17 популярных игр древнего Египта
Древний Египет славится своей величественной архитектурой и скульптурой. Но его жители умели не только усердно работать, но и весело проводить свой досуг. Именно из Египта произошли некоторые известные игры(футбол, шашки). Египтяне любили поиграть в карты и кости на деньги, по древним документам примерно в 3000 году до н.э. законодательством внесен запрет на азартные игры. Жители древнего государства также обожали различные настольные игры.
Сенет – одной из наиболее популярных настольных игр среди египтян. Упоминания о ней сохранились еще в известной «Книге Мертвых», фараоны Рамзес III и Тутанхомон были почитателями сенета. Его правила на сегодняшний день до конца неизвестны, существует лишь несколько воссозданных версий. Игроки подбрасывали палочки-жребии и перемещали специальные фишки по игровому полю, маршрут каждого хода напоминал букву «s». Существует интересная легенда, согласно которой божество Тот выиграл в сенет у Луны 5 лишних суток и поместил их в конце каждого года в календаре.
Не менее почитаемой была «змееподобная» игра Мехен, она считается очень старой, в нее играли ещё в период Древнго царства, дата ее возникновения неизвестна. Один из лучших экземпляров игры археологи нашли в захоронении фараона Хесу, в набор вошла круглая размеченная «змейкой» доска, шарики из мрамора и 6 фишек в виде львов. «Голова змеи» на различных досках всегда располагается в центре, в то время как «тело» может завиваться как против часовой стрелки, так и наоборот. Ученые склоняются к мнению, что все игры подобного типа являлись не только средством развлечения, но и имели более глубокий сакральный смысл. Через них люди узнавали будущее, делали прогнозы и совершали своеобразные духовные ритуалы.
Шашки — широко известная игра современности, имеющая египетские корни. Эту игру находят в гробницах самых древних царей Египта, а на стенах некоторых захоронений изображены фараоны, играющие в шашки. Изначально в ней использовались камушки, но позже с развитием искусств и ремесел появились всевозможные красивые фигурки из дерева, слоновой кости и других ценных материалов. Очевидно, что правила игры менялись со временем, но письменных свидетельств не сохранилось. Поэтому остается только гадать, каким именно способом играли в шашки древние жители Египта.
Популярные игры в Древнем Египте
Королевская игра Ур — древнейшая игра-стратегия, она очень напоминает современные нарды. Возраст первого, найденного в 1927 году, экземпляра составляет примерно 4000-5000 лет.
Игра Манкала представляет собой древний аналог европейских шахмат, впервые ее нашли в храме фараона Сети I. В ту эпоху жрецы с высоты храмовых крыш наблюдали за небесными светилами. Пока звезды не появились на небе, они развлекали себя игрой в манкалу.
Современные игры про Древний Египет: бесплатно
Тема Древнего Египта настолько популярна на сегодняшний момент, что постоянно создаются различные флэш-игры и игры-стратегии египетской тематики. Можно играть тут или в интернете найти огромное количество увлекательных игрушек совершенно бесплатно.
Флеш-игры про Древний Египет
- Age of Wonder
- «Воры Великой пирамиды»
- «Воскресший»
- «Древний Египет»
- «Вторая жизнь фараона»
- «Гнев Анубиса»
- «Части Хоруса»
- «Гробница мумии»
- «Маджонг»
Игры-стратегии про Древний Египет
- «Строитель Империи: Древний Египет»
- «Фараон»
- Age of Empires
- «Вечные города: дети Нила»
drevniy-egipet.ru
Игры древности: история
Когда заходит речь об играх древнейших времен перед мысленным взором обсуждающих эту проблему возникает фигура Дискобола и далее речь начинает вестись об Олимпийских играх Древности (Античности). Но чем занимали себя наши предки в часы досуга? Неужели они проводили все время в охоте и бесконечных междоусобицах?
В древности, по всей видимости, эволюция игр продолжалась тысячелетия. История и время зарождения шахмат до сих пор вызывает споры. Однако исторически достоверно, что уже во времена походов египетских фараонов, солдаты и военачальники во время привалов играли в домино. Римские легионеры, после завоевания Галилеи и Месопотамии узнали о шахматах. По мнению археологов, колыбелью древнейших игр Древности следует считать Северную Африку.
Первой азартной игрой, в которой принимали участие как минимум двое игроков можно считать бросание жребия. Игра заключалась в бросании камня на любую поверхность. В зависимости от своего статуса и места проведения игры победитель мог получить или заранее оговоренный выигрыш, или часть добычи или ему могли оказываться почести. По мнению историков, эта игра берет свое начало с времен первобытнообщинного строя, когда шаман, взяв палочки или кости животных в руку, бросал их, и по их расположению предсказывал будущее, благосклонность высших сил или «делал прогноз погоды».
Еще одной из древнейших игр считается «овари». Для нее мог быть использован любой придорожный камень. В лунки, расположенные на камне, помещались камни (кофейные зерна, бузины, косточки ягод или фруктов). Число лунок 4 или 12 символизировали или месяцы, или времена года. Победителем становился тот, чья лунка была быстрее заполнялась. Это означало благосостояние. Прооравший (с пустой лункой) получал в награда «голод».
По преданию африканских племен, проживавших на территории современной Ганы, изобретателем «овари» был Синдилло — первый человек на Земле. Игра считается родоначальницей многих игр, которые и сегодня входу на западном побережье Африки. Еще в XVIII-XIX веках нашей эры африканские времена использовали ее как тренинг сообразительности и реакции своих солдат.
Настольные игры людей в древности
Вероятно, что одной из первых настольных игр, сведения о которой дошли до наших дней была «манкала», оформившаяся в развлечение более 5,0 тысяч лет назад. Некоторые исследователи готовы увеличить возраст «манкалы» до 8,0 тысяч лет. Артефакты, связанные с этой игрой, в виде обтесанных особым образом камешков, найдены в храмах Древнего Египта. Доска и набор камней для «манкалы» найдены при раскопках внутренних камер Пирамиды Хеопса. Как и большинство настольных игр «манкалу» следует отнести к логическим играм.
Переводя религиозные тексты «Книги Мертвых», египтологи обнаружили упоминание об игре «сенет» — «прохождение» По преданию ее дал египтянам древнеегипетский бог знаний Тот. Логика игры ассоциирована путешествием в Царстве Мертвых, от земной юдоли до воссоединения с богом Ра (Амоном). Учитывая, что предметы для этой игры положили в гробницу Тутанхамона, можно считать, что в Древнем Египте она была достаточно распространена.
Похожая игра была обнаружена при раскопках шумерского города Ур. Ее назвали по имени города – «ур». О значимости этой игры в Древности свидетельствует место ее нахождения – гробница Пуаби (Шубат). Время проживания Пуаби относится к 2600 году до новой эры. Несмотря на внешнее сходство игровых атрибутов «сенет» и «ур» ученые-историки считают, что логика этих игр была различна.
Со временем игры древности эволюционировали. Сегодня играть в египетский Сенет или стать участником гладиаторских игр можно при помощи новейшей техники: компьютера или планшета. Разнообразные развлечения предлагают сайты игровой тематики, где можно интересно провести интересно время онлайн.
Какие игры были в древности?
Первыми играми, в которых были использованы кости можно считать египетские «Собаки и шакалы» и «Асэб» и шумерскую «ур». По игровой логике они напоминают современные нарды, но каждая из них имеют свое, значительно отличающееся одно от другого игровое поле, способ прохождения которого различен. Не вдаваясь в суть этих игр хотелось бы остановиться на самих древнеегипетских «костях».
Игровые кости в современном понимании появились в Древней Греции и в них с азартом «резались» римские легионеры. Египтяне использовали плоские, но изогнутые палочки. Максимальная сумма игровых комбинаций равнялась 5. Также древние египтяне использовали в качестве костей настоящие таранные кости, находящиеся в стопе овцы. Эта кость могла дать 4 различных комбинаций. Аналогичные кости использовались и в логических играх Древнешумерского царства.
Первое упоминание о «костях» как самостоятельной, не логической, а чисто азартной игре, имеется в книге древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Однако некоторые находки, обнаруженные при раскопках древнеегипетских памятников Древнего Царства, позволяют сделать предположение, что кости, как самостоятельная игра были известны уже ХХ до новой эры.
drevniy-egipet.ru
Мехен («Змеиная игра») — Блог Дмитрия Скирюка
У древних египтян, как я уже писал, помимо Тьяу, Сенета и «Собак и Шакалов» было несколько настольных игр, из которых стоит выделить ещё одну – Мехен (Mehen) или «Змеиную Игру». С позиции сегодняшнего игрока Мехен может показаться простым до безобразия – обыкновенная игра-«бродилка», однако не надо забывать три вещи.
Первая: в отличие от Тьяу и Сенета – игр, рассчитанных на двух участников, в Мехен можно было играть НЕСКОЛЬКИМ игрокам, а стало быть, Мехен был компанейским развлечением. В этом плане конкурентов у него в древнем Египте было, прямо скажем, маловато.
Вторая: Египтяне, с их громадным пантеоном и привычкой обожествлять всех и вся, признавали за Мехеном роль не менее сакральную, чем за Сенетом. Более того – роль эта была не только (и не столько) потусторонняя, сколько космогоническая. И если Сенет (скорее всего) был каким-то образом заимствован у шумеров, то Мехен был истинно Египетским изобретением.
И третья (ставшая уже привычной): до сих пор никто не знает, КАК в Мехен играть.
Если вы внимательно читали мои заметки про Сенет, вы должны припомнить заклинание Рамсеса III для прохождения игры, где последняя строка гласила: «Ты оправдан», — говорит мне Мехен». Как же так, скажете вы, при чём тут Мехен, если речь идёт о Сенете? Нет ли здесь ошибки? Может, это заклинание как раз для «Змеиной игры»?
Ошибки нет. Но для разъяснения потребуется короткий экскурс в культуру и верования древних Египтян.
Фолкнер в своём «Кратком словаре Среднего древнеегипетского наречия» даёт определение иероглифа «Mhn» буквально как «виток», «спираль», затем относит его к богине Мехен, и лишь потом – к настольной игре.
Космогония Древнего Египта была сложной и запутанной, в ней разбирались, наверное, только жрецы. Загробному миру и посмертному существованию (или не-существованию) отводилась огромная роль. Богов у Египтян было множество. Мехен – богиня-защитница в виде змея или человека с головой змеи, охраняющая ладью Ра во время его плавания сквозь ночь. На изображениях солнечной ладьи Мехен обвивает трон Ра или окружает его кольцами, защищая от другого божества, злейшего врага солнечного бога – злого змея Апопа. Апоп – воплощение хаоса, он стремится сломать космический порядок, в то время как Мехен его хранит и защищает (то, что змея противостоит змею, не должно вас смущать: в Египетском пантеоне облик змей имеют многие персоналии, как положительные, так и отрицательные).
По мнению большинства исследователей, Мехен сливается с богом Сетом (египтяне часто объединяли своих богов и богинь в одно). Сет вообще персонаж противоречивый: он выступает как убийца Осириса, но при этом – защитник Ра (Атона). Часто его изображали в виде человека с головой змеи, который стоит на носу ладьи Ра с копьём, или в виде змеи с двумя головами – спереди и сзади, что означало готовность отразить угрозу с любой стороны. Кендалл пишет: «Мехен играла важную роль, поскольку, не будь Ра защищен ею от врагов, он не смог бы взойти поутру и всё живое погибло бы. В египетских верованиях понятие «жизнь» применялось не только к живущим, но также и к мёртвым, которые, как предполагалось, путешествовали с солнцем и восходили вместе с ним перерождёнными на рассвете». Именно эта Мехен и упоминается в заговоре Рамсеса, на неё и уповает игрок в Сенет.
Хотя игрок в Мехен, наверное, тоже.
«Змеиная игра» ОЧЕНЬ древняя, она старше Сенета, старше пирамид, в неё играли только во времена Древнего царства. Корни её теряются во тьме преддинастических времён. Первые круглые известняковые доски со спиральной разметкой находили в гробницах III Династии (примерно 2868-2613 гг. до н.э.), а одна из самых совершенных досок найдена в гробнице фараона Хесу, к ней прилагалось шесть фишек в виде головы льва и мраморные шарики (из этого, кстати, вовсе не следует, что шары были фишками – очень может быть, что они использовались для подсчёта очков).
Археологи нашли довольно много досок для Мехена. Некоторые были с центральной подставкой, в виде столика
У других есть ушки, чтобы можно было повесить их на шнурок.
На большинстве досок змея свивается против часовой стрелки, у немногих – по часовой, но у всех голова змеи находится в центре доски. Иногда тело змеи как таковое и вовсе отсутствовало: на доске была только поделенная на ячейки спиральная полоска с глазом, изображённым в центре доски.
Одни доски были длиной в сорок с небольшим ячеек, другие достигали 70, 80 и большего числа. Встречаются доски в 105, 127 полей…
И даже в 400 (!):
В сущности, для игрового процесса не имеет значения, сколько ячеек на теле змеи: их число определялось какими-то другими, не игровыми соображениями. Часть учёных склоняется к тому, что доски для Мехена символизировали разные аспекты в жизни египтян: солнечный и лунный календари, магические компоненты вроде «счастливых чисел» и прочее. Вообще, многие древние игры представляли нечто среднее между гаданием, астрологическим прогнозом, религиозным ритуалом и собственно игрой в её современном понимании.
До сих пор неясно, связана ли игра с мифологическим образом Мехен или же название навеяно самой формой игрового поля в виде скрученной змеи. В древнеегипетской мифологии змея, кусающая себя за хвост, была символом Вечности. Обращение игрока к богу-защитнику во время игры было закономерным и естественным. Вообще, всё легкомыслие надо отбросить: современные определения неприменимы к той эпохе. Нам, людям XXI века, трудно осознать, что для египтянина игра не просто шла «под покровительством богов», нет – древний человек играл НЕПОСРЕДСТВЕННО С БОГАМИ.
Люди придавали загробной жизни огромное значение, а к смерти начинали готовиться чуть ли не с детства. Каждый египтянин знал, что в загробной жизни ему предстоит пройти серьёзное магическое испытание. Однако ждать смерти для этого было совершенно не обязательно: играя, живой человек УЖЕ совершал ритуал продвижения к богу, чтобы обеспечить себе безопасное прохождение всех лабиринтов и ловушек загробного мира после того, как умрёт. С сакральной точки зрения игра символизировала приближение души в загробном мире к богу Ра под защитой его телохранителя. В некотором смысле человек играл и против змеи: победа защищала его от ядовитого укуса (в частности, этому есть подтверждение в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», а также в главе 172-й египетской «Книги Мёртвых»).
Мехен (как позже и Сенет) определённо входили в обряды инициации. Не исключено, что на ранних стадиях игра в Мехен была своего рода гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали по доске, но тогда правила вообще не подлежат восстановлению, ибо точный характер церемонии неясен.
С точки же зрения играбельности Мехен – единственная известная многопользовательская древнеегипетская настольная игра. Все прочие были рассчитаны на двух игроков. Возможно, Мехен вообще был первым мультиплеером в истории человечества. Играть в неё могли одновременно до шести игроков. На рисунках рядом с доской изображены шесть игровых наборов по 6 штук фишек в виде шариков в каждом, плюс один набор из шести фишек в виде какого-либо опасного животного (собак, бегемотов, но чаще всего – в виде лежащих львов).
Каждый игрок двигал свои фишки от хвоста змеи к её голове, потом обратно, обгоняя и срубая фишки противников.
Однако не всё так просто.
Точные правила Мехена неизвестны. Дело осложняется тем, что на ранних досках НЕТ никаких полей. На рисунках из гробницы знатного вельможи Хесира в Саккаре отчётливо видны игроки, поле и шарики, но при этом непонятно, как их двигали, куда, зачем, в каком порядке.
Древние считали, что сделать насечки на божественной спине и разделить поле на ячейки – значит, попытаться в некотором роде «убить» змею, что расценивалось как дурная примета и очень недобрый поступок.
Возможно, из-за этих соображений популярность Мехена постепенно падала, и во время I Переходного периода игра была практически забыта (возможно, даже запрещена) и полностью исчезла в Египте около 2300 до н.э., в ранний период Среднего Царства. Зато примерно в то же время Мехен начинает встречаться в странах Средиземноморья в виде выбитых спиралей на камнях в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите (датируемых 2000 г. до н.э.), а также в виде торопливо нацарапанных «досок» в песках непроходимых пустынь, окружающих Египет и Нубию.
Фактически Мехен, передав свои сакральные функции Сенету, исчез как самостоятельная игра, однако оставил воспоминания о себе. В частности, очень редко встречаются странные круглые доски для квадратного Сенета, вероятно, в память о давних временах. Глядя на них, можно подумать, что там, на обратной стороне — классический Мехен, но увы — она пуста :(.
Мехен породил целое направление игр-«бродилок» спирального вида. Можно вспомнить игру «Сиг» (или «Сик»), распространённую в Мавритании, или «Гиену», в которую играют арабские племена в Судане. Тим Кендалл пишет: «Во всех основных деталях «Гиена», кажется, идентична Мехену. В неё играют на поле в виде спирали, используют архаичные палочки египетского образца и два типа фишек, одна из которых символизирует хищное животное. Единственная разница, казалось бы, в том, что древние египтяне каждому игроку выделили шесть фишек, а не только одному».
Нельзя забывать также знаменитую «гусиную игру» (в просторечии «Гусёк»), широко распространённую в Европе в эпоху Возрождения.
Совершенно определенная спиральная форма Мехена не может не напомнить знаменитый «Фестский Диск», предмет, назначение которого до сих пор является загадкой; Питер Пикайон, например, предположил, что этот загадочный артефакт мог быть своеобразной настольной игрой. Впрочем, это утверждение спорное, и я к нему ещё вернусь.
О правилах Мехена мы можем только гадать, основываясь на данных археологического характера – рисунках, уцелевших досках и наборах для игры, но никак не на письменных документах. Как правило, к доске прилагался набор из шести львиных фигурок – трёх львов и трёх львиц, а также комплект фишек-«пешеходов» в виде мраморных или стеклянных шариков. Великолепный набор для Мехена был найден в гробнице Уаджи.
Подобное деление фишек (3 и 3), вероятно, предназначалось для двоих игроков. Если, как предполагают учёные, играли трое или больше, каждому, вероятно, полагалась своя фигурка Льва, и они должны были как-то отличаться друг от друга. Возможно, в таком случае «Львы» были разных цветов, или (что тоже вероятно) в эту игру играли двумя командами «трое на трое».
Что касается шариков, то их во множестве находили в гробницах по всему Египту, но связь их с игрой всё-таки не доказана, возможно, они служили для банального подсчёта очков или для совершенно другой игры. Во всяком случае, удержаться на доске они никак не могли (разве что в углублениях между клетками), а очень древняя доска, на которой это было действительно возможно, встретилась археологам всего один раз.
Самой удачной и непротиворечивой считается реконструкция правил Тимоти Кендалла, но и она довольно запутана.
Очерёдность и количество ходов сперва разыгрывали какой-то немыслимо сложной жеребьёвкой – один игрок зажимал в обеих руках 6 фишек, произвольно поделив их на две части, а другой выбирал одну руку и пытался угадать количество фишек в ней. Если он угадывал, очередь переходила к нему, если нет, уточнялась разница между загаданным и реальным количеством фишек, и первый игрок делал ход вперёд. (Скажем, предположили 2, а в руке оказалось 5 — игрок двигал фишку на 3 поля, предположили 4, а в руке 2 – игрок двигал фишку на 2 поля, и т.п.). С разными вариациями эта система просуществовала довольно долго, потом, вероятно, была сочтена громоздкой, и в игру стали играть с тремя привычными палочками. Сенету они достались по-наследству.
Очки определяли так:
* 1 палочка упала белой стороной вверх – 1 очко
* 2 упали белой стороной вверх – 2 очка
* Все 3 – 3 очка
* Все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх – 6 очков (именно шесть, я ничего не путаю).
* Главная цель игры состоит в том, чтобы получить фигурку Льва, затем соперники «пожирали» ею как можно большее количество пешеходов.
* Играют от 2 до 6 игроков.
* Фишки движутся по спирали сначала к центру, потом обратно.
* Игрок, достигший центра (и вернувшийся?), получает фишку-Льва.
* Каждый игрок берёт 1 фишку-Льва своего цвета.
* Ходы чередуются (каждый игрок ходит в свою очередь).
* В игре «Гиена» фишка хищника ходит вдвое быстрее, то есть, все выброшенные очки удваиваются. Вообще это звучит разумно, и «Львы», скорее всего, ходили так же.
* Победитель — игрок, Лев которого съел больше всех простых фишек.
Игра делится на несколько фаз:
1. Игроки выводят все фишки на доску и ведут их до центрального поля. Первый, кто доведёт фишку в центр, получает фигурку льва. Начинается фаза 2.
2. Лев может «есть» фишки, которые находятся на поле, но только на обратном пути своего следования. Очки начисляются по количеству съеденных Львом на обратном пути простых фишек противника.
Чтобы фишка-«пешеход» вышла на поле, необходимо выбросить «1». Затем, фишки продвигаются, если игрок выбрасывает «2», «3» или «6». Единицы приберегаются «на потом» (интересное правило, кстати). Фишки движутся к центру, но чтобы войти в Центральный Дом, необходимо выбросить точное количество очков, без превышения. Если очков больше, то игрок может использовать сбережённые единицы (если они есть), которые вычитают из результата броска по мере надобности. По достижения центра необходимо «вычесть» четыре единицы, чтобы следовать в обратную сторону. Если их нет, придётся ждать, пока накопится нужное количество.
Первый игрок, который вернётся к отправной точке (здесь неясности — к центру или всё-таки, уже к началу доски?), обменивает свою фишку (или просто получает?) на фишку-Льва, которая снова идёт через всё поле к центру. Добравшись до центра, Льву нужно потратить 10 сбережённых «единиц», чтобы получить право двигаться обратно. Только тогда, на обратном пути он будет в состоянии «есть» простые фишки. Простые фишки-«пешеходы» тоже рубят противников, когда встают на занятую ими клетку, но не снимают их с доски, а просто меняются местами, как в Сенете.
Игрок может распределять очки между фишками как угодно, независимо от результата броска. Даже когда свой Лев вернулся «домой», имеет смысл не бросать игру – ведь все простые фишки, которые игрок успел вывести с доски, остаются у него, а значит, «Львам» противника достанется меньше «добычи». В конце игроку начислялись выигрышные очки по количеству фишек, которых «съел» его Лев.
Правила, как можно понять, сложны, и сегодня существуют в различных модификациях плюс ко всему сильно разнятся между собой, поэтому я буду благодарен за любые поправки и уточнения.
Фирмы, которые выпускают «Змеиную игру» в наши дни, нередко снабжают змеиное «тело» различными «штрафными» или «призовыми» клетками, уподобляя в некотором смысле древнюю игру современным «Змейкам-Лесенкам».
Энтузиасты мастерят Мехен сами, нередко добиваясь впечатляющих результатов.
Особо фанатичные любители старинных игр предлагают свою разметку, вплоть до придания каждому полю особой функции, хотя это, наверное, уже перебор. Впрочем, такая идея вполне заслуживает внимания: вдруг и правда древние доски несли дополнительную разметку, которую стёрли пески?
И напоследок немного моих соображений про «Фестский Диск» и его возможную связь со «Змеиной игрой». Действительно, при первом взгляде на эти два артефакта возникает невольная мысль об их тождественности, разве что на Диске из Феста с обеих сторон нанесены спиральные линии, в каждой ячейке которых оттиснуты своеобразные пиктограммы или иероглифы (ну, так может, это что-то вроде тех самых «бонусных» полей, о которых я упоминал чуть выше). Надо сказать ещё, что все значки на Фестском Диске были нанесены по сырой глине с помощью набора штемпелей, так что, возможно, Фестский Диск представляет собой первый в мире напечатанный текстовый документ.
Вокруг Фестского Диска не утихают споры. До сих пор никто не смог достоверно расшифровать нанесённые на него надписи, и вообще внятно ответить на вопрос, зачем он был сделан, что он собою представляет и для чего предназначен. Одни говорят, что это тайное письмо Кносского шпиона своему владыке, другие считают его жертвенной табличкой богу моря, третьи – храмовой «шпаргалкой», на которой записаны гимны… В общем, сколько людей, столько и мнений. Есть и сторонники «игровой» теории.
Позволю себе высказать по этому поводу некоторые собственные дилетантские соображения.
Действительно странно, что никому в Египте не пришла в голову мысль производить диски для игры в Мехен в промышленном масштабе (в конце концов, не так уж важно, каменное поле или глиняное). Идея, казалось бы, лежит на поверхности. В самом деле, если игра была так популярна, то печать по сырой глине была бы прекрасным способом озолотиться: такие «Диски» можно было бы штамповать в большом количестве, со стандартной разметкой и продавать за гроши. С другой стороны, каждый раз расчерчивать новый диск заново, как это сделано в случае с Диском из Феста, — ненужная морока, проще сразу потратиться на одну готовую полноразмерную дощечку-штамп. Здесь же специально был вырезан набор отдельных литер, которыми автор кропотливо оттискивал значки один за другим, прежде чем обжечь диск в гончарной печи. Видимо, на диске действительно находится какое-то письменное сообщение, а не просто отметки типа «пропуск хода» или «идти на три клетки назад». Это мой первый аргумент против «игровой» теории.
Второй аргумент такой: если эти «игры» действительно производили в больших количествах как дешёвую альтернативу каменным доскам, подобные диски встречались бы повсюду, ибо глина – материал практически вечный. Фестский Диск же остаётся артефактом. Существуют ещё два памятника с похожими (но не идентичными) значками, и оба они восходят к этрусской, а не египетской культуре, но второго похожего документа на диске до сих пор не найдено (не говоря уже о десятках или сотнях). Хотя, вообще, писать на круглой табличке по спирали – совершенно бредовая идея. Возможно, здесь вмешались соображения культового характера, но боюсь, мы нескоро это узнаем.
Ну и наконец, третье соображение: спирали есть на обеих сторонах Фестского Диска, но «надписи» на них различны, и количество ячеек тоже не совпадает. Вряд ли это две разные игры, как утверждают сторонники «игровой» теории: уж больно похож игровой процесс, хватило бы и одной. Добавьте к этому, что сам Фестский Диск маловат, чтобы служить полноценным игровым полем (около 15 см. в диаметре). И если не принимать в расчёт бредовые гипотезы отдельных «энтузиастов», что Фестский Диск – аналог карточки в Лото, ячейки на котором надо было закрывать в соответствии с вытянутой из мешочка табличкой, то вывод делаем однозначный: это всё-таки не Мехен и вряд ли вообще игра, хотя играть на нём при желании очень даже можно.
В археологии мало просто найти, настоящее открытие нередко отстоит от простого факта находки на многие десятилетия. Фестский Диск ещё ждёт своего исследователя.
Мехен тоже.
А ждать, как показало время, они умеют.
*
skyruk.livejournal.com
Настольные игры древности. Какими они были?
Старинные настольные игры возникли еще до нашей эры и считались элитарным времяпрепровождением. Со временем они быстро распространились по всем континентам благодаря римским легионам.
Старинные настольные игры возникли еще до нашей эры и считались элитарным времяпрепровождением. Со временем они быстро распространились по всем континентам благодаря римским легионам.
Древнеегипетская игра «Сенет»
Изображения этой древней игры Египта обнаружили на стенах гробницы Нефертари, которая являлась женой Рамзеса II.
По рисункам и надписям ученые определили, что в подобную игру мог играть далеко не каждый. Потому как здесь требовалось наличие ума и дипломатических навыков, а ими, как известно, обладали не многие: люди относящиеся к элите Египта.
Старинные настольные «Сенет» игры были чаще всего подарками, обозначающими статус главенства — так подчёркивает автор исследований игр древностей Марк Холл из Пертского музея Австралии.
В настоящее время люди также не потеряли свой интерес к играм, ведь они стали намного увлекательнее и интереснее.
Например, сегодня в Интернете вы можете играть в удивительные и реалистичные игры, где используются даже настоящие деньги, например, игра седьмой элемент игровую валюту которой не просто достать пользуется огромным спросом и у ребят школьного возраста и у более старшей аудитории, вне зависимости от статуса и положения.
Старинная настольная египетская игра «Двадцать квадратов»
Теперь поговорим о самой древней игре, которая известна науке как «Двадцать квадратов».
Она была найдена в гробнице одного из правителей месопотамского города под названием Ур.
К сожалению, о правилах пока ничего неизвестно, но ученые пытаются разгадать эту тайну, предполагая, что это предшественник нардов.
Хотя старинные настольные игры и распространялись в области римских завоеваний, но они со временем все же, приобретают определенные черты местных культур.
К примеру, на Шетландских островах были раскопаны конусообразные фишки из камня в кельтской стилистике с вырезанными лицами, которые относят к V–VII вв.
Обязательно прочитайте про будущее развлекательной индустрии браузерные игры.
best-of-news.ru
Сенет — Блог Дмитрия Скирюка
Моё знакомство с этой игрой произошло случайно. Те, кто смотрел сериал «Lost» (и главное – досмотрел его до конца), должны помнить, как юный Джейкоб нашёл на берегу коробку с игрой и потом резался в неё со своим «тёмным братом» при каждой встрече, пока эти двое не разругались окончательно. Я никогда не видел ничего подобного: продолговатый ящичек вроде школьного пенала, игровое поле с иероглифами, пропорциями и разметкой напоминающее то ли плитку шоколада, то ли карточку от русского лото, неустановленное количество фигур, палочки вместо игральных костей… Шашки? Нарды? Змейки-лесенки?
Создатели сериала вполне могли бы выдумать её, как придумали многое другое, но через пять минут поисков я с удивлением обнаружил в Интернете дюжину упоминаний об этой игре. Оказалось, она называется «Сенет». Вот что мне удалось о ней разузнать.
1. Что такое Сенет.
Сенет (реже — «Сенат» и совсем уж редко — «Сенета». Видимо, последнее правильно, поскольку в оригинале слово женского рода, но в русском языке устоявшейся является мужская форма «Сенет»). Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Вряд ли нарды ведут свою родословную напрямую от Сенета: идея подобных «догонялок» достаточно элементарна, чтоб возникнуть на пустом месте. «Гиена», «тхаайям», «пачиси» – у многих народов была такая игра, нарды просто оказались самой сбалансированной её разновидностью. В Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет был наиболее важной в культурно-религиозном аспекте.
Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men – «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот – бог знаний и мудрости, но это уже из области мифов.
С потомками Сенета не всё ясно, а вот предтечей его является шумерская игра, найденная в царских гробницах города Ур (Месопотамия). Среди историков и искусствоведов нет единого мнения о том, как она называлась, и сегодня она известна как «Игра из города Ур» или просто «Ур». Увы, но о её правилах известно не много. Ясно только, что это древнейшая известная игра с передвижением шашек по доске с устоявшимися и общепринятыми правилами. Набор, который хранится в Британском музее, включает в себя доску, 14 фишек и 3 тетраэдра. Он исключительно красив и великолепно сохранился, а между тем, ему около 5000 лет! Голова кружится от мысли, что с того момента, когда игроки последний раз расставляли для игры эти фишки, сменилось 100 поколений.
Древние египтяне очень любили Сенет, изображения игры встречаются на многочисленных табличках, рисунках и папирусах. Ей уделяли время и простолюдины, и цари. Люди уже тогда были азартны, играли на деньги, на интерес, а также ради гадательной практики.
Хотя правила игры не были известны археологам, её связь с представлениями древних египтян о загробной жизни не подлежала сомнению: Сенет упоминается в главе 17 Книги Мёртвых и других религиозных текстах Нового царства, а на фреске из гробницы Нефертари (не путать с Нефертити) царица играет с невидимыми силами потустороннего мира; доска отождествляется с путём её души, и победа означает счастливое преодоление ею всех опасностей и новую жизнь.
Из-за элемента удачи, присущей Сенету, считалось, что успешный игрок находился под защитой богов. В папирусе времён Рамсеса III найдено заклинание магического характера для игры в Сенет. Вот оно (читать не обязательно, хотя оно занятное):
«Жертва, которую даёт царь Ра, Атуму, Уннофру, Господину Тридцати, Анубису, Тоту, Маат, Великой комнате Прекрасного дома, Хека, Шу, Сиа.
Да дадут они мне вступить в Зал тридцати, чтобы я стал тридцать первым около бога.
Я приближаюсь к Мехену, я поднимаю его фишки и кладу их в место, в которое я хочу.
Я делаю моё место в доме Тота, я борюсь с ним (с противником).
Я вижу Нейт, которая держит свои руки над символом Осириса.
Я открываю прекрасный дом, в котором Маат.
Бог принимает меня в число тридцати.
Определены ‘столб Осириса’ и ‘кровь Исиды’.
Я вижу Буто в её образе на стороне дома Мут.
Моё сердце разумно, оно не забывает (?), моё сердце открыто (?), ведь я руковожу его игрой против меня (?).
Я приношу ему его фишки, его пальцы дрожат, его сердце бежит со своего места, он не может ответить.
Я живу в доме Ориона, я живу в вечности.
Я иду дальше под правильным руководством вместе с солнцем в дом того, кто обновляет жизнь, мой двойник ожидает в доме Ихи, я встречаю его, я поднимаю мою фишку к
Я встречаю его в Прекрасном доме.
Я поднимаю три фишки и нахожу две фишки, мой двойник позади меня.
Я беру мою фишку и ставлю её в место, в которое я желаю.
Меня ведут в преходящем, я знаю о том, кто в доме.
Я знаю их имена, писец, который измеряет свои владения, не известен.
Мехен даёт мне свидетельство, он даёт мне хлеб в дом хлеба, прохладную воду в дом прохлады.
Мои фишки известны в прекрасном доме, я полностью в прекрасном флигеле.
Мои фишки впереди, мои пальцы, как шакал, когда тащит ладью wjA.
Я забираю его фишки и бросаю его в воду, чтобы он утонул со своими фишками. ‘Ты оправдан’, — говорит мне Мехен.
Моё сердце.»
____________________
* (Перевод цитируется по работе: Ходжаш С.И. «Фишки и игральные кости для игры в Сенет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». // ВДИ. 2003. 1. 85-90.)
Сейчас этот папирус хранится в Каирском музее. Для непосвящённого документ совершенно непонятен, даже хуже – «понятен наоборот», как «Баллада о Бете-2» из одноимённого рассказа Самюэля Дилэни. Однако всё проще, чем можно подумать.
Меж тем прошли века, и страна фараонов одряхлела. Наступила эпоха Александра и Птолемея, а потом и римского завоевания. У греков и римлян уже были собственные прото-шашки – петтея и латрункули, и свои, более прогрессивные гонки на доске — Дуодецим и Табула, а для тех, кто не любил думать – кости, Туррикула и самая плебейская игра «Орёл или Решка» (в римском варианте – «Голова или Корабль»). С закатом египетской цивилизации, на долгие столетия канул в пески и ни в чём не повинный Сенет.
2. Как возрождали Сенет.
Манера египетского рисунка такова, что изображения древности, при всей их точности, не позволяют сделать выводы ни о форме доски, ни о количестве фигур.
Доходило до смешного: современные художники, вдохновлённые сенсационными открытиями египтологов, иногда изображают древних игроков за шахматными столиками нынешнего образца 8х8, хотя ещё в начале XX века археологи обнаружили в гробницах древних царей эти загадочные палетки и коробочки, похожие на косметички.
Доски для Сенета делали из камня, керамики, но чаще всего из дерева (иногда – с мозаичными вставками из камня, эмали и алебастра), которые к эпохе Нового Царства приняли каноническую форму удлиннённого продолговатого ящичка. Но если раньше археологам попадались лишь фрагменты досок и разрозненные фишки, то в гробнице юного Тутанхамона, например, обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотой инкрустацией, на специальном столике с ножками в виде львиных лап является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства, практически элитным «Гобаном» своего времени.
Правды ради следует сказать, что и «дорожный» Сенет с двумя ящичками (на первом снимке он внизу) не уступает ему по лаконичности стиля и изысканности отделки. Фараон Аменхотеп III тоже был страстным любителем Сенета и по сегодняшним меркам считался бы гроссмейстером, о папирусе Рамсеса III уже говорилось.
Так или иначе, спустя почти тысячелетие Сенет вернулся в мир живых. В современном Египте продолжают играть в Сенет и гордятся его древностью, хотя на самом деле большинство дуется в догонялки «Собаки и Шакалы» а туристам впаривают бейсы с вышивкой и корявое подобие изысканной доски Тутанхамона.
В Америке и Европе Сенет производят несколько мелких фирм и любительских мастерских, он довольно популярен как развивающая игра для детей, красивый офисный аксессуар и оригинальный подарок, а упоминается не только в сериале «Lost», но и в компьютерной игре «Лара Крофт». Некоторые изделия и концепты восхищают необычными идеями – даже не сразу поймёшь, что это игра.
Написано и несколько программ для игры на компьютере и телефоне. И пусть настоящие правила игры не сохранились, существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов, воссозданные исследователями (да и вряд ли они были сложны: недаром мальчишки из сериала разобрались в нём без всяких подсказок).
К тому же, не исключено, что в разных областях Египта в Сенет играли по различным правилам, так же, как сегодня играют в «короткие» и «длинные» нарды. В Сенет играют на поле 3 на 10. В сущности, это одна длинная дорожка, для удобства изогнутая как змея. Она вполне бы уместилась на поле 5 на 6, и может, даже лучше получилось бы (вверху в два ряда расположились бы фишки, а внизу – пять домов), однако доски подобного типа никогда нигде не находили.
Не знаю, почему египтяне предпочли форму пенала, когда все другие народы выбрали плоскую шкатулку, это какая-то культурная загадка. Хотя нельзя не признать, что доска в три дорожки как-то интуитивно понятнее, да и в поворотах не запутаешься.
В распоряжении играющих по 5 фишек: «катушки» против «конусов» (в старых Сенетах из гробниц III Династии фишки ещё архаичной формы, в виде «башенок» и «лепёшек»).
Эти 10 фигурок по-египетски назывались Ibau – «танцоры». Если вдуматься, это очень символично: большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями (в шахматах так и вовсе сражаются две армии), и только у египтян в основе «прохождения» лежал танец. Обычно фишки одноцветные, хотя встречаются и раскрашенные комплекты, и даже фишки в виде звериных голов и фигурок связанных пленников, но об истоках подобной традиции я, пожалуй, расскажу позже.
3. Как играть в Сенет.
Перед началом фигурки расставляют на первых 10 клетках (в верхнем ряду), чередуя «катушки» и «конусы», после чего определяют порядок ходов, подбрасывая четыре палочки с отметкой на одной стороне. Древние египтяне гадали на плоских палочках, окрашенных с одной стороны в белый, а с другой – в чёрный цвет. Их сжимали в кулаке (или, что более вероятно – между ладонями, как бы молясь богине удачи), подбрасывали или просто роняли на пол и считали, сколько палочек упало белой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» (по-египетски «дьебао») и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи на фалангах пальцев.
Очки определяли так:
* 1 палочка упала белой стороной вверх – 1 очко
* 2 упали белой стороной вверх – 2 очка
* 3 – 3 очка
* все 4 – 4 очка
* все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх – 5 очков
Сначала игроки разыгрывают ход – тот, кто первым выбросит «1», получает «Катушки» и ходит первым. Для хода игрок вновь бросает палочки, пока не выпадет 2 или 3. От того, сколько очков выпадет, зависит, на сколько клеток вперёд нужно передвигать свою фигурку. Правила Сенета относительно просты и сводятся к прохождению по клеткам по маршруту в виде буквы «s» (а точнее – прописной кириллической «г») с некоторыми особенностями продвижения на последних клетках.
* Фигура может перепрыгивать через другую фигуру. Через две фигуры, стоящие друг за другом, перепрыгивать нельзя.
* Если на нужном поле уже стоит фигура соперника, можно «съесть» её и вернуть в начало, если рядом не стоит другая фигура соперника. Это правило я понял не сразу, уж больно корявая формулировка. Срубленная фигура уходит на поле, откуда противник начал ход. Иначе говоря, они просто меняются местами.
* Если на нужном поле уже стоит своя фигура, вставать на то же поле нельзя.
* Рубить можно только ОДИНОЧНУЮ фишку. Две рядом стоящие фишки нельзя рубить и перепрыгивать: одна «охраняет» другую.
* Тройка, наоборот — «разбивается» срубанием серединной фишки; четвёрка — срубанием любой из двух серединных фишек, насчёт 5,6,7 ничего внятного сказать не могу.
* Если ходить вперёд нельзя, нужно ходить назад. Рубить при этом можно на общих основаниях (хотя, как показывает опыт, рубка при этом невыгодна, ибо противник уходит вперёд).
* Если ходить вообще некуда, ход пропускается. После поля №26 (Дом Красоты) пропускать ход нельзя – любой бросок определяет судьбу фишки.
* В конце последнего ряда есть несколько особых полей, отмеченных иероглифами. Это так называемые «Дома», и в каждом действуют свои, особые правила.
Значения «Домов» (отмеченных полей):
* Поле №15 – «Дом Возрождения» – стартовый квадрат, отмеченный египетским символом жизни, знаком «Анкх» – сюда возвращаются фишки, потерпевшие неудачу в Доме Воды (№ 27) или в Доме Красоты. Если фишка отброшена в Дом Возрождения, а он уже занят фишкой противника, то противник удаляет свою и начинает с начала этой фишкой. Если Дом Возрождения занят своей фишкой, входящая фишка ставится на клетку 14.
* Поле №26 – Per Nefer («Дом Красоты» или «Дом Счастья»), отмеченный изображением музыкальных инструментов – все фишки заканчивают ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. По достижении Дома Красоты фишка не может быть срубленной, рубить, ходить назад и пасовать, но получает дополнительный ход, определяющий её «судьбу». Если выпало 5, фишка заканчивает игру. Если 1 (или 2, 3, 4, но ходить нельзя – поля впереди заняты) – попадает в Дом Воды. Если же выпало 1, а Дом Воды уже занят, фигура возвращается в Дом Возрождения (если и 15 занято, то на 14). Если выпало 2, 3 или 4, и поля свободны – входит в один из домов.
* Поле №27 – Per Mu («Дом Воды»), отмеченный изображением волн – если фишка оказалась здесь, судьба её зависит от количества выпавших очков. Если выпало 4 – фишка заканчивает игру, если 1, 2 или 3, то фишка возвращается в Дом Возрождения, а если 5 – остаётся на месте.
* Поле №28 – «Дом Трех Истин» с изображением трёх геральдических ибисов – фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если выброшено 3 очка. При другом результате остаётся на месте.
* Поле №29 – Per Re-Atoum («Дом Ра-Атума») с изображением двух коленопреклонённых людей – фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если вы выбросили 2 очка. При другом результате остаётся на месте.
* Поле №30 – Фишка может покинуть игру при любом количестве выброшенных очков. На последнем поле иногда рисовали изображение сокола, несущего солнечный диск, или просто круг с точкой как символ Солнца, или единичку, но чаще всего оно традиционно оставалось пустым: и так понятно.
Побеждает тот, кто первым выведет все свои фишки за пределы доски.
4. Как я делал Сенет.
Признаюсь, как только я увидел Сенет на экране, я понял, что хочу иметь такую игру.
Казалось бы, чего проще – взять картонку, десять камушков, четыре палочки от эскимо, разлиновать поле на 30 клеток – и готово дело, играй на здоровье. Но мне подобный подход неприятен: как-то это слишком примитивно. В отношении настольных игр я иногда веду себя как упёртый маньяк, мне хочется, чтобы всё было эстетично. А то плоды усилий некоторых «умельцев» в этом смысле ужасают: не то что в них играть – подходить к ним неприятно, а некоторые иначе как курьёзами не назовёшь (хотя бетонный дворовый Сенет из дорожных конусов и кабельных катушек реально внушает).
В Сети встречаются хорошие фабричные изделия, а также творения мастеров-любителей. Большинство придерживается канонической формы ящичка, и наверное это правильно.
Образцом для Сенета в сериале «Lost» послужил совершенно прелестный реальный исторический комплект из гробницы Аменхотепа III: у него такая же лазурная окраска, приподнятые (а не утопленные) клетки поля и шашечный узор на торце ящичка. Египтяне вообще любили голубое и жёлтое: это цвета Неба, Солнца, Нила и песка. Правда, у него более «академичная», светская разметка игровых полей, вместо сложных иероглифов эпохи Нового царства – схематичные значки: анкх, круг, крест и числа III, II и I. Аменхотеп III — фараон XVIII династии, правивший в начале XIV в. до н. э., был для своего времени очень прогрессивным правителем. В период его царствования Египет достиг наибольшего могущества. Аменхотеп был дружен с царями Вавилона, Миттани и Кипра.
В сериале снимались два комплекта Сенета – целый (но слегка обшарпанный) и «обгорелый», оба были проданы на аукционе по окончании съёмок, их стартовая цена составила 500 и 300$ соответственно.
Я с трудом представляю, как можно без фрезы вырезать такие ровные канавки между клетками, как в Сенете из сериала. Тут требуется мастерское владение резцом (да и хороший резец не помещает). Потому, поразмыслив, я взял за образец Сенет Тутанхамона: он тоже с рельефным полем в виде решётки и выдвижным ящичком для игровых принадлежностей – мне понравились его строгие формы и чёрно-белая раскраска. Вот его «дорожный» вариант.
В горе строительного мусора за магазином я нашёл сломанный ящик из-под фруктов: дощечки от него 5 мм. толщины мне вполне подошли (хотя в ширину могли быть и побольше). Решётку я вырезал из тонкой фанеры и приклеил на коробку сверху, предварительно покрасив в чёрный цвет, а «танцоров» выстругал из дерева, выбрав каноническую форму – катушки и конусы. Изначально я планировал сделать на ящичке ручку-задвижку по примеру египетских мастеров, но после сборки детали совпали так точно, что это не понадобилось. Профессионализм не пропьёшь.
Из-за ограниченных возможностей материала у меня получился сильно уменьшенный вариант Сенета (255 х 80 х 50 мм). На всё про всё ушло четыре дня. Я бы управился быстрее, когда б не клей, краска и лак – по очереди они долго сохнут. Малые размеры тоже усложнили дело – под прессом такие тонкие дощечки перекосятся, а без специальной струбцины сложно стянуть детали под углом. Вообще, эта простенькая с виду игра оказалась на редкость трудоёмкой в изготовлении.
Зато – вуаля – вот он, мой собственный Сенет! Игра, которую в России невозможно купить уже как минимум две тысячи лет. Ничем не хуже фараонского :).
Проверка эргономики набора выявила пару недостатков. Во-первых, основание фишки ненамного меньше клетки, при таких размерах и наличии перегородок фишки норовят перекоситься. «Катушки» оказались особенно «ковырячими», и даже уменьшение высоты не спасло дела. Чего греха таить – с катушками я перемудрил, надо было сделать им «талию» потолще. Из-за тесноты на доске такую фишку трудно ухватить (а особенно трудно снять фишку противника и сразу поставить свою одной рукой, как мы привыкли делать в шахматах). В разгар партии хочется играть быстрее, а тут вдруг выясняется, что Сенет не терпит суеты. Взрослые-то справятся. А дети? Во-вторых, фишки и палочки внутри упираются и заклинивают ящичек, мне пришлось добавить ещё одну, внутреннюю крышку (нет худа без добра: содержимое коробки заодно перестало греметь и выпадать при случайном открытии). Выводы: поля на доске нужно делать больше, фишки – меньше, сами фишки снизу утяжелить, а получившийся комплект считать дорожным вариантом. Я купил 14 неодиомовых магнитов и вмонтировал их в основания фишек, нарезал из магнитной резины квадратиков и вклеил в ячейки, заклеив их сверху тонким грунтованным картоном. Фишки перестали падать даже при хорошем сотрясении. В общем, я своим Сенетом доволен.
Теперь что касается играбельности.
Как всё неизвестное, игра на некоторое время меня просто очаровала (не зря же она была так популярна в Египте на протяжении тысячи лет!), но потом возникли вопросы. Хоть она и близка по тактике прохождения к нардам, некоторые участки игрового поля в Сенете имеют неравнозначное значение и зависят от иероглифа, написанного на нём. Доска только кажется маленькой, на ней 30 полей, а это половина шахматной (в нардах 24, но там на одно поле можно ставить несколько шашек).
Основными приёмами в игре являются рубка и запирание, а также специфические свойства последних пяти клеток. Как следствие, медлительный в начале, к середине партии Сенет превращается в азартную затяжную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнерами, а к финалу – в гонки на выживание. Если в нардах сдвоенные шашки нельзя рубить, но можно проходить, в Сенете такого правила нет: сдвоенные фишки перекрывают путь, а защитить одиночную фишку от рубки можно только достигнув 26-й клетки (Дома Красоты), но тогда наступают другие проблемы (дополнительный бросок с угрозой попадания в Дом Воды, а там ещё один – и запросто можно откатиться в Дом Возрождения).
Стремительность нард обусловлена наличием двух кубиков D6, встречным движением в разные дома, и правилом удвоения после дуплета. Сенет же полностью «заточен» под другой генератор случайных чисел, это придаёт ему особое очарование, и в то же время слегка раздражает. Помните про палочки?
Несложно подсчитать, что чаще всего при такой системе выпадает двойка (6 из 16 бросков), за ней идут единица и тройка (4 из 16), а 4 или 0 (то бишь 5) — реже всего (по 1 броску из 16). Для наблюдательного игрока подобная закономерность – дополнительный тактический приём: ясно, что между фишками выгоднее держать дистанцию в 1 и 3 клетки (не говоря уже о четырёх и пяти), в то время, как две – уже опасно. В то же время, из-за этой чехарды двоек и троек фишки порой долго и уныло плетутся по второй линии, наступая друг другу на пятки, словно Ахилл и черепаха, пока в дело не вмешается ещё пара танцоров. Из-за этого игрокам положены дополнительные броски, если выпадает 4, 5 или 1. Если выпадает 2 или 3 — ход переходит к сопернику.
Однако меня поджидало и необычное открытие: попытка играть в Сенет с обычным кубиком заметно портит удовольствие от игры. Палочки не дают этой, в общем-то, короткой игре свестись к примитивной торопливой пробежке из пункта «А» в пункт «Б», а выпавшие на них четвёрка и пятёрка радуют куда как больше (например, побег из Дома Красоты и особенно – из опасного Дома Воды в случае с палочками становится редкой и очень приятной удачей). Помимо прочего, палочки не встают на ребро, приятны на ощупь, забавно стучат, выпавший на них результат виден издалека, да и вообще бросать их довольно весело и непривычно (хотя собирать каждый раз утомительно). Опять же, если хочется сыграть, а палочек нет, их спокойно заменят четыре монетки.
5. Младший брат Сенета.
А вот это интересно. В Сенете был ещё один нюанс: по канонам Древнего Царства фишек в игре было 14 (7+7), как в игре Ур. В более позднем варианте их количество уменьшилось до 10 (5+5).
Думаю, это было связано вот с чем: примерно во время XVII династии в Египте стали появляться доски для Сенета, на обороте которых была более короткая (на 20 клетках) игра «Тьяу» (Tjau – возможно, «Разбойники»), а в неё как раз играют десятью фишками.
Как ни странно, уменьшение количества фишек благотворно повлияло и на канонический Сенет. При 14 фишках для начального маневрирования игрокам отведено всего 10 полей – с 16-го по 25-е, и фишки просто не успевают как следует «разбежаться». Надо сказать, что игроки в середине игры отнюдь не спешат поскорее достигнуть Дома Красоты: уж слишком велика опасность загреметь оттуда в Дом Воды и там утонуть, а в варианте с 14 фишками эта «середина игры» наступает слишком быстро. В итоге перед Домом Красоты зачастую образуется затор, а в середине поля – толкотня и нудная перетасовка, если часто выпадают единицы. Моё мнение таково: «малый» Сенет с десятью фишками реально играется быстрей и веселей, а «большой» стоит играть, если уж очень хочется или нужно скоротать время. А ведь находились любители сыграть в Сенет и с 20-ю фишками! В любом случае, о старой расстановке нам всегда напоминает местоположение Дома Возрождения на поле №15.
Внимательный читатель заметит, что у комплекта Тутанхамона сдвинуто месторасположение Домов. Сперва я думал, что это следствие появления новых игральных костей 4D, потом предположил, что виной тому реформы фараона Эхнатона, который, как мы помним, «отменил» старых богов, а после смерти был проклят и предан забвению (кто знает, какие изменения испытывала в эти годы древняя игра), но всё оказалось намного хуже. На старых чёрно-белых снимках, сделаных сразу после раскопок, отчётливо видно, что расположение Домов на Сенете Тутанхамона вполне традиционное. Вероятнее всего, египетские горе-реставраторы с благими намерениями разобрали заветный ящичек, но потом забыли, где что находилось. Отвратительно. Экспонируется он тоже однобоко — всегда одной стороной к посетителям, как Луна на небе. А между прочим (мало кто это знает) там, на обратной стороне такая же прекрасная доска для Тьяу.
6. Загадки старого Сенета.
В процессе игры у меня возникло несколько вопросов и неясностей.
* Первый вопрос: есть ли переход хода после попадания фишки в Дом Воды из Дома Красоты после дополнительного броска? Иначе говоря: требуется сразу сделать второй дополнительный бросок, или всё-таки перед этим один раз ходит противник? Я склоняюсь к последнему, иначе Дом Воды почти всегда будет пуст (если только при втором дополнительном броске не выпадет пятёрка), но в правилах есть уточнение на случай, если он занят. Тогда, видимо, при переходе хода этот второй, «судьбоносный» бросок обязателен: игрок не может двигать и рубить другие фишки, пока не решится участь его «тонущей» фишки в Доме Воды.
* И второй вопрос: как поступать с фишкой в Доме Трёх Истин или в Доме Ре-Атума, если эти фишки – последние (или все другие заперты), а положенное количество очков не выпало? Ведь фишки на пяти последних клетках не могут ни рубить, ни пасовать, ни двигаться назад, а выйти из этих Домов могут, только если выпадет, соответственно, 3 и 2. Логичнее всего было бы отправить её в Дом Возрождения, но с какой стати? Значит, остаётся пас… но пасовать нельзя! Видимо, эти разногласия решались по-разному. В любом случае о подобных вещах лучше всего договориться заранее.
Логичным выглядит предположение, что в коротком Сенете каждая фишка заряжается на стартовый квадрат №15, и только после этого начинает свой бег по доске. Поскольку их пять, то и выставляют фишку, если выпало нужное количество очков (считаются только свои). Из приведённых выше правил ясно, что противники разыгрывают ход, пока не выпадет единица, следовательно логично предположить, что нумерация фишек в начальной позиции шла от стартового квадрата к началу. Этим предотвращается бессмысленная затяжная рубка на стартовых позициях, этим же можно объяснить, почему на фресках фишки стоят то чередуясь, то двумя группами по пять — не всё ли равно, как их расставлять, если ходят они с одного квадрата? Но так ли это — я не знаю. Ни подтверждения, ни опровержения этой теории я не нашёл (правда, некоторые варианты правил явно относятся к Тьяу, но оперируют 30-клеточной доской — отнесём это несоответствие к халатности авторов). Но как тогда происходит выступка в старом Сенете, с четырнадцатью и двадцатью фишками, тоже не очень ясно. В любом случае жаль терять почти половину доски, так что этот вариант мне не понравился.
Что я ещё могу сказать про Сенет? Надо, конечно, ещё поиграть, чтобы окончательно выяснить все нюансы. Но уже сейчас понятно, что это несложная, красивая игра с непривычной тактикой (я, например, всё время забываю про правило хода назад и путаюсь в тактике Домов-ловушек). Сенет проще нард, но и медлительней, он более зависим от случая, чем от расчёта, и хорош, когда хочется во что-нибудь сыграть и не особо напрягаться.
Аккуратный длинный ящичек выглядит весьма необычно и стильно, его сразу хочется схватить и повертеть в руках. Игра наверняка понравится детям. Я обязательно сделаю такую же, только большую, когда у меня появятся время и силы. Более того: я наткнулся в Сети на поистине гениальный концепт «3 античные игры в 1», где ящичек-трансформер за секунду может стать доской для Сенета, Тьяу или Ур.
Правда, склеить три отдельных поля в такую призму под углом 60 градусов будет трудновато, потому эта идея больше подходит для пластмасс – на фабрике такую деталь можно сразу отлить целиком.
_________
* Выражаю благодарность множеству сайтов, предоставивших информацию, городской библиотеке г. Усолье, сайту Deviantart, а также блогу Sheser (lj), которая помогла мне разобраться в некоторых нюансах правил.
*
skyruk.livejournal.com
Сенет – первая настольная игра Древних Египтян
Люди играли в настольные игры тысячелетиям. Некоторые из древнейших игр смогли пройти сквозь время и сохранить популярность до наших дней. Но большинство закончили свое существование вместе с игравшим в нее народом. Сведения о них донесли до нас только сохранившиеся свитки и найденные при раскопках элементы. Впервые игровые наборы неизвестной древнеегипетской игры, названной сенет, были обнаружены археологами в начале 20 века. Эта игра не походила ни на одну из известных ранее игр.
Сенет появился примерно в первой половине 4 тысячелетия до н.э., что делает его самой старой настольной игрой в мире. Никаких древнеегипетских источников с описанием правил игры до сих пор обнаружено не было. Существующие на сегодняшний момент описания являются попыткой понять настоящие первоначальные правила игры.
Предполагается, что игра велась двумя игроками. Их целью было выведение всех своих фигур с поля. Вообще небольшие пеналы с наборами для сенет археологи находили в Египте и раньше. Первоначально их принимали за древние шахматы. Но на самом деле сенет оказался гонками фишек в виде лепешек или конусов по доскам. Броском костей-палочек определялось, насколько длинный путь должна пройти фигура по доске. На стенах гробниц сохранилось множество изображений сенета, где видны количество и расстановка фишек. Самый древний полный комплект был найден в гробнице Хесире, служителя при фараоне Джосере в Саккаре. И все же игра, как и современные шахматы или шашки требовала хорошего стратегического мышления и была доступна только аристократии и духовенству. Египтяне верили, что играют в сенет с богами. Игру клали в гробницы вместе с другими вещами умершего. Наборы сенет были обнаружены во многих захоронениях египетской знати.
Сенет просуществовал в Египте более четырех тысячелетий, а затем потерял популярность. Некоторые элементы игры перекочевали в настольные арабские игры.
Реклама от Google
Поделиться на Facebook
Поделиться в ВК
Поделиться в ОК
Поделиться в Twitter
ainteres.ru
История настольных игр. Первая часть: karhu53
История настольных игр. Первая часть
В последнее время очень часто натыкаюсь в Живом Журнале на описание настольных игр. Люди играют, люди рассказывают свое мнение после игровых партий. И это прекрасно. Но откуда они пошли настольные игры? Где, кто и когда придумал этот популярное (снова) развлечение? С удовольствием прочитал статью Питера Аттиа, перевод которой я здесь и привожу:
Королевская игра Ур, 2600 лет до н.э.
За последние несколько лет индустрия настольных игр пережила взрывной рост.
В 2012 издание The Guardian назвало наше время «золотой эрой настольных игр» в рассказе о том, что год за годом рост рынка настольных игр увеличился до 40 %, становясь одной из самых финансируемых категорий на Kickstarter.
Возрастающий интерес также воодушевил Уила Уитона и Фелицию Дэй начать популярное шоу на Youtube, называющееся Table Top. Это шоу, которое стравливает за игровым столом интернет-знаменитостей друг против друга, а каждый выпуск набирает до нескольких сотен тысяч просмотров.
Так как же что-то настолько архаичное стало настолько популярным? И с чего всё началось?
Первые настольные игры
(5000 лет до н.э.)
Некоторые люди и не догадываются, что настольные игры появились в доисторические времена ещё до появления письменности. Так что же было первой настольной игрой?.. Кости! Неотъемлемая часть большинства современных настольных игр была основой древнейших игр человечества.
Набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден во время раскопок 5000-летнего кургана Башур Хаюк на юго-востоке Турции. Они являются самыми древними игровыми компонентами, найденными археологами. Схожие экземпляры были найдены в Сирии и Ираке и могут указывать на то, что настольные игры пошли из «Плодородного полумесяца». Полумесяц включает регионы вокруг Нила, Тигра и Евфрата на Среднем Востоке. В том же регионе были изобретены выпивка, папирус, мятные леденцы и календари, также полезные в организации вашей игровой вечеринки.
Другие ранние примеры игровых кубиков представляют собой плоские палочки, одна сторона которых была покрашена. Эти палочки подбрасывались все вместе, и количество палочек, упавших покрашенной стороной вверх, определяло результат броска. Месопотамские кубики были сделаны из различных материалов, включая кости фаланг пальцев, дерево, покрашенные камни и черепаший панцирь.
Месопотамские четырёхгранные кубики и кубики-палочки
Кубики из костей V–III вв. до н.э. из Греции / Фракии
Кубики со временем стали делать из широкого спектра материалов, таких, как
медь, латунь, стекло, слоновая кость и мрамор. Кубики из Древнего Рима очень похожи на шестигранные кубики, которые мы бросаем по сей день. Были также кубики с обрезанными углами (можно увидеть на изображении выше), дающие дополнительные возможности при броске. Они очень похожи на многогранные кубики, используемые в Dungeons & Dragons и других ролевых играх.
Настольные игры становятся королевским развлечением
(3100 лет до н.э.)
Настольные игры стали популярным развлечением среди фараонов в Древнем Египте. В первую очередь игра Сенет. Игра была найдена в захоронениях додинастической эры и эры Первой Династии. Сенет можно было увидеть на фресках древнеегипетских гробниц. Ко времени Нового Царства в Египте (1550–1077 гг. до н.э.) игра стала чем-то вроде талисмана для путешествия в мир мёртвых.
Древние египтяне имели сильную веру в концепцию судьбы. Считалось, что ярко выраженный фактор удачи в Сенете был тесно связан с этой концепцией. Существовало поверье, что успешные игроки получали защиту верховных богов Египетского пантеона: Ра, Тота и иногда Осириса. Поля для Сенета часто помещались в могилы вместе с другими полезными объектами, в помощь для опасного путешествия через загробный мир. Об игре даже говорится в главе XVII «Книги мёртвых».
Но по поводу самого игрового процесса мнения разнятся. Поле для Сенета разделено на 30 квадратов, расположенных в три ряда по десять штук. Также имеется два набора пешек (около пяти на игрока, в некоторых других вариациях больше или меньше). Историки делали догадки о правилах игры, которые были заимствованы разными компаниями для выпусков современных наборов Сенета.
Настольные игры связывают с религией
(3000 лет до н.э.)
С растущей популярностью среди знати настольные игры быстро перенял и рабочий класс. И вскоре после этого их стали связывать с религиозными верованиям. Такой игрой является Мехен.
Наряду с тем, что полные правила игры никогда не были найдены, мы точно можем сказать, что игра изображает божество Мехен. Культ Солнца представлял бога Мехена как огромного змея, спиралью окутывающего Бога Солнца Ра (само поле игры изображает этот момент).
В какой-то момент, возможно, даже до Старого Царства, игра и бог начали сплетаться между собой. Игра стала чем-то большим, чем простое времяпрепровождение. Она стала синонимом змеиного бога в тексте и мысли. Тим Кендалл, специалист по истории Древнего Египта, считал, что не представляется возможности точно узнать (с известными на данный момент доказательствами), было ли вдохновлено божество игрой или же наоборот.
Фигурка льва из Мехена
Для Мехена также не было найдено правил, но существует аналогичная арабская «Игра в гиену», имеющая несколько схожих характеристик. Поэтому правила для Игры в гиену были адаптированы для игры в Мехен.
Каждый игрок начинает с шестью шариками и одним львом. Уже упомянутые палочные кубики определяют дальность шага игрока. Игроки начинают на хвосте на внешнем крае поля и двигаются к голове змеи в центре. Игроки соревнуются в том, чьи шарики первыми достигнут центра поля. Но когда шарик достигает центра, движение продолжается в обратную сторону, к хвосту. После этого в игру входят фигуры львов. Эта хищная фигурка использовалась для того, чтобы захватывать (съедать) шарики оппонента.
Первые свидетельства самой долговечной игры человечества
(2650 лет до н.э.)
Принято думать, что человечество дольше всего играет в нарды, но на самом деле Королевская игра Ур гораздо старше.
Предполагалось, что эту игру заменили нарды ещё 2000 лет назад. Тем не менее, игровой энтузиаст Ирвинг Финкель обнаружил правила игры, вырезанные на старинной каменной скрижали, а потом увидел фотографию идентичной игры из современной Индии. После этого Финкель встретил бывшего школьного учителя, игравшего в ту же игру, будучи ребёнком. Это сделало Королевскую игру Ур игрой, в которую играли дольше, чем в какую-либо ещё в мировой истории.
Игра была найдена недалеко от Королевской Гробницы Ур в Ираке, отчего и берёт свое имя. Также был найден комплект игры в гробнице Тутанхамона. В Королевской игре Ур у каждого игрока был набор из семи фишек чёрного или белого цвета, а также по три четырёхгранных кубика.
Появление нард
(2000 лет до н.э.)
В Римской Империи была популярна игра под названием Ludus duodecim scriptorum. Название примерно переводится как «игра двенадцати линий», скорее всего, ссылаясь к трём рядам из 12 засечек, найденным на уцелевших полях для игры. Предполагается, что игра Табула — наследница этой игры, и обе они очень похожи на современные нарды.
Расчерченное поле для игры XII в музее в Эфесе
Старейшая игра с правилами, идентичными нардам, имела поле с теми же двадцатью четырьмя пунктами, по 12 на каждой стороне. Как и в современном варианте, у игроков было по 15 шашек и использовались шестигранные кубики. Условия победы заключались в том, чтобы перевести в дом и снять с доски все шашки игрока. Единственное различие в том, что использовались три кубика вместо двух, а шашки начинали движение за доской. На поле они переходили так же, как шашки переходят через бар в нынешнем варианте игры.
Популярность нард возросла в середине 1960-х, частично из-за харизмы Принца Алексиса Оболенского, ставшего известным, как «отец современных нард». Он был одним из основателей Международной Ассоциации Нард, опубликовавшей официальный свод правил. Он также учредил Мировой Клуб Нард, разработавший турнирную систему для этой игры в 1963 году.
Позже Оболенский организовал первый крупномасштабный турнир по нардам в марте 1964 года, который привлёк к себе внимание королевской знати, знаменитостей и прессы.
Игра стала повальным увлечением и в неё играли в университетских кампусах, на дискотеках и в загородных клубах. Взрослые и дети по всей стране стёрли пыль со старых досок и шашек. Табачные, алкогольные и автомобильные производители стали спонсировать турниры, и даже Хью Хефнер устраивал нардовые вечеринки в особняке Playboy. Клубы нард росли в популярности, проводились соревнования, а самым масштабным был мировой турнир в Лас Вегасе в 1967 году.
С целью вернуть популярность игры в США, в 2009 была основана Федерация Нард Соединённых Штатов (United States Backgammon Federation или USBGF). Совет и члены комитета включают в себя множество профессиональных игроков, учредителей турниров и писателей, объединённых в международном сообществе, посвящённым нардам.
Влияние войны оказывает действие на военные стратегические игры
(1300 лет до н.э.)
Ludus latrunculorum — древнеримская стратегическая игра для двух игроков. Упоминания о ней встречаются ещё со времён Гомера, и она похожа на шахматы. Определённые источники информации позволяют предположить, что это военно-тактическая игра. Считается, что непрекращающиеся войны в XII в. до н.э. повлияли и на тематику игр.
Игра состоит из множества компонентов и поля, похожего на поле шахмат. Поле называлось «городом», а фигуры «собаками». Фигуры имели два цвета, и искусство игры состояло в том, чтобы захватывать фишку противника между двумя своими.
Есть теория о том, что Ludus latrunculorum имела влияние на историческое развитие шахмат, в частности на движение пешек. Когда шахматы пришли в Германию, термины «шахматы» и «шах» (пришедшие из персидского языка) появились в немецком языке как «Schach». Но слово «Schach» уже было немецким словом, означающим «ограбление». Поэтому средневековое латинское название Ludus latrunculorum стали часто использовать для обозначения шахмат.
Настольные игры становятся частью детства
(500 лет до н.э.)
В древней культуре в настольные игры чаще всего играли взрослые, и, глубоко пустив корни в культуру, они были переняты детьми. Одной из первых (технически не настольных) игр, предназначавшейся преимущественно для детей, были классики. Да-да, она гораздо старше, чем вы могли подумать!
Первые упоминания о классиках уходят к римским детям в пятисотые годы до н.э. По всему миру встречаются различные правила игры, но основной принцип остаётся тем же. Первый игрок бросает какой-то предмет для отметки (камешек, монету или мешочек с бобами) в первый квадрат. Пометка должна упасть точно в пределы квадрата, не дотрагиваясь до линий и не вылетая за пределы. Затем игрок прыгает через все квадраты, пропуская тот, на котором лежит метка.
Впервые упоминание игры в англо-говорящих странах встречается в позднем XVII в., обычно под названиями scotch-hop или scotch-hopper. В Оксфордском словаре английского языка об этимологии названия игры написано, что оно является формированием слов «hop» (скачёк) и «scotch» (надрез), обозначающим «вырезанную линию или насечку».
Влияние настольных игр на восточную культуру
(400 лет до н.э.)
Несмотря на то, что в азиатском обществе настольные игры существовали ещё задолго до IV в. до н.э., в большинстве своём они являлись вариациями ближнево
karhu53.livejournal.com