Что такое монополия и как с ней бороться?
Понятие монополии было известно людям еще в древности. Сегодня, в эпоху, которой правят рыночные отношения, полезно знать, что такое монополия. Под ней понимается ситуация на рынке, когда одна-единственная фирма производит определенную продукцию или оказывает услугу, не имеющую аналогов, и появление в отрасли конкурентов невозможно.
Уяснив, что такое монополия, посмотрим на разнообразие ее видов:
— закрытая, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями;
— естественная монополия представляет собой большую фирму, производящую продукцию с более низкими затратами, чем несколько маленьких компаний;
— открытая монополия лишена защиты от конкуренции, фирма в данном случае является временным уникальным поставщиком какой-либо продукции.
Рассмотрим теперь, что такое монополия, с учетом временного горизонта. Планирование монополии может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Например, при помощи патентного свидетельства, фирма получает закрытую монополию на короткий временной срок. Это происходит не только по причине ограниченного периода действия патента, но также из-за возможности изобретения конкурентами новых продуктов.
Существует также двусторонняя монополия на рынке труда. Это ситуация, при которой со стороны предложения существует единственный продавец, а со стороны спроса — единственный покупатель. В таких условиях объемы товара и цены определяются сторонами в ходе переговоров. Примером такой монополии может служить хлебозавод, единственный в городе, муку для которого вырабатывает единственный мелькомбинат.
Монополия на рынке труда может быть представлена такой ситуацией, в которой работник по найму талантлив и обладает уникальными способностями. В данном случае монополия является проявлением рыночной власти со стороны предложения рабочей силы. Например, музыкант или писатель, обладая авторским правом, выступает временным монополистом. Чем дольше действуют авторские права, тем более значителен доход от продукта его умственных усилий.
fb.ru
отличие от других игр серии, отзывы покупателей :: BusinessMan.ru
Кто не знает настольную игру «Монополия»? Наверное, каждому в детстве хоть раз, да доводилось принять участие в этом экономическом соревновании. О популярности этой серии говорить не приходится.
Люди полюбили эту игру; различные её вариации становятся частыми гостями на встречах с друзьями. «Монополия» с банковскими карточками – нечто новое, отличающееся от обычной версии с внедрением безналичного расчёта. Смысл игры не поменялся: это всё та же старая добрая экономическая стратегия, воспитавшая не одно поколение любителей жанра.
История «Монополии»
Эта настольная игра впервые появилась около ста лет назад и сразу завоевала рынок. До сих пор она является самой популярной и узнаваемой в мире. Все хотят принять участие в экономическом соревновании по торговле недвижимостью. И «Монополия» с банковскими карточками даёт эту возможность.
Игрокам необходимо строить дома и отели, а также получать деньги от своих соперников, если они находятся на чужой территории. Здесь люди могут проявить свои навыки переговоров и продаж. Совершить самую выгодную сделку и стать монополистом – цель данной игры. Необходимо найти способы обанкротить конкурентов, а также избежать клеток тюрьмы и налогов.
Экономическая стратегия привлекает непринуждённостью и в то же время шансом проявить свои самые лучшие качества.
Об особенностях игры
«Монополия» с банковскими карточками имеет свою фишку, отличающую её от остальных версий. Здесь впервые использована система безналичного расчёта. Вместо денег в комплекте игры есть специальный банкомат, через который производится покупка и строительство участка, а также другие валютные операции.
Игра «Монополия» с банковскими карточками выглядит более современно, чем другие вариации. Кроме того, игровой процесс стал значительно быстрее: не нужно отсчитывать купюры для приобретения участка. Достаточно просто ввести сумму в банкомат, а система автоматически посчитает остаток средств.
Правила игры
В принципе, данная версия «Монополии» в плане условий не отличается от других. Игровое поле представляет собой квадрат, разделённый на сектора разных цветов. Объекты торговли предлагаются следующие: улицы, коммунальные хозяйства и железные дороги. Когда игрок попадает на свободный сектор, он имеет право его купить. При становлении на купленный участок игрок должен осуществить арендную плату.
Как уже было отмечено, настольная игра «Монополия» этого вида имеет в наличии банковские карты. С их помощью производятся все финансовые операции. Оплата ренты происходит следующим образом: в специальное устройство вставляются две банковские карты, затем деньги с одной переводятся на другую. Если у игрока есть в собственности все участки одного цвета, он может строить дома, а потом и отели. Данная версия характерна тем, что дома ставятся друг на друга, образуя небоскрёб. Это довольно интересно и необычно выглядит.
Отзывы
«Монополия» с банковскими карточками произвела настоящий фурор. Версия без денег сразу пришлась по вкусу любителям серии, некоторые называют её лучшей среди всех вышедших на данный момент. Родители просто в восторге от «Монополии», так как можно играть не только с друзьями, но и с детьми.
Большинство покупателей оценивают эту версию на 5 баллов из 5. Единственным недостатком, по их мнению, является высокая цена. Однако на самом деле стоимость «Монополии» с банковскими карточками лишь ненамного превышает цену на другие игры серии.
В целом, можно подвести итог, что эта настольная игра порадует ещё много поколений, так как является лучшей в своём роде. Интересная экономическая стратегия никогда не потеряет свою актуальность. Ведь что может быть лучше, чем провести вечер с друзьями или семьёй за любимой игрой!
businessman.ru
Монополия — это… Что такое Монополия?
Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Виды монополий
- Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
- Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).
- Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
- Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке
- Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
- Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
- Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
- Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
Монополии и эффективность
Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз»В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли , что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы).
Регулирование монополий
- Цены Рамсея;
- Регулирование доходности;
- Контроль отношений собственности.
Монополия в современной экономической теории
По мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).
По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность).
Ценами Рамсэя называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам[1]. В этом случае цены будут выше рыночных, но потери общества от монополии буду минимальны.
Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения.
По мнению Томаса ДиЛоренцо, устойчивой может быть только монополия, защищенная государством. Не существует ни одного достоверно известного случая, чтобы некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Постоянно действующий механизм конкуренции – в том числе потенциальной конкуренции – исключает возможность появления монополии в условиях свободного рынка.[2]
Примечания
См. также
Ссылки
dik.academic.ru