Домино: термины
В домино используется ряд специальных терминов, знание которых необходимо каждому игроку. В качестве примера можно привести слова «базар», «костяшка», «рыба». Пожалуй, лишь такие термины, как «выкладка» и «расклад», употребляются и в других настольных играх.
Базар — совокупность костяшек, остающихся на столе после первоначального набора игроками. Плитки базара расположены лицевой стороной вниз. Базар используется участниками игры, когда они не могут сделать очередной ход своими костяшками. При игре вчетвером базар отсутствует, так как оппоненты сразу разбирают весь комплект.
Выкладка — размещение костяшек домино на столе в виде цепи. Пристраивать костяшки можно только по мастям, то есть масти клеток соседних плиток должны быть одинаковыми. Игрок имеет право выкладывать новые костяшки с обоих концов цепи. По традиции, дубль в выкладке располагается перпендикулярно соседним костяшкам.
Дубль — костяшка с одинаковыми клетками. Из двадцати восьми костяшек, входящих в комплект домино, семь являются дублями: 0-0, 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5, 6-6. В большинстве разновидностей домино, обладание дублем ближе к концу партии представляет для игрока некоторую опасность, поскольку возрастает вероятность выкладывания на стол всех других костяшек нужной масти.
Замес — перемешивание всех костяшек домино, производящееся перед началом очередного раунда. При осуществлении замеса костяшки располагаются на столе лицевой стороной вниз. Во многих компаниях замес производит игрок, проигравший предыдущий раунд. По традиции, при неудачном раскладе принято во всеуслышание выражать недовольство качеством замеса.
Концевая костяшка — единственная костяшка, которую можно пристроить к одному из концов цепи. Костяшка становится концевой, когда все остальные костяшки одной из ее мастей уже выложены на стол. Дубль не может быть концевой костяшкой. Обладание концевой костяшкой дает игроку преимущество над оппонентами.
Костяшка — одна из плиток, входящих в комплект домино. Костяшка имеет прямоугольную форму и разделена на две клетки. На каждую клетку нанесено некоторое количество точек, обозначающих ее масть. Таким образом, костяшка имеет две масти, и это ее свойство используется в процессе игры для построения цепи на столе.
Мыло — костяшка, обе клетки которой пусты. При подсчете итогов раунда мыло оценивается в ноль очков. Однако если у игрока после завершения раунда в руке нет других костяшек, кроме мыла, то оно оценивается в десять очков. Мыло является одним из семи дублей, входящих в комплект домино.
Расклад — распределение костяшек между игроками в начале партии. Плохой расклад может быть следствием некачественного замеса. Если все костяшки, набранные игроком, имеют одну и ту же масть, то он вправе требовать повторного замеса.
Рыба — ситуация, в которой ни один игрок не может сделать ход. Рыба возникает, когда на обоих концах цепи находится одна и та же масть, а остальные пять костяшек с этой мастью располагаются в середине цепи. Объявление рыбы никогда не является единственно возможным ходом для игрока.
www.azartru.net
Правила игры в домино
Правила игры в домино
Игра домино получила огромное распространение и пользуется популярностью на всей территории бывшего СССР. Турниры по классическому домино проводились чуть ли не в каждом дворе. Существовали и районные, городские соревнования, проводимые на официальном уровне. Играть в домино любили многие люди, а сама игра пережила все невзгоды, доставшись нам в неизменном состоянии.
Сегодня классическое домино продается с почти неизменными правилами. Поиграть в него всегда интересно и весело, особенно в компании друзей. Игра не потеряла своей актуальности за эти несколько поколений и по-прежнему взывает бурный восторг и неподдельное чувство азарта.
Несмотря на то, что правила игры в домино довольно просты и не менялись на протяжении последних 50 лет, не многие знают, как правильно играть в эту классическую настольную игру.
Классическое домино включает 28 костяшек с двумя сторонами и 7 дублей от 0-0 до 6-6 Костяшки переворачиваются рубашкой вверх и замешиваются на столе. После этого каждый игрок набирает себе по 7 костяшек, если играют вдвоем и по 5 костяшек, если играют втроем или вчетвером. Игра начинается с самого младшего дубля (0-0, 1-1) и т.д.
Если ни у кого из игроков нет дублей на руках, то играют старшие костяшки 5-6 и т.д. Второй игрок должен выложить костяшку с цифрами, совпадающими с цифрами на одной из сторон выложенной костяшки. Например, 2 к 2, 6 к 6 и т.д. Ход передается по часовой стрелке. Если у игрока нет такой костяшки, то он идет «на базар» и набирает костяшки до тех пор, пока у него не появится костяшка с нужной цифрой.
Базаром называются все замешанные костяшки, оставшиеся с первой раздачи. С базара игрок добирает костяшки, если у него на руке нечем ходить. Если на базаре не осталось костяшек, а у игрока нечем сходить, он пропускает ход. Нельзя пропускать ход, если на руке есть подходящая костяшка.
Игрок, который избавился от всех костяшек первым, объявляется «вышедшим». В этом раунде он не заработал штрафных очков. Все остальные игроки, у которых остались костяшки на руках, подсчитывают количество штрафных очков. При этом дубль 0-0 считается за 10 очков. Остальные костяшки считаются по номиналам. Каждый игрок записывает количество очков в специальную таблицу. Игра ведется до 100 или 150 очков. Побеждает игрок, у которого меньше всего штрафных очков после окончания игры.
Как видите, правила игры в домино достаточно просты и объясняются за 5 минут.
История игры Домино
valimo.ru
Товарный словарь | Д | Домино
Домино — старинная настольная игра.
Комплект домино состоит из 28 небольших игральных костей (камней) прямоугольной формы.
Домино
Кости более ранних домино главным образом склеивались из двух пластмассовых пли деревянных и костяных пластинок: нижней, более высокой, тёмного цвета и верхней, тонкой, белого цвета (позднее кости стали штамповаться чёрными с белыми линками-точками). Ширина кости равна половине её длины. Сверху белая пластинка делится поперечной чертой пополам. На каждой половине — углублённые лунки, заполненные чёрной краской, показывающие количество очков. Очки распределены на 28 костях так, что представляют собой все возможные сочетания из чисел от нуля до шести, повторенных два раза.
Для костей домино по ТУ Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР были установлены следующие восемь размеров (в мм):
№0 24х12х4
№1 28х14х4
№2 32х16х5
№3 36х18х6
№4 40х20х7
№5 44х22х8
№6 48х24х9
№7 52х26х10
Игра в домино пришла из глубокой древности: она была известна ещё древним евреям в грекам, но особенного распространения достигла в средние века, когда и получила своё название.
Игра состоит в том, что играющие (2, 3 или 4 игрока) поочерёдно выставляют кости на стол, приставляя одну к другой так, чтобы соприкасались те половины костей, на которых имеется одинаковое количество очков.
Цель игры — первым выставить все свои кости, опередив противника и стремясь к тому, чтобы у него остались на руках кости с максимальным количеством очков, которые записываются как выигрыш победителю. Партия заканчивается, когда один из игроков (или одна пара), после ряда туров, наберет 101 очко.
Существует домино с максимальным количеством очков — большим чем шесть: семь, восемь, десять очков. В таком случае соответственно увеличивается и количество костей в комплекте.
Схема распределения очков на косточках домино
В настольных играх, построенных по типу домино, используется главным образом принцип соединения костей сторонами с одинаковым количеством очков. Например, в тройном домино кость выполнена в виде треугольника, разделённого линиями на три секции, а в квадратном домино кость в виде квадрата разделена диагоналями на четыре треугольника. В том и другом домино могут быть представлены только четыре числа — 0, 1, 2, 3; тройное домино состоит из 24 костей, а квадратное домино — из 70. Игра носит несколько иной характер по сравнению с обычным домино, т. к. кости могут соединяться не только двумя, но и тремя и даже четырьмя сторонами.
Треугольное домино
Квадратное домино
В играх, построенных по типу домино, особенно для детей, вместо очков помещаются рисунки, геометрические фигуры, цветные поля, наконец просто текст или цифры. В большинстве этих игр сохраняется прямоугольная форма костей и количество костей в комплекте 28 штук, но кости заменяются картонными, фанерными пластинками или карточками, часто с наклеенным на них печатным материалом.
Косточки из арифметического домино
В литературных домино на карточках помещаются имена писателей. названия произведений, литературные цитаты; в других — загадки и ответы на них; и арифметических домино фигурируют арифметические действия и результаты их и т. п. Такие домино имеют определённое познавательное значение. Древесина (и пластмасса) для изготовления костей должна употребляться здоровая, без пороков; склейка пластинок должна быть прочная, без щелей, а оклейка цветной печатью детских домино — без морщин, пузырей и потёков клея. К детским домино обычно прилагаются указания (правила), объясняющие порядок игры.
Комплект костей домино помещается в коробку или специальный футляр, на котором указывается, каким предприятием игра выпущена в свет.
Изготовлялись домино на предприятиях местной промышленности и промкооперации.
www.mintorgmuseum.ru
Как играть в домино?
Домино — настольная игра, появившаяся в 12 веке в Китае. В 18 веке эта игра прибыла и в Европу, где и приобрела современный вид и название. Набор домино состоит, как правило, из 28 костяшек, среди которых 7 дублей (1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5, 6-6 и 0-0) и 21 смежная игральная кости (1-2, 2-3, 4-5 и т.д). Как правильно играть в домино, какое может быть максимальное количество игроков в домино, по сколько костяшек выдают в начале игры, как подсчитывают очки и как определяется победитель? Обо всем этом дальше…
Классические правила: как играть в домино
В эту настольную игру играют от двух до четырех человек. Для двух игроков сдают по 7 костяшек, для трех или четырех — по 5. Начинает игру тот, у кого на руках оказался дубль 6-6, он и выставляет эту кость, остальные пристраивают к ней 6-1, 6-2, 6-3, 6-4 или 6-5. Если же в начале игры ни одному из игроков не попался дубль 6-6, то игру можно начинать и с других дублей (5-5, 4-4 и т.д.). А если никому не попался дубль вовсе, то начинают игру с доминошки с большИм значением, например 6-5. Во время игры необходимо выкладывать игральные костяшки по следующему принципу: например, к дублю 5-5 можно приложить кость, которая имеет у себя 5: 5-3, к примеру, к кости 5-3 можно приложить как доминошку, имеющую 5, так и костяшку с 3. Если у игрока нет подходящей кости, то он берет ее из тех, которые остались не разыгранными, или же пропускает ход. Но нельзя пропускать ход, если на руках есть хотя бы одна подходящая кость. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не положит на стол свою последнюю игральную кость. Победителю записывают сумму очков всех проигравших. Очки подсчитываются по значениям доминошек, оставшихся на руках у других игроков (например: 4-1=5 очков, 3-6=9 очков, 2-5=7 очков). Стоит отметить, что 0-0 приписывает участнику 25 очков. Также, игра может закончиться, когда у игроков еще есть игральные кости, но положить на стол нечего. Эта ситуация называется «рыба» и здесь выигрывает тот, у кого меньше всего очков. Ему записывают разницу очков проигравших. Игра заканчивается тогда, когда один из игроков наберет заранее оговоренную сумму очков, например, 100.
Вышеописанные правила рассказывают, как играть в домино в традиционном его исполнении. Но помимо этого существуют и др
elhow.ru
История, разновидности и правила настольной игры домино
Домино — одна из самых популярных настольных игр, известная в самых разных культурах. Разбираем откуда появилось домино и как играть в эту игру, узнаем доминошные термины.
В былые времена всем нравилось проводить время за игрой в домино. Сегодня, в основном, в него играют дети, но также можно встретить и людей преклонного возраста, а также взрослых людей, раскладывающих костяшки в определенной последовательности на поверхностях столов, лавок или на обычных досках.
Любой хотя бы раз в жизни видел игру в домино. Костяшки существуют разные: они могут быть изготовлены из пластмассы или из дерева, преимущественно черного или белого цвета с контрастными точками.
С первого взгляда кажется, что это очень просто. Но для того, чтобы узнать подробности игры, нужно рассмотреть ее особенности.
История игры домино
Всеми любимая и популярная игра домино впервые появилась в Китае примерно в 12 веке н.э (от 1120 года).Прототипом домино были игральные кости, которые завезли в Китай из далекой Индии, где они видоизменились до небольших пластинок. На каждой пластинке были изображены результаты выпавших очков при кидании костей. В древнем Китае домино называли «Костяные таблички».
Со временем игра завоевала большую популярность во всем мире.
В древности домино изготавливали из слоновой кости и играли в них только монахи, потом игра постепенно переселилась во Францию, а затем в Англию и Италию.
Костяшка домино имеет вид небольшой пластинки. На каждой пластине отмечено количество очков, в современном варианте — только на одной половинке. Количество отметин на пластине показывает результат кидания костей.
Нулевое очко в этой игре появилось уже в Европе, когда известный путешественник Марко Поло привез эту замечательную игру из Китая. До этого, обе половинки пластины показывали количество очков.
Произошло знакомство европейцев с домино только в 18 веке, хотя Великий шелковый путь был проложен намного раньше. Именно после знакомства Европы с этой интересной забавой, пластинки домино видоизменились и стали выглядеть, как сейчас, в современном варианте, с одной пустой половиной.
В китайском варианте пластины намного длиннее, европейцы же сделали домино в укороченном виде. Постепенно китайская забава преобразовалась в другую игру — Маджонг, которая оказалась очень популярной в двадцатых годах в Штатах.
Само название «домино» имеет французские корни. Так называлось зимнее облачение священников, имеющее два противоположных цвета. Снаружи оно было черного оттенка, а внутри чисто белое.Вот так и произошло название, соединяющее две, абсолютно разные цветом, половинки. Интересно, что карнавальные маски для лица с одной половиной черной, а другой белой, имеют такое же название.
Магия домино
В некоторых странах домино предназначалось не только для игры. Жители индийских поселений умеют гадать с помощью костей, предсказывая судьбу и совершая разные магические ритуалы.
Так что изначально домино предназначалось отнюдь не для развлечения и проведения веселого досуга, а для серьезных обрядов магии.
Впрочем, подобная функция во многих культурах изначально была и у игральных костей, которые использовали в предсказательной магии и для связи с духами.
Современные игры в кости и игра в домино по сути являются просто интерпретациями гадания или коллективного ритуала. Согласитесь, и вы иногда за столом игры в домино удивлялись определенным ситуациям и расположениям костяшек.
Видео: гадание на домино
Интересное
В восточных странах существуют около пятидесяти разных вариантов игр с применением пластин. Можно даже увидеть цветной вариант, где цвет указывает на иерархическую высоту костяшки. А оригинальные названия игр удивят своим романтизмом: «прыжок газели» или «гвоздика в тумане».
Многие интересные игры, созданные на основе домино, являются сравнительно молодыми, некоторые из них появились всего несколько десятков лет назад. Например, разные виды пасьянсов.
Есть интересный факт, что у американских эскимосов есть очень похожая игра, в которой вместо пластин используются фишки. На этом основании можно сделать вывод, что между американцами и китайцами была связь.
Версий о происхождении игры, на самом деле, много. Одно из интереснейших предположений, что домино придумали священнослужители — доминиканцы, потому что их одежда носила такое же название. А латинский перевод этой интересной игры обозначает обращение католиков к Господу Богу.
Игра в домино во всех странах очень популярна, ей может заинтересоваться как ребенок, так и взрослый человек. Ну а чтобы стало интересней играть в любимую игру, нужно знать историю ее происхождения.
Правила игры в домино для детей и взрослых
На самом деле игра для детей и начинающих по сути не отличается от профессиональной. Просто существуют разновидности домино, которые имеют определенные особенности и дополнительные правила.
Тут ситуация во многом похожа на покер: есть техасский холдем, а есть разновидности с более изощренными правилами.
Игра включает в себя 28 элементов в форме прямоугольника, которые разделяются горизонтальной чертой. На каждой части фигуры находятся точки, которые составляют число от 0 до 6.
Почему же детали называют костяшками? Есть мнение, что произошло это название от слова «кости», что подразумевает кубики. Любая из деталей представляет собой бросок пары костей.
Определенные наборы для игры могут состоять из костей, которые насчитывают на одной своей части большее количество точек. Некоторые включают даже до восемнадцати.
В китайском наборе присутствуют кости, которые повторяют друг друга, а элементов, не содержащих точек, в них нет.
Кроме того, существуют специальные разновидности домино для детей, которые вместо точек включают различные изображения. Оборотная сторона костяшек чаще всего пустая, но может быть украшена разнообразными картинками.
Далее следует рассмотреть непосредственно игровой процесс:
- Играют в домино обычно вдвоем или вчетвером. В случае, когда играют двое, раздается по семь элементов, при игре вчетвером — пять. Лишние детали убираются в резерв, или, как его иначе называют, базар.
- Первым заходит тот игрок, которому попалась либо пара нулей, либо пара шестерок (в зависимости от договоренности играющих сторон). Если эти костяшки не попались никому, то следует начать с любого двойного элемента по возрастающей (к примеру, пара двоек, пятерок и так далее).
- Первый элемент располагают в середине игровой площадки.
- Далее присоединяют другие детали игры в ряд. Делать это можно как с одной, так и с другой стороны, подставляя с учетом правила одинаковых цифр (двойка к двойке, шестерка к шестерке и так далее).
Если и таких фишек не выпало, то игра начинается с фигуры, содержащей наибольшее число.
Однако в некоторых случаях играют по другому принципу, когда сумма расположенных друг с другом цифр должна составлять в общей сложности цифру шесть (это означает, что рядом с шестеркой следует расположить ноль, а рядом с пятеркой единицу). Эти моменты для игры нужно всегда помнить.
- Если нет подходящих элементов для расклада, то новые костяшки берутся из так называемого «дома» до тех пор, пока не будут выбраны подходящие фишки. Если же нужные детали так и не были вытянуты.
Иногда и так понятно наличие «рыбы» на игровом столе, если определенные костяшки там располагаются и на базаре отсутствуют дополнительные костяшки, то при помощи элементарного подсчета легко определить наличие или отсутствие такой ситуации. - Победителем игры оказывается тот, кто первым выложит на стол последнюю оставшуюся фишку, либо тот, у кого осталась меньшая сумма на костяшках, в случае возникновения «рыбы». Другие игроки должны сосчитать сумму на своих элементах, которые нужно записать.
- Игра заново продолжается до момента набора оговоренного количества очков.
Разновидности домино
На территории России существует немного меньшее количество разновидностей домино по сравнению, к примеру, с Китаем. Тем не менее вариантов игры существенное количество, и далее расскажем про самые распространенные и интересные.
Козел — правила игры в домино
- Игру начинает обладатель самого маленького дубля, а играть могут от 2 до 4 участников. Если играют несколько туров, то в новом ходит победитель предыдущего.
- Набранные очки записывают только, если количество таковых превышает 30. Счет идет до 101 балла, то есть проигравший набирает 101 или больше.
- Вариацией данного варианта является игра 2 на 2, когда игроки каждой команды садятся напротив друг друга.
Морской Козел
- Разновидность более трудная и длительная по продолжительности игры, играют либо 1 на 1, либо 2 на 2. Игра начинается с самого маленького дубля.
- Подсчет очков в этом варианте ведет победитель каждого раунда, выполняется подсчет баллов оставшихся у проигравших, если сумма больше 25, то выполняется запись. При этом, если следующий тур выигрывает другой игрок и набирает тоже больше 25, то ваши набранные баллы списываются.
- Игра продолжается, пока победитель не наберет 125 баллов.
Особенности игры «Морской Козел»
- Два дубля на руках при наличии возможности могут выкладываться одновременно.
- Игрок, может начать игру с дубля шестерок и выиграет игру при выигрыше партии, но при проигрыше с разницей в более чем 25 баллов выбывает из игры.
- Завершить игру также возможно двумя нулями, то есть поставить две пустые костяшки с каждой стороны и таким образом выиграть всю игру.
- Если итоговой костяшкой стала двойная шестерка, то положивший либо выигрывает, если проигравший имеет более 25, либо следующий тур начинается с дубля шестерок.
- Если остается только два нуля, то они равняются 25, в две шестерки равны 50.
- Когда остались на руках только нули и шестерки, они дают 75 баллов.
- Когда появляется «рыба», то поставивший заключительные костяшки, становится рыбаком и побеждает если имеет меньше 25, а соперник больше, при такой победе следующий тур начинается с шестерок. Если рыбак проигрывает, то есть возможность списать, и начать с любой костяшки. Если игроки имеют при «рыбе» равную сумму, то ситуация называется «яйца» и списывается только двумя единицами. После трех попыток списания «яиц» объявляется ничья.
Пожалуй, только изучения и освоения этих правил вам хватит для того чтобы обеспечить себя увлекательным досугом на длительный период. Многие игроки нередко придумывают собственные вариации и дополнения для домино, этим можете заняться и вы, если захотите разнообразить игру.
Видео: виды и правила игры в домино
Александра
igraikin.ru
Правила игры в домино
Домино – игра, которая большинству из нас знакома с детства. Сегодня в продаже имеется множество разновидностей этого развлечения, одни из которых подходят только для взрослых и подростков, а другие – даже для малышей старше 2-3 лет. Играть в домино можно по-разному. В данной статье мы приведем правила игры в домино для детей и взрослых, которые позволят вам и вашему малышу провести время с пользой и интересом.
Правила игры в традиционное русское домино
Основное правило игры в классическое домино – набрать очков больше других игроков. В этой разновидности игры принимают участие от 2 до 4 взрослых или ребят старшего возраста. Если играют двое, они получают по 7 фишек. Если же количество участников больше 2, всем им выдается по 5 доминошек. Остальные переворачиваются обратной стороной вверх и представляют собой «базар».
Начинать выкладывать свои фишки на игровое поле должен тот человек, в наборе которого имеется дубль «6-6». Если он отсутствует, начать игру предлагается обладателю фишки «5-5» или других дублей по старшинству. Если же ни у кого из игроков на руках нет вообще ни одного дубля, первой на поле выкладывается доминошка с максимальной суммой очков.
В дальнейшем, по часовой стрелке участники выкладывают свои фишки подходящей стороной. Так, в частности, если на поле лежит дубль «6-6», к нему можно присоединить любую доминошку с «шестеркой». Если же ничего из того, что имеется на руках, не подходит, игроку придется добрать нужное количество фишек на «базаре».
В традиционной версии игры побеждает тот, кто выкладывает на игровое поле последнюю фишку и остается ни с чем. При этом на его счет записывается сумма очков всех доминошек, оставшихся на руках у его товарищей. Если же игра заканчивается «рыбой», то есть ситуацией, когда у всех участников на руках имеются фишки, но выложить их на поле нет никакой возможности, победителем признается тот, кто смог «сбыть» максимальное количество очков и оставил в своих руках меньше всего баллов. В этом случае ему также присуждается вся сумма достоинств доминошек на руках соперников.
Правила игры в детское домино
Правила игры в детское домино зависят от того, сколько человек примут участие в этом развлечении. Основная задача каждого игрока – избавиться от фишек, которые достались ему вначале, быстрее других. Правила игры в детское домино для двоих детей или взрослого вдвоем с ребенком ничем не отличаются. Каждому из них случайным образом выдается по 7 фишек, остальные остаются в «банке».
Поскольку в большинстве разновидностей игры домино на фишки нанесены только изображения, а не цифры, предварительно необходимо договориться, какие из картинок имеют большее преимущество перед другими. В зависимости от этого выкладывать свои доминошки на поле начинает тот, у кого в руках находится фишка с парными изображениями или любая другая, о которой удалось договориться игрокам.
После этого второй участник выкладывает доминошку со схожей картинкой или, если у него отсутствует возможность сделать ход, берет фишку из «банка». Если же нужной фигуры нет и там, игрок пропускает ход. Так, постепенно, участники расстаются со своими доминошками, стараясь избавиться от них как можно скорее.
Правила игры в детское домино втроем отличается только лишь количеством фишек, которые игроки получают в самом начале. В зависимости от того, сколько доминошек входит в комплектацию игры, им может быть выдано по 6 или 5 фишек. Во всем остальном правила игры сохраняются полностью.
Как детское, так и взрослое домино – не только веселая, но и очень полезная и занимательная игра. Обязательно проведите вечер всей семьей, раскладывая яркие красочные фишки, и вы снова и снова будете возвращаться к этому увлекательному времяпрепровождению.
womanadvice.ru
Треугольное домино — Циклопедия
Настольная игра Triominos Classic (Триоминос Классический), Goliath // INTELTOYS [1:13] Расстановка костяшек в конце игры Тримино. Обзор настольной игры от Игроведа // WwwIgrovedRu [2:24]Треугольное домино (тримино, триомино) — имеющая в настоящее время распространение на Западе и в России настольная игра с помощью 56 костяшек домино треугольной формы. В углах костяшек выписаны цифры от 0 до 5, при том по часовой стрелке цифры идут в неубывающем порядке, и все костяшки разные. Популярная версия этой игры имеет зарегистрированную торговую марку Tri-Ominos и выпускается Pressman Toy Corp. Появилась в США в 1968 году. Прообраз игры под названием «триокер» был придуман Мак-Магоном и описан им 1921 году в своей книге «Новые математические игры».
Правила игры могут варьироваться. Костяшки должны выставляться по очереди, по одной, так, чтобы цифры на примыкающих ребрах совпадали. При выставлении костяшки игроку записывается число очков, равное сумме цифр в ее вершинах. При замыкании 6 костяшек в кольцо («шестиугольник» или «шестигранник») игроку начисляется бонус в 50 очков. При выставлении костяшки, примыкающей 2 ребрами или двумя ребрами и касающейся противолежащей вершиной других костяшек («мостик») игроку начисляется бонус в 40 очков. При покупке фишки в базаре вычитается 5 очков. При избавлении от всех фишек игроку начисляется бонус 25 очков и сумма всех очков на фишках противников, находящихся у них на руках. Цель игры — достичь первым заранее заданной величины очков, например, 400.
[править] Описание основных правил согласно аннотации и развитие в виде клубных правил
Распространенным вариантом правил являются правила, указанные в аннотации к настольной игре Tri-Ominos от фирмы Pressman Toy Corp., а также основанными на них правила клуба любителей тримино TriOminos.ru (далее — «клубные правила»).
Полный набор костяшек треугольного домино на столеЦель: Первым набрать заранее установленное число очков (200 очков по клубным правилам, а по правилам производителя — 400 очков). Каждая игра состоит из нескольких раундов.
При игре двух игроков каждый берёт с базара по девять костяшек. При игре трёх-четырёх игроков — по семь костяшек. При игре пяти-шести игроков — по шесть костяшек. Обычно играют от 2 до 4 человек.
Очки начисляются по сумме цифр на выставленной в ход костяшке, учитывая дополнительные очки и штрафы.
Пример расположения костяшек: на столе 2 «шестигранника», костяшка 0-0-0 завершила «мостик»Начинает тот, у кого на руках наибольший «триплет» (аналог дуплета в обычном домино) и получает десять дополнительных очков. Если у данного игрока на руках есть костяшка «0-0-0», он может начать с неё и получить за это 40 очков (по клубным правилам — 30 очков). Если ни у кого нет триплета, начинает старшая по сумме очков костяшка (5-5-4 -> 5-5-3 -> 5-5-4 -> : -> 4-4-5 -> 4-4-3 -> и т. д.) дополнительные очки при этом не начисляются.
Костяшка ставится к другой своей гранью так, чтобы каждая и двух цифр данной грани соответствовала такой же цифре соседней костяшки. В случае если костяшка соприкасается двумя гранями или гранью и вершиной, должны совпадать все три цифры (см. подробнее пункт — дополнительные очки).
Если у игрока нет возможности поставить костяшку он отправляется на базар и берёт оттуда костяшки до тех пор, пока не обнаружит ту, которая встанет на поле (по клубным правилам — можно брать костяшки с базара в любой момент, даже если есть чем ходить). За каждую взятую с базара костяшку полагается штраф размером 5 очков. До тех пор пока игрок не вытянул подходящую костяшку, всё, что взял с базара, он кладёт отдельно (для удобства счёта). Если на базаре не осталось костяшек, но игроку всё равно нечем ходить, то у него вычитают дополнительно десять очков.
Выигрывает раунд первый избавившийся ото всех костяшек игрок. За победу он получает дополнительные 25 очков. Очки оставшихся на руках костяшек противников добавляются к его сумме (по клубным правилам — не добавляются к сумме выигрывшего раунд, а вычитаются из их счёта).
Если прошёл круг и ни один игрок не смог сделать ход (все получили по десять штрафных очков), выигрывает тот игрок, у которого меньше всего костяшек на руках. Дополнительные 25 очков за выигрыш не начисляются. Очки противников к результату добавляются, но вычитаются очки костяшек, оставшихся на руках у выигравшего.
Каждый раунд начинается так же, как и первый — сначала ходит игрок, у которого наибольший триплет (или наибольшая костяшка).
Количество костяшек игрока является открытым для всех участников партии. В любой момент игрок может попросить противника огласить количество костяшек.
Существует дополнительное клубное правило: «установка костяшек на три вершины». К изначальной возможной установке костяшки «по грани» добавляется возможность устанавливать костяшку на поле «по двум вершинам». За установку костяшки таким образом взимается штраф в пять очков.
Выигрывает достигнувший 400 очков игрок. Если игрок набирает 400 очков посреди раунда игра не прекращается. Если более чем один игрок набирает 400 очков во время раунда, то выигрывает тот игрок, который выиграл данный раунд. Число 400, присутствующее в «канонических» правилах фирмы Pressman Toy Corp. может быть изменено на другое, например, на 200.
В игре за некоторые фигуры начисляются дополнительные очки.
Шестигранник («gexagon»)За завершение шестиугольника (шестигранника) полагается 50 дополнительных очков. Если игрок завершает одновременно одной костяшкой два или три шестиугольника он получает, соответственно, 100 и 150 очков дополнительно.
Итого: 5 + 5 + 0 + 50 = 60 очков
Мостик («brige»)За построение мостика (моста) полагается 40 дополнительных очков. На обоих рисунках построены мостики. На втором два мостика.
Итого: 4 + 4 + 1 + 40 = 49 очков
2 мостикаИтого: 5 + 2 + 1 + 40 = 48 очков и 5 + 1 + 1 + 40 = 47 очков
Поскольку пункт клубных правил позволяет ставить костяшки на три вершины, вводятся дополнительные очки за такую комбинацию. Игрок, поставивший костяшку на три вершины получает 30 дополнительных очков.
В качестве дальнейшего развития правил иногда используется индивидуальный для каждого игрока базар (особенно это целесообразно при игре 2-3 человек).
cyclowiki.org