения, эта сторона будет продолжать бросать, пока мяч не приземляется в засчитываемой зоне корта или пока не брошены все мячи. В парах и командах может бросать любой игрок, назначенный капитаном.
6.9. Бросок оставшихся мячей
6.9.1. Стороной, бросающей следующей, будет та, у которой мяч находится дальше от Джек бола, если только она не выбросила все свои мячи. Если она их выбросила, то следующей бросать будет другая сторона.
6.9.2. Процедура, описанная в 6.9.1, будет продолжаться до тех пор, пока обеими сторонами не брошены все мячи.
6.10. Завершение периода
После того как все мячи были брошены, включая любые штрафные мячи сторон, судья объявляет счет (ст. 7). Затем судья устно объявляет о конце периода. Прежде чем убрать любые мячи с корта, судья должен позволить спортивным ассистентам игроков BC3 повернуться лицом к корту.
Если спортивный ассистент игрока ВС3 поворачивается лицом к корту, выходит на корт или общается с игроком после того, как все мячи были брошены, включая штрафные мячи любой из сторон, он/она должны быть дружески предупреждены о неправомерности таких действий. Если игрок/сторона после этого попросит судью о замерах, судья не будет их производить.
6.11. Подготовка к следующему периоду
Игроки, их спортивные ассистенты и технический персонал возвращают мячи для начала следующего периода. После этого начинается следующий период (ст. 6.5.2).
6.12. Бросок мячей
6.12.1. Никакой Джек бол или цветной мяч не может быть брошен до стартового сигнала судьи или указания, какой из цветных мячей должен быть брошен.
6.12.2. В момент броска мячей игрок, спортивный ассистент, инвалидная коляска и любое снаряжение, принесенное в бокс, не должны касаться маркировки корта или любой его поверхности, не относящейся к игровой зоне/ боксу игрока.
6.12.3. Когда мяч высвобожден, по крайней мере одна ягодица игрока должна находиться в контакте с сиденьем кресла.
6.12.4. Когда мяч высвобожден, он не должен касаться никакой части корта, которая находится за пределами зоны броска игрока. Если мяч брошен и срикошетил от бросившего его игрока, соперника или снаряжения, он все еще находится в игре. Если мяч в игре катится сам, ни с чем не соприкасаясь, он останется на корте в этой позиции.
Бочча 7
6.13. Мячи вне корта
6.13.1. Любой мяч, включая Джек бол, будет считаться вне корта, если он коснулся или пересек линии границы.
6.13.2. Мяч, который касается или пересекает линию, и затем повторно входит в корт, считается вне корта.
6.13.3. Мяч, который брошен и не вошел на корт, кроме случая, оговоренного в ст. 6.17, считается вне корта.
6.13.4. Любой мяч, который брошен из корта, становится мячом вне игры и помещается в контейнер для мячей вне игры. Окончательное решение в таких ситуациях выносит судья.
6.14. Джек Бол, выбитый из корта
6.14.1. Если Джек бол во время матча выбит из корта, он снова помещается на «Восстановленный крест Джек бола».
6.14.2. Если это невозможно, потому что мяч уже покрывает крест, то Джек бол будет размещен перед крестом, как можно ближе («перед крестом» означает зону между линией броска и восстановленным крестом) и на равном расстоянии от боковых линий.
6.14.3. Когда Джек бол заменяется, сторона, совершающая бросок, определяется согласно ст. 6.9.1.
6.14.4. Если на корте, после того, как Джек бол был восстановлен, нет никаких цветных мячей, будет бросать сторона, выбившая Джек бол (ст. 6.15).
6.15. Равноудаленные мячи
В случае если у обеих команд шары равноудалены от Джек бола, бросок совершает та команда, которая бросала последней. Затем стороны совершают броски поочередно, пока один из мячей не оказывается ближе к Джек болу, или пока одна из команд не выбросит все мячи. Затем игра продолжается в обычном порядке.
6.16. Мячи, брошенные одновременно
Если одной из сторон одновременно выброшено более одного мяча, то они оба остаются на корте. Если судья считает, что было намерение получить преимущество, поскольку время игры истекает, то удаляются оба мяча.
6.17. Выроненный мяч
Если игрок случайно роняет мяч, судья может разрешить ему переиграть этот мяч. Судья должен определить, был ли мяч выронен в результате непроизвольного действия или это был бросок. Решение принимается только судьей. Количество перебросов не ограничено. Время в таких случаях не останавливается.
6.18. Судейские ошибки
Если в результате судейской ошибки бросок совершает не та команда, мяч(и) возвращаются к бросающему игроку. В этом случае время должно быть откорректировано. Если какие-то мячи были сдвинуты, период прерывается (ст.12).
6.19. Замены
В ВС3 и парных ВС4 в ходе игры разрешается произвести замену одного игрока (ст. 4.6). В командных дисциплинах каждой стороне в ходе игры разрешается произвести замену двух игроков. Замены производятся между периодами, и судья должен быть о них уведомлен. Замены не должны задерживать матч. Если игрок был заменен, его нельзя снова ввести в игру (ст. 4.8).
6.20. Расположение заменяющих игроков и тренеров
Тренеры и заменяющие игроки должны располагаться в специально отведенной зоне в конце корта. Обозначение этой зоны определяется Организационным комитетом и зависит от разметки корта в целом.
Бочча 8
7. Счет
7.1. Счет объявляется судьей после того, как все мячи, включая штрафные, брошены обеими сторонами.
7.2. Сторона, чей мяч находится ближе всего к Джек болу, получает одно очко за каждый мяч, который ближе к Джек болу, чем ближайший к нему мяч соперника.
7.3. Если два или более мячей различного цвета равноудалены от Джек бола и нет других мячей ближе, тогда каждая сторона получает по одному очку за мяч.
7.4. После завершения каждого периода судья должен убедиться, что счет правильно отражен в протоколах и на табло. Игроки/капитаны ответственны за точность счета.
7.5. При завершении периодов очки, полученные сторонами, суммируются, и команда с наибольшим количеством очков считается победителем.
7.6. Судья может созвать капитанов (или игроков в индивидуальных дисциплинах), если необходимо произвести измерения или решение принимается близко к концу периода.
7.7. Если счет равен, назначается тай-брейк. Очки, заработанные в тайбрейке, не суммируются с общими очками, а только определяют победителя.
8. Тай-брейк
8.1. Тай-брейк составляет один дополнительный период.
8.2. Все игроки остаются в своих боксах.
8.3. Начинает игру та сторона, которая выигрывает жеребьевку (подбрасывание монеты). Используется Джек бол той стороны, которая выиграла жеребьевку.
8.4. Джек бол помещается в «Восстановленный крест Джек бола».
8.5. Период играется как обычный.
8.6. Если возникает ситуация, описанная в ст. 7.3, и каждая сторона получает равные очки, то очки записываются и разыгрывается второй тай-брейк. В этом случае период начинает другая сторона. Процесс продолжается, право «первого броска» переходит от одной стороны к другой, пока не определится победитель.
9. Перемещение на корте
9.1. Необходимо получить разрешение судьи прежде, чем совершать любое перемещение из игровой зоны, за исключением пересечения линии броска для подготовки коляски к следующему броску.
9.2. Игроки на протяжении всей игры должны оставаться в своем боксе. Однако можно попросить разрешение судьи покинуть бокс в следующих ситуациях:
9.2.1. После того как судья указал, какая сторона бросает, любой игрок этой стороны может покинуть бокс и выйти на корт для того, чтобы ознакомиться с положением мячей.
9.2.2. В случаях спора или замешательства (таймер должен быть остановлен).
9.2.3. Выигрыш при завершении периода.
9.3. Игроки ВС3 не могут входить в другие боксы при подготовке следующего броска или установке пандуса/желоба (ст. 9.1/9.2). Если это происходит, судья просит игрока вернуться в свой бокс.
9.4. Если игрок для выхода на корт нуждается в помощи, он может попросить о ней судей.
10. Штрафы
10.1. Общие положения
В случае нарушений существуют три различные формы штрафа: пенальти;сокращение;предупреждение и дисквалификация.10.2. Пенальти
10.2.1. Пенальти – вознаграждение противостоящей стороны двумя дополнительными мячами. Броски производятся в конце периода.
Бочча 9
10.2.2. Используются мячи вне игры стороны, награжденной штрафными бросками. Если мячей вне игры недостаточно, то используются мячи стороны, которая дальше от Джек бола.
10.2.3. Если есть больше одного мяча для штрафного броска, то сторона выбирает, какой мяч бросать.
10.2.4. Если в качестве штрафных используются мячи игры, судья должен отметить счет прежде, чем удалить мячи. После того как штрафные мячи брошены, к счету добавляются любые дополнительные очки. Если в процессе броска штрафных мячей игрок должен изменить положение мячей так, чтобы мячи соперника находились ближе к Джек болу, тогда судья должен произвести подсчет от новой позиции.
10.2.5. Если в течение периода происходит больше одного нарушения, то два штрафных мяча, сопровождающие каждое нарушение, бросаются отдельно. Поэтому два штрафных мяча (за первое нарушение) восстанавливаются, затем играются, потом два штрафных мяча (за второе нарушение) восстанавливаются и играются, и так далее.
10.2.6. Нарушения, совершенные обеими сторонами, отменяют друг друга. Например, если в ходе периода красная сторона совершила два нарушения, а у синей стороны есть только одно нарушение, тогда синяя сторона получает мячи только за одно нарушение.
10.2.7. Если нарушение, которое приводит к наказанию штрафными мячами, совершено во время бросания штрафных мячей, то судья действует в следующей последовательности:
10.2.7.1. отменяет одну серию штрафных мячей той стороне, которая должна была получить более одной серии штрафных мячей, или
studfiles.net