Как научить ребенка читать по слогам. Игры в обучении чтению
Не всем детям легко удается научиться читать. Почему так происходит? Дело в том, что научение чтению зависит от степени полноценности развития нервной системы ребенка, его высших психических функций, которые формируются в процессе взросления самого малыша.
Часто встречающимся явлением сейчас можно наблюдать множество деток, которые еще в 2 — 3 года легко выучивают все буквы, но соединять их в слоги, т.е. перейти на слоговое чтение, у них никак не получается лет до 6, поскольку нужные для этого доли мозга еще не созрели. Соответственно, у обеспокоенных родителей возникает закономерный вопрос: «Как научить ребенка читать по слогам?» А многие хотят это сделать самостоятельно, но не знают, с чего начать. В данной статье мы представим вашему вниманию игры в обучении чтению, различные игры со слогами, которые вам очень помогут и практически снимут проблему под названием: «Как научить ребенка читать».
Очень хорошо совмещать обучение чтению с регулярным массажем всего тела малыша с активизацией биологически активных точек (лучше 1 курс хотя бы раз в 2 месяца), для нормализации кровоснабжения мозга.
Учим буквы
Прежде всего, необходимо сделать так, чтобы ребенок полюбил буквы, чтобы ему было интересно с ними играть. Купите набор больших разноцветных магнитных азбук в детском магазине и прикрепите буквы на холодильник. Малышам интересно, особенно, когда мама на кухне, находиться рядом с вами, играя с буквами, передвигая их в разные стороны по холодильнику, составляя причудливые конструкции.
Удобство такого метода заключается в том, что по ходу приготовления пищи, вы рассказываете своему чаду, как называются буквы, вплетая обучение в фантастическую историю о королевстве букв, где у каждой есть свое имя и функции в государстве. Словом, все зависит от полета вашей мысли…
Изучать буквы увлекательно и полезно в городе Буквоград. Это проверено и моим сыном и десятками других детишек.
Соединяем буквы в слоги
После того, как ребенок выучит названия букв, расскажите ему, что жители королевства очень любят ходить к друг другу в гости, и если буква «Д» пришла в гости к «А», то они вместе поют песенку «ДААААА» и т.д. Очень хорошо к процессу такого игрового обучения подключить ритмичную детскую мелодию, под которую удобно пропевать слоги. Именно пропевание дает наилучший результат в процессе научения чтению по слогам. Мы делаем акцент именно на слоговом чтении, потому что, если малыш научится объединять буквы в слог, то это даст первый мощный толчок к овладению всем процессом, к которому мы все так стремимся.Самые простые гласные, с которых нужно начинать обучение — это «А», «И», «Э», «О», «У», «Ы». Берем букву «А» и начинаем соединять ее со всеми согласными: «ТА», «ДА», «НА», «РА» и так далее. Потом берем следующую гласную и осваиваем все по очереди.
А вот и некоторые очень эффективные игры, в которые можно играть с детками уже 4-х летнего возраста:
Веселые путешественники
Что понадобится: кусочки плотной бумаги с изображением красочных букв-человечков с ножками, ручками и в одежде.
Как играть: по аналогии с магнитной азбукой на холодильнике, придумываем сказки о похождениях разных жителей страны Букварии, которые ходят в гости друг к другу. Например, отправилась буква «С» в гости к букве «И», а по дороге она встречала других своих друзей: «О», «У», «Ы» и т.д., и они всегда при встрече пели песни «СООО», «СУУУУ», «НЫЫЫ» и танцевали. Замечательно, если ребенок сможет повторить всю историю и вспомнит, что именно пели буквы, встретившись по пути друг с другом.
Подобным образом следует поиграть со всеми согласными алфавита. Истории путешествий могут самыми разными от «отправились в путешествие к морскому побережью» до «пошли в магазин за продуктами».
Цель игры: научение складыванию букв в слоги, запоминание их.
Бабочки и жучки
Что понадобится: большие цветы, вырезанные из плотной бумаги разного цвета и написать на них слоги «БА, БУ, БЫ, БИ, БЕ, БО» и т.д. (за одну игру можно использовать только одну согласную), атрибуты бабочки (крылышки, если вы играете с девочкой), атрибуты жучка или самолетика (если вы играете с мальчиком).
Как играть: раскладываем на полу цветы, рядом ставим «жучка» или «бабочку» и командуем «Внимание! Бабочка Элина идет на посадку на цветок «БУ», «посадка успешно совершена на цветок «БУ». Затем вам нужно поручить вашей «бабочке» или «жучку» самостоятельно командовать, превратившись в диспетчера. А вы, послушный «самолетик» можете идти на посадку на разложенные цветы с написанными на них слогами. Вам следует специально ошибаться, выбирать не тот аэродром, и малыш сам будет замечать ваши ошибки делать вам замечания, исправляя их, проговаривая и запоминая нужные слоги.
Цель игры: научение складыванию букв в слоги, запоминание их.
Сладкоежки в магазине
Что понадобится: пирожные, вырезанные из кусочков плотной цветной бумаги, на которых написаны слоги «БО, ТО, НО, ВО» и т.д. (20 слогов и не более в одну игру), красочные буквы-человечки из картона или пластика.
Как играть: пирожные продаются в детском магазине, а буквы алфавита хотят их купить. Буква может купить только те пирожные, в состав которых она входит. Например, пирожное «ТО» может быть продано только буквам «Т» и «Е». Если буква возмущается, что ей не продают понравившееся пирожное, то малыш должен объяснить, почему его не продают, и какую именно сладость может получить данная буква.
Цель игры: научение складыванию букв в слоги, запоминание их.
Веселый магазинчик.
Что понадобится: игрушечные предметы и продукты, которые будут продаваться. На товаре нужно написать его название, разделенное на слоги: «ба-нан», «ка-ша», «ди-ван»(предметы должны читаться так, как написаны, слово «корова» не подойдет, т.к. слышится «кАрова») и т.д. Вырезанные из картона прямоугольнички денежных купюр, вместо цифры на которых написаны первые слоги названий продаваемого товара: «БА», «ВА», «ДИ» и т.д.
Как играть: малыш-покупатель может купить товар в вашем магазине только в том случае, если он верно произнесет первый слог нужного товара и расплатится соответствующими ему деньгами.
Цель игры: научение чтению слогов, определению их места в слове.
Веселые кубики.
Что понадобится: игрушечные кубики (5 штук, не более) с изображением разных слогов со всех сторон, либо можно самостоятельно наклеить на кубики кусочки бумаги, на которые пишем слоги. Один кубик нужно оформить слогами с одной и той же согласной: «НО», «НУ», «НЫ», «НИ» т.д.
Как играть:
Цель игры: научение чтению слогов, нахождению их на слух.
Волшебное лото.
Что понадобится: альбомные листы, линейка, карандаши, разного рода картинки, распечатанные из интернета.
Как играть: бумага делится на 8 прямоугольников одного размера с одним, написанным слогом на них слогом: «БА», «БУ», «БИ», «БЕ» и т.д. В игре необходимо к каждому слогу подобрать несколько соответствующих картинок. Например, «ЛО» — лошадь, лодочка, ложка. Малышу необходимо произнести вслух слог и положить на него картинку.
Цель игры: научение чтению слогов, подборке слов к слогу.
Как вариант, можно использовать вот такое самодельное слоговое лото. Оно учит и читать, и запоминать написанное, и разделять слова и слоги.
Волшебные предлоги.
Что понадобится: тарелка из картона одноразового использования, фломастер, линейка, игральный кубик с разным количеством точек.
Как играть: берем все доступные в русском языке предлоги (ведь они состоят из одного слога или одной буквы). Делим картонную тарелку на 8 равных секторов и вписываем фломастером туда предлоги: по, за, от, на, над, к, в, под. Бросаем кубик внутри тарелки. Берем предлог того сектора, куда попал кубик, и составляем предложение с этим предлогом.
Цель игры: научение чтению слогов, усвоению предлогов и их роли в связке слов в предложении.
Любимое домино.
Что понадобится: светлая плотная бумага или картон, ножницы, линейка, картинки с изображением предметов, взятые из интернета (картинок нужно очень много, чтобы игра была как можно интереснее, картинки должны начинаться на слоги РА, МА, ГО и т.д., т.е. любая согласная, после которой следует любая гласная буква). Выбирать следует только часто встречающиеся в словах слоги, чтобы не испытывать затруднений в ходе игры, пытаясь подобрать редкое слово к слогу.
Как играть: разрезать бумагу на прямоугольники любого размера в виде домино, разделить их на 2 равные части (найденные картинки должны быть по размеру половинки прямоугольника). На одной половинке прямоугольника следует нанести слоги, а на другую — прикрепить картинку, первые буквы в названии которой соответствуют написанному слогу на той же карточке. Каждый игрок получает по 8 картонных прямоугольников (домино), а остальные складываем в одну колоду и кладем рядом. Выкладываем карточки на стол таким образом, чтобы начало названия картинки совпадало с написанным слогом на уже выложенной на стол карточке. Если у одного из игроков подходящая карточка отсутствует, то ее следует взять из общей стопки карточек. Победу одержит тот, кто быстрее выложит на игровое пространство все свои карточки.
Цель игры: научение чтению слогов и подбора их к слову.
Отличной мини-игрой может стать и слоговое пение! В этом видео оно показано наглядно. Осталось только запомнить и… спеть.
Обучение чтению ребенка в домашних условиях – не только занимательно, но и полезно, поскольку оно сплачивает семью и позволяет наладить доверительные отношения между всеми ее членами, конечно, при условии, если игры-занятия будут проводиться без принуждения в легкой, шуточной атмосфере доброжелательности. Успехов вам!
С уважением,
Марина Таланина и Людмила Поцепун.
Загрузка…
Как научить ребёнка читать? | Расти умным!
Учимся читать + бесплатный материал “Слоги для детей”
Наша история с чтением началась давно. С самого раннего возраста, а если быть точной, то с 8-ми месяцев, мы с Ксю стали ходить на развивающие занятия. Там, конечно, читать не учили :))) Однако первое знакомство с большими тактильными буквами произошло именно там. Где-то в года полтора Ксюня знала большинство гласных. Остальные буквы мы учили по-разному:
- Читали разнообразные книжки-алфавиты, азбуки;
- Играли с карточками;
- В садике иногда Ксюша занималась в Монтессори-комнате разными материалами для изучения букв + классические занятия по развитию речи;
- Играли в алфавитные игры на планшете и т.д.
Затем в садике на Монессори-занятиях Ксения научилась писать. Сначала своё имя, потом другие имена, затем небольшие слова. По методике Монтессори дети сначала учатся писать, а потом читать. Это очень разумный подход. Таким образом, у ребёнка в голове лучше укладывается звуко-буквенная система, он её начинает понимать, а значит, любить.
Коротко о сенситивных периодах письма и чтения:
“В возрасте 3.5 – 4 лет:
- Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.
- Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
- Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4 – 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом – в следующем разделе).
Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем”.
Я старалась не торопить события. Немного погодя Ксюша начала составлять отдельные слова из кубиков и магнитиков, потом она стала их прочитывать. Но как перейти от букв и коротких слов к чтению, я не знала. Точнее в теории понимала, что нужно чаще читать слоги, а слова постепенно начнут читаться сами. Мне не хотелось форсировать этот процесс, чтобы не перестараться и не отбить у Ксюни естественное желание. И тут мне попались на глаза книги для первого чтения. Как по мне, это бесценное изобретение! Эти книжки-малышки дают ребёнку: а) желание прочесть самостоятельно, б) уверенность в себе, в) убеждение “Я умею читать!”. Именно этого нам и не хватало.
У нас есть 2 коробочки “Зато сам” на 4 и “Дом для лис” на 6 букв, автор Татьяна Руссита. Когда Ксюша впервые рассмотрела книжки-малышки и поняла, что их она может прочесть сама, сразу взялась за чтение. За вечер с моей небольшой помощью Ксю освоила 5 книжечек. На утро она побежала в садик со словами “Я научилась читать!”. Именно этот момент я и взяла за точку отчёта “Моя дочка умеет читать”.
Теперь в планах опробовать эти книжки с Симой. А ещё хочу приобрести книжки про Пипа и коробочку с серией “Чей бок?”.
Читать начали, а что дальше?
Теперь нам очень не хватает техники чтения, особенно когда дело касается сложных слов. Ксении сложно даются слоги, поэтому она нанизывает буквы, как бусинки: ма-, мак-, мака-, макар-, макаро-, макарон-, макароны!
Значит, срочно нужно учить слоги, привыкать к их прочтению в разных вариациях. Короче, практиковаться как можно чаще и активнее. У нас дома нет подвижного алфавита и других специализированных Монтессори-материалов для обучения чтению, поэтому я решила создать собственный удобный и многофункциональный материал. Проанализировав рекомендации Монтессори-педагогов, я пришла к выводу, что карточки со слогами, буквами и короткими словами – это как раз то, что нужно. Из этого набора можно создать массу увлекательных игр и регулярно практиковать навык чтения.
Скачать набор карточек (буквы, слоги и слова) для чтения | pdf
Игры с карточками для чтения:
1. Доставать из корзинки слоги или короткие слова и их читать.
2. Читать слоги и слова на определённую букву.
3. Составлять слова на заданную букву.
4. Придумывать слова и собирать их из карточек.
5. Составлять слова из заданных букв.
6. Из разбросанных слогов и букв собирать своё имя.
Разрабатывая данный материал, я постаралась сделать его привлекательным и не сильно строгим. Мне не нравятся строгие шрифты и сине-красные буквы в красных рамочках, которые будто говорят: “Садись, заниматься будем! А ну, давай учится читать, кому говорю!” Перелапатив весь Пинтерест в поисках игр со слогами, я обратила внимания, что американцы стремятся сделать материалы для занятий именно увлекательными, немного фривольными и как бы “зовущими заниматься ненавязчиво”. Я тоже переняла эту манеру и с моими девочками этот подход работает чудесно. Они воспринимают игры с карточками наравне с настольными играми и хотят играть в них снова и снова. А слоги раз прочитывают всё быстрее и чётче 😉
Так, про слоги рассказала… Забыла ещё поделиться чудесной книгой с заданиями на чтение – Анхельс Наварро “Буквы”. В ней 32 страницы нестандартных игр с буквами, слогами и словами. Эта книга помогаем нам взглянуть на чтение под другим углом. Например, задание, в котором нужно найти на странице с разными символами только буквы, наглядно показываем ребёнку, что буквы могут быть написаны разными шрифтами, но от этого они не перестают быть буквами. А задание, в котором нужно отыскать правильное написание слов, намекает на важность внимательного чтения. В общем, очень рекомендую для деток, которые начали читать, но технику чтения ещё предстоит оттачивать.
У нас есть и другие книги Анхельс Наварро, но про них, думаю, стоит написать отдельный пост 😉
Вот так мы медленно и уверенно шагаем к чтению и при этом ни на минутку не теряем любви к этому занятию. Ксения очень хочет самостоятельно читать, Сима изо всех сил тянется за ней. И да, по вечерам мы обязательно читаем замечательные детские книги. Из последних увлечений – книги про Петсона и Финдуса, а также “Лев, Колдунья и Платяной Шкаф” из серии “Хроники Нарнии”.
Уф, немаленькая вышла статья, но я очень надеюсь, что полезная. Буду рада, если наш опыт поможет вам научить ребёнка читать и, конечно, совершенствовать этот навык.
Если вам понравилась эта публикация, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, ведь многие родители находятся в поисках золотой пилюли, которая учит детей читать 😉
Чтобы регулярно получать полезности и идеи для занятий и игр с детьми, смело подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”
Желаем вам побольше хороших книг и увлекательного чтения!
Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:
grow-clever.com
Учимся легко читать по слогам для детей 5-6 лет с азбукой
Наши родители ещё помнят то время, когда считалось нормальным, что первоклассник, приходя в школу, не умел читать и писать. Все эти навыки тщательно отрабатывали с семилетками педагоги в течение почти всего первого года обучения в школе. Сегодня программа начальной школы требует, чтобы учащийся приходил в первый класс уже читающий, умеющий немного считать и писать, иначе он сразу попадает в отстающие. «Учимся читать быстро!» – вот требование сегодняшней школы.
Неудивительно, что ответственные родители начинают думать об обучении чтению довольно рано. Сегодня существует не одна методика, помогающая научить читать с нуля малышей, разработаны различные упражнения, помогающие запомнить буквы, в Сети можно найти не один мульт или видео на эту тему. Сложно даже выбрать, какая методика лучше, когда стоит начинать обучение – в год, три или пять.
Несмотря на то, что сегодня популярно раннее развитие, и предлагается не одна такая методика и программа для малышей, большинство специалистов считают, что начинать учить буквы и особенно читать торопиться не надо. Принцип «учимся читать и говорить» не идет на пользу малышу. Ваш ребенок готов начать обучение, если он:
- Хорошо освоил речь, то есть может связно рассказать о чем-либо, легко составляет предложения.
- Нет никаких логопедических проблем.
- С легкостью слышит и узнает звуки независимо от того, стоят они в начале, конце или середине слова.
- Четко представляет и называет положение предметов в пространстве.
Ваш ребенок соответствует этим требованиям, значит можно приступать – учимся читать дома.
Как легко научить ребенка читать по слогам
Чтобы вы могли уверенно сказать «учимся читать легко», вам предстоит самим подготовиться, выбрав подходящую методику и подобрав необходимые материалы: картинки для малышей, упражнения, видео, примеры, мультфильмы. А главное, без чего не обойтись – это букварь. Учимся читать только с ним.
Когда учимся читать по слогам, то для детей 5-6 лет азбука Е. Бахтиной будет одним из подходящих вариантов.
Большинство мам, учивших детей читать самостоятельно, хвалят классический школьный букварь Н.С. Жуковой. Её методика проверена и опробована с успехом уже многими родителями.
Лишь когда вы готовы сами, можно переходить к занятиям. Какую бы методику вы не выбрали, запомните несколько правил, как правильно организовать обучение:
- Занятия должны проходить регулярно, но длиться недолго. Начинать с пяти – семи минут и постепенно довести до получаса.
- Когда занятия перейдут 10 минутный рубеж, то необходимо в нем разнообразить формы: чередовать игру с пением, рисование буквы и складывание кубиков, просмотр видео или мультфильма.
- Научить читать с нуля, можно только играя. Всё монотонное убивает интерес ребёнка.
- Не спешить. Переходить к новому этапу, только если прочно усвоен предыдущий.
- Перейдя к следующему этапу, обязательно повторять пройденное раньше.
- Искать примеры пройденного в реальной жизни. Например, читать слоги или знакомые буквы на вывесках и рекламе.
Учим буквы. Учимся читать. Слоги.
Читаем слоги по методу Зайцева
Один из интересных способов обучить ребенка чтению по слогам играя, это методика Николая Зайцева. Она основана на использовании специального развивающего материала, складах. Ребенок учится читать с помощью игры, песенок и подпевок.
Склад – это пара «согласная-гласная», которые различаются по цвету. Их можно встретить в виде карточек, но лучше использовать разработанные ученым кубики со складами. 52 входящих в комплект кубика различаются по размеру, весу, наполнению и цвету в соответствии с тем, какие слоги на него нанесены. Это помогает детям научиться читать с нуля, используя все органы чувств.
Учим гласные и согласные
Прежде чем научиться читать слоги, необходимо освоить буквы. Здесь очень важно правильно читать их, заучивая. Никаких «бэ», «вэ», как учат буквы, изучая азбуку. Необходимо учить звук, соответствующий этой букве. Только «Б», «М» и т.д., иначе ребенку трудно понять при переходе к чтению по слогам как же они складываются.
Некоторые специалисты говорят, что учить читать слоги нужно только после того, как прочно выучен весь алфавит. Но другие методики предлагают приступать к этому уже тогда, когда хорошо освоены хотя бы несколько гласных и согласных. Учить буквы нужно не в произвольном порядке, а в следующем:
- Первыми будут гласные – А, О, У, Э, Ы.
- Выучив открытые твердые гласные переходим к твердым звонким согласным. Это М и Л.
- Только хорошо освоив эти достаточно простые звуки и буквы, можно переходить к глухим, шипящим согласным и сложным мягким гласным: Ж, Ш, Щ, Я,И, Ю и пр.
Как буквы сложить в слоги
Бывает, что даже освоив весь алфавит, ребенку сложно перейти к составлению букв в слоги. Здесь может помочь несколько способов:
- Учимся читать вместе. Помогаем ребенку понять, из чего состоит слог, четко артикулируя звуки.
- Пропеваем слог, продлевая звучание букв: м-м-м-а-а-а, чтобы они слились вместе.
Осваивать этот первый этап могут помочь видео и мульт передачи. Чтобы не создавать дополнительные сложности, вначале читаем простые слоги.
Несложные слоги
К простым, несложным слогам относятся те, что состоят из двух звуков: БА, МА, ЛО и т.д., где один звук твердое звонкое согласное, а второй – открытая гласная. Освоив их, малыш с пониманием сможет освоить и сочетание гласных с глухими и шипящими согласными.
Сложные слоги
К сложным относятся не состоящие из трех букв (до этого доходят позже), а слоги с буквой гласной вначале. Только освоив чтение АВ, ОМ и др., стоит переходить к дальнейшему освоению грамоты. Изучая новое, не забывайте выполнять упражнения и примеры по уже пройденному.
Переходим к чтению слов и предложений
Только освоив простые и сложные слоги, можно учить читать слова. Для этого выбирают или слова из 3 букв, или состоящие из двух однотипных двухбуквенных слогов.
Слова из 3 букв вначале должны выглядеть как простой слог, к которому присоединилась согласная буква. Например, КО с буквой Т превращается в КОТ. К трехбуквенным словам типа ПЛИ, ТРИ нужно переходить чуть позже.
Не стоит брать слова, где рядом стоят подряд несколько согласных, даже слово СЕСТРА затруднительны для начинающего грамотея.
Если вы учили слоги, пропевая их, то переходя к словам, обязательно научите ребенка делать паузы между словами.
Учимся читать с развивающей игрой
Для того, чтобы уверенно говорить, что мы учимся читать с удовольствием, желательно освоить различные развивающие игры. Можно приобрести или сделать пазлы учимся читать по слогам, где картинки содержат буквы и слоги. При правильном сложении пазла, получаем слово. Такой слоговый пазл сыграет роль упражнения на закрепление пройденного.
Можно скачать мульт или развивающие видео в помощь учебе. Таких было создано много.
Хорошим материалом для развивающих игр станут карточки, кубики, магнитная азбука. С ними можно поиграть в:
- Собери слово. Ведущий ставит любые две буквы, а играющие доставляют буквы или слоги, чтобы получилось слово.
- Угадай-ка. Ставится первые две буквы, а малыш должен угадать слово и дособрать его. В качестве подсказки используются картинки.
- Найди нужное. Ведущий озвучивает слог, а ребенок находит его среди разложенных карточек (кубиков).
Такие и подобные игры – это хорошие упражнения, закрепляющие у детей знание букв и умение читать.
Тексты для чтения по слогам
Чтобы предложенный текст стал прочитанный, нужно чтобы он удовлетворял нескольким требованиям. Для этого лучше выбирать книги, у которых крупный шрифт и много картинок. У таких первых книг часто на странице всего несколько слов. Они короткие и простые. Смысл прочитанного объясняется картинкой. Учась читать, малыш первое время не может улавливать смысл прочитанного только из слов. Такие книги с минимумом текста, где основной сюжет раскрывается в картинках, будут по силам.
Учимся читать по слогам с Фиксиками. Все серии. Все герои Фиксики в одной серии.
razvitieiq.ru
Учимся читать | Игры для обучения чтению
Наверняка большинство из вас стремится научить свое чадо читать еще до школы. Учитываете ли вы при этом пожелания самого малыша? Если нет – это одна из ваших ошибок. Для эффективной учебы нужно, чтобы у ребенка проявился интерес и желание к данному занятию. Хочу, исходя из личного опыта, рассказать о том, с чего начать, как учить и каких ошибок нужно избегать, обучая ребенка чтению. Итак, учимся читать? Игры для обучения чтению зачастую могут быть даже более эффективны, чем методики раннего обучения чтению. Например, методика Глена Домана, или кубики Зайцева. Хотите во всем разобраться и сделать процесс более эффективным? Тогда поехали!
Подготовка к обучению чтению
Начинать нужно с простого. Первое время читайте ему сами. Это поможет выработать у крохи интерес к чтению, стремление уметь делать это самому. Обязательно подавайте малышу пример. Книг должно быть много и ребенку непременно нужно видеть вас за чтением.
Чрезвычайно важно для карапуза иметь собственные книги. Не жалейте денег на покупку детской литературы. У малыша должно быть много книжек, желательно больших и с яркими картинками. Отведите для него специальный уголок, куда можно будет поставить книжный стеллаж или повесить полку. Малышу нужна своя личная библиотека. Имея свои книжки, но, еще не научившись читать, ребенок будет пытаться подражать вам. Для этой цели поставьте детское кресло. Тогда кроха сможет, как взрослый, сесть и углубиться в «чтение».
Учимся читать. Алфавит
Желание выработали, переходим к процессу.
У малышей не существует понятия учиться. Есть только игра и сон. Делаем выводы – учиться надо играючи. Игры могут быть с буквами, в буквы и про буквы. Есть множество методик для обучения чтению. Я бы советовала не руководствоваться какой-либо одной, а ознакомиться с несколькими и взять из них только то, что подойдет именно вашему ребенку. Самое полезное, что вы можете почерпнуть из них – обучающие игры. Главное, не совершайте еще одной ошибки – «учеба по методике». Проявите личный интерес к выбранной игре и играйте вместе с вашим малышом.
С чего же собственно нужно начинать? Естественно, с алфавита.
Прежде всего, напечатайте (можно и нарисовать) коротенькие словосочетания на больших листах. Буквы в словах нужно сделать разного цвета: согласные – черные, гласные – желтые, «ъ», «ь» и «й», ? зеленые. Листы повесьте на видном месте. Разноцветные буквы заинтересуют малыша, и он начнет вас расспрашивать, где какая буква. Изготовьте достаточное количество фраз с упоминанием всех букв алфавита. Если написание прописных и строчных букв отличается, то обязательно сделайте словосочетания для обоих случаев.
ВАЖНО! Рисуйте только буквы без рисунков! Почему? Об этом немного позже.
Расскажу вам про игры, в которые играла вместе со своей дочкой.
Учимся читать. Игры для обучения чтению
Первая игра для обучения чтению. Назовем ее «Запомни букву».
Вначале сделайте заготовки. Нарисуйте карточки с буквами алфавита. Процесс: выкладываете 3 карточки (можно больше, но лучше начинать с 3-х и постепенно увеличивать число) и называете каждую букву. Предлагаете своему крохе запомнить их. Дальше, даете ребенку задание. Например: «Сейчас ты отвернешься, а я уберу одну карточку, а ты скажешь, какой буквы не хватает».
Игра эта не только поможет выучить алфавит, но и послужит отличной тренировкой памяти.
Советую вам играть по очереди. Раз малыш угадывает, а раз – вы. Так игра для него будет намного интереснее. Угадывая сами, иногда «ошибайтесь», подыгрывайте ребенку. Когда он правильно называет – обязательно хвалите.
Всегда нужно говорить своему карапузу, какой он умный, наблюдательный, внимательный и прочие хорошие слова. Это стимулирует его интерес и стремление добиться еще лучших результатов в игре.
Уже готовые карточки из предыдущей игры послужат вам и для следующей.
Вторая игра для обучения чтению. «Назови букву».
Игра похожа на первую, но принцип немножко другой. Говорим: «Сможешь ли ты назвать букву, которую я сейчас покажу. Она ОЧЕНЬ сложная!» 🙂 и показываете ребенку карточку. С первой игры вы уже знаете, какие буквы малыш знает хорошо, а какие для него еще трудны. Поэтому вначале показываете те, которые он уже хорошо знает. Чередуйте выученные буквы со сложными. Обязательно помогайте ему, если он не справляется. Но делать это надо не навязчиво, а так, будто он САМ вспомнил.
Вновь тот же совет – играйте по очереди: раз вы загадывает, а раз – малыш. Чтобы ему было интереснее и веселее, делайте умное и задумчивое лицо, когда «пытаетесь» угадать букву. В «особо сложных» случаях, просите у него совета или у других домочадцев. Чаще проигрывайте, чтобы ребенок думал, что знает уже больше вас.
Третья игра. «Найди букву».
Из готовой стопки карточек вынимаете одну, показываете, называете (или малыш сам называет, если уже знает эту букву) и предлагаете найти такую же в его собственной БОЛЬШОЙ и СУПЕРИНТЕРЕСНОЙ книжке. Еще лучше, если вы одновременно с ним ищете, но ребенок, ЕСТЕСТВЕННО, находит первым.
Читаем по слогам
Буквы выучили, переходим к чтению по слогам. Опять используем игры как наиболее интересный и эффективный инструмент.
Первая игра. «Маленькие слова».
Придумываете вопросы или истории, ответ на которые состоит из двух букв.
— Что нужно кричать в лесу, если заблудишься? — Ау
— Как мычит коровка? — Му
Малыш сообразит, что только из 2-х буковок можно уже составить маленькое слово. Скажите ему, что он уже немножко умеет читать и это подстегнет его азарт к учебе.
Вторая. «Сложи слог».
Она похожа на те, в которые вы играли, изучая алфавит. Но здесь показываете по очереди две буквы, объединяете в слог и предлагаете ребенку прочесть. Можно разнообразить игру, предложив карапузу придумать интересные истории про буквы. Например: где (почему? как? зачем?) «м» нашла «а». Как потом будет называться их семья?
Третья. «Буквы-подружки».
Сочиняете рассказ о 3-х (2-х) подружках: «с», «т», «р» (ваш вариант). Предлагаете малышу поискать в книжке (СВОЕЙ!) слова, где они все вместе. Например: страшилка, странник, страница, стрелец и т. д.
В какую бы игру вы не играли, не принуждайте ребенка, если интерес к этому занятию пропал. Только имея желание, он сможет научиться читать. А чтобы желание было, придумывайте новые игры, беря за основу вышеперечисленные. Можно предложить крохе самому придумать игру. В общем, приложите фантазию.
Учимся читать слова
К данному этапу приступаем, только когда чтение по слогам не представляет для вашего малыша никаких трудностей. Начинайте с простеньких слов из 3-х букв. Дальше усложняйте задание, увеличивая число букв. Предлагайте ребенку на прогулке читать вывески и рекламу. ОБЯЗАТЕЛЬНО хвалите его, поощряйте, пусть у малютки закрепиться мысль, что он самый сообразительный и умный.
Ни в коем случае не торопите своего малыша. Пусть лучше он дольше читает только короткие слова, но зато у него сохраниться любовь к чтению.
ВАЖНО!
Не называйте буквы так, как учит азбука – бэ, вэ, эс и пр. Говорите ТОЛЬКО звук – б, в, с… Гласные произносите коротко и четко. Иначе потом у ребенка будут сложности с чтением. Вы ведь хотите, чтобы малыш читал «м-а-м-а», а не «эм-ааа-эм-ааа».
Почему нельзя использовать картинки к буквам?
Используя такой алфавит, вы осложните малышу чтение. Все очень просто. Изучая букву, возле которой находится картинка, малыш ассоциирует изображение с буквой. Вроде то, что и нужно. НО!
Первое! Что если, например, вместо мяча (буква «М») малыш видит шар? Или «А», на которую практически всегда рисуют арбуз (чаще даже не целый, а дольку)? Как вы объясните, что это именно «АРБУЗ», а не «КУСОК» или «ДОЛЬКА»? Ведь это совсем другая буква. Ведь многие ребятишки очень часто имеют свой особый взгляд на вещи. Вы можете быть уверены, что ваш ребенок на картинке видит именно нужный предмет? Что если «Ш» у него ассоциируется со словом «МЯЧ», или наоборот? Ошибки при чтении ему наверняка обеспечены.
Второе! Вы сделаете медвежью услугу ребенку, так как каждый раз при чтении ему придется проделывать трудную умственную работу. А то, как же! Если кроха выучит буквы при помощи изображений, каждый раз ему придется в голове к КАЖДОЙ букве подбирать образ. Потом, произнеся про себя слово к картинке, выделять нужный звук. В конце, нужно все выделенные звуки объединить в слово. И т. д. и т. п. Представили себе эту титаническую работу мозга? Бедный малыш! После подобного «чтения» он устанет, как прилежный студент после сессии. А возможен вариант, что ему вообще перехочется читать. И оно вам надо?
Эпилог. Читаем по слогам, и не только
В завершение, хочу вспомнить о самых современных способах обучения. Я думаю, вы догадываетесь, о чем речь? Конечно же, о компьютерных играх. Несомненно, сидеть за компьютером вредно, но таково уж наше время. Существует огромное количество обучающих игр. Главное помните! Не предлагайте ребенку игру, в которой буквы сопоставляются с картинками.
А так, дерзайте! Все в ваших руках!
detochki-doma.ru
Учимся читать, Игры для обучения чтению
Главная / Методики развития / Быстро и эффективно учим ребенка читать. Игры для обучения ребенка чтению
Наверняка большинство из вас стремится научить свое чадо читать еще до школы. Учитываете ли вы при этом пожелания самого малыша? Если нет – это одна из ваших ошибок. Для эффективной учебы нужно, чтобы у ребенка проявился интерес и желание к данному занятию. Хочу, исходя из личного опыта, рассказать о том, с чего начать, как учить и каких ошибок нужно избегать, обучая ребенка чтению. Итак, учимся читать? Игры для обучения чтению зачастую могут быть даже более эффективны, чем методики раннего обучения чтению. Например, методика Глена Домана. или кубики Зайцева. Хотите во всем разобраться и сделать процесс более эффективным? Тогда поехали!
Подготовка к обучению чтению
Начинать нужно с простого. Первое время читайте ему сами. Это поможет выработать у крохи интерес к чтению, стремление уметь делать это самому. Обязательно подавайте малышу пример. Книг должно быть много и ребенку непременно нужно видеть вас за чтением.
Чрезвычайно важно для карапуза иметь собственные книги. Не жалейте денег на покупку детской литературы. У малыша должно быть много книжек, желательно больших и с яркими картинками. Отведите для него специальный уголок, куда можно будет поставить книжный стеллаж или повесить полку. Малышу нужна своя личная библиотека. Имея свои книжки, но, еще не научившись читать, ребенок будет пытаться подражать вам. Для этой цели поставьте детское кресло. Тогда кроха сможет, как взрослый, сесть и углубиться в «чтение».
Учимся читать. Алфавит
Желание выработали, переходим к процессу.
У малышей не существует понятия учиться. Есть только игра и сон. Делаем выводы – учиться надо играючи. Игры могут быть с буквами, в буквы и про буквы. Есть множество методик для обучения чтению. Я бы советовала не руководствоваться какой-либо одной, а ознакомиться с несколькими и взять из них только то, что подойдет именно вашему ребенку. Самое полезное, что вы можете почерпнуть из них – обучающие игры. Главное, не совершайте еще одной ошибки – «учеба по методике». Проявите личный интерес к выбранной игре и играйте вместе с вашим малышом.
С чего же собственно нужно начинать? Естественно, с алфавита.
Прежде всего, напечатайте (можно и нарисовать) коротенькие словосочетания на больших листах. Буквы в словах нужно сделать разного цвета: согласные – черные, гласные – желтые, «ъ», «ь» и «й». зеленые. Листы повесьте на видном месте. Разноцветные буквы заинтересуют малыша, и он начнет вас расспрашивать, где какая буква. Изготовьте достаточное количество фраз с упоминанием всех букв алфавита. Если написание прописных и строчных букв отличается, то обязательно сделайте словосочетания для обоих случаев.
ВАЖНО! Рисуйте только буквы без рисунков! Почему? Об этом немного позже.
Расскажу вам про игры, в которые играла вместе со своей дочкой.
Учимся читать. Игры для обучения чтению
Первая игра для обучения чтению. Назовем ее «Запомни букву» .
Вначале сделайте заготовки. Нарисуйте карточки с буквами алфавита. Процесс: выкладываете 3 карточки (можно больше, но лучше начинать с 3-х и постепенно увеличивать число) и называете каждую букву. Предлагаете своему крохе запомнить их. Дальше, даете ребенку задание. Например: «Сейчас ты отвернешься, а я уберу одну карточку, а ты скажешь, какой буквы не хватает».
Игра эта не только поможет выучить алфавит, но и послужит отличной тренировкой памяти.
Советую вам играть по очереди. Раз малыш угадывает, а раз – вы. Так игра для него будет намного интереснее. Угадывая сами, иногда «ошибайтесь», подыгрывайте ребенку. Когда он правильно называет – обязательно хвалите.
Всегда нужно говорить своему карапузу, какой он умный, наблюдательный, внимательный и прочие хорошие слова. Это стимулирует его интерес и стремление добиться еще лучших результатов в игре.
Уже готовые карточки из предыдущей игры послужат вам и для следующей.
Вторая игра для обучения чтению. «Назови букву» .
Игра похожа на первую, но принцип немножко другой. Говорим: «Сможешь ли ты назвать букву, которую я сейчас покажу. Она ОЧЕНЬ сложная!» 🙂 и показываете ребенку карточку. С первой игры вы уже знаете, какие буквы малыш знает хорошо, а какие для него еще трудны. Поэтому вначале показываете те, которые он уже хорошо знает. Чередуйте выученные буквы со сложными. Обязательно помогайте ему, если он не справляется. Но делать это надо не навязчиво, а так, будто он САМ вспомнил.
Вновь тот же совет – играйте по очереди: раз вы загадывает, а раз – малыш. Чтобы ему было интереснее и веселее, делайте умное и задумчивое лицо, когда «пытаетесь» угадать букву. В «особо сложных» случаях, просите у него совета или у других домочадцев. Чаще проигрывайте, чтобы ребенок думал, что знает уже больше вас.
Из готовой стопки карточек вынимаете одну, показываете, называете (или малыш сам называет, если уже знает эту букву) и предлагаете найти такую же в его собственной БОЛЬШОЙ и СУПЕРИНТЕРЕСНОЙ книжке. Еще лучше, если вы одновременно с ним ищете, но ребенок, ЕСТЕСТВЕННО, находит первым.
Читаем по слогам
Буквы выучили, переходим к чтению по слогам. Опять используем игры как наиболее интересный и эффективный инструмент.
Придумываете вопросы или истории, ответ на которые состоит из двух букв.
— Что нужно кричать в лесу, если заблудишься? — Ау
— Как мычит коровка? — Му
Малыш сообразит, что только из 2-х буковок можно уже составить маленькое слово. Скажите ему, что он уже немножко умеет читать и это подстегнет его азарт к учебе.
Она похожа на те, в которые вы играли, изучая алфавит. Но здесь показываете по очереди две буквы, объединяете в слог и предлагаете ребенку прочесть. Можно разнообразить игру, предложив карапузу придумать интересные истории про буквы. Например: где (почему? как? зачем?) «м» нашла «а». Как потом будет называться их семья?
Сочиняете рассказ о 3-х (2-х) подружках: «с», «т», «р» (ваш вариант). Предлагаете малышу поискать в книжке (СВОЕЙ!) слова, где они все вместе. Например: страшилка, странник, страница, стрелец и т. д.
В какую бы игру вы не играли, не принуждайте ребенка, если интерес к этому занятию пропал. Только имея желание, он сможет научиться читать. А чтобы желание было, придумывайте новые игры, беря за основу вышеперечисленные. Можно предложить крохе самому придумать игру. В общем, приложите фантазию.
Учимся читать слова
К данному этапу приступаем, только когда чтение по слогам не представляет для вашего малыша никаких трудностей. Начинайте с простеньких слов из 3-х букв. Дальше усложняйте задание, увеличивая число букв. Предлагайте ребенку на прогулке читать вывески и рекламу. ОБЯЗАТЕЛЬНО хвалите его, поощряйте, пусть у малютки закрепиться мысль, что он самый сообразительный и умный.
Ни в коем случае не торопите своего малыша. Пусть лучше он дольше читает только короткие слова, но зато у него сохраниться любовь к чтению.
Не называйте буквы так, как учит азбука – бэ, вэ, эс и пр. Говорите ТОЛЬКО звук – б, в, с… Гласные произносите коротко и четко. Иначе потом у ребенка будут сложности с чтением. Вы ведь хотите, чтобы малыш читал «м-а-м-а», а не «эм-ааа-эм-ааа».
Почему нельзя использовать картинки к буквам?
Используя такой алфавит, вы осложните малышу чтение. Все очень просто. Изучая букву, возле которой находится картинка, малыш ассоциирует изображение с буквой. Вроде то, что и нужно. НО!
Первое! Что если, например, вместо мяча (буква «М») малыш видит шар? Или «А», на которую практически всегда рисуют арбуз (чаще даже не целый, а дольку)? Как вы объясните, что это именно «АРБУЗ», а не «КУСОК» или «ДОЛЬКА»? Ведь это совсем другая буква. Ведь многие ребятишки очень часто имеют свой особый взгляд на вещи. Вы можете быть уверены, что ваш ребенок на картинке видит именно нужный предмет? Что если «Ш» у него ассоциируется со словом «МЯЧ», или наоборот? Ошибки при чтении ему наверняка обеспечены.
Второе! Вы сделаете медвежью услугу ребенку, так как каждый раз при чтении ему придется проделывать трудную умственную работу. А то, как же! Если кроха выучит буквы при помощи изображений, каждый раз ему придется в голове к КАЖДОЙ букве подбирать образ. Потом, произнеся про себя слово к картинке, выделять нужный звук. В конце, нужно все выделенные звуки объединить в слово. И т. д. и т. п. Представили себе эту титаническую работу мозга? Бедный малыш! После подобного «чтения» он устанет, как прилежный студент после сессии. А возможен вариант, что ему вообще перехочется читать. И оно вам надо?
Эпилог. Читаем по слогам, и не только
В завершение, хочу вспомнить о самых современных способах обучения. Я думаю, вы догадываетесь, о чем речь? Конечно же, о компьютерных играх. Несомненно, сидеть за компьютером вредно, но таково уж наше время. Существует огромное количество обучающих игр. Главное помните! Не предлагайте ребенку игру, в которой буквы сопоставляются с картинками.
А так, дерзайте! Все в ваших руках!
hotshapershop.ru
Читаем по слогам — Обучающие карточки-слоги для детей
Здесь представлены карточки-слоги для детей для обучения ребенка чтению по методике Зайцева, которые вы можете скачать, распечатать на принтере и использовать для обучающих занятий с детьми.
Как просто и эффективно, используя карточки слоги для детей, научить ребенка читать?!
Предоставленные карточки слоги для детей являются авторской работой детского портала chudo-udo.org и аналогом кубиков по методики Н.Зайцева. Гласные и согласные звуки выделены разным цветом, это помогает малышам различать их зрительно. В дальнейшем они смогут их различать автоматически. С помощью букв-слогов дети учатся составлять слова (не умея читать). После регулярных занятий с представленным материалом ребенок начинает самостоятельно читать печатный текст.
На нашем сайте карточки с буквами и слогами для детей можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.
Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!
Покажите ребенку, что игры с такими кубиками могут быть не просто полезными, познавательными и обучающими, но и веселыми, развлекательными и интересными.
На нашем сайте вы также можете скачать Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки
Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.
Картинки слоги для детей находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно!!!
Скачать Карточки-СЛОГИ для детей по ссылке ниже
Во втором архиве находятся недостающие слоги П-Р-Ц-Ч
chudo-udo.info